Рабочая программа по естествознанию для СПО
рабочая программа (естествознание, 11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
ГОУ СПО Самарский техникум сервиса производственного оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Дисциплина: «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Для специальностей:034702 Документальное обеспечение управления и архивоведение.
САМАРА
2011
Одобрена Рабочая программа составлена в соответствии
Предметно-цикловой комиссией с Государственными требованиями к минимуму
Естественнонаучного содержания и уровня подготовки выпускника
И математического профиля по специальности СПО
Председатель ПЦК Зам. директора по УПР
________________Карьков А.М. __________ Фомина В.А. «___»_________2011г. «___»__________2011г.
Составитель: Карьков А.М.___________________________________________
Рецензенты:__________________________________________________________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке специалистов среднего звена.
Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) естествознание в учреждениях среднего профессионального образования (далее – СПО) изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Естествознание изучается как базовый учебный предмет в учреждениях СПО – в объеме 117 часов при освоении специальностей социально-экономического профиля (приказ Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889).
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественнонаучного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
- развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;
- воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
- применение естественнонаучных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
В основе авторской рабочей программы Карькова А.М. лежит содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня и рабочая программа «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования авторов Пентина А.Ю., Боровских Т.А. и Рохлова В.С.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» имеет явно выраженную профильную составляющую, и включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознани включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия с основами экологии» и «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического профиля. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает логику естественнонаучного образования и позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно.
Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» для социально-экономического профиля в учреждениях СПО представлена дидактическими единицами, при изучении которых преподаватель акцентирует внимание на жизненно важных объектах природы и организма человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). В рабочей программе уделено особое внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше.
В тематическом планировании предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Данная рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
РЕЦЕНЗИЯ НА РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» (далее рабочая программа), разработанная преподавателем высшей категории Карьковым Андреем Михайловичем, полностью соответствует рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, письму Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180 и приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 в редакции приказов Минобрнауки России от 20.08.2008 г. № 241 и от 30.08.2010 г. № 889.
В данной рабочей программе чётко прослеживается основная тенденция в развитии образования по естествознанию. Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» для социально-экономического профиля в учреждениях СПО представлена дидактическими единицами, при изучении которых преподаватель акцентирует внимание на жизненно важных объектах природы и организма человека. Материал построен в понятной логике и содержит все необходимые дидактические единицы. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественнонаучную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
В тематическом планировании предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателю включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал.
Для каждой темы разработаны демонстрации и лабораторные работы. Уделено место и контролю знаний в виде различных видов самостоятельных и зачётных работ.
Данная рабочая программа может быть с успехом использована другими преподавателями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования в соответствующих учебных заведениях, как на региональном, так и на федеральном уровне.
Рецензент:____________________________________________________
_____________________________________________________________
М.П.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 Уровни организации природы.
Введение
Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. Естественнонаучный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория.
1.Атом.
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура как мера средней кинетической энергии частиц.
Строение атома: планетарная модель и модель Бора. Поглощение и испускание света атомом. Квантование энергии. Принцип действия и использование лазера.
Строение атомного ядра. Радиоактивные излучения и их воздействие на живые организмы. Энергия расщепления атомного ядра. Ядерная энергетика и экологические проблемы, связанные с ее использованием.
Демонстрации
- Фотоэффект.
- Фотоэлемент.
- Излучение лазера.
- Счетчик ионизирующих излучений.
2.Молекула
Молекулы и химическая связь. Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений.
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. Необратимый характер тепловых процессов. Тепловые машины, их применение. Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения.
Демонстрации
- Движение броуновских частиц.
- Диффузия.
- Модель хаотического движения молекул.
- Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела.
- Испарение различных жидкостей.
- Плавление и отвердевание кристаллических тел.
- Изменение внутренней энергии тел при совершении работы.
- Устройство паровой турбины.
Лабораторная работа
- Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний.
3. Вещество
Классификация веществ. Неорганические и органические вещества. Вода вокруг нас. Физические и химические свойства воды. Растворение твердых веществ и газов. Массовая доля вещества в растворе как способ выражения состава раствора.
