Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
рабочая программа по истории
Рабочая учебная программа для учителей истории
«Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_uchebnaya_programma_dlya_uchiteley_istorii_.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая учебная программа для учителей истории
«Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
Пояснительная записка.
Методика преподавания истории – это педагогическая наука о задачах, содержании и методах обучения истории. Наука изучает и исследует закономерности процесса обучения истории в целях повышения его эффективности и качества. Объект изучения методики – это содержание, организация формы и метода обучения. Предмет изучения методики – педагогический процесс обучения. Методика дает ответы на вопросы: зачем учить, чему учить и как учить?
Методика ориентирована на основные факторы обучения в школе:
1. Цели, определяемые государством и обществом.
2. Содержание и структура исторического образования, закрепленные в стандартах и программах.
3. Научно-методическая организация процесса обучения. Формы, методы, методические приемы, средства преподавания.
4. Познавательные возможности учащихся.
5. Результаты обучения.
В рамках изучения дисциплины каждая тема рассматривает данные факторы обучения последовательно, как отдельно, так и в процессе их взаимодействия.
Методика преподавания тесно связана с самой историей, с историческими знаниями. Цель методики – отобрать наиболее существенное, важное, то, что может быть успешно воспринято учащимися, и суметь закрепить эти знания в школе.
В итоге, овладение знаниями по методике преподавания истории в школе позволит сформировать целостное представление о последовательном и поэтапном формировании компетенций в процессе преподавания истории и той роли, которую в нем играет учитель.
Цели и задачи курса:
Цель изучения курса состоит в том, чтобы сформировать целостную систему теоретических знаний и практических умений преподавания истории в школе.
Задачи:
- усвоение учащимися основных понятий исторического и методического содержания;
- выявление основных этапов и закономерностей развития истории методической мысли;
- определение особенностей развития и содержания современной методической мысли и практики ее реализации;
- воспитание ценностных ориентаций в жизни и практической деятельности.
Прогнозируемые результаты:
Учитель должен знать:
- историю развития отечественной методической мысли;
- основные проблемы современного школьного исторического образования;
- основы построения образовательного процесса на уроках истории в школе.
Учитель должен уметь:
- выделять проблемы и ставить цели преподавания истории в школе;
- обосновывать выбор содержания и способов организации уроков, в соответствии с поставленными целями;
- представлять результаты своей педагогической деятельности.
Содержание курса
ТЕМА 1. Методика преподавания истории как отрасль педагогической науки. Ее предмет и задачи.
Предмет и задачи методики преподавания истории. Цель как основной фактор обучения. Место цели в системе факторов обучения. Содержание обучения. Преподавательская деятельность учителя. Обучающая деятельность учащегося. Связь методики преподавания истории с другими науками. Принципы построения программ по истории. Характеристика школьного учебника, его функции.
ТЕМА 2. Процесс формирования исторических знаний.
Место содержания как важного фактора в процессе обучения истории. Структура исторических знаний учащихся и характеристика ее основных компонентов. Методика формирования представлений об исторических фактах. Локализация исторических фактов во времени. Методика формирования временных представлений. Локализация исторических фактов в пространстве. Методика работы с картой. Методика формирования исторических понятий на уроках истории. Общая классификация умений. Методика формирования умений.
ТЕМА 3. Общая характеристика методов обучения истории.
Общая характеристика основных средств обучения истории. Проблема методов в педагогической и методологической литературе. Выбор методов, приемов и средств обучения истории. Метод устного изучения истории. Его роль и место в формировании исторических знаний.
ТЕМА 4. Наглядный и словесно-печатный методы обучения истории.
Роль и особенности наглядного обучения в решении образовательно-воспитательных задач. Виды наглядных пособий. Правила отбора и демонстрации наглядных пособий. Методика работы с учебником на уроках истории. Использование документов и методика работы с ними.
ТЕМА 5. История становления исторического образования и методической мысли.
Начальный период становления исторического образования. Период существования истории как самостоятельного учебного предмета. Монархический подход к развитии. Высшего образования. Советская система исторического образования. Трудовая школа. Линейный принцип преподавания истории. Реформирование системы исторического образования.
ТЕМА 6. Цели исторического образования.
Цель как основной фактор обучения. Место цели в системе факторов обучения.Принцип постановки общей (стратегической цели образования). От общих целей образования к целям урока
ТЕМА 7. Содержание исторического образования.
