Всероссийский открытый урок охраны окружающей среды
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Климова Светлана Витальевна

Данной работой  дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции. 

Материал содержит :

1.Введение.

2.Конкурс. «Что мы выбрасываем, или Золотые россыпи помоек».

3.Презентация проекта «Чистый город – чистая совесть!».

4.Вывод по уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx27.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Бутурлиновская СОШ №7

Всероссийский открытый

урок охраны окружающей среды

Методическая разработка

Тема: «ЭКОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА – БУДУЩЕЕ РОССИИ».

8класс.

Подготовила:

Климова Светлана Витальевна

учитель биологии МКОУ Бутурлиновская СОШ №7

Воронежской области

Бутурлиновка

2013 – 2014уч.г.


Цель:  дать представление о перспективах развития человечества, помочь учащимся

понять, что такое экология сегодня, какое значение имеет экология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизни нашей страны и мира; содействовать формированию у школьников представлений об экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.

Задачи: 

Обратить внимание учащихся: 
1. проблемы взаимодействия человека с окружающей средой (загрязнение воздуха, воды, почвы, рукотворные лесные пожары, проблемы отходов, энергетические и сельскохозяйственные проблемы России и мира и др.) - проблемы современной России; 
2. то, что «природа - идеальный мир» (гармония природы, сбалансированность природных процессов «так было, есть и должно быть всегда!»); 
3. культуру как способ взаимодействия человека с природой - как сценарий будущего России. 

                                                  Ход урока: 

Введение
2013  – год охраны окружающей среды (Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2012 г. № 1157) 
Экология – от слова «дом», это – наука о жизни в окружающем мире, об искусстве жить красиво в гармонии с природой. Экологи вместе с работниками культуры – наверное, самые дальновидные люди. Они всегда хорошо понимают друг друга. Их забота – сохранение и приумножение культурного и природного богатства. А это и есть основа нашего развития. По тому, как высоко люди ценят свою жизнь и здоровье, природу и культуру и определяется уровень развития любого общества. Поэтому неслучайно этот год – год экологии, а следующий год будет годом культуры. Экология и культура – будущее России.

Сегодня нам надо решать многие насущные проблемы, их нельзя отложить на потом. Надо думать о том, как жить лучше, как помочь тем, кому плохо, кто не может помочь себе сам. Но при этом нельзя забывать о том, что все это надо делать не в ущерб для нашей планеты. Те, кто считает себя в ответе за то, чтобы мы этого не забыли и знали, как это сделать, называют себя экологами. Что же такое экология сегодня? Экология сегодня – это не только наука, это мировоззрение, отношение к себе, это и политика, и экономика, и культура.
Такой путь развития сегодня называется устойчивым развитием. А правила верного поведения записаны в «Хартии Земли».

На самом большом форуме в истории человечества в прошлом году в Рио-де-Жанейро,
главы большинства государств, включая Россию, договорились, что надо жить по программе, которая называется «Будущее, которого мы хотим». Как же туда попасть, в это будущее, которого мы так хотим? Что для этого надо делать?
Главное, стараться все меньше тратить природные ресурсы и наносить вред природе и все больше использовать свои изобретения. Этот завет экологов и есть основа модернизации и инновационного пути развития, который выбрала наша страна. Сегодня такой путь развития и такую экономику называют «зелеными», то есть дружелюбными по отношению к природе, а значит и к нам с вами. Надо бережно относиться к природе. Использовать лучшие технологии, чтобы не навредить природе и исправить то, что уже нарушено.

"Куда деть мусор?" становится вес актуальнее. И мы попробуем сегодня ответить на него.

Конкурс между учащимися 8 класса (две команды).

Конкурс. «Что мы выбрасываем,

или Золотые россыпи помоек» 

        Команды вы получаете по три таблички-указателя с цифрами 1, 2, 3.  На каждый задаваемый вопрос я даю три варианта ответа. По моему сигналу  вы  поднимаете табличку с номером ответа.

