Учебная игра как средство формирования интеллектуальных иноязычных умений.
методическая разработка по английскому языку по теме

Тулупова Наталья Вадимовна

В данной разработке можно познакомиться с видами учебных игр, их основными особенностями, требованиями, предъявляемыми к учебным играм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебная игра как средство формирования интеллектуальных иноязычных умений.

План

  1. Введение. Суть педагогической эвристики.
  2. Основная часть.
  1. Педагогическая система “ урок иностранного языка с применением учебных игр”
  2. Роль и место учебной игры как средства формирования и развития интеллектуальных иноязыковых умений.
  1. Заключение.

 

Введение.

                Эвристика-понятие многозначное. Это радость какого-то открытия, появление новой, осеняющей мысли. Она предполагает специальные методы решения задач( в противовес формальным). Основной объект эвристики-творческая деятельность.

                  Суть педагогической эвристики сводится к разработке методов целенаправленного управления умственной деятельностью учащихся. А задача учителя-помогать ученику самостоятельно решать задачи и привести его к самостоятельному решению, научить его творчески мыслить. Развитие творческого мышления в процессе обучения состоит в обеспечении возможностей творческого усвоения знаний во все более трудных проблемных ситуациях и заданиях, которые должны научить учащегося прежде всего анализу, обобщению, абстрагированию, воображению. Подобная система творческих знаний может составить основу системы учебных игр, которые используются в учебном процессе в качестве задания, содержащего учебную задачу, решение которой обеспечит достижение определенной учебной цели.

                    Использование игры на занятиях позволяет формировать и развивать у обучающихся навыки и умения находить необходимую информацию , преобразовывать ее, вырабатывать на ее основе планы и решения в различных ситуациях. Следовательно, учебная игра может выступать как средство педагогической эвристики.

                  Наиболее активно учебная игра используется на уроках иностранного языка, главная цель которых- обучение языку как средству общения. Игра помогает обеспечить взаимное общение всех участников и мотивирует речевую деятельность.

2. Основная часть.

          2.1. Педагогическая система “ урок иностранного языка с применением

                 учебных игр”.

              Педагогическая система представляет собой множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения.

              Говоря о превосходстве игры над другими средствами обучения, можно отметить, что игра способна обеспечить не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную форму работы на уроке, что позволяет каждому ученику максимально эффективно использовать учебное время. Главное, что она позволяет решить основную задачу- обучить общению на иностранном языке посредством общения. Особенности  каждого вида речевой деятельности позволяют конкретизировать наиболее важные интеллектуальные умения, необходимые учащимся для овладения каждым из видов речевой деятельности и обуславливающие их готовность к самостоятельному решению задач, связанных с владением ИЯ в целом.

Классификация учебных игр по иностранному языку.

           По длительности игры бывают продолжительные и непродолжительные.

           По способу, характеру, форме проведения- письменные, устные, подвижные, предметные, ролевые, функциональные, имитационно-моделирующие, соревнования и т.д.

           По количеству участников: индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

            По функции: подготовительные, рубежные.

            По степени сложности сюжета: простые, сложные, моноситуативные, полиситуативные.

            По типу задач: оперативные, тактические, стратегические.

            По цели и содержанию: языковые, речевые, для общения.

          Языковые игры делятся на фонетические, лексические, грамматические, стилистические.

          2.2. Роль и место учебной игры как средства формирования и развития интеллектуальных иноязыковых умений.

           В процессе игровой деятельности происходит обучение действию посредством самого действия. Усвоение значений осуществляется в контексте определенной деятельности, которая создает ситуацию необходимости знания.

           Игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, умениями, навыками, способствует их актуализации.

            Психологическое влияние игры проявляется в интеллектуальном росте обучаемых. Педагогически и психологически продуманное ее использование на занятии обеспечивает развитие потребности в мыслительной деятельности. А это ведет к интеллектуальной активности, умственной и познавательной самостоятельности и инициативности учащихся.

            Социально-психологическое воздействие игры обнаруживает себя в преодолении боязни говорения на иностранном языке и в формировании культуры общения, в частности культуры ведения диалога. Игра порождает интерес к стране изучаемого языка, к чтению зарубежной прессы. Она формирует способность принимать самостоятельные решения, оценивать свои действия.

