Рабочая программа по физике 10 класс
календарно-тематическое планирование по естествознанию (10 класс) по теме

Рабочая программа расчитана на 3 часа преподавания физики в 10 классе по программе Г.Я.Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского. В программе предусмотрено тематическое планирование .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_fizika_10_klass_konkursnaya.docx61.48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ЗОНАЛЬНОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

                         «Согласовано»                                                                        «Утверждаю»

                           руководитель МО                                                                  директор школы

                           ________________________                                           ___________________

                         «_____» _______________2009 г                                    «_____»__________2009 г

           

Рабочая программа учебного курса

«Физика»

для 10  класса

Составитель: учитель физики  

МОУ Луговской средней общеобразовательной школы

Казанцева Татьяна Романовна

2009 - 2010 учебный год

Пояснительная записка

        Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы (автор:Г.Я.Мякишев, 10 - 11 классы сборника: «Программы для общеобразовательных учреждений «Физика» Москва, Дрофа -2001 г.»).

Программа соответствует образовательному минимуму содержания основных образовательных программ и требованиям к уровню подготовки учащихся. Она позволяет сформировать у учащихся средней школы достаточно широкое представление о физической картине мира.

        В курсе 10 класса рассматриваются вопросы: законы взаимодействия и движения тел,  основы молекулярной физики и термодинамики, законы электродинамики.        

Используемый математический аппарат не выходит за рамки школьной программы по элементарной математике и соответствует уровню  математических знаний у учащихся данного возраста.

         Программа предусматривает использование Международной системы единиц СИ.

         Программа предполагает преподавание предмета по учебнику для общеобразовательных учреждений: Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика», учебник для 10 класса, Москва, «Просвещение», 2009 год

На изучение курса физике по предлагаемой программе отводится 102 часа за учебный год (3 часа в неделю).

        Программа для 10 класса рассчитана на 4 часа в неделю, в учебном плане нашей школы 3 часа. Поэтому, чтобы освоить весь материал данной программы я использую блочную технологию обучения. Эта технология позволяет сократить время на изучение нового материала, увеличив соответственно число часов на формирование у учащихся умений, навыков. В основе этой технологии лежит блочное планирование учебного материала в соответствии,  с которым программа предмета физики разбита на модули, число которых определяется целями обучения и объёмом учебного материала. Каждая лекция оформляется учащимися в виде опорного конспекта, на последующих уроках конспект проговаривается, воспроизводится, что помогает ученику освоить и запомнить физическую информацию. Первые уроки по новой теме начинаются обычно с уроков – лекций. Такие уроки содержат основной теоретический материал, блоки определений, ключевых понятий и правил. Далее широко распространены проблемные уроки, уроки- семинары, практикумы по решению качественных и расчётных задач.  

В соответствии с предлагаемой программой курс физики должен способствовать формированию и развитию у учащихся следующих научных знаний и умений:

  1. знаний основ современных физических теорий (понятий, теоретических моделей, законов, экспериментальных результатов);
  1. систематизации научной информации (теоретической и экспериментальной);
  1. выдвижение гипотез, планирование эксперимента или его моделирования;
  2. оценки достоверности естественно - научной информации, возможности её практического использования.

Учебный процесс предусматривает формирование у школьников не только знаний физических законов, но и общеучебных умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей. Это планируется достичь благодаря использованию  самостоятельной и групповой работы учащихся, применению ИКТ и т.д.

Программа предполагает использование активных и интерактивных форм и методов работы с учащимися:  лекции, семинары, защита творческих проектов, экспериментальные, лабораторные и практические задания, зачеты и контрольные работы, предметные олимпиады.

Тематический контроль знаний и умений учащихся осуществляется при устном или письменном зачёте (задания с выбором ответа), выполнении дифференцированных контрольных работ.

        

Календарно - тематическое планирование

№ п\п

Наименование

 тем

Прим. сроки

Всего часов

Требования к уровню подготовки обязательного минимума содержания образования

Лабораторные работы

Контрольные и диагностические мероприятия

I

Основы кинематики

03.09-12.10

17

(1-17)

  1. Собирать установки для эксперимента по описанию, рисунку или схеме и проводить наблюдения изучаемых явлений.
  2. Измерять расстояние, промежуток времени.
  3. Представлять результаты измерения в виде таблиц, графиков и выявлять эмпирические закономерности: изменение координаты тела от времени.
  4. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов
  5. Давать определения физических величин.
  6. Описывать физические явления и процессы.

Определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам: по графику зависимости координаты от времени; координату тела в заданный момент времени; промежутки времени, в течение которых тело двигалось с постоянной, увеличивающейся, уменьшающейся скоростью.

Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное движение тела»

II

Основы динамики

13.10-23.11

15 (18-32)

  1. Применять экспериментальные результаты для предсказания значения положения тела при его движении под действием силы.
  2. Давать определение физических величин и формулировать физические законы.
  3. Описывать физические явления и процессы.
  4. Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона.
  5. Приводить примеры относительности скорости и траектории движения одного и того де тела в разных системах отсчёта, изменения скорости тела под действием силы.
  6. Определять по графику зависимости координаты от времени промежутки времени действия силы.
  7. Вычислять силу тяжести при заданной массе тела.

