Рабочая программа по физике 10 класс
календарно-тематическое планирование по естествознанию (10 класс) по теме
Рабочая программа расчитана на 3 часа преподавания физики в 10 классе по программе Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского. В программе предусмотрено тематическое планирование .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fizika_10_klass_konkursnaya.docx | 61.48 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
ЗОНАЛЬНОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
«Согласовано» «Утверждаю»
руководитель МО директор школы
________________________ ___________________
«_____» _______________2009 г «_____»__________2009 г
Рабочая программа учебного курса
«Физика»
для 10 класса
Составитель: учитель физики
МОУ Луговской средней общеобразовательной школы
Казанцева Татьяна Романовна
2009 - 2010 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы (автор:Г.Я.Мякишев, 10 - 11 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2001 г.»).
Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся средней школы достаточно широкое представление о физической картине мира.
В курсе 10 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел, основы молекулярной физики и термодинамики, законы электродинамики.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню математических знаний у учащихся данного возраста.
Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.
Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений: Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика», учебник для 10 класса, Москва, «Просвещение», 2009 год
На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 102 часа за учебный год (3 часа в неделю).
Программа для 10 класса рассчитана на 4 часа в неделю, в учебном плане нашей школы 3 часа. Поэтому, чтобы освоить весь материал данной программы я использую блочную технологию обучения. Эта технология позволяет сократить время на изучение нового материала, увеличив соответственно число часов на формирование у учащихся умений, навыков. В основе этой технологии лежит блочное планирование учебного материала в соответствии, с которым программа предмета физики разбита на модули, число которых определяется целями обучения и объёмом учебного материала. Каждая лекция оформляется учащимися в виде опорного конспекта, на последующих уроках конспект проговаривается, воспроизводится, что помогает ученику освоить и запомнить физическую информацию. Первые уроки по новой теме начинаются обычно с уроков – лекций. Такие уроки содержат основной теоретический материал, блоки определений, ключевых понятий и правил. Далее широко распространены проблемные уроки, уроки- семинары, практикумы по решению качественных и расчётных задач.
В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:
- знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);
- систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
- выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;
- оценки достоверности естественно - научной информации, возможности её практического использования.
Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию самостоятельной и групповой работы учащихся, применению ИКТ и т.д.
Программа предполагает использование активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися: лекции, семинары, защита творческих проектов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады.
Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при устном или письменном зачёте (задания с выбором ответа), выполнении дифференцированных контрольных работ.
Календарно - тематическое планирование
№ п\п | Наименование тем | Прим. сроки | Всего часов | Требования к уровню подготовки обязательного минимума содержания образования | Лабораторные работы | Контрольные и диагностические мероприятия |
I | Основы кинематики | 03.09-12.10 | 17 (1-17) |
Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам: по графику зависимости координаты от времени; координату тела в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью. | Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное движение тела» | |
II | Основы динамики | 13.10-23.11 | 15 (18-32) |
| Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести» | Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел» |
III | Законы сохранения в механике | 24.11-11.12 | 7 (33-42) |
Приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике. | Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике» |
IV | Молекулярная физика. Тепловые явления | 12.12- | 7 (43-49) |
| Контрольная работа № 4 «Основы МКТ» | |
V | Идеальный газ в молекулярно-кинетической энергии. | 12 (50-61) |
| Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей - Люссака» | Контрольная работа № 4 по теме «Теория идеального газа» | |
VI | Основы термодинамики | 25.02-20.04 | 10 (62-72) |
| Контрольная работа № 5 по теме « Основы термодинамики» | |
VII | Электродинамика. Электростатическое поле | 26.01-23.02 | 12 (73-85) |
| Контрольная работа №6 по теме «Электростатическое поле поле» | |
VII | Законы постоянного тока | 26.01-23.02 | 9 (86-94) |
| Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного сопротивления проводников» | Контрольная работа № 7 по теме «Законы постоянного тока» |
VIII | Электрический ток в различных средах | 12 (95-102) |
| Контрольная работа № 8 «Электрический ток в различных средах» | ||
Итого | 102 | 5 | 8 |
Поурочное планирование
№ п/п | Тема урока | Содержание урока | Требования к уровню подготовки учащихся | Дата |
Основы кинематики (17 часов) | ||||
1/1 | Лекция: «Равномерное движение тела» | ОС: Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Перемещение, скорость равномерного движения, уравнение прямолинейного равномерного движения. На дом. ОК -1, §3,4,7 | Знать/ понимать: Смысл понятий: механическое движение, материальная точка, система отсчёта, перемещение, уравнение прямолинейного равномерного движения. | |
2/2 | Семинар по теме «Способы описания движения» | ОС: положение точки в пространстве, системы отсчёта. На дом. ОК -1, §8,9,10 | Знать/ понимать: Смысл понятий: механическое движение, материальная точка, система отсчёта Уметь: обосновывать возможность применения понятия «материальная точка»; задавать положение тел с помощью координатных осей. | |
3/3 | Вектора. Проекции вектора на ось | ОС: Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения. На дом. §5, 6 | Знать/ понимать: Смысл понятий: вектор, проекция вектора наось, положительная и отрицательная проекция, радиус-вектор, задание положения с помощью радиус-вектора. Уметь: складывать и вычитать вектора, находить проекции на оси. | |
Практикум по решению задач | ||||
4/4 | Определение координаты движущегося тела | ОС: Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения. На дом. §10. Упр. 1 № 1 | Уметь: вычислять перемещение тела, записывать уравнение координаты тела и вычислять её. | |
5/5 | Перемещение при прямолинейном движении | ОС: Для прямолинейного равномерного движения: а) определение вектора скорости; б)формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения; в)равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости. На дом. §9,10, №21(Р) | Уметь: вычислять проекцию вектора перемещения, сравнивать пройденный путь и модуль вектора перемещения. | |
6/6 | Графическое представление движения | ОС: Графическое изображение зависимости координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении. Решение задач на чтение графиков зависимости координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении и запись уравнения движения по заданному графику скорости и движения тела. Проверочная работа по теме «Прямолинейное равномерное движение» | Уметь: читать графики зависимости координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении составлять уравнения движения и скорости данного тела. | |
7/7 | Сложение скоростей | ОС: понятие мгновенной скорости, формула классического сложения скоростей. Решение задач: упр.2 № 1,2 На дом. §11,12. Упр.2 № 3 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: мгновенная скорость. Уметь: складывать вектора скорости, находить среднюю скорость. | |
8/8 | Лекция: «Прямолинейное равноускоренное движение». | ОС: Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции. Нахождение перемещения при равноускоренном движении. На дом. §13-15 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: ускорение, скорость, перемещение и координата при равноускоренном движении. | |
9/9 | Семинар: «Прямолинейное равноускоренное движение». | ОС: Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции. Нахождение перемещения при равноускоренном движении. Уравнения движения с постоянным ускорением. На дом. §13-15 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: ускорение, скорость, перемещение и координата при равноускоренном движении.. Уметь: описывать и объяснять равноускоренное движение. | |
Практикум по решению задач | ||||
10/10 | Решение задач по теме «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости» | ОС: Решение аналитических и графических задач по теме «Скорость равноускоренного движения». Контроль знаний: кратковременная самостоятельная работа | Уметь: определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам: по графику зависимости скорости от времени; вычислять значение мгновенной скорости тела в любой момент времени равноускоренного движения, строить график проекции вектора скорости. | |
11/11 | Решение задач по теме « Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении» | ОС: Решение основной задачи механики для прямолинейного равноускоренного движения. Описание движения тела по его уравнению движения. Решение задач: нахождение перемещения тела, скорости тела по известному перемещению. | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
12/12 | Решение задач по теме «Координата тела при прямолинейном равноускоренном движении» | ОС: Решение задач: упр. 3 № 3, №4 на стр. 40 учебника. Контроль знаний: самостоятельная работа по решению задач на нахождение координаты тела. На дом. | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
