Городской фестиваль для педагогов «Мы – будущее России!» Тема внеклассного мероприятия: «Мы против коррупции»
методическая разработка по естествознанию (9 класс) на тему

Александрова Надежда Ардалионовна

Целью проведения классного часа является профилактика коррупции, становление гражданского правосознания личности учащихся.

В результате  ученик должен:

Иметь представление:

Об истории развития коррупции в России;

О коррупции как антиобщественном явлении в целом;

Знать:

Формы проявления коррупции;

Методы профилактики и борьбы с коррупцией;

 уметь:

правильно реагировать на факты проявления коррупции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_my_protiv_korruptsii.docx42.3 КБ

Предварительный просмотр:

Тема внеклассного мероприятия:

«Мы против коррупции»

                      Выполнила:  

                                                                  Александрова Надежда Ардалионовна,    

                            учитель истории

                                                          МБОУ «СОШ №37 г.Чебоксары»

       

                                                   2017 – 2018 учебный год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка                                                                                                              3

Ход мероприятий                                                                                                                        4

Приложение                                                                                                                                 7                                                                                                                        

Список литературы                                                                                                                    15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью проведения классного часа является профилактика коррупции, становление гражданского правосознания личности учащихся.

В результате  ученик должен:

Иметь представление:

Об истории развития коррупции в России;

О коррупции как антиобщественном явлении в целом;

Знать:

Формы проявления коррупции;

Методы профилактики и борьбы с коррупцией;

 уметь:

правильно реагировать на факты проявления коррупции.

Классный час состоит из:

  • Подготовительной работы;
  • Проведение опроса с целью выявления степени информированности учащихся о коррупции как антиобщественном явлении.
  • Проведение беседы;
  • Выступлений учащихся с докладами по теме;
  • Просмотра видеоролика по теме беседы;
  • Обсуждение проблемы в группе;
  • Подведение итогов занятия.

Данная форма занятия приводит к решению всех поставленных образовательных, развивающих и воспитательных целей классного часа.

Ход классного часа

Тема: «Мы против коррупции»

  1. Цель и задачи  урока:

 Цель:

Сформировать у учащихся  антикоррупционное мировоззрение и воспитать негативное отношение к коррупции

Задачи:

1)  дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных последствиях данного явления;

2)  сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;

3)сформировать комплекс знаний, в коррупциогенных ситуациях обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;

4) Способствовать формированию и развитию нравственных, правовых и патриотических качеств личности.

  1. Возрастная аудитория: 9-11  класcы
  2. Формы работы:   индивидуальная, работа в малых группах.
  3. Оборудование: мультимедиа с ПК, презентация,  карточки с ситуациями, чистые листы формата А4..
  4. Подготовительная работа: 
  • Поиск информации для проведения беседы;
  • Создание опросного листа по противодействию коррупции;
  • Поиск наглядного материала.
  1. Ход  урока

 Организация класса.

Учитель: Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о коррупции. Для этого сначала, мы послушаем притчу, которая называется «Старательный дровосек».  Старательный дровосек честно собирал хворост, ему хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали:  хворост шел на костры инквизиции, где сжигали людей. О чем притча? В ней говорится о том, что человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате – добро или зло.   Сегодня на уроке мы с вами поговорим как такое зло, творимое людьми, которое ведет к деградации нашего общества. Имя этому злу – коррупция

Вызов. 

Учитель: Что мы знаем о коррупции? Какие ассоциации вызывает у вас слово коррупция?

- Проведение опроса с целью выявления степени информированности учащихся  о коррупции как антиобщественном явлении (опросный лист и результаты опроса прилагаются в Приложении№1).

      -  Просмотр видеоклипа о коррупции.

Учитель: К сожалению, коррупция существует почти во всех сферах жизни общества и проявляется в самых разнообразных формах и видах. Давайте обратимся к закону, Согласно  Федеральному закону № 273-ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О противодействии коррупции» дано следующее определение коррупции: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Как же долго существует коррупция? Давайте обратимся к истории.

