Рабочая программа и методические рекомендации по использованию 3D проектора в учебном процессе
рабочая программа по естествознанию (5 класс)
Программа по использованию ИКТ, а именно 3Д проектора, в учебном процессе, составлена с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана), а также программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011, и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (II вариант учебного плана).
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3d.docx | 45.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 755 «Региональный центр аутизма»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
Рабочая программа и методические рекомендации по использованию 3D проектора в учебном процессе
Разработчик
Галкина О.А.
Санкт-Петербург
2019
Пояснительная записка
Статус документа
Программа по использованию ИКТ, а именно 3Д проектора, в учебном процессе, составлена с учетом программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - Сб. 1. - 232 с. и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (I вариант учебного плана), а также программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью /под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011, и в соответствии с адаптированной образовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью в сочетании с расстройствами аутистического спектра (II вариант учебного плана).
Программа составлена с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26 санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (СанПиН 2.4.2.3286-15).
Цель Программы: используя возможности 3Д проектора, как ИКТ в учебном процессе, закрепить знания, полученные обучающимися на уроке, повысить эффективность образовательного процесса, способствовать развитию логического мышления и воображения учащихся.
Задачи Программы:
- Обобщать и актуализировать знания, полученные на уроках естественно-научной направленности;
- Формировать познавательный и творческий опыт благодаря современному программному обеспечению;
- Развивать психические процессы, абстрактно–образные виды мышления;
- Корректировать сенсорное восприятия при просмотре обучающих видео на 3Д проекторе;
- Благодаря возможностям 3Д проектора получить целостную картину о растительном и животном мире, а также явлениях природы.
В настоящее время разные средства ИКТ активно внедряются в процесс обучения разных категорий обучающихся. Компьютеризация непосредственно касается всех сфер жизни человека. Уже сложно представить урок в школе без включения в него таких ИКТ, как проектор, интерактивная доска, иногда планшеты, и даже мобильные устройства. Все больше технических возможностей появляется у школ, чтоб сделать насыщенным и интересным урок. Это продиктовано внедрением инновационных технологий в учебный процесс и политикой Государства.
Для того, чтоб использовать 3Д проектор в учебном процессе педагогу важно учитывать специфику учреждения и цель, которую преследует педагог, прибегая к его помощи.
Специфика учреждения проявляется в том, что контингент обучающихся средней школы - дети с различными синдромами аутизма, имеющие сложный дефект развития: интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, речевую патологию, соматическую патологию; 98% обучающихся – дети-инвалиды.
Специфические особенности данной категории обучающихся:
- выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, трудности во взаимодействии со сверстниками, отгороженность от внешнего мира;
- особенности эмоционально-волевой сферы: слабость или искаженность эмоционального реагирования, бедность эмоций, их однообразие, неадекватность, проявления негативизма при попытках вовлечь ребенка в произвольную деятельность;
- боязнь всего нового, приверженность к сохранению постоянства окружающей обстановки;
- своеобразное зрительное поведение: взгляд мимо, «скользящий взгляд», ограниченность визуального контакта, фрагментарность зрительного внимания;
- своеобразие движений: произвольные движения неловкие, недостаточно координированы, наличие стереотипных повторений одних и тех же движений;
- специфические особенности речевого развития: понимание обращенной речи на бытовом уровне, собственная речь представлена от вокализаций до автономной речи (разговоры с самим собой с использованием сложных оборотов, штампов с недостаточным осмыслением их). Часто отмечаются непосредственные или отставленные по времени эхолалии. Грубое нарушение коммуникативной функции речи, низкая речевая активность;
- низкая сформированность высших корковых функций, прежде всего пространственной ориентации;
- умственная отсталость легкой и умеренной степени.
Учитывая все выше сказанное, можно предположить, что длительность фильма в 3Д формате должна составлять не более 10-15 минут. Также необходимо учитывать перед использованием 3Д проектора в учебных целях наличие эпистатуса у обучающихся. Такие обучающиеся не допускаются до просмотра материалов на 3 Д проекторе (находятся в классе с воспитателем, прорабатывая материал на плоскостной наглядности). Возможны всплески нежелательного поведения. В таких случаях обучающийся находится в классе с воспитателем, а учитель с помощником воспитателя проводит обобщающее занятие в специальном помещении, которое соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Один из самых важных инструментов объяснения программного материала для данной категории обучающихся является наглядность. Благодаря плоскостному изображению эта задача стала в большей степени решаемой для педагога, но часть материала не осваивается обучающимися несмотря на эту возможность, как в силу своих особенностей, так и из-за того, что для более ясного понимания процессов по предметам естественно-научного цикла необходимо 3Д изображение явлений и процессов, происходящих в природе и живых и неживых объектов.
