Общеобразовательная программа для дополнительного образования "Загадки природы"
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
Авторская программа, раскрывающая природу как "изобретателя" многих инженерных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zagadki_prirody_poyasnitelnaya_zapiska.docx | 33.99 КБ |
programma_zagadki_prirodyktp.docx | 39.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации г. Сургута
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования
станция юных натуралистов
Утверждена на научно-методическом совете Протокол № 7 от 18.05.2015 г. Директор МОУ ДО СЮН ____________О. В. Ярушина |
Общеобразовательная программа дополнительного образования
«Загадки природы»
Возраст учащихся: 8-12 лет
Срок реализации: 1 год
Направленность: естественнонаучное
Автор: Кулбосунова Мадина Муратовна,
педагог дополнительного образования
Сургут, 2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЖивая природа, как гениальный конструктор, инженер, художник и великий строитель, служила человеку источником вдохновения в его стремлении к научному и техническому прогрессу. Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей. Специфическая черта современного этапа освоения форм живой природы в предметном мире заключается в том, что начав с изучения внешней, наблюдаемой стороны творений природы, с копирования того, что было доступно непосредственно созерцанию, человек в дальнейшем стал вникать в сущность вещей и процессов окружающего мира, научился вскрывать их глубокие взаимосвязи, познавать законы природы.
Живые системы значительно многообразнее и сложнее технических конструкций. Биологические формы часто не могут быть рассчитаны из-за их необычайной сложности. Тайны происходящих в них жизненных процессов, устройство и принципы функционирования можно узнать лишь с помощью наблюдений, опытов и измерений.
В современных городских условиях дети живут в мире электронных приборов и больших скоростей. В силу возрастных особенностей младшие школьники предметно воспринимают окружающий мир, и программа "Загадки природы" даёт возможность расширить и конкретизировать знания об уникальности природы ХМАО, особенностях флоры и фауны родного края, способствует восстановлению тех контактов с природой, которые мы в последнее время во многом утратили.
Данная программа реализуется в системе дополнительного образования на базе станции юных натуралистов. Использование богатой коллекции природных объектов: животные мини-зоопарка, растения оранжерейно-тепличного комплекса и экологической тропы позволяют обучающимся познакомиться с разнообразием животного и растительного мира, природу которого нам предстоит раскрыть с физической точки зрения.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность (значимость)
Новизна программы заключается в интеграции биологических и физических природоведческих знаний и даёт обучающимся материал, необходимый для целостного и системного видения мира природы в его важнейших взаимосвязях.
Актуальность общеобразовательной программы "Загадки природы" состоит в кооперировании начальной ступени школы с системой дополнительного образования, что даёт возможность поэтапного углубления и расширения знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе.
Через повышенный интерес детей к современным техническим объектам дома, на улице и их изучение, необходимо обратить внимание на окружающий мир, показать что природа-это бесконечный окружающий мир и человеку нужно уметь найти в ней информацию, переработать и использовать в определённых целях.
Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.
Общие сведения о программе
Общеобразовательная программа "Загадки природы" рассчитан на 1 год обучения. Количество часов в неделю - 2; в год - 70 часов. Возраст обучаемых-8-12 лет.
Программа рассчитана на реализацию в учреждениях дополнительного образования и в общеобразовательных учреждениях при наличии достаточной базы натуральных объектов.
Отбор содержания, методов и форм деятельности производился таким образом, чтобы процесс экологического образования соответствовал как возрастным особенностям детей и подростков, так и психологическому процессу формирования у них экологического сознания.
Цель образовательной программы: формирование экологической культуры личности, создание условий для мотивации личности к познанию явлений живой и неживой природы, осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира.
Основные задачи программы:
-ознакомление с применением физических методов при изучении биологических процессов;
-углубление и расширение знаний учащихся о явлениях, происходящих в живой и неживой природе;
-формирование интереса к предметам естественно- научного цикла, используя разнообразные приёмы деятельности;
-развитие логического мышления, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь;
-развитие внимательности и способности быстро принимать решения и отвечать на вопросы, чувства взаимопонимания и взаимопомощи;
-воспитание у учащихся интереса к происхождению природных явлений, воспитание экологической культуры.
