ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ-10»
статья по естествознанию (10 класс) на тему
Результаты анализа апробации нового курса "Естествознание" в 10 классе (
Авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков и В. И. Сивоглазов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy_ponomareva_averyanova.doc | 19.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО АПРОБАЦИИ КУРСА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ-10»
Пономарева М.Ю. МБОУ СОШ № 117, г. Нижний Новгород Аверьянова Т.В. МБОУ СОШ № 93, г. Нижний Новгород
С связи с переходом образовательных учреждений на новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), в основе которых лежит системно-деятельностный подход, требуются новые методические подходы и как следствие - новые УМК по естественно-научным дисциплинам.
Авторы О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов, Н. С. Пурышева, С. А. Сладков и В. И. Сивоглазов разработали интегрированный курс «Естествознание» для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, который является альтернативой курсам химии, биологии и физики, изучаемых на базовом уровне.
Отличительной особенностью естествознания как учебного предмета от отдельных естественных дисциплин, является то, что оно исследует одни и те же природные явления сразу с позиций нескольких наук: физики, химии, биологии, географии и др. Поэтому новый учебный курс позволяет формировать не фрагмертарное, а целостное восприятие окружающего мира.
В 2013-14 учебном году нижегородские школы №117 Сормовского района и №93 Московского района участвовали в апробации учебного курса «Естествознание-10». На изучение предмета отводится 3 часа в неделю (всего 210 часов). По оценке психологов обучающиеся этих классов имели низкую мотивацию к изучению предметов естественно-научного цикла. Средний балл успеваемости по этим предметам в 9 классе составлял 3,2.
По результатам апробации можно отметить положительные стороны:
- материал курса в учебнике изложен логически, хорошо иллюстрирован, содержит много интересных, творческих заданий, имеются ссылки на электронные ресурсы;
- апробированный курс подразумевает использование на занятиях элементов источникового обучения и музейной педагогики (организация занятий на базе Нижегородского Планетария, информационного ядерного центра, музея кварков), что расширяет возможности школьников в формировании целостной естественно-научной картины мира;
- в курсе много экспериментальных заданий, развивающих наблюдательность, способность к анализу фактов и выдвижению гипотез, умение находить пути решения и делать правильные выводы;
В то же время следует отметить и ряд недостатков:
- ведение этого курса требует от учителя максимальной широты интегрированных знаний по всем естественным наукам, что осложняет подготовку к учебным занятиям;
- отсутствуют некоторые составляющие УМК (КИМы и рабочие тетради для учащихся, методические рекомендации для проведения уроков);
- уровень сложности ряда заданий не соответствует уровню сложности материала, излагаемого в параграфе;
- тематика части практических работ не соответствует логике изложения материала, и не имеют жизненного контекста.
Для устранения этого недостатка нами были дополнены содержащиеся в учебнике практические работы и разработаны новые, с которыми можно ознакомиться на сайте издательства «Дрофа». Работы позволили использовать имеющиеся теоретические знания в активной форме, побудили к самостоятельному получению знаний обучающимися и расширили их кругозор. Наибольший интерес вызвали работы, связанные с жизненными ситуациями: «Определение спелости яблок», «Наблюдение за температурой остывания воды», «Изучение состава почвы», « Исследование среды напитков и сока овощей и фруктов» и другие.
Несмотря на перечисленные недостатки, качество знаний по предмету «Естествознание» составило по окончании 10 класса 4,2. С учетом реализуемых замечаний апробированный курс позволяет повысить мотивацию старших школьников к изучению естественных наук на качественно новом мирровозренческом уровне и может быть использован в учебно-воспитательном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы «Разработка и апробация системы оценки достижений планируемых результатов по физической культуре в 1 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО»
Отчёт опытно-экспериментальной работы в МБОУ СОШ №94 за 2011-2012 уч. год. В презентации представлена безотметочная система оценивания результативности на личностном, метапредметном и предметном...
Технологическая карта занятия "Путешествие в прошлое. Великие ученые естествознания" Интегрированный курс "Естествознание"
Первое занятие интегрированного курса "Естествознание" "Образовательное путешествие в прошлое"...
Из опыта работы по ведению курса ОРКСЭ
текст выступления на Координационном совете...
Апробация курса "Естествознание-10"
В статье рассматриваются положительные и отрицательные моменты курса "Естествознание-10"...
Из опыта работы Комбинированный урок по географии и естествознанию: "Зона арктических пустынь. Мхи. Растительный и животный мир"
Цели: - познакомить детей с животным и растительным миром зоны Арктических пустынь. Показать зависимость фауны от климатических условий природной зоны;-...
Мастер- класс Тема: «Апробация учебника Е.А.Быстровой, О.А. Александровой «Русский язык 5 класс» (Из опыта работы)
Апробировав учебник Е. А. Быстровой, О.А. Александровой, О. В. Зеленовой «Русский язык 5 класс», я пришла к выводу, что он отвечает основным требованиям, предъявляемым ...
«Из опыта работы: проблемы преподавания курса географии в школе и пути их решения»
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с преподавание географии в школе....