Доклад ученика. История коррупции. (Приложение №2)

Учитель: Обратите внимание на слайд, на котором представлены формы коррупции:

  • Взятка;
  • Растрата;
  • Волокита - форма вымогательства, когда дело специально затягивается с целью получения взятки,
  • Вымогательство;
  • Фаворитизм - в государственной и общественной жизни страстное покровительство любимцам (фаворитам) и назначение любимцев на высокие должности, несмотря на то, что они не обладают ни способностями, ни знаниями, необходимыми для их службы.
  • Злоупотребление должностными полномочиями;

Ученики: работают в группах. Получают карточки с ситуациями, им следует определить форму коррупции. (Приложение №3)

Учитель: 1 июня 2011 года Госдума приняла в первом чтении президентский законопроект по борьбе с коррупцией. Он обязывает чиновников и депутатов каждый год предоставлять сведения о доходах и имуществе своей семьи, наказывает увольнением за неполную декларацию или скрытое участие в работе бизнес-структур.

Доклад учеников.  Борьба с коррупцией.  Наказание за взятничество (Приложение №4)

Учитель: Вашему вниманию инициативная группа подготовила сценки на следующие ситуации:

I ситуация: Преподаватель института вас заваливает на экзамене  третий раз. Всем своим видом (а может и напрямую) он дает понять, что нужно заплатить. Ваши действия.

II ситуация: Вам срочно нужен иностранный паспорт, что бы отдохнуть по горячей путевке. А его можно получить только через месяц. Ваши действия.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать?

Заключение  - Подведение итогов занятия.

Учитель: Есть люди, которые берут взятки, и люди, которые дают.

Коррупция - это улица с двухсторонним движением. Если есть те, кто берет, то обязательно есть те, кто дает. Бороться необходимо на всех направлениях. Борьба с коррупцией – дело каждого!

- При обнаружении фактов коррупции следует обращаться:

в органы безопасности – Управление ФСБ по Чувашской Республике

(г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 43,телефон дежурного – 62-15-00);

в органы прокуратуры - Прокуратуру Чувашской Республики

(г. Чебоксары, ул. К. Маркса, д. 48 телефон дежурного прокурора- 62-48-49).

 

Приложение №1

Опросный лист по противодействию коррупции

1. Знаете ли Вы, что такое коррупция?

Да ____________________________________________________

Нет

Не уверен

2. Знаете ли Вы, куда необходимо обращаться в случае выявления Вами фактов коррупции?

Да

Нет

3. Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции?

Да

Нет

4. Сталкивались ли Вы с фактами коррупции в сфере образования?

        Да

Нет

5. Как Вы поступите, если Вам предложат заплатить деньги за сдачу ЕГЭ, поступление в учебное заведение и другие образовательные услуги?

Заплачу требуемую сумму

Откажусь платить

6. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о состоянии коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятиях в г. Нижнекамске?

Высокий

Средний

Низкий

В опросе участвовало 46 учащихся (9а, 9б классы), на поставленные в опросном листе вопросы были получены следующие ответы:

1. Знаете ли Вы, что такое коррупция?

- 42 учащихся  отождествляют коррупцию с дачей (получением) взятки;

- 2 учащихся затруднились с ответом.

2. Знаете ли Вы, куда необходимо обращаться в случае выявления Вами фактов коррупции?

 

- да 6 учащихся;

- нет 40  учащихся

3. Сталкивались ли Вы с проявлением коррупции?

Да –28

Нет – 18

4. Сталкивались ли Вы с фактами коррупции в сфере образования?

Да – 4

Нет - 42        

5. Как Вы поступите, если Вам предложат заплатить деньги за сдачу ЕГЭ, поступление в учебное заведение и другие образовательные услуги?

        

Заплачу требуемую сумму - 16

Откажусь - 30

5. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о состоянии коррупции и проводимых антикоррупционных мероприятиях в г. Чебоксары?

