Сферы профессиональной деятельности
методическая разработка по технологии (8 класс) на тему
Практический материал по теме Сферы профессиональной деятельности" в разделе программы "Профессиональное самоопределение" 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sfery_professionalnoy_deyatelnosti.docx | 67.22 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект урока по технологии в 8 классе
Раздел: «Современное производство и профессиональное образование».
Тема урока: «Сферы профессиональной деятельности».
Составила: учитель технологии Ткач Л.А.
Тип урока: комбинированный
Педагогические технологии: информационные
Цель: Ознакомление с принципом обоснованного выбора профессии, разумного планирования карьеры с учётом потребностей личностного самоопределения в условиях реального рынка труда.
Задачи:
Обучающая: обучить пониманию сущности сферы современного производства и ее составляющих, самостоятельности в выводах.
Сформировать умения для выбора оптимального варианта профессии с учётом личностных особенностей и требования рынка.
Развивающая: Развить навыки самостоятельного анализа и умения рационально выбирать профессию и планировать карьеру.
Расширить информацию о возможностях профессионального образования в современных условиях.
Воспитательная: воспитывать у обучающихся культуру работы с одноклассниками, общую культуру.
Методы: беседа, дискуссия.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
1.Организационный момент:
- проверка готовности к уроку.
- контроль посещаемости.
2. Изучение нового материала:
Сообщение теоретических сведений
3.Закрепление изученного материала:
Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана». «Мозговой штурм» - объединение исследований со стабильностью спроса на профессию. Анализ выбора.
4. Итог и оценка урока:
Дискуссия (Ответы на вопросы)
Критерии оценки.
Изложение нового материала
Выбор профессии – это ответственный этап в вашей жизни, связанный с определением направления профессионального обучения.
Мир профессий огромен, их насчитывается более 40 тысяч, причем ежегодно появляется около пятисот новых и столько же исчезает или видоизменяется.
Профессионально - квалификационное разделение труда (в его основе находится технологическое разделение труда) позволяет выделить профессию, специальность и квалификацию.
Слово "профессия" происходит от двух латинских слов: "professio" - официально указанное занятие, специальность и "profiteor" - Объявляю своим делом. Слово это, как, впрочем, и многие другие термины, многозначно.
Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня специальных знаний, практических навыков и может служить источников доходов.
Зачастую проблема выбора профессии возникает в жизни не один раз. Наиболее рано профессиональное самоопределение происходит в искусстве, наиболее поздно - в сфере политики и науке.
В каждом конкретном случае наименование профессии определяется характером и содержанием работы, применяемыми орудиями или предметами труда. Наряду с родовым понятием «профессия» существует видовое понятие «специальность».
Специальность -(лат. specialis – особенный) – это вид занятий в рамках одной профессии.
Например: Профессия — токарь. Специальности — токарь-затыловщик, токарь-карусельщик, токарь-полуавтоматчик, токарь-расточник, токарь-револьверщик. Профессия — машинист. Специальности — машинист паровых турбин, машинист пресса, машинист скрепера, машинист сцены и т. д.
Профессия — учитель. Специальности — учитель физики, математики, химии, начальных классов и др.
Квалификация (англ. quality — качество, в смысле степень проявления достоинств) — в некоторых областях этим термином называется либо процесс оценки уровня качества, либо сами предусмотренные уровни.
Важно не путать высокую квалификацию с высшим образованием, ведь его можно получить и при этом не стать специалистом высокой квалификации.
Требования, предъявляемые профессиями к человеку.
Когда молодой человек выбирает себе профессию, его интересует, чтобы его профессия пользовалась популярностью у работодателей не только сегодня, но и через 10-20 лет. Это называется стабильностью спроса на профессию.
Наряду с “вечными” профессиями – строитель, врач, учитель и т.п., актуальными становятся транспортная, химическая индустрия. Высокие технологии, связь, коммуникации создают новые профессии на стыке традиционных: управление экономикой, социальная сфера.
Одновременно для профессиональной успешности на современном этапе развития общества личностные качества, коммуникативные умения, мотивация человека на труд, готовность к непрерывному повышению своего профессионализма, к переменам приобретают большее значение, чем традиционно понимаемый объём знаний.
Показателем стабильности спроса на профессию является количество рабочих мест по той или иной специальности, имеющихся на разных предприятиях района и области. Достижение цели зависит от желания человека, целеустремленности и воли.
Основные факторы или условия выбора профессии являются аспектами обоснованного профессионального плана, в котором учтены интересы, способности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах.
Общая структура профессионального образования в области
Профессию можно получить в различного рода учебных заведениях в зависимости от того, какой уровень профессионального образования вы выбираете:
Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим.
Начальное профессиональное образование – представлено лицеями, профессионально-техническими училищами, которые дают рабочую специальность.
Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительного или творческого класса. Среднее профессиональное образование можно получить, имея основное общее, среднее (полное) общее или начальное профессионально образование.
При этом если человек уже имеет среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование, то получить среднее профессиональное он может по сокращенным ускоренным программам.
Высшее профессиональное образование представлено государственными и негосударственными ВУЗами.