Разделы программы
5 класс
Природоведение
- Временные представления
Итогом темы должен быть фильм в 3Д формате, где обязательно необходимо отразить следующее:
- Каким образом связана жизнь на Земле с Солнцем?
- Земля вращается вокруг своей оси, а также вокруг солнца. За счет такого вращения происходит смена дня и ночи, смена времен года;
- Полное вращение Земли вокруг Солнца равна 365 дням;
- Какая система отсчета дней и месяцев, сколько дней в недели;
- Главные характеристики погоды (температура воздуха, направление и сила ветра, облачность, осадки);
- От чего зависит погода?
- Дождь, облака (перистые, слоистые, кучевые), схема образования дождя, все виды осадков;
- Времена года (характерные признаки каждого времени года, в животном, растительном мире, человек и его занятия в разные времена года).
- Россия. Города и люди
- Географическое положение нашей страны на физической карте мира;
- Рельеф России, самая длинная и самая полноводная реки;
- Народы России (русские, татары, украинцы, башкиры, чукчи, ненцы);
- Гимн и флаг РФ;
- Столица, правительство Российской Федерации;
- Достопримечательности Москвы. Деревянная, белокаменная и современная Москва;
- Основные города России (4-6 городов).
- Неживая природа
- Разнообразие земной поверхности. Что это?
- Равнина;
- Низменность;
- Овраг;
- Холм. Элементарное строение;
- Самые яркие примеры рельефа России (горы, низменности, горные хребты);
- Почва. Состав и свойства. Почвенный разрез;
- Образование перегноя;
- Вода и ее свойства. 3 состояния воды. Перемещение воды в природе;
- Воздух и его свойства. Состав и его значение;
- Ветер и его перемещение днем и ночью;
- Горные породы – полезные ископаемые.
4.Разнообразие живой природы леса и водоема
- Царства живой природы и их представители;
- Условия, необходимые живым организмам. Сходства и отличия живой и неживой природы;
- Наиболее типичные и яркие представители животных и растений леса;
- Грибы (элементарное строение грибов и отличия съедобных и несъедобных грибов);
- Растительный и животный мир водоема;
5.Разнообразие живой природы луга
- Растительная и животная составляющая каждого «этажа» луга;
- Растения и животные сада;
- Декоративные растения садов;
- Комнатные растения;
- Растения и животные огородов;
- Растения и животные полей;
- Домашние животные.
6. Элементарное строение тела человека
- Отделы, которые выделяют в теле человека (голова, туловище, верхние и нижние конечности);
- Туловище делят на 2 части: грудную клетку и брюшную полость (органы, находящиеся в каждой части);
- Орган. Значение легких, сердца, органов пищеварения, выделения и размножения. Связь органов и ее значение;
- Кожа человека. Значение и функции кожи;
- Органы опоры и движения: отделы скелета и особенность работы мышечных волокон;
- Пищеварительная система;
- Кровеносная система;
- Процесс дыхания человека;
- Нервная система и органы чувств.
6 класс
Биология
1.Вода
- 3 состояния воды. Значение воды для живых организмов;
- Состояния воды по временам года и по материкам (в Африки в зоне пустынь, воды почти нет, в Антарктиде вода в твердом состоянии – лед и снег)
- Соотношение воды и суши на Земле;
- Вода – жидкость. Свойства (прозрачность, текучесть, без запаха, без вкуса);
- Переход воды из одного состояния в другое под действием разных температур (лед, пар). Кипение воды;
- Круговорот воды в природе;
- Опыт, демонстрирующий, что вода растворитель. Нерастворимые в воде вещества;
- Соотношение морской и пресной воды на Земле. Свойства и особенности морской воды;
- Строение источника питьевой воды (колодец).
