Рабочая программа по информатике для 8 класса к учебнику Босовой Л.Л. 2 часа в неделю
рабочая программа по информатике и икт (8 класс) по теме

Скворцова Ирина Валерьевна

Расширенное изучение курса информатики в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_8-2_bos.docx111 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Государственного бюджетного общеобразовательного

учреждения города Москвы

«Школы с углубленным изучением отдельных предметов № 879»

На 2014-2015 учебный год

По курсу «Информатика» для 8 класса 2 часа

к  учебнику Л.Л. Босовой «Информатика и ИКТ»

Учителя информатики

Скворцовой Ирины Валерьевны

                                                                                     

Пояснительная записка

Программа по информатике и ИКТ для 8–9 классов основной школы (далее – Программа) составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике и ИКТ,  примерной программы изучения дисциплины, рекомендованной Министерством образования и науки Российской Федерации, в соответствии с действующим в настоящее время базисным учебным планом. В ней учитываются основные идеи и положения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения, а также накопленный опыт преподавания информатики в школе.

Вклад учебного предмета в достижение целей основного общего образования

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и  информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Общая характеристика учебного предмета

Информатика – это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и всё возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария.  Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий – одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.

Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ),  освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так  и в реальных жизненных ситуациях,  становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является  всевозрастающая изменчивость окружающего мира.  В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики и ИКТ для 8–9 классов основной школы акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализации общеобразовательного потенциала предмета.

Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;  
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.
  • владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи,  разработка последовательности и структуры действий,  необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки;  оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;
  • опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи,  проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;
  • широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми  при изучении информатики в основной школе, являются:

  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Цели и задачи курса

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний,
  • умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);
  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией, навыков информационного моделирования, исследовательской деятельности и т.д.; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников;
  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Задачи:

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, а на конец урока планируется компьютерный практикум (практические работы). Работа учеников за компьютером в 8 классах 10-15 минут. В ходе обучения учащимся предлагаются короткие (5-10 минут) проверочные работы (в форме тестирования). Очень важно, чтобы каждый ученик имел доступ к компьютеру и пытался выполнять практические работы по описанию самостоятельно, без посторонней помощи учителя или товарищей.

В 8 классе особое внимание следует уделить организации самостоятельной работы учащихся на компьютере. Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно-значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием.

Используемые технологии, методы и формы работы:

При организации занятий школьников 8 классов по информатике и информационным технологиям необходимо использовать различные методы и средства обучения с тем, чтобы с одной стороны, свести работу за ПК к регламентированной норме; с другой стороны, достичь наибольшего педагогического эффекта.

На уроках параллельно применяются общие и специфические методы, связанные с применением средств ИКТ:

  • словесные методы обучения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником);
  • наглядные методы (наблюдение, иллюстрация, демонстрация наглядных пособий, презентаций);
  • практические методы (устные и письменные упражнения, практические работы за ПК);
  • проблемное обучение;
  • метод проектов;
  • ролевой метод.

В данном классе ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный и репродуктивный, хотя используется и частично-поисковый. На уроках используются элементы следующих технологий: личностно ориентированное обучение, обучение с применением опорных схем, ИКТ.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Виды контроля:

  • входной – осуществляется в начале каждого урока, актуализирует ранее изученный учащимися материал, позволяет определить их уровень подготовки к уроку;
  • промежуточный - осуществляется внутри каждого урока. Стимулирует активность, поддерживает интерактивность обучения, обеспечивает необходимый уровень внимания, позволяет убедиться в усвоении обучаемым порций материала;
  • проверочный – осуществляется в конце каждого урока; позволяет убедиться, что цели, поставленные на уроке достигнуты, учащиеся усвоили понятия, предложенные им в ходе урока;
  • итоговый – осуществляется по завершении крупного блоки или всего курса; позволяет оценить знания и умения.

Формы итогового контроля:

  • тест;
  • творческая практическая работа;

Количество учебных часов:

Рабочая программа в 8 классе рассчитана на 2 часа в неделю на протяжении учебного года, то есть 68 часа в год.

Уровень обучения – базовый.

Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год.

