Разработка урока по теме "Строение семени двудольных растений"
методическая разработка по естествознанию (6 класс) по теме
Конспект урока по теме "Строение семени двудольных растений"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1_dlya_pechati.rar | 11.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок «Строение семян двудольных растений» (6 класс)
Малова О.В., учитель высшей категории МБОУ
«Вутабосинская СОШ» Канашского района
Цель: ознакомление учащихся с особенностями строения семян двудольных растений.
Задачи: раскрыть особенности строения семян двудольных растений; развивать умение работать с натуральными объектами, сравнивать их; формировать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать наблюдательность, речь учащихся.
Оборудование: таблица “Строение семян”, чашки Петри, семена фасоли, тыквы (сухие, набухшие), линейка, коллекция семян, аппликация из цветных бумаг
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие, подготовка класса к работе.
II. Постановка темы и цели урока вместе с учащимися
Учитель читает стихотворение:
У меня в руке будущая жизнь,
Будущий побег и могучий корень.
Дружно прорастут в глубину и ввысь,
Лишь вода дождей землю всю напоит.
А пока гостит осень на дворе,
А пока зима вьюгою все воет.
Спит и дышит жизнь у меня в руке,
Будущий побег и могучий корень.
Учитель: Что же на самом деле у меня в руке?
Ученики: Семя.
Учитель: Тема нашего урока «Строение семян двудольных растений». Чем мы будем заниматься на этом уроке?
Ученики: Ознакомимся с особенностями строения семян двудольных растений.
III. Проверка знаний.
Фронтальная, с дополнением и уточнением – о многообразии растений, высших и низших, об органах покрытосеменных растений.
Вопросы для повторения.
- Какие группы растений являются высшими, а какие низшими?
- Почему водоросли относят к низшим растениям?
- Назовите представителей одноклеточных зеленых водорослей (хламидомонада, хлорелла).
- Многоклеточные водоросли (улотрикс, спирогира).
- Как называют тело многоклеточных водорослей?
- Что такое ризоиды и какова их роль?
- А какие органы есть у покрытосеменных растений?
- На какие две группы делятся эти органы?
IV. Изучение новой темы.
Мы выяснили, что тело растения состоит из органов, которые имеют определенную внешнюю форму и выполняют определенную работу, или как говорят, функцию. Все покрытосеменные, несмотря на свое многообразие, имеют общий план строения. Их органы подразделяют на вегетативные и репродуктивные. Вегетативные (от латинского слова «вегетативус» - растительный) органы составляют тело растения и осуществляют его основные функции, включая вегетативное размножение. К ним относят корень и побег. Репродуктивные, или генеративные (от латинского слова «генераре» - производить), органы, связанные с половым размножением растений. К ним относят цветок, плод и семя. Сегодня мы как раз поговорим о семени, из которого вырастает растение. Мы заглянем внутрь семени и познакомимся со всеми его частями. Как же появляются молодые растения?
У меня для вас задание,
На уменье и на знание.
В руки карточки возьмите,
И внимательно прочтите.
Рассмотрите это семя,
И сравните их размеры.
V. Практическая работа «Строение семени фасоли» (Приложение 1)
Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.
Ход работы
1. Рассмотрите семена фасоли.
Учитель: Почему одно из них больше, чем другое? На вогнутой стороне находится отверстие – микропиле (семявход). Через него в семя проникает вода и воздух. Более крупное семя впитало влагу и набухло. Найдите рубчик (след от прикрепления семени к оболочке плода) Следующее задание на Смекалку и внимание.
“Коробочка запечатана,
А ней растенье спрятано.
С ветками листочками,
С белыми цветочками”
Чтоб найти нам ответ,
Мы исследуем объект.
Чем покрыто семя?
Для чего семенам кожура?
2. Препаровальной иглой осторожно снимите семенную кожуру.
3. Рассмотрите зародыш.
Учитель: Изучите зародыш. Чем он образован?
Ответ учащихся: зародыш имеет 2 семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку с листочком.
Учитель: мы видим, что семя имеет кожуру и зародыш, который состоит их 2-х семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки с листочком. Так что же это за коробочка?
Ответ учащихся: Это семя. А в нём зародыш будущего растения.
Учитель: А как вы думаете, для чего семядоли? Тогда отгадайте загадку.
“В малой хатке – спаленке
Спит ребёнок маленький.
В кладовой еда лежит,
Как проснётся, будет сыт”.
Ответ учащихся: в семядолях находится запас питательных веществ.
