Сферы профессиональной деятельности
учебно-методический материал по экономике (8 класс)

Жарков Евгений Александрович

характеристика основных видов профессиональной деятельности по Климову Е.А.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СФЕРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практически каждый человек работает в определённых границах – у него всего одна отрасль труда. Именно в этом направлении он и продолжает развиваться. Виды профессиональной деятельности принято квалифицировать по предмету труда. Выделяются пять основных сфер профессиональной деятельности человека:

 

I. " Человек-природа ".

Если вы любите работать в саду, огороде, ухаживать за растениями, животными, любите предмет биологию, то ознакомьтесь с профессиями типа "человек-природа".

Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек-природа" являются: животные, условия их роста, жизни; растения, условия их произрастания.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

- изучать, исследовать, анализировать состояние, условия жизни растений или животных (агроном, микробиолог, зоотехник, гидробиолог, агрохимик, фитопатолог);

- выращивать растения, ухаживать за животными (лесовод, полевод, цветовод, овощевод, птицевод, животновод, садовод, пчеловод);

- проводить профилактику заболеваний растений и животных (ветеринар, врач карантинной службы).

Психологические требования профессий "человек-природа":

развитое воображение, наглядно-образное мышление, хорошая зрительная память, наблюдательность, способность предвидеть и оценивать изменчивые природные факторы;

поскольку результаты деятельности выявляются по прошествии довольно длительного времени, специалист должен обладать терпением, настойчивостью, должен быть готовым работать вне коллективов, иногда в трудных погодных условиях, в грязи и т.п.

 

II. " Человек-техника ".

Если вам нравятся лабораторные работы по физике, химии, электротехнике, если вы делаете модели, разбираетесь в бытовой технике, если вы хотите создавать, эксплуатировать или ремонтировать машины, механизмы, аппараты, станки, то ознакомьтесь с профессиями "человек–техника".

Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек – техника" являются: технические объекты (машины, механизмы); материалы, виды энергии.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

- создание, монтаж, сборка технических устройств (специалисты проектируют, конструируют технические системы, устройства, разрабатывают процессы их изготовления, из отдельных узлов, деталей собирают машины, механизмы, приборы, регулируют и налаживают их);

- эксплуатация технических устройств (специалисты работают на станках, управляют транспортом, автоматическими системами);

- ремонт технических устройств (специалисты выявляют, распознают неисправности технических систем, приборов, механизмов, ремонтируют, регулируют, налаживают их).

Психологические требования профессий "человек-техника":

- хорошая координация движений;

- точное зрительное, слуховое, вибрационное и кинестетическое (обратитесь к википедии) восприятие;

- развитое техническое и творческое мышление и воображение;

- умение переключать и концентрировать внимание;

- наблюдательность.

 

III. " Человек-знаковая система ".

Если вы любите выполнять вычисления, чертежи, схемы, вести картотеки, систематизировать различные сведения, если вы хотите заниматься программированием, экономикой или статистикой и т.п., то знакомьтесь с профессиями типа "человек – знаковая система". Большинство профессий этого типа связано с переработкой информации.

Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек - знаковая система" являются:

- тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, делопроизводитель, телеграфист, наборщик);

- цифры, формулы, таблицы (программист, оператор ЗВМ, экономист, бухгалтер, статистик);

- чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-технолог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

- звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий "человек–знаковая система":

- хорошая оперативная и механическая память;

способность к длительной концентрации внимания на отвлеченном (знаковом) материале;

- хорошее распределение и переключение внимания;

- точность восприятия, умение видеть то, что стоит за условными знаками;

- усидчивость, терпение;

- логическое мышление.

 

IV. " Человек-художественный образ ".

Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек–художественный образ" является художественный образ и способы его построения.

Специалистам в этой области приходится выполнять следующие виды деятельности:

- создание, проектирование художественных произведений (писатель, художник, композитор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

- воспроизведение, изготовление различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

- размножение художественных произведений в массовом производстве (мастер по росписи, шлифовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий "человек-художественный образ":

- художественные способности;

- развитое зрительное восприятие;

- наблюдательность, зрительная память;

- наглядно-образное мышление;

- творческое воображение;

- знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

 

V. " Человек-человек ".

Предметом труда для представителей большинства профессий типа "человек – человек" являются  люди.

Специалистам в этой области приходится выполнять виды деятельности:

- воспитание, обучение людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

- медицинское обслуживание (врач, фельдшер, медсестра, няня);

- бытовое обслуживание (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

- информационное обслуживание (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

- защита общества и государства (юрист, милиционер, инспектор, военнослужащий).

Психологические требования профессий "человек-человек":

- стремление к общению, умение легко вступать в контакт с незнакомыми людьми;

- устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми;

- доброжелательность, отзывчивость;

- выдержка;

- умение сдерживать эмоции;

- способность анализировать поведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимоотношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие;

- способность мысленно ставить себя на место другого человека, умение слушать, учитывать мнение другого человека;

- способность владеть речью, мимикой, жестами;

- развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми;

- умение убеждать людей;

- аккуратность, пунктуальность, собранность;

- знание психологии людей.

Задание:

Внимательно изучите материал и выпишите одну из пяти сфер деятельности (типов профессий) которая для вас наиболее предпочтительна для будущей карьеры, по форме: наименование сферы; предмет труда; виды деятельности; психологические требования, примеры профессий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности

Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности...

Сферы профессиональной деятельности

Практический материал по теме Сферы профессиональной деятельности" в разделе программы "Профессиональное самоопределение" 8 класс...

Сферы профессиональной деятельности социального педагога

Сферы профессиональной деятельности социального педагога...

Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.

В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...

Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфера профессиональной деятельности»

Цели:- Образовательная:- формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.- Развивающая:- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществ...

Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»

Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»...