Учебно-методический комплекс:

Название

Класс

ФИО автора

Издательство

Год издания

Информатика и ИКТ: Учебник для 8 класса

8

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2012

Информатика и ИКТ: Рабочая тетрадь для 8 класса

8

Л.Л. Босова

БИНОМ. Лаборатория знаний

2012

Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса

8

Л.Л. Босова

http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Программой предусмотрено проведение:

Контрольных работ – 5,

Практических работ – 19

Компьютерный практикум - 9.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Содержание

Количество

часов

1

Информация и информационные процессы

18 ч

2

Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией

15 ч

3

Обработка графической информации

12 ч

4

Обработка текстовой информации

11 ч

5

Мультимедиа

8 ч

6

Систематизация изученного

4 ч

Информация и информационные процессы (18 ч)

Информация и сигнал. Непрерывные и дискретные сигналы. Виды информации по способу восприятия её человеком. Субъективные характеристики информации, зависящие от личности получателя информации и обстоятельств получения информации: «важность», «своевременность», «достоверность», «актуальность» и т.п.

Представление информации. Формы представления информации. Знаки и знаковые системы. Язык как знаковая система: естественные и формальные языки. Алфавит, мощность алфавита.

Кодирование информации. Преобразование информации из непрерывной формы в дискретную. Двоичное кодирование. Двоичный алфавит. Двоичный код. Разрядность двоичного кода. Связь разрядности двоичного кода и количества кодовых комбинаций. Универсальность двоичного кодирования. Равномерные и неравномерные коды.

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации. 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита. Информационный вес символа алфавита, произвольной мощности. Информационный объём сообщения. Единицы измерения информации (байт, килобайт, мегабайт, гигабайт, терабайт).

Понятие информационного процесса. Основные информационные процессы: сбор, представление, обработка, хранение и передача информации. Два типа обработки информации: обработка, связанная с получением новой информации; обработка, связанная с изменением формы, но не изменяющая содержание информации. Источник, информационный канал, приёмник информации. Носители информации. Сетевое хранение информации. Всемирная паутина как мощнейшее информационное хранилище. Поиск информации. Средства поиска информации: компьютерные каталоги, поисковые машины, запросы по одному и нескольким признакам.

Примеры информационных процессов в системах различной природы; их роль в современном мире. Основные этапы развития ИКТ.

Аналитическая деятельность:

  • оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота и пр.);
  • определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
  • приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречаются в жизни;
  • классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
  • выделять информационную составляющую процессов в биологических, технических и социальных системах;
  • анализировать отношения в живой природе, технических и социальных (школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
  • приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.

Практическая деятельность:

  • кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
  • определять количество различных символов, которые могут быть закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
  • определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех символов алфавита заданной мощности;
  • оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт);
  • осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку);
  • сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них;

Компьютер как универсальное устройство

для работы с информацией (15 ч)

Основные компоненты компьютера (процессор, оперативная и долговременная память, устройства ввода и вывода информации), их функции. Программный принцип работы компьютера.

Устройства персонального компьютера и их основные характеристики (по состоянию на текущий период времени). Качественные и количественные характеристики современных носителей информации: объем информации, хранящейся на носителе; скорости записи и чтения информации.

Компьютерная сеть. Сервер. Клиент. Скорость передачи данных по каналу связи.

Состав и функции программного обеспечения: системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, системы программирования. Антивирусные программы. Архиваторы. Правовые нормы использования программного обеспечения.

Файл. Каталог (директория). Файловая система.

Графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые окна, меню). Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме: создание, именование, сохранение, удаление объектов, организация их семейств. Организация индивидуального информационного пространства.

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Аналитическая деятельность:

  • анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных средств;
  • анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
  • определять программные и аппаратные средства, необходимые для осуществления информационных процессов при решении задач;
  • анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при включении компьютера;
  • определять основные характеристики операционной системы;
  • планировать собственное информационное пространство.

Практическая деятельность:

  • соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
  • получать информацию о характеристиках компьютера;
  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса: использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
  • вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических средств;
  • изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
  • выполнять основные операции с файлами и папками;
  • оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме;
  • упорядочивать информацию в личной папке;
  • оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура, сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
  • использовать программы-архиваторы;
  • соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места, требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Обработка графической информации (12 ч)

Пространственное разрешение монитора. Формирование изображения на экране монитора. Компьютерное представление цвета. Глубина цвета. Видеосистема персонального компьютера.

Возможность дискретного представления визуальных данных (рисунки, картины, фотографии). Объём видеопамяти, необходимой для хранения визуальных данных.

Компьютерная графика (растровая, векторная, фрактальная). Интерфейс графических редакторов. Форматы графических файлов.

Аналитическая деятельность:

  • выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
  • планировать работу по конструированию сложных графических объектов из простых;
  • определять инструменты графического редактора для выполнения базовых операций по созданию изображений;

Практическая деятельность:

  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора;
  • создавать и редактировать изображения с помощью инструментов векторного графического редактора.
  • создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или преобразованными фрагментами;
  • определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;

Обработка текстовой информации (11 ч)

Текстовые документы и их структурные единицы (раздел, абзац, строка, слово, символ). Технологии создания текстовых документов.