Современное производство включает в себя две крупные сферы деятельности
Границы между отраслями материального и нематериального производства условны и относительны.
Их объединяет общее назначение – служить удовлетворению потребностей людей, накоплению и совершенствованию человеческого капитала. В тесной взаимосвязи они образуют целостную структуру народного хозяйства страны, которое как живой организм не стоит на месте, а постоянно развивается и меняется в настоящее время в более короткие промежутки времени.
Всё больше людей заняты в сфере нематериального производства за счёт развития научных разработок, высоких технологий, компьютерно-информационных и телекоммуникационных систем.
ОТРАСЛЬ - совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.
Окончательное решение о выборе профессии каждый человек принимает самостоятельно.
Ошибки при выборе профессии:
- следование чужим советам, выбор за компанию;
- выбор близлежащего ВУЗа или внешне привлекательной, престижной профессии;
- отсутствие существенной информации о профессии или специальности, незнание своих личных особенностей и особенностей характера и т.п.
3.Закрепление изученного материала:
Задание № 1.Выполнение и обработка теста «Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана».(20 минут)
Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.
- Итог урока. Дискуссия
Вопросы для дискуссии:
- Дайте определение понятиям: профессия, специальность, квалификация, отрасль.
- Какие сферы включает в себя современное производство?
- Как определить для себя сферу профессиональной деятельности, которая была бы полезна обществу и принесла бы вам материальное и духовное удовлетворение?
- Какие из отраслей развиваются наиболее динамично?
- Какие профессии и специальности будут востребованы к моменту вашего вступления в трудовую жизнь?
Критерии оценки:
1.Профессиональное грамотное решение проблемы-10б
2.Краткость и чёткость изложения теоретической части решения проблемы-10б.
3.Качество графической части оформления решения проблемы-10.
4.Этика ведения дискуссии-5б.
5.Быстрота выполнения задания-5б.
40б - 5 «отлично»
30б - 4 «хорошо»
20б - 3 «удовлетворительно»
10б - 2 «неудовлетворительно
Приложение 1.
Задание№1. « Диагностика профессиональных предпочтений и построение личного профессионального плана» (20 мин.).
Ниже попарно приведены различные профессии. В каждой паре профессий постарайтесь найти ту, которой вы отдаете предпочтение.
Например: из двух профессий — поэт или психолог — вы предпочитаете первую, тогда в листе ответов вы должны поставить знак «+» в графе 42 а).
Обработка результатов.
Для определения, к какому профессиональному типу Вы относитесь, необходимо посчитать количество ответов по каждому их шести типов. Максимальное число баллов показывает преобладание определенного типа личности по классификации Дж.Голланда: 1-й столбец - реалистический тип; 2-й столбец - интеллектуальный тип; 3-й столбец - социальный тип; 4-й столбец - конвенциальный тип; 5-й столбец — предприимчивый тип; 6-й столбец - артистический тип.
Возможно, по нескольким типам Вами будет набрано одинаковое количество баллов. В данном случае говорить о сформированной профессиональной направленности преждевременно.
Опросник Д.Голланда
la | Инженер-технолог | 16 | Конструктор |
2а | Завуч по внеклассной работе | 26 | Председатель профсоюзного комитета |
За | Дизайнер | 36 | Чертежник |
4а | Ученый-химик | 46 | Бухгалтер |
5а | Политический деятель | 56 | Писатель |
6а | Повар | 66 | Наборщик |
7а | Адвокат | 76 | Редактор научного журнала |
8а | Воспитатель | 86 | Художник по керамике |
9а | Вязальщик | 96 | Санитарный врач |
10а | Нотариус | 106 | Снабженец |
11а | Переводчик художественной литературы | 116 | Лингвист |
12а | Педиатр | 126 | Статистик |
13а | Заведующий магазином | 136 | Фотограф |
14а | Философ | 146 | Психиатр |
15а | Оператор ЭВМ | 156 | Карикатурист |
16а | Садовник | 166 | Метеоролог |
17а | Учитель | 176 | Командир отряда |
18а | Художник по металлу | 186 | Маляр |
19а | Гидролог | 196 | Ревизор |
20а | Заведующий хозяйством | 206 | Дирижер |
21а | Инженер-электронщик | 216 | Секретарь-машинистка |
22а | Главный зоотехник | 226 | Зоолог |
23а | Спортивный врач | 236 | Фельетонист |
24а | Водитель троллейбуса | 246 | Медсестра |
25а | Копировщик | 256 | Директор |
26а | Архитектор | 266 | Математик |
27а | Работник детской комнаты милиции | 276 | Счетовод |
28а | Председатель колхоза | 286 | Агроном-семеновод |
29а | Биолог | 296 | Офтальмолог |
ЗОа | Архивариус | 306 | Скульптор |
31а | Стенографист | 316 | Логопед |
32а | Экономист | 326 | Заведующий магазином |
ЗЗа | Научный работник музея | 336 | Консультант |
34а | Корректор | 346 | Критик |
ЗЗа | Радиооператор | 356 | Специалист по ядерной физике |
Зба | Врач | 366 | Дипломат |
37а | Актер | 376 | Телеоператор |
38а | Археолог | 386 | Эксперт |
39а | Закройщик-модельер | 396 | Декоратор |
40а | Часовой мастер | 406 | Монтажник |
41а | Режиссер | 416 | Ученый |
