Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительных организмов и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, которые в доступной и интересной форме помогут раскрыть сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов города Россоши
Утверждена на заседании Педагогического совета МКОУ СОШ № 25 с УИОП
Рассмотрена на заседании МО
Протокол №1
От 03.09.2015
г. Протокол № от
Введена в действие приказом директора МКОУ СОШ № 25 с УИОП г.Россошь Приказ № от
Рабочая программа
Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология»
5 класс ( 9 ч) 4 чет.
Составитель:
Шишова И.А..,
Учитель биологии ВКК МКОУ СОШ №25 с УИОП
Россошь
2015
Пояснительная записка.
Статус документа
Программа модуля по биологии составлена на основе нормативных документов:
1)федерального базисного учебного плана для образовательных учреждении Российской Федерации и регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Воронежской области.
2) Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897
3) Учебный план Муниципального казенного общеобразовательного учреждения средняя (основная) общеобразовательная школа №25 с углубленным изучением отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района Воронежской области на 2015/2016 учебный год.
Программа разработана на 9 часов в качестве внутрипредметного модуля. Курс изучения программы рассчитан для учащихся 5 класса.
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительных организмов и обеспечивает проведение дополнительных практических работ, которые в доступной и интересной форме помогут раскрыть сложные закономерности существования растений. Многие процессы изучаются в ходе практических работ в форме наблюдения, закладки и анализа результатов наблюдения или экспериментов. Простые наглядные опыты с растениями позволяют развивать творческие способности детей и закреплять общеучебные и предметные компетенции, расширяют кругозор и развивают интеллектуальные способности. Полученные знания и навыки могут быть использованы в повседневной жизни, т.е. носят практический характер.
Цель курса: углубить и расширить знания учащихся по теме «Ткани живых организмов», обеспечив осознанный выбор профиля учащимися в старшей школе.
Задачи курса:
обучающие: углубление знаний о строении тканей живых организмов, об основных физиологических процессах в растительном организме, формировать умения выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи;
развивающие: выработать навыки самостоятельной работы с дополнительными источниками информации, совершенствовать навыки работы с микроскопом, развивать умения логически мыслить, обосновывать, делать выводы и устанавливать соответствие между функциями и особенность строения клеток и тканей, совершенствовать навыки исследовательской деятельности;
воспитательные: создать условия для формирования у учащихся коммуникативных навыков, умения сообща находить ответ на вопрос, работать в группах, дать возможность каждому ученику реализовать себя, активно участвуя в обсуждении вопросов данной темы.
Формы организации деятельности учащихся на занятиях
- Групповая
- Индивидуальная
Формы и методы, используемые в работе по программе
Словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с биологической литературой.
Репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений.
Частично-поисковые методы (при систематизации коллекционного материала).
Исследовательские методы
Наглядность: просмотр видео-, кино-, слайдфильмов, компьютерных презентаций, биологических коллекций, плакатов, моделей и макетов.
Календарно-тематическое планирование модуля «Занимательная физиология»
№ | Раздел /Тема | Кол-во часов | Содержание темы | Обучение детей с ОВЗ | Вид контроля | Планируемые результаты | Дата |
1. | Введение в курс | 1 | Знакомство с основными понятиями курса. Краткое знакомство с некоторыми историческими фактами возникновения термина «ткань» | Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма Находить и анализировать информацию о строении тканей организма | Опрос | Называть учёных, внёсших вклад в изучение тканей живого организма Находить и анализировать информацию о строении тканей организма | 30.03 |
2. | Покровные ткани растений и животных. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением покровных тканей животного и растительного организма. Проведение П.р. №1 «Наблюдение процессов транспирации у бальзамина» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Распознавать покровные ткани растений и животных. Устанавливать взаимосвязь строения тканей с их функциями. Сравнивать покровные ткани, делать выводы о причинах их сходства и различия. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 06.04 |
3. | Механически е и проводящие ткани растений. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением механических и проводящих тканей растений. Проведение П.р. №2 «Наблюдение процессов передвижения веществ внутри растения с использованием красящих растворов» | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. | Опрос, практикум. | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Приводить примеры механических и проводящих тканей растений. Устанавливать связь между развитием механических и проводящих тканей растений и условиями жизни в наземно-воздушной среде, между их строением и функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. | 13.04 |
4. | Основные и образовательные ткани растений. | 1 | Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №3 «Исследование химического состава растения, образование и складирование запасных питательных веществ» | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани | Опрос, практикум. | Закладывать опыт и проводить наблюдения. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Находить дополнительную информацию о строении механической и проводящей ткани. Называть и описывать основные и образовательные ткани растений, приводить их примеры. Устанавливать взаимосвязь строения клеток фотосинтезирующей, запасающей, образовательной тканей с их функциями. | 20.04 |
5. | Соединительные ткани животных. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №4 «Строение соединительной ткани» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум. | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Называть и описывать соединительные ткани животных. Устанавливать взаимосвязь строения и функций тканей Определять разные виды тканей на микропрепаратах. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 27.04 |
