Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»
методическая разработка по естествознанию (7 класс) по теме
Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание проектов по их разрешению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bayk.docx | 20.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок «Байкал – слеза на щеке Вселенной»
Авторы: Малахова Марина Викторовна, учитель географии
Петрова Елена Александровна, учитель биологии и экологии
Задачи урока :
Образовательные – Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через создание проектов по их разрешению.
Развивающие – развивать: умения всесторонне оценивать природные условия и ресурсы территории;
развитие умений работы с различными источниками информации: со справочными и публицистическими материалами, Интернет-ресурсами.
Формирование критического мышления.
Воспитательные – формирование нравственной , гражданской позиции учащихся в отношении природы Байкала как национального достояния ;
Формирование чувства любви к родной природе;
Формирование экологического сознания школьников на примере экологических проблем Байкала и их причин ;
Эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, репродукции иллюстраций) посвященными Байкалу;
совершенствование навыков общения.
Ход урока:
Звучит мелодия шума воды.
При входе в класс распределение на группы (зеленый – экологи, желтый – туристы, синий- гидрологи, географы – красный).
Учитель географии:
Здравствуйте, ребята и все присутствующие гости. Мы рады Вас приветствовать на нашей экологической мастерской.
Закройте на минуту глаза и представьте, то место где бы Вы хотели сейчас очутиться (ответы детей). А сегодня мы совершим путешествие в гости к Байкалу. А помогут нам в этом экологи, географы, гидрологи и туристы.
Для того, чтобы нам легче было узнавать друг друга оденьте атрибуты, которые лежат у Вас на столах.
Тема нашей мастерской «в гостях у Байкала».
Учитель биологии:
Хотелось бы начать наше занятие со слов Александра Твардовского:
Байкал – бесценный дар природы,
Да будет вечен на Земле.
Я знаю, что некоторые из Вас бывали на этом озере и уже многое о нем знают. Ребята, что Вам известно о Байкале? Ответы детей.
Много ли мы знаем о Байкале? (нет)
Учитель географии:
Байкал включен в “Список всемирного наследия”. Сегодня в этот список внесены 506 объектов из 105 стран. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. А мы так о нем мало знаем.
Подумайте, и скажите, что бы Вы хотели узнать сегодня о Байкале? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Мы сегодня должны:
- изучить состав байкальской воды;
- продолжить совершенствовать умения работать с различными источниками информации.
- узнать о животных, охраняемых законом.
- познакомиться с основными достопримечательностями озера.
Итак, внимание, ребята! На ваших рабочих столах, на желтых листах представлена инструкционная карта, по которой Вы должны выполнить свое задание. На выполнение и обсуждение вам 15 минут.
РАБОТА ДЕТЕЙ.
Учитель биологии.
«Кто Байкала не видал, тот в Сибири не бывал», говорят сибиряки. Сейчас мы увидим это чудо природы - озеро, которое является объектом мирового наследия.
Учитель географии.
Вода - одно из самых загадочных веществ нашей планеты. В воде Байкала очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода. Слово группе гидрологов.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГИДРОЛОГОВ.
Учитель биологии:
Внимание! Видеоролик. Основу промысла байкальской нерпы составляет ценный мех. Жир, мясо и внутренние органы животных используются ограниченно местным населением. Нерпа – это животное, нуждающиеся в особом внимании и охране. А как нам защитить символ озера Байкала? На этот вопрос ответят нам экологи.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ЭКОЛОГОВ.
Учитель географии
Природоохранные организации в бассейне озера Байкал представлены заповедниками, национальными парками и заказниками. Они выполняют работу нужную и полезную, знать об их существовании и местоположении необходимо. С заповедниками и их обитателями ознакомят нас группа географов.
ВЫСТУПЛЕНИЕ ГЕОГРАФОВ.
Учитель биологии.
Величественное синее море Азиатского материка, вода которого по-прежнему чиста и прозрачна – это Байкал. Небольшой город у подножия Хамар-Дабана – это Байкальск. Красота великого озера, мощь и удивительная гармония его пейзажей, воспеты поколениями путешественников, ученых, писателей и поэтов. Удивительный природный заповедник Сибири и сегодня зовет, притягивает нас с прежней силой. Есть интересная закономерность: побывавший здесь, на Байкале хоть раз, обязательно мечтает вернуться в эти волшебные края снова и снова. Именно о достопримечательностях этого удивительного края и расскажет на группа туристов.
Выступление ТУРИСТОВ.
Учитель географии.
К мысли о необходимости активно защищать природу от самих себя люди пришли достаточно давно - еще в XIX веке. Нельзя сказать, что с тех пор в этом благородном деле
удалось ощутимо преуспеть, но благодаря природоохранному движению, на Земле еще сохранились участки относительно Дикой Природы.
Учитель биологии: Мы рады, что у нас получилось такое увлекательное и интересное путешествие в гости к Байкалу.
Сейчас хотелось бы понять насколько вы были внимательны. У вас на столах лежат карточки двух цветов: Красный и Синий.
Мы будем предлагать утверждения, а вы поднимаете карточку, если согласны – красную, не согласны – синюю).
- С древнейших времен и до наших дней нерпа принадлежит к ценным объектам промысла. (да)
- Наряду с узаконенной охотой по-прежнему происходит браконьерство. (да)
- Достопримечательностью Байкала является мыс Игольный (нет).
- От Усть – Илимска до Байкала можно добраться только по воде (нет)
- В воде Байкала очень мало растворённых и взвешенных минеральных веществ, ничтожно мало органических примесей, много кислорода (да).
- Нуждается ли озеро в охране? (да)
Учитель географии.
Ребята, на уроке байкаловедения мы с вами разучивали стихи. Кто может рассказать стихотворение о Байкале? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)
Инструктаж к выполнению работы
« Охрана нерпы».
- Внимательно прочитайте предложенный текст о нерпе.
- Из пластилина вылепите нерпу.
- Определите место обитания нерпы и поместите ее на макет Байкала.
- Из текста выделите основные условия, существования нерпы (вылепите их из пластилина, расположите в правильной последовательности так, чтобы у Вас получилась картина, свидетельствующая о том, что нерпу необходимо защищать).
- Составьте лозунги для защиты нерпы (каждый участник свой лозунг), напишите их на самоклеющихся листочках.
- Подготовьтесь к защите своей работы и сформулируйте основные выводы.
Инструктаж к выполнению работы
«Изучение заповедников и их обитателей».
- Изучите карту «Заповедники Байкала».
- Определите место нахождения заповедников на озере Байкал.
- Соотнесите выданные фотографии с картой и заполните кроссворд и на коллаже прикрепите место расположения заповедника и животного охраняемого в этом заповеднике.
- Подготовьтесь к защите своей работы и сформулируйте основные выводы.
Инструктаж к выполнению работы
«Достопримечательности Байкала».
- Внимательно прочитайте предложенный текст о достопримечательностях Байкала».
- Изучить карту «Достопримечательности Байкала». Определить место нахождения известных достопримечательностей на карте.
- Определите на чем можно добраться до этих мест (картинки).
- Составить маршрут от Усть – Илимска до мест отдыха.
- Подготовьтесь все разместить на общем коллаже.
- Подготовьте рекламу достопримечательностей (устно).
Инструктаж к выполнению работы
«Показатели качества воды и сравнение качеств байкальской воды с другими образцами»
1.Изучите этикетку на бутылке.
2.Откройте пробку в бутылке.
3.Налейте воду из бутылок в стаканчики.
4.Попробуйте воду на вкус, запах и рассмотрите на цвет.
5.Сделайте выводы о качестве байкальской воды (используйте материал «Свойства байкальской воды».
Основные нормируемые показатели качества питьевой воды:
Общая минерализация – 100 – 1000 мг/л,
Кальций - 30-140 мг/л,
Хлориды – не более 350 мг/л,
Сульфаты – не более 500 мг/л,
Железо – не более 0,3 мг/л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
интегрированный урок "Озеро Байкал"
Водные ресурсы, проблемы их использования и охрана на примере озера Байкал...
Интегрированный урок "Озеро Байкал и действия с рациональными числами"
Конспект интегрированного урока по математике и географии....
интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"
Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...
интегрированный урок "Байкал-слеза на щеке Вселенной"
Формирование знаний об озере Байкал, раскрытие красоты , уникальности природы , ценности природного комплекса и природных ресурсов района Раскрытие экологических проблем озера Байкал через созда...
Интегрированный урок по математике и географии в 8-м классе по темам «Решение линейных уравнений» (2-ой урок) и "Байкал"
Данный урок разработан для проведения в 8 классе. Урок является интегрированным: по теме «Решение линейных неравенств» по алгебре и по теме «Байкал» по географии. В начале урока учитель объявляет тему...
Методическая разработка классного часа «Земля – слезинка на щеке Вселенной»
Цель: вызвать беспокойство за экологическое состояние планеты и желание взаимодействовать с природой Задачи: - воспитать у детей стремление к познанию экологических знаний и личному участию в пр...
Внеклассное мероприятие "Земля - слезинка на щеке Вселенной"
День Земли – призван побудить людей быть внимательнее к хрупкой и уязвимой природе на планете Земля, объединить людей планеты в деле защиты окружающей среды....