РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная химия» естественнонаучной направленности
рабочая программа по естествознанию (7 класс) по теме

Кузнецова Наталья Владимировна

Программа кружка построена на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

   «Согласовано»                                                                                                            «Утверждаю» 

   Заместитель директора по ВР                                                                   Директор МОУ-СОШ №3

    _____________Т.М. Простякова                                                              ___________Н.А. Володина 

   «___»____________2011 г.                                                                       «___»____________2011 г. 

Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная         школа № 3 города Аткарска

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Занимательная химия»

естественнонаучной направленности

форма организации образовательной деятельности – кружок

                                                                                                  Руководитель:

                                                                                                   Кузнецова Н.В.

Учитель химии и биологии


                                                                                                                     Рассмотрено на заседании                                                                                                      педагогического совета                                                                                                                                                                         протокол № __ от ______2011 г.

Г. Аткарск


Пояснительная записка

Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности составляют две.

Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий.

Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.

Задачи изучения химии в 7-м классе в форме кружка:

- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;

- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;

- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.

Учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, кружок по химии в 7-ом классе реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.

Программа кружка построена на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.

Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие понятия  как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.

Структуру химического кружка определяют химические, психолого-педагогические и общекультурные цели.

Химические цели:

  1. Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).
  2. Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
  3. Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
  4. Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.
  5. Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.
  6. Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.
  7. Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.

Психолого-педагогические цели:

  1. Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
  2. Развитие творческих задатков и способностей.
  3. Ликвидация дискомфортных состояний учащихся.
  4. Обеспечение ситуаций успеха.

Общекультурные цели:

  1. Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
  2. Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.

Содержание занятий подбиралось следующим образом:

  • интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
    использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых;
  • акцент на практические виды деятельности;
  • отказ от обязательных домашних заданий;
  • обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.

Кружок рассчитан на  34 часа за учебный год, один час в неделю.


Календарно-тематическое планирование 

кружка «Занимательная химия»

Классы 7«а», 7«б», 7«в».

Количество часов: всего _34 часа; в неделю 1 час.


№ п/п


Тема занятия


Содержание

Количество часов

Дата проведения

1

«Ее величество - Химия!»

Химия – творение природы и рук человека. Неожиданности на каждом шагу, или аптечка на всякий случай.

1


2


«Я наблюдаю вещества»

Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. Сходство и отличие веществ.


1

3-4

«Химическая кухня»

Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив.

2

5-6

Правила, которые нужны химику.

Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ: «Все хорошо в меру».

2

7-8

Химия съедобная и несъедобная.

Язык как средство общения и орган вкуса. Волшебные жидкости – вещества-определители. Как определить вкус продуктов, не пробуя их?

2

9

Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги.

Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности.

1

10-11

Растение – клетки, вещество – атомы.

От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества?

2

12

Форма веществ в разных агрегатных состояниях.

Из чего построены растения. Из чего состоят вещества. Расположение частичек в газах, жидкостях и твердых веществах? Агрегатные состояния.

1

13-15

Признаки химических явлений.

Изменение цвета, образование осадка в растворе, образование газов и изменение запахов. Правила умелого определения запаха вещества.

3

16

Самодельные лекарства.

Почему болеет человек? Микробы – вред и польза здоровью человека. Лекарство от простуды.

1


17-19


Как выглядит воздух.

Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. Физические свойства газов. Из чего состоит воздух. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания. Получение углекислого газа.


3


20-21


Чудесная жидкость – вода

Агрегатное состояние воды при разных условиях. Вода в природе (круговорот воды на Земле). Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская.


2


22


Растворы.

Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств.


1

23

Загрязнение воды.

Источники загрязнения воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием

1

24

Смеси в жизни человека

Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ.

1

25

«Да здравствует мыло душистое!»

Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды.

1

26

«Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!»

Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения.

1

27-28

Дом, в котором «живут» химические элементы.

Таблица Д.И.Менделеева. Поиск химических элементов по их порядковому номеру, номеру группы, номеру периода. Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера).

2


29-32


Съедобная химия. Из чего состоит пища.

Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Жиры. Значение и применение жиров. Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Углеводы – сахар, крахмал. Углеводы = углерод + вода – не все так просто.


4

33

Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок

Составные компоненты чистящих средств. Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти.

1


34


«Вот и мне медаль на грудь»

Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий.


1


Литература:

  1. Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011
  2. Физика и химия: Универсальная энциклопедия школьника/ А.А. Воротников. – Мн.:Валев, 1995
  3. Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
  4. Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

MULTIMEDIA

  1. Электронные ресурсы (CD): «Химия элементов»
  2. Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
  3. Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/)
  4. Видео опыты по химии. Видео архив журнала Химия и Химики. http://chemistry-chemists.com.
  5. Химическая энциклопедия http://www.xumuk.ru/encyklopedia.
  6. Учебные фильмы по химии (281 опыт) http://vse-uroki.ru/obrazovanie/himija/7119-uchebnye-filmy-po-ximii-281-opyt.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Занимательная экология"

Программа предназначена для педагогов  допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....

разработка рабочей программы "Занимательный русский язык" 6 класс

Разработка рабочей программы "Занимательный русский язык"...

Рабочая программа "Занимательная информатика"

Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по дополнительному образованию по информатике и ИКТ «Занимательная информатика», разработанной Мясоедовой Т.И., для учащихся в возрасте...

Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс

Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс...

Рабочая программа "Занимательный компьютер"

Программа «Занимательный компьютер» разработана  с учетом требований ФГОС НОО, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.Дополнительное образование, в рамках сотрудниче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная география» Направление: общеинтеллектуальное

В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. ...

Рабочая программа "Занимательная физика" на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"

Программа «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности физико-математического направления, дает возможность расширить и углубить знания и умени...