Технологическая карта урока экономики в 10 классе (углубленный уровень) по теме "Страхование. Страховые услуги"
план-конспект урока по экономике (10 класс)

Ускова Наталья Юрьевна

Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества.

Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения. Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эта задача решается  уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе экономики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_ekonomiki_v_10_klasse.docx380.87 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока экономики в  10 классе

(углубенный уровень).

Тема урока:

Страхование. Страховые услуги

Образовательная цель

Формирование финансовой культуры личности, развитие экономического мышления старшеклассников на основе осмысления сущности страхования,  умения пользоватьсмя им в повседневной жизни.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: обосновывает необходимость и значимость для себя понимания сущности страхования, его видов

ЛР-2: активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке

ПУД-1:видит и определяет особенности, делает обобщения и выводы

ПУД-2: выводит определения понятий «страхование», «страховая компания, страхователь», «застрахованный », «страховая сумма», «страховая премия», «страховой случай», «страховой полис», «страховая выплата», «выгодоприобретатель», «страхование ответственности»

ПУД-3: выводит основные виды страхования

ПУД-4: использует полученные знания для решения практико-ориентированных заданий

ПУД-5: принимает решения по использованию страхования в повседневной жизни

РУД-1: формулирует учебную задачу урока

РУД-2: контролирует и оценивает свою деятельность на уроке, результаты решения учебной задачи

РУД-3:адекватно оценивает свои учебные достижения

РУД-4: осуществляет целеполагание предстоящей деятельности на уроке

ПР-1:раскрывает понятия: «страхование», «страховая компания, страхователь», «застрахованный », «страховая сумма», «страховая премия», «страховой случай», «страховой полис», «страховая выплата», «выгодоприобретатель», «страхование ответственности»

ПР-2: определяет основные виды страхования

ПР-3:осуществляет решение кейса

Программные требования к образовательным результатам темы «Страхование. Страховые услуги»

Ученик научится:

 применять теоретические знания по экономике для практической деятельности и повседневной жизни;

определять практическое назначение основных понятий страхования

грамотно выбирать страховые услуги в повседневной жизни;

Ученик получит возможность научиться:

критически осмысливать актуальную экономическую информацию, поступающую из разных источников, и формулировать на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

оценивать происходящие события и поведение людей с экономической точки зрения

Программное содержание

Понятие страхования. Стороны договора страхования.

Мировоззренческая идея

Люди являются участниками экономических отношений. Финансовая грамотность позволяет находить эффективные пути и способы решения различных жизненных ситуаций

Ценностно-смысловые ориентиры

Финансовая грамотность

План изучения нового материала

1.Что такое страхование

2.Виды страхования

3.Как использовать страхование в повседневной жизни

Основные понятия

Страхование

Тип урока

урок изучения нового материала

Форма урока

урок-исследование

Образовательная технология

технология критического мышления

Оснащение урока

Учебное пособие «Основы финансовой грамотности», Интерактивная панель, раздаточный материал с заданием и иллюстративным материалом для работы

Мизансцена урока

Парты расставлены для работы в группах

Предварительная подготовка к уроку учащихся

нет

Домашнее задание

Выучить основные понятия страхования

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность

 обучающихся

ПОР

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (2 мин.)

Приветствие. Учет отсутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

Готовятся к учебной деятельности, настраиваются на работу

II. Стадия «Вызов» (5-мин.)

Задает проблемные вопросы:

-Что такое риск? Комментирует ответы , объясняет, что риск – это возможность того, что исход какого то события  будет отличаться от наших ожиданий.

-Какой чаще исход: позитивный или негативный?

-Приведите примеры реализации рисков  в отношении наших экономических активов, вследствии чего мы несем материальные потери.

-Как риски могут угрожать вашему имуществу?

-Как нам от них защититься? Соблюдать правила безопасности, копить деньги для восстановления имущества

-Чем пользуются многие люди, чтобы компенсировать потери в случае реализации риска, причем за относительно небольшую плату? Страхуют имущество

Что такое страхование? Как им воспользоваться, чтобы минимизировать негативные последствия?

Вывод: Мы не знаем что такое страхование и как оно может компенсировать нам наши потери, как использовать страхование в повседневной жизни

- Так о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

- Значит как будет звучать главный вопрос урока?

Что такое страхование?

- Что вы должны знать чтобы ответить на главный вопрос урока? Давайте построим «Понятийное колесо»  нашего урока (Приложение 1)

- Что нам необходимо узнать, чтобы колесо было заполнено? Узнать что такое страхование, познакомиться с его видами и возможностями использования в повседневной жизни.

Как нам удобнее будет решить этот вопрос? Какие формы работы выбрать?