Лабораторная работа № 1 «Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести»

Контрольная работа №2 по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

III

Законы сохранения в механике

24.11-11.12

7

(33-42)

  1. Давать определение физических величин и формулировать физические законы.
  2. Описывать физические явления и процессы, изменения и преобразования энергии при анализе свободного падения тел, движении при наличии трения.
  3. Вычислять импульс тела, если известны скорость тела и его масса, кинетическую энергию при заданных массе и скорости, потенциальную энергию взаимодействия тела с Землёй.

Приводить примеры проявления закона сохранения импульса в природе и технике.

Лабораторная работа №2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

Контрольная работа № 3 по теме «Законы сохранения в механике»

IV

Молекулярная физика. Тепловые явления

12.12-

7

(43-49)

  1. Давать определение физических величин.
  2. Объяснять основные положения МКТ.
  3. Описывать строения твёрдых, жидких и газообразных тел.
  4. Рассчитывать основные характеристики молекул.
  5. Вычислять среднюю тепловую скорость молекул, кинетическую энергию.

Контрольная работа № 4    «Основы МКТ»

V

Идеальный газ в молекулярно-кинетической энергии.

12

(50-61)

  1. Давать определение физических величин.
  2. Объяснять понятие идеального газа,  давления, температуры.
  3. Давать характеристику газовых законов.
  4. Рассчитывать основные параметры идеального газа, пользуясь уравнением состояния идеального газа.
  5. Определять по графикам изопроцессы, строить графики изопроцессов.

Лабораторная работа №3 «Опытная проверка закона Гей - Люссака»

Контрольная работа № 4  по теме «Теория идеального газа»

VI

Основы термодинамики

25.02-20.04

10

(62-72)

  1. Давать определение физических величин и формулировать законы термодинамики.
  2. Описывать физические явления и процессы.
  3. Объяснять результаты наблюдений и экспериментов.
  4. Рассчитывать изменение внутренней энергии, работы газа.
  5. Применять первый закон термодинамики к различным процессам.
  6. Объяснять теорию тепловых двигателей.

Контрольная работа №   5  по теме « Основы термодинамики»

VII

Электродинамика. Электростатическое  поле

26.01-23.02

12

(73-85)

  1. Давать определение физических величин.
  2. Описывать физические явления и процессы
  3. Называть источники электростатического поля, способы его обнаружения.
  4. Знать различия проводников и диэлектриков.
  5. Определять характеристики поля.

Контрольная работа №6 по теме «Электростатическое поле поле»

VII

Законы постоянного тока

26.01-23.02

9

(86-94)

  1. Давать определение физических величин.
  2. Описывать физические явления и процессы
  3. Рассчитывать электрические цепи.
  4. Определять характеристики электрического тока.
  5. Уметь собирать электрические цепи.

Лабораторная работа № 4 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

Лабораторная работа № 5 «Изучение последовательного и параллельного сопротивления проводников»

Контрольная работа № 7 по теме «Законы постоянного тока»

VIII

Электрический ток в различных средах

12

(95-102)

  1. Давать определение физических величин.
  2. Описывать физические явления и процессы
  3. Определять носителей  электрического тока в различных средах.
  4. Объяснять принцип действия различных приборов , их использование.

Контрольная работа № 8 «Электрический ток в различных средах»

Итого

102

5

8

Поурочное планирование

№ п/п

Тема урока

Содержание урока

Требования к уровню подготовки учащихся

Дата

Основы кинематики (17 часов)

1/1

Лекция: «Равномерное движение тела»

ОС: Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Перемещение, скорость равномерного движения, уравнение прямолинейного равномерного движения.

На дом. ОК -1, §3,4,7

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение,  материальная точка, система отсчёта, перемещение, уравнение прямолинейного равномерного движения.

2/2

Семинар по теме «Способы описания движения»

ОС: положение точки в пространстве, системы отсчёта.

На дом. ОК -1, §8,9,10

Знать/ понимать:

Смысл понятий: механическое движение,  материальная точка, система отсчёта

Уметь: обосновывать возможность применения понятия «материальная точка»; задавать положение тел с помощью координатных осей.

3/3

Вектора. Проекции вектора на ось

ОС: Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения.

На дом. §5, 6

Знать/ понимать:

Смысл понятий: вектор, проекция вектора наось,  положительная и отрицательная проекция,  радиус-вектор, задание положения с помощью радиус-вектора.

Уметь: складывать и вычитать вектора, находить проекции на оси.

Практикум по решению задач

4/4

Определение координаты движущегося тела

ОС: Векторы, их модули и проекции на выбранную ось. Нахождение координат по начальной координате и проекции вектора перемещения.

На дом. §10. Упр. 1 № 1

Уметь: вычислять перемещение тела, записывать уравнение координаты тела и вычислять её.

5/5

Перемещение при прямолинейном движении

ОС: Для прямолинейного равномерного движения: а) определение вектора скорости; б)формулы для нахождения проекции и модуля вектора перемещения; в)равенство модуля вектора перемещения, пути и площади под графиком скорости.

На дом. §9,10, №21(Р)

Уметь: вычислять проекцию вектора перемещения, сравнивать пройденный путь и модуль вектора перемещения.

6/6

Графическое представление движения

ОС: Графическое изображение зависимости координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении.

Решение задач на чтение графиков зависимости координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении и запись уравнения движения по заданному графику скорости и движения тела.

Проверочная работа по теме «Прямолинейное равномерное движение»

Уметь: читать графики зависимости  координаты и проекции вектора скорости от времени при прямолинейном равномерном движении составлять уравнения движения и скорости данного тела.

