Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс
рабочая программа по информатике и икт (5 класс) на тему
Рабочая программа "Занимательная информатика" - 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Занимательная информатика" для 5 класса | 306.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество учебных часов: 30.
Образовательная область: информатика.
Возрастная группа: 5 класс.
В результате изучения учебного модуля «Информатика и ИКТ» предмета "Технология" в 3-4 классах у учащихся сформированы первоначальные умения передачи, поиска, преобразования и хранения информации. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение "Информатики и ИКТ" в 5-7 классах. Стремительное развитие информационных технологий диктует необходимость овладения ими как можно в более раннем возрасте, так как их использование облегчает процесс познания и повышает его привлекательность.
Спецкурс ПДОУ «Занимательная информатика», рассчитанный на 30 часов (по 1 часу в неделю), целесообразно изучать в 5-х классах.
Полученные на спецкурсе знания и практические умения работы с компьютером могут использоваться в основной школе в различных предметах. Большая прикладная составляющая спецкурса «Занимательная информатика» способствует успешному изучению многих других предметов.
Одна из целей обучения на спецкурсе – предоставить ученикам возможность личностного самоопределения и самореализации по отношению к стремительно развивающимся информационным технологиям и ресурсам. Для достижения данной цели необходимо, чтобы каждый учащийся мог создавать личностно значимую для него образовательную продукцию.
Цели курса:
- формирование целостного представления о современном информационном пространстве;
- формирование навыков создания, преобразования, хранения и поиска информации;
- формирование навыков самостоятельного и осознанного включения в разнообразную деятельность по образованию и самообразованию;
- освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
- овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
- воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
- выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, в учебной деятельности.
Задачи курса:
- приобретение учащимися знаний о возможности использования информационных технологий в различных предметах;
- приобретение навыков работы с операционной системой и различным программным обеспечением;
- приобретение навыков проектной деятельности;
- приобретение навыков работы с локальной сетью и сетью Интернет;
- эстетическое и нравственное воспитание учащихся;
- развитие мышления, восприятия, способностей, интересов и мотивации.
Отличительные особенности программы:
В программе спецкурса используется проектный метод обучения или технология «погружения». Кроме того, используется занимательная форма обучения. В роли помощника в учебе выступает персонаж Дракоша, для отдыха используются непродолжительные развивающие компьютерные игры, а также релаксационные паузы и музыкальные композиции. Большинство заданий выполняются с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств.
Формы и режим занятий:
Основной тип занятий – практикум (15-20 мин.), сопровождающийся пояснениями учителя, и предварительным объяснением в занимательной форме с помощью помощника Дракоши. Большинство заданий выполняется с помощью персонального компьютера и необходимых программных средств. Используется сеть Интернет и локальная сеть.
Единицей учебного процесса является уровень, который нужно пройти, чтобы попасть к замку. Для проверки знаний в каждом уровне есть тест. Кроме того, на занятиях появляется персонаж Колобок, созданный детьми и обработанный учителем, который постоянно прыгает, не слушает Дракошу и поэтому «ничего не понимает», а обучать его приходится учащимся. Такая деятельность ведет к закреплению знаний и служит индикатором успешности образовательного процесса.
Прогнозируемый результат:
В рамках данного спецкурса учащиеся овладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- знают, как работают компьютеры, из каких частей они состоят;
- знают историю создания компьютера;
- знают объекты операционной системы;
- умеют работать с операционной системой;
- знают, что такое локальная и глобальная сеть
- умеют работать с компьютерными сетями;
- умеют создавать графические и мультимедийные документы;
- умеют создавать текстовые документы с объектами и производить простые вычисления;
- знают, что такое алгоритм, умеют создавать линейные и разветвляющиеся алгоритмы;
- знают, что такое язык программирования, язык высокого и низкого уровня;
- умеют создавать небольшие проекты.
