Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.14 Естествознание
рабочая программа по естествознанию (11 класс) на тему
Рабочая программа предназначена для групп СПО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oud.14_estestvoznanie.docx | 75.59 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Бюджетное учреждение начального профессионального образования
Ханты - Мансийского автономного округа – Югры
«Когалымский политехнический колледж»
Утверждаю:
директор БУ «Когалымский
политехнический колледж»
_______________И. Г. Енева
«_____» ____________ 2016
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.14 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
по программе подготовки специалистов среднего звена
38.02.10 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Форма обучения очная
Курс 1
Семестр 1- 2
г. Когалым. 2016г.
Рабочая программа разработана в соответствии с разъяснениями по реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требования ФГОС и профиля получаемого профессионального образования (одобрено решением научно – методического совета Центра профессионального образования ФГАУ «ФИРО». Протокол № 3 от 21 июля 2015 г.) и примерной программой учебной дисциплины предназначенной для изучения в учреждениях и среднего профессионального образования, ОУД.14 Естествознание реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259.
- 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Организация-разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж»
Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении естественнонаучного цикла по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена - 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).
Протокол №________ от «__ »__ 2016 г.
Руководитель МО ____________ Н.А. Елфимова
(подпись)
Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»
Протокол № от «__ »__ 2016 г
Председатель МС ____________ Е.М. Свищук
(подпись)
Рабочую программу разработал:
Преподаватель БУ «Когалымский
политехнический колледж» ________________ Н.А.Михеева
(подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
- СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 15
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 17
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Естествознание
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения естествознания в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Согласно «Рекомендациям по реализации среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259. При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
•• по профессиям СПО социально-экономического профиля профессионального образования — 270 часов, из них обязательная аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 180 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 90 часов;
•• по специальностям СПО социально-экономического и гуманитарного профилей профессионального образования — 162 часа, из них обязательная аудиторная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 108 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 54 часа.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
• освоение знаний о современной естественно-научной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;
• овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно-научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и научно-популярной литературы;
• развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно-научной информации;
• воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;
• применение естественно-научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Рабочая программа не имеет явно выраженной профильной составляющей, однако включает в себя элементы профессионально направленного содержания, необходимые для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Программа включает в себя три основных раздела, обладающие относительной самостоятельностью и целостностью: «Физика», «Химия», «Биология» для учреждений НПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных рабочих по профессиям социально-экономического профиля, и «Физика», «Химия с основами экологии», «Биология с основами экологии» для учреждений СПО, обеспечивающих подготовку квалифицированных специалистов среднего звена по профессиям социально-экономического и гуманитарного профилей. Такой подход к структурированию содержания программы не нарушает привычную логику естественно-научного образования, позволяет специалистам-предметникам использовать разработанные частные методики и преподавать естествознание совместно. Заметное место в программе занимают интегрирующие, межпредметные идеи и темы. Это, в первую очередь, содержание, освещающее естественно-научную картину мира, атомно-молекулярное строение вещества, превращение энергии, человека как биологический организм и с точки зрения его химического состава, а также вопросы экологии.