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется программа
В отличии от большинства программ по экологическому образованию, основанных на проведении аудиторных занятий, данная программа учитывает, что наиболее интересными для обучающихся и эффективными в образовательном и воспитательном плане являются практические занятия, основанные на наблюдениях, экспериментах и измерениях, постановке проблемных ситуаций, что способствует возникновению интереса, экологическому восприятию, нравственному отношению к природе. Обучающиеся должны знать, что научно- технический процесс произошёл благодаря гениальным идеям, подсмотренным человеком у природы.
Необходимые теоретические знания даются путём лекций, бесед, а также методом проблемного обучения, когда перед учащимися ставится проблема, и они должны самостоятельно найти ответ (решение) данной проблемы. Также используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование и анкетирование, анализ результатов практических работ.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | Количество часов (всего) | Из них (количество часов) | Форма контроля | |
теор | практ | ||||
I | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | Диалогичная беседа |
II | Осенние изменения в природе | 20 | 10 | 10 | Игровое действие |
III | Наблюдения за природой зимой | 24 | 12 | 12 | Творческая работа |
IV | Весеннее пробуждение природы | 22 | 11 | 11 | Практическая работа |
V | Итоговый контроль | 2 | 6 | 4 | Игра |
Итого: | 70 | 38 | 32 |
Содержание программы
I. Вводное занятие - 2 час.
Анкетирование обучающихся. Ознакомление с планом работы на текущий учебный год, с правилами техники безопасности и поведения на станции юных натуралистов.
Экскурсия: «Знакомство со станцией юных натуралистов».
II. Осенние изменения в природе -20 час.
Биоритмы природы. Секретный "компас" у птиц. "Совы" и "жаворонки" среди людей. Цветочные часы. Почему исчезают листья? "Зелёная" архитектура дерева. Строение листа дерева. Как разные животные к зиме готовятся. Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев.
Практические работы :
"Устройство пчелиных сот";
"Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН";
Тест "Определение биоритмов";
"Строение стебля растений";
"Различные виды конструкций ствола дерева";
"Внешнего строения листовой пластинки";
«Помоги животному найти дом»;
"Изготовление кормушек".
Экскурсии:
"Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН";
"Знакомство с деревьями на территории СЮН".
Ш. Наблюдения за природой зимой -24 часа.
Кто как зимует. Зимний сон леса. Хвойный доктор. Традиции встречи Нового года. Роспись на снегу. В гости к жителям Югры. Особенность устройства жилища и питания северных народов. Традиционные промыслы народов Севера. Приспособленность к болотным условиям. «Зелёная» аптека на болоте. Защита «Кладовой Солнца». Секрет чистоты белого Лотоса.
Практические работы :
«Теплообмен у животных ХМАО»;
«Изготовление снежинок»;
«Чьи следы на снегу»;
«Плетение коврика из бумаги»;
«Определение болотных ягод на вкус»
Экскурсии:
«Хвойные деревья на территории СЮН»;
«Деревья зимой»;
«Экскурсия в аквариумный зал».
IV. Весеннее пробуждение природы -22 часа.
Внешнее изменение диких животных весной. Такие разные мамы! Водные обитатели. Гиповитаминоз. Первоцветы. Земля -гигантская сокровищница. Экологические знания -путь к цивилизации. Энергия Солнца. Влияние Солнца на человека. Биологическое разнообразие-ключ к новой технике. Уникальный мир насекомых.
Практические работы:
«Определение возраста рыб по чешуе»;
«Выбираем продукты»;
«Пойми меня»;
«Солнечный человек»;
«Изготовление поделки чудо-насекомое»
Экскурсии: «Животные, меняющие зимнюю шубку», «Экологическая тропа СЮН»
V. Итоговый контроль -2 час.
Проект: «Мастерская природы»
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
В результате реализации программы формируется своеобразная образовательная среда, благоприятствующая развитию личности. Практические навыки и умения вырабатываются в процессе разработки и защиты творческих проектов, на лабораторно-практических занятиях. Тематика практических работ позволяет полностью использовать богатую коллекцию животных мини-зоопарка и базу живых объектов оранжерейно-тепличного комплекса станции юных натуралистов. На экскурсиях обучающиеся не только знакомятся с видовым разнообразием растений и животных, но и наблюдают и отличают их физиологические особенности.