Создание и редактирование текстовых документов на компьютере (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов, проверка правописания, расстановка переносов).

Форматирование символов (шрифт, размер, начертание, цвет). Форматирование абзацев (выравнивание, отступ первой строки, междустрочный интервал и др.). Стилевое форматирование.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Гипертекст. Создание ссылок: сноски, оглавления, предметные указатели. Примечания. Запись и выделение изменений.         Форматирование страниц документа. Ориентация, размеры страницы, величина полей. Нумерация страниц. Колонтитулы.

Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода.

Сохранение документа в различных текстовых форматах.

Компьютерное представление текстовой информации. Кодовые таблицы.

Американский стандартный код для обмена информацией, примеры кодирования букв национальных алфавитов. Представление о стандарте Юникод. Информационный объём фрагмента текста.

Аналитическая деятельность:

  • соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания текстового документа и возможности тестового процессора по их реализации;
  • определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых операций по созданию текстовых документов.

Практическая деятельность:

  • создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
  • выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с повторяющимися фрагментами;
  • осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью средств текстового процессора;
  • оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
  • создавать и форматировать списки;
  • создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
  • вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
  • создавать гипертекстовые документы;
  • переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием систем машинного перевода;
  • сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
  • выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);

Мультимедиа (8 ч)

Понятие технологии мультимедиа и области её применения. Звук и видео как составляющие мультимедиа. Возможность дискретного представления звука и видео.

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Технические приемы записи звуковой и видео информации. Композиция и монтаж.

Аналитическая деятельность:

  • планировать последовательность событий на заданную тему;
  • подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого мультимедийного объекта.

Практическая деятельность:

  • создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками, слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
  • записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации);
  • монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего программного обеспечения.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

        Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

        Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовых заданиями.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся

При выставлении оценок желательно придерживаться следующих общепринятых соотношений:

  • 50-70% — «3»;
  • 71-85% — «4»;
  • 86-100% — «5».

По усмотрению учителя  эти требования могут быть снижены. Особенно внимательно следует относиться к «пограничным» ситуациям, когда один балл определяет «судьбу» оценки, а иногда и ученика. В таких случаях следует внимательно проанализировать ошибочные ответы и, по возможности, принять решение в пользу ученика. Важно создать обстановку взаимопонимания и сотрудничества, сняв излишнее эмоциональное напряжение, возникающее во время тестирования.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ

В ОБЛАСТИ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ В 8 КЛАССЕ

В результате изучения курса информатика и ИКТ 8 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире; о принципах кодирования информации;
  • о программном принципе работы компьютера – универсального устройства обработки информации; о направлениях развития компьютерной техники;
  • о принципах организации файловой системы, основных возможностях графического интерфейса и правилах организации индивидуального информационного пространства;
  • о назначении и функциях программного обеспечения компьютера; об основных средствах и методах обработки числовой, текстовой, графической и мультимедийной информации; о технологиях обработки информационных массивов с использованием электронной таблицы или базы данных;
  • о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм;
  • о требованиях техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.

уметь:

  • приводить примеры информационных процессов, источников и приемников информации;
  • кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
  • переводить единицы измерения количества информации; оценивать количественные параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • создавать тексты посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте списки, таблицы, изображения, диаграммы, формулы;
  • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком).

Учебно-методические пособия для учителя

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

  • учебник по базовому курсу Л.Л. Босова. «Информатика и ИКТ»  Базовый курс. 8 класс» – Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г.;
  • рабочая тетрадь для 8 класса. Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ» - Москва, БИНОМ: Лаборатория знаний, 2012 г;
  • Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/ppt8kl.php

Электронные учебные пособия

  1. http://www.metodist.ru  Лаборатория информатики МИОО
  2. http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
  3. http://www.metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
  4. http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
  5. http://pedsovet.su Педагогическое сообщество
  6. http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Примерное тематическое планирование.

Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности

Тема 1. Информация и информационные процессы (18 часов)

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и её свойства

Информация, информационная технология, техника безопасности и организация рабочего места

Иметь общие представления об информации и её свойствах; Знать сущности понятий «информация», «сигнал»; Иметь представления об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества

Представление информации. Практическая работа №1 

«Ввод символов»

Знак; знаковая система; естественные языки; формальные языки; формы представления информации.

Иметь обобщённые представления о различных способах представления информацию. Знать сущность понятия «знак». Иметь представления о языке, его роли в передаче собственных мыслей и общении с другими людьми.

