План проведения открытого урока "Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием" 2015 год
учебно-методический материал на тему
План-конспект урока в младшем хоре (дети 6 лет) в Школе хорового искусства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЁТ»
им. Т.Е.СЕЛИЩЕВОЙ
Жуковский
2015 год
План-конспект урока
Преподаватель: Хабарова Татьяна Леонидовна
Концертмейстер: Якубович Татьяна Георгиевна
Предмет: хор 2 класс (6 лет)
Тема урока: «Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием»
Цель урока: формирование навыка 2-хголосного пения
Задачи:
Обучающие:
- добиваться чистого унисона как основы развития гармонического слуха;
- работать над выработкой навыка полифонического слышания;
- работать над осознанным и чистым исполнением своей партии при одновременном звучании другой
Развивающие:
- развивать у детей чувство уверенности в себе;
- развивать художественно-образное мышления ребенка как основу развития творческой личности;
- продолжать формирование вокально-хоровых навыков и умений;
- продолжать развитие гармонического слуха
Воспитательные:
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и содержание текста;
- воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
- воспитывать у детей любовь к процессу совместного пения
Форма проведения: коллективная
Тип урока: урок – повторение, закрепление умений и навыков
Методы обучения:
- наглядный (слуховой и зрительный);
- словесный (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
- образно-игровые методы, основанные на связи музыкальных интонаций с движениями («Музыкальная геометрия»);
- проблемно – поисковый;
- объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)
Методические приёмы:
- творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
- побуждение детей к самоконтролю в процессе пения;
- вариативность заданий при повторении упражнений;
- юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся с целью стимуляции их интереса к певческой деятельности
Психологические условия на уроке:
- комфортный психологический климат;
- эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности;
- личностно-ориентированное общение
План урока:
- организационный момент;
- соматическая подготовка к уроку;
- дыхательная гимнастика;
- вокально-хоровые упражнения;
- каноны;
- работа над песенным репертуаром;
- подведение итогов урока.
Предполагаемый результат: использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения и полифонического слышания.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
Организационный этап
1.Музыкальное приветствие (Т3/5)
2. Организация внимания, определение темы урока.
3. Соматическая подготовка детей к уроку (подготовка корпуса, дыхания):
1) Разминка «Потягушеньки»;
2) Дыхательная гимнастика:
- упражнение «На прогулке» – на активный вдох, задержку дыхания и глубокий выдох («проветриваем» себя»);
- упражнение «Снежинка» – на различные виды вдоха и выдоха:
- подуем легко, чтобы снежинка осталась на ладошке, на пушистой варежке
- подуем быстро, энергично, чтобы снежинка не успела растаять, а улетела с ладошки
- упражнение «Погреем ладошки» – подуем на ладошки долгим выдохом, затем потрём ладошку о ладошку.
Основная часть (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения).
I. Вокально-хоровые упражнения (настройка слухового и подготовка голосового аппарата к активной работе)
- Упражнения из «Музыкальной геометрии». Работаем над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука:
- Из легкого дыхания родился такой же легкий звук – поём ноту соль, называя её.
- Давайте нарисуем этот звук на волшебной невидимой доске тоненьким, остро заточенным карандашом. (Тянем «лю», пока не закончится дыхание, piano).
- А теперь нарисуем этот звук ярким фломастером (поем forte на слог «ма»).
- Рисуем пунктирную линию – (поём non leqato на слог «лю» и staccato на слог «ли», оставляя губки на «лю»).
- Распевка «Спящий динозаврик» – интонирование звука «соль» с закрытым ртом и на различные гласные (У-О-А-О-У) с разной динамикой (piano, forte, crescendo, diminuendo).
- Прошу долго держать звук «соль» – при поддержке сначала консонирующих аккордов, а затем и диссонирующих – подготавливаем цепное дыхание и умение держать свою партию.
- После обсуждения предыдущего упражнения прошу детей вспомнить (без воспроизведения звука на фортепиано), как звучит нота «соль». Поём её a cappella. Затем концертмейстер играет «музыкальные кляксы», после которых дети вновь должны «найти» голосом «соль» – вырабатываем умение по памяти воспроизвести нужный звук.