13/13 | Решение задач по теме «Свободное падение тел» | ОС: понятие ускорения свободного падения тел, одинаковость кинематических уравнений по горизонтали и вертикали. На дом. | Знать/ понимать: Смысл понятий: свободное падение тел, траектория. Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение при свободном падении тел. Уметь: вычислять перемещение тела при равноускоренном движении. | |
14/14 | Решение задач по теме «Движение тела, брошенного горизонтально, под углом к горизонту» | ОС: проекция скорости, ускорения на координатные оси в случае если начальная скорость не равна нулю и направлена под углом к ускорению свободного падения. На дом. Упр.4 № 4, 6 стр.47 | Знать/ понимать: Смысл понятий: криволинейная траектория. Смысл физических величин: перемещение, скорость при движении с горизонтальной скоростью, использование тригонометрических функций для описания движения. | |
15/15 | Зачётный урок по теме «Прямолинейное равноускоренное движение» | ОС: обобщить знания учащихся по прямолинейному равноускоренному движению. Проверить знание учащимися основных формул кинематики. На дом: повторить тему. | ||
16/16 | Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное движение тела» | |||
17/17 | Движение тела по окружности | ОС: направление скорости и ускорения при движении по окружности, расчёт центростремительного ускорения, угловой и линейной скорости. Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила. Решение задач на вычисление центростремительного ускорения. На дом: §19-20, упр.5 №2 | Знать/ понимать: Смысл понятий: криволинейная траектория. Смысл физических величин: центростремительное ускорение, вращательное движение тела, линейная и угловая скорость. | |
Основы динамики (15 часов) | ||||
18/1 | Лекция: Инерциальные системы отсчёта. Законы Ньютона | ОС: Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке) Инерциальные системы отсчёта. Масса, инертность, второй закон Ньютона. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона. Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные системы отсчёта) [6, опыт 19] На дом: §24 -28 | Знать/ понимать: Знать/ понимать: Смысл понятий: инерция, относительность движения, закон, пространство и время, инерциальная система отсчета; Смысл физических величин: скорость, масса, сила; Смысл физических законов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона; Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; Уметь: Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; | |
19/2 | Семинар: законы Ньютона. | ОС: Первый закон, инерциальные системы отсчёта. Второй закон Ньютона. Масса и сила. Третий закон Ньютона. Взаимодействие тел. Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц. На дом: §24 -28 | Знать/ понимать: Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса; Делать выводы: на основе экспериментальных данных; Уметь: Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел; Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики для описания взаимодействия тел; | |
Практикум по решению задач | ||||
20/3 | Решение задач по теме «Первый и второй законы Ньютона» | ОС: Нахождение проекции вектора ускорения тела, на которое действуют несколько сил. Вычисление равнодействующей. Нахождение скорости тела, движущегося под действием силы. На дом. Упр. 6 № 2, 4 | Применять полученные знания для решения физических задач | |
21/4 | Решение задач «Третий закон Ньютона» | ОС: Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам. Решение задач типа: 1) Р. №151, 152 На дом: упр. 6 №7 | Знать/ понимать: Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон; Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса; Делать выводы: на основе экспериментальных данных; Уметь: Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел; Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики | |
22/5 | Лекция: Электромагнитные силы в природе | ОС: сила упругости, сила трения. Закон Гука. Уменьшение трения. Деформации тел На дом: ОК -2, §36 -38 | Знать/ понимать: Смысл понятий: деформация, удлинение. Смысл физических величин: сила упругости, коэффициент трения, сопротивления. Делать выводы: на основе экспериментальных данных. | |
23/6 | Семинар: Электромагнитные силы в природе | ОС: понятие деформации, основные виды деформации. Роль сил трения. Причины появления сил трения. Трение покоя, скольжения, качения. На дом: ОК -2, §36 -38 | Уметь: описывать природу сил, основные характеристики сил. Знать: способы увеличения и уменьшения сил трения. | |
Практикум по решению задач | ||||
24/7 | Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение по горизонтали под действием нескольких сил. | ОС: алгоритм решения задач на второй закон Ньютона. Движение по наклонной плоскости. | Применять полученные знания для решения физических задач | |
25/8 | Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение по вертикали под действием нескольких сил. | ОС: подъём с ускорением под действием нескольких сил, подъём с помощью неподвижного блока. | Применять полученные знания для решения физических задач | |
26/9 | Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение тела по окружности. | ОС: движение по выпуклому мосту, мёртвая петля. На дом: лабораторная работа №1 | Применять полученные знания для решения физических задач | |
