ОТКРЫТЫЙ УРОК «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В БЫТУ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ» 6 КЛАСС
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Урок естествознания в коррекционной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная)

школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

ШМО УЧИТЕЛЕЙ ЕСТЕСТВЕННО-ГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛА

ОТКРЫТЫЙ УРОК

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В БЫТУ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ»

6 КЛАСС

C:\Users\Лариса\Desktop\Использование воды.jpg

          Павлова Л. В., учитель естествознания,

                                      высшая квалификационная категория

 

23.11.2016 г.

Цели:

  1. Расширить и углубить представления учащихся о воде и ее свойствах.
  2. Познакомить со значением чистой воды для жизни животных, растений и человека.
  3. Воспитывать бережное отношение к воде.
  4. Выявить причины загрязнения водоемов.
  5. Развивать память, мышление и внимание учащихся.

Оборудование:

  1. Название урока.
  2. Глобус.
  3. Колба с водой.
  4. Иллюстрации о воде, о ее использовании.
  5. Иллюстрации об охране воды.
  6. Сберегающие воду знаки.
  7. Пословицы о воде.
  8. Тест «Найди правильный ответ» (по количеству учащихся).
  9. Задание «Вода необходима человеку для…» (по количеству учащихся).
  10.  Презентация «Вода – это жизнь».
  11.  Видеоролик «Живи, родник».

План урока

  1. Организационный момент.
  2. Самомассаж БАТ (схема).
  3. Загадка о воде (Абрамов Сергей). Сообщение темы и этапов урока.

Рассматривание глобуса.

  1. Презентация «Вода – это жизнь». Слова Экзюпери о воде. Демонстрация колбы с водой.
  2. Стихотворение о воде (учитель).
  3. Диктант (загадки).
  4. Тест «Найди правильный ответ».
  5. Пословицы о воде (учитель и учащиеся).
  6. Обычаи разных народов (читают дети).
  7.  Беседа о значении воды.
  8.  Использование воды человеком.
  9.  Примеры ежедневного потребления воды.
  10.  Рубрика «Это интересно» (цифры).
  11.  Схема «Вода необходима человеку для…»
  12.  Охрана воды. Бережное отношение к воде.
  13.  Сберегающие воду знаки.
  14.  Заключительная беседа о воде. Презентация «Живи, родник».
  15.  Итог урока. Отметки.  

Конспект урока

  1. Организационный момент.
  2. Самомассаж БАТ (схема).
  3. Загадка о воде (ученик).

Меня пьют,

Меня льют,

Всем нужна я,

Кто я такая? (Вода)

Сообщение темы и этапов урока (учитель).

Рассматривание глобуса.

- Если быстро раскрутить глобус, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом на глобусе? Где больше всего воды на Земле? (Ответы детей)

- Люди всегда обожествляли воду. Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого, целебной и очистительной силой, источником плодородия.

  1. Презентация «Вода – это жизнь». Слова Экзюпери о воде (демонстрация колбы с водой).

- Вот что сказал о воде известный французский писатель-летчик Антуан де Сент-Экзюпери: «Вода!...У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Ты наполняешь нас радостью. С тобой возвращаются к нам силы, с которыми мы уже простились. Ты самое большое богатство на свете…».

- Так писал о воде человек, самолет которого потерпел аварию в пустыне Сахара.

  1. Стихотворение о воде (ученик).

Вода…Разве это не счастье

В зной прохладу ее ощутить?

Оказавшись у жажды во власти,

Силу чистой воды оценить.

Но, удивительное свойство:

Ты плачешь, и вода темна…

А в раз забудешь беспокойство, -

Вода сверкает, как звезда!

Мы говорим: она течет;

Мы говорим: она играет;

Она бежит всегда вперед,

Но никуда не убегает.

В морях и реках обитает,

А часто по небу летает,

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

  1. Диктант (загадки).

- Я вам буду загадывать загадки, а вы должны вместо слова написать цифру.

1. Роса.

2. Туман.

3. Дождь.

4. Снег.