Высокий -12

Средний -20

Низкий 14

Приложение №2

История возникновения коррупции (Данилова Галина)

В России коррупция зародилась еще в древности, тогда это не считалось чем-то необычным, а было просто обыденностью. Первые упоминания о коррупции, которая определялась  понятием «мздоимство», исходят  из русских  летописей.  Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности было    осуществлено в царствование Ивана III. 1556 г. – отмена кормления.

Кормление - система жалования должностных лиц за счет местного населения.

Во время правления Ивана IV, впервые  ввелась смертная казнь в наказание  за чрезмерность во взятках.

Петр 1 грозился издать указ, что любой укравший деньги из государственной казны, на которую можно купить будет веревку, на этой веревке и будет повешен. На что генерал-прокурор Ягужинский сказал: «Вы - император рискуете после такого указа остаться без подданных. Все мы воруем, кто больше, кто меньше». На что Петр 1 махнул рукой и сказал: «Пес с вами, воруйте!» Последующие правители в деятельности по искоренению коррупции не отмечались.

Александр II впервые в России ввел в практику декларирование имуществ государственных служащих. По декрету 1918 г. о взяточничестве полагалось тюремное заключение на 5 лет с конфискацией имущества. 1922 г. по Уголовному кодексу за взяточничество – расстрел. 1957 г. - официальная борьба приостановлена, так как коррупция считалась редким явлением. Но из курса истории мы уже знаем, что в 70-80 е гг. XX в. коррупция достигла своего апогея. На многих местах сидели родственники и приближенные Л.И. Брежнева. Была попытка искоренения коррупции Андроповым, но после его смерти последующие правители не ставили в своей политике задачу борьбы с коррупции. С 2004 года по инициативе ООН 9 декабря отмечается «Международный день по борьбе с коррупцией».

Приложение №3

Ситуации:

  1. При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель  Петров А.С. заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил Петрова А.С.  (взятка.)
  2. Государственный служащий Сидоров Е.Н., отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам. (Растрата)
  3.  Родственникам  больного Р.Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется «ждать очень долго».  (Вымогательство)
  4. Городская администрация в течении долгого периода затягивает решение вопроса с земельным участком по заявлению предпринимателя  Крутикова Н.Р. (волокита)

Приложение №4

Борьба с коррупцией (Дюкин Дмитрий)

Поскольку государственная коррупция стала одним из тормозов развития не только отдельных стран, но и мирового хозяйства в целом, она начала рассматриваться, начиная примерно с 1980-х, как одна из главных забот международной политики.

Цели борьбы с коррупцией могут выбираться по-разному: немедленное повышение эффективности в частном секторе, долгосрочная динамическая эффективность экономики, ее рост, социальная справедливость, политическая стабильность. Соответственно избранной цели используют наиболее подходящие меры по борьбе с коррупцией.

В качестве наиболее простого инструмента часто выбирают реформы законодательства – не только и не столько ужесточение наказаний за коррупцию, сколько упрощение и уменьшение государственного контроля (уменьшение частоты проверок, понижение налогов) для снижения самих возможностей злоупотреблять служебным положением. В арсенале государственных мер по борьбе с коррупцией есть и довольно простые меры по элементарному ужесточению контроля. В постсоветской Грузии, например, введена система, в соответствие с которой правительственные чиновники обязаны декларировать свои доходы, когда они вступают в должность, так же как и тогда, когда они покидают свои посты.

 Законодательные действия государства принципиально не могут внести решающего перелома в борьбу с коррупцией (хотя бы потому, что борьбу с коррупцией могут «возглавить» сами коррумпированные чиновники). Решающий успех возможен только путем повышения зависимости государства от граждан. Для этого необходимы такие долгосрочные институциональные реформы как сокращение числа и размеров государственных органов управления и их штатов, создание специальных или даже независимых от государства институтов, уполномоченных расследовать обвинения в коррупции (как, например, институт омбудсмана в Швеции и в некоторых других странах), введение системы этических стандартов для государственных служащих и т.д. Наконец, борьба с коррупцией невозможна без помощи добровольных осведомителей. В США осведомитель получает от 15 до 30% стоимости выявленного по его доносу материального ущерба и защищен от преследований со стороны разоблаченных им нарушителей.

