Элективный курс "Голография"10класс
методическая разработка по физике (10 класс)

Юрина Наталья Васильевна

Элективный курс "Голография". Этот курс можно использовать как для 9 классов, так и 10. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon golografiya1.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

 МБОУ  СШ № 6

Элективный курс по теме:

10 класс

Автор программы

Учитель физики Юрина Н.В.

Нижневартовск-2017 год.

МБОУ СШ№ 6

Паспорт программы.

ТЕМА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Физические величины и их измерение. Голография».

АВТОР - РАЗРАБОТЧИК ПРОГРАММЫ

Юрина Наталья Васильевна

РЕЦЕНЗЕНТЫ

Кандидат педагогических наук, зав. Эколого – биологическим отделом  

МОУДОД «ЦДТ» Кельбас Р.В.

ТИП ПРОГРАММЫ

Образовательная

ВИД ПРОГРАММЫ

Авторская

НАПРАВЛЕННОСТЬ ПРОГРАММЫ

Физическая

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Учащиеся 9-10 классов общеобразовательной средней школы.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

1 год

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ

- создание условий для формирования и развития учащихся:

- интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;

- интереса к изучению предмета физики;

- умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника школы. Программа рассчитана на углублённое изучение физики.

Пояснительная записка.

Программа «Голография» реализуется в соответствии с законом РФ «Об образовании, а так же с другими законодательными и нормативно правовыми актами РФ и ХМАО – Югра регламентирующие деятельность образовательных учреждений. Содержание программы согласовано с государственными стандартами общего среднего образования и примерными программами по физике для профильного уровня.

        Новизна данной программы состоит  в изучении такого явления как голография, через призму знаний по физике. Термин “голография” был введен Денисом Габором для обозначения метода фотографической точной записи воспроизведения и преобразования волновых полей, предложенного им в 1948 году

Голографические изображения (голограммы) все шире входят в нашу жизнь.

Однако общая картина этого явления пока еще далека от завершения. И дело здесь не только в том, что в ряде случаев мы не знаем  полностью набор отображающих свойств  некоторых   видов  голограмм. Есть все основания считать, что будут открыты новые неожиданные оптические свойства  голограмм.

Элективный курс «Голография» адресован учащимся в 9 классов.

        Программа опирается на знания и умения, полученные учащимися при изучении физики в 8 классе. В процессе занятий школьники научатся  наблюдать и описывать оптические явления и свойства; выдвигать гипотезы; отбирать необходимые для проведения эксперимента приборы, выполнять измерения; представлять результаты в виде таблиц, графиков, интерпретировать результаты эксперимента и делать выводы; обсуждать результаты эксперимента. Изучение элективного курса поможет сознательному выбору профиля дальнейшего обучения или профессиональной деятельности выпускника школы.

Календарно-тематический план мною разработан на 35 часа, при обучении 1час в неделю. Данная программа направлена на углубленное изучение раздела «Оптика».

Программа состоит: введение и три раздела: «Волновая оптика», «Геометрическая оптика» и «Голография». При проведении занятий используются различные формы организации учебной деятельности. Теоретический материал излагаются на лекциях; на семинарских занятиях обсуждаются теоретические проблемы, заслушиваются и обсуждаются доклады и сообщения учащихся. На практических занятиях учащиеся решают задачи и выполняют экспериментальные исследования. Существенная роль отводится самостоятельной работе учащихся при изучении материала, решении задач, а также при подготовке докладов и сообщений, написании рефератов.

        Цель программы:

- создание условий для формирования и развития учащихся:

- интеллектуальных и практических умений в области оптических явлений;

- интереса к изучению предмета физики;

- умению самостоятельно приобретать и применять на практике знания по оптике;

- творческих способностей;

- коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию.

Календарно-тематическое планирование элективного курса « Голография»

10 класс (35 ч. 1 час в неделю).

№ урока

тема

Вид занятия

дата.

Тема: «Голография в жизни и быту».

1/1

Введение.

Лекция 1.

Раздел 1. Геометрическая оптика (16ч).

2/1.

История развития учения о свете. Экспериментальное определение скорости света.

Лекция 2.

3/2.

Опыты по обнаружению эфира. Инвариантность скорости света.

Лекция 3.

4/3.

Отражение света. Закон отражения света.

Практическое занятие 1.

5/4.

