Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
методическая разработка по естествознанию по теме
В этой работе раскрывается эффективное применение ИКТ на уроках окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_ikt.doc | 181 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование
информационно - коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
Введение
Одной из главных задач содержательного учебного плана является формирование в сознании школьников целостной научной картины мира, реализация идеи «единого знания». Эта идея находит свое воплощение через принцип интеграции. Особенно ярко он проявляется в курсе «Окружающий мир». Его построение дает ученикам представление о целостной картине мира. Преподавание уроков окружающего мира имеет целью систематизации и расширения представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине.
Для достижения указанных результатов необходим большой дидактический материал (иллюстрации, карты, таблицы, индивидуальный материал для учащихся, карточки и др.), чтобы эффективно контролировать сформированные знания, умения и навыки важно иметь четкую систему контроля, позволявшую целостно оценить как класс в целом, так и ученика в отдельности. Кроме того, анкетирование показало, что большинство учащихся класса интересуются компьютерными программами, которые не использовались на уроках.
Толковый словарь дает следующее определение: информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей
Эффективное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы возможно в том случае, когда соответствующие технологии являются не надстройкой к существующей системе обучения, а гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая новые возможности учащимся и педагогам. Информатизация процесса образования не ограничивается «механизацией» существующих образовательных практик, реализацией их с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо таблиц и видеофильмов). Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения. Средства ИКТ, подобно всяким другим средствам, сами по себе нейтральны к области и способу их применения. Они также безразличны к объему и глубине проводимых с их помощью педагогических инноваций. Выбор остается за человеком, который, как и всякая «целеполагающая система», приспосабливает любые новые средства для достижения своих целей. Если же предположить, что все цели, обозначенные в законодательных документах, регламентирующих процессы информатизации, достигнуты в полной мере, содержание образования не достигнет «точки насыщения», но расширит поле деятельности и инструментирует подходы в освоении культуры, науки, искусства.
Особое значение в связи с обширной компьютеризацией приобретает работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, по воспитанию валеологической культуры подрастающего поколения, формированию прочных навыков ЗОЖ.
Начальная школа — фундамент от качества, которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на меня, как учителя начальных классов. Моя задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Это особенно важно сейчас, когда за окном школы – постоянно меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией - научить учиться. Что может быть главнее. И решать успешно поставленные задачи помогает мне не только 25-летний опыт, любовь к детям, но и стремление учителя вести работу на основе достижений педагогики, психологии, науки.
Анализ результатов мониторинга уровня обученности школьников, показателей качественной успеваемости школьников позволяет говорить о высоком уровне освоения навыков при использовании компьютерных программ по сравнению с традиционным обучением, что способствует обеспечению успешности ребенка в когнитивной сфере, его психологического комфорта.
Успешность ребенка - это та почва, которая даст добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков. Таким образом, создаются условия развития личностной сущности школьника. В рамках эксперимента совместно с психологом проводится исследование школьной мотивации. Результаты диагностики свидетельствуют, что во время уроков с применением информационных технологий повышается мотивация учения, ребенок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение показателей уровня школьной тревожности. Кроме того, в ходе наблюдений за школьниками во время проведения уроков с использованием электронных учебных материалов выявлен положительный настрой, раскованность, желание трудиться. Формирование благоприятного климата как одного из ведущих условий развития личности заключается именно в таком постоянном воссоздании атмосферы безопасных, помогающих отношений, когда нет страха, а есть интерес и желание учиться. В процессе наблюдений отмечаю такие важные показатели обогащения образовательной среды уроков с использованием информационных технологий, как повышение интереса к предмету, направленность урока на конкретного ребенка, подчеркнутое оценивание сегодняшних результатов ученика, расширение информационного поля ребенка, эмоционально-образная поддержка обучения. Уменьшается число дидактических затруднений. Учитель в любой момент может скорректировать процесс обучения. Расширяется представление об окружающей действительности. Формируются навыки самоконтроля и самообразования.
Применение ИКТ на уроках окружающего мира
Одной из главных задач школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, передать информацию, проектировать объекты и процессы.
Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.
Используя в своей работе готовые разработки разных авторов (К-М, электронные уроки и тесты «Биология в школе», «Занимательная экология», электронный учебник «Экология», «Биология» библиотека электронных наглядных пособий и др.) я стараюсь адаптировать их к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, учитывая в планировании урока такие факторы, как уровень развития и информированности учащихся.
Благодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу - обеспечение мотивации на уроках.
ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения.
Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у учащихся, ведь молодое поколение уже не мыслит свою жизнь без компьютеров. В то же время компьютеры в нашей стране имеет не каждая семья. В связи с этим, уроки с применением ИКТ приобщают молодых людей к новым компьютерным технологиям, реализуют возможность овладения технической информацией в школе.