42а | Психолог | 426 | Поэт |
Бланк для ответов
Тип личности | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1а | 16 | 2а | 26 | За | |
36 | 4а | 46 | 5а | 56 | |
6а | 66 | 7а | |||
76 | 8а | 86 | |||
9а | 96 | 10а | 106 | На | |
116 | 12а | 126 | 13а | ||
136 | 14а | 146 | 15а | 156 | |
16а | 166 | 17а | 176 | 18а | |
186 | 19а | 196 | 20а | 206 | |
21а | 216 | 1 22^а | |||
226 | 23а | 236 | |||
24а | 246 | 25а | 256 | 26а | |
266 | 27а | 276 | 28а | ||
286 | 29а | 296 | ЗОа | 306 | |
31а | 316 | 32а | 326 | ||
ЗЗа | 336 | 34а | 346 | ||
35а | 356 | Зба | 366 | 37а | |
376 | 38а | 386 | 39а | 396 | |
40а | 406 | 41а | |||
416 | 42а | 426 |
Реалистический тип (R) – предпочитает реалистические карьеры, работу с какими-то конкретными объектами труда и механизмами более чем с людьми. Обладает механическими и инженерными способностями, любит работать с инструментами и машинами, получает удовлетворение от конкретных результатов своего труда. Управленческие навыки и навыки общения с людьми, как правило, низки. Испытывает трудности в выражении себя, донесения своих чувств и мыслей до других.
Исследовательский тип (I) – ориентирован на науку и научную активность. Обладает математическими и исследовательскими способностями. Получает больше удовлетворения от решения абстрактных проблем, чем перевода их в практическое действие. Предпочитает больше работать с идеями, чем с людьми и предметами. Не расположен к лидерству, избегает монотонных физических или иных действий. Не ощущает дискомфорта в ситуации неопределённости и не любит строго структурированную деятельность с множеством правил.
Артистический тип (А) – предпочитает работать в артистической среде, которая предлагает много возможностей для самовыражения через художественные средства. Проявляют незначительный интерес к проблемам, которые требуют серьезной организационной подготовки для их решения, или применения значительных усилий, предпочитая те, которые могут быть решены через самовыражение в артистической сфере. Наслаждается созданием творческих работ, имеет хорошее воображение, творческие способности.
Социальный тип (S) – предпочитает социальные карьеры, ориентирован на взаимодействие с людьми, любит помогать людям, решать их проблемы. Хорошо самовыражается и выражает себя с другими, любит внимание и ищет ситуации, позволяющие ему быть в центре внимания группы. Избегает деятельности, где нужны механические повторяющиеся действия.
Предпринимательский тип (Е) – деятельность, связанная с влиянием на людей, организация их на решение определённых задач. Обладают лидерскими и ораторскими речевыми способностями. Ориентированы на соперничество, часто демонстрируют словесную агрессию. Получают удовлетворение от возможности быть в центре внимания, событий, убеждать других в своей точке зрения. Высокие притязания на власть и материальное богатство. Весьма ценят лидерские и экономические способности, деловые качества, эстетически слабо развиты.
Традиционный тип (Е) – предпочитает работать с данными и сведениями, вести работу по переработке и систематизации информации. Склонен к порядку, стремится упорядочить и структурировать окружающую действительность. Избегает сфер деятельности, связанных с убеждением людей. Чувствует себя комфортно, принимая роль участника определенной структуры. Обладает счётными и конторскими способностями.
Приложение 2.
Задание№2. «Мозговой штурм»(5 мин.) Согласно выбранному профессиональному типу, укажите возможные варианты профессий и определите наиболее стабильную на рынке труда. Обоснуйте свой выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности
Контрольная работа 9 класс. Сферы профессиональной деятельности...
Сферы профессиональной деятельности социального педагога
Сферы профессиональной деятельности социального педагога...
Территориальная карта профориентационных ресурсов для проведения профессиональных проб и экскурсий, погружающих учащихся в различные сферы профессиональной деятельности.
В таблице представлены темы занятий, формы проведения экскурсий и профессиональных проб, целевые установки и планируемые образовательные результаты. Кроме того указаны объекты посещения и основные вид...
Конспект урока по технологии в 8 классе «Проектирование как сфера профессиональной деятельности»
Цели:- Образовательная:- формирование общего представления о проектной деятельности, этапах выполнения творческих проектов.- Развивающая:- развивать художественный вкус, умения самостоятельно осуществ...
Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»
Сферы профессиональной деятельности. Рынок труда и профессий Творческий проект «Интересная профессия»...
Учебно-методический комплект - ОПЦ.0703 "Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности" по профессии Повар-кондитер
рабочая программа, контрольно-оценочные средства....
Учебно-методический комплект - ОГСЭ.04 "Иностранный язык в сфере профессиональной деятельности" по профессии ТЭПТСДМиО
рабочая программа, контрольно-оценочные средства....