Водные ресурсы Земли. Качество воды. Загрязнители воды и способы очистки. Жесткая вода и ее умягчение. Опреснение воды.
Минеральные вещества - классификация и важнейшие химические свойства оксидов, гидроксидов, кислот и солей.
Органические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Строение белковых молекул. Углеводы – главный источник энергии организма. Роль жиров в организме, холестерин.
Демонстрации
- Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание.
- Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры.
Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка.
Обнаружение СО2 в выдыхаемом воздухе.
- Изучение рН различных растворов с помощью универсального индикатора.
Лабораторные работы
- Анализ содержания примесей в воде.
- Очистка загрязненной воды.
- Устранение жесткости воды.
- Приготовление раствора определённой концентрации.
- Химические свойства воды.
- Определение химического состава атмосферы.
- Измерение уровня СО2.
- Механизм образования кислотных дождей.
- Химические свойства кислот.
- Химические свойства оснований.
- Генетическая связь между классами неорганических веществ.
- Анализ состава молока.
- Определение содержания витамина С в напитках.
- Определение содержания железа в продуктах питания.
- Определение углерода и водорода в органическом веществе.
- Идентификация органических соединений.
- Характерные химические свойства важнейших классов органических веществ.
- Характерные химические свойства важнейших классов органических веществ.
4.Организм
Понятие «жизнь». Основные признаки живого: питание, дыхание, выделение, раздражимость, подвижность, размножение, рост и развитие. Понятие «организм». Разнообразие живых организмов, принципы их классификации. Уровни организации живой природы: клеточный, организменный, надорганизменный.
Бактерии и вирусы как причина инфекционных заболеваний.
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма.
Понятия биогеоценоза, экосистемы и биосферы. Устойчивость экосистем.
Тема 2 Эволюция и свойства природы.
1. Механика
Механическое движение, его относительность. Законы динамики Ньютона. Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Невесомость.
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. Потенциальная и кинетическая энергия. Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность.
Механические колебания. Период и частота колебаний. Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине.
Демонстрации
- Относительность движения.
- Инертность тела.
- Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело.
- Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.
- Зависимость силы упругости от удлинения пружины.
- Невесомость.
- Реактивное движение, модель ракеты.
- Изменение энергии при совершении работы.
- Свободные и вынужденные колебания.
- Образование и распространение волн.
- Колеблющееся тело как источник звука.
Лабораторные работы
- Исследование зависимости силы трения от веса тела.
- Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза).
2. Электромагнитные явления
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. Проводники и изоляторы в электрическом поле.
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. Закон Ома для участка цепи. Тепловое действие электрического тока и закон Джоуля-Ленца.
Магнитное поле тока и действие магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель.
Явление электромагнитной индукции. Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии.
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света.
Демонстрации
- Электризация тел.
- Взаимодействие заряженных тел.
- Нагревание проводников с током.
- Действие магнитного поля на проводник с током.
- Взаимодействие проводников с токами.
- Явление электромагнитной индукции.
- Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора.
- Излучение и прием электромагнитных волн.
- Интерференция и дифракция света.
Лабораторные работы
- Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках.
- Изучение интерференции и дифракции света.
3. Свойства живой природы
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Деление клетки. Бесполое и половое размножение. Основы генетических знаний.
Индивидуальное развитие организма.
Эволюция живого. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, естественный отбор. Устойчивость экосистем.
Демонстрации
Объемная (или компьютерная) модель молекулы ДНК.
Растения и животные, иллюстрирующие изменчивость, наследственность, приспособленность.
Лабораторная работа
- Сравнение растительной и животной клеток через оптический микроскоп.
- Определение фаз деления клетки через оптический микроскоп.
Тема 3 Человек и окружающая среда.
1. Ткани, органы и системы органов человека.
Питание. Значение питания для роста, развития и жизнедеятельности организма. Пищеварение как процесс физической и химической обработки пищи. Система пищеварительных органов. Предупреждение пищевых отравлений – брюшного тифа, дизентерии, холеры. Гастрит и цирроз печени как результат влияния алкоголя и никотина на организм.
