РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная химия» естественнонаучной направленности
рабочая программа по естествознанию (7 класс) по теме
Программа кружка построена на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная химия» естественнонаучной направленности | 92.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по ВР Директор МОУ-СОШ №3
_____________Т.М. Простякова ___________Н.А. Володина
«___»____________2011 г. «___»____________2011 г.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 3 города Аткарска
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Занимательная химия»
естественнонаучной направленности
форма организации образовательной деятельности – кружок
Руководитель:
Кузнецова Н.В.
Учитель химии и биологии
Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __ от ______2011 г.
Г. Аткарск
Пояснительная записка
Среди проблем в преподавании химии наибольшие сложности составляют две.
Первая сложность заключается в значительной перегрузке курса химии основной школы в связи с переходом на концентрическую систему. Интенсивность прохождения материала в 8-м классе не позволяет создать условия для развития познавательного интереса к предмету, для постепенного усвоения сложных базовых химических понятий.
Вторая проблема заключается в сокращении объема часов на изучение химии на базовом уровне в старшей школе. Одного часа в неделю недостаточно даже для беглого знакомства с органическими веществами, составляющими основу жизни на Земле. В 11-м классе значительная часть учебного времени расходуется на повторение, а точнее, повторное прохождение основательно забытых понятий, теорий и законов общей химии, рассмотренных, но недостаточно прочно усвоенных в основной школе.
Задачи изучения химии в 7-м классе в форме кружка:
- формировать устойчивый познавательный интерес к предмету;
- уменьшить интенсивность прохождения учебного материала в основной школе;
- интегрировать химию в систему естественнонаучных знаний для формирования химической картины мира как составной части естественнонаучной картины.
Учащиеся знакомятся с составом и классификацией веществ, рассматривают смеси веществ и их состав, изучают способы разделения смесей на основе физических свойств образующих эти смеси компонентов. Таким образом, кружок по химии в 7-ом классе реализует значительную часть первого этапа изучения школьной дисциплины.
Программа кружка построена на идее реализации межпредметных связей химии с другими естественными дисциплинами, введенными в обучение ранее или параллельно с химией, а потому позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. В результате уменьшается психологическая нагрузка на учащихся с появлением новых предметов. Таким образом, формируется понимание об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных дисциплин. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
Химия — наука экспериментальная. Поэтому в 7-ом классе рассматриваются такие понятия как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, применения веществ в повседневной жизни и их роли в живой и неживой природе.
Структуру химического кружка определяют химические, психолого-педагогические и общекультурные цели.
Химические цели:
- Ознакомление с объектами материального мира (формирование первичных представлений о таких понятиях, как атом, молекула, вещества – простое и сложное, чистое вещество и смесь).
- Знакомство с простыми правилами техники безопасности при работе с веществами; обучение тому, как использовать на практике химическую посуду и оборудование (пробирки, штатив, фарфоровые чашки, пипетки, шпатели, химические стаканы, воронки и др.).
- Формирование представлений о качественной стороне химической реакции. Описание учениками простейших физических свойств знакомых веществ (агрегатное состояние, прозрачность, цвет, запах), признаков химической реакции (изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа).
- Формирование умений разделять смеси железных опилок с песком при помощи магнита; очищать воду, загрязненную песком, применяя фильтрование; выполнять простейшие химические опыты по словесной и текстовой инструкциям.
- Расширение кругозора школьников: использование методов познания природы – наблюдение физических и химических явлений, простейший химический эксперимент. Умение наблюдать за физико-химическими явлениями закрепляется ответами на вопросы, заполнением таблиц и т.д.
- Моделирование самодельного химического оборудования для проведения опытов.
- Создание условий для формирования интереса к естественнонаучным знаниям путем использования различных видов деятельности (рассказ, беседа, активные и пассивные (настольные) химические игры, соревнования, экспериментирование). Доступность излагаемого материала.