27/10 | Лабораторная работа № 1 «Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости» | ОС: убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких сил, их равнодействующая равна произведению массы тела на ускорение. | Уметь: практически определять центростремительное ускорение на примере конического маятника, измерять силы динамометром. | |
28/11 | Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. | ОС: Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Решение задач типа: 1) Упр. 15(1, 2, 5) 2) Р. №174. Демонстрации. Гравитационное взаимодействие [6, опыт 22]. На дом. §33-34. | Знать/ понимать: Смысл понятий: взаимодействие, закон; Смысл физических величин: масса, сила, первая космическая скорость. Смысл физических законов: Всемирного тяготения; Уметь: Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; Приводить примеры практического использования физических знаний: закона Всемирного тяготения | |
29/12 | Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость» | ОС: решение различного типа задач по теме Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения»: нахождение силы взаимного притяжения тел, нахождение первой космической скорости на различных высотах над Землёй и других планетах. На дом. Упр.7 № 3 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
30/13 | Вес тела. Невесомость | ОС: вес тела, отличие веса от силы тяжести. Состояние невесомости. Решение задач на определение веса тела, движущегося с ускорением вверх, вниз, на выпуклом мосту. На дом: Упр.7 № 3 | Знать/ понимать: Смысл понятий: невесомость. Смысл физических величин: вес тела, сила тяжести. Уметь: показать на чертеже вес тела, силу тяжести. | |
31/14 | Зачётный урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел» | ОС: силы упругости, трения, всемирного тяготения, вес. Законы Ньютона. На дом: повторить тему | Знать/ понимать: Смысл понятий: взаимодействие, закон; Смысл физических величин: сила, ускорение, масса Смысл физических законов: Ньютона, Всемирного тяготения | |
32/15 | Контрольная работа «Законы взаимодействия и движения тел» | |||
Законы сохранения в механике (7 часов) | ||||
33/1 | Лекция: Импульс тела. Закон сохранения импульса. | ОС: Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формула импульса. Единица импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса. Решение задач типа: Упр. 20(1), упр. 21(1) Демонстрации. Закон сохранения импульса (по рис. 42 в учебнике); [6, опыт 38] . На дом. §41, 42. ОК-3 | Знать/ понимать: Смысл понятий: взаимодействие, закон; Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс; Смысл физических законов: сохранения импульса; Уметь: Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел; Приводить примеры практического использования физических знаний: закона сохранения импульса; Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики; | |
34/2 | Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса» | ОС: Вычисление скорости одного из взаимодействующих тел (до или после их взаимодействия) при различных движениях тел друг относительно друга. На дом. Повторить §41, 42. Упр. 8 № 1,2 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
35/3 | Реактивное движение. Ракеты. | ОС: Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты. Решение задач типа: Упр. 22(2) Демонстрации. 1. Реактивное движение.2. Модель ракеты (по рис. 102 в учебнике; [6, опыт 30]) На дом. §. 43,44 упр.8 № 5 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: теория, гравитационное взаимодействие, планета, Солнечная система, галактика, Вселенная; Смысл физических величин: сила, масса, траектория, энергия; Смысл физических законов: сохранения импульса; Уметь: Описывать и объяснять физические явления: движение ракет | |
36/4 | Лекция: Работа силы. | ОС: работа силы, единицы измерения силы. Работа силы тяжести, работа силы упругости. На дом: §45, 46,49, 50 ОК-4 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: работа, мощность. Уметь: Описывать и объяснять физические явления: независимость от формы траектории работы силы тяжести, зависимость знака работы от направления перемещения. | |
37/5 | Решение задач на определение работы, мощности | ОС: вычисление работы, мощности тела. Вычисление работы силы тяжести, силы упругости. На дом: упр.9 № 2,4 | Применять полученные знания для решения физических задач | |
38/6 | Потенциальная и кинетическая энергия. | ОС: понятие потенциальной и кинетической энергии тела. Необходимость выбора нулевого уровня потенциальной энергии. Решение задач на вычисление потенциальной и кинетической энергии. На дом: §48,51 упр.9 № 8 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: потенциальная и кинетическая энергия. Уметь: рассчитывать по формулам энергии. Описывать и объяснять физические явления: зависимость от нулевого уровня потенциальной энергии. | |
39/7 | Закон сохранения энергии | ОС: вывод закона сохранения энергии. Решение задач на закон сохранения энергии. На дом: §52. Упр.9 №6 | Знать/ понимать: Смысл физических законов: сохранение энергии. Уметь: применять закон сохранения энергии при решении задач. | |
