Рабочая программа факультатива в 7 классе «Удивительный мир грибов»
рабочая программа по биологии (7 класс)
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО). Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования. Цель курса: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности грибов, понимания роли этих организмов на нашей планете и их значения в жизни человека. Задачи курса: 1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни, значении в природе и жизни человека грибов, лишайников. 2. Открыть удивительный мир грибов-микромицетов, постоянно обитающих вокруг нас. 3. Провести интересные опыты по выращиванию грибов-микромицетов. 4. Закрепить и расширить навыки практической работы с микроскопом и лабораторной посудой, техникой консервации и окрашивания микропрепаратов. 5. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов. Результаты освоения курса: личностные: формирование устойчивой мотивации к учению; формирование навыков индивидуальной и коллективной работы; развитие практических навыков по работе с микроскопом, развитие кругозора и приобретение знаний, которые могут стать основой будущей профессии. метапредметные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование первичных навыков научной работы; умение формулировать цели и задачи исследования, искать пути их достижения. предметные: знания особенностей строения, образа жизни и экологии грибов, умения проводить лабораторные наблюдения за микрообъектами, ставить биологические эксперименты, описывать, объяснять результаты опытов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fakultativ_7_kl_udivitelnyy_mir_gribov.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа факультатива в 7 классе «Удивительный мир грибов»
Пояснительная записка Данная программа по биологии основного общего образования разработана в соответствии с требованиями обновлённого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) и с учётом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (ПООП ООО).
Программа направлена на формирование естественно-научной грамотности учащихся и организацию изучения биологии на деятельностной основе. В программе учитываются возможности предмета в реализации Требований ФГОС ООО к планируемым, личностным и метапредметным результатам обучения, а также реализация межпредметных связей естественнонаучных учебных предметов на уровне основного общего образования.
Цель курса: формирование у учащихся знаний о строении, процессах жизнедеятельности грибов, понимания роли этих организмов на нашей планете и их значения в жизни человека.
Задачи курса:
1. Углубить и расширить знания о строении, образе жизни, значении в природе и жизни человека грибов, лишайников.
2. Открыть удивительный мир грибов-микромицетов, постоянно обитающих вокруг нас.
3. Провести интересные опыты по выращиванию грибов-микромицетов.
4. Закрепить и расширить навыки практической работы с микроскопом и лабораторной посудой, техникой консервации и окрашивания микропрепаратов.
5. Развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности организмов.
Результаты освоения курса:
личностные: формирование устойчивой мотивации к учению; формирование навыков индивидуальной и коллективной работы; развитие практических навыков по работе с микроскопом, развитие кругозора и приобретение знаний, которые могут стать основой будущей профессии.
метапредметные: умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; формирование первичных навыков научной работы; умение формулировать цели и задачи исследования, искать пути их достижения.
предметные: знания особенностей строения, образа жизни и экологии грибов, умения проводить лабораторные наблюдения за микрообъектами, ставить биологические эксперименты, описывать, объяснять результаты опытов.
Содержание курса
Введение в курс (1 ч). Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности.
Тема 1. Общая характеристика царства Грибы (3 ч).
Места обитания, разнообразие видов. Морфологические особенности строения тела грибов. Особенности строения клеток грибов. Сходство с растениями и животными. Способы питания грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты, хищники. Размножение грибов.
Низшие и высшие грибы. Основные группы грибов: оомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты.
Тема 2. Основные группы грибов (6 ч)
Отдел Оомицеты. Характеристика, особенности строения и образа жизни. Фитофтора (картофельная гниль) – патогенный гриб – паразит картофеля. Методы борьбы с фитофторой.
Отдел Зигомицеты. Представители, образ жизни, значение в природе и для человека. Основные черты организации на примерах мукора – белой плесени, ризопуса столонифера – серой гнили подсолнечника.
