МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеклассного мероприятия "Мы против коррупции"
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Таратыгина Лилия Владимировна

 Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;   обозначить для детей  ценностные ориентиры общества, в котором мы  живём; настроить детей на активную  жизненную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_protiv_korruptsii.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Полевое»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия "Мы против коррупции"

                                                                               Подготовила:

                                                                               Учитель обществознания:

                                                                               Таратыгина Лилия Владимировна

с. Полевое 2020г.

План-конспект внеклассного мероприятия

"Мы против коррупции"

Цель

 Раскрыть понятие «коррупция» и её последствия;   обозначить для детей  ценностные ориентиры общества, в котором мы  живём; настроить детей на активную  жизненную позицию.

Задачи:

Образовательные: дать понятие «коррупция», уточнить знания детей о честности, порядочности.

Развивающие: учить правильно оценивать положительные и нагативные поступки литературных героев и свои.

Воспитательные: воспитывать честность, правдивость.

Оборудование: проектор, компьютер, экран, раздаточный материал.

Ход мероприятия:

Вступительное слово учителя

- Добрый день, ребята! Сегодняшнее наше мероприятие посвящено важной теме – коррупция. Ведь врага, как известно, нужно знать в лицо. А почему коррупция – наш враг, чем она вредит обществу, и как карается законом, мы сегодня и узнаем. Поймем, почему все взрослые говорят: «Коррупция — это очень плохо!» За это наказывают. Это противозаконно. Может, вы слышали это слово? Нет? Тогда мы расскажем вам сказку, и вам все станет ясно…. (авторская сказка Дмитриевой С.А., Мартюшиной И.В.)

     В одном красивом лесу дружно жили-поживали лесные звери. Родители ходили на работу, детишек водили в садик и школу.

У одной молодой пары зайчишек родились прекрасные зайчата. После рождения зайчат мама сразу же встала на очередь в детский садик, чтобы через три месяца отвести туда своих зайчат.

     Прошел один месяц. Папа через Интернет захотел узнать номер своей очереди: а там вместо десятого номера – сто десятый! Возмутился папа-заяц, пошёл разбираться. А заведующая детским садиком – Лиса Патрикеевна – ему говорит:

- Хочешь, чтобы твои дети быстро попали в садик, плати 30 тысяч рублей!  

- Ребята, как вы считаете, хорошо поступает Лиса Патрикеевна? (Ответы детей).

    Слово «коррупция» - латинского происхождения. Corruptio - это подкуп, порча. Corrumpere – значит растлевать.

Ребята, как вы понимаете слово коррупция? (Высказывания детей)

Учитель:  

Из словаря Ожегова

    КОРРУПЦИЯ - моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с   мафиозными структурами.

     Ребята, я  немного расскажу вам  об исторических корнях  коррупции. Они восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой.

     Существует ряд определений коррупции, они постоянно уточняются в процессе изменения понятия коррупции как явления. Поэтому распознать коррупцию может быть проще, основываясь не на определении, а на признаках. При сравнении различных понятий коррупции видно, что для деяний, считаемых коррупцией, чаще всего характерны следующие компоненты: 

1)лицо, наделённое полномочиями (властью) принимать важные для общества решения;

2)регулирующие принятие решения нормы (законы, принципы, критерии, процедуры);

3)лицо или лица, добивающиеся выгодного для них решения;

4)взаимовыгодный обмен между принимающим решение лицом и лицом или лицами, добивающимися решения;

5)нарушены нормы принятия решения, причинён вред обществу

     Иными словами, коррупция представляет собой покупку или продажу решения с нарушением справедливости. Справедливость может быть как юридической (когда нарушается писаная норма), так и моральной (когда конкретные нормы поведения не утверждены, однако здравый смысл говорит, что поступок бесчестный).

     В то же время существуют и совершенствуются  методы борьбы с коррупцией. История борьбы с коррупцией в России  берёт своё начало в XIII веке. Коррупция наказуема законом, это уголовное преступление! По инициативе ООН   9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Российское законодательство, Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определяет коррупцию как злоупотребление.