40/8 | Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии» | ОС: измерение высоты и расчёт потенциальной энергии поднятого тела, расчёт энергии деформированной пружины. На дом: §52. Упр.9 № 9 | Уметь: измерять потенциальную энергию поднятого над землёй тела и упруго деформированной пружины. Сравнивать эти энергии. | |
41/9 | Повторно-обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике» | ОС: обобщить знания учащихся по закону сохранения импульса и энергии. Выполнить тест. На дом. Повторить главу 5,6 | Применять полученные знания для решения физических задач, уметь работать с тестовыми заданиями. | |
42/10 | Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике» | ОС: | ||
Молекулярная физика (29 часов) | ||||
43/1 | Лекция: Основы МКТ | ОС: определение МКТ, её основные положения. Доказательства этих положений: основные характеристики молекул, Броуновское движение, силы взаимодействия молекул. На дом: ОК – 5, §58-61 | Знать/ понимать: Смысл понятий: МКТ, молекула, атом; Смысл физических величин: масса молекулы, количество вещества, число Авогадро | |
44/2 | Семинар: Строение твёрдых, жидких и газообразных тел на основе МКТ | ОС: определение МКТ, её основные положения. Применение основных характеристик молекул, Броуновского движение, сил взаимодействия молекул для объяснения строения вещества. На дом: ОК – 5, §59 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: масса молекулы, пространственная решётка. Уметь: объяснять свойства и строение вещества на основе трёх положений МКТ. Описывать и объяснять физические явления: изменение формы и объёма тела. | |
45/3 | Решение задач по теме: Основные характеристики молекул | ОС: определение массы молекулы, количества вещества, числа молекул. Расчёт молярной массы вещества. На дом: упр.11 № 1,4,6 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
46/4 | Теория идеального газа. Основное уравнение МКТ | ОС: понятие идеального газа, вывод основного уравнения МКТ, средняя скорость движения молекул. Решение задач на определение давления газа. На дом: §63-65 упр.11 №11,12 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: идеальный газ, давление газа; Смысл физических величин: скорость молекул, давление, кинетическая энергия. | |
47/5 | Лекция: Понятие температуры. Зависимость скорости молекул от температуры. | ОС: температура, абсолютная температура, скорость движения молекул. На дом: §66-69 ОК-6 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: тепловое равновесие. Смысл физических величин: температура, кинетическая энергия, давление. | |
48/6 | Семинар: Абсолютная температура. Скорость движения молекул | ОС: тепловое равновесие, абсолютная температура, постоянная Больцмана, концентрация молекул, закон Авогадро. На дом: §68-69 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: абсолютная температура, шкала температур. Смысл физических величин: давление газа, кинетическая энергия молекул, скорость молекул. Смысл физических законов: закона Авогадро Уметь: Описывать и объяснять физические явления: изменение температуры | |
49/7 | Решение задач: Скорость движения молекул. Кинетическая энергия | ОС: абсолютная температура, кинетическая энергия, давление газа, скорость движения молекул. На дом: упр.12 № 3,5 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
50/8 | Лекция: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы | ОС: уравнение Клапейрона, Менделеева –Клапейрона, изопроцессы. На дом: §70 ОК-7, вывести все параметры из уравнения состояния | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: макроскопические и микроскопические параметры, изопроцессы. Смысл физических величин: давление, объём, температура. Смысл физических законов: газовые законы: Бойля –Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. | |
Практикум по решению задач | ||||
51/9 | Решение задач: Уравнение состояния идеального газа | ОС: определение одного из параметров, если все другие известны. Уравнения Клапейрона, Менделеева – Клапейрона. На дом: §70 упр.13 № 10, 8 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
52/10 | Решение задач: Изотермический процесс | ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях. На дом: упр.13.№ 1,3 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
53/11 | Решение задач: Изобарный процесс | ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях. На дом: упр.13.№ 7 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
54/11 | Решение задач: Изохорный процесс | ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях. На дом: упр.13.№ 11 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
55/12 | Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака» | ОС: проверка изохорного процесса | Уметь: измерять длину стеклянной трубки, температуру. | |
56/13 | Зачётный урок: Идеальный газ в МКТ | ОС: выполнение тестов ЕГЭ | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: макроскопические и микроскопические параметры, изопроцессы, идеальный газ Смысл физических величин: давление, объём, температура. Смысл физических законов: газовые законы: Бойля –Мариотта, Гей-Люссака, Шарля. | |