Психолого-педагогические цели:
- Развитие и дальнейшее формирование общенаучных, экспериментальных и интеллектуальных умений.
- Развитие творческих задатков и способностей.
- Ликвидация дискомфортных состояний учащихся.
- Обеспечение ситуаций успеха.
Общекультурные цели:
- Продолжение формирования основ гигиенических и экологических знаний.
- Воспитание бережного отношения к природе и здоровью человека.
Содержание занятий подбиралось следующим образом:
- интеграция учебного содержания (использование не только химического содержания, но и введение в него элементов биологии, физики, литературы, истории и т.д.);
использование самых разнообразных организационных форм, в том числе игровых; - акцент на практические виды деятельности;
- отказ от обязательных домашних заданий;
- обеспечение успеха и психологического комфорта каждому члену кружка путем развития его личностных качеств посредством эффективной и интересной для него деятельности, постоянного наблюдения за динамикой его развития и соответствующего поощрения.
Кружок рассчитан на 34 часа за учебный год, один час в неделю.
Календарно-тематическое планирование
кружка «Занимательная химия»
Классы 7«а», 7«б», 7«в».
Количество часов: всего _34 часа; в неделю 1 час.
№ п/п | Тема занятия | Содержание | Количество часов | Дата проведения |
1 | «Ее величество - Химия!» | Химия – творение природы и рук человека. Неожиданности на каждом шагу, или аптечка на всякий случай. | 1 | |
2 | «Я наблюдаю вещества» | Способы познания окружающего мира и веществ – наблюдение, опыт, теория Распознавание веществ по описанию их внешнего вида. Сходство и отличие веществ. | 1 | |
3-4 | «Химическая кухня» | Знакомство с химической посудой и оборудованием: химический стакан, колба, пробирка, пипетка, шпатель, фарфоровая чашка, воронка, штатив. | 2 | |
5-6 | Правила, которые нужны химику. | Правила безопасного обращения с химическими приборами, посудой, реактивами; принцип экономии веществ: «Все хорошо в меру». | 2 | |
7-8 | Химия съедобная и несъедобная. | Язык как средство общения и орган вкуса. Волшебные жидкости – вещества-определители. Как определить вкус продуктов, не пробуя их? | 2 | |
9 | Час осторожности. Ушибы, порезы, ожоги. | Источники опасности. Первая помощь при повреждениях в химической лаборатории. Предупреждение опасности. | 1 | |
10-11 | Растение – клетки, вещество – атомы. | От большего к меньшему: вещество – молекула – атом. Тело – вещество – частица. Атом – частица молекулы и вещества. Из чего «сшиты» вещества? | 2 | |
12 | Форма веществ в разных агрегатных состояниях. | Из чего построены растения. Из чего состоят вещества. Расположение частичек в газах, жидкостях и твердых веществах? Агрегатные состояния. | 1 | |
13-15 | Признаки химических явлений. | Изменение цвета, образование осадка в растворе, образование газов и изменение запахов. Правила умелого определения запаха вещества. | 3 | |
16 | Самодельные лекарства. | Почему болеет человек? Микробы – вред и польза здоровью человека. Лекарство от простуды. | 1 | |
17-19 | Как выглядит воздух. | Агрегатные состояния веществ – газообразное, жидкое, твердое. Физические свойства газов. Из чего состоит воздух. Кислород – источник жизни на Земле. Кислород-невидимка. Углекислый газ в воздухе, воде, продуктах питания. Получение углекислого газа. | 3 | |
20-21 | Чудесная жидкость – вода | Агрегатное состояние воды при разных условиях. Вода в природе (круговорот воды на Земле). Разновидности воды. Вода без примесей (дистиллированная), питьевая, речная, морская. | 2 | |
22 | Растворы. | Исчезновение растворяемых веществ. Сладкий, соленый, горький и кислый вкусы воды как признаки присутствия в ней посторонних веществ. Опасность пробы на вкус незнакомых веществ и растворов. Растворы в жизни человека: приготовление пищи, лекарств. | 1 | |
23 | Загрязнение воды. | Источники загрязнения воды. Очистка воды выпариванием, фильтрованием | 1 | |
