Календарно-тематическое планирование по естествознанию
рабочая программа по естествознанию (6 класс) на тему
Данная образовательная коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе авторской программы Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
estestvoznanie_6_klass.docx | 47.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная образовательная коррекционно-развивающая программа для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составлена на основе авторской программы Бгажноковой И.М. для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида «Естествознание», 6 класс. Москва, «Просвещение», 2013г.
Новое содержание образования предполагает вариативность, определяемую альтернативными учебными программами и учебниками, что позволит учитывать типологические и индивидуальные возможности школьников со сниженным интеллектом и эффективнее решать на практике задачу их адаптации в современном обществе. Эти требования повлекли за собой перестройку школьного курса естествознания.
Данная программа существенно отличается от традиционной, апробированной в течение многих лет. В предлагаемом варианте программы больше внимания уделено правилам отношения к природе, вопросам рационального природопользования, более широко показано практическое применение естествоведческих знаний.
Программа продолжает вводные курсы «Живой мир» (0-4 классы) и «Природоведение» (5 класс), при изучении которых учащиеся получили элементарную естественно-научную подготовку.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному поведению в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение природоведческого материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно вызывать у детей чувство любви к природе и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны понимать, что сохранение красоты природы тесно связано с деятельностью человека. Школьники должны знать, что человек – часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Естествознание» состоит из четырех разделов: «Неживая природа», «Растения», «Животные», «Человек и его здоровье».
Основными задачами преподавания естествознания являются:
1)обобщения учащимся знаний об основных компонентах неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве), а также общие сведения о строении и жизни растений, животных, организме человека и его здоровье;
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в живой и неживой природе;
3)проведение через весь курс экологического воспитания, бережного отношения к природе;
4) первоначальное ознакомление с приемами выращивания некоторых растений (комнатных и на школьном участке) и ухода за ними; с некоторыми животными, которых можно содержать дома или в школьном уголке природы.
5) привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека
Общая характеристика предмета
При изучении раздела «Неживая природа» учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и почвы, о некоторых явлениях неживой природы. Предмет призван дать учащимся основные знания по неживой природе; сформировать представление о мире, который окружает человека.
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышения интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: тренировать память, развивать наблюдательность, корригировать мышление и речь.
Курс раздела «Неживая природа» состоит из 5 блоков: введение, вода, воздух, полезные ископаемые, почва.Школьники должны понять, что человек-часть Вселенной. От неживой природы зависит жизнь растений, животных и человека.
Такое построение программы позволит сформировать у умственно отсталых учащихся целостную картину окружающего мира, покажет единство материального мира, позволит им познать свою Родину как часть планеты Земля.
Коррекционные цели
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, познавательного интереса;
- формирование умения участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы;
- формирование умения высказывать собственное суждение и личностное отношение к изучаемым темам;
- обучение умению составлять полные правильные ответы на поставленные вопросы;
- развитие способности концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале;
- развитие умения работать с иллюстрацией;
- формирование умение извлекать новые знания из прочитанного текста и выделять главное в читаемом;
- обогащение словарного запаса учащихся;
- обучение умению работать с планом и с книгой;
- обучение умению устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
- обучение умениюанализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать;
- формирование навыка пересказа материала учебника.
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Естествознание» в базисном учебном плане специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида отнесён к федеральному компоненту и изучается в качестве обязательного в 6 классе в объёме – 66 часов в год, 2 ч в неделю.
Результаты освоения учебного предмета
В результате освоения курса «Естествознания», к концу учебного года обучающиеся 6 класса должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.
Предметным результатом освоения курса «Естествознание» является сформированность следующих знаний и умений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
1-й уровень (достаточный)
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
-характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой почвы;
-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к проведению тепла;
-текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
-обращаться с простым лабораторным оборудованием;
-определять температуру воды и воздуха;
-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
2-уровень (минимальный)
Учащиеся должны знать:
-отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;
-некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере воды, воздуха, металлов;
-расширение при нагревании и сжатие при охлаждении;
-текучесть воды и движение воздуха.
Учащиеся должны уметь:
-определять температуру воды и воздуха;
-проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.
Личностным результатом освоения предмета «Естествознания» в 6 классе является формирование следующих умений и качеств:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
3) овладение социально бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
4) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
9) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Содержание учебного предмета.
Введение.
Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Изменения в природе. Твердые тела, жидкости и газы. Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей в газы. Наблюдение этих явлений в природе. Для чего нужно изучать неживую природу.
Вода.
