ОТКРЫТЫЙ УРОК «ОХРАНА РЫБ» 8 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида»
г. Ногинска Московской области
ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА
ОТКРЫТЫЙ УРОК
«ОХРАНА РЫБ»
8 КЛАСС
Павлова Л. В., руководитель ШМО классных руководителей, учитель
естествознания и экологии, классный руководитель,
высшая квалификационная категория
19.11.2013 г.
Задачи:
Образовательные:
- раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
- определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
- определить основные меры охраны рыб.
Развивающие:
- научиться узнавать изученных рыб;
- уметь работать с учебником;
- соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов.
Воспитательные:
- подвести учащихся к выводу о необходимости охраны, рационального использования и воспроизводства рыб.
Технологии:
- применять здоровьесберегающие технологии, коррекционно-развивающие (развитие памяти, мышления, внимания);
- применять технологию «Экология и диалектика».
Оборудование:
- название урока;
- видеоролик «Океанариум» (на электронном носителе);
- иллюстрации различных видов рыб;
- диаграмма «Использование рыб»;
- иллюстрации дозволенных и недозволенных орудий лова;
- иллюстрации Бисеровского рыбокомбината;
- задания-ребусы;
- задания в тетради.
1. Организационный момент. Самомассаж БАТ.
2. Вступительная беседа. Тема урока.
Иным достался от природы
Инстинкт пророчески-слепой, -
Они им чуют-слышат воды
И в темной глубине земной…
Ф. И. Тютчев
- Кому посвящены эти слова Ф. И. Тютчева? Конечно же, удивительным и таинственным животным-рыбам. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе, в жизни человека. Мы будем говорить, почему рыбы нуждаются в охране. Вы узнаете о правилах рыболовства. Я вам расскажу о редких и ценных породах рыб.
- Итак, тема урока: «Охрана рыб».
- Запишите тему урока в тетрадь.
3. Видеоролик «Океанариум».
- Каких рыб вы увидели?
-Этот океанариум находится в Японии и считается самым большим в мире.
4. Рассказ учителя о рыбах. Ребусы.
Рыбы – это самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты) весьма солиден – сотни млн. лет. Неудивительно, что за это время рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству. Внешний вид рыб удивительно разнообразен. Например, яркая и контрастная окраска может предупреждать о несъедобности или даже ядовитости рыб. Но часто рыбы имеют незаметную (покровительственную) окраску на том или другом фоне.
Морской конек – сливается с водорослями.
Щука – напоминает корягу, бревно.
Камбала – подделывает свою окраску под цвет камней, песка.
Работа с ребусами.
5. Значение рыб в природе.
- Рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Таким образом, рыбы являются важным звеном в цепи питания.
Значение рыб в жизни человека.
Значение рыб в жизни человека очень велико: общий мировой улов рыбы в год составляет примерно 50 млн. тонн. Главная ценность рыбы в белках. Мясо рыбы по питательным свойствам не уступает мясу крупного рогатого скота. Оно хорошо переваривается и почти полностью усваивается в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают рыбий жир, богатый аминокислотами и витамином Д.
Рыбу рекомендуют для диетического питания больным атеросклерозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающим заболеваниями желудка, печени. Калорийность сельди не уступает калорийности куриных яиц. Из рыбы можно приготовить множество блюд.
6. Работа с диаграммой «Использование рыбы».
32% - удобрение или корм для скота (рыбья мука).
35% - продается в свежем или замороженном виде как продукт питания.
16% - консервируется.
16% - идет на заготовки (солится, сушится).
1% - изготовление рыбьего жира, клея, витаминов, лекарств, мыла и др.
7. Хозяйственная деятельность человека. Редкие и исчезающие виды.
- Рыбные богатства не бесконечны. Своей хозяйственной деятельностью человек сокращает и уничтожает место обитания рыб. Мы строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоемы – нет рыбам пристанища.
К сожалению, все больше видов рыб попадает на страницу Красной книги, и в этом виноват человек.
- Воздействие человека на природную среду постоянно растет, в результате под угрозой исчезновения оказались многие виды рыб.
Сведения о рыбах.
Кета – рыбы семейства лососёвых. Ценный объект промысла. Обитает в бассейне Северного Ледовитого океана, заходит на нерест в реки Колыма, Индигирка, Яна, Лена. Встречается от Берингова пролива на севере до Кореи на юге, на Камчатке, Сахалине, Курильских островах, в реках Охота и Амур.
Проходная рыба, нерестится один раз в жизни, после нереста погибает. В начале 50-х годов японские монополии развернули более 15 тысяч километров рыболовных сетей. Тихоокеанский лосось не мог вернуться на места своего нереста – в озера и реки Камчатки. Этот варварский промысел удалось остановить, запасы ценной рыбы были очень сильно подорваны. Остановилось множество рыбзаводов, опустели рыбацкие поселения.
Кета – ценная промысловая рыба. В России основной промысел ведется при подходе рыб к прибрежью.
Морская камбала – рыба с сильно сплющенным телом, глаз расположен на одной стороне.
Камбала служит предметом промысла ради вкусного мяса.
Серые кефали – обитают в морях тропического и субтропического поясов, Америки, Мадагаскара, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии. В водах России известен только один вид данного рода – лобан, обитающий в Черном и Японском морях, Каспийском море.
Стайная, очень подвижная рыба. Выпрыгивает из воды при испуге, легко перепрыгивает через ставные сети. Ценная промысловая рыба. Объект спортивного и любительского рыболовства. В пищевой промышленности распространена в мороженом, копченом и консервированном виде.
Лососёвые – пресноводные и проходные формы рыбы. Наиболее известные представители – семга, горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, кумжа, сиг, омуль, голец, хариус, таймень, ленок. Лососёвые обитают в Атлантическом и Тихом океанах, также в пресных водах Северного полушария. Являются ценными промысловыми рыбами.
Все лососевые нерестятся в пресной проточной воде – в реках и ручьях. Проходные формы лососевых большую часть жизни проводят в морских водах, нагуливая вес, и, когда наступит срок (как правило через 2-5 лет), возвращаются для нереста в реки, в те же самые места, где родились сами.
Практически все проходные лососи нерестятся один раз в жизни и после нереста погибают.
Белуга – рыба семейства осетровых. Белугу можно считать самой большой рыбой, которая заходит в пресные воды, так как была поймана белуга весом 1,5 тонны. Проходная рыба, обитающая в Каспийском, Азовском и Черном морях. Ранее белуга была сравнительно многочисленна, однако со временем ее запасы сильно оскудели.
В Каспийском море распространена повсеместно. Для нереста в настоящее время входит главным образом в Волгу, в значительно меньших количествах – в Урал и Куру, а также Терек.
Пойманная в Волге белуга весом около 1000 кг и длиной 4,17 м (Национальный музей Республики Татарстан, Казань).
Азовская белуга для размножения входит в Дон и очень мало в Кубань.
Стерлядь – рыба семейства осетровых. Длина тела до 125 см, весит до 16 кг. Нерестится в мае. Взрослые особи обычно достигают длины 40-60 см и массы 0,5-2 кг, иногда встречаются экземпляры массой 6-7 кг и даже до 16 кг.
Предельный возраст стерляди около 30 лет.
Ценная промысловая рыба. Объект прудового и озерного разведения.
Осетры – род пресноводных, семейства осетровых. Длина тела до 6 м, масса – до 816 кг (белый осетр). Большая часть видов – рыбы проходные, входящие весной из морей в реки для нереста. Распространена в Евразии и Северной Америке.
Осетры держатся преимущественно у дна, питаются рыбой, моллюсками, червями. В промысловом отношении рыбы эти весьма ценны: кроме вкусного и весьма дорогостоящего мяса, от них получается громадное количество икры, представляющей один из наиболее ценных рыбных продуктов. Наибольшее богатство по числу видов этого рода представляет Россия.
С начала XXI века промысловый лов почти всех видов осетров в России запрещен. Некоторые виды занесены в Красные книги МСОП и России.
8. Физминутка «Гимнастика для глаз».
1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).
2. Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз (10 раз).
3. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
9. Причины сокращения численности рыб.
- В результате деятельности человека численность рыб сокращается. Давайте назовем эти причины.
Учебник: стр. 83-84 (читают дети).
10. Охрана рыб. Законы. Меры.
- У нас в стране принят закон «Об охране и использовании животного мира». Отдельная глава посвящена рыбам. Закон предписывает всем рыболовецким учреждениям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства.
Правила рыболовства.
- Законодательством определены способы и сезоны лова.
- Сети должны иметь ячейки определенно установленного размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы.
- Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, т. к. при этом гибнет огромное количество рыбы.
- Запрет лова рыбы во время нереста (размножения).
11. Дозволенные и браконьерские орудия лова.
Дозволенные орудия лова | Браконьерские орудия лова |
Норма: блесна 3 шт. подсачек удочка спиннинг | Недозв. верша норма: сеть более 3-х остроги шт. |
Рыбнадзор – отслеживает нарушение правил рыболовства.
12. Природоохранная деятельность человека. Меры по сохранению и увеличению рыбных богатств.
1. Создание очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоемы отходов производства.
2. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают обходные речные пути.
3. Заселение ценными рыбами водоемов. Из Черного моря кефаль в Каспийское. С Дальнего Востока лосось в Северные моря.
Меры по сохранению и увеличению рыбных богатств.
- Искусственное разведение ценных промысловых рыб: лосося, осетра, севрюги, белуги и др.
- Создание рыборазводных заводов, комбинатов. Полученную икру помещают в специальные емкости с водой, где из икринок вылупляются мальки. Когда мальки подрастут, их выпускают в реку или море. На таких заводах икра защищена от хищных рыб, тем самым сохраняется.
13. Бисеровский рыбокомбинат.
Иллюстрация комбината, озера. Иллюстрации рыб, которые обитают в Бисеровском озере.
14. Задание в тетради.
- Запишите в своих тетрадях названия рыб, которых разводят на Бисеровском рыбном комбинате.
15. Итог урока. Отметки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды
Данной работой дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую...
Открытый урок в 8 классе на тему " Охрана окружающей среды".
Открытый урок в 8 классе на тему " Охрана окружающей среды"....
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"
Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...
Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"
Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников", разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...
Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "
Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....
Открытый урок "Охрана окружающей среды" 6 класс
Урок в 6 классе на тему "охрана окружающей среды"...
Открытый урок-проект «Проценты» Презентация к открытому уроку в 5 классе
Открытый урок-проект "Проценты". 5 класс...