Практические работы для дисциплины "Естествознание"
учебно-методическое пособие по естествознанию по теме
Материал представляет собой комплект практических работ к рабочей программе учебной дисциплины ОДБ 06. Естествознание, реализуемой в учреждении среднего профессионального образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 26.5 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska.doc | 57.5 КБ |
p._r._no_1.doc | 33 КБ |
p._r.no_2.doc | 30 КБ |
p._r.no_3.doc | 30 КБ |
p._r.no_4.doc | 33.5 КБ |
p._r.no_5.doc | 30 КБ |
p._r.no_6.doc | 33.5 КБ |
p._r.no_7.doc | 31.5 КБ |
p.r.no_8.doc | 31.5 КБ |
p.r.no_9.doc | 29 КБ |
p.r.no_10.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство общего профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Свердловской области «Первоуральский политехникум»
Согласовано: протокол методического совета № ___ от «____»_____________201__ г ____________________________ | Утверждаю: Заместитель директора по УР ______________(М.С.Кузьмина) «____»_____________201__ г. |
ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ 06. ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
Составитель: Должность: Категория: | Кузнецова А.В. преподаватель первая |
Одобрено: протокол методической комиссии №___ от «___»____________201__ г ______________________________ |
Первоуральск
2013
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Практические задания разработаны в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины «Естествознание».
Цель выполнения практических работ: формирование предметных и метапредметных результатов освоения обучающимися основной образовательной программы курса естествознания.
Характеристика практических заданий:
№ п/п | Тема практической работы | Раздел | Формируемые умения | |
метапредметные | предметные | |||
1. | Определение скорости тела относительно различных систем отсчёта. | Механика | Поиск нужной информации в справочнике; умение сравнивать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в математическую запись | Формирование представлений о научном методе познания природы; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
2. | Агрегатные состояния вещества. | Молекулярная физика. Термодинамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
3. | Кристаллические и аморфные тела. | Молекулярная физика. Термодинамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
4. | Проводники и диэлектрики в электрическом поле. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
5. | Работа и мощность тока. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из в математическую запись. | Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
6. | Производство, распределение и потребление электроэнергии. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
7. | Распространение радиоволн. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Выполнение роли грамотного потребителя; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
8. | Шкала электромагнитных излучений. | Электро-динамика | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
9. | Методы регистрации заряженных частиц. | Строение атома и квантовая физика. | Поиск нужной информации по заданной теме в тексте; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из текста в таблицу. | Формирование представлений о научном методе познания природы; формирование представлений о природе как единой целостной системе; овладение понятийным аппаратом естественных наук; формирование умения применять естественно-научные знания для объяснения окружающих явлений. |
10. | Сравнительная характеристика планет. | Эволюция Вселенной. | Поиск нужной информации по заданной теме в таблице; умения сравнивать и классифицировать; отделение основной информации от второстепенной; перевод информации из таблицы в таблицу. | Формирование представлений о целостной современной научной картины мира, о пространственно-временных масштабах Вселенной. |
Оценка результата выполнения практических заданий:
Предъявленные умения | Базовые компетенции | «5» | «4» | «3» |
Корректное поведение при выполнении работы | эмоционально-психологические | + | + | |
Записи аккуратные, отсутствуют грамматические ошибки | регулятивные | + | + | + |
Содержание информации соответствует требуемой | социальные | + | + | + |
Информация представлена чётко, логично, отсутствуют фактические ошибки | аналитические | + | + | |
Приведены примеры применения явлений | творческие | + | ||
Работа закончена | самосовершен-ствования | + |
*Для работ №№ 2, 4, 6 – 9.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 1.
«Определение скорости тела относительно различных систем отчёта».
- Разберите решение задачи № 32 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
а) Запишите кратко условие задачи, где v1 – скорость велосипедиста относительно воздуха (скорость тела относительно подвижной системы отсчёта), v2 – скорость ветра (скорость подвижной системы отсчёта относительно неподвижной системы отсчёта), v – скорость велосипедиста относительно земли (скорость тела относительно неподвижной системы отсчёта).