Органы дыхания. Жизненная емкость легких. Тренировка органов дыхания. Болезни органов дыхания и их профилактика. Курение как фактор риска.
Движение. Кости, мышцы, сухожилия – компоненты опорно-двигательной системы. Мышечные движения и их регуляция. Утомление мышц при статической и динамической работе. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.
Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Основные функции крови. Кровеносная система. Иммунитет и иммунная система.
Индивидуальное развитие организма. Половое созревание. Менструация и поллюция. Оплодотворение. Образование и развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека. Наследственные и врожденные заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др.
Демонстрации
- Действие желудочного сока на белки.
- Измерение жизненной емкости легких спирометром.
Лабораторные работы
- Действие слюны на крахмал.
- Утомление при статической и динамической работе.
- Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.
2. Рациональное природопользование.
Воздействие экологических факторов на организм человека и влияние деятельности человека на окружающую среду (ядохимикаты, промышленные отходы, радиация и другие загрязнения). Экологические катастрофы и кризисы. Рациональное природопользование. Понятие ноосферы.
Экскурсия
- Антропогенное воздействие на окружающую среду.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся (студент) должен-
-знать/понимать:
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
-уметь:
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;
- осознанных личных действий по охране окружающей среды.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование разделов и тем | максимальная нагрузка студента | Количество Часов | |||
Аудиторных | Лабораторных | Самостоятельная работа студента | Контрольных | ||
Тема 1 Уровни организации природы. | |||||
Введение | 2 | 2 | |||
1.Атом. | 6 | 6 | |||
2.Молекула | 8 | 7 | 1 | ||
3. Вещество | 38 | 20 | 18 | ||
4.Организм | 86 | 7 | 1 | ||
Итого: | 62 | 42 | 19 | 1 | |
Тема 2 Эволюция и свойства природы. | |||||
1. Механика | 12 | 10 | 2 | ||
2. Электромагнитные явления | 12 | 10 | 2 | ||
3. Свойства живой природы | 17 | 14 | 2 | 1 | |
Итого: | 41 | 34 | 6 | 1 | |
Тема 3 Человек и окружающая среда. | |||||
1. Ткани, органы и системы органов человека. | 6 | 3 | 3 | ||
2. Рациональное природопользование. | 5 | 3+1(Экс) | 1 | ||
Итого: | 11 | 10 | 3 | 1 | |
Резерв учебного времени | 3 | 3 | |||
Всего: | 117 | 86 | 28 | 3* |
ПЕРЕЧЕНЬ ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема | Содержание практического занятия | Кол-во часов |
|
| На выполнение каждой лабораторной работы отводится один час учебного времени ( один урок). |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
|
| |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Для обучающихся
Основная
- Габриелян О.С. Химия (для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей) – М.,»Академия», 2010.
- Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика. Учебник для 10 кл. – М., 2005.
- Генденштейн Л.Э. Дик Ю.И. Физика. Учебник для 11 кл. – М., 2005.
- Тупикин Е.И. Биология с основами экологии. –М., Академия, 2004.
Дополнительная
- Перышкин А.В. Физика. 7, 8, кл. – М., 2001.
- Физика. 7, 8 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2002–2003.
- Физика и астрономия. 9 кл. / под ред. А.А. Пинского, В.Г. Разумовского. – М., 2000.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2005.
- Касьянов В.А. Физика. 11 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2003.
- Габриелян О.С. Химия. 9, 10, 11 кл. – М., 2000, 2003.
- Савинкина Е.В., Логинова Г.П. Химия для школ и классов гуманитарного профиля. 10, 11 кл. – М., 2001–2002.
- Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье. 8 кл. – М., 2005.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М., 2000.
Для преподавателей
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. / Министерство образования РФ. – М., 2004.
- Кабардин О.Φ., Орлов В.А. Экспериментальные задания по физике. 9–11 классы: учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А. Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
- Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2002.
- Лабковский В.Б. 220 задач по физике с решениями: книга для учащихся 10–11 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2006.
- Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2006.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С.Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2004.
- Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская. – М., 2004.
- Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля – М., 2003.
- Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е.Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
- Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
- Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Кузьмина И.Д. Биология. Человек. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ловкова Т.А., Сонин Н.И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
- Ренева Н.Б., Сонин Н.И. Биология. Человек. 8 класс. Методическое пособие. – М., 2003.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящее МТО разработано на основе требований федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по естествознанию и обеспечивают оптимальные условия для реализации стандарта и полноценное преподавание естествознания.
«Естествознание» является принципиально новым предметом на ступени среднего (полного) общего образования, поэтому до сих пор для него не существовало МТО и учебного оборудования. По этой причине настоящий перечень МТО в значительной мере является комбинацией объектов и средств материально-технического обеспечения, взятых из имеющихся перечней по физике, химии и биологии. Вместе с тем перечень по естествознанию не сводится к сумме фрагментов из перечней по этим предметам. В нем учитывается интегрированный характер курса естествознания, присутствие большого количества межпредметных тем в обязательном минимуме стандарта и разделах примерной программы. Поэтому, например, средства и объекты, взятые из перечня по химии, могут использоваться при изучении тем физического или биологического содержания, и наоборот. Кроме того, в перечень включены и новые объекты, например, набор реактивов для демонстрации явлений самоорганизации (реакция Белоусова – Жаботинского).
Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
- Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);
- К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
- П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся (6-7 экз.);
- Б – библиотечные комплекты (2-5 экз.).
Характеристика учебного кабинета
В условиях введения нового предмета «естествознание» для проведения учебных занятий возможно и целесообразно использование существующих учебных кабинетов физики, химии и биологии, в том числе имеющейся там спецмебели. Выбор помещений для этих кабинетов и их рациональная планировка определяются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2. 178-02).
ОБЪЕКТЫ И СРЕДСТВА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСЕПЕЧЕНИЯ КУРСА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||
1 | Стандарт среднего (полного) общего образования по естествознанию (базовый уровень) | Б | В условиях временного отсутствия учебников и УМК по естествознанию, соответствующих стандарту, рабочая программа может быть составлена учителем, в основном, только с помощью этих документов |
2 | Примерная программа среднего (полного) общего образования по естествознанию | Б | |
3 | Методическое письмо: «О преподавании учебного предмета «Естествознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта образования» | Б | |
4 | Учебники по физике, химии, биологии, астрономии для старшей школы | П | Эти учебники (как для базового, так и для профильного уровней) могут использоваться учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения курса. В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных МНО РФ |
5 | Энциклопедические словари по физике, химии, биологии, астрономии | Б | |
6 | Научно-популярные издания, включая периодику «Знание – сила», «Наука и жизнь», «Химия и жизнь», «В мире науки» | Б | Необходимы для выполнения практических работ, подготовки докладов, сообщений, рефератов |
| |||
Таблицы: | |||
1 | Физические величины и фундаментальные константы | Д | |
2 | Шкала электромагнитных волн | Д | |
3 | Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева | Д | |
