Создание условий для развития личности учащихся средствами реализации компетентностного подхода
учебно-методический материал по теме
1.Понятие"компетентностный подход"
2.Характерные признаки компетентности
3.Критерии эффективности реализации образовательных программ с т.зр.компетентностного подхода
4.Условия эффективности реализации образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_po_teme-kompetentnostnyy_podhod.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДСТВАМИ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТОГО ПОДХОДА
Ситуация в современной системе российского образования свидетельствует о том, что все больше учёных и практиков обращаются к проблеме, связанной с необходимостью переосмысления целей образования.
В нормативных документах, педагогической науке и практике всё шире используется понятие компетентностный подход, который предлагает, что по-новому будут формулироваться цели и задачи образования .Он основывается на понятии компетентность.
Понятие компетентность выступает в качестве центрального, требует обновления содержания.
Компетентность выступает в качестве ключевой, если она имеет следующие характерные признаки;
- многофункциональность. Позволяет решать различные проблемы в повседневной, профессиональной или социальной жизни.
- надпредметность и междисциплинарность. Они применимы в различных ситуациях.
- многомерность, / абстрактное мышление, определение собственной позиции, самооценка и т.д./
Компетентности формируются в процессе обучения, но не только в школе, а под воздействием семьи, друзей, дополнительного образования.
В связи с этим, реализация компетентностного подхода зависит в целом от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живёт и развивается школьник.
Основными критериями эффективности реализации образовательных программ, с точки зрения компетентностного подхода, являются;
- степень сформированности компетентности (способность решения уч-ся определённого круга задач и проблем)
- динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями.
Качества, в свою очередь, могут быть зафиксированы и оценены;
- в выполняемых действиях;
- в осуществляемых операциях;
- в совершаемых поступках и формах поведения;
- в формулируемых суждениях и оценках
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
При рассмотрении условий эффективности реализации выделяют несколько групп условий;
- экономические
- социально-культурные
- организационные
- методические и педагогические
Нашей задачей является выделение педагогических условий.
ТАБЛИЦА
Группы задач педагога | Педагогические условия, способствующие решению группы задач |
Видеть ребёнка в образовательном процессе | -отбирать показатели освоения образовательной программы в соответствии с возрастными особенностями; -создать у учащихся мотивацию; -отслеживать результативность освоения программы, выявлять его достижения и проблемы. |
Строить образовательный процесс | -выстраивать содержание, выбирать технологии; -предлагать способы педагогической поддержки; -разрабатывать и осуществлять оценочные процедуры уч-ся. |
Устанавливать взаимодействие с другими субъектами образовательного процесса | -использовать разные средства коммуникации; -работать в команде; -использовать формы и технологии взаимодействия с коллегами для решения педагогических задач; -использовать различные формы взаимодействия с родителями; -взаимодействовать с администрацией ОУ для решения профессиональных задач. |
Проектировать и осуществлять профессиональное самообразование | -анализировать собственную деятельность; -выбирать технологии; -определять сферу профессиональных интересов. |
Успешность решения всех этих задач можно оценить, используя критерии;
- оценка качества личности
- оценка процесса и результатов образовательной деятельности
- оценка социальной роли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"
В статье рассмотрено несколько определений компетенции, ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....
«Создание условий для развития самостоятельности учащихся через формирование умений работы с доступным инструментарием».
Система работы в восьмом классе на примере урока по теме: «Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды и летучие водородные соединения»....
Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»
В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...
Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося
Выступление на съезде классных руководителей Республики Крым на тему "Роль классного руководителя в создании условий для самореализации личности учащегося"...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ
Внедрение компетентностного подхода в практику образования требует поиска особых организационных форм, адекватных для формирования ключевых компетенций....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.
Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...
Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании
В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....