Вопросы:

  1. Большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляют:
  1. Пластмасса (правильный  ответ).
  2. Стекло.
  3. Металл.
  1. Прежде чем начать утилизацию отходов, их необходимо:                
  1. Рассортировать.
  2. Собрать в одном месте.
  3. Раскрошить.
  1. Для того чтобы переработать пластмассу, ее необходимо:                
  1. Компостировать.
  2. Сжечь при специальных условиях.                                       
  3. Переплавить.
  1. Первоочередная забота при выборе свалки:                                            
  1. Защита поверхности земли и грунтовых вод.
  2. Ограждение места свалки.
  3. Укомплектование соответствующей техникой.                     
  1. Вредные выбросы оказывают влияние:
  1. Только на те регионы, где появилось загрязнение.
  2. На  близлежащие регионы.
  3. Даже на территории, удаленные от места,

где загрязнение  «увидело свет».                                                                                                   

  1. Самая страшная «добавка» к воде:
  1. Бытовой  мусор.
  2. Пестициды.
  3. Минеральные удобрения.
  1. Какие из радиоактивных отходов целенаправленно

 рассеивают в окружающую среду:

  1. Газы.
  2. Жидкости.                                                                                
  3. Твердые вещества.                                                                                                        
  1. Бутылка или банка из пластмассы, брошенная в лесу,

пролежит без изменения:

  1. 10 лет.
  2. 50 лет.
  3. 100 лет и более.
  1. Поступление в среду обитания вредных  веществ

приводит к нарушению функционирования экологических

            систем, называют:

  1. Загрязнением.
  2. Экологическим кризисом.                                                            
  3. Интродукцией.
  1. Выброшенную бумагу "съедят" невидимки - микробы за:
  1. 1-2 года.
  2. 5-8 лет.
  3. 20 и более.
  1. Гарбология это...
  1. наука о доме;
  2. наука о почве;
  3. наука о мусоре.
  1. Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим                                  

количеством отходов,  попадающих в  окружающую среду:

  1. Их захоронение.
  2. Разработка правовых механизмов регулирования процесса.
  3. Рециркуляция (повторное использование отходов).

«Устами младенца, или не спешите выбрасывать своё будущее (отходы)»

В каждом задании с помощью 5 признаков вам необходимо отгадать определенный вид отходов. Но, если вы сможете это сделать уже после открытия первого признака, то получите 5 баллов, после второго - 4, после третьего - 3 и т.д.

 Задание первое:

1. Это бывает разноцветным, это очень трудно сломать.

2. Если ее поджечь, то появится черный едкий дым.

3. У меня  много игрушек сделано из нее.

4. Предметы, сделанные из нее, весят мало.

5. Ее нельзя выбрасывать, так как в природе она не разлагается.

(Пластмасса.)

Задание второе:

 1. Его делают из песка.

2. Если его нагреть, оно становится тягучим, как тесто.

3. Чаще всего оно прозрачное.

4. Брошенное в лесу, оно может стать причиной пожара.

5. Когда падает, оно разбивается

(Стекло.)

  Задание третье:

1. В небольших количествах это очень полезно в качестве удобрения.

2. Когда этого слишком много, это становится настоящим бедствием.

3. Это необходимо компостировать.

4. При попадании в водоемы это разрушается, рыбы и другие водные животные начинают задыхаться.

5. Его производит обыкновенная корова.

 (Навоз.)

Задание четвертое:

1. У нас это получают из древесины.

2. Это легко горит.

3. Это изобрели китайцы.

4. Из этого получается много мусора.

5. На этом обычно рисуют или пишут.

(Бумага.)

Подведение итогов конкурса.

Человек и природа пришли в противоречие. Человеческая активность наносит огромный вред, и во многом непоправимый, окружающей среде и особо важным природным ресурсам.

Технологии, не поставленные под контроль, представляют серьезную угрозу человечеству, растительному и животному миру и грозят настолько изменить планету, что жизнь на ней в привычных  формах станет невозможной. Если мы хотим предотвратить катастрофу, необходимо кардинально изменить наше отношение к природе.
Способность Земли адсорбировать загрязнения и сглаживать деструктивные воздействия - не бесконечна. Ее возможности по обеспечению постоянно растущего населения ограничены. Человечество быстро приближается ко многим земным пределам. Существующая экономическая практика, разрушающая окружающую среду, не может продолжаться без риска уничтожения глобальных жизненных систем.

Члены Всемирного  научного  сообщества предупреждают человечество о последствиях его поведения: «Если мы хотим избежать несчастий для себя и нашего глобального дома, мы должны коренным образом изменить пользование Землей и саму нашу жизнь».

своими работами ребята привлекают внимание взрослых и сверстников, как патриотов своей малой родины, к природоохранным мероприятиям, способствовать развитию у них  экологического сознания.

Ребятами нашей школы выполняют различные экологические проекты с целью привлечения и взрослых и детей к проблемам окружающей среды

Одним из таких проектов является проект «Чистый город – чистая совесть!»

Сейчас состоится защита экологического проекта «Чистый город – чистая совесть!».