Серии таблиц по: | |||
4 | - неорганической химии | Д | |
5 | - органической химии | Д | |
6 | Комплект таблиц по строению клетки | Д | |
7 | Комплект таблиц по химическому составу клетки | Д | |
8 | Биотехнология | Д | |
9 | Генетика | Д | |
10 | Основы экологии | Д | |
11 | Уровни организации живой природы | Д | |
12 | Портреты выдающихся ученых физиков, химиков, биологов | Д | Выбор портретов по усмотрению учителя |
Карты: | |||
13 | Подвижная карта звездного неба | Д | |
14 | Биосферные заповедники и национальные парки мира | Д | |
15 | Заповедники и заказники России | Д | |
16 | Зоогеографическая карта мира | Д | |
17 | Зоогеографическая карта России | Д | |
18 | Население и урбанизация мира | Д | |
3. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА | |||
1 | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам курса | Д | В условиях временного отсутствия УМК по естествознанию возможно выборочное использование существующих программ и электронных учебников по физике, химии, биологии для изучения отдельных разделов и тем курса |
2 | Электронные библиотеки по разделам курса | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, объединенных единой системой навигации и ориентированных на различные формы познавательной деятельности, в т.ч. исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить тематические базы данных, фото- и видео-изображения объектов и явлений, таблицы, схемы, диаграммы и графики |
3 | Электронные базы данных и интернет-ресурсы по всем разделам курса естествознания | Должна быть обеспечена возможность выхода в Интернет | |
| |||
1 | Видеофильмы по разделам физики: молекулярной физике, электродинамике, квантовой физике, астрономии | Д | Выборочное использование видеофильмов по усмотрению учителя |
2 | Видеофильмы по разделам химии: промышленные синтезы на основе углеводородного сырья, генетическая связь органических веществ, строение веществ | Д | |
3 | Видеофильмы по разделам биологии: генетике, эволюции, экологии, происхождению жизни на Земле | Д | |
Транспаранты: | |||
4 | Биосинтез белка в клетке | Д | |
5 | Гаметогенез | Д | |
6 | Деление клетки | Д | |
7 | Клонирование | Д | |
8 | Механизм иммунитета человека | Д | |
9 | Набор по основам экологии | Д | |
10 | Строение и размножение вирусов | Д | |
| |||
1 | Мультимедийный компьютер | Д | Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт- дисков, аудио-видео входы/выходы, возможность выхода в Интернет; оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками; с пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных) |
2 | Мультимедийный проектор | Д | Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
3 | Средства телекоммуникации | Д | Включают: электронная почта, локальная школьная сеть, выход в Интернет; создаются в рамках материально-технического обеспечения всего образовательного учреждения |
4 | Телевизор | Д | Диагональ не менее 72 см |
5 | Видеоплеер (видеомагнитофон) | Д | |
6 | Цифровая видеокамера | Д | Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения |
7 | Цифровая фотокамера | Д | |
8 | Сканер | Д | |
9 | Принтер лазерный | Д | |
10 | Копировальный аппарат | Д | |
11 | Диапроектор или оверхэд (графопроектор) | Д | |
12 | Экран | Д | Мин. размеры 1,25 Х 1,25 м |
6. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ И УЧЕБНО-ЛАБОРАТОРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | Номенклатура оборудования, в основном, дана в последовательности, соответствующей логике примерной программы по естествознанию | ||
1 | Прибор для демонстрации броуновского движения | Д | |
2 | Газоразрядный счетчик | Д | |
3 | Камера для демонстрации следов α-частиц | Д | |
4 | Дозиметр | П | |
5 | Набор веществ для исследования плавления и отвердевания | Ф | |
6 | Комплект оборудования по электродинамике (КДЭ) | Д | |
7 | Комплект полосовых, дугообразных и кольцевых магнитов | П | |
8 | Комплект приборов для демонстрации свойств электромагнитных волн | Д | |
9 | Машина электрическая обратимая | Д | |
10 | Набор по передаче электрической энергии | Д | |
11 | Прибор для демонстрации взаимодействия параллельных токов | Д | |