Отдел Аскомицеты, или Сумчатые грибы. Особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение. Общая характеристика на примере плесневых грибов пеницилла (зеленой плесени) и аспергилла. Дрожжи — одноклеточные аскомицеты. Сморчок – условно съедобный гриб. Паразитические представители аскомицетов (спорынья, парша, мучнистая роса), способы заражения и вред, наносимый сельскому хозяйству.
Тема 3. Удивительный мир микромицетов (10 ч)
Стерильность. Условия стерильности. Приготовление питательных сред, методика их разлива. Поиск микромицетов в воде, воздухе, почве, продуктах питания, на предметах, нас окружающих. Выделение штаммов грибов и наблюдение за ростом чистой культуры.
Тема 4. Изучение микромицетов под микроскопом (2 ч)
Приготовление микропрепаратов, их изучение в естественном и окрашенном виде под микроскопом при разном увеличении.
Тема 5. Изучение условия роста микромицетов (7 ч)
Влияние состава питательной среды, температуры, света, химических веществ: кислоты, соли, фитонцидов на рост и развитие грибов. Борьба грибов друг с другом. Взаимоотношения грибов с бактериями.
Тема 6. Отдел Базидиомицеты - наиболее высокоорганизованная группа грибов (2 ч)
Общая характеристика на примере шляпочных грибов. Особенности строения и размножения. Съедобные и ядовитые шляпочные грибы. Паразитические представители базидиомицетов (ржавчинные, головневые грибы, трутовики). Способы заражения и вред, наносимый сельскому и лесному хозяйству.
Тема 7. Взаимоотношения грибов с фотосинтезирующими организмами (2 ч)
Лишайники – симбиотические организмы между аскомицетами и зелеными одноклеточными водорослями или цианобактериями. Биология и экология лишайников. Микориза. Эндомикориза и эктомикориза.
Заключение по курсу. Подведение итогов (1 ч).
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п/п | Тема | Вид деятельности |
Введение в курс (1 ч) | ||
1. | Цели и задачи. Инструктаж по технике безопасности. | Осознавать важность соблюдения правил безопасной работы с плесневыми грибами и лабораторным оборудованием. |
Общая характеристика царства Грибы (3 ч) | ||
2. | Особенности строения грибов. | Объяснять морфологические особенности строения тела грибов, особенности строения клеток грибов. Сравнивать грибную клетку с клетками растений и животных, выделять черты сходства и различий. |
3. | Экология грибов. Способы питания грибов. | Характеризовать способы питания грибов. Приводить примеры грибов сапротрофов, паразитов, симбионтов, хищников. |
4. | Низшие и высшие грибы. Основные группы грибов. | Пояснять различия между низшими и высшими грибами. Характеризовать основные группы грибов: оомицеты, зигомицеты, аскомицеты, базидиомицеты, приводить примеры грибов. |
Основные группы грибов (6 ч) | ||
5. | Характеристика оомицетов. | Характеризовать особенности строения и образа жизни грибов - оомицетов. Объяснять опасность фитофторы (картофельной гнили). Называть методы борьбы с фитофторой. |
6. | Характеристика грибов – зигомицетов. | Называть представителей зигомицетов, объяснять их образ жизни, значение в природе и для человека. Характеризовать основные черты организации на примерах мукора, ризопуса столонифера – серой гнили подсолнечника. |
7. | Характеристика аскомицетов (сумчатых грибов). | Характеризовать особенности жизнедеятельности, распространение и экологическое значение аскомицетов. Давать описание дрожжам — одноклеточным аскомицетам, сморчку как условно съедобному грибу. |
8. | Пеницилл и аспергилл. | Давать общую характеристику аскомицетам на примерах плесневых грибов и аспергилла. Сравнивать грибы, находить черты сходства и различий. |
9. | Грибы-паразиты среди аскомицетов. | Называть паразитических представителей аскомицетов: спорынья, парша, мучнистая роса. Пояснять способы заражения и вред, наносимый этими грибами сельскому хозяйству. |
10. | Обобщающий урок «Что я знаю о грибах?» | Обсуждать проблемные и дискуссионные вопросы, работать с заданиями разной степени сложности. |
