Рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по естествознанию (5 класс) по теме
Рабочая программа по природоведению 5 класс учебник А.А Плешеков, Н.И. Сонин. Естествознание. 2013г Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_kl_prirodovedenie.rar | 86.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Морозовский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Парамоновская основная общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор МБОУ Парамоновской
основной общеобразовательной
школы__________ / Ермолова Е.А./
Приказ от «» августа 2014 г. №
Рабочая программа
по природоведению
для 5 класса
Базовый уровень
Учитель: Кубанцева Елена Николаевна
х.Парамонов
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению разработана на основе:
- Примерной программы основного общего образования по биологии, допущенной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования МОРФ.
- Авторской программы для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс, авторы А.А. Плешаков, Н.И. Сонин - Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. – М.: Дрофа, 2012.
- Плешаков А.А. Естествознание. 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа. 2013.
- Образовательной программы МБОУ Парамоновская ООШ на 2014 – 2015 уч. год по БУП-2004г.
Рабочая программа по природоведению составлена на основе следующих нормативно-правовых актов:
Федеральные законы:
- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ).
Федеральные программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
Федеральные постановления:
- постановление правительства от 19.03.2001 года № 196. Типовое положение об общеобразовательном учреждении;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Федеральные приказы:
- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 года № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
- приказ Министерства образования общего и профессионального образования Ростовской области от 25.04.2013 №296 «Об утверждении учебных планов для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2013 – 2014 учебный год».
Федеральные распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
Общая характеристика учебного предмета.
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.
Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы, так и ненужное забегание вперёд.
В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.
Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.
В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.
Цели изучения предмета
Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:
- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.
Важными формами деятельности учащихся являются:
- практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;
- развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.
В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:
- работа в малых группах (2-5 человек);
- проектная работа;
- подготовка сообщений/ рефератов;
- исследовательская деятельность;
- информационно-поисковая деятельность;
- выполнение практических и лабораторных работ.
Результаты обучения:
- Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.
- Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.
- Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;
- Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;
- Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;
- Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.
- Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);
- Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);
- Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);
- Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;
- Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.
Место предмета в базисном учебном плане
Ведущее место в общеобразовательной области «Естествознание» принадлежит биологии, потому что именно биология обеспечивает понимание учащимися роли и места человека в биосфере, обеспечивает экологическое образование и воспитание. Биологическое образование осуществляется по примерной программе для основной школы и авторской программе для общеобразовательных школ по предмету природоведение 5 класс А.А. Плешакова: 5 класс – Природоведение, 2 часа.
Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. Рабочая программа скорректированна на 68 часов, в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием уроков МБОУ Парамоновской ООШ на 2014-2015 учебный год.
Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.
Формы промежуточной аттестации: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные и контрольные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).
Содержание учебного предмета.
Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
(70 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1. Изучение природы(4 часов)
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).
Практические работы
- Знакомство с оборудованием для научных исследований.
- Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
- Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарь, справочник величин, определитель, карты.[Поиск информации в сети Internet и справочниках на компакт-дисках].
- Великие естествоиспытатели.
Демонстрации:
- Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.
- Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.
- Портреты великих ученых-естествоиспытателей.
- Плакат: Науки о природе.
Тема 2. Вселенная(16 часов)
Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик.
Демонстрации:
- Карта звездного неба.
- Модель Солнечной системы.
- Глобус.
- Мир в картинках: Космос (фотографии)
- Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.
Практические работы
- Наблюдение за звездным небом, работа с подвижной картой звездного неба.
Тема 3. Земля(18 часов)
Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси. Примеры явлений превращения веществ (горение, гниение и др.).
Примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых) и их использования в повседневной жизни.
Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Ветер. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
- Глобус.
- Физическая карта полушарий.
- Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы. Вода на планете. Строение земли. Строение атмосферы. Круговорот воды.
- Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.)
Практические работы
- На ознакомление со свойствами горных пород и минералов.
- Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ
- Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка).
- Исследование 1-2-х физических явлений
- На контурной карте подписать названия материков и океанов, морей, рек, озер, гор, горных вершин.
- На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки.
Тема 4. Жизнь на Земле(17 часов)
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого.
Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.
Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).
Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Демонстрации:
- Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии, [использование цифрового микроскопа, электронных коллекций изображений] и т.п.).
- Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (+карта)
- Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. ПЗ: тундра. ПЗ: смешанный лес. ПЗ: степь. ПЗ: пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.
Практические работы
- Ознакомление с ископаемыми остатками организмов.
- Изучение устройства светового микроскопа и рассматривание клеток на готовых препаратах.
- Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов.
- Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов.
- Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций.
- Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов.
- Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Тема 5. Человек на Земле (14 часов)
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель.
Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения.Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием.
Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.
Здоровье человека и безопасность жизни.Взаимосвязь здоровья и образа жизни.
Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации
- Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Практические работы
- Работа с контурной картой с.3
- Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.).
- Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. Измерение своего роста и массы тела.
Календарный график
Название раздела | Cроки прохождения темы | Количество часов | Практические работы | Контроль |
Раздел 1. Изучение природы | 1 - 10 .09 | 4 | Пр.р.1 – 3.09 Пр.р.2 – 8.09 Пр.р.3 - 10.09 | |
Раздел 2. Вселенная | 15.09 – 12.11 | 16 | Пр.р.4 – 27.10 | К.р.- 12.11 |
Раздел 3. Земля | 17 .11 – 28.01 | 18 | Пр.р.5 – 26.11 Пр.р.6 – 1.12 Пр.р.7 – 3.12 Пр.р.8 – 15.12 Пр.р.9 -14.01 | К.р. – 28.01 |
Раздел 4. Жизнь на Земле | 2.02 – 13 .04 | 17 | Пр.р10- 4.02 Пр.р.11 – 9.02 Пр.р.12 – 16.02 Пр.р.13 – 18.02 Пр.р.14 – 2.03 Пр.р.15 –30.03 | К.р. – 13.04 |
Раздел 5. Человек на Земле | 15 .04 – 27.05 | 13 | Пр.р.16 –22.04 Пр.р.17 –6.05 Пр.р18 – 18.05 Пр.р.19 -22.05 | |
ИТОГО | 68 | 19 |
В программу внесены следующие изменения:
- Первый раздел увеличен на 1 часа (4 часов вместо 3-х) в связи с практической направленностью обучения.
- Второй раздел увеличен на 2 час в связи с более полным изучением темы «Галактики».
- Четвертый раздел увеличен на 3 часа в связи с боле полным изучением тем «Классификация живой природы» и «Среды обитания. Приспособленность организмов к различным средам обитания».
- Пятый раздел уменьшен на 1 часа в связи с легкостью усвоения материала.
Тематическое планирование уроков природоведения в 5 классе
Изучение природы (4 часа)
Задачи темы: сформировать представление о постепенном возникновении различных наук о природе, методах её изучение; познакомить великими естествоиспытателями.
Знать:
- естественные науки, методы изучения природы;
Уметь:
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
- перечислять и кратко характеризовать естественные науки, методы изучения природы;
- называть имена великих ест6ествоиспытателей.
Дата | Раздел учебной программы | Количество часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | Контроль | Домашняя работа |
1.09 3.09 8.09 10.09 | Изучение природы | 4 1. 2. 3. 4. |
Природоведение – комплекс наук о природе. Методы изучения природы. Оборудование для научных исследований. Великие естествоиспытатели | Проводить наблюдения природных объектов. Составлять описание объекта изучения. Познакомиться с лупой и микроскопом. Познакомиться с различными способами измерения величин.(массы или температуры). Конструировать простейшие измерительные приборы и установки для наблюдений и опытов. Составлять план проведения простейшего исследования (на примере скорости испарения воды при различных условиях). Работать с различными типами справочных изданий по естественным наукам(энциклопедии,словари, справочники,определители, карты интернет) | Рисунки учебника Линейка, термометр, секундомер, магнит, кнопки, ключи Микроскоп. Штатив, лупа, весы, пробирки, колбы, ступка, пестик, спиртовка Портреты К.Линнея, Ч.Дарвина, В.Вернадского | Пр.р.1Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы Пр.р.2 Знакомство с оборудованием для научных исследований. Пр.р.3Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам. | тест тест | с.6 – 14 с.15 – 17 с.18 – 20 с.21 - 22 |
Вселенная(16 часов)
Задачи темы: сформировать у учащихся представления о строении Вселенной, различных взглядах на модели Вселенной; показать вклад Аристотеля, Птолемея, Коперника, Бруно и Галилея в развитие науки о Вселенной; познакомить с современной моделью Вселенной, составом Солнечной системы: планеты и их спутники, астероиды, кометы; с галактиками, звездным небом, многообразием мира звезд, созвездиями, звездной картой; научить проводить наблюдения за положением звезд на небе, находить Полярную звезду, созвездия Большой и Малой медведицы, ориентироваться по звездам.