5. Болото.

6. Град.

7. Лед.

8. Вода.

  • Без досок, без топоров,

Через речку мост готов.

Мост, как синее стекло:

Скользко, весело, светло. (лед)

  • Зимой в поле лежал,

Весной в речку побежал. (снег)

  • Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко –

Стало видно далеко. (туман)

  • С горы, сбегая без труда,

Она гремит как гром,

В морозный день она тверда –

Руби хоть топором!

Нагрей ее и к небесам

Она взлетит тогда.

Теперь ты мне ответишь сам:

Зовут ее…(вода)

  • Утром бусы засверкали

Всю траву собой заткали,

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем. (роса)

  • Не море, не земля –

Корабли не плавают,

И ходить нельзя. (болото)

  • Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь)

  • На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина –

У нее теперь ангина. (град)

Ответы: 7, 4, 2, 8, 1, 5, 3, 6.

- Все загадки связаны одной темой «Вода». В каких состояниях вам здесь встретилась вода? (В твердом, жидком и газообразном)

  1. Тест «Найди правильный ответ» (у каждого ученика).

- Найдите правильные ответы.

  1. Вода – это:

а) вещь в доме;

б) природное прозрачное вещество;

в) непрозрачное вещество с запахом.

  1. В воде растворяется:

а) мел;

б) соль;

в) глина.

  1. При нагревании вода:

а) расширяется;

б) делается мутной;

в) затвердевает.

  1. Скопление воды в воздухе – это:

а) ветер;

б) облако;

в) дым.

Ответы: 1. Б. 2. Б. 3. А. 4. Б.

  1. Пословицы о воде (учитель и учащиеся).

- Народ издавна подметил значение воды в жизни человека. Давайте прочитаем и поясним их смысл.

  • Вода – мать, а без матери не проживешь.
  • Мы не ценим воду до тех пор, пока не высохнет колодец.
  • Не плюй в колодец: случится напиться.
  • Без росы и трава не растет.
  • И мутную воду пьют в невзгоду.
  • Не зная броду, не лезь в воду.
  • Нужно наклониться, чтобы из ручья воды напиться.
  • Под лежачий камень вода не течет.

  1. Обычаи разных народов (учащиеся).

- Все народы заботливо и бережно относятся к колодезной и родниковой питьевой воде.

1 ученик. У русского человека напоить путника – не услуга, не проявление доброй воли хозяина, а долг.

2 ученик. Кружку холодной воды – первое, что попросит уставший путник, переступив порог гостеприимного армянского дома. Впрочем, даже без просьбы ему предложат глоток воды.

3 ученик. У туркмен существует обычай здороваться с водой: «Здравствуй, уважаемый колодец! Дай кружку воды для гостя».

  1.  Беседа о значении воды.

- Без воды нет жизни. Установлено, что тело взрослого человека на 70% состоит из воды. Если человек весит 70 кг, то в нем 45-50 кг воды, или 4 ведра. Потеря 10-20% воды для человека смертельна. Люди могут прожить без пищи несколько недель, а без воды, не более 5-6 дней, собака погибает на 3-4 день.

  1.  Использование воды человеком (иллюстрации).

- На протяжении всей жизни человек имеет дело с водой с утра до ночи, пользуется ею для приготовления пищи и питья, умывается. Летом люди отдыхают у воды, зимой обогреваются батареями водяного отопления. Без воды не обходится современное производство. Вода – источник энергии. Она работает на современных атомных, тепловых и гидроэлектростанциях.

  1.  Примеры ежедневного потребления воды.

  • Питье и приготовление пищи – 7 л.
  • Кран, оставленный открытым – 8-20 л в минуту.
  • Смыв в туалете – 23 л.
  • Принятие ванны – 57 л.
  • Мытье посуды – 38-50 л.
  • Стиральная машина– 100-110 л.
  • Уборка, мытье обуви – 44 л.

  1.  Рубрика «Это интересно» (цифры).