Целью данного проекта являлось исследование экологического состояния нашего города. Были поставлены следующие цели и задачи:  выявить наиболее актуальные экологические  проблемы, характерные  для нашего города. На основе простых и доступных современных методик определения качественных и количественных показателей экологического состояния, получить данные для прогнозирования дальнейших изменений и проектирования решения некоторых экологических проблем.

Данная работа способствовала развитию мышления исследовательского типа. Машей  было выполнено 3 практические работы.

Практическая работа №1 «Изучение экологического состояния   пришкольной территории»

Практическая работа №2 «Определение роли древесных растений»

Практическая работа № 3 «Антропогенное загрязнение Бутурлиновки».

Все цели и задачи стоящие перед учащейся были достигнуты. В каждой работе был проведён анализ полученных результатов, сделаны соответствующие выводы, давались и  рекомендации по улучшению экологического состояния нашего города. Учащаяся дала конкретные практические предложения по утилизации бытового мусора, которые можно применит в жизни. Рекомендации по улучшению состояния реки, по очистке  источника.

Была оформлена  работа объёмом в  30 страниц. Работа включает 2 таблицы,  10 фотографий, 2 иллюстрации

Своей работой  Маша хотела привлечь внимание взрослых и сверстников, как патриотов своей малой родины, к природоохранным мероприятиям, способствовать развитию у них  экологического сознания. Это ей,  безусловно, удалось.

Заслушаем Машу

Вывод по уроку: для достижения единой цели – мы должны одинаково понимать, что делать. Необходимо вырабатывать общие правила, таковыми может стать Хартия земли.
 «Мы вступили в критический момент истории Земли, когда человечество должно выбрать своё будущее. Наш мир становится всё более взаимозависимым и хрупким, а будущее таит в себе одновременно и большую опасность, и большую надежду. Чтобы развиваться далее, мы должны осознать, что при огромном разнообразии культур и форм жизни, мы являемся одной семьёй и единым мировым сообществом с общей судьбой. Мы должны объединиться и создать устойчивое глобальное общество, основанное на уважении к природе, правам человека, экономической справедливости и культуре мира. В этом стремлении крайне необходимо, чтобы мы, народы Земли, провозгласили нашу ответственность друг перед другом, перед великим сообществом всего живого, и перед будущими поколениями»

Закончить урок хочу стихотворением

Волнуется Природа неспроста.
Не существует лишнего в Природе,
Природа гармонична и сложна,
И если катаклизмы на подходе,
Волнуется Природа неспроста.
Она предупреждает Человека:
Пора остановиться, не спешить;
Заботится от века и до века -
Старается всегда предупредить.
Но Человеку надо слишком много:
Он черпает скорее и до дна.
Берет с собою жадность на подмогу,
А эта дама подведет всегда.
Приходит день - опомнится бедняжка:
Куда спешил, зачем ломал дрова.
И трудно жить становится и тяжко -
Так наступает жуткая пора.

А может и такое вдруг случиться,
Что все живое превратится в прах.
Вот это Человеку не простится!
Как не пугает Человека страх?!
Лишь миг, всего одно мгновенье -
И все живое сгинет без следа.
Что многие создали поколенья,
Все разнесет глобальная беда.
О Люди! Надо быть мудрее!
Любите, берегите шар земной,
Терпимей будьте, мягче и добрее.

И навсегда покончите с войной.
О, царь Природы, дорогой мой Человек,
Каким коротким может быть твой век!
Уж сколько лет молва в народе ходит,
Что жадность до плохого лишь доводит

Использованная литература.

1. «Большая энциклопедия школьника», Москва, Росмен 2009 г.

2. « Энциклопедия для детей», Володин, Москва, Аванта 2001 г.

3. « Экология»,Дорогань, Филиппов, Воронеж 1995г.

4. Интернет, Бутурлиновский городской сайт.
5. Статьи из газеты «Призыв», г. Бутурлиновка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Охрана окружающей среды".

План – конспект урока английского языка на тему: «Мы в ответе за нашу планету»...

открытого урока-конференции «Окружающая среда и экология»

Министерство образования Московской областиГБОУ СПО МОТОТ«Московский областной техникум отраслевых технологий»      ПЛАН-КОНСПЕКТоткрытого урока-конференции«Окружаю...

Открытый урок "Защита окружающей среды".

Открытый урок по английскому языку в 9 классе...

Открытый урок "Сохранение окружающей среды"

Сохранение окружающей среды...

Урок охраны окружающей среды

Урок подготовлен в рамках Всероссийского экологического урока...

Конспект урока "Охрана окружающей среды"

Конспект урока "Охрана окружающей среды"...

Открытый урок "Охрана окружающей среды" 6 класс

Урок в 6 классе на тему "охрана окружающей среды"...