Плоское и сферическое зеркала. Построение изображений в  плоском и сферическом зеркалах.

Практическое занятие 2.

6/5.

Применение сферических зеркал. Правило знаков в геометрической оптике.

Лекция 4.

7/6.

Преломление света. Закон преломления света.

Лекция 5.

8/7.

Тонкая линза. Построение изображений, получаемых с помощью тонкой линзы.

Практическое занятие 3.

9/8.

Формула тонкой линзы. Оптическая сила тонкой линзы.

Практическое занятие 4.

10/9.

Измерение показателя преломления стекла. Оптические явления: миражи, радуга.

Лабораторная работа №1.

11/10.

Преломление света. Контрольная работа№1

Практическое занятие 6.

12/11.

Оптические приборы, формирующие изображение: фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, микроскоп, телескоп.

Лекция 6.

13/12.

Разрешающая способность оптических приборов. Электронный микроскоп.

Лекция 7.

14/13.

Полное внутреннее отражение. Призмы. Волоконные световоды и их применение.

15/14.

Изучение моделей оптических приборов.

Лабораторная работа № 3.

16/15.

Исследование изображения, получаемого с помощью сферического зеркала.

Лабораторная работа № 4.

17/16.

Определение оптической силы линзы. Контрольная работа №2.

Практическое занятие 8.

Раздел 2. Волновая оптика. (7ч).

18/1.

Электромагнитная природа света. Видимая, инфракрасная и ультрафиолетовая области спектра.

Лекция 5.

19/2.

Интерференция света. Интерферометры и их применение.

Лекция 6.

20/3.

Дифракция света. Распространение волновых пучков.

Практическое занятие 9.

21/4.

Дифракционная решетка. Основные типы решеток, их характеристика.

Лекция 8.

22/5.

Спектральные приборы с пространственным разложением спектра; их применение.

Практическое занятие 12.

23/6.

Распространение света в среде. Дисперсия света. Поглощение света. Цвет тел.

Лекция 9.

24/7.

Волновая оптика. Контрольная работа №3.

Практическое занятие 15.

Раздел 3. Голография.(11ч).

№ урока

тема

Вид занятия

дата.

25/1.

Суть явления голографии. Основоположники голографии.

Лекция 10.

26/2.

Фотографический способ. Регистрирующие среды и их применение.

Лекция 11.

27/3.

Регистрируемые параметры объектной волны.

Лекция 12

28/4.

Свойства объектной и опорной волн.

Лекция 13.

29/5.

Свойства источников.

Лекция 14.

30/6.

Классификация голограмм (пространственное мультиплексирование).

Лекция 15.

31/7.

Цветные голограммы.

Лекция 16.

32/8.

Акустическая голография.

Лекция 17.

33/9.

Применение голографии.

Лекция 18.

34/10.

Принципы оптической голографии.

Лекция 19.

35/11.

Итоговое занятие.

Обобщающее занятие.

Содержание курса.

Тема: « Голография».

Введение.(1 ч).

Раздел 1. Геометрическая оптика (16ч).

История развития учения о свете. Экспериментальное определение скорости света.

Опыты по обнаружению эфира. Инвариантность скорости света. Отражение света. Закон отражения света. Плоское и сферическое зеркала. Построение изображений в  плоском и сферическом зеркалах.  Применение сферических зеркал. Правило знаков в геометрической оптике. Преломление света. Закон преломления света. Тонкая линза. Построение изображений, получаемых с помощью тонкой линзы. Формула тонкой линзы. Оптическая сила тонкой линзы. Измерение показателя преломления стекла.

         Оптические приборы, формирующие изображение: фотоаппарат, проекционный аппарат, лупа, микроскоп, телескоп. Разрешающая способность оптических приборов. Электронный микроскоп. Полное внутреннее отражение. Призмы. Волоконные световоды и их применение. Определение оптической силы линзы. Изучение моделей оптических приборов. Оптические явления: миражи, радуга.

Раздел 2. Волновая оптика. (7ч).

Электромагнитная природа света. Видимая,  инфракрасная и ультрафиолетовая области спектра. Интерференция света. Интерферометры и их применение. Дифракция света. Распространение волновых пучков. Приближение геометрической оптики. Построение Гюйгенса. Дифракционная решетка. Основные типы решеток, их характеристика. Спектральные приборы с пространственным разложением спектра; их применение. Распространение света в среде. Дисперсия света. Поглощение света. Цвет тел.

