Экологический брейн-ринг
план-конспект по естествознанию на тему

    Занятие разработано для учащихся среднего  школьного возраста, включает регионального компонент и проводится в нетрадиционной форме. Способствует углублению знаний учащихся по биологии и экологии, развивает мышление и умение решать экологические и биологические задачи, ситуации.

  Материал может быть использован учителями как на уроках, так и на занятиях эколого - краеведческих кружков и факультативов на базе школ, а также на занятиях в объединениях эколого-биологического направления учреждений дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_breyn-ring.docx29.77 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «Школа «Содружество»

План-конспект занятия «Экологический брейн-ринг»

Автор методист Никитина О.Н.

Москва

2017

Пояснительная записка

    Занятие разработано для учащихся среднего  школьного возраста, включает регионального компонент и проводится в нетрадиционной форме. Способствует углублению знаний учащихся по биологии и экологии, развивает мышление и умение решать экологические и биологические задачи, ситуации.

  Материал может быть использован учителями как на уроках, так и на занятиях эколого - краеведческих кружков и факультативов на базе школ, а также на занятиях в объединениях эколого-биологического направления учреждений дополнительного образования.

Введение

             В предлагаемом занятии «Экологический брейн-ринг», в игровой форме проверяются знания детей, полученные  в процессе обучения по модифицированной  программе « Юный эколог», которая рассчитана на детей 9 – 12 лет. Обучение по программе, позволяет детям приобрести знания о многообразии и уникальности  растительного и животного мира Дальнего Востока и экологических связях между ними, формирует понимание единства человека и природы. Способствует овладению навыкам наблюдений и нормам правильного поведения в природной среде, умению анализировать экологические ситуации, вести пропаганду экологических знаний среди  своих сверстников. Воспитывает у детей патриотические и эстетические чувства к родному краю – своей малой родине, а также страны в целом.

 

Цель: способствовать углублению эколого-биологических знаний учащихся, расширению кругозора учащихся о природе родного края.

Задачи:

- формирование интереса к решению экологических и биологических  

   задач и ситуаций;

-  развитие системного мышления, умения находить правильные решения;

-  привитие любви к природе, чувства бережного отношения к ней.

Оборудование: флажки разного цвета для участвующих команд, карточки - кроссворд, секундомер.

Ход игры:

В игре могут участвовать 2 – 3 команды по 6 – 8 человек, которые располагаются за столами. Каждая команда должна иметь название, капитана, который руководит командой и свой обозначающий флажок  (синий, зелёный, белый). Судейская команда состоит из 2 – 3 человек, в зависимости от количества играющих команд.

I  ТУР.  Разминка.

    Каждой команде предлагается карточка - кроссворд из 10 слов. На отгадывание дается 2 минуты. За каждое угаданное слово команда получает 1 балл. Всего 10 баллов.

1

ЛЬ

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Огородное растение.                (сельдерей)
  2. Капуста.                                (кольраби)
  3. Ива, растущая по сырым местам.         (цельная)
  4. Съедобный морской моллюск.         (кальмар)
  5. Место содержания животных.        (вольер)
  6. Верхняя часть пестика.                 (рыльце)
  7. Цветок.                                (мальва)
  8. Дерево.                                (ильм)
  9. Рыба.                                        (гольян)

10. Кристалл белого цвета.                (соль)

II  ТУР.  «Экологический калейдоскоп».

Состоит из решения 16 ситуационных задач. За каждую, правильно решённую, задачу команда получает 3 балла. На обсуждение  дается 1 минута. Отвечает та команда, которая первая поднимает флажок.

вопросы

ответы

1.

Нередко в заповедниках практикуют следующее: при возрастании численности зайцев, их частично отлавливают и переселяют в другие заповедники. Почему это необходимо ?

Таким образом, учёные заповедника пытаются сохранить равновесие между приростом растительности и количеством зайцев.

2.

Всем известен декоративный кустарник, который неправильно называют багульником. Кто назовет его имя и перечислит виды его распространения на Дальнем Востоке?

Рододендрон даурский, сихотеалиньский, Родовского, камчатский, Шлиппенбаха.

3.

В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы - дуплогнёздники  и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

4.

Одна богатая лондонская дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам принести из зимнего сада в её спальню, которая плохо проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. Почему?

В процессе фотосинтеза, в тёмное время суток растениями  выделяется кислорода  меньше, чем на свету. Ночью в спальне света не было.

5.

Один фермер скосил траву до цветения, другой - после цветения. Какое сено содержит больше питательных веществ?

Более питательное сено, если трава скошена до цветения растений, так как на цветение и образование семян расходуется много питательных веществ.

6.

На месте вырубленных еловых лесов чаще всего появляется сначала береза или осина. Почему?