12 | Прибор для демонстрации вращения рамки с током в магнитном поле | Д | |
13 | Прибор для изучения свойств электронных пучков | Д | |
14 | Набор «Электричество» | Ф | |
15 | Комплект «Энергия, работа, мощность» | Ф | |
16 | Комплект «Возобновляемые источники энергии» | Ф | |
17 | Комплект по электродинамике «Экспериментальные задачи» | П | |
18 | Комплект приборов для фотоэффекта | Д | |
19 | Лазер учебный с принадлежностями | Д | |
20 | Набор голограмм | Д | |
21 | Набор для демонстрации линейчатых спектров (источник света с линейчатым спектром, спектроскоп лабораторный, прибор для зажигания спектральных трубок с набором трубок) | Д | |
22 | Набор по дифракции, интерференции и поляризации света | Ф | |
23 | Комплект для изучения фотоэффекта и измерения постоянной Планка | П | |
24 | Генератор звуковой частоты | Д | Используются для демонстрации эффекта Доплера |
25 | Набор для изучения механических волн | Д | |
26 | Прибор для определения состава воздуха | Д | |
27 | Набор для экологических исследований | П | Может быть выбран один из существующих тест-комплектов |
28 | Прибор для иллюстрации зависимости скорости химической реакции от условий | Д | |
Измерительные приборы и лабораторное оборудование общего назначения: | |||
29 | Компьютерный измерительный блок с набором датчиков (температуры, давления, влажности, магнитного поля, электрической проводимости, содержания кислорода, рН) | Д | Может входить в общее материально-техническое обеспечение естественнонаучных кабинетов |
30 | Термометры | Ф | Набор термометров (электронных, жидкостных) должен обеспечить возможность измерения температуры в диапазоне от –30 до 360 С |
31 | Весы аналитические | Д | |
32 | Весы учебные с гирями | Ф | |
33 | Секундомеры | Ф | |
34 | Набор электроизмерительных приборов постоянного и переменного тока | Ф | |
35 | Мультиметры цифровые | Ф | |
36 | Источники постоянного и переменного тока (4 В, 2 А) | Ф | |
37 | Осциллограф | Д | |
38 | Микроскоп лабораторный | Ф | |
39 | Цифровой микроскоп | Д | |
40 | Набор посуды и принадлежностей для демонстрационных опытов по химии | Д | Может использоваться оборудование общего назначения кабинета химии |
41 | Аппарат для проведения химических реакций АПХР | Д | |
42 | Столик подъемный | Д | |
43 | Штатив металлический ШЛБ | Д | |
44 | Штатив демонстрационный для пробирок | Д | |
45 | Нагревательные приборы (электроплитка, спиртовка) | Д | |
46 | Набор посуды и принадлежностей для ученического эксперимента | Ф | |
47 | Штатив лабораторный химический ШЛХ | Ф | |
48 | Нагреватели (электрические 42 В, спиртовки 50 мл) | Ф | |
49 | Комплект электроснабжения кабинета | Д | Используется электроснабжение кабинетов физики, химии, биологии |
Реактивы: | |||
50 | Набор №1 ОС «Кислоты» | Д/Ф | Для учащихся только растворы |
51 | Набор №2 ОС «Кислоты» | Д/Ф | |
52 | Набор №4 ОС «Оксиды металлов» | Д/Ф | |
53 | Набор №5 ОС «Металлы» | Д/Ф | Порошки металлов учащимся использовать запрещено |
54 | Набор №6 ОС «Щелочные и щелочноземельные металлы» | Д | |
55 | Набор №8 ОС «Галогены» | Д | |
56 | Набор №10 ОС «Сульфаты. Сульфиты. Сульфиды» | Д | |
57 | Набор №14 ОС «Соединения марганца» | Д/Ф | |
58 | Набор №17 ОС «Индикаторы» | Д/Ф | |
59 | Набор №19 ОС «Углеводороды» | Д | |
60 | Набор №20 ОС «Кислородосодержащие органические вещества» | Д | |
61 | Набор №21 ОС «Кислоты органические» | Д/Ф | |
62 | Набор №22 ОС «Углеводы. Амины» | Д | |
63 | Набор №24 ОС «Материалы» | Д/Ф | |
64 | Набор реактивов для курса биологии базового уровня | Д | |
65 | Набор для демонстрационного проведения реакции Белоусова-Жаботинского: сульфат церия, бромат калия, малоновая кислота, ферроин | Д | Набор должен быть сформирован как стандартный комплект разработчиками оборудования, а также может быть составлен из имеющихся реактивов учителем |
| |||
1 | Модель броуновского движения | Д | |
2 | Модель опыта Резерфорда | Д | |
3 | Модели кристаллических решеток | Д | |
4 | Модель счетчика электрической энергии | Д | |
5 | Модель электромагнитного реле | Д | |
6 | Действующая модель двигателя-генератора | Д | |
7 | Модель фотореле | Д | |