2. Воздух
- Воздух – газообразное тело;
- Опыт с землей, который демонстрирует свойство воздуха занимать различные пустоты;
- Свойства воздуха (сжимаемость, упругость, теплопроводность);
- Расширение и сжатие воздуха под действием температур;
- Холодный воздух тяжелее холодного (опыт);
- Состав воздуха;
- Кислород и его значение для жизни растений, животных и человека;
- Углекислый газ и его свойства. Применение;
3. Полезные ископаемые
- Твердые полезные ископаемые. Гранит, состав, способ добычи, применение;
- Известняк. Состав, способ добычи, разнообразие известняков, применение;
- Песок и глина. Способы добычи, место расположения природных ископаемых, состав, свойства, применение;
- Горючие полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. Способы добычи, характерные особенности, свойства, состав, применение;
- Природный газ. Свойства, характерные особенности, способы добычи, применение, меры предосторожности;
- Железные руды, металлы. Свойства, характерные особенности внешнего вида, добыча, состав.
- Почва
- Виды почв;
- Что влияет на плодородие почв;
- Состав почвы. Перегной. Процесс его образования;
- Органическая и минеральная части почв (перегной, песок, глина, минеральные соли);
- Сравнение песчаных и глинистых почв, быстрота проникновения воды в разные виды почв;
- Отличие весенней и осенней обработки почв.
6 класс
География
- Временные представления, ориентирование на местности
- Влияние положения Земли, относительно Солнца на погоду и смену времен года;
- Высота Солнца в разное время года. Функция метеорологических центров;
- Явления природы: ветер, шторм, ураган, осадки, молния, гроза, гром;
- Что такое небосвод;
- Горизонт, линия горизонта;
- Стороны света. Как их определить без компаса и используя компас;
- Ориентирование по местным признакам природы (звездам, мху на пне, муравейнику, проталинам).
- Равнины и холмы
- Примеры равнин. Положительное значение для человека (сельское хозяйство);
- Разновидности равнин: плоские и холмистые. Самая большая равнина нашей страны;
- Холм. Строение;
- Различие равнин по высоте над уровнем моря (низменность, возвышенность, плоскогорье).
- Овраги и горы
- Процесс образования оврага. Погодные явления, которые влияют на его образование;
- Строение оврага;
- Меры борьбы с образованием оврагов;
- Горы России;
- Строение гор. Горных хребтов. Горные долины;
- Деление гор по высоте и возрасту образования (примеры, особенности);
- Причины землетрясения;
- Строение вулкана, механизм извержения вулкана.
- Вода на Земле
- Круговорот воды в природе;
- Родник (источник) и его образование (водопроницаемые и водоотталкивающие горные породы);
- Колодец, водопровод. Схемы строения;
- Выдающиеся реки нашей страны. Их строение;
- Равнинные и горные реки. Ледники и водопады;
- Использование рек людьми;
- Озеро. Общая характеристика. Основные озера РФ. Сточные и бессточные озера;
- Болота. Причины возникновения болот, какое полезное ископаемое добывают в болотах?
- Океан. Основные характеристики;
- Моря. Окраинные и внутренние моря;
- Острова и полуострова. Основные отличительные особенности.
- Земной шар
- Космос, Солнечная система;
- Краткая характеристика и основные особенности каждой планеты Солнечной системы. Астероид;
- Доказательства шарообразности Земли, освоение космоса;
- Материки и части счета на глобусе и карте. Краткая характеристика, особенности растительного и животного мира материков;
- Первые кругосветные путешествия;
- Влияние положения Солнца на климат в поясах;
- Отличия климата от погоды;
- Особенности поясов: северного, северного полярного круга (северное сияние, причины его возникновение), северного умеренного, северные тропики, экватор, тропический пояс, южный тропик, южный умеренный, южный полярный круг, южный полярный пояс.
6 класс
Развитие речи и окружающий мир
- Я и мой город
- Экскурсия по Василеостровскому району;
- Достопримечательности Василеостровского района;
- Дорога до школы;
- Улица (проезжая часть и пешеходная зона);
- Набережная и река, на которой основан наш город.
- Временные представления
- Характерные особенности времен года;
- Изменения в животном и растительном мире;
- Занятия людей в разные времена года;
- Прогулка по городу в разные времена года.
- Знакомство с развлекательными мероприятиями (цирком, театром, концертным залом, кинотеатром)
- Основные правила поведения в общественном месте и на развлекательных мероприятиях;
- Отличия циркового представления, театрального, концертного и фильма;
- Профессии: клоун, гимнаст, жонглер, дрессировщик, актер, балерина, оперная певица, пианист, скрипач, дирижер, режиссер, сценарист;
- Фрагменты цирковых представлений, спектакля, балета, оперы, музыкального вечера, фильма.
