Общеобразовательная программа для дополнительного образования "Загадки природы"
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему

Кулбосунова Мадина Муратовна

Авторская программа, раскрывающая природу как "изобретателя" многих инженерных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации г. Сургута

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования

станция юных натуралистов

Утверждена

на научно-методическом совете

Протокол № 7 от 18.05.2015 г.

Директор МОУ ДО СЮН

____________О. В. Ярушина

        

Общеобразовательная программа дополнительного образования

«Загадки природы»

Возраст учащихся: 8-12 лет

Срок реализации: 1 год

Направленность: естественнонаучное

  Автор: Кулбосунова Мадина Муратовна,

                                                            педагог дополнительного образования

                                             

                                                         

Сургут, 2015


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Живая природа, как гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель, служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.   Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что начав с изучения внешней, наблюдаемой стороны творений природы, с копирования того, что было доступно непосредственно созерцанию, человек в дальнейшем стал вникать в сущность вещей и процессов окружающего мира, научился вскрывать их глубокие взаимосвязи, познавать законы природы.

Живые системы значительно многообразнее и сложнее технических конструкций. Биологические формы часто не могут быть рассчитаны из-за их необычайной сложности. Тайны происходящих в них жизненных процессов, устройство и принципы функционирования можно узнать лишь с помощью наблюдений, опытов и измерений.

В современных городских условиях дети живут в мире электронных приборов и больших скоростей. В силу возрастных особенностей младшие школьники предметно воспринимают окружающий мир, и программа "Загадки природы" даёт возможность расширить и конкретизировать знания об уникальности природы ХМАО, особенностях флоры и фауны родного края, способствует восстановлению тех контактов с природой, которые мы в последнее время во многом утратили.

Данная программа реализуется в системе дополнительного образования на базе станции юных натуралистов. Использование богатой коллекции природных объектов: животные мини-зоопарка, растения оранжерейно-тепличного комплекса и экологической тропы позволяют обучающимся познакомиться с разнообразием  животного и растительного мира, природу которого нам предстоит раскрыть с физической точки зрения.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность (значимость)

Новизна программы заключается в интеграции биологических и физических природоведческих знаний и даёт обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира природы в его важнейших взаимосвязях.

 Актуальность общеобразовательной программы "Загадки природы" состоит в кооперировании начальной ступени школы с системой дополнительного образования, что даёт возможность поэтапного углубления и расширения  знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

Через повышенный интерес детей  к современным техническим объектам дома, на улице и их изучение, необходимо обратить внимание на окружающий мир, показать что природа-это бесконечный окружающий мир и человеку нужно уметь найти в ней информацию, переработать и использовать в определённых целях.

  Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.

Общие сведения о программе

Общеобразовательная программа  "Загадки природы" рассчитан на 1 год обучения. Количество часов в неделю - 2; в год - 70 часов. Возраст обучаемых-8-12 лет.

Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях при наличии достаточной базы натуральных объектов.

Отбор содержания, методов и форм деятельности производился таким образом, чтобы процесс экологического образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.

 Цель образовательной программы: формирование экологической культуры личности, создание условий для мотивации личности к познанию явлений живой и неживой природы, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира.

Основные задачи программы: 

-ознакомление с применением физических методов при изучении биологических процессов;

          -углубление и расширение  знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе;

-формирование  интереса к предметам естественно- научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности;

-развитие логического мышления, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;

-развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы, чувства взаимопонимания и взаимопомощи;

-воспитание у учащихся интереса к происхождению природных явлений, воспитание экологической культуры.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется программа

В отличии от большинства программ по экологическому образованию, основанных на проведении аудиторных занятий, данная программа учитывает, что наиболее интересными для обучающихся и эффективными в образовательном и воспитательном плане являются практические  занятия, основанные на наблюдениях, экспериментах и измерениях, постановке проблемных ситуаций, что способствует возникновению интереса, экологическому восприятию, нравственному отношению к природе. Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.

  Необходимые теоретические знания даются путём лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед учащимися ставится проблема, и они должны самостоятельно найти ответ (решение) данной проблемы. Также используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование и анкетирование, анализ результатов практических работ.

Учебно-тематический план

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов (всего)

Из них

(количество часов)

Форма контроля

теор

практ

I

Вводное занятие

2

1

1

Диалогичная беседа

II

Осенние изменения в природе 

20

10

10

Игровое действие

III

Наблюдения за природой зимой

24

12

12

Творческая работа

IV

Весеннее пробуждение природы

22

11

11

Практическая работа

V

Итоговый контроль

2

6

4

Игра

Итого:

70

38

32

Содержание программы

I. Вводное занятие - 2 час.

Анкетирование обучающихся. Ознакомление с планом работы на текущий учебный год, с правилами техники безопасности и поведения на станции юных натуралистов. 

