Интегрированный урок по природоведению и математике "Приземленная Солнечная система"
методическая разработка по естествознанию (5 класс) по теме
Цель урока: Использование метрической системы для осознания и восприятия больших величин.
В форме игры, работая в командах, учащихся знакомят с понятием степень числа и понятием масштаб. Производя вычисления на космических расстояниях, дети закрепляют тему "Планеты Солнечной системы".
Использование на уроке здоровье сберегающих технологий, и элеметов интерактивного моделирования создают атмосферу радости и успешности у каждого учащегося.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prizemlennaya_solnechnaya_sistema.ppt | 2.54 МБ |
integrirovannyy_urok_5_klass.docx | 28.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по природоведению и математике
«Приземленная Солнечная система»
ГБОУ СОШ № 626
ЮЗАО г. Москвы
5 класс
Учитель природоведения Никитенко В.С.
Учитель математике Воробьева Н.А.
Интегрированный урок по природоведению и математике
«Приземленная Солнечная система»
Цель урока:
- Использование метрической системы для осознания и восприятия космического пространства учащимися младшего подросткового возраста
Задачи:
- Закрепление основных понятий темы «Солнечная система»
- Применение вычислительных действий с большими числами
- Введение понятия степень
- Создание интерактивной модели «Планеты Солнечной системы» в земных измерениях
Тип урока: интегрированный, интерактивный, обобщающий, развивающий урок
Оборудование:
Проектор,
Маршрутные - листы для оформления ответов,
Карта Звездного неба,
Фотографии планет,
Оформление игровой ситуации:
«Головные уборы» c названиями планет, шпагат 20 м, линейка 1 м, ножницы.
Формы работы:
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах,
Используемые технологии:
Игровые технологии, ИКТ, опережающие задания, здоровье сберегающие технологии, интерактивное моделирование.
Ход урока
Этап урока | Действие учителя | Действия учащихся |
2 слайд Организация урока | Знакомит учащихся с правилами урока | Подписывают маршрутные листы |
3 слайд Представление команд | Оценка опережающего задания к уроку | Капитаны представляют команды |
4 слайд Диктант | Проверка знаний основных понятий темы «Планеты Солнечной системы»
| Записывают цифровые ответы в маршрутный лист |
5-9 слайды Планеты Земной группы | Командирам экипажей предлагают вытянуть задание. Демонстрация презентации. Оценка ответов | Представители команд дают характеристику планет земной группы |
10-11 слайды Игра. Проверка внимания | Внимание! Мы находимся в поясе астероидов. Назовите число астероидов, столкновения с которыми удалось избежать. | Учащиеся называют число |
12 -16 слайды Планеты гиганты | Командирам экипажей предлагают вытянуть задание. Демонстрация презентации. Оценка ответов | Представители команд дают характеристику планет-гигантов |
17 слайд Схемы Солнечной системы | Показать Солнечную систему на планах, рисунках практически нельзя. Солнечная система- это невообразимо обширное пространство. Планеты по сравнению с разделяющими их расстояниями ничтожно малы. И показать в равном уменьшении (масштабе) расстояния и планеты нет возможности. Как можно «приземлить» Солнечную систему, пересчитать космические расстояния на знакомые и понятные нам земные величины объяснит учитель математики. | |
17 слайд Масштабирование космоса
| Облегчим работу воображения и обратимся к уменьшенному подобию Солнечной системы | Работа с масштабированным изображением солнечной системы |
Рассчитаем диаметры планет, уменьшив их. Перевод километров в сантиметры | Масштабирование размеров планет. Объяснение учителя на примере одной - двух планет. Перевод миллионов километров в сантиметры. Применение знаний степени числа | Заполняют таблицу № 1 Обсуждение результатов. |
18 слайд Зарядка | Зарядка «Запоминайка планет». Зарядка направлена на снижение напряжения, развитие внимания и памяти.
| Выполняют несложные упражнения на внимание под музыку «Запоминайка планет» Отвечают на вопросы |
19 слайд Для построения планетных путей в Солнечной системе уменьшим расстояния от Солнца до планет (до сантиметров)
| Масштабирование космических путей.