- Строение растений
- Строение цветкового растения (подземная часть – корень, надземная часть – стебель листья, бутон, цветок). Функции частей цветкового растения;
- Строение дерева. Функции частей дерева (корень, ствол – кора, ветви, листья);
- Знакомство с разнообразием растительного мира на примере древесных растений (клен, дуб, береза, осина, липа, каштан)
- Процессы, происходящие внутри растения в зависимости от времени года.
- Животный мир
- Домашние животных и дикие зверей (корова, свинья, собака, кошка, лошадь, еж, кабан, лиса, медведь, волк, белка, заяц);
- Каким образом человек заботится о домашних животных;
- Жизнь диких зверей в разное время года;
- Отличия хищного и травоядного животного (примеры);
- Перелетные и зимующие птицы: снегирь, клест, синица, ласточка, скворец, грач, утка (отличительные особенности строения, особенности питания, места обитания);
- Прослушивание голосов птиц;
- Насекомые: божья коровка, бабочка, комар, муравей (особенности строения, среда обитания, способы передвижения, особенности питания).
- Транспорт
- Виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
- Наземный транспорт (общественный, личный);
- Правила поведения в метро (видео экскурсия от момента входа в метрополитен, спуск по эскалатору, нахождение на станциях, в вагоне метрополитена);
- Воздушный транспорт: самолет, вертолет, воздушный шар;
- Водный транспорт: лодка, катер, теплоход.
7 класс
Биология
- Цветковые растения
- Разнообразие растений вокруг нас (деревья, кустарники, цветковые растения, травы). Произрастающие в разных средах (почве, пустынях, водных объектах);
- Дикорастущие и культурные растения;
- Значение и охрана растений;
- Условия для жизни и роста растений;
- Строение цветкового растения (цветоножка, чашелистики, венчик, нектар, пестики, тычинки, пыльца);
- Строение цветка. Виды соцветий (зонтики, колосок, корзинка);
- Опыления: самоопыление и перекрестное (ветром, насекомыми).
- Плоды
- Процесс образования плодов;
- Сухие (орех, боб, зерновка, семянка, коробочка) и сочные плоды (ягода, костянка);
- Размножение растений семенами и плодами (с помощью ветра: одуванчик, клен, тополь; с помощью животных и человека: лопух, рябина, орешек; саморазбрасывание: акация, горох);
- Семя
- Разнообразие внешнего вида семян по форме и окраске;
- Строение семени в разрезе (процесс набухания, рассмотрение строения семядоли фасоли;
- Строение зерновки пшеницы;
- Условия произрастания семян;
- Влияние разных условий (температура, влажность, воздух) на произрастания семян;
- Всхожесть и невсхожесть семян. Условия. Глубина посадки семян;
- Корень
- Главный и боковой корень. Придаточные корни;
- Отличия корневой системы у двудольных и однодольных;
- Черенки;
- Процессы происходящие в корневой системе. Поглощение и проведение воды корневой системой;
- Значение корня. Видоизменение корней (корнеплоды, корнеклубни.
- Лист
- Внешнее строение листовой пластины. Соединение листовой пластинки со стеблем;
- Жилкование. Понятие простого и сложного листа;
- Вещества, из которых состоит растение. Процесс фотосинтеза (солнце+углекислый газ -лист, образование крахмала+углекислый газ);
- Испарение воды листьями;
- Дыхание растений;
- Стебель
- Строение стебля дерева (сердцевина, древесина, камбий, кора, кожица);
- Значение стебля в жизни растений;
- Способы размножение черенками. Разнообразие стеблей (укороченные стебли, прямостоячий, цепляющийся, ползучий, вьющийся);
- Взаимосвязь частей растений между собой и со средой обитания.
- Многообразие растений
- Мхи (кукушкин лен, сфагнум). Образование торфа;
- Папоротники. Участие в образовании каменного угля;
- Голосеменные (хвойные) растения (сосна, ель, лиственница, кипарис, кедр, пихта;
- Покрытосеменные (характерные особенности);
- Многообразие покрытосеменных растений. Однодольные: злаковые, лилейные, овощные лилейные, дикорастущие лилейные. Двудольные: пасленовые, бобовые, розоцветные, сложноцветные.
