План проведения открытого урока "Использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе работы над 2-хголосием" 2015 год
учебно-методический материал на тему

Хабарова Татьяна Леонидовна

План-конспект урока в младшем хоре (дети 6 лет) в Школе хорового искусства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШКОЛА ХОРОВОГО ИСКУССТВА «ПОЛЁТ»  

им. Т.Е.СЕЛИЩЕВОЙ

Жуковский

2015 год

План-конспект урока

Преподаватель:     Хабарова  Татьяна  Леонидовна

Концертмейстер:  Якубович  Татьяна  Георгиевна

Предмет:                 хор  2 класс (6 лет)

Тема урока: «Использование  вокально-хоровых упражнений и канонов на  начальном этапе  работы над 2-хголосием»

Цель урока:  формирование навыка 2-хголосного пения

Задачи:

 Обучающие: 

  • добиваться чистого унисона как основы  развития гармонического  слуха;
  • работать над выработкой навыка полифонического слышания;  
  • работать  над  осознанным и чистым исполнением своей партии  при одновременном звучании другой

      Развивающие:

  • развивать у детей чувство уверенности в себе;
  • развивать  художественно-образное мышления ребенка  как основу развития творческой личности;
  • продолжать формирование вокально-хоровых навыков и умений;
  • продолжать  развитие гармонического слуха

     Воспитательные:

  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку и  содержание текста;
  • воспитывать любовь к музыке, потребности в общении с искусством;
  • воспитывать у детей  любовь к процессу совместного пения  

Форма проведения:  коллективная

Тип урока:  урок – повторение, закрепление умений и навыков

Методы обучения: 

  • наглядный  (слуховой и зрительный);
  • словесный  (обсуждение характера музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
  • образно-игровые методы, основанные на связи музыкальных интонаций с движениями («Музыкальная геометрия»);
  • проблемно – поисковый;
  • объяснительно – иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальные иллюстрации голосом учителя и воспроизведение услышанного детьми)

 Методические приёмы:

  • творческие задания и вопросы, стимулирующие мыслительную деятельность и создающие поисковые ситуации;
  • побуждение детей к самоконтролю  в процессе пения;
  • вариативность заданий при повторении упражнений;
  • юмор, одобрение, поощрение успехов учащихся  с целью стимуляции их интереса к певческой деятельности

Психологические условия на уроке:

  • комфортный психологический климат;
  • эмоциональное удовлетворение от совместной деятельности;
  • личностно-ориентированное общение

План урока:

  • организационный момент;
  • соматическая подготовка к уроку;
  • дыхательная гимнастика;
  • вокально-хоровые упражнения;
  • каноны;
  • работа над песенным репертуаром;
  • подведение итогов урока.

Предполагаемый результат:  использование вокально-хоровых упражнений и канонов на начальном этапе  работы над 2-хголосием будет способствовать освоению предметного материала и выработке навыков многоголосного пения и полифонического слышания.

СОДЕРЖАНИЕ  УРОКА

Организационный этап

1.Музыкальное приветствие (Т3/5)

2. Организация внимания, определение темы урока.

3. Соматическая подготовка детей к уроку (подготовка корпуса,  дыхания):

1) Разминка «Потягушеньки»;

2) Дыхательная гимнастика:

  • упражнение «На прогулке»  –  на активный вдох, задержку дыхания и глубокий выдох («проветриваем» себя»);
  • упражнение  «Снежинка»  –  на различные виды вдоха и выдоха:
  • подуем легко, чтобы снежинка осталась на ладошке, на пушистой варежке
  • подуем быстро, энергично, чтобы снежинка не успела растаять, а улетела с ладошки
  • упражнение «Погреем ладошки» –   подуем на ладошки  долгим выдохом, затем потрём ладошку о ладошку.

Основная часть (раскрытие темы урока, выполнение поставленных задач, использование различных приёмов и методов обучения).