Возможность реализации этих мер зависит не столько от политической воли правителей, сколько от культуры управляемого общества. Например, в странах Востока со слабыми традициями самоуправления лучше делать ставку на престижность и высокую оплату государственной службы. Именно этим путем пошла Япония и «азиатские тигры» (особенно, Сингапур и Гонконг), где высокий авторитет госчиновников позволил создать высокоэффективную экономическую систему при относительно малочисленном управленческом аппарате и слабой коррупции. В западных же странах с характерным для них недоверием к «государственной мудрости», напротив, чаще акцентируют внимание на развитии действий неправительственных организаций, гражданского самоуправления и контроля.

Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Согласно некоторым оценкам, затрата одной денежной единицы (доллара, фунта стерлингов, рубля…) на противодействие коррупции приносит в среднем 23 единицы при борьбе с коррупцией на уровне отдельной страны и около 250 при борьбе с нею на международном уровне.

В настоящее время общепризнанно, что ни отдельные страны, ни международные организации не могут справиться с коррупцией самостоятельно, без помощи друг другу. Победить коррупцию в отдельной стране почти невозможно, так как сопротивление бюрократии оказывается слишком сильным. Даже если и существует политическая воля к подавлению коррупции, недостаток практического опыта, информации и финансовых ресурсов снижает ее эффективность. Интернациональные организации – такие как Организация Объединенных Наций, Европейский Союз, Всемирный Банк и др. – активно стимулируют борьбу с коррупцией, но и они с их опытными штатами, информированностью и большими финансами не могут успешно противостоять коррупции в какой-либо стране, если ее правительство и граждане не проявляют воли и решимости к борьбе. Вот почему данная проблема может быть разрешена только в тесном сотрудничестве между отдельными странами и международными организациями.

Наказание за взятничество (Васильева Виолетта)

Дача взятки (ст. 291 УК РФ) состоит в незаконном вручении, передаче материальных ценностей или предоставлении выгод имущественного характера должностному лицу лично или через посредника за совершение действий (бездействия), входящих в служебные полномочия должностного лица, в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, или за способствование должностным лицом в силу занимаемого им положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, либо за общее покровительство или попустительство по службе взяткодателю или представляемым им лицам (ч. 1 ст. 291 УК), а равно за незаконные действия (бездействие) должностного лица по службе (ч. 2 ст. 291 УК). Дача взятки неразрывно связана с ее получением. Получение взятки (ст. 290 УК РФ) не может состояться, если не было дачи взятки. Дача взятки, а равно и получение должностным лицом, считаются оконченными с момента принятия получателем хотя бы части передаваемых ценностей. Путем дачи взятки субъект может склонить должностное лицо к совершению заведомо противозаконного действия (бездействия) по службе (ч.2 ст. 291 УК), которое само по себе является преступлением.

В качестве взяткодателя могут выступать частные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, и должностные лица, что не имеет значения для квалификации дачи взятки.

С субъективной стороны дача взятки совершается с прямым умыслом. В содержание умысла преступника входит то, что он предоставляет должностному лицу незаконное вознаграждение (выгоду) имущественного характера именно как взятку, т. е. за действие или бездействие последнего с использованием служебных полномочий либо за способствование в силу должностного положения совершению действий (бездействия) другим должностным лицом, или за общее покровительство или попустительство по службе. Мотивы дачи взятки и цели, которых добивается взяткодатель с помощью взятки, могут быть разными. Это и корыстные побуждения, и побуждения личного порядка, желание обойти закон, освободиться от ответственности, желание отблагодарить должностное лицо за принятое им решение, удовлетворяющее интересы взяткодателя, и т. д. Однако всегда взятка дается за служебные действия (бездействие) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им физических или юридических лиц. Это могут быть интересы членов семьи взяткодателя, других родственников или близких лиц, а также интересы коммерческих и некоммерческих организаций, государственных или муниципальных органов или учреждений, которыми руководит или доверенным лицом которых является взяткодатель.