Раздел 3. Голография.(11ч).

Суть явления голографии. Фотографический способ.

Регистрирующие среды и их применение. Регистрируемые параметры объектной волны. Модулируемые параметры. Амплитудная модуляция. Фазовая модуляция. Конфигурация. Свойства объектной волны.

Свойства опорной волны. Регистрирующий материал и конфигурация. Свойства источников (когерентность, поляризация, длина волны света).

Классификация голограмм: пространственное мультиплексирование, составные изображения, голограммы, записанные с помощью сканирующего источника света, цветные голограммы, голограммы, восстанавливаемые в белом свете, акустическая голография. Применение голографии (голографический портрет, лазер).

Принципы оптической голографии. Значение голографии в повседневной жизни.

Лабораторные работы:

1. Измерение показателя преломления стекла.

2. Определение оптической силы линзы.

3. Изучение моделей оптических приборов.

4. Исследование изображения, получаемого с помощью сферического зеркала.

5. Изучение спектров испускания и поглощения.

Примерные темы рефератов

1. Исследования Ньютона в области оптики.

2. Применение ультрафиолетового излучения в медицине.

3. Применение волоконных световодов.

4. Исследования явления фотоэффекта А.Г.Столетовым и Г.Герцем.

5. Н.Г.Басов, А.М.Прохоров и Ч. Таунс – лауреаты Нобелевской премии 1964г. За исследования в области квантовой электроники.

6. Д .Грабор – лауреат Нобелевской премии 1971г. за создание голографии.

Аттестация учащихся.

Занятия по выбору учащихся проводятся для удовлетворения их индивидуальных интересов к изучению физики и ее практических приложений, развития познавательных и творческих способностей. Поэтому вполне достаточным будет устное одобрение результатов выполненной работы, выражение удовлетворения или восхищения достижениями учащихся. При этом ведется учет всех видов работ и  их качества выполнения. В конце элективного курса – зачет с оценкой достижений учащихся. Критерии итогового зачета по всему курсу должны быть известны ученику с начала занятий.

Литература.

1. Алешкевич В.А, Пурышева Н.С.; Программа элективного курса «Оптика» - Москва, «Дрофа», 2017 г.

2. Перельман Я.И. Занимательная физика.  – М.: Наука,2006.

3. Бутырский Г.А, Саурова Ю.А. Экспериментальные задачи по физике.10-11 класс.- М.:просвещение,2010.

4.Изергина Е.Н. Вся физика: краткий справочник школьника 7-11 классов.

5. Малинин А.М. Сборник вопросов и задач по физике.

6. Физика -11класс.: учебное пособие для 11классов школ и классов с углубленным изучением физики /А.Т. Глазунов, О.Ф. Кабардин, А.Н. Малинин ; под редакцией А.А.Пинского. –М .: Просвещение, 2013.

7. Гуревич С.Б., Колфилд.Г., Оптическая голография т.1 3. Оптическая голография т.2

8. Фролов В.С., Волшебное зеркало. М.: Знание, 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по геометрии в двух вариантах (10класс)

Данная работа содержит 6 двухвариантных тестов по всем основным темам геометрии 10 класса....

Программа элективного курса "Генетика и микроэволюция"-10класс

Элективный курс "Генетика и микроэволюция "предназначен для учащихся 10 класса, основная идея курса : это углубленное иучение основ генетики, а так же развитие концепции гена как фундам...

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10класса "Любовная лирика и её истоки"(поэты и музы")

Программа содержит рекомендации к изучению любовной лирики в творчестве  русских  поэтов 19века  ...

Рабочая программа элективного курса для 10класса "Секреты словообразования"

Данная  программа содержит практический материал, который может быть расширен по своему усмотрению, а так же использоваться в качестве дистанционного курса....

Программа по элективному учебному предмету «ОЗОЖ» 10класс

Цель программы:- формирование у учащихся ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;- обеспечить учащихся необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» (10класс)

Программа элективного курса «Основы финансовой грамотности»для учащихся 10-х классов для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий шко...

Рабочая программа элективного учебного предмета "Русский язык. Грамматика русского языка 10класс

Рабочая программаэлективного учебного предмета «Русский язык. Грамматика русского языка»10 классУчитель: Авакова Кристина Абриковна,...