При реализации программы используются такие методы контроля и управления образовательным процессом как тестирование, анкетирование, анализ результатов практических работ. В результате реализации программы формируется владение методами элементарных исследований; понимание метода оформления результатов исследований в виде графиков, таблиц; умение делать выводы и отбирать необходимый материал.
Требования к уровню подготовки
Знать/понимать:
- причину смену дня и ночи;
-приспособленность живых организмов к изменениям погодных условий
- как растут растения;
-приспособления для полёта у птиц и насекомых;
-способы передвижения млекопитающих;
-как плавают обитатели воды;
-реактивное движение в живой природе;
Уметь:
- определять время суток и время года;
- влиять на изменение окраса цветка;
-охарактеризовать погоду;
-отличать растения различных климатических поясов;
- определять стороны света;
- Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-определять время суток и время года;
-предсказывать погоду по изменениям, происходящих в природе;
-осознавать опасность электрических приборов;
-понимать как вести себя при грозе.
Методическое обеспечение программы
Для эффективной реализации программы "Загадки природы" разработаны дидактический и лекционный материалы, беседы, рекомендации по проведению лабораторных и практических работ по постановке экспериментов или опытов, игры экологического содержания, викторины, кроссворды, тесты, рисунки, загадки, пословицы, поговорки, раскраски, крылатые слова, дидактические карточки, опросники, беседы, экскурсии, конкурсы .
Используется коллекция животных мини- зоопарка и растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН, карточки с положением Солнца на карте, с изображениями стадий роста растений, коллекция перьев, аудиозапись птичьих голосов, полёта различных насекомых, природных явлений, запись бытовых звуков и музыки разного жанра аптечные красящие средства, фото водных животных, флюгера, разных электроприборов, оптических приборов, явлений природы, строения глаза, фото моря и неба в различные погодные условия, презентации, рисунок круговорота воды, термометр, воздушный шарик, лёд, пробирка, спиртовка, спички, шпатель, глобус, осветительная лампа, хвоя деревьев сосновых пород, листья разного цвета, гербарий, атлас с животными и растениями разных климатических поясов, компас, магнит, железные опилки, пенопласт, проволока, нитка
Литература:
1. Моделирование в биологии, пер. с англ., под ред. Н. А. Бернштейна, М., 1963.
2. Парин В. В. и Баевский Р. М., Кибернетика в медицине и физиологии, М., 1963.
3. Вопросы бионики. Сб. ст., отв. ред. М. Г. Гаазе-Рапопорт, М., 1967.
4. Мартека В., Бионика, пер. с англ., М., 1967.
5. Крайзмер Л. П., Сочивко В. П., Бионика, 2 изд., М., 1968.
6. Брайнес С. Н., Свечинский В. Б., Проблемы нейрокибернетики и нейробионики, М., 1968.
7. Библиографический указатель по бионике, М., 1965.
8. Игнатьев М. Б. «Артоника» Статья в словаре-справочнике "Системный анализ и принятие решений"изд. Высшая школа, М., 2004.
9. Мюллер, Т., Биомиметика: National Geographic Россия, май 2008, с. 112—135.
11. Архитектурная бионика. Под редакцией Ю. С. Лебедева.-М.:Стройиздат, 1990. 269с.
12. Г. В. Васильков. Эволюционная теория жизненного цикла механических систем. Теория сооружений.-М.Издательство ЛКИ, 2008. 320с.
13. «На пути к бионике». И.Б. Литинецкий.
14. «Основы биологии» С.Г. Мамонтов.
15. «Значение бионики» Л.Б. Ладожский.
16. Кибернетика и бионика. Иллюстрированный справочник. М., 2005. 73 с..
