Сферы профессиональной деятельности
учебно-методический материал по экономике (8 класс)
характеристика основных видов профессиональной деятельности по Климову Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
материал для профессиональной ориентации | 20.03 КБ |
Предварительный просмотр:
СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда. Выделяются пять основных сфер профессиональной деятельности человека:
I. " Человек-природа ".
Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа "человек-природа".
Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек-природа" являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);
- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);
- проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).
Психологические требования профессий "человек-природа":
развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;
поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.
II. " Человек-техника ".
Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями "человек–техника".
Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек – техника" являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления, из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);
- эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);
- ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).
Психологические требования профессий "человек-техника":
- хорошая координация движений;
- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое (обратитесь к википедии) восприятие;
- развитое техническое и творческое мышление и воображение;
- умение переключать и концентрировать внимание;
- наблюдательность.
III. " Человек-знаковая система ".
Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа "человек – знаковая система". Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.
Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек - знаковая система" являются:
- тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);
- цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);
- чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);
- звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).
Психологические требования профессий "человек–знаковая система":
- хорошая оперативная и механическая память;
способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;
- хорошее распределение и переключение внимания;
- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;
- усидчивость, терпение;
- логическое мышление.
IV. " Человек-художественный образ ".
Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек–художественный образ" является художественный образ и способы его построения.
Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:
- создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);
- воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);
- размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).
Психологические требования профессий "человек-художественный образ":
- художественные способности;
- развитое зрительное восприятие;
- наблюдательность, зрительная память;
- наглядно-образное мышление;
- творческое воображение;
- знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.
V. " Человек-человек ".
Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек – человек" являются люди.
Специалистам в этой области приходится выполнять виды деятельности:
- воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);
- медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);
- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);
- информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);
- защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).
Психологические требования профессий "человек-человек":
- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;
- устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;
- доброжелательность, отзывчивость;
- выдержка;
- умение сдерживать эмоции;
- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;
- способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;
- способность владеть речью, мимикой, жестами;
- развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;
- умение убеждать людей;
- аккуратность, пунктуальность, собранность;
- знание психологии людей.
Задание:
Внимательно изучите материал и выпишите одну из пяти сфер деятельности (типов профессий) которая для вас наиболее предпочтительна для будущей карьеры, по форме: наименование сферы; предмет труда; виды деятельности; психологические требования, примеры профессий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности
Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности...
Сферы профессиональной деятельности
Практический материал по теме Сферы профессиональной деятельности" в разделе программы "Профессиональное самоопределение" 8 класс...
Сферы профессиональной деятельности социального педагога
Сферы профессиональной деятельности социального педагога...
Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.
В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...
Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфера профессиональной деятельности»
Цели:- Образовательная:- формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.- Развивающая:- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществ...
Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»
Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»...
Учебно-методический комплект - ОПЦ.0703 "Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности" по профессии Повар-кондитер
рабочая программа, контрольно-оценочные средства....