В программе для социально-экономического и гуманитарного профилей в учреждениях СПО представлены дидактические единицы, при изучении которых целесообразно акцентировать внимание на жизненно важных объектах природы и организме человека. Это вода и атмосфера, которые рассматриваются с точки зрения химических состава и свойств, их значения для жизнедеятельности людей («Химия с элементами экологии»). Это разделы, посвященные человеческому организму: важнейшие химические соединения в организме («Химия с элементами экологии»), системы органов, их функции, охрана здоровья, профилактика заболеваний и вредных привычек («Биология с элементами экологии»). Важно уделить внимание более глубокому изучению темы «Организм человека и основные проявления его жизнедеятельности», вопросам экологического содержания. Вместе с тем, количество лабораторных работ и опытов в этом содержании программы значительно меньше. В каждом варианте тематического планирования предусмотрен резерв учебного времени, предоставляющий возможность преподавателям включить в содержание обучения дополнительный профессионально значимый материал. Примерная программа учебной дисциплины «Естествознание» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, демонстраций, лабораторных работ, экскурсий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования. Программа может использоваться другими образовательными учреждениями, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
•• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области естественных наук, чувство гордости за российские естественные науки;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности с использованием знаний в области
естественных наук;
−− объективное осознание значимости компетенций в области естественных наук для человека и общества, умение использовать технологические достижения в области физики, химии, биологии для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя естественно-научные знания с использованием для этого доступных источников информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области естествознания;
7
•• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающего естественного мира;
−− применение основных методов познания (наблюдения, научного эксперимента) для изучения различных сторон естественно-научной картины мира, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства для их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения естественнонаучной информации и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
•• предметных:
−− сформированность представлений о целостной современной естественнонаучной картине мира, природе как единой целостной системе, взаимосвязи человека, природы и общества, пространственно-временны х масштабах Вселенной;
−− владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий;
−− сформированность умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений, сохранения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования, а также выполнения роли грамотного потребителя;
−− сформированность представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мегамира, макромира и микромира; владение приемами естественно-научных наблюдений, опытов, исследований и оценки достоверности полученных результатов;
−− владение понятийным аппаратом естественных наук, позволяющим познавать мир, участвовать в дискуссиях по естественно-научным вопросам, использовать различные источники информации для подготовки собственных работ, критически относиться к сообщениям СМИ, содержащим научную информацию;
−− сформированность умений понимать значимость естественно-научного знания для каждого человека независимо от его профессиональной деятельности, различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей.__
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать/понимать
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 162 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 108 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 час.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 162 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 108 |
в том числе: | |
лабораторные работы | |
практические занятия | 52 |
контрольные работы | |
зачет | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 54 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
индивидуальные творческие задания | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета 2 |
22 Тематический план учебной дисциплины «Естествознание»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объём часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Физика | 51 | ||
Введение. Основные науки о природе (физика, химия, биология), их сходство и отличия. | 1 | ||
Естественно-научный метод познания и его составляющие: наблюдение, измерение, эксперимент, гипотеза, теория | 1 | ||
Раздел I. Механика | 12 | ||
Механическое движение, его относительность. | 1 | 2 | |
Законы динамики Ньютона. | 1 | 2 | |
Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести. | 1 | 2 | |
Закон всемирного тяготения. Невесомость. | 1 | 2 | |
Импульс. Закон сохранения импульса и реактивное движение. | 1 | 2 | |
Потенциальная и кинетическая энергия. | 1 | 2 | |
Закон сохранения механической энергии. Работа и мощность. | 1 | 2 | |