57/14 | Контрольная работа № 4 «Теория идеального газа» | ОС: уравнение состояния идеального газа, газовые законы, основное уравнение МКТ. | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
58/15 | Насыщенный пар | ОС: испарение, кипение жидкости, зависимость насыщенного пара от температуры и объёма. На дом: §72-73 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: испарение, кипение, насыщенный пар; Смысл физических величин: давление насыщенного пара; | |
59/16 | Влажность воздуха | ОС: парциальное давление пара, абсолютная и относительная влажность воздуха. Психрометры, гигрометры, точка росы. На дом: §74 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: парциальное давление, психрометрическая таблица. Смысл физических величин: давление насыщенного пара, парциальное давление, относительная и абсолютная влажность воздуха. | |
60/17 | Решение задач: Влажность воздуха | ОС: относительная и абсолютная влажность, точка росы, масса водяных паров в комнате, пространстве. Проверочная работа. На дом: упр. 14, № 5,6 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
61/18 | Твёрдые и аморфные тела | ОС: виды пространственных решёток, анизотропия кристаллов, аморфные тела На дом: § 75-76 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: твёрдые и аморфные тела, пространственные решётки, анизотропия, форма кристаллов, монокристаллы. | |
62/19 | Лекция: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии | ОС: понятие внутренней энергии в МКТ и термодинамике. Совершение работы газа и над газом. Передача теплоты. На дом: §77-79 ОК-8 | Знать/ понимать: Смысл понятий: теплопроводность, излучение, конвекция, внутренняя энергия Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа | |
63/20 | Семинар: Способы изменения внутренней энергии | ОС: понятие внутренней энергии в МКТ и термодинамике. Работа в термодинамике. Количество теплоты при нагревании, плавлении, парообразовании. Удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, парообразования. На дом: §77,78 | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: теплопроводность, излучение, конвекция, внутренняя энергия Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа Уметь: Описывать и объяснять физические явления: нагревание, плавление, парообразование. | |
Практикум по решению задач | ||||
64/21 | Решение задач: Работа в термодинамике | ОС: внутренняя энергия, работа при расширении газа, сжатии. На дом: упр.15 № 2, 1 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
65/22 | Решение задач: Количество теплоты | ОС: количество теплоты при плавлении, парообразовании, нагревании, охлаждении. На дом: упр.15 № 13,14 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
66/23 | Законы термодинамики | ОС: закон сохранения энергии, первый закон термодинамики, применение первого закона к изопроцессам. Второй закон термодинамики На дом: §80,81,83 | Знать/ понимать: Смысл понятий: внутренняя энергия, работа, количество теплоты, постоянный параметр Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа | |
67/24 68/25 | Решение задач: Применение первого закона термодинамики к различным процессам | ОС: изменение внутренней энергии, совершение работы. Передача количества теплоты при изотермическом, изобарном, изохорном процессе. Использование уравнения состояния идеального газа. На дом: упр.15 № 3, 4 Упр.15.№ 10,11 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
69/26 - 70/27 | Конференция: Принцип действия тепловых двигателей. Влияние тепловых двигателей на экологию | ОС: принцип действия тепловых двигателей. КПД двигателей. История создания тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина. Влияние тепловых двигателей на экологию. На дом: повторить тему | Знать/ понимать: Смысл физических понятий: такт двигателя, нагреватель, холодильник, рабочее тело Смысл физических величин: кпд тепловых двигателей Уметь: Описывать и объяснять физические явления: устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины. | |
71/28 | Зачётный урок: Основы термодинамики | ОС: первый закон термодинамики, его применение к газовым законам, работа газа, количество теплоты, кпд тепловых двигателей. | Уметь: Объяснять законы термодинамики , вычислять работу газа, изменение внутренней энергии, кпд тепловых двигателей. | |
72/29 | Контрольная работа № 5 «Основы термодинамики» | |||
Основы электродинамики (12 часов) | ||||
73/1 | Лекция: Закон электростатики | ОС: электрический заряд, электризация, закон сохранения заряда, закон Кулона На дом: §85-89 | Знать/ понимать: Смысл понятий: электризация, заряд Смысл физических величин: сила электрического взаимодействия, единица электрического заряда | |
74/1 | Решение задач: Закон Кулона | ОС: сила притяжения и отталкивания, заряды, расстояние между зарядами. На дом: упр.16.№ 3,5 стр.254 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
75/2 | Лекция: Электрическое поле | ОС: электрическое поле, напряжённость поля, потенциальная энергия поля, потенциал поля. На дом: §92.93,94,98,99 | Знать/ понимать: Смысл понятий: электрическое поле, принцип суперпозиции полей, силовые линии поля Смысл физических величин: напряжённость поля, потенциал поля, напряжённость точечного заряда, потенциальная энергия и работа поля | |