Знать:
- основные этапы в развитии взглядов людей на Вселенную; отличие систем мира по Птолемею и Н.Копернику; роль Дж.Бруно, Г.Галилея в развитии взглядов на Вселенную;
- строение и состав Солнечной системы;
- общую характеристику планет Солнечной системы, астероидов, комет, метеоров, метеоритов;
- основные типы звезд, созвездия неба Северного полушария;
- характеристику галактик;
- основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы.
Уметь:
- сравнивать планеты земной группы и планеты – гиганты;
- перечислять и показывать по таблице планеты;
- отличать кометы, метеоры и метеориты;
- проводить наблюдения за положением звезд на небе;
- находить Полярную звезду, созвездия Большой и Малой медведицы;
- ориентироваться по звездам.
Дата | Раздел учебной программы | Количество часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | Контроль | Домашнее задание |
15.09 17.09 22.09 24.09 29.09 1.10 6.10 8.09 13.10 15.10 20.10 22.10 27.10 29.10 10.11 12.11 | Вселенная | 16 1. 2. 3. 4. 5-6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. | Что такое Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модель Вселенной по Аристотелю и Птолемею Н.Коперник, его модель Вселенной. Дж.Бруно и Г. Галилей, их роль в развитии и пропаганде идей Н.Коперника. Солнечная система, её состав. Планеты земной группы. Планеты – гиганты Спутники планет 9.Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Созвездия Галактика. Световой год. Многообразие галактик Обобщающий урок по теме «Вселенная» Контрольная работа «Вселенная» | Наблюдать суточное движение Солнца и звезд. Работать с подвижной картой звездного неба. Наблюдать планеты Солнечной системы. Изучать фотографии поверхности планет Солнечной системы. Описывать одну из планет Солнечной системы. Описывать форму и размеры Земли. Наблюдать смены фаз Луны. Изучать фотографии поверхности Луны. Работать с информационными источниками. | Глобус, атлас рис. на стр.26-27 телескоп, карта полушарий таблица, атлас таблица таблица, глобус Луны таблица таблица карта звездного неба таблица атлас, карта звездного неба карта звездного неба
карточки, тесты | Пр.р.4Работа с подвижной картой звездного неба. | с/р | с.24 с. 25 – 28 с.29 – 30 с. 30 - 32 с.34 – 38 с.35 с.39 – 42 с.36 с.43 – 45 с.45 – 47 с.48 – 49 с.49 – 51 с.50 с.52 |
Земля (18 часов)
Задачи темы: познакомить учащихся с различными гипотезами о возникновении Земли; особенностями ее внутреннего строения; горными породами и минералами, слагающими земную кору; природными явлениями, связанными с движением земной коры; раскрыть особенности суши, воздушной и водной оболочек Земли; показать уникальность Земли как единственной планеты, на которой существует жизнь; обосновать необходимость бережного отношения к окружающей среде, рационального использования природных ресурсов Земли.
Знать:
- основные гипотезы о возникновении Земли и Солнечной системы;
- внутренне строение Земли и её внешние оболочки;
- причины землетрясений и вулканической деятельности;
- общую характеристику материков.
Уметь:
- находить не карте океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки, вершины;
- характеризовать свойства горных пород и минералов;
- выполнять несложные наблюдения и практические работы;
- составлять сообщения.