Учитель: правильно. Следовательно, чем крупнее семена, тем больше питательных веществ. Какое же строение имеет семя фасоли?
Найдите две семядоли, корешок, стебелёк и почечку.
4. Смоделируйте семя фасоли, используя цветную аппликацию.
5. Сделайте выводы.
Вывод: семя фасоли покрыто семенной кожурой и имеет две семядоли, содержащие запас питательных веществ и зародыш, который состоит из трех частей: стебелька, почечки и корешка.
VI. Оценивание работы самими учениками.
Ученики меняются тетрадями, проверяют друг у друга модели семян и сформулированные выводы и ставят оценки.
VII. Закрепление изученного материала.
Учитель:
Как верёвочка не вьётся, а кончику быть.
Напоследок я пословицы прошу вас объяснить.
- “От доброго семени – добрый всход”
- “Каково семя, таково и племя”
- “По семенам и всходы”
Ответ учащихся:
Пословицы говорят о том, что для посева нужно брать хорошие полновесные семена.
Учитель: И, конечно же друзья, без загадки никуда!
“В золотой клубочек
Спрятался дубочек.”
“Я из крошки бочки вылез
Корешки пустил и вырос” (жёлудь)
“У матери тысячи сыновей,
Каждому она мисочку дала,
А себе не взяла.” (материнское растение и семена с запасом питательных веществ.
VIII. Домашнее задание
Сейчас прозвенит долгожданный звонок,
Увы, но... к концу подошел наш урок.
Прошу – уберите рабочее место.
Давайте без слов и, пожалуй, без жестов.
А я благодарность вам всем объявляю,
Проверив работы, в журнал выставляю
Отметки все ваши, надеюсь привычно,
Что будут они «хорошо» и «отлично».
Большое спасибо я вам говорю.
Мы цели достигли. Благодарю!
Приложение 1.
Практическая работа «Строение семени фасоли»
Цель: изучить строение семени фасоли и смоделировать его с помощью цветной бумаги.
Ход работы
- Рассмотрите на рисунке схему строение семени двудольного растения. Найдите основные части семени: семенную кожуру, зародыш, эндосперм. Рассмотрите на схеме строение зародыша. Найдите основные его части: зародышевый корешок, зародышевый стебелек, семядоли (зародышевые листья), зародышевую почечку.
- Возьмите семя фасоли (гороха) и найдите на его поверхности рубчик и семявход. Зарисуйте внешний вид семени, обозначьте рубчик и семявход.
- Снимите кожуру с семени, набухшего после поглощения воды. Для этого подденьте препаровальной иглой кожуру в месте семявхода и надорвите его. Раскройте семя, разделив его на две половины. Из каких частей состоит семя фасоли? Рассмотрите зародыш, находящийся под кожурой семени. В какой части зародыша накапливаются питательные вещества?
- Сравните препарат со схемой. Зарисуйте зародыш, обозначьте его части: корешок, стебелек, семядоли, почечку.
- Сделайте вывод о строении семени фасоли. Какие функции выполняют семядоли зародыша фасоли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по теме "Класс Двудольные семейство Крестоцветные" 6 класс
данная разработка урока предназначена для 6 класса. учебник "Биология. Бактерии. Грибы. Растения" В. В. Пасечник....
Презентация к уроку по теме "Строение семени двудольных растений"
Презентация "Строение семени двудольных растений"...
Разработка урока на тему :"Класс Двудольные. Характерные особенности растений семейства Розоцветных. Характерные особенности растений семейств Крестоцветных, Пасленовых."
Данная разработка является конспектом урока для 7 класса "Семейства класса Двудольные", составленная в соответствии с учебником В. Б. Захарова, Н. И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов» -...
Разработка урока по теме"Половое размножение растений"
Разработка урока для 6 класса. Представлена работа в группах. В ходе урока отвечают у доски все обучающиеся класса....
Разработка урока по теме "Вегетативное размножение растений" 6 класс
Данный конспект предназначен для проведения урока биологии с учащимися 6 класса по теме «Вегетативное размножение растений». Разработка поможет учителям-предметникам увлекательно провести урок, развит...
Разработка урока по биологии 5 класс "Растения"
Разработка урока по биологии ФГОС по учебнику И.Н.Пономарева. Тема урока "Растения".Презентация по теме "Растения"....
Разработка урока 6кл "Семейства класса Двудольных"
Познакомить учащихся с многообразием растений семейств класса Двудольных : Крестоцветных, Пасленовых, Бобовых», отличительными признаками семейств, значением растений данных семейств ...