ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ
методическая разработка по теме

Самарина Елена Вячеславовна

В свете реализации последних требований федеральных государственных стандартов нового поколения исследовательская и проектная деятельность в образовательном учреждении должна выйти на качественно новый уровень. Одним из освных показателей ее результативности являются достижения обучающихся. Сегодня - эт одаренные дети, или дети с повышенной мотивацией к процессу обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_smolik_e.v.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КАК ФОРМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Смолик Елена Вячеславовна, учитель биологии МБОУ КСОШ №3

г. Котельники Московской области

     Сегодня в любом образовательном пространстве использование проектных и исследовательских технологий как на уроке, так и вне его – явление широко распространенное и актуальное. С введением федеральных государственных стандартов нового поколения, проектная деятельность, как таковая, и формирование экологической культуры обучающихся переходят из статуса актуальных в статус необходимых. Более того, в контексте введения ФГОС, на базе МБОУ КСОШ №3 реализуется программа «Одаренные дети», где каждый педагог организует работу по этому направлению сообразно условиям работы в своем образовательном учреждении.

  Я занимаюсь исследовательской деятельностью более десяти лет и представляю вам свою работу пошагово.

Шаг 1.

 Использование исследовательских методов на классических уроках биологии (и иных предметов). Здесь обучающиеся самостоятельно проходят курс «молодого исследователя» и учатся решать поставленные перед ними проблемы. Для начала:

- ставить и определять цели и задачи своего исследования, предмет, объект и методику своего исследования;

- используют в практике полученные ранее знания по основам применения методов изучения природы, в основном в виде наблюдения;

- анализируют изученные первоисточники и факты;

- выдвигают свои гипотезы;

- проводят практические и инструментальные исследования;

- учатся формулировать выводы и представлять рекомендации по итогам выполненной работы.

Шаг 2.

 Использование исследовательских методов на нетрадиционных уроках (урок-исследование, урок - творческий отчёт, урок – защита исследовательских проектов и т.п.).

   На этом этапе исследовательской работы научное творчество обучающихся чаще всего проходит в групповой форме. Здесь, помимо исследовательских навыков, формируются лидерские качества и умение работать в команде, что очень важно для дальнейшей адаптации обучающихся в обществе.

Шаг 3.

 Исследовательская работа обучающихся на занятиях во внеурочной деятельности в начальной и средней школе, в основном в рамках ФГОС.

 Это самый эффективный способ повышения мотивации у обучающихся к научному творчеству и проектной работе, позволяющий не только раскрывать способности детей, но и развивать их. Он предполагает более широкие возможности для реализации исследовательской деятельности в образовательном учреждении. В большей степени эта работа проводится с одаренными детьми, или детьми, имеющими повышенную мотивацию к обучению. Она проходит как индивидуально, так и в групповой форме.

   Исследовательская деятельность обучающихся является одним из направления Программы развития МБОУ КСОШ №3 на 2013-2016 гг.  Оценка результатов исследовательской деятельности в школе проходит на обучающих слетах, лагерях, научно-практических конференциях. Здесь обучающиеся получают возможность анализировать и совершенствовать навыки исследовательской работы и углублять полученные знания.