76/3 | Семинар: Электрическое поле | ОС: близкодействие и действие на расстоянии, электрическое поле, силовые линии поля, напряжённость поля, принцип суперпозиции полей, работа поля и потенциальная энергия, потенциал поля, разность потенциалов. На дом: §93,94 | Знать: Смысл понятий: электрическое поле, принцип суперпозиции полей, силовые линии поля Смысл физических величин: напряжённость поля, потенциал поля, напряжённость точечного заряда, потенциальная энергия и работа поля | |
Практикум по решению задач | ||||
77/4 | Решение задач: Напряжённость электрического поля | ОС: напряженность поля точечного заряда, принцип суперпозиции полей На дом: упр.17 №1 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
78/5 | Решение задач: Работа поля и потенциальная энергия поля | ОС: работа по перемещению заряда в однородном поле, изменение потенциальной энергии. На дом: упр.17 № 3,4 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
79/6 | Решение задач: Связь между напряжённостью и разностью потенциалов | ОС: потенциал, разность потенциалов, связь между напряжённостью и разностью потенциалов, эквипотенциальные поверхности. На дом: упр.17 № 7,9 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
80|7 | Проводники и диэлектрики | ОС: проводники, электрическое поле в проводниках, диэлектрики, поляризация диэлектриков. На дом: §95-97 | Знать/ понимать: Смысл понятий: проводники, диэлектрики, поляризация диэлектриков | |
81/8 | Электроёмкость. Единицы электроёмкости | ОС: электроёмкость, единицы электроёмкости, конденсаторы. На дом: §101, 102 | Знать: Смысл понятий: конденсаторы Смысл физических величин: электроёмкость плоского конденсатора. | |
82/9 | Энергия заряженного конденсатора | ОС: энергия заряженного конденсатора, применение конденсаторов На дом: §103 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: энергия заряженного конденсатора. | |
83/10 | Решение задач: электроёмкость конденсаторов | ОС: электроёмкость конденсаторов, потенциальная энергия конденсаторов. На дом: упр.18 № 1-3, повторить тему | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
84/11 | Зачётный урок «Основы электродинамики» | ОС: силовые и энергетические характеристики электрического поля, конденсаторы На дом: повторить тему | Знать/ понимать: Смысл физических величин: напряжённость, потенциал, работа и энергия поля, напряжение, электроёмкость Уметь: Рассчитывать эти величины | |
85/12 | Контрольная работа № 6 «Электростатическое поле» | |||
Законы постоянного тока (9) | ||||
86/1 | Электрический ток. Характеристики тока | ОС: сила тока, напряжение, сопротивление. Условия для существования тока. Закон Ома для участка цепи. На дом: §104-106 | Знать/ понимать: Смысл понятий: электрический ток Смысл физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление. Смысл физических законов: закон Ома для участка цепи | |
87/2 | Решение задач: Электрический ток | ОС: сила тока, напряжение, сопротивление. Закон Ома для участка цепи. На дом: упр.19 № 2, 3 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
88/3 | Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников | ОС: теория электрических цепей. На дом: §107 | Знать/ понимать: Отличие последовательного и параллельного соединения проводников | |
89/4 | Лабораторная работа «»Изучение последовательного и параллельного соединения проводников» | ОС: сборка электрических цепей, проверка законов соединения цепей. Проводится по описанию в учебнике. Стр.358 | Уметь: собирать электрические цепи, рассчитывать их. | |
90/5 | Решение задач: Расчёт электрических цепей | ОС: расчёт параллельного и последовательного соединения. Работа и мощность электрического тока. На дом: §108 | Применять полученные знания для решения физических задач; | |
91/6 | ЭДС. Закон Ома для полной цепи. | ОС: ЭДС, закон Ома для полной цепи, короткое замыкание На дом: §109-110 | Знать/ понимать: Смысл понятий: полная цепь Смысл физических величин: сила тока, напряжение, ЭДС Смысл физических законов: закон Ома для полной цепи | |
92/7 | Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока» | ОС: внутреннее сопротивление, напряжение, ЭДС На дом: повторить тем. | Уметь: собирать цепи, измерять ЭДС, напряжение и силу тока. | |
93/8 | Зачёт: Законы постоянного тока | ОС: характеристики тока, соединения цепей, законы Ома §104-110 | Знать/ понимать: Смысл физических величин: сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление Смысл физических законов: законы Ома | |
94/9 | Контрольная работа «Законы постоянного тока» | |||
Электрический ток в различных средах (7 часов) | ||||
95/1 | Электрический ток в металлах | ОК: доказательство существования электронов, зависимость сопротивления проводника от температуры, сверх проводимость. Решение задач на определение силы тока. На дом: §111-114 | Знать/ понимать: Смысл понятий: электрический ток в металлах, сверхпроводимость Смысл физических величин: сила тока, напряжение. Смысл физических законов: объяснение закона Ома | |