Место содержания как важного фактора в процессе обучения истории. Содержание как средство формирования компетенций
Структура содержания исторического образования Отражение содержания исторического образования в стандарте.
ТЕМА 8. Структурно-функциональный анализ содержания исторического образования.
Понятие СФА. СФА как способ анализа содержания и технологичной постановки цели урока. Выявление основных (смысловых) компонентов содержания на эмпирическом и теоретическом уровнях. Определение функций каждого компонента в комплексе метапредметных, предметных и личностных результатов. Постановка цели урока на основании проведенного анализа. Структурно-функциональный анализ содержания темы урока.
ТЕМА 9. Анализ современных учебников истории.
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса:
Рекомендованная литература:
- Алексашкина Л.Н. О типологии учебников истории для основной и старшей школы // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2004. - № 8, № 9.
- Баранов П.А. Актуальные проблемы методики преподавания истории в школе. Практическое пособие для системы постдипломного образования. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002.
- Беззвучная история. Школьные учебники истории и акустическое измерение // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2012. № 6.
- Берельковский И.В., Павлов Л.С. Методика преподавания истории в общеобразовательной школе: уч. пособие. М., 2001.
- Бирюкова И.Г. Личность и эпоха: элементы социальной психологии на уроках отечественной истории// Преподавание истории в школе. – 1999. - № 5.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства. М., 2000.
- Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. М, 2003.
- Гершунский Б.С. Россия: образование и будущее (Кризис образования в России на пороге ХХ1 века). Челябинск: «Книга», 1993.
- Годер Г.И. Задания и задачи по истории древнего мира. - М., 1996.
- Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988.
- Динерштейн Е.Е. Проблема систематизации преподавания истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. - № 8.
- Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. Образовательный стандарт: российский и зарубежный опыт. М., 2002.
- Калинкина Е.Г. Дебаты на уроках истории: Учебно-методическое пособие для учителя. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
- Концепция исторического образования в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации // Преподавание истории в школе. -2002. - № 3.
- Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. - М., 1994.
- Коваль Т.В. Методика организации работы с визуальными источниками // Преподавание истории и обществознания, 2006, №10.
- Короткова М.В. Методика проведения игр и дискуссий на уроках истории. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕС, 2001. 256 с.
- Короткова М.В., Студеникин М.Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / Практическое пособие для учителей. М., 1999.
- Кревер Г.А. Изучение теоретического содержания курсов истории в 5 - 9 классах. М.,1990.
- Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М., 1982.
- Нагаева Г. Все персоналии истории России. Мини-справочник. – Феникс, 2015.
- Настольная книга учителя истории. Справочно-методическое пособие. М. 2003.
- О разработке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2014. № 1.
- Платонов С. Единый учебник истории России с древних времен до 1917 года. М., 2015.
- Соколов В.Ю. Основания и формы проектирования содержания исторического образования. Метод. пособие по спецкурсу. Томск: Изд-во Томск. ун-та,1998.
Степанищев А. Методика преподавания и изучения истории. М., 2002. - Студеникин С.Т. Методика преподавания истории. М., 2000, 2004.
- Студеникин М.Т. Некоторые итоги и перспективы реформ исторического образования //Преподавание истории в школе. – 2001. - № 2.
- Сухов В.В., Морозов А.Ю., Абдулаев Э.Н. Лес проблем и вариант дороги. Поиск путей обновления школьного исторического образования // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 1.
- Тематическое планирование курсов истории в основной школе (5-9 классы) // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2015. № 4.
- Удалось ли создать историко-культурный стандарт // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2013. № 9.
- Шевырев А.П. Тенденции развития учебной литературы по истории России // Преподавание истории в школе. – 2000. - № 7.
- Ямбург Е.А. Воспитание историей. - М., 1989.
- Ясвин В.А. Образовательная среда М. 2007.
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы, электронно библиотечные системы:
Поисковые системы российского сегмента сети Интернет
Поисковая система «Яндекс»
Поисковая систем Google (Россия)
Поисковая система «Рамблер»
Поисковая система «Апорт»
Поисковая система «Поиск@Mail.ru»
Интеллектуальная поисковая система Nigma
Международные поисковые системы
Поисковая система Google
Поисковая система Live Search
Поисковая система Yahoo!