Двоичное кодирование

Дискретизация, алфавит, мощность алфавита, двоичный алфавит, двоичное кодирование, разрядность двоичного кода

Иметь представления о преобразовании информации из непрерывной формы в дискретную. Знать сущность двоичного кодирования. Уметь кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования. Понимать роль дискретизации информации в развитии средств ИКТ.

Измерение информации

Бит, информационный вес символа, информационный объем сообщения, единицы измерения информации

Знать единицы измерения информации и свободное оперирование ими. Понимать сущность измерения как сопоставления измеряемой величины с единицей измерения

Информационные процессы. Обработка информации

Информационные процессы; информационная деятельность; сбор информации; обработка информации

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире. Уметь приводить примеры сбора и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике

Информационные процессы. Хранение и передача информации

Информационные процессы; информационная деятельность; хранение информации, носитель информации; передача информации, источник, канал связи, приёмник

Иметь общие представления об информационных процессах и их роли в современном мире; умение приводить примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике; навыки анализа процессов в биологических, технических и социальных системах, выделения в них информационной составляющей; навыки классификации информационных процессов по принятому основанию

Всемирная паутина как информационное хранилище. Практическая работа №1 

«Ввод символов

WWW – Всемирная паутина, Web – страница, Web – сайт, браузер, поисковые системы, поисковый запрос

Иметь представление о WWW как всемирном хранилище информации; понятие о поисковых системах и принципах их работы; умение осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых запросов (по одному признаку), сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет информационные объекты и ссылки на них

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

Проверочная работа №1

Информация; алфавит, мощность алфавита; равномерное и неравномерное кодирование; информационный вес символа алфавита; информационный объём сообщения; единицы измерения информации; информационные процессы (хранение, обработка, передача); поисковый запрос

Иметь представления об информации как одном из основных понятий современной науки, об информационных процессах и их роли в современном мире, о принципах кодирования и алфавитном подходе к измерению информации

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией (15 часов)

Основные компоненты компьютера

Компьютер, процессор, память, устройства ввода информации, устройства вывода информации

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессора

Персональный компьютер

Персональный компьютер; системный блок: материнская плата, центральный процессор, оперативная память, жесткий диск; внешние устройства: клавиатура, мышь, монитор, принтер, акустические колонки; компьютерная сеть, сервер, клиент

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств (микропроцессора, устройств ввода-вывода, устройств внешней и внутренней памяти, системной шины, портов, слотов), принцип открытой архитектуры компьютера. Уметь приводить примеры использования компьютера, оценивать возможности компьютера по характеристике микропроцессор

Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение

Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа

Осознавать роль программного обеспечения в процессе обработки информации при помощи компьютера. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

Программа, программное обеспечение, системное программное обеспечение, прикладное программное обеспечение, система программирования, операционная система, архиватор, антивирусная программа, приложение общего назначения, приложение специального назначения

Понимать назначение различных прикладных программ. Иметь представление о программировании. Уметь называть группы программ прикладного и общего назначения.

Файлы и файловые структуры

Логическое имя устройства внешней памяти, файл, правила именования файлов, каталог, корневой каталог, файловая структура, путь к файлу, полное имя файла

Знать определение файла. Иметь представление об организации файлов, о дереве каталога. Знать возможности работы с файлами, основные действия с ними; о необходимости проверки файлов на наличие вирусов. Уметь просматривать на экране каталоги диска, проверять файлы на наличие вирусов.

Пользовательский интерфейс

Пользовательский интерфейс, командный интерфейс, графический интерфейс, основные элементы графического интерфейса, индивидуальное информационное пространство

Уметь оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс; пользоваться меню и окнами, справочной системой.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией». Проверочная работа №2

Основные компоненты компьютера. компьютерные сети, программное обеспечение компьютера и его классификация, файлы и файловые структуры, пользовательский интерфейс

Знать назначение компьютера, базовую структурную схему компьютера, понятие аппаратного обеспечения компьютера, назначение, основные характеристики и физические принципы организации устройств. Иметь представление о сущности программного управления работой компьютера. Знать типы программного обеспечения, функции операционной системы. Знать особенности процессов архивирования и разархивирования, типологию компьютерных вирусов, понятие «антивирусная программа». Уметь пользоваться программами архиваторами, антивирусными программами. Уметь оперировать компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (перемещать, копировать, удалять, создавать ярлыки)

Тема 3. Обработка графической информации (12 часов)  

Формирование изображения на экране компьютера. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации

Пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель RGB, глубина цвета, видеокарта, видеопамять, видеопроцессор, частота обновления экрана

Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Знать понятия пиксель, пространственное разрешение монитора, цветовая модель, видеокарта. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла.