Удивительный мир микромицетов (10 ч) | ||
11. | Стерильность, ее значение для микробиологических экспериментов. | Объяснять значение стерильности, пояснять, какие условия стерильности должны соблюдаться. Проводить стерилизацию методом тиндализации. |
12. | Приготовление питательных сред для грибов - микромицетов. | Готовить питательные среды, уметь их разливать. Соблюдать технику безопасности при работе с сухим горючем, горячей питательной средой. |
13. | Грибы в воздухе или аэрофиты. | Проводить эксперименты по обнаружению спор грибов в воздухе разных помещений: класс, коридор, туалет, спортивный зал и др. Наблюдать за ростом колоний грибов в чашках с питательной средой. |
14. | Грибы обитатели водного царства. | Проводить эксперименты по обнаружению спор грибов в воде: из крана, унитаза, лужи и др. Наблюдать за ростом колоний грибов в чашках с питательной средой. |
15. | Подданные подземного царства. | Проводить эксперименты по обнаружению спор грибов в почве, взятой из разных мест. Наблюдать за ростом колоний грибов в чашках с питательной средой. |
16. | Грибы, с которыми мы делим стол. | Проводить эксперименты по пересеву грибов в в питательные среды со слегка заплесневелых продуктов: фруктов, овощей, творога, чайной заварки и др. Наблюдать за ростом колоний грибов в чашках с питательной средой. |
17. | Выделение грибов с помощью влажных камер. | Выращивать колонии микромицетов на «родном» субстрате: подпорченные пищевые продукты методов влажных камер. Пересев грибов на чашки Петри, наблюдение за ростом плесневых грибов. |
18. | Рост дрожжей на отпечатке листа. | Производить посевы дрожжей с листа на питательную среду в чашку Петри, наблюдать за ростом грибов. |
19. | Плесень из сыра. | Выращивать колонии плесневых грибов, применяемых в приготовлении сыра. |
20. | Выделение чистых штаммов грибов. | Выделять штаммы грибов и наблюдать за ростом чистой культуры микромицетов. |
Изучение микромицетов под микроскопом (2 ч) | ||
21. | Микроскопическое строение плесневых грибов. | Готовить микропрепараты, их изучать в естественном виде под микроскопом при разном увеличении. Фиксировать результаты наблюдений, делая рисунки, фотографии. |
22. | Приготовление микропрепаратов грибов, используя красители. | Готовить микропрепараты, их изучать в окрашенном виде под микроскопом при разном увеличении. Фиксировать результаты наблюдений, делая рисунки, фотографии. |
Изучение условия роста микромицетов (7 ч) | ||
23. | Изучение роста грибов при изменении состава питательной среды. | Наблюдать за ростом грибов на средах без сахарозы, на «голодном агаре» - без сахарозы и минеральных веществ. Сравнивать результаты, делать выводы. |
24. | Изучение влияния температуры на рост микромицетов. | Наблюдать за ростом грибов на питательных средах, помещенных в холодильник, в термостат при температуре + 40°С, при комнатной температуре. Сравнивать результаты и делать выводы. |
25. | Изучение влияния света на рост микромицетов. | Наблюдать за ростом грибов при разной интенсивности освещения: в полной темноте, под лампой дневного света, на подоконнике, где освещение меняется в соответствии со временем суток. Сравнивать результаты и делать выводы. |
26. | Изучение влияния кислой среды на рост микромицетов. | Наблюдать за ростом грибов, выращенных на питательной среде с разной кислотностью: с добавлением кислоты, щелочи. Выяснить, меняют ли грибы при росте кислотность среды. Сравнивать результаты и делать выводы. |
27. | Изучение влияния соли и фитонцидов на рост микромицетов. | Наблюдать за ростом грибов, выращенных на питательных средах с добавлением соли, чеснока. Сравнивать результаты и делать выводы. |
28. | Взаимоотношения грибов разных культур друг с другом. | Наблюдать за ростом нескольких колоний грибов разных видов, посеянных на питательной среде в одной чашке Петри. Делать выводы о подавлении одних грибов другими. |