Поисковая система AltaVista
Общероссийские образовательные порталы
Сайт Министерства образования и науки РФ
Сайт Рособразования
Федеральный портал «Российское образование»
Российский общеобразовательный портал
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР)
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
Федеральный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»
Российский портал открытого образования
Лекции по истории on-line для любознательных
Инновационные технологии в гуманитарном образовании:
материалы по преподаванию истории
Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете
Проект «Historic.Ru: Всемирная история»: Электронная библиотека по истории
Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство
Российский электронный журнал «Мир истории»
Государственная публичная историческая библиотека России
Государственный архив Российской Федерации
Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext
Хронология русской и западной истории
http://www.istorya.ru/hronos.php
http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html
Проект «День в истории»
История Древнего Рима
История Древней Греции
Древняя Греция: история, искусство, мифология
Забытые цивилизации
http://www.forgotten-civilizations.ru
Библиотека текстов Средневековья
Центр антиковедения
Лабиринт времен: исторический веб-альманах
Специализированные азы данных:
1. Виртуальная энциклопедия «Династия Романовых» –http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html.
2. Компьютер на уроках истории, обществознания и права – исторические карты и картинки, исторические гравюры, монастыри и крепости, учебно-методические комплекты, варианты уроков по гуманитарным предметам http://lesson-history.narod.ru
3. Исторический портал EVIL-GUEST посвящён истории древнего мира. Интересные исторические факты, культура и искусство древних цивилизаций, выдающиеся личности далёкого прошлого, мифы. Древние Славяне, Скифы, Греция, Египет, Вавилония, Рим, Ацтеки, Майя, Инки http://civil.max.ru
4. Сайт Российские императоры рассказывает о русских монархах от Петра Великого до Николая II http://rusimper.narod.ru/about.html
5. История России (6 класс) – уроки по истории России VIII-XV вв. с использованием компьютера. Иллюстрации, карты, схемы http://lesson-history.narod.ru/russia6.htm
6. История России (7 класс) – уроки с использованием компьютера по истории России XVI-XVII вв. Иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia7.htm
7. История России (8 класс) – уроки по истории России XIX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia8.htm
8. История России (9 класс) – уроки по истории России XX века с использованием компьютера. Подобраны интересные иллюстрации, схемы, таблицы http://lesson-history.narod.ru/russia9.htm
9. Новая история (7 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 7-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh7.htm
10. Новая история (8 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 8-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh8.htm
11. Новая история (9 класс) – поурочное планирование курса "Новая история" для 9-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/nh9.htm
12. История средних веков (6 класс) – поурочное планирование курса "История средних веков" для 6-ых классов. Иллюстрации, схемы http://lesson-history.narod.ru/sv.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа курса для дистанционного обучения по истории, 9 класс. «История России с древнейших времен до конца ХIХ века»
Данная программа предполагает изучение истории России дистанционным способом. Формирует мотивацию успешного изучения дисциплины с применением ИКТ, Интернета, электронной почты, различных компьют...
Развитие универсальных учебных действий учащихся на уроках русского языка на основе применения проектной деятельности в условиях реализации ФГОС
Разработана в соавторстве с Гольцовой Людмилой Александровной...
Выступление на заседании ГМО учителей музыки и педагогов дополнительного образования - "Дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения"
Дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения весьма сложных задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественно и те...
Статья "Системно-деятельностный подход в преподавании русского языка и литературы: инновация - важное условие реализации ФГОС.
В статье рассматриваются основные принципы системно-деятельностного подхода. На практике предлагаются разные виды и приёмы работы в даннойтехнологии....
Особенности преподавания истории слепым и слабовидящим учащимся в условиях реализации ФГОС ООО
Методические рекомендации по препоаванию истории слепым и слабовидящим обучающимся в условиях реализации ФГОС ООО...
Доклад "Преподавание истории обучающимся с интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС"
Материал доклада предлагает опыт работы на уроках истории с обучающимися СКОШ с интеллектуальными нарушениями....
Программа по самообразованию "Современные формы и методы проведения урока физической культуры в условиях реализации ФГОС"
Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных форм и методов на уроках физической культуры, использование валеологтческих приёмов для мотивации учащихся к занятиям физической культурой. П...