Экскурсия: «Знакомство со станцией юных натуралистов».

II. Осенние изменения в природе -20 час.

Биоритмы природы. Секретный "компас" у птиц. "Совы" и "жаворонки" среди людей. Цветочные часы. Почему исчезают листья? "Зелёная" архитектура дерева. Строение листа дерева. Как разные животные к зиме готовятся. Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев.

Практические работы :

"Устройство пчелиных сот";

"Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН";

 Тест "Определение биоритмов";

"Строение стебля растений";

"Различные виды конструкций ствола дерева";

"Внешнего строения листовой пластинки";

«Помоги животному найти дом»;

"Изготовление кормушек".

 Экскурсии:

"Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН";

"Знакомство с деревьями на территории СЮН".

Ш. Наблюдения за природой зимой -24 часа.

Кто как зимует. Зимний сон леса. Хвойный доктор. Традиции встречи Нового года. Роспись  на снегу. В гости к жителям Югры. Особенность устройства жилища и  питания северных народов. Традиционные промыслы народов Севера. Приспособленность к болотным условиям. «Зелёная» аптека на болоте. Защита «Кладовой Солнца». Секрет чистоты белого Лотоса.

Практические работы :

«Теплообмен у животных ХМАО»;

 «Изготовление снежинок»;

 «Чьи следы на снегу»;

 «Плетение коврика из бумаги»;

 «Определение болотных ягод на вкус»

Экскурсии:

«Хвойные деревья на территории СЮН»;

 «Деревья зимой»;

 «Экскурсия в аквариумный зал».

IV. Весеннее пробуждение природы -22 часа.

Внешнее изменение диких животных весной. Такие разные мамы! Водные обитатели. Гиповитаминоз. Первоцветы. Земля -гигантская сокровищница. Экологические знания -путь к цивилизации. Энергия Солнца. Влияние Солнца на человека. Биологическое разнообразие-ключ к новой технике. Уникальный мир насекомых.

Практические работы: 

«Определение возраста рыб по чешуе»;

 «Выбираем продукты»;

 «Пойми меня»;

 «Солнечный человек»;

 «Изготовление поделки чудо-насекомое»

Экскурсии: «Животные, меняющие зимнюю шубку»,  «Экологическая тропа СЮН»

V. Итоговый контроль -2 час. 

Проект: «Мастерская природы»

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности. Практические навыки и умения вырабатываются в процессе разработки и защиты творческих проектов, на лабораторно-практических занятиях. Тематика практических работ позволяет полностью использовать богатую коллекцию животных мини-зоопарка и базу живых объектов оранжерейно-тепличного комплекса станции юных натуралистов. На экскурсиях обучающиеся  не только знакомятся с видовым разнообразием растений и животных, но и наблюдают  и отличают их физиологические особенности.

 При реализации программы используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование, анкетирование, анализ результатов практических работ. В результате реализации программы формируется владение методами элементарных исследований; понимание метода оформления результатов исследований в виде графиков, таблиц; умение делать выводы и отбирать необходимый материал.

Требования к уровню подготовки

Знать/понимать:

- причину смену дня и ночи;

-приспособленность живых организмов к изменениям погодных условий

- как растут растения;

-приспособления для полёта  у птиц и насекомых;

-способы передвижения млекопитающих;

-как плавают обитатели воды;

-реактивное движение в живой природе;

Уметь:

- определять время суток и время года;

- влиять на изменение окраса цветка;

-охарактеризовать погоду;

-отличать растения различных климатических поясов;

- определять стороны света;

- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-определять время суток и время года;

-предсказывать погоду по изменениям, происходящих в природе;

-осознавать опасность электрических приборов;

-понимать как вести себя при грозе.

Методическое обеспечение программы

  Для эффективной реализации программы "Загадки природы" разработаны дидактический  и лекционный материалы, беседы, рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по постановке экспериментов или опытов,  игры экологического содержания, викторины, кроссворды, тесты, рисунки, загадки, пословицы, поговорки, раскраски, крылатые слова, дидактические карточки, опросники, беседы, экскурсии, конкурсы .