1. Как вы думаете, что указывает на проявление  коррупции? Чтобы ответить на этот вопрос, возьмите цветные полоски с буквами. Работая  в паре, вычеркните пожалуйста   все буквы И, О, Е. Какое слово у вас получилось? (Взятка) получение, требование, дача взятки.  

Учитель:

А теперь непосредственно перейдем к заданиям конкурса.

1 задание конкурса

Назвать как можно больше поговорок и пословиц, связанных с явлением коррупция и пояснить их содержание.


Вору потакать – что самому воровать. 
В суд ногой – в карман рукой. 
В суд пойдешь – правды не найдешь. 
Дай грош – будешь хорош. 
За правду денежки подавай, да и за ложь тож. 

Не подмажешь, не поедешь
Закон, что дышло: куда повернул, туда и вышло. 
Когда карман сух, тогда и суд глух. 
Лучше бедность, да честность, нежели прибыль, да стыд.

Один закон для богатых, другой для бедных.

Пчелка и та взятку берет.

Руки для того, чтобы брать.

Рыба гниет с головы.

Рука руку моет

Ты – мне, я – тебе.

Что мне законы, коли судьи знакомы.

Учитель:

Что вы знаете из истории борьбы с коррупцией в нашей стране?

Ученик зачитывает приготовленное ранее сообщение.

История возникновения коррупции в России

По сохранившимся записям летописцев, взятки появились еще в Древней Руси, и сразу же с ними стали решительно бороться. Так, митрополит Кирилл осуждал мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Первое же «антикоррупционное законодательство» в России было принято в царствование Ивана III. А его внук Иван IV Грозный издал, по которому зарвавшихся чиновников надлежало немедленно казнить. В юридической терминологии 18 века взятки назывались «посулами». За них виновные подвергались телесным наказаниям.

При Петре I мздоимцев били батогами, клеймили, ссылали. Вскоре коррупция достигла таких размеров, что один иностранец, посетивший тогда Россию, оставил совсем нелицеприятную запись о царивших в ней нравах: «На чиновников здесь смотрят как на хищных птиц. Они думают, что со вступлением их на должность им предоставлено право высасывать народ до костей».

На Руси бытовало мнение, что легче и дешевле чиновника накормить за счет народа, чем за счет царской казны. Действительно до 18 века чиновники на Руси жили благодаря так называемым «кормлениям», то есть оклада как такового у них не было, зато они получали подношения от заинтересованных в их деятельности лиц. Одаривали их не только деньгами, но и «натурой»: мясом, рыбой, пирогами и пр. Зарплата была в то время только у московских чиновников, но и им «кормление от дел» не воспрещалось. 

Только при Петре I все «слуги государевы» стали получать фиксированную ежемесячную плату, а взятки (подношения) в любой форме начали считаться преступлением.

Настоящая борьба со взяточничеством началась при Екатерине II.

Она вновь назначила чиновникам жалование, но в этот раз оно выплачивалась вовремя и было намного выше бывшего при Петре. В 1763 году годовой средний оклад служащего составлял 30 рублей в уездных, 60 рублей в губернских и 100-150 рублей в центральных и высших учреждениях, при этом пуд зерна стоил 10-15 копеек. 

Теперь императрица имела право требовать от чиновников честности и действий согласно букве закона. Однако алчность чиновников была сильнее доводов разума.

При Павле I ситуация только обострилась. Бумажные деньги (ассигнации), которыми выплачивалась зарплата чиновникам, стали обесцениваться, и служащие опять обратились к извечному источнику своего дохода - взяткам. И усердно из него черпали. 

В 19 веке коррупция фактически превратилась в механизм государственного управления. Особенно же она ужесточилась при Николае I. В русской культуре (как в фольклоре, так и в художественных произведениях) тема взяточничества имеет множество выражений. В 20 веке появились такие обороты, как «дать на лапу», «подмазать», «сунуть». В словаре Даля множество пословиц на тему взяточничества: «Судьям то и полезно, что в карман полезло», «Всяк подьячий любит калач горячий», «В суд ногой – в карман рукой». Немало написано художественных произведений, обличающих мздоимцев.