Механические колебания. Период и частота колебаний. | 1 | 2 | |
Механические волны. Свойства волн. Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине. | 1 | 2 | |
Лабораторная работа. Изучение зависимости периода колебаний нитяного (или пружинного) маятника от длины нити (или массы груза). | 1 | 2 | |
Лабораторная работа. Исследование зависимости силы трения от веса тела. | 2 | 2 | |
Демонстрации. Относительность движения.Инертность тела. Зависимость ускорения тела от его массы и силы, действующей на тело. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия. Зависимость силы упругости от удлинения пружины. Невесомость.Реактивное движение, модель ракеты.Изменение энергии при совершении работы.Свободные и вынужденные колебания.Образование и распространение волн. Колеблющееся тело как источник звука | |||
Тема 1.2. Молекулярная физика. Термодинамика | 18 | ||
История атомистических учений. Наблюдения и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества. | 2 | 2 | |
Масса и размеры молекул. Тепловое движение. Температура, как мера средней кинетической энергии частиц. | 2 | 2 | |
Объяснение агрегатных состояний вещества и фазовых переходов между ними на основе атомно-молекулярных представлений. | 2 | 3 | |
Закон сохранения энергии в тепловых процессах. | 2 | 2 | |
Необратимый характер тепловых процессов. | 2 | 2 | |
Тепловые машины, их применение. | 2 | 2 | |
Экологические проблемы, связанные с применением тепловых машин, и проблема энергосбережения. | 2 | 3 | |
Лабораторная работа. Измерение температуры вещества в зависимости от времени при изменениях агрегатных состояний. | 4 | 2 | |
Демонстрации. Движение броуновских частиц.Диффузия.Модель хаотического движения молекул.Объемные (или компьютерные) модели газа, жидкости и твердого тела. Испарение различных жидкостей.Плавление и отвердевание кристаллических тел.Изменение внутренней энергии тел при совершении работы. Устройство паровой турбины. | |||
Тема 1.3. Электродинамика | 20 | ||
Электрические заряды и их взаимодействие. Электрическое поле. | 2 | 2 | |
Проводники и изоляторы в электрическом поле. | 2 | 2 | |
Постоянный электрический ток. Сила тока, напряжение, электрическое сопротивление. | 2 | 2 | |
Закон Ома для участка цепи. | 2 | 2 | |
Магнитное поле тока и действия магнитного поля на проводник с током. Электродвигатель. | 2 | 2 | |
Явление электромагнитной индукции. | 2 | 2 | |
Электрогенератор. Переменный ток. Получение и передача электроэнергии. | 2 | 2 | |
Электромагнитные волны. Радиосвязь и телевидение. | 2 | 3 | |
Свет как электромагнитная волна. Интерференция и дифракция света. | 2 | 2 | |
Лабораторная работа. Изучение интерференции и дифракции света. | 1 | ||
Лабораторная работа. Сборка электрической цепи и измерение силы тока и напряжения на ее различных участках. | 1 | 2 | |
Демонстрации. Электризация тел.Взаимодействие заряженных тел. Нагревание проводников с током.В ействие магнитного поля на проводник с током. Взаимодействие проводников с токами.Явление электромагнитной индукции. Устройство и действие электродвигателя и электрогенератора. Излучение и прием электромагнитных волн.Интерференция и дифракция света. | |||
Раздел 2. Химия | 28 | ||
Введение | Химическая картина мира как составная часть естественно-научной картины мира. Роль химии в жизни современного общества. Применение достижений современной химии в гуманитарной сфере деятельности общества. | 1 | |
Общая и неорганическая химия | 15 | ||
Основные понятия и законы химии | Предмет химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент и формы его существования. Простые и сложные вещества. Аллотропия и ее причины. Отражение химических сюжетов в произведениях художественной литературы и искусства1. Демонстрация Набор моделей атомов и молекул. Измерение вещества. Основные законы химии. Масса атомов и молекул. Атомная единица массы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Постоянная Авогадро. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Расчеты по химическим формулам. Закон сохранения массы вещества | 1 | 2 |
Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева | Открытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Значение Периодического закона и Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. Д. И. Менделеев об образовании и государственной политике. Демонстрация Различные формы Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева | 1 | 2 |
Строение вещества. | Ковалентная связь: неполярная и полярная. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Демонстрация Образцы веществ и материалов с различными типами химической связи. | 2 | |
Вода. Растворы | Вода в природе, быту, технике и на производстве. Физические и химические свой- ства воды. Опреснение воды. Агрегатные состояния воды и ее переходы из одного агрегатного состояния в другое. Демонстрация Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. | 1 | 2 |
Химические реакции. Типы химических реакций | Химические реакции. Понятие о химической реакции. Типы химических реакций. Скорость реакции и факторы, от которых она зависит. Демонстрация Химические реакции с выделением теплоты. | 2 | 2 |