За дачу и получение взятки предусмотрена уголовная ответственность. Так согласно нормам ст. 290 УК (получение взятки) к должностному лицу может быть применено наказание в виде лишения свободы на срок до 15 лет с одновременным штрафом до семидесятикратной суммы взятки или штраф от двадцатипятикратном до стократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности. В соответствии с нормами ст. 291 УК (дача взятки) лицо, давшее взятку, подлежит уголовной ответственности в виде лишения свободы на срок до 12 лет с одновременным штрафом до семидесятикратной суммы взятки или штрафу от пятнадцатикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности.

В примечании к ст. 291 УК предусмотрены два самостоятельных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности: 1) если в отношении его со стороны должностного лица имело место вымогательство взятки или 2) если он после дачи взятки добровольно сообщил о случившемся органу, имеющему право возбудить уголовное дело. При выявлении любого из этих обстоятельств органы предварительного следствия, прокурор или суд обязаны освободить взяткодателя от уголовной ответственности.

Ваши действия в случае предложения или вымогательства взятки вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы трактоваться взяткодателем (взятковымогателем) либо как готовность, либо как категорический отказ принять (дать) взятку; внимательно выслушать и точно запомнить предложенные Вам условия (размеры сумм, наименование товаров и характер услуг, сроки и способы передачи взятки, форма коммерческого подкупа, последовательность решения вопросов); постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы и предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи; не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю (взяткодателю) «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации; при наличии у Вас диктофона постараться записать (скрытно) предложение о взятке или ее вымогательстве.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ // Российская газета от 25.12.1993 г.

2. Годунов И. В. Международная коррупция от А до Я. Большой энциклопедический словарь; РАО, Академический правовой университет при Институте государства и права РАН, Перспектива - М., 2014. - 756 c.

3. Кирпичников А. И. Взятка и коррупция в России; Альфа - М., 2013. - 350 c.

4. Комментарий к Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. №273-ФЗ "О противодействии коррупции"; Юстицинформ - М., 2015. - 272 c.

5. Румянцева Е. Е. Коррупция. Война против людей, свободы и демократии (книга о нашей жизни); ИНФРА-М - М., 2015. - 104 c.

6. Филиппова Елена Взятка. Победит ли коррупция Россию?; Вектор - М., 2015. - 192 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Сценарий внеклассного мероприятия "Протест против курения". Методическая разработка Акции "Протест против курения"

В разработке проекта принимали участие несколько педагогов с учащимися по параллелям 7 - х классов. В проекте мы хотим показать значимость здорового образа жизни и вред наносимый курением организму, м...

Презентация внеклассного занятия "Вместе против коррупции"

Целью антикоррупционной   политики   является  снижение  уровня коррупции и обеспечение защиты прав и  законных  интересов  граждан, общества  и...

внеклассное мероприятие "Вместе против коррупции!"

внеклассное мероприятие для 10 класса...

Внеклассное мероприятие «Молодежь против коррупции»

разработка внеклассного мероприятия с целью углубления теоретического познания учащиммся такого явления,как коррупция. воспитание активной жизненной позиции, усвоение учащимися практических мер по бор...

Внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции»

Внеклассное мероприятие «Вместе против коррупции» в рамках Международного дня борьбы с коррупцией (9 декабря)Цель мероприятия: сформировать у учащихся антикоррупционное мировоззрение ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия "Мы против коррупции"

Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;   обозначить для детей  ценностные ориентиры общества, в котором мы  живём; настроить детей на активную  жизне...

План-конспект внеклассного мероприятия "Я против коррупции"

разработка внеклассного мероприятия "Я против коррупции"...