Оценка качества воздуха.
творческая работа учащихся по естествознанию (9 класс) по теме
Исследовательская работа по оцеке качества воздуха в Удельном парке Приморского района города Санкт-Петербурга с помощью лихеноиндикации. Данное направление мониторинга актуальна, потому что эффективна и не требует дорогостоящих систем для получения и оброботки данных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ocenka_kachestva_vozduha.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель работы: Проведение качественной оценки загрязнённости воздуха с помощью индикатора – лишайника.
Введение: Биоиндикация – оценка состояния окружающей среды по реакции живых организмов. В зависимости от свойств используемого биоиндикатора различают специфическую и неспецифическую биоиндикацию. О неспецифической биоиндикации говорят в том случае, когда различные антропогенные факторы вызывают одни и те же ответные реакции. Если те или иные происходящие изменения можно связать только с одним фактором, то речь идёт о специфической биоиндикации. В качестве биоиндикаторов используют животных, растения, бактерии, вирусы. Одним из перспективным объектов биоиндикации являются лишайники. Они распространены по всему земному шару и могут служить объектом мониторинга на всех уровнях: локальном, региональном и глобальном. Мы проводили индикацию на локальном уровне, в Удельном парке.
Виды лишайников Тело лишайника, слоевище, состоит из гриба и одноклеточных водорослей, находящихся в симбиозе. По строению слоевища лишайники делятся на 3 группы: Накипные Листовые Кустистые
Накипные (коркоподобные) лишайники, похожие на плоские корки, плотно срастающиеся с корой, камнями, почвой; они трудно отделяются, на ощупь бархатистые, влажноватые.
Листовые (листовидные) имеют форму мелких пластинок, чешуек: прикрепляются к поверхности тонкими нитями гриба и довольно легко отделяются от неё.
Кустистые , которые либо растут вверх как маленькие кустики, либо свисают с дерева вниз, подобно бороде.
Лишайники высокочувствительны к загрязнению среды обитания. На них избирательно действуют прежде всего вещества, увеличивающие кислотность среды, а именно SO 2 , HF, HCl, NO x , O 3 . Для лишайников сравнительно безвредны тяжёлые металлы, накапливающиеся в слоевище, а также радиоактивные изотопы.
План исследовательской работы: Выбор района: Удельный парк как уголок леса. Удельный парк разделили на квадраты и объектами исследования стали: придорожная зона и центральная часть парка.
Таблица 1 (придорожная зона парка) Признаки Деревья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общее количество видов лишайников, в том числе 2 0 0 1 0 1 1 1 1 1 Кустистых + - - - + Листоватых - - - Накипных + - - + - + + + + Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % 80 0 0 90 0 40 10 90 5 80
Таблица 2 (центральная часть парка) Признаки Деревья 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общее количество видов лишайников, в том числе 2 1 2 2 2 1 1 2 1 1 Кустистых + + + + + + + Листоватых + + Накипных + + + + + + Степень покрытия древесного ствола лишайниками, % 55 30 17 60 30 10 15 25 20 10
Таблица № 3 Зона Степень загрязнения Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников Кустистые Листоватые Накипные 1 Загрязнения нет + + + 2 Слабое загрязнение - + + 3 Среднее загрязнение - - - 4 Сильное загрязнение («лишайниковая пустыня») - - -
Выводы: Загрязненность воздуха в придорожной зоне парка оценили как среднюю, а центральную часть парка – как слабую. Удельный парк является важным компонентом экологической системы нашего района и наша главная задача – сохранить и защитить парк в связи с угрозой сокращения территории.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»
«Система объективной оценки качества образования: современные способы и процедуры оценки образовательных результатов»...
ОЦЕНКА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДУЛЯ «МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ» АСУ РСО
Оценка мониторинга качества знаний с использованием модуля «Многоуровневая система оценки качества образования» АСУ РСО ( из опыта работы)...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....
Рабочая программа курса по выбору "Экологическая оценка качества воздуха"
Курс расчитан научить школьников осваивать методику проведения исследований в сельской экосистеме. Главным видом деятельности школьников является самостоятельная исследовательская работа, связанная с ...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (презентация 2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...
Система оценки качества образовательного результата по математике: от результатов внутренней оценки к независимой оценке ЕГЭ и ОГЭ (2021 г.)
Система оценки предполагает процедуру внутренней и внешней оценки, из результатов которых складывается итоговая оценка (итоговая аттестация) по предмету.Важнейшей задачей каждой школы я...