Апробация курса "Естествознание-10"
статья по естествознанию (10 класс) на тему

Аверьянова Татьяна Витальевна

В статье рассматриваются положительные и отрицательные моменты курса "Естествознание-10"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanovo._tezisy.docx15.64 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ-10»

                     Пономарева М.Ю. МБОУ СОШ № 117, г. Нижний Новгород                Аверьянова Т.В. МБОУ СОШ № 93, г. Нижний Новгород

         С связи с переходом образовательных учреждений на новые  Федеральные государственные образовательные стандарты  (ФГОС), в основе которых лежит системно-деятельностный подход, требуются  новые методические подходы  и как следствие - новые УМК по естественно-научным дисциплинам.

        Авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков и В. И. Сивоглазов разработали  интегрированный курс «Естествознание» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений,  который является альтернативой   курсам химии, биологии и физики, изучаемых на  базовом уровне.

         Отличительной особенностью естествознания как учебного предмета  от отдельных естественных дисциплин,  является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук: физики, химии, биологии, географии и др. Поэтому новый учебный курс позволяет формировать не фрагмертарное, а целостное восприятие окружающего мира.

        В 2013-14 учебном году нижегородские школы №117 Сормовского района и №93 Московского района участвовали в апробации учебного курса «Естествознание-10». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (всего 210 часов). По оценке психологов  обучающиеся этих классов имели  низкую  мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла. Средний балл успеваемости по этим предметам  в 9 классе составлял 3,2.

        По результатам апробации можно отметить положительные стороны:

  • материал курса в учебнике изложен логически, хорошо иллюстрирован, содержит  много интересных, творческих заданий, имеются ссылки на электронные ресурсы;
  • апробированный курс подразумевает использование на занятиях элементов источникового обучения и музейной педагогики (организация занятий на базе Нижегородского Планетария, информационного ядерного центра, музея кварков), что расширяет возможности школьников в формировании  целостной естественно-научной картины мира;
  • в курсе много экспериментальных заданий,  развивающих наблюдательность,  способность к анализу фактов и выдвижению гипотез, умение находить пути решения и  делать  правильные выводы;

В то же время следует отметить и ряд недостатков:

  • ведение этого курса требует от учителя максимальной широты интегрированных знаний по всем естественным наукам, что осложняет подготовку к учебным занятиям;
  • отсутствуют некоторые  составляющие  УМК (КИМы и рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для проведения уроков);
  • уровень сложности ряда заданий не соответствует уровню сложности материала, излагаемого в параграфе;
  • тематика части  практических работ не соответствует логике изложения материала, и не имеют жизненного контекста.

        Для устранения этого недостатка  нами были дополнены содержащиеся в учебнике практические работы   и разработаны новые, с которыми можно ознакомиться на сайте издательства «Дрофа». Работы позволили использовать имеющиеся  теоретические  знания   в активной форме, побудили к  самостоятельному получению знаний обучающимися и расширили их кругозор.  Наибольший интерес вызвали работы, связанные с жизненными ситуациями: «Определение спелости яблок», «Наблюдение за температурой остывания воды», «Изучение состава почвы», « Исследование среды напитков и сока овощей и фруктов» и другие.

        Несмотря на перечисленные недостатки, качество знаний по предмету «Естествознание» составило по окончании 10 класса  4,2.  С учетом реализуемых замечаний апробированный курс позволяет повысить мотивацию старших школьников к изучению естественных наук на  качественно  новом мирровозренческом уровне и может быть использован в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по апробации УМК

Представленный материал можно использовать как план работы по апробации УМК "Английский язык" С.Г.Тер-Минасовой...

Отчёт по апробации УМК

Отчёт за 2 года по апробации УМК "Английский язык" С.Г.Тер-Минасовой...

Апробация УМК по русскому языку под ред. С.И.Львовой

Из опыта работы по русскому языку по УМК под редакцией Львовой С.И....

Апробация рабочей тетради по этике

Апробация рабочей тетради...

Апробация рабочей тетради по этике

Апробация рабочей тетради...

Апробация учебника географии линии "Сферы"

Серия "СФЕРЫ" - образовательный проект нового поколения. В предложенной статье рассказано об особенностях УМК "Сферы" по географии, преимуществах и недостатках, а также о дополнительных комплектах к у...

Апробация УМК по русскому языку (Е.А.Быстрова)

Данный материал раскрывает особенности нового УМК по русскому языку, автором которого является Е.А.Быстрова...