             Педагогическое влияние игры заключается в воспитании чувства коллективизма и товарищества, а также чувства высокой ответственности пред коллективом за успех общего дела. Формируется ответственное отношение к учебной деятельности, повышается требовательность к себе.

              Влияние учебной игры сказывается и на преподавателе: она способствует развитию его как личности и как специалиста.

              Основные требования к игре и условиям ее проведения:

              Психологические. Учебная игра должна обладать релевантностью и иметь личный смысл и значимость для каждого из участников. Игровая деятельность на занятии должна быть мотивирована, а учащиеся должны использовать потребность в ней. Немаловажную роль играет психологическая и интеллектуальная готовность к участию в игре. Обстановка должна способствовать созданию радостного настроения и располагать к общению в атмосфере дружелюбия, взаимопонимания и сотрудничества. Большая роль в этом принадлежит преподавателю, который должен учитывать индивидуальные особенности учащихся-характер, темперамент.

              Требования социально-психологического характера подразумевают создание условий, обеспечивающих взаимодействие, общение и сотрудничество участников игры. Одним из таких условий является социально-психологическая готовность учащихся к такого рода деятельности. Данный вид готовности предполагает компетенцию участников общения в области той или иной затрагиваемой проблемы и наличие коммуникативных умений, обуславливающих эффективность взаимодействия в процессе игры. Содержание учебной игры должно быть интересно и значительно для ее участников, а любое игровое действие должно завершаться получением определенного результата.

              Педагогические требования заключаются в следующем. Учитель должен быть уверен в целесообразности ее использования, должен определить цели игры в соответствии с задачами учебного процесса. Учебные игры должны составлять систему, предполагающую их определенную последовательность и постепенное усложнение. При этом

необходимо учитывать особенности класса и его членов. Задача игры должна быть посильной для решения учащимися.

               Участники игры должны быть обеспечены методическими материалами: заданиями, инструкциями, реквизитом, документацией и т.д.

             Существуют разные виды игр.

             Фонетические игры. Это игры-загадки, игры-имитации, игры-соревнования.

             Игры для обучения чтению. Например, конкурс на саму длинную( короткую, смешную) статью, выпуск своей газеты, восстановление статьи по отдельным словам.

             Игры для обучения аудированию. Это творческие диктанты( учащиеся рисуют то, что диктует учитель), игра-“диктор” (в процессе прослушивания передачи слушатели определяют основные темы выпуска, затем отбирают информацию, связанную с конкретной темой и, наконец, составляют конспект, на основе которого имитирует речь диктора. Можно провести конкурс на лучшего диктора).

            Заключение. Учебная игра представляет собой эффективное средство оптимизации учебного процесса в целом и интеллектуальной активности, в частности. Процесс обучения должен включать в себя такой вид обучения, как игра, которая в свою очередь должна учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Для большей эффективности учебную игру следует вводить поэтапно( от простого к сложному) на всех периодах обучения ИЯ. Само обучение в целом должно быть преимущественно проблемным, активно-игровым в котором каждый ученик решает интересные учебные коммуникативно-познавательные задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коммуникативные игры как средство формирования речевых умений на уроках английского языка»

В  последние годы, прежде всего в свете требований Концепции модернизации российского образования, в теории и практике работы  окончательно сформировалось убеждение о необходимости фор...

методическая разработка"Ролевая игра как средство формирования речевых умений и навыков на начальном этапе обучения иностранному языку»

Введение………………………………………………………………………….Глава І.  Понятие интереса и мотивации к обучению в педагогике………….71.1. Теоретические подходы к пониманию интереса и его роли в обучении...71.2. Основные тео...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого»....

Игра как средство формирования произносительных умений и навыков у дошкольников с нарушением речи.

Правильная речь является одним из важных предпосылок дальнейшего развития ребенка, процесса социальной адаптации. Ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности реб...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Игру не зря называют королевой детства, при умении использования она может статьнезаменимым помощником взрослого».                      ...

ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЯЗЫКОВЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

что ассоциации играют важную роль в строении лексической системы языка, так как отражают некоторые существенные связи между объектами и явлениями реального мира, а следовательно, и между понятиями. В...

Методическая разработка «Учебные ситуации как средство формирования у обучающихся умения планировать деятельность через уроки информатики»

Данная методическая разработка содержит теоретический материал по теме, банк учебных ситуаций, конструктор учебной ситуации, а также диагностики для отслеживания результата...