Отвечают на вопросы

Затрудняются ответить

Рисуют «Понятиийное колесо» Предлагают варианты решения главного вопроса урока

Предлагают возможные варианты работы на уроке

ЛР2

РУД1

III.  Стадия «Осмысления» (40 мин.)

Работа по группам. В ходе работы обучающиеся знакомятся с основными понятиями и заполняют «Понятийное колесо» своей группы. (Тематическое поле заранее подготовлено учителем)

1 группа. Читают стр.146-151. учебника  и  заполняют понятийное колесо «Что такое страхование»

2 группа. Читают стр. 152 – 158  и заполняют понятийное колесо «Виды страхования»

3 группа. Читают стр. 159- 166 учебника  и заполняют понятийное колесо «Как использовать страхование в повсседневной жизни»

По истечении времени обучающиеся представляют результаты своей работы, постиепенно заполняя общее «Понятийное колесо»

Работа в группах по 4 человека.

Представление «понятийных колес» своей группы, оформление общего колеса

ЛР2

ПУД1

ПУД3

ПР1

ПР2

IV. Стадия «Рефлексия»(25 мин.)

- Мы познакомились с теорией страхования. Предлагаю использовать полученные знания для решения жизненной ситуации. Работаем в группах.  На стр. 168-170 учебника представлен Кейс «Страхование жизни» (Приложение 2), который требует вашего решения. А на стр. 171 есть вопросы, которые помогут вам лучше разобраться в страховых услугах. Обсудите их, предложите пути решения сложившейся ситуации.

Учитель контролирует обсуждения в группах, вносит коррективы в случае неверной информации.

- Вы обсудили вопросы, сформировали свою точку зрения относитель указанной ситуации. Чья точка зрения: Кирилла или Веры вам ближе? Аргументируйте свой ответ.

- А существуют ли другие способы решения поднятой в Кейсе проблемы? Давайте обсудим их достоинства и недостатки по сравнению со страхованием.

- Существует ли единственное правильное решение сложившейся ситуации.

 

Работа в группе с материалом кейса.

Обсуждение.

Представление своей точки зрения внутри группы.

Выработка единого мнения.

Представление его, аргументация

Предложение альтернативных путей решения ситуации

ЛР2

ПУД1

ПУД2

ПУД4

ПУД5

ПР3

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

- Какой у нас был главный вопрос урока?

- Можете ли вы теперь ответить на  него?

- А зачем нам с вами знать про страхование? Связаны ли ваши новые знания с уровнем вашей финансовой грамотности и общей культуры.

- К следующему уроку необходимо выучить основные понятия нашего урока и подготовиться к проверочной работе

- Спасибо за урок, мне было сегодня с вами интересно работать, надеюсь, что полученные знания сделают вашу жизнь безопаснее и комфортнее

Фронтально отвечают на вопросы

ЛР1

ПУД5

РУД2

РУД3

Приложение 1

«Понятийное колесо»

   

Приложение 2

Кейс «Страхование жизни»

В воскресенье Кирилл и Вера, как обычно, собирали детей на прогулку. Ване только что исполнилось три года, а Танечке было всего шесть месяцев. Вдруг раздался телефонный звонок. Звонил друг Кирилла, который только что вернулся с горнолыжного курорта. Его новости были нерадостными: в

первый же день он решил спуститься по «чёрной» трассе, упал, сломал ногу, руку и теперь вместо рассказов о красотах австрийских Альп может в подробностях описать лишь своё пребывание в больнице, ужасный перелёт на самолёте и невесёлую перспективу длительного больничного. Что будет с работой, вообще неизвестно: кто захочет полгода держать место для больного сотрудника, которому потом ещё понадобится время на реабилитацию?

Вечером, когда детей уложили спать, Кирилл с Верой стали обсуждать, как помочь другу. Пришли к выводу, что только деньгами. Особенно если будут проблемы с работой, а они, скорее всего, будут. И тогда Кирилл сказал жене: «Знаешь, ведь каждый из нас может оказаться на его месте. Да и вообще, все под Богом ходим! Мне кажется, что избавить семью от риска нищенского будущего может только страхование жизни. Если со мной что-то случится, вы получите денежную компенсацию. Не надо будет надеяться на помои; друзей. Я завтра же узнаю все подробности. Обсудим, какие условия нам подходят больше всего».

Вера не была готова к такому повороту событий. Ей казалось кощунством вообще говорить на эту тему, тем более обсуждать «подходящие условия» при потере кормильца. Это при живом-то муже!

У них была счастливая семья. Кирилл неплохо зарабатывал. Он был менеджером на крупной фирме, получал 80 000 рублей в месяц. Эта позволяло Вере пока не работать. Но расходов с двумя детьми была столько, что жили фактически от зарплаты до зарплаты. Вера ещёполтора года имела право на оплачиваемый декретный отпуск. Они пока не решила, стоит ли возвращаться на прежнюю работу. Ведь тогда придётся нанимать няню. Да и не хотелось Вере оставлять детей на чужих руках.

История с другом Кирилла заставила молодых родителей по-новому | взглянуть на семейный бюджет и подумать о необходимости создания резерва на чёрный день. Они решили, что могут ежемесячно откладывать по

8000 рублей, то есть 10% зарплаты Кирилла. Осталось понять, как выгоднее использовать эти деньги.

