Конспект урока "Плавание" 7 класс
план-конспект урока по естествознанию (7 класс) по теме
Тип урока: комбинированный.
Класс: 7
Цели: Создание условий для ознакомления учащихся с причинами плавания судов и физическими основами полета воздушных шаров, а также с такими понятиями, как, осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность, подъемная сила; расширения кругозора в области истории физики; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, памяти, внимания; воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plavanie_tel_7_kl.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Плавание» 7 класс.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 7
Цели: Создание условий для ознакомления учащихся с причинами плавания судов и физическими основами полета воздушных шаров, а также с такими понятиями, как, осадка, ватерлиния, водоизмещение, грузоподъемность, подъемная сила; расширения кругозора в области истории физики; развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, памяти, внимания; воспитания духа сотрудничества в процессе совместного выполнения заданий.
Приборы и материалы: весы, коробка от диска, линейка, пробирка с песком, закрытая пробкой, сосуды с водой, насыщенным раствором соли, маслом.
ТСО: компьютер с мультимедийным проектором, интерактивная доска.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Опрос.
3. Объяснение нового материала (мотивация, организация восприятия).
5. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учитель: Нам известно о действии жидкости и газа на погруженное в них тело, мы изучили условия плавания тел. Тему сегодняшнего урока узнаем, решив ребус. (Учащиеся отгадывают ребус. Получилось слово: ПЛАВАНИЕ). А готовы ли вы изучать эту тему, мы узнаем после ответов на вопросы.
Учащимся предлагается ответить на вопросы с обоснованием ответа:
- Как рассчитать силу, действующую на тело, погруженное в жидкость или газ?
- По какой формуле вычисляется сила тяжести?
- При каком условии тело всплывает?
- При каком условии тело плавает внутри жидкости?
- Есть ли различие в вычислении архимедовой силы, действующей на тело при полном и при частичном погружении в жидкость?
Учитель: А где можно наблюдать такое явление, как плавание? (Плавать можно по воде, в воде, в воздухе).
Никто не знает, когда и как впервые человек поплыл по воде.
Может быть, кто-то из наших предков был унесен речным течением и его спас от смерти в воде своеобразный плот, случайно образованный пучками тростника или переплетенными ветками рухнувших в воду кустов.
Так или иначе, несколько десятков тысяч лет тому назад люди использовали деревья для передвижения по воде. Они научились переплывать реки, преодолевать озера, перебираться с острова на остров. Сохранились выдавленные на глиняных табличках, нацарапанные на свитках папируса или пергаменте сообщения о первых плаваниях, а рисунки, вырезанные на скалах, донесли до нас изображения первых кораблей.
Наши предки – славяне, жившие на берегах Днепра и Невы, выдалбливали середину древесного ствола, заостряли его концы – получался челн. Спустил его на воду, сел и плыви! Первоначально на челнах и плотах передвигались с помощью шестов и весел. Затем, примерно за 3000 лет до н.э. появился парус.
Жители далекого Севера – эскимосы и чукчи – сооружали из гибких веток каркас и натягивали на него звериные шкуры. Готова легкая верткая лодочка – каяк.
Древние жители Южной Америки пробовали плавать по океану на плотах. Египтяне строили первые суда из связок папируса. Туземцы тропических островов не просто выдалбливали ствол деревьев, а сбоку еще привязывали к нему противовес – балансир.
И люди начали плавать. Можно сказать, что искусство строить корабли собиралось по капле, по кусочку, по досочке.
Доклад «История корабля в Нижегородской области».
В Нижнем Новгороде все дороги ведут к Волге. Волга – Труженица, «главной дорогой» России издавна называл ее русский народ. Главная водная дорога притягивала население из глубин прилегающих территорий Поволжья. Все много людней становились берега Волги, а это в свою очередь способствовало более быстрому развитию судоходства.
До трех тысяч судов – самоплавом, под парусами, бурлацкой и конной тягой – двигалось тогда по великой реке. Центром строительства судов становился район Нижнего Новгорода.
От отцов к сыновьям и от дедов к внукам передавалось мастерство нижегородских, балахнинских, Городецких судостроителей. На волжком флоте складываются свои судовые традиции, определяются наиболее выгодные методы судовождения.
Но Волга долго еще оставалась бурлацкой. Число бурлаков в начале 19 века достигает 600 тысяч человек. Артели для проводки судов собирались из расчета 4-6 человек на тысячу пудов груза. Расшиву в 300-400 тонн, таким образом, вело до сотни бурлаков. Из-за мелководья и неблагоприятного стечения обстоятельств расшивы порой не успевали за навигацию дойти с низовьев до Нижнего Новгорода. В этом случае бурлак проедал в пути свой заработок. Да и в лучшие навигации его нечеловеческая, отупляющая работа не сулила больших денег.
Между тем развитие хозяйства порождало новые мощные грузопотоки. Нужен был флот, в котором на смену бурлакам пришла бы механическая сила.