Предварительный просмотр:
Календарно-тематический план
к рабочей программе «Загадки природы»
№ п/п | Наименование раздела, тема | Дата | Всего часов | Из них (количество часов) | Методическое обеспечение | Вопросы экологического содержания | |
теор | практ | ||||||
I | Вводное занятие | 2 | 1 | 1 | |||
1 | Введение. Инструктаж по ТБ и правилам дорожного движения. Новая дисциплина «Загадки природы». Цель, задачи, специфика занятий, общие требования, правила техники безопасности. Экскурсия 1: «Знакомство со станцией юных натуралистов» | 2 | 1 | 1 | Журнал инструктажа по ТБ, анкета, база живых объектов СЮН, брошюры МБОУ ДО СЮН о проведении экологических акций, праздников и т. д. | Образовательные задачи природоохранной деятельности СЮН | |
II | Осенние изменения в природе | 20 | 10 | 10 | |||
2 | Биоритмы природы. Практическая работа 1: "Устройство пчелиных сот" | 2 | 1 | 1 | Теллурий-модель Солнца и Земли, лампа, старый мяч, вязальная спица, продукты пчеловодства, конструкция пчелиных сот, видеофильм «Биоритмы животных». | Познакомить с ритмическими изменениями в окружающем мире, дать понятие цикличности дня и ночи. Объяснить приспособленность живых организмов к изменениям в природных условиях. | |
3 | Секретный "компас" у птиц. Практическая работа 2: "Наблюдение за водоплавающими птицами СЮН" | 2 | 1 | 1 | Коллекция диких уток и гусей мини-зоопарка, дневники наблюдений, карандаши, видеофильм "Сезонные биоритмы животных", "молния" пера, застёжка-молния. | Изучение способности птиц точно ориентироваться относительно поверхности Земли по Солнцу и звёздам. Объяснить практическое значение клинового строя при утомительных дальних перелётах. | |
4 | "Совы" и "жаворонки" среди людей. Практическая работа 3: Тест "Определение биоритмов" | 2 | 1 | 1 | Тест. Режим труда и отдыха. | Определение зависимости биологических ритмов организма от циклических процессов вращения Земли вокруг Солнца и собственной оси. | |
5 | Цветочные часы. Экскурсия 2: "Декоративные растения оранжерейно-тепличного комплекса СЮН" | 2 | 1 | 1 | Коллекция растений оранжерейно-тепличного комплекса СЮН. | Обратить внимание на биологическую особенность цветов к улавливанию солнечных лучей и опылению их насекомыми. | |
6 | Почему исчезают листья? Практическая работа 4: "Строение стебля растений" | 2 | 1 | 1 | Растение с пористым стволом-бальзамином, марганец, зелёнка, йод, синька, листья разного цвета, гербарий. | Адаптация растительного мира к смене времён года -процесс замедления жизнедеятельности и сохранение питательных веществ и влаги, показать пористость строения у растений. Для чего нужны опавшие листья и сухая трава? | |
7 | "Зелёная" архитектура дерева. Экскурсия 3: "Знакомство с деревьями на территории СЮН" Практическая работа 5: "Рассмотреть различные виды конструкций ствола дерева" | 2 | 1 | 1 | Деревья на территории СЮН, фото высотных зданий. | Изучение конструкции дерева, его корневой системы; определить причины его устойчивости. | |
8 | Строение листа дерева. Практическая работа 6: "Внешнее строение листовой пластинки" | 2 | 1 | 1 | Комуфляжная маскировочная одежда, фото балочных перекрытий сводов залов. | Развитие познавательного интереса и наблюдательности при выяснении причины устойчивости положения кожицы лист на твёрдой ткани прожилок и серповидных перепонках. | |
9 | Как разные животные к зиме готовятся. Театр: "Рукавичка" Практическая работа 7: «Помоги животному найти дом» | 2 | - | 2 | Виды шишек и семян, экологическая тропа СЮН | Приспособленность животных ХМАО. Живые садовники(как животные участвуют в распространении семян растений) . | |
10 | Значение в питании зимующих птиц семян хвойных деревьев. Практическая работа 8: "Изготовление кормушек" | 2 | 1 | 1 | Карточки-определители зимующих птиц ХМАО, виды кормов. | Формирование усвоения знаний зависимости среды обитания от вида питания, объяснение значимости и пользы птиц для человека. | |
11 | Праздник "Посвящение в юннаты" Тематический контроль №1. | 2 | 2 | - | |||
III | Наблюдения за природой зимой | 24 | 12 | 12 | |||
