Программа региональной инновационной площадки «Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»
статья по естествознанию

Бак Маргарита Львовна

Разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся  по предметам естественнонаучного цикла.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа региональной инновационной площадки

«Механизмы реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся по предметам естественнонаучного цикла»

Цель:        разработка механизмов и инструментов реализации индивидуального образовательного маршрута обучающихся  по предметам естественнонаучного цикла.

Задачи:

  • Разработать и апробировать инструментарий диагностики запросов обучающихся на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла;
  • Разработать и апробировать форматы индивидуальных планов, обучающихся по углубленному изучению предметов естественно-научного цикла;
  • Разработать и апробировать программы курсов внеурочной деятельности, обеспечивающие возможность углубленного изучения предметов естественно-научного цикла обучающимся, имеющим индивидуальный образовательный запрос;
  • Разработать и внедрить механизмы управления образовательной деятельностью обучающихся по индивидуальным планам при углубленном освоении предметов естественно-научного цикла;

•        Разработать и апробировать дидактические и контрольно измерительные материалы, обеспечивающие реализацию индивидуальных планов обучающихся в предметах естественно-научного цикла;

Сроки деятельности инновационной площадки: 2018 – 2021 учебный год

Этапы деятельности инновационной площадки:

1 этап: 2018 -2019 уч.г. 

  • Разработать инструментарий диагностики запросов обучающихся на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла;
  • Разработать форматы индивидуальных планов обучающихся по углубленному изучению предметов естественно-научного цикла;
  • Разработать программы курсов внеурочной деятельности, обеспечивающие возможность углубленного изучения предметов естественно-научного цикла обучающимся, имеющим индивидуальный образовательный запрос;
  • Разработать механизмы управления образовательной деятельностью обучающихся по индивидуальным планам при углубленном освоении предметов естественно-научного цикла;
  • Разработать дидактические и контрольно-измерительные материалы,

обеспечивающие реализацию индивидуальных планов обучающихся в предметах естественно-научного цикла;

2 этап: 2019 -2020 уч.г.

  • Апробировать инструментарий диагностики запросов обучающихся 10 классов на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать форматы индивидуальных планов обучающихся 10 классов по углубленному изучению предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать программы курсов внеурочной деятельности, обеспечивающие возможность углубленного изучения предметов естественно-научного цикла обучающимся 10 классов, имеющим индивидуальный образовательный запрос;
  • Внедрить механизмы управления образовательной деятельностью обучающихся 10 классов по индивидуальным планам при углубленном освоении предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать дидактические и контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие реализацию индивидуальных планов обучающихся 10 классов в предметах естественно-научного цикла;

3 этап: сентябрь 2020 – март 2021 уч.г.

  • Апробировать инструментарий диагностики запросов обучающихся 11 классов на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать форматы индивидуальных планов обучающихся 11 классов по углубленному изучению предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать программы курсов внеурочной деятельности, обеспечивающие возможность углубленного изучения предметов естественно-научного цикла обучающимся 11 классов, имеющим индивидуальный образовательный запрос;
  • Внедрить механизмы управления образовательной деятельностью обучающихся 11 классов по индивидуальным планам при углубленном освоении предметов естественно-научного цикла;
  • Апробировать дидактические и контрольно-измерительные материалы, обеспечивающие реализацию индивидуальных планов обучающихся 11 классов в предметах естественно-научного цикла;

4 этап: апрель - июнь 2021 уч.г.

  • Обобщить и систематизировать результаты  инновационной деятельности
  • Тиражирование результатов инновационной деятельности

Научное руководство: Е. В. АЛЕКСЕЕВА, заведующая кафедрой естественнонаучного образования НИРО, кандидат педагогических наук, доцент

Участники инновационной деятельности: зам. директора, учитель географии Бак М.Л., учитель химии Клокова Т.А., учитель биологии Борисевич Н.В., учитель географии Ильина И.Н.

Краткое описание инновационного потенциала организации – соискателя статуса инновационной площадки (опыт реализации экспериментальной / проектной / инновационной деятельности; перечень научных и (или) учебно-методических разработок по направлению инновационной деятельности с приложением (при наличии таких разработок) и др.)

     Муниципальное автономное образовательное учреждение   «Гимназия № 67» города Нижнего Новгорода  - инновационная школа, ориентированная на продвижение инновационного педагогического опыта по реализации федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственного образовательного стандарта на всех уровнях обучения. Гимназия № 67 имеет награды на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях (Грамота Департамента образования администрации города Нижнего Новгорода» - 2013, 2014 гг., Почетный вымпел главы администрации города Н.Новгорода 2015 года, дважды победитель конкурса «Всероссийский образовательный форум «Школа будущего», организованный Государственной Думой РФ, в номинации «100 лучших гимназий России», 2014 год,  «100 лучших школ России» 2015 год, и другие значимые профессиональные конкурсы). Гимназия дважды становилась победителем ПНПО 2006 г., 2008 г., стала победителем конкурса общеобразовательных организаций Нижегородской области, внедряющих инновационные образовательные программы в 2017 г.