7/7

Сложение скоростей

ОС: понятие мгновенной скорости, формула классического сложения  скоростей.

Решение задач: упр.2 № 1,2

На дом. §11,12. Упр.2 № 3

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: мгновенная скорость.

Уметь: складывать вектора скорости, находить среднюю скорость.

8/8

Лекция: «Прямолинейное равноускоренное движение».

ОС:  Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции. Нахождение перемещения при равноускоренном движении.

На дом. §13-15

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: ускорение, скорость,  перемещение  и координата при равноускоренном движении.  

9/9

Семинар: «Прямолинейное равноускоренное движение».

ОС:  Равноускоренное движение. Ускорение. Формула для определения вектора скорости и его проекции. Нахождение перемещения при равноускоренном движении.

Уравнения движения с постоянным ускорением.

На дом. §13-15

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: ускорение, скорость,  перемещение  и координата при равноускоренном движении..  

Уметь: описывать и объяснять равноускоренное движение.

Практикум по решению задач

10/10

Решение задач по теме «Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График  скорости»

ОС: Решение аналитических и графических задач по теме «Скорость равноускоренного движения».

Контроль знаний: кратковременная самостоятельная работа

Уметь: определять промежуточные значения величин по таблицам результатов измерений и построенным графикам: по графику зависимости скорости от времени; вычислять значение мгновенной скорости тела в любой момент времени равноускоренного движения, строить график проекции вектора скорости.

11/11

Решение задач по теме

« Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении»

ОС: Решение основной задачи механики для прямолинейного равноускоренного движения. Описание движения тела по его уравнению движения.

Решение задач:   нахождение перемещения тела, скорости тела по известному перемещению.

Применять полученные знания для решения физических задач;

12/12

Решение задач по теме «Координата  тела при прямолинейном равноускоренном движении»

ОС: Решение задач: упр. 3 № 3, №4 на стр. 40 учебника.

Контроль знаний: самостоятельная работа по решению задач на нахождение координаты тела.

На дом.

Применять полученные знания для решения физических задач;

13/13

Решение задач по теме «Свободное падение тел»

ОС: понятие ускорения свободного падения тел, одинаковость кинематических уравнений по горизонтали и вертикали.

На дом.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: свободное падение тел, траектория.

Смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение при свободном падении тел.

Уметь: вычислять перемещение  тела при равноускоренном движении.  

14/14

Решение задач по теме

«Движение тела, брошенного горизонтально, под углом к горизонту»

ОС:  проекция скорости, ускорения на координатные оси  в случае если начальная скорость не равна нулю и направлена под углом к ускорению свободного падения.

На дом. Упр.4 № 4, 6 стр.47

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  криволинейная  траектория.

Смысл физических величин: перемещение, скорость при движении с горизонтальной скоростью, использование тригонометрических функций для описания движения.  

15/15

Зачётный урок по теме «Прямолинейное равноускоренное движение»

ОС: обобщить знания учащихся по прямолинейному равноускоренному движению.

Проверить знание учащимися основных формул кинематики.

На дом: повторить тему.

16/16

 Контрольная работа №1 по теме «Равноускоренное движение тела»

17/17

Движение тела по окружности

ОС: направление скорости и ускорения при движении по окружности, расчёт центростремительного ускорения, угловой и линейной скорости.  Условие криволинейного движения. Направление скорости тела при его криволинейном движении, в частности при движении по окружности. Центростремительное ускорение. Центростремительная сила.

Решение задач на вычисление центростремительного ускорения.

На дом: §19-20, упр.5 №2

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  криволинейная  траектория.

Смысл физических величин: центростремительное ускорение,  вращательное движение тела,  линейная  и угловая скорость.

Основы динамики (15 часов)

18/1

Лекция: Инерциальные системы отсчёта. Законы Ньютона

ОС: Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона (в современной формулировке) Инерциальные системы отсчёта. Масса, инертность, второй закон Ньютона. Взаимодействие тел. Третий закон Ньютона.

Демонстрации. Опыты, иллюстрирующие закон инерции и взаимодействие тел (инерциальные и неинерциальные системы отсчёта) [6, опыт 19]

На дом: §24 -28

Знать/ понимать:

Знать/ понимать:

Смысл понятий: инерция, относительность движения, закон, пространство и время, инерциальная система отсчета;

Смысл физических величин: скорость, масса, сила;

Смысл физических законов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

Уметь:

Приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий;

19/2

Семинар: законы Ньютона.

ОС: Первый закон, инерциальные системы отсчёта.

Второй закон Ньютона. Масса и  сила.

Третий закон Ньютона. Взаимодействие тел.

Единицы массы и силы. Понятие о системе единиц.

На дом: §24 -28

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь: Вычислять равнодействующую силу, используя второй закон Ньютона

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики для описания взаимодействия тел;

Практикум по решению задач

20/3

Решение задач по теме «Первый и второй законы Ньютона»

ОС: Нахождение проекции вектора ускорения тела, на которое действуют несколько сил. Вычисление равнодействующей. Нахождение скорости тела, движущегося под действием силы.

На дом. Упр. 6 № 2, 4

Применять полученные знания для решения физических задач

21/4

Решение задач «Третий закон Ньютона»

ОС: Третий закон Ньютона. Силы, возникающие при взаимодействии тел: а) имеют одинаковую природу; б) приложены к разным телам.