  За годы работы в образовательном учреждении сложилась целая система мероприятий, направленных на развитие способностей в научном творчестве и исследовательской работе у обучающихся: школьная научно-практическая конференция «Природа встречает друзей» (с 2008 года), городские конференции по экологии «Экология родного края» и «Исследователь» в г. Котельники (с 2006 года), городской конкурс творческих работ по экологии в г. Котельники (с 2008 года), областная научно-практическая конференция «Природа встречает друзей» в г. Мытищи (с 2007 года), открытый обучающий экологический лагерь «ЭКО» и слет юных экологов Московской области «ЭКО» в г. Луховицы (с 2007 года), региональный и федеральный этапы международного детского экологического форума «Зеленая планета» в г. Балашиха (с 2010 года), общероссийский фестиваль «Портфолио ученика» в г. Москва (с 2011 года), всероссийский конкурс творческих работ «ЭКОДИЗАЙН» в г. Москва (с 2011 года), всероссийский конкурс научно-популярных работ «Живая наука» в г. Курган (с 2010 года), всероссийский конкурс «Сказки Светланы Савицкой» в г. Москва (с 2012 года), всероссийская акция «С любовью к России делами добрыми едины» в г. Москва ( с 2012 года), всероссийские конкурсы НС «Интеграция» в пгт Непецино Коломенского района Московской области (конференция «Национальное Достояние России», конкурс «Юность. Наука. Культура», форум «ЮНЭКО», фестиваль «Меня оценят в 21 веке», конкурсы «Первые шаги в науке» и «Моя законотворческая инициатива» с 2010 года), международная конференция молодежи и школьников «ЭКО» в г. Мытищи (с 2007 года), международный конкурс исследовательских проектов «Природа. Человек. Страна» в г. Москва (с 2013 года), международные фестивали-конкурсы «Созвездие и «Национальное Достояние» в г. Чебоксары (с 2013 года), международный конкурс «Инструментальные исследования окружающей среды» в г. Санкт-Петербург (с 2011 года), международная научно-практическая конференция «Поиск» в г. Москва (с 2013 года), международный конкурс «Коллеги -УМ» в г. Рогачев Республики Беларусь (с 2010 года), международные конкурсы талантливой молодежи «Созвездие талантов» и «Звезда Прометея» в г. Санкт-Петербург (с 2011 года). В итоге, у обучающихся возрастает самооценка, формируется уверенность в своих силах и растет уровень исследовательской компетентности, что является отражением одной из основных задач исследовательской работы в школе и в конечном счете, способствует успешной социализации обучающихся в жизни.

  Результативность участия в подобных мероприятиях позволяет судить о степени важности исследовательской работы в образовательном учреждении и необходимости совершенствования условий данного вида работы как для обучающихся, так и для педагогов, особенно в свете требований ФГОС нового поколения.

Список используемой литературы

  1. Н.И. Дереклеева, Научно-исследовательская работа в школе. - М.: Вербум-М,2001- 48.

«Незаменима для организации научного общества учащихся в общеобразовательном учреждении, а также для планирования работы методических объединений в этом направлении».

  1. Усвоение научных понятий в школе. Г.А. Буткин, И.А. Володарская, Н.Ф. Талызина. - М.: Полиграф сервис, 1999. - 112с.

«Раскрывает основные логические приемы, необходимые для усвоения понятий, и пути их формирования».

  1. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - 3-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2006. -80 с.

«Ценные рекомендации по ведению проектной деятельности в школе, имеющие практико-ориентированную направленность».

  1. М.В. Степанова, Учебно-исследовательская деятельность школьниов в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб. : КАРО, 2006.- 96 с.

«Помогает выявить роль и место учебно-исследовательской деятельности старшеклассников в образовательном учреждении, помочь учителям в знакомстве с педагогическими технологиями, позволяющими эффективно включить школьников в проведение учебных исследований».

  1. В.К. Буряк. Самостоятельная работа учащихся: Кн.  Для учителя. – М.: Просвещение, 1984. – 64 с.

«Интересные подсказки для организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии и экологии».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как форма работы с одаренными детьми

Использование проектного метода на уроках и во внеурочной деятельности дает новые возможности в активизации познавательного интереса учащихся,развития их творческих способностей....

Организация исследовательской деятельности учащихся, как одна из форм работы с одарёнными детьми.

Не существует сколько-нибудь достоверных тестовна одарённость, кроме тех, которые проявляются врезультате активного участия хотя бы в самоймаленькой исследовательской работеА.Н.Колмогоров...

ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования. Главная цель сей...

Методы и форма работы с одаренными детьми и обучающимися с пониженной мотивацией к образовательной деятельности

Статья знакомит с формами и методами работы с обучающимися  с повышенной и пониженной мотивацией к обучению на уроках  музыки и изобразительного искусства. Статья может быть полезна учителям...

Проектно-исследовательская деятельность, как форма работы с одаренными детьми по географии в МБОУ гимназии № 11 г.о. Самара

Одним из главных способов развития творческих способностей одаренных учащихся, а также оптимизации процесса саморазвития и общественно ценной самореализации личности – это организация научн...

Индивидуальный образовательный маршрут как форма работы с одаренными детьми

методические рекоменндации по работе с одаренными детьми...