8 | Оптическая модель глаза | Д | |
9 | Модель Солнечной системы | Д | |
10 | Действующая модель тепловой машины | Д | |
11 | Модель двигателя внутреннего сгорания | Д | |
12 | Набор моделей атомов для составления моделей молекул | Ф | |
13 | Набор для моделирования электронного строения атомов | Ф | |
Модели объемные: | |||
14 | Молекула белка | Д | |
15 | ДНК | Д | |
16 | Глаз человека | Д | |
17 | Эколого-биологический конструктор | Ф | |
Модели рельефные: | |||
18 | Строение растительной клетки | Д | |
19 | Строение животной клетки | Д | |
20 | Строение вируса | Д | |
Модели-аппликации: | |||
21 | Разнообразие клеток живых организмов | Д | |
22 | Деление клетки | Д | |
23 | Взаимодействие фермента с веществом | Д | |
24 | Жизненный цикл вируса | Д | |
25 | Синтез белка | Д | |
26 | Взаимодействие генов | Д | |
27 | Генетика групп крови человека | Д | |
28 | Наследование резус-фактора | Д | |
29 | Генная инженерия | Д | |
30 | Основные направления эволюции | Д | |
31 | Эволюция животных | Д | |
32 | Эволюция растений | Д | |
33 | Биогенный круговорот химических элементов в природе: азота, углерода, фосфора, кислорода, серы | Д | |
34 | Взаимодействие в природных сообществах | Д | |
35 | Биосфера и человек | Д | |
Муляжи: | |||
36 | Ископаемые формы животных | Д | |
37 | Набор палеонтологических находок «Происхождение человека» | Д | |
| |||
Коллекции: | |||
1 | Набор химических элементов | Ф | |
2 | Металлы | Ф | |
3 | Нефть и важнейшие продукты ее переработки | Ф | |
4 | Топливо | Ф | |
5 | Волокна | Ф | |
6 | Каучук | Ф | |
7 | Пластмассы | Ф | |
8 | Примеры защитных приспособлений у организмов | П | |
9 | Ископаемые растения и животные | П | |
10 | Биоценоз пресного водоема | П | |
11 | Агроценоз | П | |
Гербарии: | |||
12 | Основные закономерности изменчивости | П | |
13 | Гербарии, демонстрирующие внутривидовое и видовое разнообразие растений | П | Например, «Водоросли и их разнообразие» |
14 | Эволюция органического мира | П | |
15 | Типичные биоценозы | П | |
Микропрепараты: | |||
16 | Комплект по разделу «Растения» | Ф | Могут использоваться для исследования растительной и животной клеток |
17 | Комплект по разделу «Животные» | Ф | |
18 | Комплект по разделу «Человек и его здоровье» | Ф | |
19 | Комплект по общей биологии (базовый уровень) | Ф |
ПЕРЕЧЕНЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Номер темы | Содержание задания | Количество часов | Форма отчётности и контроля |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 | |||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по естествознанию для детей с особенностями психофизического развития
Данная программа предназначена для учителей биологии общеобразовательных школ, работающих с учащимися с особенностями психофизического развития, с рекомендациями индивидуального обучения. Программа со...
Рабочая программа по естествознанию. 7 класс. Школа VIII вида.
Рабочая программа по естествознанию для 7 класса школ VIII вида содержит пояснительную записку, основное содержание программы, требования к знаниям учащихся, календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по естествознанию
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии, биологии, экологии в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную про...
Рабочая программа по естествознанию 5 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 5-6 классы". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
Рабочая программа по естествознанию 6 класс
Рабочая программа к учебнику Гуревич, Понтак "Естествознание 6 класс". Рассчитана на 1 учебный час в неделю. Включает пояснительную записку, распределение времени по темам и поурочное планирование....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЕСТЕСТВОЗНАНИЮ ДЛЯ 5 класса
Рабочая программа по естествознанию для основной школы составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, пред...
Рабочая программа по естествознанию 6 класс "Природа живая и неживая" по программе В.В. Воронковой
Данная программа по природоведению составлена по программе в.В. Воронковой и учебнику для специальных коррекционных школ VIII вида под редакцией Клепининой...