12 | Кто как зимует. Практическая работа 9: «Теплообмен у животных ХМАО» | 2 | 1 | 1 | Животный жир, односторонний мех, фотографии различных видов нор и гнёзд. | Дать понятие холоднокровных и теплокровных животных, их приспособленность к зимовке. Систематизировать знания по регуляции теплообмена у животных. | |
13 | Зимний сон леса. Экскурсия 4: «Хвойные деревья на территории СЮН». | 2 | 1 | 1 | Различные виды коры дерева, пробка, цветная бумага, картон, ножницы, клей, краски, шишки. | Показать образование пробковой ткани под корой дерева, которая не выпускает тепло и не впускает воду и воздух. | |
14 | Хвойный доктор. Игра: «Узнай меня без листьев» Экскурсия 5: «Деревья зимой» | 2 | 1 | 1 | Масла хвойных деревьев, кора, шишки, пыльца, ветки, хвоя ели, сосны, кедра. | Объяснить причину вечнозелёности, познакомить с видами использования хвои в медицине, раскрыть тайну содержания витаминов в хвое. | |
15 | Традиции встречи Нового года Практическая работа 10 : «Изготовление снежинок» Игра: «Снеговик» | 2 | 1 | 1 | Бумага, ножницы, клей. | Социальная экология (привлечение внимания населения города к экологическим проблемам) | |
16 | Роспись на снегу. Практическая работа 11: «Чьи следы на снегу» Игра: «План леса» Промежуточный контроль. | 2 | 1 | 1 | Образцы разных видов следов животных. | Объяснить, что чтение следов позволяет получить различные сведения о животных: количество, пол, возраст, физическое состояние, поведение, направление, размножение, воспитание потомства и т.д. | |
17 | В гости к жителям Югры. Игры: «Каюр и собака», «Ловля оленей» | 2 | 1 | 1 | Мяч, верёвка. | Отношение коренных народов Югры к природе и природопользованию. Показать особенность игр северных народов. | |
18 | Особенность устройства жилища и питания северных народов. Игра: «Путешествие через болото» | 2 | 1 | 1 | Модель чума. | Главное условие в экстремальных условиях кочевого образа жизни –укрытый чум и качественное питание, компенсирующее отрицательное воздействие климата. | |
19 | Традиционные промыслы народов Севера. Практическая работа 12: «Плетение коврика из бумаги» | 2 | 1 | 1 | Карандаш, линейка, клей, цветная бумага, ножницы. | Обогащение жизненного опыта разнообразием способов изготовления предметов быта, изготовления различных видов одежды из шкур животных, чешуи рыбы, бересты. | |
20 | Приспособленность к болотным условиям. Экскурсия 6: «Экскурсия в аквариумный зал» | 2 | 1 | 1 | Амфибии- жаба-ага, тритон-водомётные двигатели машин, фото стрекозы и вертолёта, «жабий глаз»-снайперский прицел, торф. | Значение болот для экологии и человека- смягчают климат, сохраняют пресную воду, источники торфа. Необходимость рационального взаимодействия человека с природой. | |
21 | «Зелёная» аптека на болоте. Практическая работа 13: «Определение болотных ягод на вкус» | 2 | 1 | 1 | Болотные ягоды, мох сфагнум. | Формирование знаний о лекарственных растениях болотистой местности, создать условия для самостоятельной познавательной активности | |
22 | Защита «Кладовой Солнца». Игра: «Его величество Болото» | 2 | 1 | 1 | Карточки для игры. | Показать экологическую значимость природных ресурсов биологического происхождения. | |
23 | Секрет чистоты белого Лотоса. Тематический контроль №2. | 2 | 1 | 1 | Фото цветка лотоса, краска «Лотосан» | Показать биологическую особенность лепестков, усеянных крошечными остриями, не удерживающими частицы пыли и грязи, и легко смываемые каплями дождя. | |
IV | Весеннее пробуждение природы | 22 | 11 | 11 | |||
24 | Изменение диких животных весной. Экскурсия 7: «Животные, меняющие зимнюю шубку» Игра: «Кто где живёт? Кто что жуёт?» | 1 | 1 | Показать необходимость сезонной смены тёплого меха на более лёгкий. Провести аналогию с человеком. | |||
25 | Такие разные мамы! Игра: «Найди свою маму» | 2 | 1 | 1 | Карточки с фото животных «Взрослый и маленький», аналогия с детскими садами, административными структурами. | Объяснить, что успешное существование биологического вида и его жизнеобеспечение -в производстве потомства, способного к размножению и забота о нём. | |