Дата | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | контроль | Домашнее задание |
17.11 19.11 24.11 26.11 1.12 3.12 8.12 10,15.12 17.12 22.12 24.12 12.01 14.01 19,21.01 26.01 28.01 | Земля | 18 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8-9. 10. 11. 12. 13. 14. 15-16. 17. 18. | Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Внутреннее строение Земли Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Простые и сложные вещества, смеси Многообразие явлений природы. Землетрясения. Вулканы. Суша. Характеристика материков. Атмосфера Земли Беспокойная атмосфера Погода. Климат. Гидросфера Земли, её части. Мировой океан. Воды суши. Уникальность нашей планеты Обобщающий урок по теме «Земля» Контрольная работа по теме «Земля» | Определять горные породы и минералы по образцам. Изучать и описывать свойства различных веществ. Распознавать простые и сложные вещества по составу. Моделирование строение простых и сложных веществ. Характеризовать состав по данным формулам. Систематизировать известные природные явления с использованием видео- и аудиофрагментов. Наблюдать тепловое расширение газов и жидкостей, плавления льда, испарение и кипение воды; процессы горения угля и серы. Изучать свойства воздуха и воды. Наблюдать за облаками. Измерять температуру и давление атмосферного воздуха. Составлять схему круговорота воды. Наблюдать примеры выветривания горных пород(разрушение облицовки зданий) и рельефообразования(оползни, осыпи, изменение русел ручьев и рек). | Таблица Таблица Коллекции «Горные породы», «Гранит», карта полезных ископаемых России Карта полушарий
Карта полушарий, атласы Климатическая карта Карта полушарий, картины «Айсберги», «Ледники» Карта, глобус Карты, глобус, атласы, коллекции | Пр.р.5ознакомление со свойствами горных пород и минералов. Пр.р.6.Описание и сравнение признаков 2-3-х веществ Пр.р.7 Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). Исследование 1-2-х физических явлений Пр.р.8На контурной карте подписать названия материков и океанов, морей, рек, озер, гор, горных вершин. Пр.р.9На контурной карте подписать океаны, моря, омывающие Россию, крупнейшие реки. | к/р | с.54 – 56 с.56 – 59 с.60 с.60 – 63 с.64 - 67 с.67 - 71 с.72 с.73 – 77 с.78 – 80 с.80 – 84 с.85 – 86 с.88 – 89 с.86 – 87, 90 с. 91 – 93 с.93 – 96 с.97 – 99 с.100 |
Жизнь на Земле (17 часов).
Задачи темы: дать представление о развитии жизни на Земле; показать многообразие живых организмов; сформировать понятия о царствах живых организмов, об отличительной особенности живого – клеточном строении, о разнообразии сред обитания и приспособленности организмов к жизни в определенной среде; познакомить учащихся с растительным и животным миром материков нашей планеты; с основными природными зонами и их распространением на земном шаре, с природными сообществами морей и океанов; раскрыть причины, которые обусловили распространение на Земле природных зон и сообществ; показать своеобразие растительного и животного мира различных природных зон и сообществ.
Знать:
- как развивалась жизнь на Земле;
- основные компоненты клетки и устройство микроскопа;
- характеристику царств живой природы;
- беспозвоночных и позвоночных животных;
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны;
- природные сообщества морей и океанов.
Уметь:
- составлять схему строение клетки и пользоваться микроскопом;
- приводить примеры царств живой природы, беспозвоночных и позвоночных животных; среды обитания, важнейших представителей природных зон и сообществ;
- показывать на карте основные природные зоны.