 

Береза и осина обильно плодоносят ежегодно, а ель – раз в пять – семь лет. Легкие плоды березы и осины разносятся ветром на большие расстояния. Кроме того, на вырубке может появиться подрост осины за счет корневых отпрысков, а береза может дать поросль от пня.

7.

После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления?

Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется.

8.

Летучие рыбы (название говорит само за себя) развивают на поверхности воды, перед тем как взлететь, скорость 65 км/час. Находятся в воздухе в состоянии полета секунд 10, пролетая несколько десятков метров. Какое значение имеет способность рыб к полетам над водой?

 «Полеты» рыб - способ спасения о врагов.

9.

Зимой на реках и озерах рыбаки во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается?

Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб.

10.

Специалистам известно, что маакия амурская и леспедеца двуцветная повышают плодородие почвы. Поясните.

Маакия амурская – единственное дерево Хабаровского края из семейств Мотыльковые, леспедеца – кустарник. Растения находятся в симбиозе с клубеньковыми бактериями, благодаря чему обогащают почву соединениями азота.

11.

На тополях, березах, вязах и других деревьях можно видеть (особенно хорошо после опадания листвы) зеленые кусты с красными плодами. Что за растения и почему они встречаются не на почве, а только на деревьях?

Омела крашенная – вечнозеленый паразит. Её листья имеют хлорофилл и могут осуществлять фотосинтез, образуя небольшое количество органических веществ. Основную же часть необходимых ей органических веществ и все минеральные вещества омела забирает у растения – хозяина.

12.

Построили на реке плотину, а для рыбы сделали свободный канал – рыбопроход. Однако рыба, идя на нерест, по рыбопроходу не пошла. Почему?

Идя на нерест по руслу реки, рыбы подчиняются инстинкту, а рыбопроход природой не запрограммирован.

13.

В наших дальневосточных лесах живёт великое множество самых разнообразных птиц: дятлы, рябчики, глухари, тетерева, ястребы, синицы, горихвостки, совы, сычи, и даже  утки – крохаль, мандаринка. Чем можно объяснить такое множество птиц?

Каждая птица в лесу занимает свою экологическую нишу, где находят пищу, место для гнезда и спасение от врагов.

14.

Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его «нетленной птицей», так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить?

В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они - то и обеспечивают птицам нетленность.

15.

Лесники, ведущие наблюдения за жизнью лесных обитателей, отмечают, что численность растительноядных животных постоянно колеблется. Это относится и к белкам, и к зайцам- белякам, и к птицам: клестам, кедровкам. В чём причина этих явлений?

Это напрямую связано с наличием в тот или иной год  с урожайностью деревьев, плодами которых питаются эти животные. В неурожайные годы снижается плодовитость животных, наблюдается их миграция.

16.

Наши северные олени летом откочёвывают ближе к морю, а с наступлением холодов снова возвращаются в тундру. Чем экологи объясняют такие кочёвки?

Олени постоянно осваивают новые кормовые угодья, к тому же вблизи моря животных меньше донимает гнус.

III  ТУР.  Блиц – турнир.

   Состоит из 15 вопросов, на которые должна ответить каждая команда в течение 2 минут. За каждый правильный экспресс ответ команда получает 1 балл.

Вопросы для I команды

№п/п

вопрос

ответ

1.

Какое растение  Дальнего Востока называют «изюмом», «таёжным ананасом» или «кишмишом»?

Актинидия

2.

Назовите «Царицу» – рыбу?

Калуга

3.

Назовите самую красивую змею Дальнего Востока?

Амурский полоз

4.

Яркая уточка, очень похожа на фрукт из семейства цитрусовых. Она так и называется…

Утка – мандаринка

5.

Сколько видов берез на Дальнем Востоке?

Одиннадцать

6.

Какой гриб не образует грибокорень с деревьями и растет не только в лесу, но и в поле, на выгонах и других местах?

Шампиньон

7.

Какое растение называют «даром бессмертия» и «корнем жизни»?

Женьшень

8.

Назовите автора книги  «Тропинками грибного эльдорадо»?

В. Ковтун

9.

Назовите заповедник вблизи г. Хабаровска?

Б - Хехцирский

10.

Назовите хотя бы одну книгу, написанную В. К. Арсеньевым.

По уссурийскому краю

11.

Самый крупный представитель многовидового семейства  Оленей Дальнего Востока?

Лось

12.

Самый ядовитый гриб?

Бледная поганка

13.

Какого зверя называют «хозяин уссурийской тайги»?

Тигр.

14.

Живет ли в Амуре минога?

Да

15.

Бурая птичка, умеющая бегать по дну горных ручьёв в поисках рачков и насекомых?

Оляпка

                                                                               

                                      Вопросы для II команды

№ п/п

вопросы

ответы

1.