Цели урока с применением ИКТ
Чтобы использовать электронные материалы, учителю необходимо определить, где на уроке будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.
На уроках окружающего мира информационные технологии использую направленно с целью:
повышения познавательного интереса к изучаемому предмету,
расширения границ информационного поля путем применения новых средств обучения,
использование новых форм наглядностей, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.
развития мышления, воображения,
способности давать самооценку,
планировать свои действия,
мотивационного компонента учебной деятельности.
Типы и этапы уроков с применением ИКТ.
Включив в структуру урока ИКТ, я выделила для себя ряд преимуществ. Теперь и учитель, организуя урок, и ученики, работая на уроке, более полно могут раскрыть свой творческий потенциал.
1.Объяснение нового материала учителем (лекция, беседа с применением проектора или телевизора) – необходим 1 компьютер;
2.Самостоятельное изучение учащимися учебного материала за индивидуальным компьютером (контроль – через составление учащимся плана-конспекта с внесением в него ответов на поставленные учителем вопросы) – количество компьютеров – по числу учащихся группы (подгруппы)
3.Комбинированный урок (рассказ преподавателя в сочетании с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или материалами мультимедийного учебника) - несколько компьютеров на 2-3 ученика.
4.«Диагональная схема урока» - деление класса на группы, одна из которых работает на компьютере 10-12 минут, остальные заняты другими формами работы, в т.ч. работой с учебниками;
5. Групповая работа – несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы – компьютеры по количеству групп;
6. Самостоятельная творческая работа учащегося. Использование материалов мультимедийного учебника и сети Интернет для творческой работы учащегося над рефератом, проектом. Материал предъявляется в виде презентации – работа на 1 компьютере по очереди;
7. Повторение содержания курса и подготовка к итоговому контролю знаний. Использование материалов мультимедийного учебника для повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний – несколько компьютеров;
8. Коррекционная работа – 1 компьютер (работа по очереди).
Использование компьютера на уроках
Имеется в наличии:
Компьютер, проектор
PowerPoint
презентация к уроку для сопровождения лекций (наглядность)
проверка знаний – ответы в устной форме (фронтальная проверка).
форма домашнего задания.
отчет об исследовательской работе или работе над проектом.
Word
карточки для самостоятельной работы, опрос (тест, викторина, задания для проверки, кроссворды, задания на соответствие).
подготовка учащимися докладов, сообщений.
Excel
проверка знаний – создание тестов,
практическая работа (совместное создание-обсуждение электронного учебника),
исследовательская-практическая работа (диаграммы – обобщение информации).
раздаточный материал - кроссворды
Интернет
практическая работа – поиск учащимся информации по теме (индивидуальная, групповая работа),
изучение нового материала (учитель (учащийся) в Интернете, учащиеся – конспектирование),
виртуальная экскурсия,
дистанционное обучение.
Компакт-диски
изучение нового материала,
контроль, …
Компьютерный класс
Самостоятельная работа учащихся (изучение нового материала, контроль, творческая работа).
Проектная деятельность.
Компьютера на уроке нет
Но есть у учителя:
источник информации (подготовка к уроку): CD, Интернет (рассылки), электронные учебные пособия,
организация деятельности: компьютерная инструментальная среда, программы Office (мониторинг, планирование), изготовление дидактического (карточки, презентации, тесты в бумажном и электронном варианте) материала.
Но есть у ученика:
источник информации – самостоятельный поиск, освоение предлагаемого учителем материала (CD, Интернет).
Дополнительное обучение, в т.ч. самообразование: заочные школы, дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции. Участие в форумах, чатах.
Функции учителя при работе с использованием ИКТ
на уроке.
Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке электронного учебного материала являются:
1. Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом.
2. Организация внутриклассной активизации, инструктаж, управление.
3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.
Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока.
Функции учащихся на уроках с использованием ИКТ на уроке.
Создание проектов
Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. В совместной учебной работе изменяется характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т. д. При этом изменяются традиционные функции учителя. Он становится организатором учебной деятельности школьника, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым, обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.
Проектирование урока с использованием ИКТ
Составление календарно-тематического плана изучения темы (использование ИКТ оптимально распределяется по всем урокам)
Составление конспекта конкретного урока, при этом учитель:
Отбирает наиболее эффективные средства ИКТ для реализации целей и задач урока
Учитывает целесообразность их применения в сравнении с традиционными
При необходимости составляет компьютерную презентацию
Предусматривает поэтапную и итоговую диагностику по реализации целей урока
Не забывает о сохранении здоровья учащихся
Анализ урока, проведенного с ИКТ
Анализ урока, проведенного с применением информационных технологий, требует особого подхода при оценке качества его проведения и результативности.
При анализе урока проведенного в компьютерном классе необходимо рассмотреть следующие материалы:
конспект урока,
анализ урока,
выводы и рекомендации по уроку.
