Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода
учебно-методический материал по теме

джавадян сильва валерьевна

1.Понятие"компетентностный подход"

2.Характерные признаки компетентности

3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода

4.Условия эффективности реализации образования детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

                              СОЗДАНИЕ  УСЛОВИЙ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ЛИЧНОСТИ  УЧАЩИХСЯ

 

   СРЕДСТВАМИ  РЕАЛИЗАЦИИ  КОМПЕТЕНТНОСТОГО  ПОДХОДА            

                                                                                                                                                                Ситуация в современной системе российского образования свидетельствует о том, что все больше учёных и практиков обращаются к проблеме, связанной с необходимостью  переосмысления целей образования.  

     В нормативных документах, педагогической науке и практике всё шире используется понятие  компетентностный подход, который предлагает, что по-новому будут формулироваться цели и задачи  образования .Он основывается на понятии компетентность.

        Понятие компетентность выступает в качестве центрального, требует обновления содержания.

     Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки;

     - многофункциональность. Позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.

     - надпредметность и междисциплинарность. Они применимы в различных ситуациях.

     - многомерность, / абстрактное мышление, определение собственной позиции, самооценка и т.д./

     Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования.

     В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.

     Основными критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, являются;

  1. степень сформированности компетентности (способность решения уч-ся определённого круга задач и проблем)
  2. динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.

     Качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены;

     - в выполняемых действиях;

     - в осуществляемых операциях;

     - в совершаемых поступках и формах поведения;

     - в формулируемых суждениях и оценках

                                       

УСЛОВИЯ  ЭФФЕКТИВНОСТИ  РЕАЛИЗАЦИИ  ОБРАЗОВАНИЯ   ДЕТЕЙ

      При рассмотрении условий эффективности реализации выделяют несколько групп условий;

      - экономические

      - социально-культурные

      - организационные

      - методические и педагогические

       Нашей задачей является выделение педагогических условий.

                                                                                                                  ТАБЛИЦА

Группы задач педагога

Педагогические условия, способствующие решению группы задач

Видеть ребёнка в образовательном процессе

-отбирать показатели освоения образовательной программы в соответствии с возрастными особенностями;

-создать у учащихся мотивацию;

-отслеживать результативность освоения программы, выявлять его достижения и проблемы.

Строить образовательный процесс

-выстраивать содержание, выбирать технологии;

-предлагать способы педагогической поддержки;

-разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры уч-ся.

Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса

-использовать разные средства коммуникации;

-работать в команде;

-использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения педагогических задач;

-использовать различные формы взаимодействия с родителями;

-взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач.

Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование

-анализировать собственную деятельность;

-выбирать технологии;

-определять сферу профессиональных интересов.

Успешность решения всех этих задач можно оценить, используя критерии;

  1. оценка качества личности
  2. оценка процесса и результатов образовательной деятельности
  3. оценка социальной роли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"

В статье рассмотрено несколько определений компетенции,  ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....

«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».

Система работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»....

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося

Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ

Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...

Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании

В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....