Компьютерная графика. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации»

Графический объект, компьютерная графика, растровая графика, векторная графика, форматы графических файлов

Иметь представление о двух видах преставления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты

Создание графических изображений. Практическая работа № 2 «Обработка графической информации»

Графический редактор, растровый графический редактор, векторный графический редактор, интерфейс графических редакторов, палитра графического редактора, инструменты графического редактора, графические примитивы

Иметь представление о возможностях графического редактора; основных режимах работы. Знать виды компьютерной графики, их сходства и отличия; интерфейс графических редакторов, их структуру; способы работы в графических редакторах. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения.

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».  Практическая работа № 2 «Обработка графической информации» Проверочная работа №3

Пространственное разрешение монитора, компьютерное представление о цвете, видеосистема персонального компьютера, компьютерная графика, графический редактор, пиксель

Иметь представление о формировании изображения на экране компьютера. Знать принцип дискретного представления графической информации. Иметь представление о двух видах представления изображения (вектор и растр); о возможностях графического редактора; основных режимах его работы. Знать форматы графических файлов. Уметь вводить изображения с помощью сканера, использовать готовые графические объекты. Уметь создавать изображения с помощью инструментов растрового графического редактора MS Paint и Gimp; использовать готовые примитивы и шаблоны; производить геометрические преобразования изображения. Уметь рассчитывать глубину цвета в соответствии с количеством цветов в палитре. Уметь рассчитывать объем графического файла.

Тема 4. Обработка текстовой информации (11 часов)

Текстовые документы и технологии их создания. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Документ, текстовый документ, структурные элементы текстового документа, технология подготовки текстовых документов, текстовый редактор, текстовый процессор

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать информационные объекты, выполнять простейшее редактирование. Знать технологию создания и редактирования простейших текстовых документов

Создание текстовых документов на компьютере. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Набор (ввод) текста, клавиатурный тренажёр, редактирование (правка) текста, режим вставки/замены, проверка правописания, поиск и замена, фрагмент, буфер обмена

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь запускать текстовый редактор MS Word, набирать текст на русском языке с помощью клавиатуры, выполнять простейшее редактирование (вставлять, удалять и заменять символы).

Прямое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Форматирование, шрифт, размер, начертание, абзац, выравнивание

Иметь представление о форматировании текста как этапе создания документа, представления о прямом форматировании

Стилевое форматирование. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Отступ первой строки, междустрочный интервал, стиль, параметры страницы

Иметь представление о параметрах шрифта различных типах шрифта, размерах шрифта; о 4-х способах выравнивания абзацев (по левому краю, по центру, по правому краю, по ширине), отступах (слева и справа) и междустрочных интервалах; о нумерации и ориентации страниц, колонтитулах. Уметь форматировать текстовый документ: задавать параметры шрифта, абзаца, размеры полей (верхнего и нижнего, правого и левого), нумерацию (вверху или внизу по центру, справа или слева), колонтитулы (верхний и нижний) страницы, нумерацию и ориентацию страницы. Уметь форматировать символы и абзацы

Визуализация информации в текстовых документах. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Нумерованные и маркированные списки, многоуровневые списки, таблица, диаграмма, графические изображения

Иметь представление о вставке в документ графических объектов Знать виды списков (нумерованные и маркированные). Иметь представление об устройстве таблицы (строки, столбцы, ячейки); о диаграммах и их включении в документ. Уметь включать в текстовый документ списки, таблицы, формулы

Распознавание текста и системы компьютерного перевода. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации»

Программы распознавания документов, компьютерные словари, программы–переводчики

Иметь представление о возможностях компьютерных словарей (многоязычность, содержание слов из различных областей знаний, обеспечение быстрого поиска словарных статей, мультимедийность). Уметь переводить текст с использованием системы машинного перевода (небольшой блок текста). Уметь с помощью сканера получить изображение страницы текста в графическом формате, затем провести распознавание текста для получения документа в текстовом формате.

