Технологическая карта урока естествознания "Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем"
методическая разработка по естествознанию (11 класс) на тему
Технологическая карта урока естествознания для 11 класса "Интнграция научного знания на пути решения глобальных проблем" разработана по всем требованиям ФГОС ООО. Поставлены цели урока и выделены ценностно-смысловые ориентиры, предложены образовательные результаты, которые необходимо достичь на уроке. В технологической карте прописаны все этапы урока, а в приложении дан раздаточный материал. Технологическая карта урока сопровождается презентацией.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 94.09 КБ |
integratsiya_nauchnogo_znaniya_na_puti_resheniya_globalnyh_problem.pptx | 579.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем | |||
Учебный предмет, класс | Естествознание, 11 класс. | |||
Тип и вид урока | Урок открытия нового знания( смешанный урок) | |||
Ведущая(ие) идея(и) курса | Идея единства, целостности и системной организации природы. Идея гармонизации системы «природа – человек». | |||
Ценностно-смысловые ориентиры | Научная картина мира. Всё существование человека и общества подчиняется объективным законам природы. Человек и общество – разумная часть природы. Человек способен познать законы природы и использовать их для гармонизации системы «природа-человек». Зная факторы, определяющие глобальные проблемы человечества, используя достижения научного прогресса, человек может влиять на окружающую среду, на свое будущее. Гуманитаризация– основная тенденция развития современного научного знания. Проблема нравственного выбора современного человека. | |||
Цели урока | для учителя | для ученика | ||
Создать условия для формирования научного мировоззрения обучающихся, для осознания проблемы нравственного выбора современного человека. | Осознать всю сложность и многогранность научной картины мира, необходимость самообразования для формирования научного мировоззрения. Понять глубину и важность проблемы нравственного выбора современного человека для решения глобальных проблем. | |||
Образовательные результаты | Личностные - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной деятельности; - готовность и способность к самообразованию. | |||
Метапредметные Регулятивные УУД обучающийся сможет: -анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; - определять главную проблему; - ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; - формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности; - находить из предложенных вариантов способы решения познавательных задач; - оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности; - наблюдать и анализировать свою учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки. Познавательные УУД обучающийся сможет: - определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогию, классифицировать, устанавливать причинно – следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы; - выстраивать логическую цепь ключевого слова и соподчиненных ему слов; - объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - выделять явление из общего ряда других явлений; - определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями; - выявлять причины и следствия явлений; - определять логические связи между предметами и/или явлениями; - находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); - ориентироваться в содержании текста; - понимать целостный смысл текста; - резюмировать главную идею текста; - интерпретировать текст. Коммуникативные УУД обучающийся сможет: - организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; - работать индивидуально и в группе; - осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; - владеть устной и письменной речью; - отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми ( диалог в паре); - создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; - формирование и развитие ИКТ – компетенции. | ||||
Предметные - сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, о природе как единой целостной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; - понимание взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; - понимание влияния естественных наук на социальную и этическую сферу деятельности человека; - сформированность умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений; - владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественнонаучным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ; - сформированность умений понимать значимость естественнонаучного знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей. | ||||
Образовательная среда урока | Компьютер, проектор. Презентация к уроку. Набор печатных слов для составления темы урока и ключевые слова для формулировки цели и задач урока. Индивидуальные задания для работы с текстом учебника по методическому приёму ТРКМ «Верные и неверные утверждения» Карта самооценки и взаимооценки. Схема для создания синквейна( методический приём ТРКМ) Полоски бумаги разного цвета для рефлексии. | |||
Технологии и технологические приемы организации образовательной деятельности | 1. Развивающее обучение; 2. Коллективная система обучения (КСО); 3. Методические приёмы ТРКМ: «Верные и неверные утверждения», «Синквейн»; 4. Обучение в сотрудничестве «ученик – ученик» и «учитель – ученик»; 5. Информационно – коммуникационные технологии (ИКТ). | |||
Этапы урока: | Время урока | действия учителя | действия ученика | |
