Технологическая карта урока обществознания 11 класс тема Рыночные отношения в экономике
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Технологическая карта урока обществознания 11 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_tema_rynochnye_otnosheniya_v_ekonomike_11_klass.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока обществознания 11 класс | |||||||||
Тема урока | РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ЭКОНОМИКЕ | ||||||||
Тип урока | Изучение нового материала | ||||||||
Дата урока | |||||||||
Образовательные ресурсы | • Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. • Презентация “Рыночные отношения в экономике” [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zavuch.info/methodlib/164/65861 • Презентация “Обществоведческое эссе” [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/obshchestvovedcheskoe-esse | ||||||||
План урока | 1. Спрос и предложение. 2. Рыночные структура и инфраструктура. 3. Виды рынков. 4. Рыночные отношения в современной экономике. 5. Совершенная и несовершенная конкуренция. 6. Монополия. 7. Антимонопольное законодательство. 8. Современный рынок | ||||||||
Цели урока | Создать условия для формирования представлений о действии рыночного механизма регулирования экономики, его достоинствах и недостатках; показать роль и место фондового рынка в рыночных структурах; способствовать пониманию того, что в современных условиях в развитых странах существует “смешанная экономика”, в которой одновременно действуют невидимый рыночный механизм и государственное регулирование | ||||||||
Методы и формы обучения | Методы: частично-поисковый. Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа | ||||||||
Основные понятия | Традиционная, командная и рыночная экономика, спрос и предложение, фондовый рынок, биржа, монополия | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-комнетентностного опыта/приобретенная компетентность | ||||||||
Научатся: определять основные признаки свободного рынка, структуру и инфраструктуру рынка; чем рыночная экономика отличается от централизованной; объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; использовать приобретённые знания для решения практических жизненных проблем. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы урока | Время (мин) | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации совзаимодействия на уроке | Универсальные учебные действия (УУД) | Формы контроля | ||
I. Мотивация к учебной деятельности | 4 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и самостоятельно их формулируют | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | Записи в тетради | ||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме “Рыночные отношения в экономике” | Вопросы: - Рынок - это благо или зло? - Можно ли назвать российскую экономику рыночной? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос | ||
III. Изучение нового материала | 17 | 1. Презентация “Рыночные отношения в экономике”. 2. Работа с текстом учебника, с. 30, и школьным справочником. Заполнение таблицы “Экономические системы” (см. Приложение 1 на с. 13). 3. Мозговой штурм. Заполнение таблицы (см. Приложение 2 на с. 13). 4. Работа с текстом учебника, с. 30-39. 5. Работа с документом, с. 40-41. 6. Написание эссе по высказыванию Л. Эрхарда: “Наиболее эффективное средство для достижения и обеспечения благосостояния - конкуренция” | 1. Комментирует информацию презентации, отвечает на вопросы учащихся. 2. Знакомит с таблицей, организует самостоятельную работу по нахождению новой информации и заполнению таблицы. Обращает внимание на существование не только трёх указанных типов экономических систем, но и четвёртой - смешанной системы. Проводит обсуждение вопроса: - Почему же не прижилась рыночная экономика в чистом виде? 3. Делит учащихся на две группы, организует работу по определению положительных и негативных сторон рыночной экономики и командной экономики. 4. Организует самостоятельное изучение нового материала. 5. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу, с. 41. 6. Поясняет задание, напоминает об особенностях написания эссе (см. презентацию “Обществоведческое эссе”) | 1. Просматривают презентацию, делают записи в тетрадь. 2. Читают вступление к параграфу и справочник, находят различия экономических систем, характеризуют их. Заполняют таблицу, записывая признаки каждой из систем. 3. Проводят коллективное обсуждение, заполняют таблицу. 4. Знакомятся с материалами учебника, конспектируют его. 5. Знакомятся с документом, анализируют текст документа, отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение. 6. Пишут эссе. Зачитывают свои размышления по заданному высказыванию | 1. Индивидуальная. 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Групповая работа. 4. Индивидуальная работа. 5. Фронтальная работа. 6. Индивидуальная работа | Познавательные: определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления об экономических системах. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения. Личностные: оценивают собственную учебную деятельность; сравнивают свои знания с тем, что им предстоит узнать в процессе изучения курса; выполняют самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности | 1. Записи в тетради. 2. Письменная работа и устные ответы. 3. Письменная работа, устные ответы. 4. Письменная работа. 5. Устные ответы. 6. Письменная, творческая работа | ||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение заданий, с. 42 | Поясняет задания, выполняемые учащимися, организует дискуссию по вопросам учебника | Отвечают на вопросы, высказывают собственную точку зрения | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Задание в тетради | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: - Чем рыночная экономика отличается от плановой? - Перечислите основные признаки свободного рынка. - Какова структура и инфраструктура рынка? - Какую роль в экономике играет конкуренция? - Чем характеризуется современный рынок? | Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся за работу на уроке | ||
Домашнее задание | 2 | § 3, вопросы для самопроверки, с. 41-42 | Конкретизирует домашнее задание | Записывают домашнее задание | Индивидуальная | ||||
Приложение 1
Экономические системы
Типы экономических систем | Признаки |
1. Традиционная | |
2. Рыночная | |
3. Командная (плановая) | |
4. Смешанная |
Приложение 2
Рыночная и командная экономики: сравнение
Положительные стороны | Негативные стороны |
Рыночная экономика |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока обществознания на тему "Деятельность" (6 класс)
Урок: обществознания в 6 классе на тему "Деятельность" с применением технологии проблемно-диалогического обучения и ИКТ. В материале представлена технологическая карта урока и презентация....
Методическая разработка по обществознанию (9 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Правонарушения и юридическая ответственность».
Технологическая карта урока обществознания в 9 классе по теме "Правонарушения и юридическая ответственность" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятель...
Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"
Технологическая карта урока обществознания по теме "Роль государства в экономике"...
Методическая разработка по обществознанию (5 класс) на тему: Технологическая карта урока обществознания по теме: «Самообразование».
Технологическая карта урока обществознания в 5 классе по теме "Самообразоание" содержит:1) цель и планируемые результаты;2) этапы с указанием содержания деятельности учителя и учеников;3) ра...
Технологическая карта урока обществознания на тему "Собственность" 8 класс
Материал подготовлен к учебнику под ред. Л.Н.Боголюбова "Общесвознание 8 класс"...
Технологическая карта урока обществознания на тему "Экономика и ее основные участники" 7 класс
Знакомство учащихся с отдельными сторонами экономических отношений, формирование представления об экономике, как сфере жизни общества, ее основных проявлениях и участниках...
Технологическая карта урока обществознания на тему "Банковские услуги" 8 класс
Технологическая карта урока обществознания в 8 классе на тему "Банковские услуги".Образовательные ресурсы: учебник "Обществознание" Л. Н. Боголюбов, М.: - Просвещение, 2020 г., чек...