План проведения открытого урока "Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием" 2015 год
учебно-методический материал на тему

Хабарова Татьяна Леонидовна

План-конспект урока в младшем хоре (дети 6 лет) в Школе хорового искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЁТ»  

им. Т.Е.СЕЛИЩЕВОЙ

Жуковский

2015 год

План-конспект урока

Преподаватель:     Хабарова  Татьяна  Леонидовна

Концертмейстер:  Якубович  Татьяна  Георгиевна

Предмет:                 хор  2 класс (6 лет)

Тема урока: «Использование  вокально-хоровых упражнений и канонов на  начальном этапе  работы над 2-хголосием»

Цель урока:  формирование навыка 2-хголосного пения

Задачи:

 Обучающие: 

  • добиваться чистого унисона как основы  развития гармонического  слуха;
  • работать над выработкой навыка полифонического слышания;  
  • работать  над  осознанным и чистым исполнением своей партии  при одновременном звучании другой

      Развивающие:

  • развивать у детей чувство уверенности в себе;
  • развивать  художественно-образное мышления ребенка  как основу развития творческой личности;
  • продолжать формирование вокально-хоровых навыков и умений;
  • продолжать  развитие гармонического слуха

     Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и  содержание текста;
  • воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
  • воспитывать у детей  любовь к процессу совместного пения  

Форма проведения:  коллективная

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков

Методы обучения: 

  • наглядный  (слуховой и зрительный);
  • словесный  (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • образно-игровые методы, основанные на связи музыкальных интонаций с движениями («Музыкальная геометрия»);
  • проблемно – поисковый;
  • объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)

 Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • побуждение детей к самоконтролю  в процессе пения;
  • вариативность заданий при повторении упражнений;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к певческой деятельности

Психологические условия на уроке:

  • комфортный психологический климат;
  • эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности;
  • личностно-ориентированное общение

План урока:

  • организационный момент;
  • соматическая подготовка к уроку;
  • дыхательная гимнастика;
  • вокально-хоровые упражнения;
  • каноны;
  • работа над песенным репертуаром;
  • подведение итогов урока.

Предполагаемый результат:  использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе  работы над 2-хголосием будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения и полифонического слышания.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

Организационный этап

1.Музыкальное приветствие (Т3/5)

2. Организация внимания, определение темы урока.

3. Соматическая подготовка детей к уроку (подготовка корпуса,  дыхания):

1) Разминка «Потягушеньки»;

2) Дыхательная гимнастика:

  • упражнение «На прогулке»  –  на активный вдох, задержку дыхания и глубокий выдох («проветриваем» себя»);
  • упражнение  «Снежинка»  –  на различные виды вдоха и выдоха:
  • подуем легко, чтобы снежинка осталась на ладошке, на пушистой варежке
  • подуем быстро, энергично, чтобы снежинка не успела растаять, а улетела с ладошки
  • упражнение «Погреем ладошки» –   подуем на ладошки  долгим выдохом, затем потрём ладошку о ладошку.

Основная часть (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения).

I. Вокально-хоровые упражнения (настройка слухового и подготовка голосового аппарата к активной работе)

  1. Упражнения из «Музыкальной геометрии».   Работаем над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука:                                    
  •  Из легкого дыхания родился такой же легкий звук –  поём ноту соль, называя её.
  • Давайте нарисуем этот звук на волшебной невидимой доске тоненьким, остро заточенным карандашом. (Тянем «лю», пока не закончится дыхание, piano).
  • А теперь нарисуем этот звук ярким фломастером (поем forte на слог «ма»).
  •  Рисуем пунктирную линию – (поём non leqato на слог «лю» и staccato на слог «ли», оставляя губки на «лю»). 
  1. Распевка «Спящий динозаврик»  – интонирование звука «соль» с закрытым ртом и на различные гласные (У-О-А-О-У)  с разной динамикой   (piano, forte, crescendo, diminuendo).
  2.  Прошу долго держать звук  «соль»  –  при поддержке сначала консонирующих аккордов, а затем и диссонирующих – подготавливаем цепное дыхание и умение держать свою партию.
  3.  После обсуждения предыдущего упражнения прошу детей вспомнить (без воспроизведения звука на фортепиано), как звучит нота «соль».  Поём её    a cappella. Затем   концертмейстер играет «музыкальные кляксы», после которых дети вновь должны «найти» голосом «соль» –  вырабатываем умение по  памяти воспроизвести нужный звук.
  4. Скороговорка «Три  сороки»:  «Три сороки-тараторки тараторили на горке» – поём, обращая внимание на четкую и активную артикуляцию, на раскатистое «Р».
  5. Игра «Догонялки»  – пение в пределах нижнего пентахорда с названием нот и ступеней элементов канона (упражнение из «Хорового сольфеджио»  Г.Струве).
  6.  Распевка «Маленькая ёлочка» (первая фраза из песни Красева) – поём без мелодической поддержки в тональностях  D dur  –  A dur, расширяя певческий диапазон.
  7. Украшаем колокольчиками ёлку. Возвращаемся в C dur, поём ноту до 1-й октавы на слог «ДОН» половинными длительностями, ноту соль – слогами «ДИНЬ–ДОН» четвертными, ноту до 2-й октавы слогами «ДИНЬ–ДИНЬ» восьмыми. Сначала исполняем в унисон, затем делимся на 2 группы, каждая из которых поёт свою партию.