Решение задач типа: 1) Р. №151, 152

На дом:  упр. 6 №7

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, инертность, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса;

Делать выводы: на основе экспериментальных данных;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики

22/5

Лекция: Электромагнитные силы в природе

ОС: сила упругости, сила трения. Закон Гука. Уменьшение трения. Деформации тел

На дом: ОК -2,  §36 -38

Знать/ понимать:

Смысл понятий: деформация, удлинение.

Смысл физических величин: сила упругости, коэффициент трения, сопротивления.

Делать выводы: на основе экспериментальных данных.

23/6

Семинар: Электромагнитные силы в природе

ОС: понятие деформации, основные виды деформации. Роль сил трения. Причины появления сил трения. Трение покоя, скольжения, качения.

На дом: ОК -2,  §36 -38

Уметь: описывать природу сил, основные характеристики сил.

Знать: способы увеличения и уменьшения сил трения.

Практикум по решению задач

24/7

Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение по горизонтали под действием нескольких сил.

ОС: алгоритм решения задач на второй закон Ньютона.

Движение по наклонной плоскости.

Применять полученные знания для решения физических задач

25/8

Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение по вертикали  под действием нескольких сил.

ОС: подъём с ускорением под действием нескольких сил, подъём с помощью неподвижного блока.

Применять полученные знания для решения физических задач

26/9

Решение задач на обобщённый второй закон Ньютона: Движение тела по окружности.

ОС: движение по выпуклому мосту, мёртвая петля.

На дом: лабораторная работа №1

Применять полученные знания для решения физических задач

27/10

Лабораторная работа № 1 «Движение тела по окружности под действием силы тяжести и упругости»

ОС: убедиться в том, что при движении тела по окружности под действием нескольких сил,  их равнодействующая равна произведению массы тела на ускорение.

Уметь: практически определять центростремительное ускорение на примере конического маятника, измерять силы динамометром.

28/11

Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость.

ОС: Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная.

Решение задач типа: 1) Упр. 15(1, 2, 5)

2) Р. №174.

Демонстрации. Гравитационное взаимодействие [6, опыт 22].

На дом. §33-34.

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: масса, сила, первая космическая скорость.

Смысл физических законов: Всемирного тяготения;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: движение небесных тел и искусственных спутников Земли;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона Всемирного тяготения

29/12

Решение задач по теме «Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость»

ОС: решение различного типа задач по теме Закон всемирного тяготения. Ускорение свободного падения»: нахождение силы взаимного притяжения тел, нахождение первой космической скорости на различных высотах над Землёй  и других  планетах.

На дом. Упр.7 № 3

Применять полученные знания для решения физических задач;

30/13

Вес тела. Невесомость

ОС: вес тела, отличие веса от силы тяжести. Состояние невесомости.

Решение задач на определение веса тела, движущегося с ускорением вверх, вниз, на выпуклом мосту.

На дом: Упр.7 № 3

Знать/ понимать:

Смысл понятий: невесомость.

Смысл физических величин: вес тела, сила тяжести.

 Уметь: показать на чертеже вес тела, силу тяжести.

31/14

Зачётный урок по теме «Законы взаимодействия и движения тел»

ОС: силы упругости, трения, всемирного тяготения, вес. Законы Ньютона.

На дом: повторить тему

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: сила, ускорение, масса

Смысл физических законов: Ньютона, Всемирного тяготения

32/15

Контрольная работа «Законы взаимодействия и движения тел»

Законы сохранения в механике (7 часов)

33/1

Лекция: Импульс тела. Закон сохранения импульса.

ОС: Причины введения в науку величины, называемой импульсом тела. Формула импульса. Единица импульса. Замкнутые системы. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Вывод закона сохранения импульса.

Решение задач типа: Упр. 20(1), упр. 21(1)

Демонстрации. Закон сохранения импульса (по рис. 42 в учебнике); [6,  опыт 38] .

На дом. §41, 42. ОК-3

Знать/ понимать:

Смысл понятий: взаимодействие, закон;

Смысл физических величин: скорость, ускорение, сила, масса, импульс;

Смысл физических законов: сохранения импульса;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: механическое взаимодействие тел;

Приводить примеры практического использования физических знаний: закона сохранения импульса;

Вклад зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

34/2

Решение задач по теме «Импульс тела. Закон сохранения импульса»  

ОС: Вычисление скорости одного из взаимодействующих тел (до или после их взаимодействия) при различных движениях тел друг относительно друга.

На дом. Повторить §41, 42. Упр. 8 № 1,2

Применять полученные знания для решения физических задач;

35/3

Реактивное движение. Ракеты.

ОС: Сущность реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракет. Многоступенчатые ракеты.

Решение задач типа: Упр. 22(2)

Демонстрации. 1. Реактивное движение.2. Модель ракеты (по рис. 102 в учебнике; [6, опыт 30])

На дом. §. 43,44  упр.8 № 5

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: теория, гравитационное взаимодействие, планета, Солнечная система, галактика, Вселенная;

Смысл физических величин: сила, масса, траектория, энергия;

Смысл физических законов: сохранения импульса;

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: движение ракет

36/4

Лекция: Работа силы.

ОС: работа силы, единицы измерения силы.

Работа силы тяжести, работа силы упругости.

На дом: §45, 46,49, 50 ОК-4

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: работа, мощность.

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: независимость от формы траектории работы силы тяжести, зависимость знака работы от направления перемещения.