Эти материалы должны составляться учителем-предметником совместно с инженером-педагогом (лаборантом)!
Конспект урока должен включать обычные компоненты конспекта:
дата, класс, место урока в расписании, тема, место урока в системе уроков по данной теме и место темы в курсе, тип, цели и задачи урока, план (с хронометражем, указанием деятельности учителя и учащихся).
Необходимо добавить раздел, описывающий программное обеспечение, задействованное на уроке и формы его применения, деятельность инженера-педагога (лаборанта), наличие предварительного домашнего задания.
Предварительное домашнее задание должно быть дифференцированным, учитывать подготовку учащихся, наличие компьютера дома.
Анализ урока можно составить из следующих разделов:
общая структура урока,
деятельность учителя и учащихся на уроке,
результаты этой деятельности, трудности, связанные с проведением урока.
В общей структуре урока дополнительно следует отметить:
специфику, связанную с используемыми компьютерными средствами,
перераспределение времени по сравнению с обычным уроком,
особенности связи нового материала с предыдущим, способ оценки усвоения знаний.
При оценке деятельности учащихся
необходимо оценить, насколько полно удалось использовать такую особенность урока с компьютером, как индивидуальный темп и самостоятельную работу учащихся.
необходимо учесть наличие учащихся, относящихся к уроку без интереса и выявить причины его отсутствия (в том числе и связь с проведением урока в компьютерном классе),
отметить полноту реализации цели и задач урока,
определить качество знаний, полученных учащимися на уроке.
К выводам и рекомендациям по уроку можно отнести:
замечания учителя по методике проведения урока и отбору материалов,
изменения в плане урока и их причины,
замечания по технической стороне.
Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютера именно на этом уроке, насколько органично ИТ сочетались с целями и задачами урока и помогали в их достижении.
Возможности и условия проведения уроков с ИКТ
При подготовке предметного урока в компьютерном классе нужно учитывать три составляющие готовности:
готовность учителя применять ИТ на уроке,
готовность учащихся к использованию ИТ (навыки пользования компьютером),
готовность компьютерного класса (установка необходимого программного обеспечения)
Трудности, связанные с проведением урока, можно разделить на две группы:
возникшие при подготовке урока,
возникшие при проведении урока.
При подготовке урока необходимо отследить трудности, связанные с подбором программного обеспечения, его изучением и отбором материала, способами применения на уроке.
Для успешного проведения урока нужна предварительная работа, оценивающая готовность учащихся пользоваться компьютером.
Необходимое оснащение кабинета
На протяжении последних двух лет мой кабинет значительно оснастился: появился компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска и др. Все эти предпосылки являются первой отправной точкой эксперимента при использовании информационных технологий в моей деятельности.
Необходимое программное обеспечение
Сначала было постепенное введение в учебный процесс информационного программного обеспечения. Всем известно, что уже давно в продаже имеется большое количество разнообразной информации в виде дисков. Я с большой осторожностью (разная информация, разные программы) использую их в учебном процессе при объяснение и закрепление материала, при проверке знаний, на уроках обобщения. Порой иногда на одном уроке необходима информация с двух-трех дисков. А это дополнительное время. Поэтому во время работы накоплен и создан большой объем поурочного дидактического материала.
Необходимая подготовка учителя
Для применения ИКТ в учебном процессе учителю необходимо в совершенстве владеть новыми компьютерными технологиями, знать основы программирования, работать в таких программах, как: PowerPoint, Word, Excel, Publicher и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
В данной работе речь идет об эффективности применения ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах....
Использование информационно-коммуникационных развивающих технологий в работе учителя-логопеда
Свою работу на логопункте я строю основываясь на программы по коррекции речевого развития разработанные Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Т.В. Тумановой и Н.В. Нищевой. Данные прог...
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему «Эффективность использования современных педагогических технологий на примере использования информационно-коммуникационных технологий при обучении географии»
В XXI веке произошла информатизация общества. Это затронуло и сферу образования. Одним из направлений современного образования является его компьютеризация. Она основывается на использован...
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературы в начальных классах
Использование информационно–коммуникационных образовательных ресурсов на уроках родного языка и литературыв начальных классахСегодня компьютерные технологии можно считать тем новаторским способо...
Выступление на городском методическом объединении учителей технологии Практикум «Возможности использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности на уроках технологии»
Компьютерные технологии открыли новые возможности для создания самими преподавателями иллюстративного материала. Известно, что такие средства обучения, во многом облегчают обучающимся понимание и запо...
Здоровьесберегающие технологии на уроке окружающего мира
В статье раскрывается необходимость применения здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС...
Доклад на педсовет «Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»
laquo;Формирование экологической культуры через использование игровых технологий на уроках окружающего мира»...