Способы оценивания уровня достижений учащихся:
Предметом диагностики и контроля являются внешние образовательные продукты учеников (созданные электронные работы, проекты), а также их внутренние личностные качества (освоенные способы деятельности, знания, умения), которые относятся к целям и задачам курса. Основой для оценивания деятельности учеников являются результаты анализа их продукции и деятельности по её созданию. Оценка имеет различные способы выражения, устные суждения педагога, письменные качественные характеристики. Оценке подлежит в первую очередь уровень достижения учеником минимально необходимых результатов, обозначенных в целях и задачах курса.
Ученик выступает полноправным субъектом оценивания. Одна из задач педагога – обучение детей навыкам самооценки. С этой целью учитель выделяет и поясняет критерии оценки, учит детей формулировать эти критерии в зависимости от поставленных целей.
Проверка достигаемых учениками образовательных результатов производится в следующих формах:
- текущий рефлексивный самоанализ, контроль и самооценка учащимися выполняемых заданий;
- взаимооценка учащимися работ друг друга;
- тестирование;
- текущая диагностика и оценка учителем деятельности школьников.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На каждом занятии проводится практикум (15-20 мин.).
Уровень 1. Школа (6 час.)
Помощник Дракоша. Знакомство с Дракошей. Техника безопасности. Нарисуем Дракошу и его друзей. Путешествие с Дракошей: для чего обычно используют компьютер, история создания, назначение клавиш.
Уровень 2. Вокзал Windows (7 час.).
В гости к Дракоше в страну Windows.
Сведения об операционной системе. Какие бывают операционные системы. Самая распространенная операционная система. Использование мыши. Главное меню. Объекты Windows и их свойства. Файлы и каталоги. Поиск файла - где Дракоша? Подарим Дракоше бирку - вставка текста в рисунок. Узнаем адрес Дракоши в Windows – путь к файлу, полное имя файла. Сделаем Дракоше визитную карточку. Добавим портрет Дракоши и найдем ему друзей.
Уровень 3. Лаборатория (4 час.).
Основные блоки, входящие в компьютер. Монитор. Аудиоплата. Клавиатура. Мышь. Накопители на жестком диске. Оперативная память. Модем. CD-ROM. Накопители на дискетах. Принтеры.
Уровень 4. У замка (алгоритмы) (9 час.)
Как работает компьютер. Научим Дракошу двигаться. Алгоритмы. Языки низкого уровня. Языки высокого уровня. Локальные сети. Глобальная сеть Интернет.
Уровень 5. Замок (4 час.).
Научим Дракошу говорить. Где взять песню для Дракоши? Поиск в сети компьютерного класса. Поиск в сети Интернет.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Уровень 1. Школа (6 час.).
На этом уровне учащиеся знакомятся со сказочным персонажем Дракошей, который будет помогать им в течение всего курса обучения, осваивают инструменты графического редактора, рисуют Колобка - друга Дракоши. С помощью Дракоши узнают назначение компьютера, историю его создания, детально выясняют назначение клавиш и обучают всему этому Колобка, который постоянно прыгает и не слушает Дракошу. Проходят тест, играют в игру «Перевозка».
Основные понятия.
Инструменты графического редактора, сохранение файла, вычислительные устройства, назначение компьютера.
Содержание.
Помощник Дракоша. Знакомство с Дракошей. Техника безопасности.
Нарисуем Дракошу и его друзей.
Путешествие с Дракошей: для чего обычно используют компьютер, история создания..
Игра «Перевозка».
Назначение клавиш.
Тест.
Уровень 2. Вокзал Windows (7 час.).
На этом уровне учащиеся отправляются в гости к Дракоше в страну Windows, знакомятся с понятиями операционной системы и ее объектами, с интерфейсом, файлами и папками, быстрым поиском, продолжают работать с графическим редактором, осваивают текстовый редактор, проходят тестирование, играют в игры «Падающие символы», «Компьютерные вирусы».
Основные понятия.
Операционная система, Windows, щелчок, двойной щелчок, перетаскивание, панель задач, главное меню, ярлык, значок, файл, каталог, быстрый поиск, путь к файлу, полное имя файла.
Содержание.
В гости к Дракоше в страну Windows.