Уметь сохранить документ, вывести на печать на принтере

Оценка количественных параметров текстовых документов. Практическая работа № 2 «Обработка текстовой информации

Кодовая таблица, восьмиразрядный двоичный код, информационный объем текста

Понимать принцип кодирования текстовой информации. Осознавать проблемы, связанные с кодировкой символов русского алфавита и пути их решения. Знать основные кодировочные таблицы. Уметь вычислять объем информационного сообщения

Примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат). Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Доклад, реферат, учебная публикация, переписка, комплексные информационные объекты, шаблон

Знать примеры деловой переписки, учебной публикации (доклад, реферат), основные требования к оформлению учебной публикации. Уметь создавать оглавление, планировать текст; владеть поиском необходимой информации в общешкольной базе данных, на внешних носителях (компакт-диски), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей; вводить текст, форматировать его с использованием заданного стиля; владеть включением в документ таблиц, графиков, изображений; использовать цитаты и ссылки (гипертекст); использовать системы перевода текста и словари; использовать сканер и программы распознавания печатного текста.) Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации». Проверочная работа №4. 

Практическая работа № 3 «Подготовка реферата «История развития компьютерной техники»

Текстовый документ, текстовый редактор, текстовый процессор, форматирование, абзац, страница, список, таблица

Знать назначение и основные режимы работы текстового редактора. Уметь создавать и обрабатывать комплексный информационный объект в виде учебной публикации

Глава 5. Мультимедиа (8 часов)

Технология мультимедиа. Практическая работа № 4 «Мультимедиа

Технология мультимедиа, мультимедиа продукты, дискретизация звука, звуковая карта, эффект движения

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о способах записи музыки; о монтаже информационного объекта

Компьютерные презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа»

Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации

Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора

Создание мультимедийной презентации. Практическая работа № 4 «Мультимедиа»

Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации

Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера. Уметь осуществлять демонстрацию презентации с использованием проектора

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».

Проверочная работа №5.

 Практическая работа № 4 «Мультимедиа»

Презентация, компьютерная презентация, слайд, шаблон, дизайн презентации, макет слайда, гиперссылка, эффекты анимации

Иметь представление о мультимедиа; областях применения; о технических средствах мультимедиа; об аналоговом и цифровом представление звука; о монтаже информационного объекта. Знать характеристику компьютерной презентации, виды презентаций, этапы ее создания. Уметь создавать слайд презентации, с использованием готовых шаблонов, подбирать иллюстративный материал; создавать текст слайда, форматировать, структурировать текст, вставленный в презентацию. Уметь вставлять в слайды презентации графические объекты, записывать речь с помощью микрофона и вставлять в слайд, настраивать показ презентации и демонстрировать ее на экране компьютера

Систематизация изученного (4 часа)

Планирование курса « Информатика и ИКТ»

 к учебнику Л.Л. Босовой

 на 2014-2015 учебный год,  8 класс 2 часа в неделю

№ п/п

№ п\т

Дата

Тема

Практические работы

Подготовка к ЕГЭ

Оборудование

ТСО

на уроке

Программный

Продукт

01.09-05.09.14

Тема 1. Информация и информационные процессы – 18 часов

Техника безопасности и организация рабочего места. Информация и её свойства

§ 1.1, РТ: № 2, 4, 6, 7

1.1

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Введение в курс информатики и ИКТ»;  

плакат «Техника безопасности»

01.09-05.09.14

Представление информации. Знаки и знаковые системы.

§ 1.2.1, 1.2.2 вопросы 1–9

Практическая работа

«Ввод символов»

1.1.1

А 1

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Представление информации»

08.09-12.09

Формы представления информации Естественные и формальные языки.

§ 1.2.3, 1.2.4,  РТ: № 8–12

1.1.2

А 3

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Информация и её свойства

08.09-12.09

Двоичное кодирование. Преобразование информации

§ 1.3.1, 1.3.2, вопросы

1–5, 7-8

1.1.2

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Двоичное кодирование»

15.09-19.09

Алгоритмы перевода целых десятичных чисел в двоичный код.

§ 1.3.3

РТ: № 18, 21, 24

Работа с приложением «Калькулятор

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Виртуальная лаборатория «Цифровые весы».

15.09-19.09

Равномерные и неравномерные двоичные коды.

§ 1.3.4 РТ: № 30, 33, 36

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

22.09-26-09

Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации.

§1.4,

вопросы 1–3, 5

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Анимация «Вычисление количества информации: алфавитный подход»;

22.09-26-09

Информационный объем символа, сообщения

§ 1.4.2, 1.4.3 РТ: № 42, 46

Практическая работа

«Ввод символов»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

29.09-03.10

Единицы измерения информации. Решение задач.

§ 1.4.4

РТ: № 47, 49, 50, 54

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

 «Измерение информации»;

плакат «Единицы измерения информации»

29.09-03.10

Информационные процессы. Понятие информационного процесса

§ 1.5.1

вопросы 1–8

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Информационные процессы»

06.10-10.10

Сбор и обработка информации.

§ 1.5.2,1.5.3

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

06.10-10.10

Хранение и передача информации.