Вода в природе и быту. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества.
Учет и использование свойств воды.
Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода.
Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единицы измерения температуры – градус. Температура плавления льда и кипения воды.
Работа воды в природе. Образование пещер,оврагов, ущелий. Наводнение. Значение воды в природе.
Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Охрана воды.
Демонстрация опытов:
- Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Растворение соли, сахара в воде.
- Очистка мутной воды.
- Выпаривание солей из питьевой, минеральной и морской воды.
- Расширение воды при замерзании.
Практические работы
Измерение температуры питьевой воды, кипящей воды и теплой воды, используемой для мытья посуды и других целей. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в школе.
Воздух.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление.
Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Ураган.
Состав: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе. Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Демонстрация опытов:
- Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва)
- Воздух занимает объем.
- Воздух упругий.
- Воздух – плохой проводник тепла.
- Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении.
- Движение воздуха из теплой комнаты в холодную и обратно. Наблюдение за отклонением пламени свечи.
- Получение кислорода и демонстрация его свойства поддерживать горение.
- Получение углекислого газа и демонстрация его свойства не поддерживать горение.
Практические работы
Зарисовка барометра и флюгера. Определение направления ветра по модели флюгера.
Полезные ископаемые.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов.
Горючие полезные ископаемые.
Торф. Внешний вид и свойства торфа. Образование торфа, добыча и использование.
Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти. Добыча нефти. Прдукты переработки нефти: бензин, керосин и др.
Природный газ, Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемых, которые используются для получения минеральных удобрений.
Калийная соль. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Фосфориты. Внешний вид и свойства. Добыча и использование.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов: железная руда, ее внешний вид.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна) Свойства черных металлов. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов.
Алюминий. Внешний вид и свойства. Распознавание алюминия.
Медь. Свойства меди. Распознавание меди. Ее применение.
Местные полезные ископаемые. Их физические свойства и использование.
Экономия при использовании металлов человеком. Охрана недр.
Демонстрация опытов:
1.Определение некоторых свойств горючих ископаемых: влагоемкость торфа и хрупкость каменного угля.
2. Определение растворимости и нерастворимости калийной соли, фосфоритов.
3. Определение свойств черных и цветных металлов: упругости, пластичности, хрупкости, теплопроводности.
Практические работы
Распознавание черных и цветных металлов по образцам и различныз изделий из этих металлов.
Экскурсии в краеведческий музей.
Почва.
Почва – верхний слой земли. ЕЕ образование. Состав почвы. Минеральная и органическая части почвы. Перегной - органическая часть почвы. Глина, песок и соли – минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы – плодородие. Почвы и растения. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Демонстрация опытов:
- Выделение воздуха и воды из почвы.
- Выделение песка и глины.
- Выпаривание минеральных солей.
- Определение способности песчаных и глинистых почв впитывать воду и пропускать ее.
Практические работы.
Определение типов почв своей местности. Различение песчаных и глинистых почв. Обработка почвы на пришкольном участке.
Экскурсии к почвенным обнажениям
Повторение. (2ч)
Календарно-тематическое планирование.
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Дата |
ВВЕДЕНИЕ | 4 | |||
1 | Природа живая и неживая. | 1 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями, с целями и задачами раздела. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; | |
2 | Предметы и явления неживой природы. | 1 | Раскрывать ценность явлений и предметов неживой природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. | |
3 | Твердые тела, жидкости, газы. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать тела и вещества, приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ; наблюдать опыт с растворением вещества. | |
4 | Для чего нужно изучать неживую природу. | 1 | Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты неживой природы. | |
ВОДА | 15 | |||
5 | Вода в природе и быту. | 1 | Рассказывать о значении воды для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания водных просторов | |
6 | Свойства воды как жидкости. Опыт. | 1 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. | |
7 | Способность воды растворять некоторые твердые вещества. Опыт. | 1 | Проводить опыт, доказывающий, что вода растворяет некоторые твердые вещества: сахар, соль, лимонная кислота. Формулировать вывод по теме с консультативной помощью учителя. | |
8 | Расширение воды при замерзании. Опыт. | 1 | Наблюдать и характеризовать свойства воды расширяться при замерзании. Делиться собственными наблюдениями. | |
9 | Учет и использование свойств воды. | 1 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. | |