Сведения об операционной системе. Какие бывают операционные системы. Самая распространенная операционная система. Использование мыши. Главное меню. Объекты Windows и их свойства. Файлы и каталоги. Поиск файла - где Дракоша? Подарим Дракоше бейджик - вставка текста в рисунок. Узнаем адрес Дракоши в Windows – путь к файлу, полное имя файла. Сделаем Дракоше визитную карточку. Добавим портрет Дракоши и найдем ему друзей. Тест. Игра «Падающие символы». Игра «Компьютерные вирусы».
Уровень 3. Лаборатория (4 час.).
На этом уровне учащиеся узнают, как устроен компьютер, осваивают компьютерный калькулятор, проходят тестирование и игры «Компьютер», «Построй сеть».
Основные понятия.
Системный блок, процессор, память, устройства ввода, устройства вывода, носители информации, модем.
Содержание.
Основные блоки, входящие в компьютер. Монитор. Аудиоплата. Клавиатура. Мышь. Накопители на жестком диске. Оперативная память. Модем. CD-ROM. Накопители на дискетах. Принтеры. Научим Дракошу считать. Игра «Компьютер». Тест. Игра «Построй сеть».
Уровень 4. У замка (алгоритмы) (9 час.)
Знакомятся с принципом работы компьютера, понятием алгоритм, язык программирования, принципом организации сетей, создают презентации с анимацией, вставляя в нее ранее созданные рисунки.
Основные понятия.
Двоичный код, магистраль, алгоритм, язык программирования, модем, анимация.
Содержание.
Как работает компьютер. Научим Дракошу двигаться. Алгоритмы. Языки низкого уровня. Языки высокого уровня. Локальные сети. Глобальная сеть Интернет. Тест. Игра «Дорога к замку». Игра «Память».
Уровень 5. Замок (4 час.).
Работают со звуком: записывают с помощью микрофона, отыскивают в сети.
Основные понятия.
Звуковая карта, звуковые файлы.
Содержание.
Научим Дракошу говорить. Где взять песню для Дракоши? Поиск в сети компьютерного класса. Поиск в сети Интернет.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
На каждом занятии проводятся практические работы. Программа курса обеспечивается компьютерами и компьютерными программами: Windows XP, Windows 7, Microsoft Office 2007, Microsoft Office 2010: Word, Power Point; Paint, Калькулятор, Internet Explorer. В качестве источника информации для учеников используется CD–диск «Дракоша и занимательная информатика», а также разделы «Справка» перечисленных программ. Курс поддерживается учебником: Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса [3]. Для учителя используются пособия: И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике [1], а также Л.Л. Босова. А.Ю. Босова, Ю.К. Коломенская. Занимательные задачи по информатике [2].
МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Программа курса предусматривает использование компьютерной техники: стационарные компьютеры и ноутбуки с колонками. Кроме того, используется интерактивная доска, мультимедийный проектор, мобильные телефоны, локальная сеть компьютерного класса, глобальная сеть Интернет.
Список использованной литературы
- И.Д. Агеева. Занимательные материалы по информатике и математике М.: Творческий центр Сфера, 2006. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. (гриф «Допущено» Министерства образования РФ).
- Л.Л. Босова. А.Ю. Босова, Ю.К. Коломенская. Занимательные задачи по информатике М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 5 класса. М. Бином. 2010 г.
- CD – диск «Дракоша и занимательная информатика»;
Календарно - тематическое планирование
спецкурса ПДОУ
по ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
«Занимательная информатика»
(1 час в неделю, 30 часов в год)
Учитель Лысенко Н.А.
