ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ-10»
статья по естествознанию (10 класс) на тему

Пономарева Марина Юрьевна

Результаты анализа апробации нового курса "Естествознание" в 10 классе (

Авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков и В. И. Сивоглазов)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy_ponomareva_averyanova.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ-10»

                     Пономарева М.Ю. МБОУ СОШ № 117, г. Нижний Новгород                Аверьянова Т.В. МБОУ СОШ № 93, г. Нижний Новгород

         С связи с переходом образовательных учреждений на новые  Федеральные государственные образовательные стандарты  (ФГОС), в основе которых лежит системно-деятельностный подход, требуются  новые методические подходы  и как следствие - новые УМК по естественно-научным дисциплинам.

        Авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков и В. И. Сивоглазов разработали  интегрированный курс «Естествознание» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений,  который является альтернативой   курсам химии, биологии и физики, изучаемых на  базовом уровне.

         Отличительной особенностью естествознания как учебного предмета  от отдельных естественных дисциплин,  является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук: физики, химии, биологии, географии и др. Поэтому новый учебный курс позволяет формировать не фрагмертарное, а целостное восприятие окружающего мира.

        В 2013-14 учебном году нижегородские школы №117 Сормовского района и №93 Московского района участвовали в апробации учебного курса «Естествознание-10». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (всего 210 часов). По оценке психологов  обучающиеся этих классов имели  низкую  мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла. Средний балл успеваемости по этим предметам  в 9 классе составлял 3,2.

        По результатам апробации можно отметить положительные стороны:

  • материал курса в учебнике изложен логически, хорошо иллюстрирован, содержит  много интересных, творческих заданий, имеются ссылки на электронные ресурсы;
  • апробированный курс подразумевает использование на занятиях элементов источникового обучения и музейной педагогики (организация занятий на базе Нижегородского Планетария, информационного ядерного центра, музея кварков), что расширяет возможности школьников в формировании  целостной естественно-научной картины мира;
  • в курсе много экспериментальных заданий,  развивающих наблюдательность,  способность к анализу фактов и выдвижению гипотез, умение находить пути решения и  делать  правильные выводы;

В то же время следует отметить и ряд недостатков:

  • ведение этого курса требует от учителя максимальной широты интегрированных знаний по всем естественным наукам, что осложняет подготовку к учебным занятиям;
  • отсутствуют некоторые  составляющие  УМК (КИМы и рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для проведения уроков);
  • уровень сложности ряда заданий не соответствует уровню сложности материала, излагаемого в параграфе;
  • тематика части  практических работ не соответствует логике изложения материала, и не имеют жизненного контекста.

        Для устранения этого недостатка  нами были дополнены содержащиеся в учебнике практические работы   и разработаны новые, с которыми можно ознакомиться на сайте издательства «Дрофа». Работы позволили использовать имеющиеся  теоретические  знания   в активной форме, побудили к  самостоятельному получению знаний обучающимися и расширили их кругозор.  Наибольший интерес вызвали работы, связанные с жизненными ситуациями: «Определение спелости яблок», «Наблюдение за температурой остывания воды», «Изучение состава почвы», « Исследование среды напитков и сока овощей и фруктов» и другие.

        Несмотря на перечисленные недостатки, качество знаний по предмету «Естествознание» составило по окончании 10 класса  4,2.  С учетом реализуемых замечаний апробированный курс позволяет повысить мотивацию старших школьников к изучению естественных наук на  качественно  новом мирровозренческом уровне и может быть использован в учебно-воспитательном процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация опыта работы «Разработка и апробация системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»

Отчёт опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №94 за 2011-2012 уч. год. В презентации представлена безотметочная система  оценивания результативности на личностном, метапредметном и предметном...

Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"

Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...

Из опыта работы по ведению курса ОРКСЭ

текст выступления на Координационном совете...

Апробация курса "Естествознание-10"

В статье рассматриваются положительные и отрицательные моменты курса "Естествознание-10"...

Из опыта работы Комбинированный урок по географии и естествознанию: "Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир"

Цели: -      познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;-...

Мастер- класс Тема: «Апробация учебника Е.А.Быстровой, О.А. Александровой «Русский язык 5 класс» (Из опыта работы)

  Апробировав  учебник  Е. А. Быстровой,  О.А. Александровой, О. В. Зеленовой «Русский язык 5 класс», я пришла к выводу, что он отвечает основным требованиям, предъявляемым ...

«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»

В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....