   Используется коллекция животных мини- зоопарка и растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН, карточки с положением Солнца на карте, с изображениями стадий роста растений, коллекция перьев, аудиозапись птичьих голосов, полёта различных насекомых, природных явлений, запись бытовых звуков и музыки разного жанра аптечные красящие средства, фото водных животных, флюгера, разных электроприборов, оптических приборов, явлений природы,  строения глаза, фото моря и неба в различные погодные условия, презентации, рисунок круговорота воды, термометр, воздушный шарик, лёд, пробирка, спиртовка, спички, шпатель,  глобус, осветительная лампа, хвоя деревьев сосновых пород, листья разного цвета, гербарий, атлас с животными и растениями разных климатических поясов, компас, магнит, железные опилки, пенопласт, проволока, нитка

Литература:

1. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.

2. Парин В. В. и Баевский Р. М., Кибернетика в медицине и физиологии, М., 1963.

3. Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М., 1967.

4. Мартека В., Бионика, пер. с англ., М., 1967.

5. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М., 1968.

6. Брайнес С. Н., Свечинский В. Б., Проблемы нейрокибернетики и нейробионики, М., 1968.

7. Библиографический указатель по бионике, М., 1965.

8. Игнатьев М. Б. «Артоника» Статья в словаре-справочнике "Системный анализ и принятие решений"изд. Высшая школа, М., 2004.

9. Мюллер, Т., Биомиметика: National Geographic Россия, май 2008, с. 112—135.

10. Емельянов В. В., Курейчик В. В., Курейчик В. Н. Теория и практика эволюционного моделирования. — М: Физматлит, 2003.

11. Архитектурная бионика. Под редакцией Ю. С. Лебедева.-М.:Стройиздат, 1990. 269с.

12. Г. В. Васильков. Эволюционная теория жизненного цикла механических систем. Теория сооружений.-М.Издательство ЛКИ, 2008. 320с.

13. «На пути к бионике». И.Б. Литинецкий.

14. «Основы биологии» С.Г. Мамонтов.

15. «Значение бионики» Л.Б. Ладожский.

16. Кибернетика и бионика. Иллюстрированный справочник. М., 2005. 73 с..




Предварительный просмотр:

Календарно-тематический план

к рабочей программе «Загадки природы»

 п/п

Наименование раздела, тема

Дата

Всего часов

Из них (количество часов)

Методическое обеспечение

Вопросы экологического содержания

теор

практ

I

Вводное занятие

2

1

1

1

Введение. Инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения. Новая дисциплина «Загадки природы». Цель, задачи, специфика занятий, общие требования, правила техники безопасности.

Экскурсия 1: «Знакомство со станцией юных натуралистов»

2

1

1

Журнал инструктажа по ТБ, анкета, база живых объектов СЮН, брошюры МБОУ ДО СЮН о проведении экологических акций, праздников и т. д.

Образовательные задачи природоохранной деятельности СЮН

II

Осенние изменения в природе

20

10

10

2

Биоритмы природы.

Практическая работа 1: "Устройство пчелиных сот"

2

1

1

Теллурий-модель Солнца и Земли, лампа, старый мяч, вязальная спица, продукты пчеловодства, конструкция пчелиных сот, видеофильм «Биоритмы животных».

Познакомить с ритмическими изменениями в окружающем мире, дать понятие цикличности дня и ночи. Объяснить приспособленность живых организмов к изменениям в природных условиях.

3

Секретный "компас" у птиц.

Практическая работа 2: "Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН"

2

1

1

Коллекция диких уток и гусей мини-зоопарка, дневники наблюдений, карандаши, видеофильм "Сезонные биоритмы животных", "молния" пера, застёжка-молния.

Изучение способности птиц точно ориентироваться относительно поверхности Земли  по Солнцу и звёздам. Объяснить практическое значение клинового строя при утомительных дальних перелётах.

4

"Совы" и "жаворонки" среди людей.

Практическая работа 3:

Тест "Определение биоритмов"

2

1

1

Тест. Режим труда и отдыха.

Определение зависимости биологических ритмов организма от циклических процессов вращения Земли вокруг Солнца и собственной оси.

5

Цветочные часы.

Экскурсия 2: "Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН"

2

1

1

Коллекция растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН.

Обратить внимание на биологическую особенность цветов к улавливанию солнечных лучей и опылению их насекомыми.

6

Почему исчезают листья?

Практическая работа 4: "Строение стебля растений"

2

1

1

Растение с пористым стволом-бальзамином, марганец, зелёнка, йод, синька, листья разного цвета, гербарий.