Кирилл был воодушевлён идеей страхования жизни. Он всегда был очень ответственным человеком. Ко всему относился серьёзно и старался планировать свою жизнь надолго вперёд. Это помогало ему в работе и должно было помочь принять правильное решение в данной ситуации.

Вера привыкла доверять мужу. Она не была сильна в финансах, но обладала хорошей житейской логикой, которая неизменно подсказывала ей, что лучше синица в руках, чем журавль в небе. Больше всего ей не нравилось то, что каждый год страховые деньги сгорают. Это она прекрасно знала по медицинскому страхованию.

Кирилл обратился в страховую компанию и выяснил, что максимальная страховая сумма, на которую он может рассчитывать, составляем его двойной годовой доход, то есть 1 920 000 рублей. Он нашёлстраховку всего за 1% от страховой суммы, то есть за 19 200 рублей в год.

«Заманчиво, но такой полис не покрывает всех рисков», — подумал

Кирилл. Если уж приобретать страховку, то с максимальным покрытием рисков. Но тогда полис обойдётся ему гораздо дороже — в 1.5%от страховой суммы, или 48 000 рублей в год. Но даже такая страховая премия составляет всего лишь половину тех денег, которые они решили откладывать. А в случае чего семья будет обеспечена как минимум на два года!

Вера в свою очередь тоже навела справки. Её подруга работала е страховой компании и утверждала, что никакой полис не no-сзывает все риски. За примером далеко ходить не надо. Друг Кирилла получил травму во время катания на горных лыжах, а это считается экстремальным видом спорта и не входит в перечень страховых случаев. Это было обидно, потому что Вера и Кирилл обожали кататься на сноуборде и ждали только, когда подрастут дети, чтобы можно было отправиться в горы. Теперь они будут всё время думать, как бы не упасть, и обязательно что-нибудь случится. Вера вообще всегда старалась не думать о плохом. Говорят же, что мысль материальна. Теперь она пойма

то Кирилл разобьётся на машине, упадёт с балкона, поскользнётся на улице и получит жуткие увечья, сгорит заживо в застрявшем лифте или попадёт в лапы к мафии. Фантазия, подкреплённая регулярным просмотром боевиков, заработала так, что довела бедную Веру до слёз.

Кириллу всё это казалось чушью. Приобретая страховку, он получал уверенность в судьбе своих близких. Конечно, он не собирался ни падать с балкона, ни связываться с мафией. Но случиться может всякое...

Было, правда, одно обстоятельство, которое ему не давало покоя страхование жизни не поможет в случае безработицы. А это достаточно вероятный и наиболее часто встречающийся вариант развития событий по сравнению со всеми страхами Веры. Не отказавшие: окончательно от покупки страхового полиса, Кирилл начал думать, что в этот раз Вера оказалась права. Она предложила забыть про страховку и откладывать на депозит по 8000 рублей в месяц: и деньги целы, и проценты капают.

Кроме всего прочего, Вера была уверена, что доверять страховым компаниям нельзя, что все они рано или поздно разорятся.

Кирилл, в свою очередь, не верил в депозит. Разве он поможет на-копить деньги, сравнимые со страховой суммой? Конечно нет!

Обсуждение финансового будущего семьи зашло в тупик.

Впервые в жизни Кирилл разочаровал Веру. Позиция мужа казалась ей неоправданно пассивной. Как будто он хотел спрятаться за эту страховку, вместо того чтобы как-то иначе решать вопрос материального благополучия семьи. Вера стала вспоминать разговор с подругой. Что-то она говорила о создании новых источников до ходов, о том, что надо вкладывать деньги, а не отдавать их страховым компаниям. И это несмотря на то, что подруга сама работала в страховой компании! Вера решила ещё раз с ней посоветоваться и потом поговорить с Кириллом.

Вопросы к кейсу:

  1. Какие аргументы за и против страхования жизни, приведенные в кейсе, кажутся вам наиболее важными
  2. Приведите дополнительные аргументы в пользу покупки полиса жизни.
  3. Приведите дополнительные аргументы против покупки полиса жизни.
  4. Предложите другие способы решения проблемы, проанализируйте их преимущества и недостатки по сравнению со страхованием жизни. Что вы посоветуете Кириллу и Вере: купить полис страхования жизни или выбрать другое решение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и технологическая карта урока в 7 классе (учебник Афанасьевой О.В. и Михеевой И.В.VI уровень)

План урока (повторение косвенной речи) и технологическая карта к нему....

Технологическая карта урока обществознания 8 класс "Экономика и ее роль в жизни общества"

Технологическая карта урока обществознания в 8 классе "Экономика и ее роль  в жизни общества"...

Технологическая карта урока Экономика по теме "Кредиты"

проведение урока Экономика (углубленный уровень) в 10 классах п теме "Кредиты" на основе технологии развивающего обучения с элементами группового сотрудничества...

Технологическая карта урока "Экономика и ее основные участники"

Методическая разработка урока по теме "Экономика и ее основные участники"...