№ урока | Тема урока (содержание урока) | Практическая часть | Отметка о выполнении | Корректировка программы | |
теория | практика | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Уровень 1. Школа (6 часов) | |||||
1 | Помощник Дракоша. Знакомство с Дракошей. Техника безопасности. | . | |||
2-3 | Нарисуем Дракошу и его друзей. | Нарисуем Дракошу и его друзей. | |||
4 | Путешествие с Дракошей: для чего обычно используют компьютер. | Игра «Перевозка». | |||
5 | Путешествие с Дракошей: история создания. | Игра «Перевозка». | |||
6 | Назначение клавиш. | Тест | |||
Уровень 2. Вокзал Windows (7 часов) | |||||
7 | В гости к Дракоше в страну Windows. Сведения об операционной системе. Какие бывают операционные системы. Самая распространенная операционная система. | Игра «Падающие символы». | |||
8 | Использование мыши. Главное меню. Объекты Windows и их свойства. Файлы и каталоги. | Поиск файла - где Дракоша? | |||
9 | Подарим Дракоше бейджик - вставка текста в рисунок. | Вставка текста в рисунок. | |||
10 | Узнаем адрес Дракоши в Windows – путь к файлу, полное имя файла. | Путь к файлу, полное имя файла. | |||
11 | Сделаем Дракоше визитную карточку. | Визитная карточка в Word. | |||
12 | Добавим портрет Дракоши и найдем ему друзей. | Вставка графических изображений. Игра «Компьютерные вирусы». | |||
13 | Тест. | ||||
Уровень 3. Лаборатория (4 часа) | |||||
14 | Основные блоки, входящие в компьютер. Монитор. Аудиоплата. Клавиатура. Мышь. Накопители на жестком диске. Принтеры. | Игра «Компьютер». | |||
15 | Оперативная память. Модем. CD-ROM. Накопители на дискетах. | Игра «Построй сеть». | |||
16 | Научим Дракошу считать | Вычисления на калькуляторе. | |||
17 | Тест. | ||||
Уровень 4. У замка (алгоритмы) (9 часов) | |||||
18 | Как работает компьютер. | Игра «Память». | |||
19-20 | Научим Дракошу двигаться. | Анимация в мультимедийной презентации. | |||
21 | Алгоритмы. | Разветвляющийся алгоритм. | |||
22 | Языки низкого уровня. | Циклический алгоритм. | |||
23 | Языки высокого уровня. | Игра «Дорога к замку». | |||
24 | Локальные сети. | Работа с локальной сетью. | |||
25 | Глобальная сеть Интернет. | Путешествие в Глобальной сети Интернет. | |||
26 | Тест. | ||||
Уровень 5. Замок (4 часа) | |||||
27 | Научим Дракошу говорить. | Запись звука. Вставка звука в мультимедийную презентацию. | |||
28 | Где взять песню для Дракоши? | Звуковые файлы. | |||
29 | Поиск в сети компьютерного класса. | Поиск в сети компьютерного класса. | |||
30 | Поиск в сети Интернет. | Поиск в сети Интернет. |
Требования к ЗУН:
Учащиеся должны знать:
- как работают компьютеры, из каких частей они состоят;
- историю создания компьютера;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- объекты операционной системы;
- требования к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ;
- что такое локальная и глобальная сеть;
- что такое алгоритм;
- что такое язык программирования, язык высокого и низкого уровня.
Учащиеся
способны осуществлять рефлексивную деятельность, оценивать свои результаты.
Учащиеся должны уметь:
- работать с операционной системой;
- работать с компьютерными сетями;
- изменять размеры окна и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- запускать программы из меню ПУСК
- создавать графические и мультимедийные документы;
- создавать текстовые документы с объектами и производить простые вычисления;
- создавать линейные и разветвляющиеся алгоритмы;
- создавать небольшие проекты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа информатика и ИКТ, 11 класс, Угринович, базовый
Пояснительная запискаРабочая программа по информатике и ИКТ составлено на основе следующих документов:· федерального компонента государственного стандар...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Информатика и ИКТ 8-9 класс
Рабочая программа составлена в соответствие с Федеральным Государственным стандартом основного общего образования.Настоящая программа составлена на основе Программы базового курса информатики, разрабо...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 8-9 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый курс" /И.Г. Семакин. Л.А. Залогова. С.В. Русаков. Л.В. Шестакова/...
Рабочая программа "Информатика и ИКТ" 10-11 класс
По УМК "Информатика и ИКТ. Базовый уровен" /И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер/...
рабочая программа 11 класс информатика
ктп к учебнику Угриновича Н. Д....
рабочая программа 9 класс информатика
ктп к учебнику Угриновича Н. Д....
рабочая программа 8 класс информатика
ктп к учебнику Угриновича Н. Д....