Адаптация растительного мира к смене времён года -процесс замедления жизнедеятельности и сохранение питательных веществ и влаги, показать пористость строения у растений. Для чего нужны опавшие листья и сухая трава?

7

"Зелёная" архитектура дерева.

Экскурсия 3: "Знакомство с деревьями на территории СЮН"

Практическая работа 5: "Рассмотреть различные виды конструкций ствола дерева"

2

1

1

Деревья на территории СЮН, фото высотных зданий.

Изучение конструкции дерева, его корневой системы; определить причины его устойчивости.

8

Строение листа дерева.

Практическая работа 6: "Внешнее строение листовой пластинки"

2

1

1

Комуфляжная маскировочная одежда, фото балочных перекрытий сводов залов.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности при выяснении причины устойчивости положения кожицы лист на твёрдой ткани прожилок и серповидных перепонках.

9

Как разные животные к зиме готовятся.

Театр: "Рукавичка"

Практическая работа 7: «Помоги животному найти дом»

2

-

2

Виды шишек и семян, экологическая тропа СЮН

Приспособленность животных ХМАО. Живые садовники(как животные участвуют в распространении семян растений) .

10

Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев.

Практическая работа 8: "Изготовление кормушек"

2

1

1

Карточки-определители  зимующих птиц ХМАО, виды кормов.

Формирование усвоения знаний зависимости среды обитания от вида питания, объяснение значимости и пользы птиц для человека.

11

Праздник "Посвящение в юннаты"

Тематический контроль №1.

2

2

-

III

Наблюдения за природой зимой

24

12

12

12

Кто как зимует.

Практическая работа 9: «Теплообмен у животных ХМАО»

2

1

1

Животный жир, односторонний мех, фотографии различных видов нор и гнёзд.

Дать понятие холоднокровных и теплокровных животных, их приспособленность к зимовке. Систематизировать знания по регуляции теплообмена у животных.

13

Зимний сон леса.

Экскурсия 4: «Хвойные деревья на территории СЮН».

2

1

1

Различные виды коры дерева, пробка, цветная бумага, картон, ножницы, клей, краски, шишки.

Показать образование пробковой ткани под корой дерева, которая не выпускает тепло и не впускает воду и воздух.

14

Хвойный доктор.

Игра: «Узнай меня без листьев»

Экскурсия 5: «Деревья зимой»

2

1

1

Масла хвойных деревьев, кора, шишки, пыльца, ветки, хвоя ели, сосны, кедра.

Объяснить причину вечнозелёности, познакомить  с видами использования хвои в медицине, раскрыть тайну содержания витаминов в хвое.

15

Традиции встречи Нового года

Практическая работа 10 : «Изготовление снежинок»

Игра: «Снеговик»

2

1

1

Бумага, ножницы, клей.

Социальная экология (привлечение внимания населения города к экологическим проблемам)

16

Роспись  на снегу.

Практическая работа 11: «Чьи следы на снегу»

Игра: «План леса»

Промежуточный контроль.

2

1

1

Образцы разных видов следов животных.

Объяснить, что чтение следов позволяет получить различные сведения о животных: количество, пол, возраст, физическое состояние, поведение, направление, размножение, воспитание потомства и т.д.

17

В гости к жителям Югры.

Игры: «Каюр и собака», «Ловля оленей»

2

1

1

Мяч, верёвка.

Отношение коренных народов Югры к природе и природопользованию. Показать особенность игр северных народов.

18

Особенность устройства жилища и  питания северных народов.

Игра: «Путешествие  через болото»

2

1

1

Модель чума.

Главное условие в экстремальных условиях кочевого образа жизни –укрытый чум и качественное питание, компенсирующее отрицательное воздействие климата.

19

Традиционные промыслы народов Севера.

Практическая работа 12: «Плетение коврика из бумаги»

2

1

1

Карандаш, линейка, клей, цветная бумага, ножницы.

Обогащение жизненного опыта разнообразием способов изготовления предметов быта, изготовления различных видов одежды из шкур животных, чешуи рыбы, бересты.

20

Приспособленность к болотным условиям.

Экскурсия 6: «Экскурсия в аквариумный зал»

2

1

1

Амфибии- жаба-ага, тритон-водомётные двигатели машин, фото стрекозы и вертолёта, «жабий глаз»-снайперский прицел, торф.

Значение болот для экологии и человека- смягчают климат, сохраняют пресную воду, источники торфа. Необходимость рационального взаимодействия человека с природой.

21

«Зелёная» аптека на болоте.