      Кадровая политика образовательной организации обеспечивает баланс преподавательского состава, управленческого блока и служб гимназии, что позволяет оптимально развивать УВП и систему управления.

В гимназии эффективно работает кафедра естественных наук в количестве 4 человек: бак М.Л., Ильина И.Н. -  учителя географии, Клокова Т.А. - учитель химии, физики, астрономии и Борисевич Н.В. - учитель биологии и химии.  Бак М.Л. – учитель географии, заместитель директора гимназии, получила второе высшее образование по степени «магистр» в НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода, является Почетным работником общего образования РФ; Бак М.Л. и Ильина И.Н. - победители ПНПО на федеральном уровне, награждены грамотами Министерства образования РФ; Бак М.Л., Борисевич Н.В. имеют высшую квалификационную категорию; Клокова Т.А. – заведующая кафедрой естественных наук гимназии. Учителя повышают квалификацию через самообразование, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, магистратуру (ГБОУ ДПО НИРО, ГБОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НИУ ВШЭ, ГБОУ ВПУ НГПУ им. К. Минина, ИРО Республики Татарстан).

Ресурсное обеспечение, необходимое для реализации инновационной деятельности организации-соискателя статуса инновационной площадки (материальные, кадровые, информационные и др.)

     В МАОУ "Гимназия 67" в 2017-2018 г. имеются 26 кабинетов для проведения занятий с использованием интерактивного оборудования (интерактивная доска+проектор+компьютер), в том числе четыре лингвистических кабинета для проведения индивидуальных занятий с каждым учеником, два компьютерных класса, медиацентр для проведения международных онлайн-конференций. Гимназия имеет локальную сеть с выходом в Интернет. На 1 учителя приходится 1 компьютер, 1 интерактивная доска.

      Медиатека библиотеки насчитывает - 272 диска с учебными и практическими пособиями. Читальный зал библиотеки оборудован 10-ю компьютерами с выходом в Интернет а так же  30-ю  посадочными местами.

     В гимназии эффективно  используются современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Термином multimedia (что в пеpеводе с английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на основе пpогpаммно-аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники. Мультимедиатехнология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видеоинфоpмации, для синтеза тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).

  • Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.)
  • Электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.)
  • Аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях
  • Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски)
  • Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные)
  • Учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.)

      В кабинетах физики и химии используется цифровая лаборатория Архимед, электронный микроскоп, микролаборатория для проведения практических работ. Кабинеты оснащены учебно-методической литературой, дидактическим материалом, наглядными пособиями, тематическими стендами (творческий уголок – выставки работ учащихся, учебные стенды, информационные стенды для учащихся и родителей класса, стенды внеклассного чтения и т.д.), ориентированными на познавательное и эмоциональное развитие учащихся.

      В 2017 году оборудован кабинет типографии для занятий внеурочной деятельности в издательстве "Мы". Также имеется оборудование для сканирования и тиражирования учебного материала.

       В гимназии эффективно работает кафедра естественных наук в количестве 4 человек: бак М.Л., Ильина И.Н. -  учителя географии, Клокова Т.А. - учитель химии, физики, астрономии и Борисевич Н.В. - учитель биологии и химии.  Бак М.Л. – учитель географии, заместитель директора гимназии, получила второе высшее образование по степени «магистр» в НИУ ВШЭ Нижнего Новгорода, является Почетным работником общего образования РФ; Бак М.Л. и Ильина И.Н. - победители ПНПО на федеральном уровне, награждены грамотами Министерства образования РФ; Бак М.Л., Борисевич Н.В. имеют высшую квалификационную категорию; Клокова Т.А. – заведующая кафедрой естественных наук гимназии. Учителя повышают квалификацию через самообразование, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, магистратуру (ГБОУ ДПО НИРО, ГБОУ ВПО НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НИУ ВШЭ, ГБОУ ВПУ НГПУ им. К. Минина, ИРО Республики Татарстан).

Актуальность инновационной идеи:

Модернизация ставит школу — один из главных центров социализации и индивидуализации личности — перед необходимостью нового осмысления сущности и принципов организации образовательного процесса, которые обеспечили бы ряд базовых потребностей личности школьника — в самореализации, самоутверждении, сотрудничестве и достижениях. Именно индивидуальные достижения как яркий показатель продуктивности личности школьника в процессе самореализации выступают критерием эффективности образовательной системы в целом.

В современных условиях возрастает роль технологий, ориентированных на индивидуализацию процесса обучения, предоставления обучающемуся самостоятельности и активности. Одной из таких технологий, ориентированных на индивидуализацию процесса обучения, предоставления обучающемуся самостоятельности и активности является индивидуальный образовательный маршрут. 