Классификация неорганических соединеи их свойства. Понятие о гидролизе солей. | Классификация неорганических соединений и их свойства. Оксиды, кислоты, основания, соли. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации. Понятие о гидролизе солей. Среда водных растворов солей: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель рН раствора | 2 | 2 |
Металлы и неметаллы | Металлы. Общие физические и химические свойства металлов. Неметаллы. Общая характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов. Важнейшие соединения металлов и неметаллов в природе и хозяйственной дея- тельности человека. Металлы и сплавы как художественный материал. Соединения металлов как составная часть средств изобразительного искусства. Неметаллы и их соединения как составная часть средств изобразительного искусства. Демонстрации Взаимодействие металлов с неметаллами (цинка с серой, алюминия с йодом), рас- творами кислот и щелочей. Горение металлов (цинка, железа, магния) в кислороде. Взаимодействие азотной и концентрированной серной кислот с медью. Восстановительные свойства металлов. | 2 | |
Практические занятия Определение рН раствора солей. | 2 | ||
Практические занятия Взаимодействие металлов с растворами кислот и солей. | 2 | ||
Профильные и профессионально-значимые элементы содержания. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые эффекты при растворении. Кристаллогидраты. Решение задач на массовую долю растворенного вещества. Применение воды в технических целях. Жесткость воды и способы ее устранения. Минеральные воды. | |||
Демонстрации. Физические свойства воды: поверхностное натяжение, смачивание. Зависимость растворимости твердых веществ и газов от температуры. Способы разделения смесей: фильтрование, дистилляция, делительная воронка. | |||
Органическая химия | 12 | ||
Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Основные положения теории строения органических соединений. Многообразие органических соединений. Понятие изомерии. | 2 | 2 |
Углеводороды и их природные источники | Углеводороды. Предельные и непредельные углеводороды. Реакция полимериза- ции. Природные источники углеводородов. Углеводороды как основа международного сотрудничества и важнейший источник формирования бюджета РФ. | 2 | 2 |
Кислородсодержащие органические соединения | Кислородсодержащие органические вещества. Представители кислородсодержа- щих органических соединений: метиловый и этиловый спирты, глицерин, уксусная кислота. Жиры как сложные эфиры. Алкоголизм и его отражение в произведениях художественной литературы и изобразительного искусства. Углеводы: глюкоза, крахмал, целлюлоза. | 2 | 2 |
Азотсодержащие органические соединения. Полимеры | Азотсодержащие органические соединения. Амины, аминокислоты, белки. Строе- ние и биологическая функция белков. Пластмассы и волокна. Понятие о пластмассах и химических волокнах. Натуральные, синтетические и искусственные волокна. Применение полимеров в прикладном и классическом изобразительном искусстве. | 2 | 1 |
Химия и жизнь | Химические элементы в организме человека. Органические и неорганические вещества. Основные жизненно необходимые соединения: белки, углеводы, жиры, витамины. Углеводы — главный источник энергии организ- ма. | 1 | 1 |
Химия и организм человека | Роль жиров в организме. Холестерин и его роль в здоровье человека. Минеральные вещества в продуктах питания, пищевые добавки. Сбалансированное питание | 1 | 1 |
Химия в быту | Вода. Качество воды. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Роль химических элементов в жизни растений. Удобрения. Химические средства защиты растений. | 2 | |
Демонстрации: Получение этилена и его взаимодействие с раствором перманганата калия, бромной водой. Качественная реакция на глицерин. Цветные реакции белков. Различные виды пластмасс и волокон. | |||
Профильные и профессионально значимые элементы содержания. Правила разбавления серной кислоты. Использование серной кислоты в промышленности. Едкие щелочи, их использование в промышленности. Гашеная и негашеная известь, ее применение в строительстве. Гипс и алебастр, гипсование. Понятие о рН раствора. Кислотная, щелочная, нейтральная среды растворов. | |||
| |||
Раздел 3. Биология | 32 | ||
Тема: 1.Биология-совокупность наук о живой природе. | 1 | ||
Уровни организации жизни. | Живая природа как объект изучения биологии. Методы исследования живой при- роды в биологии. Определение жизни (с привлечением материала из разделов физики и химии). Уровни организации жизни. Демонстрации Уровни организации жизни. Методы познания живой природы. | 1 | 2 2 |
Тема: 2. Клетка. | 7 | ||
Основные положения клеточной теории. Клетки прокариоты и эукариоты. | Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. История изучения клетки. Основные положения клеточной теории | 1 | 2 |
Основные структурные компоненты клетки эукариот. | Строение клетки. Прокариоты и эукариоты — низшие и высшие клеточные ор- ганизмы. Основные структурные компоненты клетки эукариот. Клеточное ядро. Функция ядра: хранение, воспроизведение и передача наследственной информации, регуляция химической активности клетки. Структура и функции хромосом. Ауто- сомы и половые хромосомы. | 1 | 2 |