2 задание конкурса

Учитель:

В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл.

Причины коррупции:

  • Желание легкой наживы
  • Коррупция как привычка
  • Низкая заработная плата государственных служащих
  • Незнание законов
  • Низкий уровень жизни населения
  • Слабая развитость государственных институтов
  • Нестабильность в стране
  • Безработица
  • Частая сменяемость лиц на различных должностях

3 задание конкурса

Разгадать зашифрованные понятия и дать им объяснения.

рупциякор

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей и государственных чиновников.

кавтзя

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

ствотельгамовы

Вымогательство - не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое угрозами.

куппод

 Подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

4 задание конкурса

Рассмотреть ситуационные задачи и указать, в которых из них указаны случаи коррупции, а в которых нет ссылаясь на Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

  1. Кандидат в депутаты договорился с фирмой о финансировании его выборов, взамен обещал помогать этой фирме получать хорошие заказы.
  2. Государственное должностное лицо пользуется служебным автомобилем и топливом в личных целях и в рабочее время занимается личными делами
  3. В благодарность за то, что врач вылечил её больного ребёнка, Ольга подарила врачу букет цветов из своего сада.
  4. Бухгалтер Петрова Н.С. использовала поддельные счета, которые содержат неверную информацию.
  5. Сергей вынужден был отблагодарить чиновника, тянувшего время по решению его вопроса.

5 задание конкурса

Какая команда  придумает больше предложений по борьбе с коррупцией. На выполнение заданий отводиться 5 мин.

Предложения по борьбе с коррупцией (примерные варианты ответов):

1. Ужесточить законодательство.

2. Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать.

3. Повысить уровень зарплат.

4. Улучшить контроль.

5. Воздействовать на психологию, менталитет людей. Чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю не хотелось бы давать взятку.

6. Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан.

6 задание конкурса

  1. Подготовить рекламу на тему "Скажем коррупции "Нет!"
  2. Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут.

Подведение итогов и награждение команд.

Вывод: На сегодняшнем мероприятии вы поняли, что коррупция является преградой экономического роста и развития. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: судья, депутат, экзаменатор, врач.

Чтобы бороться с этой проблемой надо начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Тогда возрастет авторитет и уважение к структурам власти.

Считаю, сегодняшнее мероприятие затронуло очень серьезную проблему, есть над чем поразмыслить и рассуждать. Все в ваших руках.

Список используемой литературы:

  1. Федеральный  закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
  2. www.stt.lt. Антикоррупционное воспитание в школе. Методическое пособие для общеобразовательных и высших учебных заведений.
  3. https://siberian.mchs.ru

4.  Журавлева О.Н. Формирование антикоррупционного мировоззрения школьников        на уроках истории и обществознания: методическое пособие. (Рекомендовано РЭС КО СПб.) – М.: ИЦ «Вентана-Граф», 2009.

5.    Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Мы против коррупции"

Презентация для проведения воспитательного часа....

Классный час "Мы против коррупции"

Коррупция-это термин,обозначающий использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав с целью личной выгоды,противоречащее законодательству и моральным установкам. ...

МЫ - против коррупции. ( Занятие для обучающихся СКОШИ 8 ВИДА)

- Предмет нашего обсуждения – коррупция, ее последствия и противодействия коррупционным проявлениям.  Коррупция охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек х...

внеклассное мероприятие Круглый стол "Мы против коррупции"

Круглый стол для старшеклассников с представителями общественности - это обсуждение  такой злободневной проблемы общества, как коррупция, п  опытка раскрыть сущность этого явления, его причи...

Молодежь против коррупции.

Интелектуальная игра  для старшеклассников....

Методическая разработка внеурочного занятия «Дорогою добра. Путь к мечте» (курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции»), 6 класс

Представленное занятие проводится в рамках курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность против коррупции» для учащихся 6 класса. Это курс гуманитарного направления, целью которого...