§ 1.5.4, 1.5.5

РТ: № 56, 58

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

13.10-17.10

Информационные процессы в живой природе и технике

§ 1.5.6

Работа с ресурсом сети Интернет «Информация в живой природе», «Информация в технике» на сайте http://school-collection.edu.ru

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

13.10-17.10

Всемирная паутина как информационное хранилище.

Понятие WWW

§ 1.6.1 вопросы 1–8

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация  «Всемирная паутина»

20.10-24.10

Поисковые системы и запросы

§ 1.6.2, 1.6.3

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Демонстрационный имитатор «Работа поисковой системы в Интернете

20.10-24.10

Правовые и этические аспекты информационной деятельности во Всемирной паутине

§ 1.6.4

РТ: № 68, 70

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

03.11-07.11

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

03.11-07.11

Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

интерактивный тест «Информация и информационные процессы»

10.11-

14.11

Тема 2. Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией - 15 часов

Основные компоненты компьютера

§ 2.1  вопросы 1-9

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Основные компоненты компьютера и их свойства»

10.11-

14.11

Персональный компьютер.

 §2.2, вопросы 1-4

Работа с ресурсом сети Интернет «Внутренняя память ЭВМ»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

17.11-

21.11

Системный блок. Внешние устройства

§ 2.2.1, 2.2.2 РТ: № 77-80

Работа с ресурсом сети Интернет «манипулятор «мышь»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Программа-тренажер «Устройство компьютера - 1»;

17.11-

21.11

Компьютерные сети. Скорость передачи данных

§ 2.2.3

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Тренировочный тест к теме "Первое знакомство с компьютером"

24.11-

28.11

Программное обеспечение компьютера. Понятие программного обеспечения

§2.3  вопросы 1-9

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Программное обеспечение компьютера»

24.11-

28.11

Системное программное обеспечение

§2.3.2

РТ: № 99, 101-103

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

01.12-05.12

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

§ 2.3.3, 2.3.4  вопросы 10, 12-18

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

01.12-05.12

Правовые нормы использования программного обеспечения

2.3.5

РТ: № 100, 103, 104

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Файлы и файловые структуры»

08.12-12.12

Файлы и файловые структуры, логические имена дисков

§2.4,  вопросы 1-16

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

08.12-12.12

Файлы и каталоги

2.4.2, 2.4.3.  РТ: № 105, 107, 109,

Работа с файловой системой ОС

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

15.12-19.12

Файловая структура, полное имя файла

§2.4.4, 2.4.5,  РТ: №  111, 113, 114, 118, 119

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

15.12-19.12

Пользовательский интерфейс

§ 2.5.1, 2.5.2 РТ: № 120, 121

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

22.12-26.12

Организация индивидуального информационного пространства

§ 2.5.3 вопросы 1-12

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Пользовательский интерфейс»

22.12-26.12

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией».

Задания 1-4

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

29.12-

31.12.14

Тестирование по теме «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Интерактивный тест

29.12-

31.12.14

Тема 3. Обработка графической информации (12 часов)  

Формирование изображения на экране

§3.1.1 , вопросы 1-7

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Формирование изображения на экране монитора»

12.01-16.01.15

Пространственное разрешение монитора

РТ: № 122-126

Практическая работа «Работа с графическими примитивами»» (Задания 3.1–3.4)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Интерактивный тест «Представление графической информации»

12.01-16.01.15

Компьютерное представление цвета

§3.1.2,  3.1.3 вопросы 1-3, 5-10

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Флэш-анимация «Виды графики»

19.01-23.01

Компьютерная графика, сферы применения, способы создания

§ 3.2.1, 3.2.2

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Компьютерная графика

19.01-23.01

Растровая и векторная графика

РТ: № 152, 157, 158,

Практическая работа «Работа с графическими примитивами»

 Задания 3.5–3.9

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

26.01-30.01

Форматы графических файлов

§ 3.2.3, 3.2.4

Практическая работа «Работа с графическими примитивами»

 Задания 3.10–3.12

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Компьютерная графика

26.01-30.01

Создание графических изображений средствами растрового редактора

§ 3.3.1, 3.3.2

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Флэш-анимация «Базовые инструменты Paint»

02.02-06.02

Создание графических изображений средствами векторного редактора

РТ: № 156, 160, 162, 165

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторах Paint и Girnp

02.02-06.02

Решение задач на вычисление размеров графических файлов

Страница 137 № 1-5

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторах Paint и Girnp

09.02-13.02

Решение задач на вычисление размеров графических файлов

Страница 138 № 6-8

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторах Paint и Girnp

09.02-13.02

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

Страница 139 №12-16

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторах Paint и Girnp

16.02-20.02

Тестирование по теме

Проверочная практическая работа

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Интерактивный тест «Обработка графической информации»

16.02-20.02

Тема 4. Обработка текстовой информации - 11 часов

Текстовые документы и технологии их создания.