- Скороговорка «Три сороки»: «Три сороки-тараторки тараторили на горке» – поём, обращая внимание на четкую и активную артикуляцию, на раскатистое «Р».
- Игра «Догонялки» – пение в пределах нижнего пентахорда с названием нот и ступеней элементов канона (упражнение из «Хорового сольфеджио» Г.Струве).
- Распевка «Маленькая ёлочка» (первая фраза из песни Красева) – поём без мелодической поддержки в тональностях D dur – A dur, расширяя певческий диапазон.
- Украшаем колокольчиками ёлку. Возвращаемся в C dur, поём ноту до 1-й октавы на слог «ДОН» половинными длительностями, ноту соль – слогами «ДИНЬ–ДОН» четвертными, ноту до 2-й октавы слогами «ДИНЬ–ДИНЬ» восьмыми. Сначала исполняем в унисон, затем делимся на 2 группы, каждая из которых поёт свою партию.
II. Каноны
1. Русская народная песня-считалка «Плыл по морю чемодан» .
Этапы работы над каноном:
мы поём тему все вместе с поддержкой концертмейстера;
мы поём тему все вместе, а концертмейстер играет её каноном;
мы поём по группам каноном на 2 партии a cappella, первую партию поддерживает хормейстер, вторую партию – концертмейстер. Затем меняемся очерёдностью.
2.Французская народная мелодия «Братец Яков» - знакомство с новым каноном. Канон поётся с «новогодними» словами:
Апельсины, апельсины и миндаль, и миндаль
Не растут на ёлке, не растут на ёлке. Очень жаль, очень жаль!
Этапы работы над каноном:
Дуэтный показ канона педагогами (хормейстером и концертмейстером).
Обсуждение новых слов, встречающихся в тексте канона.
Разучивание методом «музыкальное эхо» 1 куплета.
Поём тему все вместе, а концертмейстер играет её каноном.
Пробуем петь на 2 группы.
III. Работа над песенным репертуаром
1. Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского в исполнении концертмейстера – эмоциональный настрой на следующую песню. Переносим своих слушателей в сказочный осенний лес. Исполняем выученную песню «Осень», муз. О.Егоровой, сл. Т.Курбатовой.
2. Какая же осень без вкусного жаркого из грибов! Давайте поспешим с корзинками в лес. Исполнение выученного произведения – «По грибы», муз. и сл. И.Меньших. Перед исполнением вспоминаем все тонкости и особенности исполнения.
3. Физминутка для снятия напряжения и усталости. После похода в лес просто необходимо отдохнуть!
Сколько пальцев на руке мы с тобой не знали,
Сколько пальцев на руке взяли – сосчитали.
1,2,3,4,5.
1,2,3,4,5.
Вот и сосчитали.
(Пальчиковая игра И. Сафаровой.)
Столько, сколько у вас пальчиков на двух руках. А сколько лапок у кошки? У козлика ножек? У жука? У кита? – НЕТ У КИТА ни лапок, ни ножек!
4. Концертное исполнение песни О.Буйновской, сл. В. Орлова «Весёлый счёт" – любимая песня детей в конце урока снимет напряжение и закончит урок на позитивной, радостной ноте.
IV.Заключительная часть:
Подведение итогов урока. Благодарю детей за работу на уроке.
– Скажите, мои дорогие музыканты, зачем же мы с вами поём для слушателей, для зрителей? – Чтобы доставить им удовольствие, радость!
– Как вы думаете, вы доставили сегодня удовольствие нашим гостям?
Музыкальное прощание (Т3/5).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План проведения открытого урока
Приведен примерный план проведения урока. Раздел декоративно - прикладное искусство. "Изготовление розанов"...
План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."
Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...
План проведения открытого урока
Открытый урок...
План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.
Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....
План проведения открытого урока "Машиностроительное черчение"
Урок "Категории изображения на чертеже: виды основные, местные, дополнительные"...
план конспект открытого урока по теме: " Решение упражнение на умножение дробей"
Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.Математику, друзья!Изучаем мы не зря!...
План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...