Дано: Решение.
v1 = 36 км/ч = 10 м/с б) Запишите закон сложения скоростей: v1 + v2 = v.
v2 = 4 м/с в) Перейдите из векторной формы записи в скалярную форму:
если ветер попутный, то v1 + v2 = v;
Найти: v - ? если ветер встречный, то v1 - v2 = v.
г) Подставьте числовые значения: v = 10 + 4 = 14 м/с – при
попутном ветре;
v = 10 - 4 = 6 м/с – при встречном ветре.
- Решите задачу:
скорость лодки относительно воды 2 м/с, а скорость течения – 1,5 м/с. Какова скорость лодки относительно берега, когда лодка плывет по течению? против течения?
- Решите задачу:
скорость движения теплохода относительно берега вниз по реке 20 км/ч, а вверх 18 км/ч. Определить скорость течения и скорость теплохода относительно воды.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 2.
«Агрегатные состояния вещества».
Агрегатное состояние – это состояние вещества, обусловленное характером расположения и взаимодействия его молекул.
- Прочитайте § 60 (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Агрегатное состояние | Свойства вещества | Характер расположения молекул | Среднее расстояние между молекулами | Характер движения молекул | Характер взаимодействия молекул | Соотношение между потенциальной и кинетической энергией молекул |
Твёрдое | ||||||
Жидкое | ||||||
Газообразное |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 3.
«Кристаллические и аморфные тела».
Кристаллические тела – это твёрдые тела, частицы которых образуют структуру с регулярным периодически повторяющимся
расположением .
Аморфные тела - это твёрдые тела, для которых характерно неупорядоченное расположение частиц в пространстве.
Изотропия – это независимость физических свойств вещества от направления.
Анизотропия – это зависимость физических свойств вещества от направления.
- Прочитайте § 73 и 74 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Состояния твёрдого тела | Примеры веществ | Порядок расположения частиц | Зависимость физических свойств от направления | Температура перехода в жидкое состояние |
Кристаллические тела | ||||
Аморфные тела |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 4.
«Проводники и диэлектрики в электрическом поле».
Проводники – это вещества, содержащие свободные заряды, которые могут перемещаться по всему объёму.
Диэлектрики – это вещества, содержащие только связанные заряды, которые не могут перемещаться под действием электрического
поля независимо друг от друга.
Электростатическая индукция – это явление перераспределения зарядов в проводнике под действием внешнего электрического поля.
Поляризация диэлектриков – это явление ориентации диполей или появление ориентированных диполей под действием
электрического поля.
Диэлектрическая проницаемость – это физическая величина, показывающая во сколько раз напряжённость электрического поля
вещества меньше, чем напряжённость в вакууме.
ε = Е0
Е
- Прочитайте § 93, 94 и 95 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Классификация вещества по проводящим свойствам | Строение вещества | Примеры веществ | Процесс, происходящий под действием электрического поля | Наличие электрического поля в веществе | Наличие электрического заряда | Применение | ||
на поверхности вещества | внутри вещества | |||||||
Проводник | ||||||||
Диэлектрик | Неполярный
| |||||||
Полярный |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 5.
«Работа и мощность тока».
I) Прочитайте § 106 учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
II) Составьте конспект параграфа 57 по плану:
- Дайте характеристику физической величины работа тока по плану:
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
- Дайте характеристику физической величины мощность тока по плану:
- Определение;
- Формула;
- Единица измерения.
- Дайте характеристику закона Джоуля - Ленца по плану:
- Формулировка;
- Математическая запись;
- Границы применимости;
- Пример проявления (применения).
III) Прочитайте задачу № 802 (Рымкевич, А.П. Физика. Задачник. 10 – 11 классы.: пособие для общеобразоват. учреждений – 17-е изд. - М.: Дрофа, 2013).
IV) Разберите и перепишите в тетрадь решение первой части задачи № 806:
3, 5 В – это напряжение, под которым работает лампочка от карманного фонарика; 0,28 А – это сила тока в лампочке.