6. | Мышечная и нервная ткани. | 1 | Правила работы с микроскопом. Знакомство со строением основной и образовательной ткани растений. Проведение П.р. №5 « Строение мышечной и нервной ткани» | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | Опрос, практикум. | Знать правила работы с микроскопом. Применять приобретённые знания по устройству увеличительных приборов в процессе проведения практической работы. Описывать и сравнивать строение мышечных тканей. Определять особенности строения клеток нервной ткани. Находить дополнительную информацию о строении соединительной ткани. | 04.05 |
7. | Ткани живых организмов | 1 | Рассказ о взаимосвязи всех частей организма и согласованной работе всех частей организма. | Сравнивать ткани растений и животных. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями Обсуждать проблемные вопросы темы, работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов». | Опрос, практикум. | Сравнивать ткани растений и животных. Делать выводы о причинах сходства и различия клеток и тканей. Определять клетки и ткани на микропрепаратах и рисунках, других источниках информации. Классифицировать клетки и ткани. Устанавливать взаимосвязь строения клеток и тканей с их функциями Обсуждать проблемные вопросы темы , работая в парах и малых группах. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Тест « Ткани живых организмов». | 11.05 |
8-9 | Подготовка результатов проекта | 2 | Изучение литературных источников по теме проекта, сбор фактического материала по теме проекта, оформление результатов проектной деятельности, и подготовка к презентации. | Подготовка презентации результатов проекта. | Практикум. | Подготовка презентации результатов проекта. | 18.05, 25.05 |
Предполагаемые результаты программы.
В результате изучения курса «Занимательная физиология» обучающиеся на ступени основного общего образования:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о строении тканей живого организма, овладеют основами практико-ориентированных знаний о строении организма, приобретут целостный взгляд на мир;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы, начнут осваивать умения проводить наблюдения, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения и модели, готовить и проводить небольшие презентации.
- получат возможность научиться использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Предметными результатами освоения учащимися модуля являются:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- приведение доказательств взаимосвязи клетки и ткани организма;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, микроскопы).
3. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы
Метапредметными результатами освоения данной программы являются:
- умение работать с разными источниками информации;
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, ставить вопросы, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Личностные универсальные учебные действия
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
- способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с природными объектами.
Формы контроля и критерии оценки:
В течение курса учителем осуществляется еженедельный контроль усвоения пройденного материала посредством фронтального опроса и постановки учебных практических задач по теме занятия. Итоговое оценивание осуществляется на этапе представления обучающимся продукта, подготовленного за 9 занятий.
Продуктом индивидуального или коллективного проекта может стать модель изучаемого пита ткани. Продукт проекта сопровождаться текстом рассказа о данной работе. Обучающийся должен использовать не менее 10 специальных терминов при подготовке текста защиты проекта.
Перечень учебно методического обеспечения
- Биология. Живой организм. Книга для учителя. Изд-во «Дрофа», 2013.
- Поурочные методические рекомендации УМК Л.Н. Сухорукова, В.С Кучменко
- Рабочие программы Предметная линия учебников «Сферы» Москва « Просвещение» 2011 Л.Н Сухоруков В.С. Кучменко
- Сухорукова Л.Н. Биология. Живой организм. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват.; Рос. Акад. Наук, изд-во «Просвещение», 2013
Электронные ресурсы:
- http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/
- www.shishlena.ru/5-klass-prirodovedenie/
- school-collection.edu.ru/.
- nsportal.ru/shkola/elektivnyi-kurs-osnovy-zdorovogo-obraza-zhiz.
www.uroki.net/docxim/docxim32.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Линейные уравнения и неравенства с модулем. (факультативный курс, 8 класс)
Факультативный курс по алгебре для 8 класса....
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/01/picture-38416.jpg)
Рабочая программа по математике (модуль "Алгебра" ) 7 - 9 классы
Рабочая программа по математике (Алгебра) 7 - 9 классы к учебнику "Алгебра" под ред. Теляковского...
Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы Ампера 9 класс
Тема: Модуль вектора магнитной индукции. Модуль силы АмпераЦель урока: сформировать понятие о модуле магнитной индукции и силе Ампера; уметь решать задачи на определение этих величин.Оборудование: ист...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-109149-1355026150.jpg)
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-109149-1355026150.jpg)
Рабочая программа Модуль внутрипредметный «Занимательная физиология» 5 класс ( 9 ч)
Настоящая программа опирается на знания, которые учащиеся получают на уроках биологии. Данный курс дополняет и расширяет получаемые знания о строении клеток и тканей животных и растительны...
Рабочая программа по биологии с внутрипредметным модулем «Биологическая лаборатория». 8 класс
[1] Курсивом выделены часы, отведенные на изучение тем по внутрипредметному модулю «Биологическая лаборатория». (20 часов)....
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/14/picture-124562-1350222672.jpg)
Методическая разработка "Оформление книги "Занимательная физиология животных""
Предлагается в занимательной форме изучить физиологию животных, рассмотреть вопросы, не входящие в базовый уровень изучения биологии....