29. | Взаимоотношения грибов и бактерий: кто кого? | Выделить культуру бактерий из воздуха, вырастить ее на питательной среде, обработанной антибиотиком нистатином - веществом, подавляющим рост грибов. Посеять в одну чашку Петри грибы и бактерии, соблюдая стерильность и технику безопасности. Наблюдать за взаимоотношениями грибов и бактерий. Делать выводы об антибиотической активности грибов. |
Отдел Базидиомицеты - наиболее высокоорганизованная группа грибов (2 ч) | ||
30. | Характеристика базидиомицетов. | Характеризовать базидиомицеты на примере шляпочных грибов. Объяснять особенности строения и размножения базидиомицетов. Приводить примеры съедобных и ядовитых шляпочных грибов. |
31. | Паразитические базидиомицеты. | Приводить примеры паразитических представители базидиомицетов (ржавчинные, головневые грибы, трутовики). Объяснять способы заражения и вред, наносимый этими грибами сельскому и лесному хозяйству. |
Взаимоотношения грибов с фотосинтезирующими организмами (2 ч) | ||
32. | Лишайники – симбиотические организмы. | Давать характеристику лишайникам как симбиотическим организмам между аскомицетами и зелеными одноклеточными водорослями или цианобактериями. Приводить примеры лишайников, определять их среди других природных биологических объектов. Объяснять условия произрастания лишайников. |
33. | Симбиоз грибов с высшими растениями. | Объяснять, что такое микориза, ее значение для растения и гриба. Характеризовать эндомикоризу и эктомикоризу, приводить примеры. |
34. | Заключение по курсу. Подведение итогов (1 ч). |
Темы исследовательских работ для учащихся
1. Лишайники – пионеры растительных сообществ.
2. Осторожно, бледная поганка.
3. Все о трюфелях.
4. Грибы - паразиты человека.
5. Условно съедобные грибы.
6. Хищничество среди грибов.
7. Гриб чага.
8. Грибы на службе медицины.
9. Культивируемые человеком грибы.
10. История открытия пенициллина.
Учебно-методическое обеспечение курса
1. Биология. Руководство к лабораторным занятиям. Учебное пособие. Под ред. Н.В. Чебышева –М. «Гоэтар-Медиа», 2011
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология: в 3-х т. Т.1. - М.: Мир, 1990
3. Практикум по микробиологии, под ред А.И. Нетрусова, -М, «АCADEMA», 2005
4. Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. Современная ботаника: в 2-х т. Т. 1. - М.: Мир, 1990
5. Смирнов И.А., Евсенко М.С. Тайны микробиологии. Царство грибов. Руководство для родителей и руководителей микробиологических кружков, - М.: Ювента, 2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа факультатива по русскому языку 6 класс
Полная рабочая программа факультатива с тематическим планированием....
Рабочая программа факультатива «Избранные вопросы информатики» 11 класс
Рассматриваются вопросы ЕГЭ 11 класс....
Рабочая программа факультатива по физике в 10 классе " Методы решения физических задач"
Данный материал содержит рабочую программу для факултативных занятий по физике в 10 класса. Решение задач является одним из основных методов обучения физики. Материал содержит развернутое тематическое...
Рабочая программа факультатива "Обществознание " 9 класс
Эта программа расчитана на подготовку учеников к экзамену по обществознанию для 9 класса....
Рабочая программа по учебному курсу биологии "Бактерии. Грибы. Растения" для 6 класса (по программе В.В.Пасечника)
Предлагаемая программа общеобразовательного уровня предназначена для изучения биологии в 6 классе средней общеобразовательной школы и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, нача...
Рабочая программа факультатива "Речевой этикет"по русскому языку для 5 класса
"Речевой этикет" программа факультативного курса для 5 класса составлена на основе программы Львовой С. И....
Рабочая программа факультатива - 5 класс
Коллеги!Посмотрите мою рабочую программу факультатива по математике в 5 классе....