7 класс
География
- Особенности природы и хозяйства России
- Географическое положение России на карте мира;
- Европейская и Азиатская части России;
- Административное деление России (области, края, округа, республики);
- Разнообразие рельефа (равнины, плоскогорье, горы, моря, низменность);
- Полезные ископаемые России и их местоположения;
- Климат (влияние географического положение на климатические условия);
- Водные объекты России;
- Население России, народы. Промышленность, сельское хозяйство, экономическое развитие;
- Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
- Природные зоны России на карте;
- Зона арктических пустынь (моря: Белое, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское и реки), айсберги;
- Климат. Полярная ночь и полярный день. Северное сияние;
- Растительный и животный мир (мхи, лишайники, водоросли, планктон, треска, сельдь, морской окунь, камбала, белухи, нарвалы, тюлени, моржи, морские котики, нерпы, белые медведи, кайры, гаги, тупики, чайки, чистики, белые гуси, казарки);
- Население и его основные занятия.
- Зона тундры
- Чем характеризуется данная зона. Положение на карте;
- Полезные ископаемые зоны и их местоположение;
- Климат. Водные объекты зоны (лето короткое, прохладное, зима долгая и холодная с сильными ветрами и метелями);
- Растительный и животный мир (растительный мир беден: многолетние низкорослые растения, многие из которых стелющиеся, мхи, лишайники, вороника, арктическая толокнянка, морошка, карликовые ивы, карликовые березы, осока, лютик, пушица, грибы, брусника, черника, голубика, клюква, морошка; Богатый животный мир: густой мех и оперение. Лемминги или полярные пестушки, зайцы-беляки, песцы, волки, белые куропатки, полярные совы, северный олень, кулики, утки, гуси, лебеди, гагарки, чайки). Заповедник на полуострове Таймыр.
- Население и его основные занятия;
- Города тундры. Экологические проблемы севера.
- Лесная зона
- Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые (Восточно-Европейская равнина (Русская), Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье), Курильский архипелаг, остров Сахалин, реки;
- Климат (умеренно-континентальный, резко-континентальный;
- Реки, озера, каналы;
- Растительный мир (хвойные леса – тайга, смешанные и лиственные леса);
- Животный мир (травоядные животные, хищники, всеядные);
- Охрана лесов;
- Промышленность и сельское хозяйство Центральной России;
- Города Центральной России;
- Особенности развития хозяйства Северо-Западной России и города;
- Западная Сибирь и Восточная Сибирь;
- Дальний Восток;
- Заповедники и заказники лесной зоны. Охрана леса;
- Зона степей
- Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые. Реки;
- Растительный мир (широко распространены травы, встречаются: гусиный лук, лиловые ирисы, тюльпаны, ковыль, типчак, тонконог, чертополох, перекати-поле, полынь, степная осока, мятлик, пшеница, подсолнечник, кукуруза);
- Животный мир (перепела, куропатки, жаворонки, дрофа, суслики, хомяки, тушканчики, мыши-полевки, сурки, степные орлы, коршун, ястреб, пустельги, совы, волки, лисы, барсуки, степные хорьки, горностаи, ласки, степные гадюки, полозы, кузнечики, сверчки);
- Население и его основные занятия;
- Города лесостепной и степной зон;
- Охрана природы зоны степей;
- Зона полупустынь и пустынь
- Положение на карте, рельеф и полезные ископаемые;
- Климат и реки;
- Растительный мир (песчаная осока, ревень, маки, лиловые ирисы, тюльпаны, верблюжья колючка, полынь, солянка, злаки, песчаная акация, саксаул);
- Животный мир (много змей и ящериц, черепах, вараны, скорпионы, пауки-фаланги, муравейники находятся под землей, тушканчики, сайгаки, верблюд, кабаны, камышовый кот, ушастая круглоголовка);
- Население и его основные занятия;
- Города зоны полупустынь и пустынь;
- Зона субтропиков
- Положение на карте, климат, природа субтропиков;
- Растительный и животный мир;
- Население и его основные занятия. Города;
7 класс
Развитие речи и окружающий мир
- Временные представления
- Времена года: изменения, происходящие в каждое время года, одежда людей, спортивные занятия в каждое время года;
- Части суток: занятия людей, поведение животных в разные части суток;
- Ягоды, фрукты, овощи. Отделы магазинов
- Садовые и лесные ягоды на примере: малины, клубники, смородины, брусники, клюквы;
- Фрукты: яблоко, слива, груша, персик, киви, ананас, абрикос. Характерные особенности внешнего и внутреннего строения, произрастание, способы употребления в пищу;
- Овощи: картофель, капуста, свекла, горох, огурец, помидор. Использование в пищу, приготовление блюд;
- Разные магазины, отделы, где можно приобрести овощи, фрукты, ягоды.
