Открытый урок по обществознаниюна тему: «Права и обязанности граждан России» 7А класс
проект по естествознанию (7 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок по обществознанию на тему:
«Права и обязанности граждан России»
7А класс
Учитель: Томилина Е.А.
Тема урока: «Права и обязанности граждан России».
Цели урока: 1. Расширить знания учащихся о правах и обязанностях
граждан России, об основных документах по правам
человека; показать какие права и обязанности есть у
несовершеннолетних.
2. Способствовать правовому воспитанию учащихся.
3. Развивать умение учащихся анализировать правоведческие
документы, делать несложные выводы, умение работать в
команде.
Ход урока.
- Оргмомент.
- Изучение нового материала.
Работа в группах.
- Конкурс «Права человека».
Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, касающимися различных сказочных героев. Задание: определить, какое право сказочного героя нарушено, и закончить фразу.
- Лягушка из сказки В. Гаршина «Лягушка- путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на…
(Свободное передвижение).
- Буратино, схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право на…
(Личную неприкосновенность).
- Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право на…
(Неприкосновенность жилища).
- Балда из сказки А. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде»,
Нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…
(Труд).
- В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив
его право на…
(Жизнь и личную неприкосновенность).
- Царевич Иван из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-
Птицу у царя Берендея, нарушил его право на…
(Владение имуществом).
- Сказка К. Чуковского «Айболит»
«Добрый доктор Айболит,
Он под деревом сидит,
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и паучок,
И медведица,
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит».
(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь).
- Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»
«Козлятушки, детушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мама пришла, молока принесла.
Бежит молоко по вымечку,
С копытечка на сыру землю».
(Право на свободу и личную неприкосновенность).
Конкурс «Обстоятельства совершения преступления».
Команды получают листы с двумя пустыми графами: обстоятельства, смягчающие наказание, обстоятельства отягчающие наказание. Также командам дается текст, описывающий с подробностями преступление.
Несовершеннолетние Максим и Борис по наущению взрослого Сергея, вышедшего недавно из колонии, зашли в киоск и, воспользовавшись отлучкой продавца, украли с прилавка товар. Один из подростков позже испугался и принес в милицию свою долю добычи. Определить, что в данной ситуации будет смягчающим обстоятельством, а что – отягчающим.
(Смягчающие обстоятельства – несовершеннолетие Максима и Бориса, преступление совершено впервые, явка с повинной; отягчающие обстоятельства – совершение преступления группой, привлечение к преступлению несовершеннолетних, совершение преступления лицом, имеющим судимость.)
Конкурс «Черный ящик».
Узнайте, что в черном ящике.
Это волнует людей во многих странах мира. С этим в цивилизованных странах нельзя приходить на работу, не пускают в общие вагоны поездов, салоны самолетов. Это обсуждают депутаты Государственной думы РФ, и хотят запретить в школах, вузах, кинотеатрах.
Что за предмет лежит в черном ящике? (Сигарета).
Конкурс «События».
Узнай, о каком событии идет речь в этом отрывке:
«Первой отменила это ограничение в правах Новая Зеландия в 1893г. Ее примеру последовала Австралия. В Европе первой это сделала Норвегия в 1907г., а Россия только после революции в 1927 г. Через год это случилось в Англии, где в парламент была представлена петиция с подписями. Петиции занимали 546 листов, склеенных в свиток длиной 274 метра, но соответствующий закон прошел большинством лишь в два голоса. Свободолюбивая Франция приняла аналогичный закон только в 1944 г., Швейцария в 1971 г. Так что же произошло в Новой Зеландии в 1893 г.?
(Женщины получили равные права с мужчинами).
Конкурс «Собери слово».
Команды получают набор букв, из которых нужно сложить слова:
- Конституция
- Конвенция
Конкурс «Правовые заморочки». «Ребенок тоже человек».
- Нецензурная брань учащегося в школе – это издержки воспитания или противоправное деяние? (КоАП, ст. 158, мелкое хулиганство.)
- Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников? (УК, ст. 20).
- Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовившемся взрыве в школе? (УК, ст. 20).
- До какого возраста человек считается ребенком? (До 18 лет).
- С какого возраста учитывается мнение ребенка в ходе судебного или административного разбирательства? (СК, ст.57, с 10 лет).
- Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей – мать или отец? (СК, ст. 61, равенство прав родителей).
- Может ли 12-летний подросток разрешить своим друзьям поиграть на компьютере, подаренном ему на день рождения? (СК, ст.60, с согласия родителей).
- Какие обязанности государства по отношению к детям сформулированы в Конвенции правах ребенка? (Охранять и защищать права детей).
- На кого конкретно Конвенция о правах ребенка возлагает ответственность за защиту прав и интересов детей? (На родителей).
Мы сегодня много говорили о правах ребенка. А умеете ли вы пользоваться своими правами. Совсем недавно я была в гостях у своей знакомой. У нее сын ученик 7-го класса. По обществознанию они как раз изучали свои права. И вот знакомая стала мне на него жаловаться: «мой ребенок слишком грамотный. В доме звучат такие диалоги:
- Сходи за хлебом!
- Не имеешь права эксплуатировать ребенка.
- Вымой посуду!
- Не имеешь право использовать детский труд.
- Помой руки!
- Это насилие над личностью.
- Выключи телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
- Это проявление жестокости.
В.К.: Прокомментируйте эти ситуации.
Т.о., каждый ребенок имеет не только права, но и обязанности перед обществом.
Задание: Найдите в тексте Конституции основные обязанности граждан РФ. Какие из них наиболее важны для вас?
Заключение.
Сегодня мы рассмотрели права и обязанности граждан РФ, рассмотрели различные правовые ситуации. Выяснили, что права и обязанности неразрывно связаны, за уклонение от выполнения правовых норм следует наказание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока обществознания по теме "Право на труд. Трудовые правоотношения", 9 класс
Разработка урока по трудовому праву в 9 классе с позиций деятельностного подхода. Урок построен на групповой работе по изучению положений Трудового кодекса Российской Федерации, предусмотренных станда...
Презентация открытого урока по теме "Правила" к учебнику "Английский язык"5 класс под ред.И.В.Лариновой
Это обобщающий урок,который дает возможность детям повторить модуль,объединяющий весь грамматический материал ( модальные глаголы),лексику (правила в школе,дорожные и спортивные правила),тексты ...
Конспект открытого урока по основам духовно - нравственной культуры народов России "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России"
Конспект урока по теме "Христианские и мусульманские праздники в культуре народов России" поможет учителю ОРКСЭ провести урок интересно с использованием игровых, проблемно - поисковых, творчески...
Открытый урок для учителей истории "Обучение учащихся истории России в объединённых классах- комплектах" (6 класс-"Происхождение славян"; 7 класс- "Россия после Смуты")
Урок был проведён для учителей района. Педагоги посмотрели как за время одного урока (45 минут) происходит работа сразу в двух класса, изучается разный материал. Присутствующие педагоги отметили больш...
Промежуточный контроль по теме: «Право. Теория права. Система права». 10 класс.
Промежуточный контроль по теме: "Право. Теория права. Система права" 10 классКласс: 10 классГод: 2020 г....
Открытая беседа-презентация на тему: "Правила поведения на улице"
Цель: углубить и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения и способах выхода из опасных ситуаций. Задачи:1. Способствовать формированию у детей осознанной потребности в...