  • Слону нужно в сутки 90 л воды.
  • Чтобы вырастить 1 кг картофеля, нужно 30 ведер воды.
  • Для изготовления 1 т стали – 150 т воды.
  • 1 т чугуна – 50 т воды.
  • 1 т кирпича – 1 т 200 кг воды.
  • 1 т бумаги – 250 т воды.
  • 1 т ткани – 1100 т воды.
  • 1 т сахара – 100 т воды.

  1. Схема «Вода необходима человеку для…»

- Заполните эту схему (у каждого ученика).

  1.  Охрана воды. Бережное отношение к воде.

- Открывая кран, не расплескивайте слишком много воды, при утечке воды из крана за сутки убегает 1 ведро, а за неделю, за месяц?

Неравномерно распределена вся питьевая вода на Земле. Есть места, куда ее привозят на машинах, в цистернах. В нашей стране в центральных и южных районах, а также в Средней Азии воды не хватает. Воды недостает Нью-Йорку, Токио, Парижу и многим другим городам. В Италии продают ключевую воду. В Сингапуре вода выдается по карточкам. Германия, Голландия, Дания покупают воду у Швеции.

«Вода дороже золота», - утверждают бедуины, кочующие в песках. Они знают, что никакие богатства не спасут человека, если не будет воды. Величественные пески поглотили целые караваны. Их убивала безжалостная жажда. 25 веков назад, в Египте в пустыне Сахара бесследно исчезла 50-тысячная армия персидского царя Камбиса. В пустыне человек без воды выдерживает лишь около суток.

Загрязнение воды.

- С ростом населения, строительством новых городов, увеличением посевных участков мы берем воды все больше. Только берем мы воду чистую, а отдаем грязную. В реки и озера сбрасываются промышленные отходы и канализационные стоки, ядохимикаты с полей. Миллионы рыб гибнут в мазуте, грязи, в сточных водах.

  1.  Сберегающие воду знаки.

- Все мы с вами желаем, чтобы рядом всегда были чистые водоемы. Из крана текла чистая вода, а не разводы химикатов.

Так, давайте же обращать внимание на все факты загрязнения воды, давайте не будем поворачиваться спиной к данной проблеме. Это наша планета, и нам на ней жить.

Давайте не будем расходовать воду напрасно! Давайте не будем загрязнять моря и океаны нефтепродуктами! Давайте не будем выкидывать бытовые отходы в воду! Давайте не будем мыть машины в водоемах! А будем наслаждаться кристально чистой водой!

  1.  Заключительная беседа о воде.

- Как замечательно о воде говорили великие люди! Аксаков назвал ее красой природы. «Капля воды дороже золота» (Д. Менделеев). Вода становится неразлучным спутником человека на всю жизнь с момента его появления на свет до последнего дня.

- Представьте летний день…Родник – маленькое чудо природы…И глоток этого студеного, кристально чистого чуда. Родники стали символом самых дорогих для нас вещей – отчего дома, края, где вырос, Родины. Недаром у слов «Родина» и «родник» общие корни.

Презентация «Живи, родник».

  1.  Итог урока. Отметки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Использование полосы препятствий"

Тема: Легкая атлетика. Цель урока: Совершенствование прохождения полосы препятствий. Задачи урока:      Образовательные: 1. Совершенствовать прохождение снаряда "рукоход". 2. ...

Открытый урок "Использование имени числительного в речи".

Цели: Познакомить обучающихся с приёмом «инсерт» как одного из элементов технологии развития критического мышления (ТРКМ)Помочь обучающимся приобрести практический опыт использования приёма «инсерт» н...

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52").

Презентация к открытому уроку "Использование элементов математики в процессе изучения Мирового океана на уроке географии" (5 класс, МБОУ "Гимназия №52")....

Промышленность и сельское хозяйство Белоруссии

Республика Беларусь расположена в восточной части Европы....

Методическая разработка "Промышленность и сельское хозяйство в Великобритании"

Методическая разработка представляет интерес для преподавателей иностранных языков средних  специальных учебных заведений и могут быть использованы в качестве материала при изучении ино...