Первый ученик, рассчитавший правильно космическое расстояние от Солнца до планеты получает корону с названием планеты. Отрезает кусок шпагата соответствующий расстоянию от Солнца до планеты в масштабе. | Заполнение таблицы № 2 |
20 слайд Интерактивный этап
| Построим модель «Солнечной системы по нашим расчетам» Назначить «Солнцем» присутствующего гостя. Выстроить относительно Солнца планеты в соответствии с полученными расстояниями. | Учащиеся с отрезанными кусочками шпагата, соответствующими их вычислениям, занимают позицию относительно Солнца |
21-22 слайды Рефлексия (слайд с вопросами) 5 минут
| Ответить на вопросы
| Ученики заполняют таблицу №3 «Рефлексия урока», Оценивая свою индивидуальную работу и работу в группе. |
Маршрутный лист урока-полета (заполняется каждым учеником)
Фамилия, имя____________________________________________
Таблица №1
Планета | Ответ диктанта | Диаметр планеты (км) | Преобразование | Аналог размера на Земле |
Меркурий | 4878 | |||
Венера | 12102 | |||
Земля | 12756 | |||
Марс | 6786 | |||
Юпитер | 142984 | |||
Сатурн | 120536 | |||
Уран | 51118 | |||
Нептун | 49528 |
Таблица №2
Планета | Удаленность от Солнца ( мил. км) | Преобразование | Результат |
Меркурий | 57,9 | ||
Венера | 108,2 | ||
Земля | 149, 2 | ||
Марс | 228 | ||
Юпитер | 778,4 | ||
Сатурн | 1424,6 | ||
Уран | 2867 | ||
Нептун | 4486 |
Таблица №3. Ответь на вопросы
Стали ли знания о космосе понятнее? | |
Удалось ли лично тебе на уроке применить знания по математике? | |
Вывод по уроку |
Опорный конспект учителя
Таблица №1
Планета | Ответ диктанта | Диаметр планеты (мил. км) | Преобразование | Аналог размера на Земле |
Меркурий | 2 | 4878 | 4878 = 4,9*108 | Теннисный шар |
Венера | 7 | 12102 | 12102=12,1*108 | Апельсин |
Земля | 6 | 12756 | 12756=12,7*108 | |
Марс | 4 | 6786 | 6786=6,7*108 | Мандарин |
Юпитер | 1 | 142984 | 142984=142,9*108 | Аттракцион надувной шар |
Сатурн | 3 | 120536 | 120536=120*108 | Шары украшения для залов и арен |
Уран | 8 | 51118 | 51118=51*108 | Мяч для фитнеса |
Нептун | 5 | 49528 | 49528=49*108 |
Таблица №2
Планета | Удаленность от Солнца (мил. км) | Преобразование | Результат (см) |
Меркурий | 57,9 | 57,9 *1012 | 6 |
Венера | 108,2 | 108,2*1012 | 11 |
Земля | 149, 2 | 149, 2*1012 | 15 |
Марс | 228 | 228*1012 | 23 |
Юпитер | 778,4 | 778,4*1012 | 78 |
Сатурн | 1424,6 | 1424,6*1012 | 140 |
Уран | 2867 | 2867*1012 | 300 |
Нептун | 4486 | 4486*1012 | 450 |
Таблица №3. Ответь на вопросы
Стали ли знания о космосе понятнее? | |
Удалось ли лично тебе применить на уроке знания математики? | |
Вывод по уроку |
Оценочный лис урока «Приземленная Солнечная система»
Этап урока | Максимальный бал | Работа команды | Индивидуальные баллы |
Представление команд | 5 | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Диктант | Индивидуальный 10, Средний балл | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Планеты земной группы | 10 | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Астероидный поток | 3 | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Планеты гиганты | 10 | ||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Масштабирование размеров планет | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Масштабирование космических путей | |||
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
Итоговый результат |
Энциклопедия «Аванта +»
Фотографии планет поисковая система Яндекс
http://www.youtube.com/watch?v=aYvZq1fvW-8
http://raduga.rkc-74.ru/DswMedia/planetyisolnechnoysistemyi.ppt
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщающего повторения по теме «Солнечная система».
Урок проходит в форме игры "Что? Где? Когда?" после изучения темы "Солнечная система"...
интегрированный урок математика + природоведение "Космеческое путешествие"
Урок обобщения и систематизации знаний в 5 классе по темам “Сравнение десятичных дробей”, “Сложение и вычитание десятичных дробей”, “Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число”....
Урок по географии «Земля в Солнечной системе»
Технологическая карта урока Предмет- географияТип урока: комбинированныйЦель урока: сформировать знания о Земле, и её месте в Солнечной системе.Задачи: -обучающие: расширить знания о составе Солнечной...
Открытый урок по предмету география "Планеты солнечной системы"
Конспект открытого урока, который объединяет в себе 2 темы из курса 5 класса по географии "Планеты соседи Солнца" и "Планеты-гиганты. Плутон". Данный урок подробно раскрывает всю информацию по планета...
Урок по теме "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс
Технологическая карта "Земля – планета Солнечной системы"...
Урок по географии "Земля – планета Солнечной системы" 5 класс
Урок – путешествие. Эффективной формой уроков-обобщений и систематизации знаний являются уроки-путешествия, которые проводятся в конце изучения тем, разделов....
Урок №83 Строение и состав Солнечной системы. Большие планеты Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. (объединенные темы) 9б класс ( гуманитарный профиль)
В рамках дистанционного обучения для учащихся разработан план занятий на платформе РЭШ по заклчительной теме "Элементы астрономии"...