Кисленькие конфетки и плоды растения Дальневосточных  лесов. Что общего между ними?

Барбарис.

2.

Какую амурскую рыбу называют рыбой – разбойницей?

Касатка

3.

Водоплавающая Дальневосточная черепаха?

Трионикс

4.

Какую Дальневосточную птицу называют жар – птицей?

Фазан

5.

Какой гриб называют плакун или бычок?

Валуй

6.

Семя какого растения называют «Семенем пяти вкусов»?

Лимонник

7.

Таежные овощи, которые  собирают весной?

Черемша, папоротник-орляк

8.

Назовите авторов книг о растениях Дальнего Востока.

Усенко Н.В., А.П.Нечаев,

 А. Измоденов

9.

Какие книги написал  С.Кучеренко?

«Звери у себя дома», «Рыбы у себя дома»

10.

Назовите заповедник в Комсомольском районе Хабаровского края.

Комсомольский

11.

Какой медведь, кроме бурого, обитает в дальневосточных лесах?

Гималайский

12.

Какой гриб, по пищевым качествам считается самым ценным?

Белый гриб

13.

Живет ли в Амуре налим?

Да

14.

Что такое венерин башмачок?

Редкое растение с оригинальным цветком

15.

Птица - карлик Дальнего Востока?

Королёк

IV ТУР.  Вопросы болельщикам.

За правильный ответ на заданный вопрос  2 балла присуждается той команде, за которую болели болельщики.

  1. По ценным качествам этого дерева определите название.

«Красивая древесина дерева, из которой делают фанеру. Дубильные вещества помогают делать красители темно – коричневого цвета. В народной медицине древесина применяется как вяжущее вещество. Листья употребляются для предохранения вещей от моли и отпугивания блох. Медонос. Очень ценные и питательные плоды. Масло имеет не только пищевое значение, но и используется для технических целей. Корм для лесных зверей.

(Орех маньчжурский)

  1. По ценным качествам этого дерева определите название.

«Стройное дерево до 20 метров высотой. Ствол закутан серой и морщинистой корой упругой на ощупь, которая надежно защищает дерево зимой от мороза, а летом от жары. Китайцы называют его «деревом черного жемчуга», т.к. черные его плоды напоминают связки жемчуга. Древесина используется для изготовления мебели, лыж, фанеры, деревянных частей самолетов. Из луба получают красивую желтую краску. Хороший медонос. Используют в лекарственных целях (лечит печень, желудок, заживляет раны).  

(Бархат амурский).

Подведение итогов.

Жюри подсчитывает количество баллов каждой команды и награждает

команду - победительницу  дипломом и призами.

________________________________________________________________

Литература:

  1.   Биология в вопросах и ответах -  Москва, 1993

2.    Большаков А.П. Биология. Занимательные факты и тесты, 1998

3.    Голубева Е.А. Занимательное естествознание, Тригон Санкт –    

     Петербург, 1998

  1. Гуфельд И.М. Зоология. Учебное пособие «ТЕРРА » - ШКОЛЕ, 2001
  2. Кучеренко С.П. Рыбы Амура. – Хаб.кн. изд. 2006
  3. Нестеров В. «Зоо – викторина», «Лань», Санкт – Петербург, 1997

   7.   Тихонова А.Е,  Дулин А.Ф. «Экология в школе», Хабаровск, 1997

8.  Учим любить родную природу. Сборник метод. материалов,  

      Хабаровск, 2005

  9.   Усенко Н.В. Деревья, кустарники и лианы Дальнего Востока:  

        справочная книга /Авт. вступ. ст. С.Д. Шлотгауэр. – 3-е изд.,

         перераб. И доп. – Хабаровск: Изд. дом «Приамурские ведомости»,  

         2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

брейн-ринг "Содружество муз"

Конкурс знакоков искусств (материал к декаде искусств)...

Экологический брейн-ринг.Земля-наш дом

Обобщить, закрепить и углубить экологические знания учащихся, полученные на уроках естественного цикла через развитие творческих способностей учащихся...

Классный час "Солнце светит всем" (Экологический брейн-ринг) 6 класс

Пускай это бурное море огня Зовут  лучезарным светилом, Как в детстве, оно для тебя Останется  солнышком милым...

Экологический брейн-ринг "Судьба природы - наша судьба" 7-8 классы

Внеклассное мероприятие для учащихся 7 и 8 классов, посвященное Дню Земли.Цели:1.  развитие интеллектуальных способностей в области экологии, творческого потенциала и экологической культуры школь...

экологический брейн-ринг

игра по экологии...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по экологии "Экологический брейн-ринг"

В методической разработке содержитс материал для проведени мероприятия по экологии. Материал представлен заданиями различных форм....

Экологический брейн-ринг

Внеклассное мероприятие для 5-6 классов «Экологический брейн-ринг»...