10 | Растворимые и нерастворимые вещества. | 1 | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
11 | Вода прозрачная и мутная. Очистка мутной воды. Опыт. | 1 | Объяснять значение слова «фильтр». Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради. | |
12 | Растворы в природе: минеральная и морская вода. | 1 | Исследовать по инструкции учебника свойства воды. Анализировать схемы учебника и применять их для объяснения свойств воды. Рассказывать об использовании в быту воды как растворителя. | |
13 | Выпаривание солей из питьевой и морской воды. Опыт | 1 | Проводить опыт, доказывающий, что морская и минеральная вода являются растворами. Формулировать вывод по теме с консультативной помощью учителя. | |
14 | Три состояния воды. | 1 | Высказывать предположения о состояниях воды в природе. Наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при охлаждении пара. | |
15 | Температура и ее измерение. Практическая работа. | 1 | Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. | |
16 | Температура плавления льда и кипения воды. | 1 | Знакомиться с различными видами термометров, измерять и записывать температуру, работать в парах. | |
17 | Работа воды в природе. | 1 | Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по плану; составлять план описания другого водного объекта (озера, пруда). Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежащих водоёмов. Участвовать в водоохранных мероприятиях в городе (селе) | |
18 | Наводнение. | 1 | Наблюдать и описывать погоду, характеризовать погоду, как сочетание температуры воздуха, осадков, облачности, ветра. | |
19 | Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве | 1 | Высказывать предположения о том, почему нужно беречь воду; находить и использовать при ответе на вопрос цифровые данные из учебника. Обсуждать способы экономного использования воды. Рассказывать о загрязнении воды с помощью модели. | |
ВОЗДУХ | 15 | |||
20 | Свойства воздуха. | 1 | Исследовать с помощью опытов свойства воздуха.Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха. | |
21 | Упругость воздуха. Опыт. | 1 | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять упругость воздуха | |
22 | Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Опыт. | 1 | Рассказывать о результатах своих наблюдений, доказать,что воздух при нагревании расширяется. при охлаждении сжимается. | |
23 | Движение воздуха. Опыт. | 1 | Рассказывать о результатах своих наблюдений, на примере со свечей наблюдать за движением теплого и холодного воздуха. | |
24 | Теплопроводимость воздуха. Опыт. | 1 | Проводить опыт, доказывающий, что воздух плохой проводник тепла. Рассказать, где в быту применяется это свойство. Формулировать вывод по теме с консультативной помощью учителя. | |
25 | Обнаружение воздуха в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва). Опыт. | 1 | Проводить опыт, доказывающий, что воздух содержится в пористых веществах. Формулировать вывод по теме с консультативной помощью учителя. | |
26 | Состав воздуха. | 1 | Анализировать схему (диаграмму) с целью определения состава воздуха | |
27 | Кислород и его свойства. | 1 | Анализировать текст учебника с целью знакомства с кислородом и его свойствами, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
28 | Значение кислорода в природе и в жизни человека. | 1 | Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
29 | Углекислый газ и его свойства. | 1 | Анализировать текст учебника с целью знакомства с углекислым газом и его свойствами, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
30 | Ветер. Работа ветра в природе. | 1 | Рассказывать о результатах своих наблюдений, определять сезон по характерным явлениям природы. | |
31 | Практическая работа. Зарисовка барометра и флюгера. | 1 | Пользуясь таблицами, уметь зарисовывать барометр и флюгер. Рассказывать о назначении этих приборов. | |
32 | Практическая работа. Определение направления ветра по модели флюгера. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; наблюдать опыт по определению направления ветра помощью модели флюгера. | |
33 | Чистый и загрязненный воздух. | 1 | Анализировать текст учебника с целью обнаружения взаимосвязей в природе, между природой и человеком, прослеживать по схеме обнаруженные взаимосвязи, рассказывать о них, опираясь на схему. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | |
34 | Значение воздуха в природе. | 1 | Рассказывать о значении воздуха для растений, животных и человека. Описывать эстетическое воздействие созерцания неба на человека. | |
ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ | 20 | |||
35-36 | Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. | 2 | Актуализировать знания о полезных ископаемых. Определять полезные ископаемые. Выявлять, при производстве каких товаров применяются изучаемые полезные ископаемые. Характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых. | |
37 | Горючие полезные ископаемые. | 1 | Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
38 | Торф и его свойства. Опыт. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. | |
39 | Каменный уголь. Опыт. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
40 | Добыча и использование каменного угля. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
41 | Нефть и ее свойства. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
