Конспект урока "Плавание" 7 класс
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) по теме

Малинина Анна Николаевна

Тип урока: комбинированный.

Класс: 7

Цели: Создание условий для ознакомления учащихся с причинами плавания судов и физическими основами полета воздушных шаров, а также с такими понятиями, как, осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность, подъемная сила;  расширения кругозора в области истории физики; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, памяти, внимания; воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plavanie_tel_7_kl.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Плавание» 7 класс.

Тип урока: комбинированный.

Класс: 7

Цели: Создание условий для ознакомления учащихся с причинами плавания судов и физическими основами полета воздушных шаров, а также с такими понятиями, как, осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность, подъемная сила;  расширения кругозора в области истории физики; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, памяти, внимания; воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий.

Приборы и материалы: весы, коробка от диска, линейка, пробирка с песком, закрытая пробкой, сосуды с водой, насыщенным раствором соли, маслом.

ТСО: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Опрос.

3. Объяснение нового материала (мотивация, организация восприятия).

3. Закрепление (осознание).

5. Подведение итогов урока и домашнее задание.

        Учитель: Нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока узнаем, решив ребус. (Учащиеся отгадывают ребус. Получилось слово: ПЛАВАНИЕ). А готовы ли вы изучать эту тему, мы узнаем после ответов на вопросы.

 Учащимся предлагается ответить на вопросы с обоснованием ответа:

  1. Как рассчитать силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
  2. По какой формуле вычисляется сила тяжести?
  3. При каком условии тело всплывает?
  4. При каком условии тело плавает внутри жидкости?
  5. Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело при полном и при частичном погружении в жидкость?

Учитель: А где можно наблюдать такое явление, как плавание? (Плавать можно по воде, в воде, в воздухе).

Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде.

Может быть, кто-то из наших предков был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками тростника или переплетенными ветками рухнувших в воду кустов.

Так или иначе, несколько десятков тысяч лет тому назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров. Сохранились выдавленные на глиняных табличках, нацарапанные на свитках папируса или пергаменте сообщения о первых плаваниях, а рисунки, вырезанные на скалах, донесли до нас изображения первых кораблей.

Наши предки – славяне, жившие на берегах Днепра и Невы, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы – получался челн. Спустил его на воду, сел и плыви! Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до н.э. появился парус.

Жители далекого Севера – эскимосы и чукчи – сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова легкая верткая лодочка – каяк.

Древние жители Южной Америки пробовали плавать по океану на плотах. Египтяне строили первые суда из связок папируса. Туземцы тропических островов не просто выдалбливали ствол деревьев, а сбоку еще привязывали к нему противовес – балансир.

И люди начали плавать. Можно сказать, что искусство строить корабли собиралось по капле, по кусочку, по досочке.

Доклад «История корабля в Нижегородской области».

В Нижнем Новгороде все дороги ведут к Волге. Волга – Труженица, «главной дорогой» России издавна называл ее русский народ. Главная водная дорога притягивала население из глубин прилегающих территорий Поволжья. Все много людней становились берега Волги, а это в свою очередь способствовало более быстрому развитию судоходства.

        До трех тысяч судов – самоплавом, под парусами, бурлацкой и  конной  тягой – двигалось тогда по великой реке. Центром строительства  судов становился район Нижнего Новгорода.

От отцов к сыновьям и от дедов к внукам передавалось мастерство нижегородских, балахнинских, Городецких судостроителей. На волжком флоте складываются свои судовые традиции, определяются наиболее выгодные методы судовождения.

        Но Волга долго еще оставалась бурлацкой. Число бурлаков в начале 19 века достигает 600 тысяч человек. Артели для проводки судов собирались из расчета 4-6 человек на тысячу пудов груза. Расшиву в 300-400 тонн, таким образом, вело до сотни бурлаков. Из-за мелководья и неблагоприятного стечения обстоятельств расшивы порой не успевали за навигацию дойти с низовьев до Нижнего Новгорода. В этом случае бурлак проедал в пути свой заработок. Да и в лучшие навигации его нечеловеческая, отупляющая работа не сулила больших денег.