- Соль и сахар
- Свойства (белый, сладкий/соленый, внешний вид, помол соли, кусковой и сахарный песок);
- Использование в пищу (компоты, варенье, кисель, морсы, супы, приготовление вторых блюд, соленья);
- Роль в питании.
- Театр
- Устройство театра внутри;
- Экскурсия в гримерную, ее роль для актеров театра;
- В чем суть работы разных актеров (музыкантов, балерины, актеров сцены);
- Экскурсия и правила поведения в театре от входа до момента, когда гость занимает свое место, согласно билету.
- Медицинские профессии
- Устройство поликлиники;
- Устройство больницы;
- Правила нахождения в медицинском учреждении;
- Медицинские профессии их значение для нас;
- Признаки болезней (ангина, грипп, корь, перелом ноги/руки, травма, гепатит, воспаление легких).
8 класс
Биология
- Беспозвоночные животные
- Общие признаки червей (дождевой, пиявка, трубочник, аскарида, сосальщик);
- Разнообразие мест обитания (в том числе и паразиты);
- Общие признаки насекомых (внешнее строение, внутреннее строение, образ жизни);
- Процесс развития насекомых на примере бабочки-капустницы (самка, самец, яйца, личинки-гусеницы, куколка);
- Характерные особенности следующих представителей насекомых: яблонная плодожорка, майский жук, комнатная муха, медоносная пчела, тутовый шелкопряд.
- Рыбы
- Общие признаки беспозвоночных;
- Общие признаки рыб (среда обитания, значение, роль покровов тела);
- Внешнее строение и скелет (голова, туловище, хвост, что такое чешуя, тело покрыто слизью, ее роль, боковая линия, плавники, скелет костный);
- Внутреннее строение рыб (системы: пищеварительная, дыхательная, кровообращения, нервная);
- Размножение рыб (икринка-зародыш, личинка, взрослая особь);
- Многообразие рыб (речные, морские);
- Земноводные
- Общие признаки, среда обитания, внешнее строение на примере лягушки;
- Внутреннее строение земноводных (позвоночные животные);
- Пищеварительная, кровеносная, дыхательная, нервная системы;
- Строение сердца. Круги кровообращения;
- Размножение и развитие (икра-головастики-лягушонок-взрослая особь);
- Пресмыкающиеся
- Общие признаки, среда обитания, особенности внешнего строения;
- Внутреннее строение: дыхательная, кровеносная, система, скелет, нервная система;
- Размножение и развитие (яйца-влияние тепла-молодые особи);
- Многообразие пресмыкающихся (серый варан, безногие ящерицы).
- Птицы
- Общие признаки. Особенности внешнего покрова тела (разнообразие перьев, связанные с их функцией);
- Особенности внешнего строения птиц (клюв, надклювье, ноздри, шея, слуховое отверстие, голова, туловище, крыло, пальцы с когтями, хвост;
- Особенности скелета птиц (череп, позвоночник, скелет конечностей). На грудине имеется высокий гребень, к которому крепятся крупные мышцы;
- Особенности внутреннего строения птиц (органы пищеварения, органы дыхания и процесс дыхания, кровообращение, строение сердца, круги кровообращения, выделительная система);
- Размножение и развитие птиц (яйца-птенцы-взрослая особь);
- Многообразие птиц (кормящиеся в воздухе, птицы леса, хищные, пресных водоемов и болот, птицы, обитающие вблизи жилья человека).
- Млекопитающие
- Общие признаки. Места их обитания;
- Внешнее строение (покровы, расположение ног относительно туловище);
- Особенности строения скелета (отделы, подвижное и неподвижное соединение костей);
- Нервная система. Принципы работы, особенности развития головного мозга;
- Внутренние органы млекопитающих (пищеварения, дыхания, кровообращения, выделения);
- Многообразие млекопитающих особенности строения каждой группы (грызуны, зайцеобразные, хищные звери, дикие пушные хищные звери, самый маленький хищный зверь, домашние хищные звери, ластоногие, китообразные, парнокопытные, непарнокопытные, приматы).
