Урок окружающего мира в 4 классе по теме: "Леса России"
план-конспект урока по естествознанию
Данный уро кразработан с учётом специфики работы в в 4 специальном (коррекционном) классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urokno15.docx | 257.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок№15
Тема урока: ЛЕСА РОССИИ
Цели урока:
Образовательные:
1. Формировать у учащихся представление о лесной зоне.
2. Познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом.
3. Познакомить учащихся с растительным и животным миром зоны лесов.
4. Учить учащихся устанавливать взаимосвязи в природе.
Коррекционно-развивающие:
1.Развитие зрительной памяти и внимания;
2.Развитие слухового внимания и памяти;
3.Развивать умение наблюдать и делать выводы;
4.Развивать познавательную активность учащихся;
5. Корректировать логическое мышление;
6. Развивать умение работать по словесной и письменной инструкции.
Воспитательные:
- Воспитание мотивации к уроку.
- Воспитывать самостоятельность.
Оборудование: карта «Природные зоны России»; рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; запись голосов птиц.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
Звучит запись голосов птиц.
Коррекция Здравствуй, лес, дремучий лес,
логического Полный сказок и чудес!
мышления Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы свои!
Учитель. В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. В какую природную зону мы сегодня отправимся?
(Ответы учащихся)
Учитель. Верно. Тема урока «Леса России». А что мы должны узнать на уроке?
Какие в лесу живут звери и птицы. Какие растут растения.
Учитель. Что означает слово «дремучий лес»?
( Это густой, труднопроходимый лес.)
II. Проверка знаний и умений.
( Коррекция процессов памяти.)
Учитель. По какой природной зоне мы путешествовали на предыдущем уроке? (Тундра)
Индивидуальная работа по карточкам (для каждого ребенка) (Коррекция процессов памяти + логического мышления)
Карточка№1. Запиши 2 цепи питания, сложившиеся в тундре. Ягель ……………. …………… Мох …………… …………. |
Карточка№2. Перечисли экологические проблемы тундры. 1.___________________________________ 2.___________________________________ |
Карточка№.3 Перечисли сходства природных зон: тундры и арктической пустыни. _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка№4. Перечисли различия природных зон: тундры и арктической пустыни. _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
III. Работа над новым материалом.
( Учебное сотрудничество)
Учитель. Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдем на карте природную зону лесов. ( Показать на карте.)
Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте обозначена зеленым цветом.
Зона лесов расположена в умеренном поясе. Значит, здесь ярко выражены все четыре времени года, холодная зима и теплое лето.
Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье.
В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса, еще светлее зеленый свет.
Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес.
Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.
Учащиеся сравнивают на доске картины «Хвойный лес» и «Смешанный лес».
Учитель. Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (Учитель демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.)
Физкультминутка
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
IV. Работа в группах по партам. (Учебное сотрудничество. Коррекция логического мышления) -Чтобы узнать какие животные живут в лесу, необходимо отгадать загадки на карточках. (Учитель показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание. Ученик загадывает загадку соответствующую рисунку)
Косолапый великан, Чтобы не попасть в капкан Учебное сотрудничество Спит всю зиму напролет Лапу сладостно сосет. (Медведь) | На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. (Волк) |
Зуб, особенно кусачий, Он и волчий, и собачий. Хищной пасти он примета. Назови примету эту. (Клык) |
Под соснами, под елками Ползет клубок с иголками. ( Еж) |
Какой зверь опасный В шубе прекрасной На двор проникает, Кур там хватает? (Лиса) | Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? (Белка) |
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) | У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка, Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла... (бурундук) |
V. Закрепление изученного материала.
(Аналитико-синтетическая деятельность)
Учитель. Какие три части можно выделить в лесной зоне?
Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу.
(Учащиеся выполняют схему в тетради, учитель на доске)
Упражнения на классификацию
Учитель. Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 100–101 учебника, запишите 2 цепи питания, характерные для леса.
Растения заяц-беляк рысь;
Растения мышь-полевка соболь;
Растения белка сокол.
V. Итог урока. Выставление оценок. Рефлексия.
Зрительное восприятие текста.
Воспитание мотивации
Учащиеся читают вывод на с. 105 учебника.
Оцени свою работу!
Старался, у меня все получилось!
Старался, но были ошибки.
У меня не получилось, но я буду стараться!
Домашнее задание.
С. 98–105. Ответы на вопросы «Проверь себя».
Приложение 1
Карточка№1. Запиши 2 цепи питания, сложившиеся в тундре. Ягель ……………. …………… Мох …………… …………. |
Карточка№2. Перечисли экологические проблемы тундры. 1.___________________________________ 2.___________________________________ |
Карточка№.3 Перечисли сходства природных зон: тундры и арктической пустыни. _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Карточка№4. Перечисли различия природных зон: тундры и арктической пустыни. _________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ |
Приложение 2
Косолапый великан, Чтобы не попасть в капкан Учебное сотрудничество Спит всю зиму напролет Лапу сладостно сосет. | На овчарку он похож. Что ни зуб — то острый нож! Он бежит, оскалив пасть, На овцу готов напасть. |
Зуб, особенно кусачий, Он и волчий, и собачий. Хищной пасти он примета. Назови примету эту. |
Зуб, особенно кусачий, Он и волчий, и собачий. Хищной пасти он примета. Назови примету эту. |
Какой зверь опасный В шубе прекрасной На двор проникает, Кур там хватает? | Кто на ветке шишки грыз И бросал объедки вниз? Кто по елкам ловко скачет И влезает на дубы? Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? |
Это что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? | У него в полосках спинка, Хвостик легкий, как пушинка, Все запасы, как в сундук, Прячет в дупла... |
Приложение 3
Старался, у меня все получилось! | Старался, у меня все получилось! | Старался, у меня все получилось! | Старался, у меня все получилось! |
Старался, но были ошибки. | Старался, но были ошибки. | Старался, но были ошибки. | Старался, но были ошибки. |
У меня не получилось, но я буду стараться! | У меня не получилось, но я буду стараться! | У меня не получилось, но я буду стараться! | У меня не получилось, но я буду стараться! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ».
Конспект урока географии в 8 классе по теме « ЛЕСА РОССИИ»....
Конспект урока по окружающему миру во 2 классе( УМК "Школа России") на тему "Пожар"
Начало урока посвящено повторению правил дорожного движения, а затем идет работа уч-ся по основной теме, с закреплением знаний детей о том, как звонить в службу экстренной помощи....
Урок окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"
Конспект урока окружающего мира 3 класс УМК "Школа России" на тему "Дорожные знаки"....
Проверочная работа по окружающему миру 4 класс по программе «Школа России» по теме « Страна городов»
Эта работа даёт возможность проверить насколько хорошо дети изучили данную тему...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. УМК «ШКОЛА РОССИИ» ТЕМА: «ЧТОБЫ ПУТЬ БЫЛ СЧАСТЛИВЫМ»
Изучение нового материала, применение знаний на практике. Обучающиеся научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира....
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Кто такие звери" 1 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о зверях.Задачи урокаДидактические:определять принадлежность животного к группе зверей;знать внешнее ст...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Что такое погода" 3 класс, УМК "Школа России"
Тип урока: "Открытие" нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений о погоде и от чего она зависит.Задачи урокаДидактические:знать понятие «погода»; условные обо...