24 | Смеси в жизни человека | Воздух – смесь газообразных веществ, молоко – смесь пищевых компонентов (белки, жиры, углеводы, вода), гранит – смесь веществ. | 1 | |
25 | «Да здравствует мыло душистое!» | Когда мыло в воде мылится, а когда – нет. Мягкая и жесткая вода. Как устранить жесткость воды. | 1 | |
26 | «Госпожа Ржавчина, извольте удалиться!» | Ржавчина – химическое изменение вещества. «Болезнь» и защита железа и других веществ (медь, олово) от разрушения. | 1 | |
27-28 | Дом, в котором «живут» химические элементы. | Таблица Д.И.Менделеева. Поиск химических элементов по их порядковому номеру, номеру группы, номеру периода. Ознакомление с символами и названиями некоторых элементов (водород, углерод, азот, кислород, сера). | 2 | |
29-32 | Съедобная химия. Из чего состоит пища. | Основные компоненты пищи: жиры, белки, углеводы, витамины, соли. Химические элементы, которые образуют пищу. Жиры. Значение и применение жиров. Белки. Где в продуктах питания искать белки? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Углеводы – сахар, крахмал. Углеводы = углерод + вода – не все так просто. | 4 | |
33 | Известь, пятна, ржавчина и чистящий порошок | Составные компоненты чистящих средств. Удаление ржавчины, варенья, йодного и жирного пятен со скатерти. | 1 | |
34 | «Вот и мне медаль на грудь» | Подведение итогов занятий химического кружка. Награждение членов кружка медалями из соленого теста и вручение похвальных грамот и удостоверений постоянным участникам занятий. | 1 |
Литература:
- Денисова В.Г. Мастер-класс учителя химии. Выпуск 2. Химия элементов. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: Планета, 2011
- Физика и химия: Универсальная энциклопедия школьника/ А.А. Воротников. – Мн.:Валев, 1995
- Химия: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М.: Дрофа, 1999
- Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.
MULTIMEDIA
- Электронные ресурсы (CD): «Химия элементов»
- Химия. Мультимедийное учебное пособие нового образца. – М.: ЗАО Просвещение-МЕДИА, 2005.
- Материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (http://school-collection.edu.ru/)
- Видео опыты по химии. Видео архив журнала Химия и Химики. http://chemistry-chemists.com.
- Химическая энциклопедия http://www.xumuk.ru/encyklopedia.
- Учебные фильмы по химии (281 опыт) http://vse-uroki.ru/obrazovanie/himija/7119-uchebnye-filmy-po-ximii-281-opyt.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Занимательная экология"
Программа предназначена для педагогов допобразования. Имеет эколого-биологическую направленность. Модифицированна на основе программы Шенкевич....
разработка рабочей программы "Занимательный русский язык" 6 класс
Разработка рабочей программы "Занимательный русский язык"...
Рабочая программа "Занимательная информатика"
Рабочая программа составлена на основе образовательной программы по дополнительному образованию по информатике и ИКТ «Занимательная информатика», разработанной Мясоедовой Т.И., для учащихся в возрасте...
Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс
Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс...
Рабочая программа "Занимательный компьютер"
Программа «Занимательный компьютер» разработана с учетом требований ФГОС НОО, а также возрастных и психологических особенностей младшего школьника.Дополнительное образование, в рамках сотрудниче...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Занимательная география» Направление: общеинтеллектуальное
В данной рабочей программе представлена система занятий внеурочной деятельности по развитию познавательных способностей учащихся 5 класса, направленных на формирование универсальных учебных действий. ...
Рабочая программа "Занимательная физика" на базе центра образования естественно-научной и технологической направленностей "Точка роста"
Программа «Занимательная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности физико-математического направления, дает возможность расширить и углубить знания и умени...