8 класс
География
- Мировой океан
- Атлантический океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности (айсберги), течения, острова, рыбы, значение;
- Северный ледовитый океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности, течения, острова, рыбы и другие морские животные, значение, Северный морской путь;
- Тихий океан. Географическое положение, моря, которые его омывают, Большой Барьерный риф, течения, острова, животный и растительный мир, значение, судоходные пути;
- Индийский океан. Географическое положение, моря и заливы, которые его омывают, особенности, течения, острова, животные и растения, населяющие его, значение, крупные порты;
- Изучение мирового океана.
- Африка
- Основные особенности материка;
- Океаны, которые его омывают, географическое положение;
- Разнообразие рельефа, климата материка (Эфиопское нагорье, Атласские горы, пустыня Сахара, вулкан Килиманджаро, драконовы горы);
- Полезные ископаемые;
- Реки и озера Африки;
- Природные зоны материка (растительный и животный мир в каждой зоне). Тропические леса, саванна, пустыня;
- Население и государства (Египет, Эфиопия, Танзания, ДР Конго, Нигерия, ЮАР).
- Австралия
- Географическое положение, океаны, заливы, острова;
- Разнообразие рельефа, климат, реки, и озера, полезные ископаемые;
- Растительный и животный мир;
- Население, их занятия, промышленность;
- Австралийский союз (как Австралия стала государством);
- Океания. Остров Новая Гвинея.
- Антарктида
- Географическое положение. Антарктика;
- Открытие Антарктиды русскими мореплавателями;
- Рельеф, климат;
- Растительный и животный мир;
- Современные исследования Антарктиды («Полюс недоступности»).
- Северная Америка
- Открытие Америки (Христофор Колумб, Америго Веспуччи, открытие Северо-западной части континента русскими в 1732 г). Открытие Аляски и Алеутских островов;
- Географическое положение, моря, океаны, каналы, омывающие материк. Острова и полуострова;
- Рельеф (горы Кордильеры, вулкан Орисаба, высочайшая гора Мак-Кинли, великие равнины, Центральные равнины, низменности, горы Аппалачи, течения: Гольфстрим и Лабрадорское), климат, природные ископаемые;
- Реки и озера (Миссисипи с притоком Миссури, Маккензи, Колорадо, Великие озера, Ниагара-водопад);
- Растительный и животный мир (арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепи, прерии, пустыни, области высокой поясности);
- Население и государства. Занятия населения. Многонациональность населения;
- США: географическое положение, экономическое развитие, полезные ископаемые, пастухи-ковбои, население США, столица, крупные города;
- Канада: географическое положение, полезные ископаемые, промышленность, население, столица – Оттава, мосты, крупные города (Торонто, Монреаль, Ванкувер);
- Мексика. Географическое положение и исторические корни населения. Климат и рельеф. Полезные ископаемые, промышленность, столица Мексики – Мехико;
- Куба. Географическое положение, рельеф и его особенности, основные занятия населения Кубы, революция (Фидель Кастро), столица Гавана.
- Южная Америка
- Географическое положение. Океаны, моря, острова, пролив, мыс Горн, Панамский перешеек и канал;
- Разнообразие рельефа, климат, природные ископаемые;
- Реки и озера (Амазонка, Панара, Ориноко, Маракайбо);
- Растительный и животный мир тропических лесов;
- Растительный и животный мир саванн, степей, пустынь и горных районов;
- Население, его занятия, государства (Бразилия, Аргентина, Перу).
- Евразия
- Географическое положение;
- Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова;
- Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова;
- Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Европы;
- Разнообразие рельефа и полезные ископаемые Азии;
- Климат Евразии;
- Реки Европы (Волга, Дунай, Днепр, Дон, Рейн, Эльба, Сена, Висла, Темза) и озера (Ладожское, Онежское, Женевское);
- Реки и озера Азии (Янцзы, Обь, Хуанхэ, Меконг, Ганг, Инд, Евфрат, Амударья, Сырдарья, Аральское море, Каспийское море, Байкал, Иссык-Куль, Балхаш);
- Растительный и животный мир Европы;
- Растительный и животный мир Азии;
- Население, культура и быт народов Евразии.
8 класс
Развитие речи и окружающий мир
- Прогулка по лесу в разное время года
- Многообразие растительного мира и изменения в нем в зависимости от наступления времени года (осень, зима, весна, лето);
- Изменения погодных условий;
- Изменения в повадках и внешнем виде диких зверей и птиц в зависимости от времени года;
- Изменение в растительном и животном мире (лесном сообществе) с наступлением разных частей суток.