Одну из первых попыток использовать ее для движения судов предпринял нижегородский механик-самоучка И.П.Кулибин. Его «водоходное судно» двигалось, попеременно завозя два якоря вперед и подтягиваясь к ним силой течения: вода проворачивала колеса судна с лопастями, на их вал и наматывался якорный канат. Во время испытаний в 1782 году «водоход» шел так быстро, что двухвесельная лодка едва поспевала за ним. Через 20 лет великий механик усовершенствовал колеса своего судна. Но «водоход» так и не получил практического применения и со временем пошел на слом, так как царские чиновники считали, что бурлацкий труд дешев и нечего возится с постройкой каких-то самодвижущихся судов.
Счастливее оказалась судьба изобретения другого талантливого нижегородца – Михаила Сутырина. В 1816 году он сконструировал «коноводку». Она тоже двигалась, подтягиваясь на якорях, но здесь канат наматывался на вал большого ворота, который вращала упряжка лошадей.
Появление первых «посудин с печкой» вызвало на Волге немалый переполох.
Первые пароходы появились на Волге вскоре после окончания войны с Наполеоном. В 1843 году 7 сентября вышел Указ об учреждении «Пароходного общества по Волге», которое и положило начало организованному паровому судоходству на главной дороге России. Первые мощные суда – «Волга», «Самсон», «Геркулес» - были куплены за границей. Однако с постройкой Сормовского завода число пароходов.
Суда, плавающие по рекам, озерам, морям и океанам, построены из разных материалов с различной плотностью. Корпус обычно делают из стальных листов. Все внутренние крепления, придающие судам прочность, также изготовляют из металлов. Для постройки судов используют различные материалы, имеющие по сравнению с водой как большую, так и меньшую плотность.
Благодаря чему же суда держаться на воде? (тело вытесняет своей подводной частью столько воды, что вес этой воды равен весу тела в воздухе).
Глубину, на которую судно погружается в воду, называют осадкой.
А от каких факторов зависит осадка судна?(осадка судна зависит от плотности жидкости, в которой это судно находится)
Наибольшая допускаемая осадка отмечена на корпусе красной линией, называемой ватерлинией.
А что произойдет с судном, если осадка будет превышать ватерлинию?
Вес воды, вытесняемой судном при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести, действующей на судно с грузом, называется водоизмещением судна.
Задание в группах (группы создаются случайно). (Работа с учебником)
Задание для первой группы:
Имеются коробка, весы, гири, линейка, аквариум с водой. Рассчитайте, будет ли плавать коробка, если опустить ее в воду. Ответ проверьте на опыте.
Задание для второй группы:
Оборудование для работы: сосуды с водой, насыщенным раствором соли, маслом и пробирка с соответствующим количеством песка, закрытая пробкой.
Зная плотности жидкостей, проградуировать ареометр.
Обсуждение результатов экспериментальных заданий.
Можно ли пользоваться земными ареометрами на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле? (да, так как в шесть раз уменьшится и вес вытесняемой воды).
Вопросы на закрепление:
- В гавани во время прилива стоит судно, с которого спускается в море лесенка. Ученик, желая определить скорость подъема воды во время прилива, измерил высоту каждой ступеньки и сел на берегу отсчитывать число ступенек, которые покроет вода за 2 часа. Получит ли он верный результат?
Ответ: положение корабля относительно поверхности воды не изменяется. Поэтому ученик правильного ответа не получит.
- Почему надувная лодка имеет малую осадку?
Ответ: плотность воздуха, которым она надута, во много раз меньше плотности воды, а вес стенок лодки не велик.
Домашнее задание:
- П.51,52, упр.26
- Составить ребусы по новым понятиям.
- Рассчитать подъемную силу воздушного шара (по учебнику).
Рефлексия:
- Что понравилось на уроке?
- Что не понравилось на уроке?
- Как оцениваете в данный момент свое настроение?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект мастер -класса по математике в 5 классе " Управление мыслительной деятельностью при решении математических заданий""
В любой области деятельности нужны инициативные люди, способные предлагать нестандартные решения. Сейчас основная задача школы состои...
Конспект урока "Класс Земноводные или Амфибии" 7 класс.
Конспект урока...
конспект мастер класса и открытого урока по предмету "Народно-сценический танец" в 5-м классе хореографической школы-студии
Надеюсь, что данный материал поможет педагогам -хореографам расширить тематику уроков по народно-сценическому танцу...
Конспект мастер-класса по специальности гитара с учащейся IV класса
Методическая разработка мастер-класса по подготовке к конкурсому выступлению на основе личностно-ориентированной педагогической технологии с анализом работы над произведениями А.Иванова-Крамского "Ах ...
План -конспект мастер -класса "Работа над полифонией в младших классах"
Мастер класс " Работа над полифонией в младших классах " на произведенияхГ. Пёрселл «Ария»И.С. Бах «Менуэт G-dur” из сборника «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах»И.С. Бах «Прелюдия e-moll” из сбо...
Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)
Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...
Конспект урока "Класс Млекопитающие, или Звери". 7 класс.
одробный коспект урока....