96/2 | Электрический ток в полупроводниках | ОК: электроны, дырки, собственная и примесная проводимость, р-n переход. На дом: §115-117 | Знать/ понимать: Смысл понятий: полупроводники, электроны, дырки, р-n переход. | |
97/3 | Электрический ток в вакууме | ОК: термоэлектронная эмиссия, односторонняя проводимость На дом: §120 | Знать/ понимать: Смысл понятий: термоэлектронная эмиссия, односторонняя проводимость | |
98/4 | Электрический ток в жидкостях | ОС: электролитическая диссоциация, ионная проводимость, применение электролиза. Закон электролиза. Решение задач, на расчёт массы выделившегося вещества На дом: §122-123 упр.20 № 4,5 | Знать/ понимать: Смысл понятий: электролитическая диссоциация, электролиз Смысл физических величин: масса выделившегося вещества Смысл физических законов: закон Фарадея | |
99/ 5 | Электрический ток в газах | ОС: ионизация газов, самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд На дом: §124,125 | Знать/ понимать: Смысл понятий: ионизация газов, газовый разряд | |
100/6 | Контрольная работа «Электрический ток в различных средах» | |||
101/7 | Конференция «Использование электрического тока в различных средах» | ОС: полупроводниковый диод, транзисторы, электронно-лучевая трубка. Плазма Презентация «Виды газовых разрядов» | Знать: устройство и принцип действия полупроводникового диода, транзистора, электронно-лучевой трубки. | |
102 | Заключительная лекция «Виды полей. Их влияние на нашу жизнь» | ОС: гравитационное и электрическое поле |
Учебно-методический комплекс для учителя
№ п\п | Авторы, составители | Название учебного издания | Год издания | Издательство |
1. | Г.Я. Мякишев | Физика-10 кл | 2005 | М. Просвещение |
2. | В.А.Волков | Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-10» Г.Я. Мякишев | 2006 | М.:Вако |
3. | А.П. Рымкевич. | Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание | 2000 | М.: Дрофа |
4. | Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов | Физичекий эксперимент в средней школе. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика. | 1989 | М.: Прсвещение |
5. | В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин и др | Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.2: пособие для учителей (под ред. А.А. Покровского) 3-е изд. | 1997 | M.: Просвещение |
Для ученика
Автор, название учебника | Год издания | Издательство |
Г.Я. Мякишев Физика -10 | 2009 | М.Просвещение |
А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание | 2000 | М.: Дрофа |
Степанова Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание |
Образовательный минимум содержания
образовательной программы
Механические явления
Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.
Наблюдение и описание различных видов механического движения взаимодействующих тел, объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, на основе закона всемирного тяготения.
Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы.
Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.
Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.
Молекулярная физика
Положения молекулярно-кинетической теории. Характеристики молекул. Силы взаимодействия молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории. Объяснение с помощью МКТ строения и свойств вещества. Идеальный газ. Уравнение состояния газа. Газовые законы. Первый и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.
Электродинамика
Наблюдение и описание действия электрического поля на заряд, объяснение этих явлений. Напряжённость поля. Потенциал. Разность потенциалов. Конденсаторы. Электрический ток. Сила тока, сопротивление, напряжение. Законы постоянного тока. Электрический ток металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме, газах. Плазма.
Требования к уровню подготовки школьников
В результате изучения физики ученик 10 класса должен
знать/понимать:
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, электрический ток, молекула, идеальный газ;
- смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, напряжённость, потенциал, электроёмкость;
- смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, заряда, законов Кулона, Ома, Фарадея;
уметь:
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение, действие электрического поля на заряд, испарение, кипение;
- использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, длины, силы тока, напряжения, ЭДС.
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, давления от температуры, объёма, силы тока от напряжения;
- выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электрических явлениях
- решать задачи на применение изученных законов, использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик
Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...
Рабочая программа по физике в 11 классе Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин. Физика – 11, М.: Просвещение, 2012 г. Программа рассчитана на 3 часа в неделю.
Рабочая программа по физике в 11 классе (3 часа в неделю)...
Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"
Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...