42 | Добыча и продукты переработки нефти. | 1 | Знакомиться по рисунку учебника с продуктами переработки нефти: бензин, керосин и т.д. Читать в учебнике текст о добыче нефти и использовать его как образец для подготовки собственных сообщений. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию добыче нефти и продуктах ее переработки. | |
43 | Природный газ и его свойства. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
44 | Добыча, использование и правила обращения в быту. | 1 | Объяснять с опорой на иллюстрацию учебника правила обращения с газом в быту, формулировать правила безопасности. | |
45 | Полезные ископаемые, используемые для получения минеральных удобрений. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
46 | Калийная соль и ее свойства. Опыт. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
47 | Фосфориты и их свойства. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
48 | Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
49 | Практическая работа. Распознавание черных и цветных металлов по образцам.. | 1 | Исследовать с помощью лупы предложенные образцы металлов, различать черные и цветные металлы, формулировать выводы. Работать в паре. | |
50 | Цветные металлы их свойства и применение. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
51 | Алюминий. Его свойства | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
52 | Медь. Свойства меди и применение. | 1 | Определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. | |
53 | Местные полезные ископаемые. Их использование. | 1 | Выяснять в краеведческом музее, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых | |
54 | Охрана недр. | 1 | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в паре. | |
ПОЧВА | 10 | |||
55 | Почва – верхний плодородный слой земли. | 1 | Анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам; высказывать предположения (гипотезы) о том, почему почва плодородна, обосновывать их. Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. | |
56 | Экскурсия к почвенным обнажениям. | 1 | Рассказывать на основе экскурсии к почвенным обнажениям о составе почвы на территории региона. Обрабатывать материалы экскурсии. Оценивать свои рассказы и рассказы товарищей. | |
57 | Состав почвы. Опыт «Выделение воздуха и воды из почвы». | 1 | Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента. Наблюдать выделение пузырьков воздуха, при опускании кусочка почвы в стакан сводой. | |
58 | Перегной – органическая часть почвы. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; различать органическую и минеральную часть почвы. | |
59 | Минеральная часть почвы – песок, глина, минеральные вещества. Опыт. | 1 | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; различать органическую и минеральную часть почвы. | |
60 | Песчаные и глинистые почвы. Опыт. | 1 | Песок и глина. Проведение опыта по распознаванию песчаных и глинистых почв | |
61 | Плодородие – основное свойство почвы. Черноземные почвы. | 1 | Знакомство с целями и задачами раздела. Первоначальные сведения о плодородии почве, об их значении в сельском хозяйстве. | |
62 | Местные типы почв, краткая характеристика. | 1 | Почвы как природные объекты, их разнообразие Представление о значении типов почв для выращивания различных культур в сельском хозяйстве. Распознавание типов почвы. | |
63 | Обработка почвы: вспашка, боронование. | 1 | Представление о способах обработки почв. Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию. | |
64 | Значение почвы в народном хозяйстве. Охрана почв. | 1 | Анализировать факты, угрожающие живой природе, знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил и предлагать свои правила. Работать в паре. | |
65 | Повторение | 1 | Извлекать из дополнительной литературы и Интернета сообщения о неживой природе. Готовить сообщения. | |
66 | Повторение. | 1 | Доказывать, пользуясь иллюстрацией учебника, что природа удивительно разнообразна; раскрывать ценность природы для людей. Предлагать задание к рисунку учебника и оценивать ответы одноклассников, осуществлять самопроверку. |
Учебно-методическое обеспечение
- Никишов А.И. Биология: Неживая природа 6 класс. Учебник для СКОУ YIII вида – М. Просвещение, 2014 г.
2.Косымова А.Н.Коррекция представлений об окружающем мире у детей с нарушениями интеллекта // Дефектология № 5, с.30-35, 2006 год.
3. Лифанова Т.М. Воспитательное значение уроков естествознания во вспомогательной школе, М 1985г.
4.Лифанова Т.М. Дидактические игры на уроках естествознания. Природоведение, Пособие для педагогов. – М, ГНОМ,2001г.
5.Шевырева Т.В. Методика преподавания естествознания: учебное пособие для учителя-М,ВЛАДОС,2005г.
6. Кузнецов В.Ю. Уроки и экскурсии во вспомогательной школе, Екатеринбург, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. БалабардинаМ.: ...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11) Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. Стрельникова М.: Просвещение, 2006
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-2” (серия УМК 2-11)Авторы: В.П. Кузовлев, Э.Ш. Перегудова, С.А. Пастухова, О.В. СтрельниковаМ.: Просвещение, 2006(рассчитан на 3 часа ...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-9” (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-9” (серия УМК 5-11)Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, Л.Н. Григорьева, И.П. Костина, Е.В.Кузнецова, О.В.ДувановаМ.: Прос...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11)...