26 | Водные обитатели. Праздник «Вода –всему начало» Игра: «С голубого ручейка» Экскурсия: «Водные животные аквариумного зала СЮН» Практическая работа 14: «Определение возраста рыб по чешуе» | 2 | 0,5 | 1,5 | Фото разных видов рыб, кальмаров, осьминогов, каракатиц, медуз, подводных судов, | Значение воды в жизни. Обратить внимание на форму рыб, объяснить механизм быстроходности и маневренности рыб, приспособленность к высокому давлению, отсутствию света и к низкой температуре. Необходимость для здорового функционирования пищеварения обеспеченность организма сбалансированным питанием и витаминами. | |
27 | Гиповитаминоз. Практическая работа 15: «Выбираем продукты» | 2 | 1 | 1 | Тетрадь, карандаш, «полезные и вредные» продукты питания, упаковки «популярных» продуктов. | ||
28 | Первоцветы. Экскурсия 8: «Экологическая тропа СЮН» | 2 | 1 | 1 | Цветы-первоцветы коллекции СЮН. | Жизненные особенности короткого цикла развития растений, обратить внимание на образующийся нектар и пыльцу. | |
29 | Земля -гигантская сокровищница. | 2 | 1,5 | 0,5 | Выставка животных-рекордсменов. | Показать видовое разнообразие организмов, особенности внешнего строения и образа жизни. | |
30 | Экологические знания -путь к цивилизации. Практическая работа 16: «Пойми меня» | 2 | 1 | 1 | Коллекция животных мини-зоопарка СЮН. | Значение поз и жестов животных при общении между собой -язык, знание которого поможет при любых случаях в жизни | |
31 | Энергия Солнца. Игра: «Солнце на ладошке» | 2 | 1 | 1 | Подсолнечник, лампочка, батарейка. | Солнце -источник энергии. Значение солнечной энергии для существования жизни на планете Земля. | |
32 | Влияние Солнца на человека. Практическая работа 17: анкета «Солнечный человек» | 2 | 1 | 1 | Вит Д, фото хрупких костей | Определить от каких факторов солнечной активности зависит состояние человека. | |
33 | Биологическое разнообразие-ключ к новой технике. Ролевая игра: «Видовое разнообразие» | 2 | 1 | 1 | Репейник-липучка, плод мака -солонка, стебли растений. | Развитие познавательного интереса и наблюдательности. Выяснение какие биологические особенности строения использовал человек в своей деятельности. | |
34 | Уникальный мир насекомых. Практическая работа 18: «Изготовление поделки чудо- насекомое» Театр: «Муха-цокотуха» Тематический контроль №3. | 2 | 1 | 1 | Стрекозы, мухи, бабочки, осы, пчёлы, пауки. | Изучение внешнего строения и природной способности насекомых летать, маневрировать и поднимать грузы, плести сверхпрочное волокно. | |
V | Итоговый контроль. | 2 | 1 | 1 | |||
35 | Проект: «Мастерская природы» | 2 | 1 | 1 | |||
Итого: | 70 | 35 | 35 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дополнительная общеобразовательная программа Хранители родной природы
Дополнительная общеобразовательная программа «Хранители родной природы» естественнонаучной направленности. Она является инструментом приобщения детей к эколого-природоведческому образ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"
Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «естественно-научной направленности» «Природа и мы»
Учебная программа предназначена для занятий по дополнительному образованию. Она включает в себя знания по охране окружающей среды, основы туристско-краеведческих знаний и умений, практические занятия,...
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ естественнонаучной направленности «ЗНАТОКИ ПРИРОДЫ»
Представленные ниже методические материалы, относящиеся к эколого-биологическому циклу: экологическое краеведение, направленны на реализацию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеобразовательная программа "Карусель природы"
Экологическое образование и воспитание экологической культуры подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, ч...
Адаптированная дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа ( «Путешествие в мир природы»)
Программа «Путешествие в мир природы» ставит своей основной целью обеспечение равного доступа к получению дополнительного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в...
адаптированная общеобразовательная программа в дополнительном образовании
Мтодические рекомендации, разработанные для составления адаптированной общеобразовательной программы в доме творчества...