37/5

Решение задач на определение работы, мощности

ОС: вычисление работы, мощности тела. Вычисление работы силы тяжести, силы упругости.

На дом: упр.9 № 2,4

Применять полученные знания для решения физических задач

38/6

Потенциальная и кинетическая энергия.

ОС:  понятие потенциальной и кинетической энергии тела. Необходимость выбора нулевого уровня потенциальной энергии.

Решение задач на вычисление потенциальной и кинетической энергии.

На дом: §48,51 упр.9 № 8

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: потенциальная и кинетическая энергия.

Уметь: рассчитывать по формулам энергии.

Описывать и объяснять физические явления: зависимость от нулевого уровня потенциальной энергии.

39/7

Закон сохранения энергии

ОС: вывод закона сохранения энергии.

Решение задач на закон сохранения энергии.

На дом: §52. Упр.9 №6

Знать/ понимать:

Смысл физических законов: сохранение энергии.

Уметь: применять закон сохранения энергии при решении задач.

40/8

Лабораторная работа № 2 «Изучение закона сохранения механической энергии»

ОС: измерение высоты  и расчёт потенциальной энергии поднятого тела, расчёт энергии деформированной пружины.

На дом: §52. Упр.9 № 9

Уметь: измерять потенциальную энергию поднятого над землёй тела и упруго деформированной пружины. Сравнивать эти энергии.

41/9

Повторно-обобщающий урок по теме «Законы сохранения в механике»

ОС: обобщить знания учащихся по закону сохранения импульса и энергии.

Выполнить тест.

На дом. Повторить  главу 5,6

Применять полученные знания для решения физических задач, уметь работать с тестовыми заданиями.

42/10

Контрольная работа №2 по теме «Законы сохранения в механике»

ОС:

Молекулярная физика (29 часов)

43/1

Лекция: Основы МКТ

ОС: определение МКТ, её основные положения. Доказательства этих положений: основные характеристики молекул, Броуновское движение, силы взаимодействия молекул.

На дом: ОК – 5, §58-61

Знать/ понимать:

Смысл понятий: МКТ, молекула, атом;

Смысл физических величин: масса молекулы, количество вещества, число Авогадро

44/2

Семинар: Строение твёрдых, жидких и газообразных тел на основе МКТ

ОС: определение МКТ, её основные положения. Применение основных характеристик молекул, Броуновского движение, сил взаимодействия молекул для объяснения строения вещества.

На дом: ОК – 5, §59

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: масса молекулы, пространственная решётка.

Уметь: объяснять свойства и строение вещества на основе трёх положений МКТ.

Описывать и объяснять физические явления: изменение формы и объёма тела.

45/3

Решение задач по теме: Основные характеристики молекул

ОС: определение массы молекулы, количества вещества, числа молекул. Расчёт молярной массы вещества.

На дом: упр.11 № 1,4,6

Применять полученные знания для решения физических задач;

46/4

Теория идеального газа. Основное уравнение МКТ

ОС: понятие идеального газа, вывод основного уравнения МКТ, средняя скорость движения молекул.

Решение задач на определение давления газа.

На дом: §63-65 упр.11 №11,12

Знать/ понимать: 

Смысл физических понятий: идеальный газ, давление газа;

Смысл физических величин: скорость молекул, давление, кинетическая энергия.

47/5

Лекция: Понятие температуры. Зависимость скорости молекул от температуры.

ОС: температура, абсолютная температура, скорость движения молекул.

На дом: §66-69 ОК-6

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: тепловое равновесие.

Смысл физических величин: температура, кинетическая энергия, давление.

48/6

Семинар: Абсолютная температура. Скорость движения молекул

ОС: тепловое равновесие, абсолютная температура, постоянная Больцмана, концентрация молекул, закон Авогадро.

На дом: §68-69

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: абсолютная температура, шкала температур.

Смысл физических величин: давление газа, кинетическая энергия молекул, скорость молекул.

Смысл физических законов: закона Авогадро

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: изменение температуры

49/7

Решение задач: Скорость движения молекул. Кинетическая энергия

ОС: абсолютная температура, кинетическая энергия, давление газа, скорость движения молекул.

На дом: упр.12 № 3,5

Применять полученные знания для решения физических задач;

50/8

Лекция: Уравнение состояния идеального газа. Газовые законы

ОС: уравнение Клапейрона, Менделеева –Клапейрона,  изопроцессы.

На дом: §70 ОК-7, вывести все параметры из уравнения состояния

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: макроскопические и микроскопические параметры, изопроцессы.

Смысл физических величин: давление, объём, температура.

Смысл физических законов: газовые законы: Бойля –Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

Практикум по решению задач

51/9

Решение задач: Уравнение состояния идеального газа

ОС: определение одного из параметров, если все другие известны. Уравнения Клапейрона,  Менделеева – Клапейрона.

На дом: §70 упр.13 № 10, 8

Применять полученные знания для решения физических задач;

52/10

Решение задач: Изотермический процесс

ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях.

На дом: упр.13.№ 1,3 

Применять полученные знания для решения физических задач;

53/11

Решение задач: Изобарный процесс

ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях.

На дом: упр.13.№ 7

Применять полученные знания для решения физических задач;

54/11

Решение задач: Изохорный процесс

ОС: определение параметров, графики процесса: чтение, построение в других осях.