        Между тем развитие хозяйства порождало новые мощные грузопотоки. Нужен был флот, в котором на смену  бурлакам пришла бы механическая сила.

        Одну из первых попыток использовать ее для движения судов предпринял нижегородский механик-самоучка И.П.Кулибин. Его «водоходное судно» двигалось, попеременно завозя два якоря вперед и подтягиваясь к ним силой течения: вода проворачивала колеса судна с лопастями, на их вал и наматывался якорный канат. Во время испытаний в 1782 году «водоход» шел так быстро, что двухвесельная лодка едва поспевала за ним. Через 20 лет великий механик усовершенствовал колеса своего судна. Но «водоход» так и не получил практического применения и со временем пошел на слом, так как царские чиновники считали, что бурлацкий труд дешев и нечего возится с постройкой каких-то самодвижущихся судов.

        Счастливее оказалась судьба изобретения другого талантливого нижегородца – Михаила Сутырина. В 1816 году он сконструировал «коноводку». Она тоже двигалась, подтягиваясь на якорях, но здесь канат наматывался на вал большого ворота, который вращала упряжка лошадей.

        Появление первых «посудин с печкой» вызвало на Волге немалый переполох.

        Первые пароходы появились на Волге вскоре после окончания войны с Наполеоном. В 1843 году 7 сентября вышел Указ об учреждении «Пароходного общества по Волге», которое и положило начало организованному паровому судоходству на главной дороге России. Первые мощные суда – «Волга», «Самсон», «Геркулес» - были куплены за границей. Однако с постройкой Сормовского завода число пароходов.

Суда, плавающие по рекам, озерам, морям и океанам, построены из разных материалов с различной плотностью. Корпус обычно делают из стальных листов. Все внутренние крепления, придающие судам прочность, также изготовляют из металлов. Для постройки судов используют различные материалы, имеющие по сравнению с водой как большую, так и меньшую плотность.

Благодаря чему же суда держаться на воде? (тело вытесняет своей подводной частью столько воды, что вес этой воды равен весу тела в воздухе).

Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой.

А от каких факторов зависит осадка судна?(осадка судна зависит от плотности жидкости, в которой это судно находится)

Наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе красной линией, называемой ватерлинией.

А что произойдет с судном, если осадка будет превышать ватерлинию?

Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна.

Задание в группах (группы создаются случайно). (Работа с учебником)

Задание для первой группы:

Имеются коробка, весы, гири, линейка, аквариум с водой.  Рассчитайте, будет ли плавать коробка, если опустить ее в воду. Ответ проверьте на опыте.

Задание для второй группы:

Оборудование для работы: сосуды с водой, насыщенным раствором соли, маслом и пробирка с соответствующим количеством песка, закрытая пробкой.

Зная плотности жидкостей, проградуировать ареометр.

Обсуждение результатов экспериментальных заданий.

Можно ли пользоваться земными ареометрами на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле? (да, так как в шесть раз уменьшится и вес вытесняемой воды).

Вопросы на закрепление:

  1. В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъема воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат?

Ответ: положение корабля относительно поверхности воды не изменяется. Поэтому ученик правильного ответа не получит.

  1. Почему надувная лодка имеет малую осадку?

Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки не велик.

Домашнее задание:

  1. П.51,52, упр.26
  2. Составить ребусы по новым понятиям.
  3. Рассчитать подъемную силу воздушного шара (по учебнику).

Рефлексия:

  1. Что понравилось на уроке?
  2. Что не понравилось на уроке?
  3. Как оцениваете в данный момент свое настроение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""

В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать  нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...

конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии

Надеюсь, что данный материал  поможет педагогам -хореографам  расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...

Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса

Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...

План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"

Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах "  на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...