Дата | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | Контроль | Домашнее задание |
2.02 4.02 9.02 11.02 16.02 18.02 25.02 2.03 4.03 11.03 16,18.03 30.03 1,6.04 8.04 13.04 | Жизнь на Земле | 17 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11-12. 13. 14-15. 16. 17. | Развитие жизни на Земле Животные прошлого Живые клетки Строение клетки Царства живой природы. Одноклеточные организмы. Многоклеточные организмы (растения, грибы) Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Наземно – воздушная среда. Водная среда. Приспособленность к водной среде. Почвенная среда. Приспособленность организмов к жизни в почве. Жизнь на разных материках Природные зоны Земли. Жизнь в морях и океанах Обобщающий урок «Жизнь на Земле». Контрольная работа по теме «Жизнь на Земле» | Наблюдать и сравнивать строение растительной и животной клеток. Наблюдать типичные ткани животного и растительного организмов. Отработать приемы классификации живых организмов. Наблюдать с помощью микроскопа способы передвижения одноклеточных организмов (инфузории-туфельки, эвглены зеленой, амебы); беспозвоночных животных(бабочка, муравей, кузнечик) и позвоночных животных(рыбы, лягушки, змеи и ящерицы, птицы, млекопитающих). Описывать растения различных природных зон на основе гербарных материалов. Описывать организмы, обитающие в пресной воде, по коллекциям и влажным препаратам. Сравнивать свойства живых организмов из различных сред жизни( на примере комнатных растений –колеус, кактус, традесканция, элодея). Сравнивать конечности насекомых и позвоночных животных, приспособленных к разным условиям обитания. Составлять цепи питания в различных сообществах. | Таблицы, картины Таблицы, картины, коллекция «Ископаемые остатки» Микроскоп, лупа, таблица «Строение клетки» Лупы, микроскопы, м/п «Клетка кожицы лука» Таблицы, гербарии, коллекции, комнатные растения, микроскоп Муляжи грибов, гриб-трутовик, таблицы Таблицы, коллекции, картины Таблицы Таблицы, картины, коллекции, раковины моллюсков Таблицы, картины Карта, картины, таблицы Карта «Природные зоны», картины Таблицы, картины Таблицы, карта, картины Тесты, карточки | Пр.р.10.Ознакомление с ископаемыми остатками организмов. Пр.р11Изучение устройства светового микроскопа и работа с ним. Пр.р.12 Рассматривание под микроскопом одноклеточных организмов. Пр.р13.Исследование разнообразия растений с использованием гербарных материалов. Пр.р.14 Знакомство с организмами различных сред обитания с использованием гербариев и коллекций. Пр.р15Знакомство с растениями различных природных зон на основе гербарных материалов | к/р | с.102 – 103 с.104 – 106 с.107 – 109 с.110 – 112 с.113 – 114 с.114 с.114 – 117 с.118 – 119, 120 с.119, 121 с.119, 121 – 122 с.123 – 124 с.125 – 128 с.129 – 134 с.135 – 136 с.136 – 138 с.139 |
Человек на Земле (14 часов).
Задачи темы: сформировать представление о происхождении человека, его древних предках; о постепенном возникновении различных наук о природе, методах ее изучения; познакомить учащихся с историей географических открытий, великими путешественниками-первооткрывателями материков на нашей планете; раскрыть влияние деятельности человека на окружающую среду, пути решения экологических проблем, сохранения жизни на Земле.
Знать:
- как человек появился на Земле (представление);
- естественные науки, методы изучения природы;
- как люди открывали новые земли;
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека;
- важнейшие экологические проблемы.
Уметь:
- пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и измерительными приборами;
- перечислять и кратко характеризовать естественные науки, методы изучения природы;
- приводить примеры, называть имена 3-5 великих путешественников – первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги;
- перечислять и кратко характеризовать важнейшие экологические проблемы.
Дата | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Тема урока | Виды учебной деятельности | Оборудование | Практическая часть | Контроль | Домашняя работа |
15.04 20.04 22.04 27.04 29.04 4.05 6.05 11.05 13.05 18.05 20.05 25.05 27.05 | Человек на Земле | 14 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13.
| Происхождение человека. Древние предки человека. Первые люди. История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил Землю. Важнейшие экологические проблемы. Жизнь под угрозой. Меры сохранения жизни на Земле. Опустынивание и его причины. Защита Земли от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Простейшие способы оказания первой помощи. Обобщающий урок по теме «Человек на Земле».
|
Создавать проектные работы (презентации, сообщения, плакаты, коллекции) по темам «Развитие жизни на Земле», «Кто были наши предки», «Ископаемые растения и животные нашего края». Объяснять значение экспедиции Магеллана для подтверждения представлений о шарообразности планеты. Участвовать в социально ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своей местности и путей их решения; осваивать простейшие приемы оценки экологического состояния воздуха, воды, растительности и почв. Распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги (региона, РФ, мира). Знакомиться с правилами поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях природного происхождения. Осваивать способы временной остановки кровотечения, правила наложения кровоостанавливающего жгута, оказания первой помощи при ожогах, травмах и переломах, попадании инородных тел в глаза, уши или нос. | Картины, таблица Таблица Карта полушарий, портреты путешественников Карта полушарий Портреты путешественников, карта Карта «Охрана природы» Картины Открытки, рисунки, картины Карта «Охрана природы» Таблицы, картины
| Пр.р.16.Работа с контурной картой Пр.р.17 Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии и др.). Пр.р.18 Определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды, расположения Солнца над горизонтом и местных признаков для ориентации на местности. Измерение своего роста и массы тела. Пр.р.19 Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи. |
| с.142 – 143 с.144 – 148 с.149 – 150 с.150 – 151 с.152 – 154 с.155 – 157 с.157 – 159 с.160 – 162 с.163 – 165 с.166 - 168 с.169 |
Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс
В результате изучения природоведения ученик должен:
знать / понимать:
- естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);
- многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;
- как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);
- строение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- как человек появился на Земле (на уровне представлений);
- как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);
- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в справочной литературе;
- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;
- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.
Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.
При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
- Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности,
при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
- Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
- В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении материала;
- Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
- Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
- Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
- Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточнуюсформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
- Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
- Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
- Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
- Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
- выполнил работу без ошибок и недочетов;
- допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
- не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- не более двух грубых ошибок;
- или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
- или не более двух-трех негрубых ошибок;
- или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
- или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
- допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
- или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка "1" ставится, если ученик:
- не приступал к выполнению работы;
- или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.
Примечание.
- Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
- Время выполнения работы: 10-15 мин.
- Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
- Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
- Время выполнения работы: 30-40 мин.
- Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Учебно-методический комплект:
1. Плешаков А.А. Естествознание. 5 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. стереотип. – М.: Дрофа. 2013.
2. Природоведение. 5 класс.: рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. – М.: Дрофа, 20010.
3. Природоведение. 5 класс.: Атлас. – М.: Дроф; Издательство ДИК, 2006.
4. Контурные карты. Природоведение. 5 класс. – Дрофа; Издательство ДИК.
5. Природоведение. 5 класс; методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. Природоведение. 5 класс
6. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению.; к учеб. А.А.Плешаков. Природоведение. 5 класс.
7. Природоведение. Н.И.Сонин, К.П.Казарин. Дидактические карточки – задания. К учебнику А.А.Плешаков и Н.И.Сонин. Природоведение. 5 класс.
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса уроков природоведения в 5 классе.
- Телевизор.
- DVD – проигрыватель
- Компьютер
- Принтер – копир.
- Звуковые колонки
- Принтер лазерный цветная печать
- Медиопроектор
- Портреты ученых – биологов
- Портреты путешественников
- Глобус
- Микроскопы
- Лупы
- Карты: «Карта полушарий», «Звездное небо», «Охрана природы»
- Компасы, магниты
- Муляжи грибов
- Коллекции: «Горные породы», «Гранит», «Ископаемые остатки», «Морское дно», «Голосеменные растения»
- Гербарии «Отделы растений»
- Микропрепараты: «Кожица лука», «Строение стебля», «Зоны корня», «Амеба», «Инфузория туфелька», «Эвглена зеленая».
Таблицы.
- Строение Вселенной.
Мир звезд.
- Малые небесные тела.
Вода на планете.
- Гипотеза возникновения Солнечной системы.
Науки о природе.
- Небесные тела.
Времена года. Осень.
- Строение Земли.
Редкие и исчезающие виды растений.
- Среда обитания.
Редкие и исчезающие виды животных.
Компьютерные диски
- Интерактивные наглядные пособия. Естествознание.
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения учителей МБОУ Парамоновская ООШ от «___»________2014г. № 1 _________________ /Л.П. Сухова/ | СОГЛАСОВАНО Зам.директора по УВР ___________________ /Л.П. Сухова/ «___»________2014г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
рабочая программа по природоведению 5 класс к учебнику В.М. Пакулова, Н.В. Иванова Природоведение Природа. Неживая и живая 5 класс
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы для общеобразовательных учреждений биология 5 – 11 классы В.В. Пасе...
Рабочая программа по природоведению для 5 класса по программе для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева.
Рабочая программа по природоведению для 5 класса ориентирована на использование учебно-методического комплекта под редакцией В.В.Пасечника. Учебник: Пакулова В.М., ИвановаН.В. ...
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс
Рабочая программа по природоведению для обучающихся по адаптированной образовательной программе для детей с нарушением интеллекта 5 класс на 2017-2018 учебный год...