  II.  Каноны

1. Русская народная песня-считалка   «Плыл по морю чемодан» .

Этапы работы над каноном:

мы поём тему все вместе с поддержкой концертмейстера;

мы  поём тему все вместе, а  концертмейстер играет её каноном;

мы поём по группам каноном на 2 партии  a cappella, первую партию поддерживает хормейстер, вторую партию   –  концертмейстер. Затем меняемся очерёдностью.

2.Французская народная мелодия «Братец Яков» - знакомство с новым каноном. Канон поётся с «новогодними» словами:

Апельсины, апельсины и миндаль, и миндаль

Не растут на ёлке, не растут на ёлке. Очень жаль, очень жаль!

Этапы работы над каноном:

Дуэтный показ канона педагогами (хормейстером и концертмейстером).

Обсуждение новых слов, встречающихся в тексте канона.

Разучивание методом «музыкальное  эхо» 1 куплета.

Поём тему все вместе, а  концертмейстер играет её каноном.

Пробуем петь на 2 группы.

  III.  Работа над песенным репертуаром 

1. Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского в исполнении концертмейстера –   эмоциональный настрой на следующую песню.  Переносим своих слушателей в сказочный осенний лес. Исполняем выученную песню «Осень», муз. О.Егоровой, сл. Т.Курбатовой.

2. Какая же осень без вкусного жаркого из грибов! Давайте поспешим с корзинками в лес. Исполнение выученного произведения  – «По грибы», муз. и сл. И.Меньших. Перед исполнением вспоминаем все тонкости и особенности исполнения.

3. Физминутка для снятия напряжения и усталости. После похода в лес просто необходимо отдохнуть!

Сколько пальцев на руке  мы с тобой не знали,

Сколько пальцев на руке взяли – сосчитали.

1,2,3,4,5.

1,2,3,4,5.

Вот и сосчитали.

 (Пальчиковая игра И. Сафаровой.)

  Столько, сколько у вас пальчиков на двух руках. А сколько лапок у кошки? У козлика ножек? У жука? У кита? – НЕТ  У КИТА ни лапок, ни ножек!

4. Концертное исполнение песни О.Буйновской, сл. В. Орлова «Весёлый счёт" – любимая песня детей в конце урока снимет напряжение и закончит урок на позитивной, радостной ноте.

IV.Заключительная часть: 

 Подведение итогов урока. Благодарю детей за работу на уроке.

– Скажите, мои дорогие музыканты, зачем же мы с вами поём для слушателей, для зрителей? – Чтобы доставить им удовольствие, радость!

–  Как вы думаете, вы доставили сегодня удовольствие нашим гостям? 

Музыкальное прощание (Т3/5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока

Приведен примерный план проведения урока. Раздел декоративно - прикладное искусство. "Изготовление розанов"...

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.

Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....

План проведения открытого урока "Машиностроительное черчение"

Урок "Категории изображения на чертеже: виды основные, местные, дополнительные"...

план конспект открытого урока по теме: " Решение упражнение на умножение дробей"

Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.Математику, друзья!Изучаем мы не зря!...

Сценарий проведения Всероссийского открытого урока по «Основам безопасности жизнедеятельности». План проведения открытого урока на территории общеобразовательного учреждения

Всероссийский открытый урок по безопасности жизнедеятельности проводится в целях выработки единых подходов к формированию государственной политики в области безопасности жизнедеятельности, привлечения...