Химический состав клетки. Вирусы. | Биологическое значение химических элементов. Неорганические вещества в составе клетки. Роль воды как растворителя и основного компонента внутренней среды организмов. Углеводы и липиды в клетке. Структура и биологические функции белков. Строение нуклеотидов и структура полинуклеотидных цепей ДНК и РНК, АТФ. Вирусы и бактериофаги. Неклеточное строение, жизненный цикл и его зависимость от клеточных форм жизни. Вирусы — возбудители инфекционных заболеваний; понятие об онковирусах. Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ). Профилактика ВИЧ-инфекции. | 1 | 2 |
Практическое занятие. Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание. | 2 | ||
Практическое занятие. Сравнение строения клеток растений и животных. | 2 | ||
Демонстрации: Строение молекулы белка. Строение молекулы ДНК. Строение клетки. Строение клеток прокариот и эукариот. Строение вируса. | |||
Тема: 3 Организм | 7 | ||
Организм — единое целое. Обмен веществ. Размножение. | Организм — единое целое. Многообразие организмов. Обмен веществом и энергией с окружающей средой как необходимое условие су- ществования живых систем.Способность к самовоспроизведению — одна из основных особенностей живых организмов. Деление клетки — основа роста, развития и размножения организмов. размножение. Половой процесс и половое размножение. Оплодотворение, его биологическое значение. Понятие об индивидуальном (онтогенез), эмбриональном (эмбриогенез) и постэмбриональном развитии. Индивидуальное развитие человека и его возможные нарушения. Общие представления наследственности и изменчивости. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика. Современные представления о гене и геноме. Генетические закономерности изменчивости. Классификация форм изменчивости. Влияние мутагенов на организм человека. | 2 | 2 |
Предмет, задачи и методы селекции. | Предмет, задачи и методы селекции. Генетические закономерности селекции. Уче- ние Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. | 1 | 2 |
Практическое занятие. Решение элементарных генетических задач | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии | 2 | 2 | |
Демонстрации Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Деление клетки (митоз, мейоз). Способы бесполого размножения. Оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма. Наследственные болезни человека. Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность. Мутации. Модификационная изменчивость. Центры многообразия и происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Исследования в области биотехнологии. | |||
Тема: 4. Вид | . | 9 | 2 |
Эволюционная теория. Вид, его критерии Популяция. | Эволюционная теория и ее роль в формировании современной естественно-научной картины мира. Вид, его критерии. Популяция как структурная единица вида и эволюции. Синтетическая теория эволюции (СТЭ). | 1 | 2 |
Движущие силы эволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. | Движущие силы эволюции в соответствии с СТЭ. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биолоический регресс.Гипотезы происхождения жизни. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. | 1 | 2 |
Гипотезы происхождения жизни. Человеческие расы. | Антропогенез и его закономерности. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Экологические факторы антропогенеза: усложнение популяционной структуры вида, изготовление орудий труда, переход от растительного к смешанному типу питания, использование огня. Появление мысли- тельной деятельности и членораздельной речи. Происхождение человеческих рас. | 1 | 2 |
Практическое занятие. Описание особей вида по морфологическому критерию. | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни. | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека. | 2 | ||
Демонстрации: Критерии вида. Популяция — структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции. Возникновение и многообразие приспособлений у организмов. Редкие и исчезающие виды. Движущие силы антропогенеза. Происхождение человека и человеческих рас. |
| ||
Тема: 5. Экосистемы | 8 | ||
Экология. Экологические факторы. Экологические системы. | Предмет и задачи экологии: учение об экологических факторах, учение о сообще- ствах организмов, учение о биосфере. Экологические факторы, особенности их воздействия. Экологическая характери- стика вида. Понятие об экологических системах. Цепи питания, трофические уровни. Биогеоценоз как экосистема. Биосфера — глобальная экосистема. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса. Биологический круговорот (на примере круговорота углерода). Основные направления воздействия человека на биосферу. Трансформация естественных экологических систем. Особенности агроэкосистем (агроценозов). | 2 | 2 |
Практическое занятие. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности, цепи питания. | 2 | 2 | |
Практическое занятие. Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения. Решение экологических задач. | 2 | 2 | |
Демонстрации Экологические факторы и их влияние на организмы. Межвидовые отношения: паразитизм, хищничество, конкуренция, симбиоз. Ярусность растительного сообщества. Круговорот углерода в биосфере. Заповедники и заказники России. | |||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Физика» и лаборатории физики, кабинета «Химии и биологии» и лаборатории химии.