На дом: упр.13.№ 11

Применять полученные знания для решения физических задач;

55/12

Лабораторная работа № 3 «Опытная проверка закона Гей-Люссака»

ОС:  проверка изохорного процесса

Уметь: измерять длину стеклянной трубки, температуру.

56/13

Зачётный урок: Идеальный газ в МКТ

ОС: выполнение тестов ЕГЭ

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: макроскопические и микроскопические параметры, изопроцессы, идеальный газ

Смысл физических величин: давление, объём, температура.

Смысл физических законов: газовые законы: Бойля –Мариотта, Гей-Люссака, Шарля.

57/14

Контрольная работа № 4  «Теория  идеального газа»

ОС: уравнение состояния идеального газа, газовые законы, основное уравнение МКТ.

Применять полученные знания для решения физических задач;

58/15

Насыщенный пар

ОС: испарение, кипение жидкости,  зависимость насыщенного пара от температуры и объёма.

На дом: §72-73

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: испарение, кипение, насыщенный пар;

Смысл физических величин: давление насыщенного пара;

59/16

Влажность воздуха

ОС: парциальное давление пара, абсолютная и относительная влажность воздуха. Психрометры, гигрометры, точка росы.

На дом: §74

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: парциальное давление, психрометрическая таблица.

Смысл физических величин: давление насыщенного пара, парциальное давление, относительная и абсолютная влажность воздуха.

60/17

Решение задач: Влажность воздуха

ОС: относительная  и абсолютная влажность, точка росы, масса водяных паров в комнате, пространстве.

Проверочная работа.

На дом: упр. 14, № 5,6

Применять полученные знания для решения физических задач;

61/18

Твёрдые и аморфные тела

ОС: виды пространственных решёток, анизотропия кристаллов, аморфные тела

На дом: § 75-76

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: твёрдые и аморфные тела, пространственные решётки, анизотропия, форма кристаллов, монокристаллы.

62/19

Лекция: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии

ОС: понятие внутренней энергии в МКТ и термодинамике. Совершение работы газа и над газом. Передача теплоты.

На дом: §77-79 ОК-8

Знать/ понимать:

Смысл понятий: теплопроводность, излучение, конвекция, внутренняя энергия

Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа

63/20

Семинар: Способы изменения внутренней энергии

ОС: понятие внутренней энергии в МКТ и термодинамике. Работа в термодинамике. Количество теплоты при нагревании, плавлении, парообразовании. Удельная теплоёмкость, удельная теплота плавления, парообразования.

На дом: §77,78

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: теплопроводность, излучение, конвекция, внутренняя энергия

Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: нагревание, плавление, парообразование.

Практикум по решению задач

64/21

Решение задач: Работа в термодинамике

ОС: внутренняя энергия, работа при расширении газа, сжатии.

На дом: упр.15 № 2, 1

Применять полученные знания для решения физических задач;

65/22

Решение задач: Количество теплоты

ОС: количество теплоты при плавлении, парообразовании, нагревании, охлаждении.

На дом: упр.15 № 13,14

Применять полученные знания для решения физических задач;

66/23

 Законы термодинамики

ОС: закон сохранения энергии, первый закон термодинамики, применение первого закона к изопроцессам.  Второй закон термодинамики

На дом: §80,81,83

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  внутренняя энергия, работа, количество теплоты, постоянный параметр

Смысл физических величин: внутренняя энергия, количество теплоты, работа

67/24

68/25

Решение задач: Применение первого закона термодинамики к различным процессам

ОС: изменение внутренней энергии, совершение работы. Передача количества теплоты при изотермическом, изобарном, изохорном процессе. Использование уравнения состояния идеального газа.

На дом: упр.15 № 3, 4

Упр.15.№ 10,11

Применять полученные знания для решения физических задач;

69/26

- 70/27

Конференция: Принцип действия тепловых двигателей.

Влияние тепловых двигателей на экологию

ОС: принцип действия тепловых двигателей. КПД двигателей. История создания тепловых двигателей. Двигатель внутреннего сгорания, паровая турбина. Влияние тепловых двигателей на экологию.

 На дом: повторить тему

Знать/ понимать:

Смысл физических понятий: такт двигателя, нагреватель, холодильник, рабочее тело

Смысл физических величин: кпд тепловых двигателей

Уметь:

Описывать и объяснять физические явления: устройство и принцип действия двигателя внутреннего сгорания, паровой турбины.

71/28

Зачётный урок: Основы термодинамики

ОС: первый закон термодинамики, его применение к газовым законам, работа газа, количество теплоты, кпд тепловых двигателей.

Уметь:

Объяснять законы термодинамики , вычислять работу газа, изменение внутренней энергии, кпд тепловых двигателей.

72/29

Контрольная работа № 5 «Основы термодинамики»

Основы электродинамики (12 часов)

73/1

Лекция: Закон электростатики

ОС: электрический заряд, электризация, закон сохранения заряда, закон Кулона

На дом: §85-89

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  электризация, заряд

Смысл физических величин: сила электрического взаимодействия, единица электрического заряда

74/1

Решение задач: Закон Кулона

ОС: сила притяжения и отталкивания, заряды, расстояние между зарядами.

На дом: упр.16.№ 3,5 стр.254

Применять полученные знания для решения физических задач;

75/2

Лекция:  Электрическое поле

ОС: электрическое поле,  напряжённость поля, потенциальная энергия поля, потенциал поля.