- Транспорт
- Грузовой транспорт (фургоны, бетономешалки, вагоны-цистерны, танкеры);
- Общественный и личный транспорт;
- Отличия транспорта по следующим категориям: водный, воздушный, наземный.
- Грибы
- Строение грибов (трубчатые и пластинчатые);
- Особенности окраски и строения ядовитых грибов. Сходство ядовитых грибов с неядовитыми;
- Представители животного мира, пищей для которых служат грибы;
- Чем питаются грибы и за счет соблюдения каких условий они растут.
- Профессии
- Представители профессий и их роль в жизни человека и общества (медицинский работник, учитель, пожарный, полицейский, инженер, строитель, повар, продавец, библиотекарь);
- С какими сложностями сталкиваются представители этих профессий;
- Что необходимо знать тем, кто работает в этих профессиях;
- Экскурс в каждую из перечисленных профессиональных областей.
9 класс
Развитие речи и окружающий мир
- Предметы одежды. Экскурсия в магазин одежды и обуви
- Влияние погодных условий на выбор одежды и обуви;
- Средства и способы определения размеров одежды и обуви;
- Уход за одеждой и обувью;
- Принципы работы химчистки и стиральной машины;
- Российская Федерация
- Общее представление о нашей стране;
- Знакомство с гимном РФ;
- Знакомство с цветами флага;
- Что такое столица нашей Родины;
- Экскурсия по достопримечательностям Москвы;
- Экскурсия по городу, в котором мы живем.
- Птицы
- Внутреннее и внешнее строение;
- Строение перьев;
- Особенности зимующих и перелетных птиц;
- Содержание птиц дома. Сложности для человека, польза и вред для птиц;
- Экскурсия в зоопарк (птицы).
- Животные и птицы родного края
- Потребности диких животных в необходимых условиях обитания на примере кабана, зайца, медведя, лисы, ежа, волка, белки;
- Внешнее и внутреннее строение диких зверей;
- Сезонные изменения в повадках и жизни диких зверей;
- Внутреннее и внешнее строение рыб;
- Влияние среды обитания рыб на повадки и особенности окраски.
- Цветочные растения
- Общее строение деревьев, кустарников, цветковых растений;
- Плоды различных растений (отдельно деревьев, кустарников и цветковых растений). Как связано строение плодов со способами их распространения;
- Характеристики полевых и садовых цветочных растений (схожие и различные черты в строении);
- Экскурсии в парк, оранжерею, поле, лес.
- Насекомые
- Многообразие насекомых родного края;
- Детальное изучение внешнего строения следующих представителей: стрекоза, паук, жук-пожарник, мошка;
- Сезонные изменения, влияющие на жизнь насекомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Использование информационных технологий в учебном процессе" - Электронная библиотека сайтов учащихся - дидактическое средство образовательной программы «От странички к Web-сайту»
«Электронная библиотека сайтов учащихся» представляет собой электронный сборник проектов учащихся, выполненных за последние пять лет. Этот электронно-образовательный ресурс (далее ЭОР) может быть испо...
Методическая разработка.Эффективность использования игровых технологий в учебном процессе художественного отделения детской школы искусств
Содержит первичный опыт применения элементов игровых технологий на занятиях изобразительным искусством в детской школе искусств...
Методические рекомендации по использованию презентаций в учебной деятельности . Разработки уроков с использованием ИКТ
Информационные технологии способствуют развитию и распространению электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в образовательном процессе. ЭОР легко копируются на различные электронные носители: л...
Рабочие программы и практические рекомендации в группах начальной подготовки и учебно-тренировочных группах по бадминтону.
Программы дополнительного образования по бадминтону 1-4 классы, 5-9 классы, 5-11 классы. Планы-конспекты учебных занятий по бадминтону....
Методические рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-гиревиков.
Пособие включает учебный и методический материалы и содержит рекомендации по построению, содержанию и организации учебно-тренировочного процесса на различных этапах многолетней подготовки спортсмено...
Методические рекомендации по использованию РППС в рамках технологии «Говорящая стена» в образовательном процессе и режимных действиях
С целью организовать и обогатить самостоятельную детскую деятельность, а также улучшить речевые навыки детей в нашей группе компенсирующей направленности создали пособие "Говорящая стена". э...
Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет
Методические рекомендации по использованию Lego Mindstorms EV3 в процессе преподавания технологии с обучающимися 10 лет...