§4.1, вопросы 2-6

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Текстовые документы и технологии их создания»

02.03-06.03

Создание текстовых документов на компьютере.

§4.2, вопросы 1-12

Практическая работа «Вставка и замена символов» (Задания 4.1–4.5)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

02.03-06.03

Форматирование текста

§4.31,4.3.2, 4.3.3  вопросы 1-3

РТ: № 186, 187

Практическая работа «Работа с фрагментами» (Задания 4.6–4.9)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

10.03-13.03

Стилевое форматирование.

4.3.4,4.3.5, вопросы 4-9

Практическая работа «Форматирование символов» (Задания 4.10–4.12)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

10.03-13.03

Визуализация информации

4.4, вопросы 1-8

РТ № 189

Практическая работа «Форматирование абзацев» (Задания 4.14–4.18)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

16.03-20.03

Распознавание текста и системы компьютерного перевода.

§4.5, вопросы 1-7

РТ № 190, 191

Практическая работа «Вставка формул» (Задания 4.19–4.20)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода»

16.03-20.03

Оценка количественных параметров текстовых документов.

§4.6, вопросы 1-9

РТ № 196, 198, 200, 201

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

23.03-27.03

Представление текста в памяти компьютера

РТ № 196, 198

Практическая работа «Вставка рисунков» (Задания 4.21)

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

23.03-27.03

Информационный объем текста

РТ № 200, 201

работа в редакторе MS Word.

30.03-03.04

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

Страница 195 № 1-5

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Интерактивный тест «Текстовая информация и компьютер»

30.03-03.04

Тестирование

Зачетная практическая работа»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

работа в редакторе MS Word.

06.04-10.04

Тема  5 «Мультимедиа» - 8 часов

Технология мультимедиа.

§5.1.1, 5.1.2 , вопросы 1-7

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Флэш-анимация «Технологии мультимедиа» Флэш-анимация «Технические средства мультимедиа»

Виртуальный музей Эрмитаж

06.04-10.04

Звук и видео как составляющие мультимедиа

§5.1.3

Практическая работа

Презентация «Персональный компьютер»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Презентация «Технология мультимедиа»

20.04-24.04

Компьютерные презентации.

§5.2.1, вопросы 1-4

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Практическая работа в редакторе MS PowerPoint

20.04-24.04

Создание мультимедийной презентации

§5.2.2 , вопросы 4-8

Практическая работа

Презентация «История развития ЭВМ»

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Практическая работа в редакторе MS PowerPoint

27.04-01.05

Базовые приёмы обработки звуковой информации.

РТ № 223, 226

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Практическая работа в редакторе MS PowerPoint

27.04-01.05

Создание видеороликов.

РТ № 228

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Практическая работа в редакторе MS PowerPoint

04.05-08.05

Обобщение и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа».

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Работа с сервисами Google

04.05-08.05

Тестирование

Зачетная практическая работа

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

интерактивный тест «Мультимедиа»

11.05-15.05

Систематизация знаний

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

11.05-15.05

Систематизация знаний

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

18.05-22.05

Систематизация знаний

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

18.05-22.05

Систематизация знаний

Мультимедийный

Проектор, Компьютер P IV, Smart Board

Музейная педагогика

        20.10-24.10

Урок в музее боевой  славы. Поисковые системы и запросы

Поиск информации и подготовка сообщений о героях ВОВ

27.04-01.05

Урок в музее народного быта. Создание видеороликов.

Создание фильма  на тему «Русские традиции»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)

Программа содержит системно-деятельный подход....

Рабочая программа по информатике 5 класс (по учебнику Босовой Л.Л.)

Программа содержит системно-деятельный подход....

Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Босовой

Рабочая программа по информатике 5 класс по учебнику Босовой...

Рабочая программа по информатике 7 класс по учебнику Босовой

Программа по информатике для основной школы составлена в соответствии с: требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО); требованиями к р...

Рабочая программа по информатике 5 класс ФГОС учебник Босовой Л.Л

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе:1.      Федерального государственного стандарта общего образования , приказ  Министерства образовании и науки ...

Рабочая программа по информатике 6 класс ФГОС учебник Босовой Л.Л

Рабочая программа учителя составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:Федерального  государственного образовательного стандарта основного общего образования;Примерной...