Оборудование учебных кабинетов и лабораторий:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- демонстрационный стол
- вытяжной шкаф
- учебно-наглядные пособия по физике, химии и биологии;
- лабораторное оборудование, периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева, ряд напряжений металлов; ряд электро-
отрицательности неметаллов, таблица растворимости солей, кислот и
оснований в воде, плакаты по физике, химии и биологии, химическая
посуда, химические реактивы)
Технические средства обучения:
- мультимедиапроектор, ноутбук, проекционный экран
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева;
- таблица растворимости солей, кислот и оснований в воде;
- ряд напряжений металлов;
- ряд электроотрицательности неметаллов;
- плакаты по общей и неорганической химии;
- плакаты по органической химии;
- химическая посуда;
- химические реактивы;
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Мякишев Г.Я. Физика. 10 класс. Учебник – М.: Просвещение, 2010г.
- Мякишев Г.Я. Физика. 11класс. Учебник – М.: Просвещение, 2010г.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Общая биология .-М.,2010.
- Константинов В.М. Биология: эл. учебник . – М.: Академия, 2011
- Черных В.П. Органическая химия: Электронный учебник. – Харьков, 2010
- Габриелян О.С. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля. – М.: Академия, 2011
- Кутепов А.М. Общая химическая технология: электронный учебник– М., 2010
Дополнительные источники:
- Интернет-ресурс. Универсальная энциклопедия «Кругосвет». Форма доступа: www.krugosvet.ru
- Интернет-ресурс. Библиотека института «Открытое общество». Форма доступа: www.auditorium
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:
знать/понимать
- смысл понятий: естественнонаучный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;
- вклад великих ученых в формирование современной естественно - научной картины мира;
уметь
- приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;
- объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;
- выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;
- работать с естественно - научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;
- энергосбережения;
- безопасного использования материалов и химических веществ в быту;
- профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; осознанных личных действий по охране окружающей среды.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы; | тестирование лабораторные работы практические занятия |
объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды; | творческие индивидуальные задания |
выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы; | исследовательская работа |
работать с естественно - научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет - ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации; | исследовательская работа |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений; | домашняя работа |
энергосбережения | домашняя работа |
безопасного использования материалов и химических веществ в быту; | домашняя работа, лабораторная работа |
профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей; | творческие индивидуальные задания |
осознанных личных действий по охране окружающей среды. | домашняя работа, индивидуальные творческие задания |
знать/понимать
| |
домашняя работа, индивидуальные творческие задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Материал представляет собой рабочую программу учебной дисциплины ОДБ.06 Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования для профессии 26087.01 "Повар, кондитер"...
Рабочая программа учебной дисциплины «Естествознание»
Для профессий начального профессионального образования социально-экономического профиля...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Рабочая программа разработана в соответствии с « Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего(полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального ...
Рабочая программа учебной дисциплины ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ по профессии 260807.01 (19.01.17) Повар, кондитер
Программа учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии, биологии в ОГБОУ НПО ПУ № 66 г. Усть- Илимска, реализующего образовательную программу средн...
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание"
Рабочая программа учебной дисциплины "Естествознание" разработана на основе ФГОС среднего профессионального образования по профессиям (коды профессий: 100120.04 "Проводник на железнодорожном транспорт...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 Естествознание программы подготовки специалистов среднего звена 43.02.08 Сервис домашнего и коммунального хозяйства профиль обучения - социально-экономический
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Естествознание» предназначена для изучения физики, химии и биологии в профессиональной образовательной организации СПО, реализующе...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.09 ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ...