Интегрированный урок по природоведению и математике "Приземленная Солнечная система"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме

Цель урока: Использование метрической системы для осознания и восприятия больших величин.

В форме игры, работая в командах, учащихся знакомят с понятием степень числа и понятием масштаб. Производя вычисления на космических расстояниях, дети закрепляют тему "Планеты Солнечной системы".

Использование на уроке здоровье сберегающих технологий, и элеметов интерактивного моделирования создают  атмосферу радости и успешности  у каждого учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prizemlennaya_solnechnaya_sistema.ppt2.54 МБ
Файл integrirovannyy_urok_5_klass.docx28.01 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Интегрированный урок по природоведению и математике

«Приземленная Солнечная система»

ГБОУ СОШ № 626

ЮЗАО г. Москвы

5 класс

Учитель природоведения Никитенко В.С.

Учитель математике Воробьева Н.А.

Интегрированный урок по природоведению и математике

«Приземленная Солнечная система»

Цель урока:

  1. Использование метрической системы для осознания и восприятия космического пространства учащимися младшего подросткового возраста

Задачи:

  1. Закрепление основных понятий темы «Солнечная система»
  2. Применение вычислительных  действий  с большими числами
  3. Введение понятия  степень
  4. Создание интерактивной модели «Планеты Солнечной системы» в земных измерениях

Тип урока:  интегрированный, интерактивный, обобщающий, развивающий урок

Оборудование:

Проектор,

Маршрутные -  листы для оформления ответов,

Карта Звездного неба,

Фотографии планет,

Оформление игровой ситуации:

 «Головные уборы» c названиями  планет, шпагат 20 м, линейка 1 м, ножницы.

Формы работы:

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах,

Используемые технологии:

Игровые технологии, ИКТ, опережающие задания, здоровье сберегающие технологии, интерактивное моделирование.

Ход урока

Этап урока

Действие учителя

Действия учащихся

2 слайд

Организация урока

Знакомит учащихся с правилами урока

Подписывают маршрутные листы

3 слайд Представление команд

Оценка опережающего задания к уроку

Капитаны представляют команды

4 слайд

Диктант

Проверка знаний основных понятий темы «Планеты Солнечной системы»

  1. Самая большая планета солнечной системы
  2. Самая маленькая планета Солнечной системы
  3. Планета –гигант с самым большим количеством спутников
  4. Планета Земной группы ,на которой находится самый высокий вулкан Солнечной системы
  5. Самая удаленная планета от солнца
  6. В атмосфере этой планеты  преобладает азот
  7. Планета имеет самую высокую температуру поверхности, самую плотную атмосферу из углекислого газа
  8. Планета была открыта У. Гершелем в 1781году, эта планета третья по размерам в Солнечной системе

Записывают цифровые ответы в маршрутный лист

5-9 слайды

Планеты Земной группы

Командирам экипажей предлагают вытянуть задание.

Демонстрация презентации. Оценка ответов

Представители команд дают характеристику планет земной группы

10-11 слайды

Игра. Проверка внимания

Внимание! Мы находимся в поясе астероидов. Назовите число астероидов, столкновения с которыми удалось избежать.  

Учащиеся называют число

12 -16 слайды Планеты гиганты

Командирам экипажей предлагают вытянуть задание.

Демонстрация презентации. Оценка ответов

Представители команд дают характеристику планет-гигантов

17 слайд

Схемы Солнечной системы

Показать Солнечную систему на планах, рисунках практически нельзя. Солнечная система- это невообразимо обширное пространство. Планеты по сравнению с разделяющими их расстояниями ничтожно малы. И показать в равном уменьшении (масштабе) расстояния и планеты нет возможности. Как можно «приземлить» Солнечную систему,  пересчитать космические расстояния на знакомые и понятные нам земные величины объяснит учитель математики.

17 слайд Масштабирование космоса

                         

 Облегчим работу воображения и обратимся к уменьшенному подобию Солнечной системы

 Работа с масштабированным изображением солнечной системы

Рассчитаем диаметры планет, уменьшив их. Перевод километров в сантиметры  

Масштабирование размеров планет. Объяснение учителя на примере одной  - двух планет. Перевод миллионов километров в сантиметры. Применение знаний степени числа

Заполняют таблицу № 1

Обсуждение результатов.

18 слайд

Зарядка

Зарядка «Запоминайка планет». Зарядка направлена  на снижение напряжения,  развитие внимания и памяти.

  1. Какая ошибка допущена в словах музыкальной  зарядки?
  2. Сколько планет в Солнечной системе?
  3. Перечисли планеты, по порядку, следуя от Солнца?

Выполняют несложные упражнения на внимание под музыку «Запоминайка планет»

Отвечают на вопросы

19 слайд

Для построения планетных путей в Солнечной системе уменьшим расстояния от Солнца до планет (до сантиметров)

 

Масштабирование космических путей.

  1. Во сколько раз нужно уменьшить расстояния, чтобы перейти из миллионов километров в сантиметр?

Первый ученик,  рассчитавший правильно  космическое расстояние от Солнца до планеты получает корону с названием планеты.  Отрезает кусок шпагата соответствующий расстоянию от Солнца до планеты  в масштабе.

Заполнение таблицы № 2

20 слайд

Интерактивный этап

     

Построим модель «Солнечной системы  по нашим расчетам»

Назначить «Солнцем» присутствующего гостя. Выстроить относительно Солнца планеты в соответствии с полученными расстояниями.

Учащиеся с отрезанными кусочками шпагата, соответствующими их вычислениям, занимают позицию относительно Солнца  

21-22 слайды Рефлексия            (слайд с вопросами)                 5 минут

     

Ответить на вопросы

  1. Стал ли космос понятнее и «ближе»
  2. Удалось ли  лично тебе на уроке применить знания по математике.
  3. Понравился ли урок
  1. Урок понравился, я активно участвовал и выполнил все задания
  2. Урок понравился, но я справился только с отдельными  заданиями
  3. Урок не понравился. Объяснить почему.

Ученики заполняют таблицу №3  «Рефлексия урока»,

Оценивая свою индивидуальную  работу и работу в группе.

Маршрутный лист урока-полета (заполняется каждым учеником)

Фамилия, имя____________________________________________

Таблица №1

Планета

Ответ диктанта

Диаметр  планеты (км)

Преобразование

Аналог размера на Земле

Меркурий

4878

Венера

12102

Земля

12756

Марс

6786

Юпитер

142984

Сатурн

120536

Уран

51118

Нептун

49528

Таблица №2

Планета

Удаленность от Солнца                 ( мил. км)

Преобразование

Результат

Меркурий

57,9

Венера

108,2

Земля

149, 2

Марс

228

Юпитер

778,4

Сатурн

1424,6

Уран

2867

Нептун

4486

 Таблица №3.  Ответь на вопросы

Стали ли  знания о космосе понятнее?

Удалось ли  лично тебе на уроке применить знания по математике?

Вывод по уроку

Опорный конспект учителя

Таблица №1

Планета

Ответ диктанта

Диаметр  планеты (мил. км)

Преобразование

Аналог размера на Земле

Меркурий

2

4878

4878 = 4,9*108

Теннисный шар

Венера

7

12102

12102=12,1*108

Апельсин

Земля

6

12756

12756=12,7*108

Марс

4

6786

6786=6,7*108

Мандарин

Юпитер

1

142984

142984=142,9*108

Аттракцион надувной шар

Сатурн

3

120536

120536=120*108

Шары украшения для залов и арен

Уран

8

51118

51118=51*108

Мяч для фитнеса

Нептун

5

49528

49528=49*108

Таблица №2

Планета

Удаленность от Солнца (мил. км)

Преобразование

Результат (см)

Меркурий

57,9

57,9 *1012

6

Венера

108,2

108,2*1012

11

Земля

149, 2

149, 2*1012

15

Марс

228

228*1012

23

Юпитер

778,4

778,4*1012

78

Сатурн

1424,6

1424,6*1012

140

Уран

2867

2867*1012

300

Нептун

4486

4486*1012

450

 Таблица №3.  Ответь на вопросы

Стали ли знания о космосе понятнее?

Удалось ли  лично тебе применить на уроке знания  математики?

Вывод по уроку

Оценочный лис урока «Приземленная Солнечная система»

Этап урока

Максимальный бал

Работа команды

Индивидуальные баллы

Представление команд

5

1

2

3

4

Диктант

Индивидуальный 10, Средний балл

1

2

3

4

Планеты земной группы

10

1

2

3

4

Астероидный поток

3

1

2

3

4

Планеты гиганты

10

1

2

3

4

Масштабирование размеров планет

1

2

3

4

Масштабирование космических путей

1

2

3

4

Итоговый результат

Литература:

Энциклопедия «Аванта +»

Фотографии планет  поисковая система Яндекс

http://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8

http://raduga.rkc-74.ru/DswMedia/planetyisolnechnoysistemyi.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обобщающего повторения по теме «Солнечная система».

Урок проходит в форме игры "Что? Где? Когда?" после изучения темы "Солнечная система"...

интегрированный урок математика + природоведение "Космеческое путешествие"

Урок обобщения и систематизации знаний в 5 классе по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”....

Урок по географии «Земля в Солнечной системе»

Технологическая карта урока Предмет- географияТип урока: комбинированныйЦель урока: сформировать знания о Земле, и её месте в Солнечной системе.Задачи: -обучающие: расширить знания о составе Солнечной...

Открытый урок по предмету география "Планеты солнечной системы"

Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планета...

Урок по теме "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс

Технологическая карта "Земля – планета Солнечной системы"...

Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс

Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний  являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов....

Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)

В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...