        В гимназии в 10-11 классах введен интегрированный курс «Естествознание» вместо предметов «Физика», «Химия», «Биология». Предлагаемый ФГОС интегрированный предмет «Естествознание» не решает задачи естественнонаучной подготовки. Его изучение в принципе возможно на двух уровнях: уровне «рассказов о естественных науках» (т.е. чисто ознакомительном, занимательном, игровом) или уровне, требующем серьёзного, философского, осмысления картины мира, к которому учащиеся не готовы, т.к. он требует глубоких знаний основ наук. Несмотря на то, что гимназия является лингвистической, есть ученики, которые поступают в Медицинские ВУЗы страны, в Университеты по специальности «Психология», «Физическая культура», где требуются глубокие знания по предметам естественного цикла.

Современное нормативно – правовое регулирование деятельности образовательных организаций позволяет внедрить в образовательный процесс различные формы учебной деятельности, позволяющие учитывать индивидуальные возможности обучающихся. Так, в частности П.23. ст.2, п.3. ст. 34 273- ФЗ определяют право обучающихся на обучение по индивидуальным учебным планам. Однако, отсутствие разработанных и зарекомендовавших себя на практике, организационных механизмов реализации ИУП для обучающихся с различными образовательными потребностями не позволяет использовать данную форму организации учебной деятельности. Наличие у ряда обучающихся образовательной организации проблем адаптивного характера, связанного с психолого- возрастными особенностями, социальным выравниванием, а также    потребностями развивающего характера, обусловленных индивидуальными способностями детей, предопределило тематику предлагаемого проекта.

Апробация углубленного изучения по предметам естественного цикла на основе индивидуальных учебных планов будет проводиться в 10,11 классах, опережая введение ФГОС СОО в школы. В этом мы также видим необходимость данной площадки. 

Практическая значимость инновационной идеи:

      Инновационная площадка направлена на разработку и внедрение новых организационных форм расширения знаний учащихся по предметам естественнонаучного цикла. Полученный практический опыт реализации  будет полезен для всех образовательных организаций Нижегородской области, планирующих внедрение ИОП в старших классах. Включение самого учащегося в проектирование ИОП расширяет возможности становления его личностных достижений в образовательном процессе. Полученный опыт и разработанные материалы могут быть использованы гимназией при создании на своей базе стажировочной площадки для педагогических и руководящих работников ОО Нижегородской области по данной тематике.

Ожидаемые результаты деятельности инновационной площадки:

  • инструментарий диагностики запросов обучающихся на углубленное изучение предметов естественно-научного цикла;
  • форматы индивидуальных планов обучающихся по углубленному изучению предметов естественно-научного цикла
  • программы курсов внеурочной деятельности, обеспечивающие возможность углубленного изучения предметов естественно-научного цикла обучающимся, имеющим индивидуальный образовательный запрос
  • пакет локальных актов по формированию и реализации ИОМ обучающихся;
  • система организации учебной деятельности обучающихся по ИОМ по предметам естественного цикла;
  • дидактические и контрольно измерительные материалы, обеспечивающие реализацию индивидуальных планов обучающихся в предметах естественно-научного цикла;

Социальные эффекты реализации инновационной деятельности:

  • Положительная динамика образовательных достижений обучающихся в результате обучения по ИОМ по предметам естественного цикла;
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в части формирования и реализации ИОМ.
  • Повышение удовлетворенности участников образовательного процесса качеством образования по предметам естественного цикла.

Тиражирование и внедрение результатов инновационной деятельности:

Представление опыта по формированию и реализации ИОМ для обучающихся имеющих особые образовательные потребности в рамках стажировочной площадки по теме «Определение индивидуальной образовательной траектории обучающихся».

Публикации в СМИ города, изданиях ГБОУ ДПО НИРО, в интернет-сообществах.

Издание сборника методических материалов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Модель проектирования индивидуального образовательного маршрута обучающегося в изучении предмета биологии». "

Проектирование индивидуальной образовательной программы представляет собой процесс реализации замысла ученика, основанного на индивидуальных значениях и смыслах образования, видения его жизненн...

Анализ реализации плана работы классного руководителя по реализации задач индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся

В материале представлен анализ работы классного руководителя по реализации задач индивидуальных  образовательных маршрутов обучающихся, обозначены перспективы работы на следующий учебный год....

Формирование функциональной грамотности обучающихся по предметам естественнонаучного цикла

В статье обоснована необходимость формирования функциональной грамотности обучающихся, описаны  особенности формирования естественнонаучной грамотности, приведены примеры заданий...

Карта для мониторинга реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ

-Личные данные,-рекомендации ПМПК,-мониторинг 0-9 классы,-психологическое развитие,-личностные результаты,-БУД,-предметы учебного плана...

Порядок разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ОВЗ.

Одной из основных технологий, способствующих включению обучающихся с ОВЗ в образовательный процесс, является технология разработки и реализации индивидуального образовательного маршрута. Разработка ин...