Практическая работа для учащихся 10 класса Исследование состава почвы
методическая разработка по естествознанию (10 класс) на тему
Практическая работа для учащихся 10 класса
Линия УМК «Естествознание» 10-11 классов под ред. О.С.Габриеляна
Исследование состава почвы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_sostava_pochvy_new.doc | 42.5 КБ |
Предварительный просмотр:
- Практическая работа для учащихся 10 класса
Пономарева Марина Юрьевна, учитель химии МБОУ СОШ №117 г. Нижний Новгород
Линия УМК «Естествознание» 10-11 классов под ред. О.С.Габриеляна
Исследование состава почвы
«И каменные голые горы часто показывают на себе зелень мху молодого, которая после чернеет и становится землею...»
М.В. Ломоносов
Цель: изучить различные типы почв и методы определения их механического состава.
Оборудование: пробирки, воронка, бумажный фильтр, химический стакан, стеклянная палочка, фарфоровая чашка, держатель, стеклянная пластинка, спиртовка, лупа, влажные салфетки.
Реактивы: образцы почв, дистиллированная вода, индикаторная бумага.
Ход работы:
- Определение типа почвы методом раскатывания шнура
- Почву смачивают водой и разминают пальцами (как тесто). Затем раскатывают почву на ладони, образуя из нее шнур небольшой толщины (3мм), и сворачивают кольцо диаметром 3см. Вид этого шнура показывает тип почвы (табл. 1).
Таблица 1
Определение типа почвы методом раскатывания шнура
Свойства шнура из почвы | Вид шнура из почвы | Тип почвы |
Шнур не образуется | Песчаная | |
Зачатки шнура | Супесчаная | |
Шнур при сгибании легко дробится |
| Суглинистая |
Шнур сплошной, кольцо содержит много трещин | Тяжелый суглинок | |
Шнур сплошной, кольцо стойкое | Глинистая |
- Запишите результаты исследования. Определите вид почвы исследуемого вами образца, используя данные таблицы 1.
- Определение механического состава почвы
- Поместите немного почвы в фарфоровую чашку, нагрейте на спиртовке и поднесите к почве холодное стекло. Запишите ваши наблюдения.
- Поместите кусочки почву в стакан, прилейте дистиллированной воды, объем которой в 3 раза превышает объем почвы. Наблюдайте за интенсивностью выделения пузырьков воздуха. Подумайте, о чем свидетельствует наблюдаемое явление.
- Перемешайте содержимое стакана. Наблюдайте за осаждением частиц почвы с помощью лупы. Запишите ваши наблюдения.
- Оцените приблизительное содержание гумуса в образце почвы по её цвету, используя данные таблицы 2.
Таблица 2
Определение содержания гумуса в почве
Окраска почвы | Содержание гумуса, % | Категория почвы |
Очень черная | 10−15 % | Высокогумусная, высокоплодородная |
Черная | 7−10 % | Гумусная, плодородная |
Темно-серая | 4−7% | Среднегумусная, среднеплодородная |
Серая | 2−4% | Малогумусная, среднеплодородная |
Светло-серая | 1−2% | Малогумусная, низкоплодородная |
- Получение почвенного раствора и его изучение
- Профильтруйте полученный в предыдущем опыте раствор через бумажный фильтр в чистую пробирку (фильтрат — почвенная вытяжка).
- Несколько капель почвенного раствора поместите на стеклянную пластинку, с помощью держателя подержите над спиртовкой до выпаривания воды (ОСТОРОЖНО!). Зарисуйте ваши наблюдения. Сделайте вывод, о чем могут свидетельствовать результаты этого опыта.
- Нанесите стеклянной палочкой несколько капель почвенного раствора на индикаторную бумагу. Используя эталонную шкалу рН, определите кислотность почвы.
- На основании определенной вами кислотности почвы определите, какие микроэлементы могут извлекать растения из вашего образца почвы, используя данные таблицы 3. (Наиболее подвижные катионы аккумулируются в тканях растений).
Таблица 3
Содержание микроэлементов в почве в зависимости от ее кислотности
Кислотность почвы | Cr3+ | Co2+ | Ni2+ | Cu2+ | Zn2+ | Cd2+ | Hg2+ | Pb2+ |
Кислые | СП | СП | СП | П | П | П | П | СП |
Нейтральные | СП | СП | СП | СП | П | СП | СП | ПН |
Щелочные | ПН | ПН | ПН | СП | СП | СП | СП | ПН |
ПН - практически неподвижные СП — слабо подвижные П - подвижные |
- Оформление результатов
Укажите, откуда взят исследуемый вами образец почвы.
Результаты исследования образца почвы оформите в виде таблицы.
№ п/п | Ход работы | Наблюдения | Выводы |
Используя различные источники информации, определите, для произрастания каких видов растений наиболее благоприятна исследованная вами почва. Предложите способы улучшения данной почвы.
- Ответьте на вопросы и выполните задания
- Что называют почвообразованием? Перечислите основные звенья почвообразовательного процесса.
- Подумайте, какова роль живых организмов в почвообразовании. Как влияют растения на почвообразование?
- Что представляет собой почвенный раствор и какова его роль в жизни растений?
- Что называется гумусом? Перечислите источники гумуса в почве. Как химический состав почвы влияет на гумификацию органических остатков?
- Какую роль играют микроэлементы в жизнедеятельности растений?
- Содержание каких химических элементов в почве представляет наибольшую опасность для здоровья человека? Каковы источники загрязнения почвы этими опасными с точки зрения их токсичности элементами? Подумайте, почему не стоит употреблять в пищу растительные продукты, выращенные вдоль автомобильных дорог.
- Предложите меры борьбы с избыточной щелочностью и кислотностью почвы.
Литература
1. Качинский Н.А. Механический и микроагрегатный состав почвы, методы его изучения. -
М.: АН СССР, 1958 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практическая работа для учащихся 9 класса №5"Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам"
Для самостоятельной работы...
Практическая работа для учащихся 9 класса №6 "Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства"
Для самостоятельной работы...
Практические работы для учащихся 8 класса
Практические работы из серии "Изучаю себя" позволяют при помощи простейших измерительных инструментов (часы, линейка, весы) применить физические знания на практике и исследовать возможности и особенно...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Практическая работа "Получение водорода и исследование его свойств"
Практическая работа "Получение водорода и исследование его свойств" ( 8 класс)...