Дано: Решение:
U = 3,5 В U U 3,5
I = 0,28 А I = - закон Ома для участка цепи; R = = = 12,5;
Найти: R I 0,28
R, Р - ? В
[R] = = Ом
А
Р = I . U = 3,5 . 0,28 = 0,98;
[Р] = В . А = Дж . А = Дж . А = Дж = Вт
Кл А . с с
Ответ: Сопротивление лампы 12,5 Ом, мощность лампы 0,98 Вт.
V) Решите вторую часть задачи № 802.
VI) Объясните, почему при одинаковой силе тока сетевая лампа выделяет мощность больше, чем лампочка от карманного фонарика.
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6.
«Производство, передача и потребление электроэнергии».
- Прочитайте параграфы 25 и 26 учебника (Мякишев Г. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу 1.
Таблица 1 «Производство энергии»:
Вид электростанций | Краткое обозначение | Превращения энергии | Вклад в производство электроэнергии | |
Какой вид энергии превращается | В какой вид превращается энергия | |||
Тепловые | ||||
Гидроэлектростанции | ||||
Атомные | Ядерная |
- Зарисуйте схему «Передача и распределение электроэнергии».
- Объясните, как уменьшить потери электроэнергии при передаче.
- Заполните таблицу 2.
Таблица 2 «Использование электроэнергии»:
Потребители электроэнергии | В какие виды энергии превращается электрическая энергия |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 7.
«Распространение радиоволн».
Радиоволны – это электромагнитные волны диапазона 104 – 10 -3 м, используемые
преимущественно для связи.
- Прочитайте § 55 – 58 и рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название диапазона | Длина волн, м | Особенность распространения | Область применения | |
Сверхдлинные волны (CВД) | >104 | |||
Длинные волны (ДВ) | ||||
Средние волны (СВ) | ||||
Короткие волны (КВ) | ||||
Ультракороткие волны (УКВ) | Метровые | 10 - 1 | ||
Дециметровые | 1- 10-1 | |||
Сантиметровые | 10-1 - 10-2 | |||
Миллиметровые | 10-2 - 10-3 |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №8.
«Шкала электромагнитных излучений».
Инфракрасное излучение (ИК) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной более 7,6 • 10-7 м (красный конец спектра).
Ультрафиолетовое излучение (УФ) - это не воспринимаемые глазом электромагнитные волны длиной менее 3,8 • 10 -7 м (фиолетовый конец спектра).
Рентгеновское излучение (Х-лучи) - это электромагнитные волны длиной порядка размера атома (λ ~ 10 -10 м).
Гамма-излучение (γ-излучение) - это электромагнитные волны длиной порядка размера ядра атома (λ ~ 10 -12 м).
- Прочитайте § 84 - 86, 112, рассмотрите форзацы учебника (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название диапазона | Автор и год открытия | Волновой диапазон, м | Механизм излучения | Область применения (проявления) |
Радиоволны | Г. Герц, 1887 г. | |||
Инфракрасное излучение | В. Гершель, 1800 г. | |||
Видимое излучение | - | Свет | ||
Ультрафиолетовое излучение | И. Риттер, 1801 г. | |||
Рентгеновское излучение | В. Рентген, 1895 г. | |||
Гамма - излучение | Э. Резерфорд, 1899 г. |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 9.
«Методы регистрации заряженных частиц».
Регистрирующий прибор – это макросистема, которая может находиться в состоянии неустойчивого равновесия.
Трек – это видимый след частицы (от англ. trak – след, дорожка).
- Прочитайте § 97 (Мякишев Г. Я. Физика. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений - М.: Просвещение, 2012).
- Заполните таблицу:
Название метода | Год изобретения, автор | Физические процессы, лежащие в основе метода | Применение метода |
Газоразрядный счётчик | 1908г., Г. Гейгер | ||
Камера Вильсона | |||
Пузырьковая камера | |||
Метод толстослойных фотоэмульсий | 1925 г., Л. В. Мысовский |
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 10.
