Учебный эксперемент как средство формирования УУД
статья по естествознанию (5 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебный эксперимент
как средство формирования универсальных учебных действий
Каргина Т.А. учитель физики.
«Самое лучшее из всех доказательств — есть опыт», — сказал когда-то Р. Бэкон, а народная мудрость тут же вторит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Особенно эти афоризмы точны, когда мы говорим о детях. В условиях современной информатизации, коснувшейся не только всех отраслей жизнедеятельности, но и нашего сознания, процесс обучения будет тем более эффективным, чем больше практики будет в него включено.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют не только предметные, но и такие метапридметные умения, как самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельный подход, предполагающий активность всех субъектов образовательного процесса, необходимость его реализации раскрывает доктор психологических наук Г.А. Цукерман: «Не вводи знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска. . . .»
Одним из способов разрешения проблемы является физический эксперимент, включающий в себя планирование, моделирование, выдвижение гипотез, наблюдение, подбор приборов и построение установок, измерение, представление и обобщение результатов. При выполнении экспериментальных заданий учащиеся самостоятельно и за сравнительно короткое время повторяют большой объем изученного материала.
План действий по выполнению эксперементальных заданий.
- Уясните вопрос (цель) задачи и подумайте над тем , какие возможны пути (идеи), ее решения, выберите лучший.
- Составьте план выполнения работы, если необходимо, сделайте рисунок (схему) используемой установки.
- Подумайте, какие обстоятельства могут повлиять на точность результатов эксперимента, постарайтесь их устранить или уменьшить.
- Выберите необходимое для выполнения опыта оборудование.
- Соберите установку, проведите эксперимент.
- Дайте оценку полученному результату.
- Сделайте вывод.
Этот план позволяет не только выполнить задание правильно, но эффективно подготовиться к выполнению подобных заданий, которые содержаться в КИМах ОГЭ по физике.
Эффективность экспериментальных заданий позволяет опытным путем раскрывать сущность изучаемых физических явлений и процессов. Во время выполнения эксперимента обучающихся приобретают или углубляют не только практические умения и навыки пользоваться измерительными приборами, но и учатся производить расчеты, строить графики, обобщать полученные результаты, делать выводы, исходя из полученных результатов.
Метапредметные результаты, обозначенные ФГОС в виде универсальных учебных действий (УУД), проявляются в способности учащихся планировать свою деятельность, самостоятельно или коллективно с помощью исследований находить ответы на интересующие вопросы, осуществлять контроль, самоконтроль, оценку результатов своей деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения опыта школьника, основой для получения новых знаний.
При знакомстве с новым физическим явлением использую алгоритм научного познания, который состоит из 4-х пунктов. Рассмотрим на примере урока по теме: «Изучение процессов испарения и конденсации» , который был проведен в апреле 2016г.
На первом этапе при наблюдении демонстрационного опыта учащиеся внимательно наблюдают и проговаривают что они увидели. Каждый старается заметить что-то особенно важное. При этом формируются такие УУД как:
Личностные УД:Осознание учащимися своих знаний.
Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение ; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания.
Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.
На втором этапе переводим увиденное в физические понятия и выделяем характерные связи, зависимости и закономерности изучаемого явления.
Для этого учащиеся выполняют экспериментальные работы в парах, выявляя от чего зависит скорость испарения жидкости. После выполнения заданий каждая пара представляет свой отчет для обсуждения всему классу. При этом формируются:
Личностные УД: Осознание опыта работы в группе, как ценности.
Коммуникативные УД: умение формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия, строить монологические высказывания.
Познавательные УД: Поиск и выделение необходимой информации на основе действий наблюдения, обсуждения и оценки выявленных закономерностей.
умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков ;умение осуществлять сравнение;
Регулятивные УД: Умение оценивать правильность выполнения действий Обобщение и систематизация.
На третьем этапе полученные знания дают возможность привести примеры этих явлений в природе или в быту.
На четвертом этапе предлагается задания в которых нужно увидеть научные явления и объяснить их.
Данный алгоритм используется для изучения любого физического явления.
В наше время учитель должен не только научить ученика, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Заметила, что на таких уроках часто лидируют учащиеся, которые имеют посредственные теоретические знания, но имеющие изобретательские способности и склонные к творчеству и конструированию. Практическая направленность занятий, четкое определение конечной цели и ожидаемого результата позволяет каждому ученику быть успешным в этом виде деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий
Примеры формирования по ссылке http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/mify-i-realnost...
Учебная игра как средство формирования интеллектуальных иноязычных умений.
В данной разработке можно познакомиться с видами учебных игр, их основными особенностями, требованиями, предъявляемыми к учебным играм....
Электронные учебники и дополнительные электронные учебные материалы как средство формирования универсальных учебных действий.
Ориентация на современные технологии и прогрессивные средства обучения вызывает необходимость применения в образовательном процессе электронных учебников.Согласно Статьи 18 Закона «Об образовании в Ро...
Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников
В данном материале рассмотрены формы учебного диалога, условия и способы его организации на уроке, а также способы продоления трудностей учебного диалога в работе с детьми с ограниченными возможностям...
Доклад "Учебное исследование как средство формирования познавательных универсальных учебных действии "
Тема «Природные ресурсы климатических зон России»...
Учебно-методическое пособие "Учебный проект как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся"
В методическом пособии представлен опыт учителя физики высшей категории МАОУ лицея № 11 им. В.В. Рассохина города Армавира Мкртычян Елены Георгиевны по формированию универсальных учебных действий в хо...