ОТКРЫТЫЙ УРОК «ОХРАНА РЫБ» 8 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (8 класс) на тему

Открытый урок в коррекционной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ohrana_ryb.docx641.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа-интернат VIII вида»

г. Ногинска Московской области

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«ОХРАНА РЫБ»

8 КЛАСС

F:\фото Павлова\неделя 044.jpg

          Павлова Л. В., руководитель ШМО классных руководителей, учитель          

                                      естествознания и экологии, классный руководитель,

                                      высшая квалификационная категория

 

19.11.2013 г.

Задачи:

Образовательные:

  • раскрыть многообразие рыб, черты их приспособления к жизни в различных условиях водной среды;
  • определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека;
  • определить основные меры охраны рыб.

Развивающие:

  • научиться узнавать изученных рыб;
  • уметь работать с учебником;
  • соблюдать правила рыбной ловли и охраны водоемов.

Воспитательные:

  • подвести учащихся к выводу о необходимости охраны, рационального использования и воспроизводства рыб.

Технологии:

  • применять здоровьесберегающие технологии, коррекционно-развивающие (развитие памяти, мышления, внимания);
  • применять технологию «Экология и диалектика».

Оборудование:

  • название урока;
  • видеоролик «Океанариум» (на электронном носителе);
  • иллюстрации различных видов рыб;
  • диаграмма «Использование рыб»;
  • иллюстрации дозволенных и недозволенных орудий лова;
  • иллюстрации Бисеровского рыбокомбината;
  • задания-ребусы;
  • задания в тетради.

1. Организационный момент. Самомассаж БАТ.

2. Вступительная беседа. Тема урока.

Иным достался от природы

Инстинкт пророчески-слепой, -

Они им чуют-слышат воды

И в темной глубине земной…

Ф. И. Тютчев

- Кому посвящены эти слова Ф. И. Тютчева? Конечно же, удивительным и таинственным животным-рыбам. Сегодня мы с вами продолжаем знакомиться с многообразием представителей класса рыб, с их значением в природе, в жизни человека. Мы будем говорить, почему рыбы нуждаются в охране. Вы узнаете о правилах рыболовства. Я вам расскажу о редких и ценных породах рыб.

- Итак, тема урока: «Охрана рыб».

- Запишите тему урока в тетрадь.

3. Видеоролик «Океанариум».

- Каких рыб вы увидели?

-Этот океанариум находится в Японии и считается самым большим в мире.

4. Рассказ учителя о рыбах. Ребусы.

Рыбы – это самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты) весьма солиден – сотни млн. лет. Неудивительно, что за это время рыбы так широко распространились по всему обширному водному царству. Внешний вид рыб удивительно разнообразен. Например, яркая и контрастная окраска может предупреждать о несъедобности или даже ядовитости рыб. Но часто рыбы имеют незаметную (покровительственную) окраску на том или другом фоне.

Морской конек – сливается с водорослями.

Щука – напоминает корягу, бревно.

Камбала – подделывает свою окраску под цвет камней, песка.

Работа с ребусами.

http://festival.1september.ru/articles/593925/01.jpghttp://rudocs.exdat.com/data/394/393700/393700_html_m44053e68.png

5. Значение рыб в природе.

- Рыбы поедают большое количество растительной и животной пищи, оказывая этим существенное влияние на живую природу. Велико значение рыб в регуляции численности водных беспозвоночных. Рыбы часто служат кормом друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих. Таким образом, рыбы являются важным звеном в цепи питания.

Значение рыб в жизни человека.

Значение рыб в жизни человека очень велико: общий мировой улов рыбы в год составляет примерно 50 млн. тонн. Главная ценность рыбы в белках. Мясо рыбы по питательным свойствам не уступает мясу крупного рогатого скота. Оно хорошо переваривается и почти полностью усваивается в желудочно-кишечном тракте. Кроме того, из рыбы получают рыбий жир, богатый аминокислотами и витамином Д.

Рыбу рекомендуют для диетического питания больным атеросклерозом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, страдающим заболеваниями желудка, печени. Калорийность сельди не уступает калорийности куриных яиц. Из рыбы можно приготовить множество блюд.

6. Работа с диаграммой «Использование рыбы».

32% - удобрение или корм для скота (рыбья мука).

35% - продается в свежем или замороженном виде как продукт питания.

16% - консервируется.

16% - идет на заготовки (солится, сушится).

1% - изготовление рыбьего жира, клея, витаминов, лекарств, мыла и др.

7. Хозяйственная деятельность человека. Редкие и исчезающие виды.

- Рыбные богатства не бесконечны. Своей хозяйственной деятельностью человек сокращает и уничтожает место обитания рыб. Мы строим города, дома, заводы, загрязняем и осушаем водоемы – нет рыбам пристанища.

К сожалению, все больше видов рыб попадает на страницу Красной книги, и в этом виноват человек.

- Воздействие человека на природную среду постоянно растет, в результате под угрозой исчезновения оказались многие виды рыб.

Сведения о рыбах.

Кета – рыбы семейства лососёвых. Ценный объект промысла. Обитает в бассейне Северного Ледовитого океана, заходит на нерест в реки Колыма, Индигирка, Яна, Лена. Встречается от Берингова пролива на севере до Кореи на юге, на Камчатке, Сахалине, Курильских островах, в реках Охота и Амур.

Проходная рыба, нерестится один раз в жизни, после нереста погибает. В начале 50-х годов японские монополии развернули более 15 тысяч километров рыболовных сетей. Тихоокеанский лосось не мог вернуться на места своего нереста – в озера и реки Камчатки. Этот варварский промысел удалось остановить, запасы ценной рыбы были очень сильно подорваны. Остановилось множество рыбзаводов, опустели рыбацкие поселения.

Кета – ценная промысловая рыба. В России основной промысел ведется при подходе рыб к прибрежью.

Морская камбала – рыба с сильно сплющенным телом, глаз расположен на одной стороне.

Камбала служит предметом промысла ради вкусного мяса.

Серые кефали – обитают в морях тропического и субтропического поясов, Америки, Мадагаскара, Юго-Восточной Азии, Австралии и Новой Зеландии. В водах России известен только один вид данного рода – лобан, обитающий в Черном и Японском морях, Каспийском море.

Стайная, очень подвижная рыба. Выпрыгивает из воды при испуге, легко перепрыгивает через ставные сети. Ценная промысловая рыба. Объект спортивного и любительского рыболовства. В пищевой промышленности распространена в мороженом, копченом и консервированном виде.

Лососёвые – пресноводные и проходные формы рыбы. Наиболее известные представители – семга, горбуша, кета, нерка, кижуч, чавыча, кумжа, сиг, омуль, голец, хариус, таймень, ленок. Лососёвые обитают в Атлантическом и Тихом океанах, также в пресных водах Северного полушария. Являются ценными промысловыми рыбами.

Все лососевые нерестятся в пресной проточной воде – в реках и ручьях. Проходные формы лососевых большую часть жизни проводят в морских водах, нагуливая вес, и, когда наступит срок (как правило через 2-5 лет), возвращаются для нереста в реки, в те же самые места, где родились сами.

Практически все проходные лососи нерестятся один раз в жизни и после нереста погибают.

Белуга – рыба семейства осетровых. Белугу можно считать самой большой рыбой, которая заходит в пресные воды, так как была поймана белуга весом 1,5 тонны. Проходная рыба, обитающая в Каспийском, Азовском и Черном морях. Ранее белуга была сравнительно многочисленна, однако со временем ее запасы сильно оскудели.

В Каспийском море распространена повсеместно. Для нереста в настоящее время входит главным образом в Волгу, в значительно меньших    количествах – в Урал и Куру, а также Терек.

Пойманная в Волге белуга весом около 1000 кг и длиной 4,17 м (Национальный музей Республики Татарстан, Казань).

Азовская белуга для размножения входит в Дон и очень мало в Кубань.

Стерлядь – рыба семейства осетровых. Длина тела до 125 см, весит до 16 кг. Нерестится в мае. Взрослые особи обычно достигают длины 40-60 см и массы 0,5-2 кг, иногда встречаются экземпляры массой 6-7 кг и даже до       16 кг.

Предельный возраст стерляди около 30 лет.

Ценная промысловая рыба. Объект прудового и озерного разведения.

Осетры – род пресноводных, семейства осетровых. Длина тела до 6 м,     масса – до 816 кг (белый осетр). Большая часть видов – рыбы проходные, входящие весной из морей в реки для нереста. Распространена в Евразии и Северной Америке.

Осетры держатся преимущественно у дна, питаются рыбой, моллюсками, червями. В промысловом отношении рыбы эти весьма ценны: кроме вкусного и весьма дорогостоящего мяса, от них получается громадное количество икры, представляющей один из наиболее ценных рыбных продуктов. Наибольшее богатство по числу видов этого рода представляет Россия.

С начала XXI века промысловый лов почти всех видов осетров в России запрещен. Некоторые виды занесены в Красные книги МСОП и России.

8. Физминутка «Гимнастика для глаз».

1. Зажмурьте глаза, а потом откройте их (5 раз).

2. Делайте круговые движения глазами: налево-вверх-направо-вниз-направо-вверх-налево-вниз (10 раз).

3. Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.

9. Причины сокращения численности рыб.

- В результате деятельности человека численность рыб сокращается. Давайте назовем эти причины.

Учебник: стр. 83-84 (читают дети).

10. Охрана рыб. Законы. Меры.

- У нас в стране принят закон «Об охране и использовании животного мира». Отдельная глава посвящена рыбам. Закон предписывает всем рыболовецким учреждениям, а также рыболовам-любителям строго соблюдать установленные правила рыболовства.

Правила рыболовства.

  • Законодательством определены способы и сезоны лова.
  • Сети должны иметь ячейки определенно установленного размера, чтобы в них попадались только взрослые рыбы.
  • Категорически запрещено глушить рыбу взрывами, т. к. при этом гибнет огромное количество рыбы.
  • Запрет лова рыбы во время нереста (размножения).

11. Дозволенные и браконьерские орудия лова.

Дозволенные орудия лова

Браконьерские орудия лова

Норма:             блесна

3 шт.                 подсачек

                          удочка

                          спиннинг

Недозв.                        верша

норма:                          сеть

более 3-х                      остроги

шт.

 Рыбнадзор – отслеживает нарушение правил рыболовства.

12. Природоохранная деятельность человека. Меры по сохранению и увеличению рыбных богатств.

1. Создание очистных сооружений, которые препятствуют попаданию в водоемы отходов производства.

2. В тех местах, где реки перегорожены плотинами электростанций, для проходных рыб устраивают обходные речные пути.

3. Заселение ценными рыбами водоемов. Из Черного моря кефаль в Каспийское. С Дальнего Востока лосось в Северные моря.

Меры по сохранению и увеличению рыбных богатств.

  • Искусственное разведение ценных промысловых рыб: лосося, осетра, севрюги, белуги и др.
  • Создание рыборазводных заводов, комбинатов. Полученную икру помещают в специальные емкости с водой, где из икринок вылупляются мальки. Когда мальки подрастут, их выпускают в реку или море. На таких заводах икра защищена от хищных рыб, тем самым сохраняется.

13. Бисеровский рыбокомбинат.

Иллюстрация комбината, озера. Иллюстрации рыб, которые обитают в Бисеровском озере.

14. Задание в тетради.

- Запишите в своих тетрадях названия рыб, которых разводят на Бисеровском рыбном комбинате.

15. Итог урока. Отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды

Данной работой  дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую...

Открытый урок в 8 классе на тему " Охрана окружающей среды".

Открытый урок в 8 классе на тему " Охрана окружающей среды"....

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"

Конспект открытого урока в 5 классе на тему "Открытие Антарктиды"...

Материалы к открытому уроку географии 5 класса "Открытия русских путешественников"

Разработка содержит технологическую карту урока географии в 5 классе по теме "Открытия русских пуьешественников",  разработанну.ю в соответствиии с ФГОС ООО,...

Открытый урок в 5 классе " История географических открытий "

Знакомство детей с открытием Австралии и Антарктиды....

Открытый урок "Охрана окружающей среды" 6 класс

Урок в 6 классе на тему "охрана окружающей среды"...