На дом: §92.93,94,98,99

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  электрическое поле, принцип суперпозиции полей, силовые линии поля

Смысл физических величин: напряжённость поля, потенциал поля, напряжённость точечного заряда, потенциальная энергия и работа поля

76/3

Семинар: Электрическое поле

ОС: близкодействие и действие на расстоянии, электрическое поле, силовые линии  поля, напряжённость поля, принцип суперпозиции полей, работа поля и потенциальная энергия, потенциал поля, разность потенциалов.

На дом: §93,94

Знать:

Смысл понятий:  электрическое поле, принцип суперпозиции полей, силовые линии поля

Смысл физических величин: напряжённость поля, потенциал поля, напряжённость точечного заряда, потенциальная энергия и работа поля

Практикум по решению задач

77/4

Решение задач: Напряжённость электрического поля

ОС: напряженность поля точечного заряда, принцип суперпозиции полей

На дом: упр.17 №1

Применять полученные знания для решения физических задач;

78/5

Решение задач: Работа поля и потенциальная энергия поля

ОС: работа по перемещению заряда в однородном поле, изменение потенциальной энергии.

На дом: упр.17 № 3,4

Применять полученные знания для решения физических задач;

79/6

Решение задач: Связь между напряжённостью и разностью потенциалов

ОС: потенциал, разность потенциалов, связь между напряжённостью и разностью потенциалов, эквипотенциальные поверхности.

На дом: упр.17 № 7,9

Применять полученные знания для решения физических задач;

80|7

Проводники и диэлектрики

ОС: проводники, электрическое поле в проводниках, диэлектрики, поляризация диэлектриков.

На дом: §95-97

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  проводники, диэлектрики, поляризация диэлектриков

81/8

Электроёмкость. Единицы электроёмкости

ОС: электроёмкость, единицы электроёмкости, конденсаторы.

На дом: §101, 102

Знать:

Смысл понятий:  конденсаторы

Смысл физических величин: электроёмкость плоского конденсатора.

82/9

Энергия заряженного конденсатора

ОС: энергия заряженного конденсатора, применение конденсаторов

На дом: §103

 Знать/ понимать:

Смысл физических величин: энергия заряженного конденсатора.

83/10

Решение задач: электроёмкость конденсаторов

ОС:  электроёмкость конденсаторов, потенциальная энергия конденсаторов.

На дом: упр.18 № 1-3, повторить тему

Применять полученные знания для решения физических задач;

84/11

Зачётный урок «Основы электродинамики»

ОС: силовые и энергетические характеристики электрического поля, конденсаторы

На дом: повторить тему

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: напряжённость, потенциал, работа и энергия поля, напряжение, электроёмкость

Уметь:

Рассчитывать эти величины

85/12

Контрольная работа № 6 «Электростатическое поле»

Законы постоянного тока (9)

86/1

Электрический ток. Характеристики тока

ОС: сила тока, напряжение, сопротивление. Условия для существования тока. Закон Ома для участка цепи.

На дом: §104-106

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  электрический ток

Смысл физических величин: сила тока, напряжение, сопротивление.

Смысл физических законов: закон Ома для участка цепи

87/2

Решение задач: Электрический ток

ОС: сила тока, напряжение, сопротивление.  Закон Ома для участка цепи.

На дом: упр.19 № 2, 3

Применять полученные знания для решения физических задач;

88/3

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников

ОС: теория электрических цепей.

На дом: §107

Знать/ понимать:

Отличие последовательного и параллельного соединения проводников

89/4

Лабораторная работа «»Изучение последовательного  и параллельного соединения проводников»

ОС: сборка электрических цепей, проверка законов соединения цепей.

Проводится по описанию в учебнике. Стр.358

Уметь: собирать электрические цепи, рассчитывать их.

90/5

Решение задач: Расчёт электрических цепей

ОС: расчёт параллельного и последовательного соединения. Работа и мощность электрического тока.

На дом: §108

Применять полученные знания для решения физических задач;

91/6

ЭДС. Закон Ома для полной цепи.

ОС: ЭДС, закон Ома для полной цепи, короткое замыкание

На дом: §109-110

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  полная цепь

Смысл физических величин: сила тока, напряжение, ЭДС

Смысл физических законов: закон Ома для полной цепи

92/7

Лабораторная работа «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

ОС: внутреннее сопротивление, напряжение, ЭДС

На дом: повторить тем.

Уметь: собирать цепи, измерять ЭДС, напряжение и силу тока.

93/8

Зачёт: Законы постоянного тока

ОС: характеристики тока, соединения цепей, законы Ома

§104-110

Знать/ понимать:

Смысл физических величин: сила тока, напряжение, ЭДС, сопротивление

Смысл физических законов: законы Ома

94/9

Контрольная работа «Законы постоянного тока»

Электрический ток в различных средах (7 часов)

95/1

Электрический ток в металлах

ОК: доказательство существования электронов, зависимость сопротивления проводника от температуры,  сверх проводимость.

Решение задач на определение силы тока.

На дом: §111-114

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  электрический ток в металлах, сверхпроводимость

Смысл физических величин: сила тока, напряжение.

Смысл физических законов: объяснение закона Ома

96/2

Электрический ток в полупроводниках

ОК: электроны, дырки, собственная и примесная проводимость, р-n переход.

На дом: §115-117

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  полупроводники, электроны, дырки,  р-n переход.