1. Вызов. | 3 минуты 2 минуты 2 минуты 3 минуты | 1. Проводит актуализацию знаний обучающихся, организуя работу с презентацией. Слайд «Дополни список» наук. ( Приложение 1) 2. С помощью презентации заполняет таблицу и фронтально проверяет записи обучающихся 3. Раздает на каждую семёрку обучающихся набор слов. Из которых нужно сложить название темы урока. 4. Организует работу каждая колонки, которая получает ключевое слово и формулирует задачу урока. А затемпомогает вывести общую цель урока | 1. Самостоятельно вспоминают науки о человеке, Земле, обществе; делают записи в тетради в виде таблицы 2. Сравнивают свои записи с таблицей презентации, дополняют, изменяют записи. 3. Формулируют тему урока. Делятся на три группы. Каждая группа формулирует задачу, которую необходимо выразить, имея ключевые слова: дифференциация, интеграция, гуманизация. 4. Вместе с учителем на основе сформулированных задач выводят цель урока. Делают записи в тетради. | |
2. Осмысление. | 3 минуты 4 минуты 2 минуты 6 минут 2 минуты 5 минут 1 минута | 1. Объясняет правила работы с текстом параграфа, используя приём «Верные и неверные утверждения» по ТРКМ. 2. Раздаёт задания учащимся: оценить основные положения темы урока используя приём «Верные и неверные утверждения». (Приложение 2). 3. Организует взаимную проверку задания «Верные и неверные утверждения»в парах. 4. Организует проверку задания «Верные и неверные утверждения» по тексту параграфа 73 учебника естествознания. 5. Организует взаимную проверку задания «Верные и неверные утверждения»в парах по материалам параграфа. 6. Организует проверку задания «Верные и неверные утверждения»по презентации с пояснениями ключевых вопросов темы урока. 7. Организует заполнение «Карты самооценки и взаимооценки». (Приложение3) | 1. Обучающиеся работают в индивидуально и парах с заданием по текступараграфа , используя приём«Верные и неверные утверждения» 2. Обучающиеся проводят взаимную проверку задания «Верные и неверные утверждения»в парах. 3. Обучающиеся проводят индивидуальную проверку задания «Верные и неверные утверждения» с использованием текста учебника ( параграф 73) 4. Обучающиеся проводят взаимную проверку задания «Верные и неверные утверждения» по материалам параграфа. 5. Обучающиеся проверяют задания «Верные и неверные утверждения» по презентации, выделяюти дописывают основные положения темы на листах с заданием. Результат работы вклеивают в тетрадь. 6. Заполняют «Карту самооценки и взаимооценки», которую сдают учителю. | |
3. Рефлексия. | 5 минут 3 минуты 2 минуты 1 минута 1 минута | 1. Организует составление синквейна, используя ключевое понятие «интеграция» (Приложение 4) 2. Организует выборочную проверку синквейнов. 3. Выясняет, какие затруднения возникли у обучающихся в ходе урока. 4. Просит оценить уровень личной значимости материала урока для обучающихся. 5. Задает и комментирует домашнее задание (Приложение 5). | 1. Обучающиеся составляют синквейн, используя ключевое понятие «интеграция». 2. Зачитывают полученный результат своей работы с синквейном. Сдают работы и «Карты самооценки и взаимооценки» учителю. 3. Задают вопросы. 4. Демонстрируют ответ с помощью приёма «Нарисуй дерево». ( к бумажному стволу все прикрепляют по листочку зелёного, жёлтого или оранжевого цвета). 5. Записывают задание. Задают уточняющие вопросы. |
Приложение 1
Дополни список
Науки о человеке | Науки об обществе | Науки о Земле |
Анатомия | История | География |
Физиология | Социология | Геология |
Психология | Философия | Океанология |
Медицина | Политология | Климатология |
……. | Правоведение | Биология |
……. | Экономика | ……. |
……. | ……. |
Приложение 2
Верю (+), не верю (-)
1. Дифференциация – это разделение, расчленение чего-либо на составные части, формы, ступени и т. п
2. Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
3. Дифференциация и интеграция – сугубо математические термины.
4. В процессе развития научного знания возникла специализация и возникли отдельные науки.
5. Дробление научного знания противоречит единству реального мира.
6. Смежные науки изучают общие законы природы, пользуются единой терминологией.
7. Научный прогресс невозможен без взаимодействия наук.
8. Идея покорения природы человеком стала причиной появления глобальных проблем человечества.
9. Стратегия потребительского общества не влияет на решение глобальных проблем.
10. Для решения глобальных проблем необходима переоценка духовных ценностей.
11. Гуманитаризация – основная тенденция развития современного научного знания.
12. Создание новых нравственных императивов – путь дальнейшего духовного развития человечества.
Верю (+), не верю (-) - проверка
1. Дифференциация – это разделение, расчленение чего-либо на составные части, формы, ступени и т. п(+)
2. Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей. (+)
3. Дифференциация и интеграция – сугубо математические термины. (-)
4. В процессе развития научного знания возникла специализация и возникли отдельные науки.(+)
5. Дробление научного знания противоречит единству реального мира.(+)
6. Смежные науки изучают общие законы природы, пользуются единой терминологией.(+)
7. Научный прогресс невозможен без взаимодействия наук.(+)
8. Идея покорения природы человеком стала причиной появления глобальных проблем человечества.(+)
9. Стратегия потребительского общества не влияет на решение глобальных проблем.(-)
10. Для решения глобальных проблем необходима переоценка духовных ценностей.(+)
11. Гуманитаризация – основная тенденция развития современного научного знания.(+)
12. Создание новых нравственных императивов – путь дальнейшего духовного развития человечества.(+)
Приложение 3
Карта самооценки и взаимооценки
Что оцениваем | Я оцениваю себя | Сосед по парте оценивает меня | ИТОГ( среднее арифметическое) |
Работа с текстом по методу «Верю – не верю» |
Приложение 4
Синквейн
Существительное ИНТЕГРАЦИЯ | |||||||||||||
Предмет изучения | |||||||||||||
Прилагательное | Прилагательное | ||||||||||||
Описывают признаки предмета | |||||||||||||
Глагол | Глагол | Глагол | |||||||||||
Описывают действия, которые совершает предмет | |||||||||||||
Слово | Слово | Слово | Слово | ||||||||||
Фраза, отражающая личностное отношение к предмету | |||||||||||||
Слово-метафора | |||||||||||||
Характеризует суть предмета |
Приложение 5
Домашнее задание:
1. Базовый уровень: ответить на вопросы после параграфа 73.