«Сравнительная характеристика планет».
По данным таблицы 1 заполните таблицу 2.
Таблица 1. Основные сведения о планетах.
Название планеты | Среднее расстояние от Солнца, а. е. | Сидерический период, годы | Эксцентри-ситет орбиты | Орбитальная скорость, км/с | Средний радиус | Период вращения | Средняя плотность, г/см3 | Ускорение свободного падения, м/с2 | Масса в массах Земли | Число спутников | Наличие атмосферы | |
в км | в радиусах Земли R | |||||||||||
Меркурий | 0,39 | 0,24 | 0,206 | 47,9 | 2440 | 0,38 | 58,7д | 5,5 | 3,7 | 0,06 | — | Следы |
Венера | 0,72 | 0,61 | 0,007 | 35,0 | 6 050 | 0,95 | 243,1д | 5,2 | 8,9 | 0,82 | — | Очень плотная |
Земля | 1,00 | 1,00 | 0,017 | 29,8 | 6 371 | 1,00 | 23Ч56М4С | 5,5 | 9,8 | 1,0 | 1 | Плотная |
Марс | 1,52 | 1,88 | 0,093 | 24,1 | 3 397 | 0,53 | 24Ч37М22С | 3,9 | 3,7 | 0,11 | 2 | Разреженная |
Юпитер | 5,20 | 11,86 | 0,048 | 13,1 | 69 900 | 11,2 | 9Ч 50М | 1,3 | 25,8 | 318 | 16 | Очень плотная |
Сатурн | 9,54 | 29,46 | 0,054 | 9,6 | 58 000 | 9,5 | 10 Ч 14М | 0,7 | 11,3 | 95,2 | 23 | Очень плотная |
Уран | 19,19 | 84,02 | 0,046 | 6,8 | 25 400 | 3,9 | 10 Ч 49м | 1,4 | 9,0 | 14,6 | 15 | Очень плотная |
Нептун | 30,07 | 164,78 | 0,008 | 5,4 | 24 300 | 3,9 | 15ч48м | 1,6 | 11,6 | 17,2 | 8 | Очень плотная |
Плутон | 39,52 | 247,7 | 0,253 | 4,7 | 1 140 | 0,2 | 6,4 д | 2,0 | 0,6? | 0,002 | 1 | Обнаружена в 1988 г. |
Таблица 2. Сравнительная характеристика планет земной группы и планет- гигантов.
Название группы | Объекты | Среднее расстояние от Солнца, а.е. | Средний радиус, радиусах Земли | Масса в массах Земли | Средняя плотность, г/см3 | Период вращения | Число спутников | Наличие колец |
Планеты земной группы | ||||||||
Планеты - гиганты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 6 класса. Тема обучающей практической работы: Определение географической широты объектов
Определение географической широты объектовПрограммы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: География: Федеральный...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса. Тема обучающей практической работы: Выявление по картам особенностей расположения крупных форм рельефа, сопоставляя карту строения земной коры с физической картой
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 7 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса. Тема обучающей практической работы: Определение поясного и местного времени для разных пунктов России
Разработка фрагмента практической работы для учащихся 8 класса.Программы: Примерная программа основного общего образования по географии "География Земли"(6-7 классы)/ сборник нормативных документов: Г...
УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА УЧЕТ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА УРОКАХ ТРУДА
Актуальность темы: Знание психики, возрастных, физиологических особенностей и клинического диагноза позволяет организовать более оптимальную корре...
Практическая работа «Практические способы измерения сил»
работа может быть проведена на практическом занятии в 9 классе по образовательной программе РК 2013-14 уч.год ...
Практическое задание №12 Тема: Итоговая практическая работа по БД
Практическое задание №12Тема: Итоговая практическая работа по БД...
Методические указания по проведению практического занятия по учебной дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» Практическая работа № 22
Тема. Оказание первой помощи пострадавшимЦель. В соответствии с ФГОС основная цель занятия направленна на реализацию умения оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему. Закрепление теорети...