I. Вокально-хоровые упражнения (настройка слухового и подготовка голосового аппарата к активной работе)

  1. Упражнения из «Музыкальной геометрии».   Работаем над формированием ровного чистого унисона и округлого вокального звука:                                    
  •  Из легкого дыхания родился такой же легкий звук –  поём ноту соль, называя её.
  • Давайте нарисуем этот звук на волшебной невидимой доске тоненьким, остро заточенным карандашом. (Тянем «лю», пока не закончится дыхание, piano).
  • А теперь нарисуем этот звук ярким фломастером (поем forte на слог «ма»).
  •  Рисуем пунктирную линию – (поём non leqato на слог «лю» и staccato на слог «ли», оставляя губки на «лю»). 
  1. Распевка «Спящий динозаврик»  – интонирование звука «соль» с закрытым ртом и на различные гласные (У-О-А-О-У)  с разной динамикой   (piano, forte, crescendo, diminuendo).
  2.  Прошу долго держать звук  «соль»  –  при поддержке сначала консонирующих аккордов, а затем и диссонирующих – подготавливаем цепное дыхание и умение держать свою партию.
  3.  После обсуждения предыдущего упражнения прошу детей вспомнить (без воспроизведения звука на фортепиано), как звучит нота «соль».  Поём её    a cappella. Затем   концертмейстер играет «музыкальные кляксы», после которых дети вновь должны «найти» голосом «соль» –  вырабатываем умение по  памяти воспроизвести нужный звук.
  4. Скороговорка «Три  сороки»:  «Три сороки-тараторки тараторили на горке» – поём, обращая внимание на четкую и активную артикуляцию, на раскатистое «Р».
  5. Игра «Догонялки»  – пение в пределах нижнего пентахорда с названием нот и ступеней элементов канона (упражнение из «Хорового сольфеджио»  Г.Струве).
  6.  Распевка «Маленькая ёлочка» (первая фраза из песни Красева) – поём без мелодической поддержки в тональностях  D dur  –  A dur, расширяя певческий диапазон.
  7. Украшаем колокольчиками ёлку. Возвращаемся в C dur, поём ноту до 1-й октавы на слог «ДОН» половинными длительностями, ноту соль – слогами «ДИНЬ–ДОН» четвертными, ноту до 2-й октавы слогами «ДИНЬ–ДИНЬ» восьмыми. Сначала исполняем в унисон, затем делимся на 2 группы, каждая из которых поёт свою партию.

  II.  Каноны

1. Русская народная песня-считалка   «Плыл по морю чемодан» .

Этапы работы над каноном:

мы поём тему все вместе с поддержкой концертмейстера;

мы  поём тему все вместе, а  концертмейстер играет её каноном;

мы поём по группам каноном на 2 партии  a cappella, первую партию поддерживает хормейстер, вторую партию   –  концертмейстер. Затем меняемся очерёдностью.

2.Французская народная мелодия «Братец Яков» - знакомство с новым каноном. Канон поётся с «новогодними» словами:

Апельсины, апельсины и миндаль, и миндаль

Не растут на ёлке, не растут на ёлке. Очень жаль, очень жаль!

Этапы работы над каноном:

Дуэтный показ канона педагогами (хормейстером и концертмейстером).

Обсуждение новых слов, встречающихся в тексте канона.

Разучивание методом «музыкальное  эхо» 1 куплета.

Поём тему все вместе, а  концертмейстер играет её каноном.

Пробуем петь на 2 группы.

  III.  Работа над песенным репертуаром 

1. Звучит «Осенняя песня» П.И.Чайковского в исполнении концертмейстера –   эмоциональный настрой на следующую песню.  Переносим своих слушателей в сказочный осенний лес. Исполняем выученную песню «Осень», муз. О.Егоровой, сл. Т.Курбатовой.

2. Какая же осень без вкусного жаркого из грибов! Давайте поспешим с корзинками в лес. Исполнение выученного произведения  – «По грибы», муз. и сл. И.Меньших. Перед исполнением вспоминаем все тонкости и особенности исполнения.

3. Физминутка для снятия напряжения и усталости. После похода в лес просто необходимо отдохнуть!

Сколько пальцев на руке  мы с тобой не знали,

Сколько пальцев на руке взяли – сосчитали.

1,2,3,4,5.

1,2,3,4,5.

Вот и сосчитали.

 (Пальчиковая игра И. Сафаровой.)

  Столько, сколько у вас пальчиков на двух руках. А сколько лапок у кошки? У козлика ножек? У жука? У кита? – НЕТ  У КИТА ни лапок, ни ножек!

4. Концертное исполнение песни О.Буйновской, сл. В. Орлова «Весёлый счёт" – любимая песня детей в конце урока снимет напряжение и закончит урок на позитивной, радостной ноте.

IV.Заключительная часть: 

 Подведение итогов урока. Благодарю детей за работу на уроке.

– Скажите, мои дорогие музыканты, зачем же мы с вами поём для слушателей, для зрителей? – Чтобы доставить им удовольствие, радость!

–  Как вы думаете, вы доставили сегодня удовольствие нашим гостям? 

Музыкальное прощание (Т3/5).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План проведения открытого урока

Приведен примерный план проведения урока. Раздел декоративно - прикладное искусство. "Изготовление розанов"...

План проведения открытого урока по дисциплине "История изобразительного искусство" на тему : "Искусство Франции XVIII века. Рококо."

                                  Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

План проведения открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре" 2012 г.

Тема открытого урока "Принципы работы с хоровой партитурой в младшем хоре"....

План проведения открытого урока "Машиностроительное черчение"

Урок "Категории изображения на чертеже: виды основные, местные, дополнительные"...

план конспект открытого урока по теме: " Решение упражнение на умножение дробей"

Прозвенел уже звонок,Начинаем наш урок.Математику, друзья!Изучаем мы не зря!...

План проведения открытого урока по ОБЖ на тему : Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Методическая разработка открытого урока по ОБЖ в 8 классе на тему "Оказание помощи терпящим бедствие на воде"...