Практическая работа 13: «Определение болотных ягод на вкус»

2

1

1

Болотные ягоды, мох сфагнум.

Формирование знаний о лекарственных растениях болотистой местности, создать условия для самостоятельной познавательной активности

22

Защита «Кладовой Солнца».

Игра: «Его величество Болото»

2

1

1

Карточки для игры.

Показать экологическую значимость природных ресурсов биологического происхождения.

23

Секрет чистоты белого Лотоса.

Тематический контроль №2.

2

1

1

Фото цветка лотоса, краска «Лотосан»

Показать биологическую особенность лепестков, усеянных крошечными остриями, не удерживающими частицы пыли и грязи, и легко смываемые каплями дождя.

IV

Весеннее пробуждение природы

22

11

11

24

Изменение диких животных весной.

Экскурсия 7: «Животные, меняющие зимнюю шубку»

Игра: «Кто где живёт? Кто что жуёт?»

1

1

Показать необходимость сезонной смены тёплого меха на более лёгкий. Провести аналогию с человеком.

25

Такие разные мамы!

Игра: «Найди свою маму»

2

1

1

Карточки с фото животных «Взрослый и маленький», аналогия с детскими садами, административными структурами.

Объяснить, что успешное существование биологического вида и его жизнеобеспечение -в  производстве потомства, способного к размножению и забота о нём.

26

Водные обитатели.

Праздник «Вода –всему начало»

Игра: «С голубого ручейка»

Экскурсия: «Водные животные аквариумного зала СЮН»

Практическая работа 14: «Определение возраста рыб по чешуе»

2

0,5

1,5

Фото разных видов рыб, кальмаров, осьминогов, каракатиц, медуз, подводных судов,  

Значение воды в жизни. Обратить внимание на форму рыб, объяснить механизм быстроходности и маневренности рыб, приспособленность к высокому давлению, отсутствию света и к низкой температуре.

Необходимость для здорового функционирования пищеварения обеспеченность организма сбалансированным питанием и витаминами.

27

Гиповитаминоз.

Практическая работа 15: «Выбираем продукты»

2

1

1

Тетрадь, карандаш, «полезные и вредные» продукты питания, упаковки «популярных» продуктов.

  28

Первоцветы.

Экскурсия 8: «Экологическая тропа СЮН»

2

1

1

Цветы-первоцветы коллекции СЮН.

Жизненные особенности короткого цикла развития растений, обратить внимание на образующийся нектар и пыльцу.

29

Земля -гигантская сокровищница.

2

1,5

0,5

Выставка животных-рекордсменов.

Показать видовое разнообразие организмов, особенности внешнего строения и образа жизни.

30

Экологические знания -путь к цивилизации.

Практическая работа 16: «Пойми меня»

2

1

1

Коллекция животных мини-зоопарка СЮН.

Значение поз и жестов животных при общении между собой -язык, знание которого поможет при любых случаях в жизни

31

Энергия Солнца.

Игра: «Солнце на ладошке»

2

1

1

Подсолнечник, лампочка, батарейка.

Солнце -источник энергии. Значение солнечной энергии для существования жизни на планете Земля.

32

Влияние Солнца на человека.

Практическая работа 17: анкета «Солнечный человек»

2

1

1

Вит Д, фото хрупких костей

Определить от каких факторов солнечной активности зависит состояние человека.

33

Биологическое разнообразие-ключ к новой технике.

Ролевая игра: «Видовое разнообразие»

2

1

1

Репейник-липучка, плод мака -солонка, стебли растений.

Развитие познавательного интереса и наблюдательности. Выяснение какие биологические особенности строения использовал человек в своей деятельности.

34

Уникальный мир насекомых.

Практическая работа 18: «Изготовление поделки чудо- насекомое»

Театр: «Муха-цокотуха»

Тематический контроль №3.

2

1

1

Стрекозы, мухи, бабочки, осы, пчёлы, пауки.

Изучение внешнего строения и природной способности насекомых летать, маневрировать и поднимать грузы, плести сверхпрочное волокно.

V

Итоговый контроль.

2

1

1

35

Проект: «Мастерская природы»

2

1

1

Итого:

70

35

35


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы

Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности.  Она является инструментом приобщения детей к  эколого-природоведческому образ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»

Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»

Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...

Дополнительная общеобразовательная программа "Карусель природы"

Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, ч...

Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)

Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...

адаптированная общеобразовательная программа в дополнительном образовании

Мтодические рекомендации, разработанные для составления адаптированной общеобразовательной программы в доме творчества...