2. Творческое задание: написать мини – эссе, анализируя слова А. И. Герцена: «Двух наук не бывает, как не бывает двух Вселенных».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Интеграция научного знания на пути решения глобальных проблем у рок естествознания в 11 классе
Задачи урока : 1. Выяснить, что такое дифференциация научного знания, как и почему она происходила? Понять связь дифференциации и интеграции научного знания. 3. Понять необходимость гуманитаризации научного знания на пути решения глобальных проблем .
Цель урока: Выявить особенности интеграции научного знания на пути решения глобальных проблем.
«Верю (+), не верю (-)» - проверка 1 . Дифференциация – это разделение , расчленение чего-либо на составные части, формы, ступени и т. п. (+) 2 . Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей . (+) 3. Дифференциация и интеграция – сугубо математические термины. (-) 4. В процессе развития научного знания возникла специализация и возникли отдельные науки. (+) 5. Дробление научного знания противоречит единству реального мира. (+) 6. Смежные науки изучают общие законы природы, пользуются единой терминологией. (+)
7. Научный прогресс невозможен без взаимодействия наук. (+) 8. Идея покорения природы человеком стала причиной появления глобальных проблем человечества . (+) 9 . Стратегия потребительского общества не влияет на решение глобальных проблем . (-) 10. Для решения глобальных проблем необходима переоценка духовных ценностей. (+) 11. Гуманитаризация – основная тенденция развития современного научного знания. (+) 12. Создание новых нравственных императивов – путь дальнейшего духовного развития человечества. (+)
Существительное ИНТЕГРАЦИЯ Предмет изучения Прилагательное СЛОЖНАЯ Прилагательное МНОГОГРАННАЯ Описывают признаки предмета Глагол ОБЪЕДИНЯЕТ Глагол ИЗУЧАЕТ Глагол ОБЪЯСНЯЕТ Описывают действия, которые совершает предмет Слово СОЗДАЁТ Слово НАУЧНУЮ Слово КАРТИНУ Слово МИРА Фраза, отражающая личностное отношение к предмету Слово-метафора ПРОЦЕСС Характеризует суть предмета Синквейн (пример)
Вывод : Основная тенденция интеграции научного знания – это интеграция естественных и гуманитарных наук ( гуманитаризация ), ориентированная на поиск путей решения глобальных проблем .
Домашнее задание : Базовый уровень : ответить на вопросы после параграфа 73 . 2. Творческое задание : написать мини – эссе, анализируя слова А. И. Герцена: «Двух наук не бывает, как не бывает двух Вселенных ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тема: «Употребление предлогов. Предлоги в словосочетаниях с синтаксической связью «управление». 1 урок по теме. 7 класс. «Школа 2100» Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС
Технологическая карта урока открытия новых знаний по ФГОС...
технологическая карта урока и конспект с презентацией на тему "Глобальное потепление - миф или реальность?"
В данном уроке кратко рассматриваются возможные причины глобального потепления и роль Ал.Гора в продвижении этого вопроса.Указаны ссылки на видеоматериалы иприлагается презентация по теме....
Технологическая карта урока-практикума по географии 5 класса "Решение практических задач по плану и карте"
Этот материал из опыта работы поможет молодым специалистам спланировать урок - практикум...
Технологическая карта урока по физической культуре "ГТО - путь к здоровью"
При подготовке урока необходимо учитывать индивидуальные, физиологические, психологические и возрастные особенности классного коллектива.Данный урок имеет преимущество в том, что его можно использоват...
Пути решения глобальных проблем человечества
Пути решения глобальных проблем человечества...
Статья для учащихся "Пути решения глобальных проблем современности"
Статью можно использовать, как теоретический материал на уроке к теме "Глобализация и её последствия. Глобальные проблемы современности", в качестве ДЗ или для подготовки к экзамену....
Технологическая карта урока " Лесная промышленность: проблемы и пути решения"
Технологическая карта урока " Лесная промышленность:проблемы и пути решения". Урок в 9 классе в разделе "Отрасли хозяйства"...