97/3

Электрический ток в вакууме

ОК: термоэлектронная эмиссия, односторонняя проводимость

На дом: §120

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  термоэлектронная эмиссия, односторонняя проводимость

98/4

Электрический ток в жидкостях

ОС: электролитическая диссоциация, ионная проводимость, применение электролиза. Закон электролиза.

Решение задач, на расчёт массы выделившегося вещества

На дом: §122-123 упр.20 № 4,5

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  электролитическая диссоциация, электролиз

Смысл физических величин: масса выделившегося вещества

Смысл физических законов: закон Фарадея

99/ 5

Электрический ток в газах

ОС: ионизация газов, самостоятельный и несамостоятельный газовый разряд

На дом: §124,125

Знать/ понимать:

Смысл понятий:  ионизация газов, газовый разряд

100/6

Контрольная работа «Электрический ток в различных средах»

101/7

Конференция «Использование электрического тока в различных средах»

ОС: полупроводниковый диод, транзисторы, электронно-лучевая трубка. Плазма

Презентация «Виды газовых разрядов»

Знать: устройство и принцип действия полупроводникового диода, транзистора, электронно-лучевой трубки.

102

Заключительная лекция «Виды полей. Их влияние на нашу жизнь»

ОС: гравитационное и электрическое поле

 

Учебно-методический комплекс для учителя

 

п\п

Авторы,

составители

Название учебного издания

Год издания

Издательство

1.

Г.Я. Мякишев

Физика-10 кл

2005

М. Просвещение

2.

В.А.Волков

Примерное поурочное планирование к учебнику «Физика-10» Г.Я. Мякишев

2006

М.:Вако

3.

А.П. Рымкевич.

Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание

2000

М.: Дрофа

4.

Н.М. Шахмаев, В.Ф. Шилов

Физичекий эксперимент в средней школе. Механика. Молекулярная физика. Электродинамика.

1989

М.: Прсвещение

5.

В.А. Буров, Б.С. Зворыкин, А.П. Кузьмин и др

Демонстрационный эксперимент по физике в средней школе. Ч.2: пособие для учителей (под ред.  А.А. Покровского) 3-е изд.

1997

M.: Просвещение

Для ученика

Автор, название учебника

Год издания

Издательство

Г.Я. Мякишев Физика -10

2009

М.Просвещение

А.П. Рымкевич. Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание

2000

М.: Дрофа

Степанова Сборник задач по физике для 10-11 классов. 4-е издание

Образовательный минимум содержания

 образовательной программы

Механические явления

        Механическое движение. Система отсчета и относительность движения. Путь. Скорость. Ускорение. Движение по окружности. Первый закон Ньютона. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел.

        Наблюдение и описание различных видов  механического движения взаимодействующих тел, объяснение этих явлений на основе законов динамики Ньютона, законов сохранения импульса и энергии, на основе закона всемирного тяготения.

        Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы.

         Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном и равноускоренном движении, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления.

        Практическое применение физических знаний для выявления зависимости тормозного пути автомобиля от его скорости; использования простых механизмов в повседневной жизни.

Молекулярная физика

            Положения молекулярно-кинетической теории. Характеристики молекул. Силы взаимодействия молекул. Основное уравнение молекулярно-кинетической теории.  Объяснение с помощью МКТ строения и свойств вещества. Идеальный газ. Уравнение состояния газа. Газовые законы. Первый и второй закон термодинамики. Тепловые двигатели. Испарение и кипение. Насыщенный пар. Относительная влажность воздуха. Кристаллические и аморфные тела.

Электродинамика

        Наблюдение и описание действия электрического поля на заряд,  объяснение этих явлений.  Напряжённость поля. Потенциал. Разность потенциалов. Конденсаторы.  Электрический ток. Сила тока, сопротивление, напряжение. Законы постоянного тока. Электрический ток металлах. Полупроводники. Собственная и примесная проводимость. Электрический ток в жидкостях. Электрический ток в вакууме, газах. Плазма.

         

Требования к уровню подготовки школьников

В результате изучения физики ученик 10 класса должен

        знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое поле, электрический ток, молекула, идеальный газ;

  1. смысл величин: путь, скорость, ускорение, импульс, кинетическая энергия, потенциальная энергия, напряжённость, потенциал, электроёмкость;

  1. смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии, заряда, законов Кулона, Ома, Фарадея;

уметь: 

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, равноускоренное прямолинейное движение,  действие электрического  поля на заряд, испарение, кипение;

  1. использовать физические приборы для измерения для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, длины, силы тока, напряжения, ЭДС.

  1. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на это основе эмпирические зависимости: пути от времени, давления от температуры, объёма, силы тока от напряжения;

  1. выражать результаты измерений и расчетов в системе СИ

  1. приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых и электрических явлениях

  1. решать задачи на применение изученных законов, использовать знания и умения в практической и повседневной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик

Рабочая программа по физике к учебнику Физика. 10 класс. Л. Э. Генденштейн, Ю. И. Дик 3 часа в неделю...

Рабочая программа по физике для 7-го класса на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА Рабочая программа разработана на основе авторской программы Е.М. Гутника, А.В. Пёрышкина. «Физика». 7-9 класс. (Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. А...

Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев

Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования,  представл...

Рабочая программа по физике в 11 классе (базовый уровень) к учебнику С.А.Тихомировой "Физика, 11 класс"

Рабочая программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы основного общего образования по физике и ...