Рабочая программа «Домашняя экономика»
рабочая программа по экономике (5, 6 класс)

В числе требований к школьному образованию выделяются требования, связанные с формированием правовой культуры личности, основ экономики.

Современный этап общественного развития наглядно доказывает необходимость получения экономических знаний еще в школьном возрасте.

Дополнительная общеразвивающая программа «Домашняя экономика» направлена на формирование у детей элементарных представлений об экономике семьи.  Обучают детей по программе,  в познавательной и доступной форме вводя в увлекательный мир экономики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Николаевская СШ

Принята на заседании педагогического совета протокол №___                  от «___» __________            

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ

Николаевская СШ

______________И.Н.Тюрина

приказ №______ от _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

экономико-правового направления

«Домашняя экономика»

Срок реализации программы – 1 год

Возраст обучающихся: 11- 14 лет

                                                      Программу разработала:

                                                                           Кудрякова С.А.,

   педагог дополнительного

                                                                      образования

р. п. Николаевка, 2020 г.

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка.

В современных условиях развития социально-экономической, политической и технической среды человечество сталкивается с дефицитом знаний в экономической и правовой сферах. Не случайно в числе требований к школьному образованию выделяются требования, связанные с формированием правовой культуры личности, основ экономики.

Современный этап общественного развития наглядно доказывает необходимость получения экономических знаний еще в школьном возрасте.

Одной из важнейших задач педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.  Дополнительная общеразвивающая программа «Домашняя экономика» направлена на формирование у детей элементарных представлений об экономике семьи.  Обучают детей по программе,  в познавательной и доступной форме вводя в увлекательный мир экономики.

Настоящая программа разработана на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 273);
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Концепция развития дополнительного образования детей от  04.09.2014 № 1726;
  • Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 №09-3242. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
  • СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
  • Устав МОУ Николаевская СШ;
  • Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеразвивающей программы (локальный акт МОУ Николаевская СШ).

Программа «Домашняя экономика» направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности подростков, на их мотивацию к познанию, на приобщение к общечеловеческим ценностям.

 

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях и является частью воспитания общей культуры ребенка, т.к. семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджете страны и основой благосостояния всего государства.

Новизна программы – её  направленность на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде, формирование  ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительные особенности  программы:

а)  в двухслойном содержании образования, представляющем системное соединение содержания финансовой грамотности с одной стороны, и учебной проектной деятельности учеников, – с другой стороны;

б)  в модульном устройстве образовательной программы, позволяющем составлять различные конкретные варианты организации образовательной практики по типу «конструктора» в зависимости от педагогических задач и условий работы образовательной организации дополнительного образования детей

Адресат программы

Данная программа предназначена для учащихся  11- 14 лет, вне зависимости от пола, уровня подготовки, имеющихся знаний и умений.

Особенности организации образовательного процесса

Программа дополнительного образования может реализовываться в очно-дистанционном  формате. Количество обучающихся – не менее 15 человек.

Форма обучения – очная.

Данная форма обучения наиболее эффективна, так как обеспечивает  взаимодействие обучающихся с педагогом для более полного и содержательного освоения знаний и умений по данной программе.

Объем и сроки исполнения программы.

Курс адаптирован на 144 часа (2 занятия в неделю по 2 часа)  

Срок реализации программы 1 год. Продолжительность образовательного процесса 36 учебных недель.

Режим занятий.

Продолжительность занятий установлена на основании СанПин 2.4.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций». Продолжительность одного занятия - 30 минут, между занятиями 15-минутные перерывы. Занятия проводятся два раза в неделю, по 2 часа: первая часть занятия длится 30 минут онлайн, за которой следует перерыв (15 минут), вторая часть занятия также составляет 30 минут офлайн.

Сетевое взаимодействие .

Обучающиеся активно принимают участие  в викторинах, исследованиях, конкурсах, играх.

1.2   Цель и задачи программы

Цель программы: создание условий для формирования интереса к экономическим явлениям, а также знакомство с основными экономическими понятиями и представлениями, которые будут служить основой для воспитания таких качеств, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.

Цель достигается через решение следующих задач:

1. Образовательные:

- формировать представления о потребностях в экономических (жилище, еда, одежда) и духовных (общение, дружба, любовь, забота) благах;

- показать взаимосвязь жизненных событий с экономикой;

- актуализировать интерес детей к изучению основ экономики семьи.

2. Развивающие:

- развить память, наблюдательность, внимание, воображение, восприятие.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение делать выбор из постоянно возникающих возможностей;

- воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи);

- поощрять в детях желание трудиться, помогать своей семье;

- содействовать в ходе мероприятия, формированию устойчивого интереса к изучению основ экономики семьи.

Программа предусматривает сочетание различных форм и методов обучения: проигрывание житейских ситуаций,  деловые игры,  выполнение творческих заданий, беседы, обсуждения, исследования, викторины.

Программа ориентирована на следующие принципы обучения:

поддержание инициативы и развитие творческих способностей детей;

доступность предлагаемого к изучению материала;

сознательное усвоение знаний через применение их на практике.

1.3. Содержание программы дополнительного образования

Учебный план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов,

всего

1

Что нам нужно для жизни?

6

2

У кого много остатку, тот не боится недостатку.

14

3

Денежка без ног, но весь свет обойдет.

14

4

У всякого товара есть цена

14

5

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

17

6

Доход не живет без хлопот.

27

7

Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто.

34

8

Не деньги богатство — бережливость да разум.

4

Всего часов:

144

Календарный учебный график

п/п

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Раздел/  Тема занятия

Форма занятия

Форма контроля

Примеча-ние

1-3

Что нам нужно для жизни?

Потребности — это всё то, что требуется для жизни

комбиниро-ванное

входная  диагности-ка

4-5

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания

комбиниро-ванное

беседа

6

Дискуссия на тему: «Что я возьму с собой на необитаемый остров?».

диспут

практикум

7-8

У кого много остатку, тот не боится недостатку.

Экономика и наши потребности

комбиниро-ванное

тест

9-10

Я – потребитель. Я – производитель.

комбиниро-ванное

практикум

11-12

Какие бывают расходы?

комбиниро-ванное

подготовка к презента-ции

13-14

Спрос и предложение.  Рыночное равновесие.

подача нового материала

15-17

Товары и  услуги.  

комбиниро-ванное

тест

18

Экономическая викторина.

викторина

диагности-ка знаний

19-20

Почему важно развивать свою  финансовую грамотность?

комбиниро-ванное

беседа

21-23

Денежка без ног, но весь свет обойдет.

Как появились деньги. Монеты и купюры.

комбиниро-ванное

беседа

24-26

Что такое валюта?

комбиниро-ванное

беседа

27-28

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?

комбиниро-ванное

беседа

29-30

Игра-путешествие «История денег. Денежные единицы разных стран»

игра

игра

31-32

Современные деньга: наличные и безналичные.

подача но-вого материала

беседа

33-34

Что такое биржа?

подача но-вого материала

беседа

35

У всякого товара есть цена.

 Деньги — средство для оплаты товаров и услуг

подача но-вого материала

беседа

36-38

О чём может рассказать чек?

комбиниро-ванное

практикум

39-40

Практическая работа «От чего зависит цена товара»

исследование

презента-ция

41-43

Распродажи, лотереи, розыгрыши призов. Торговые уловки.

комбиниро-ванное

беседа

44-45

Торгово-экономическая викторина

викторина

диагности-ка знаний

46-48

Занимательные финансы

решение задач

решение задач

49-54

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

Свойства товаров и услуг. Правила обмена и возврата товаров

комбиниро-ванное

беседа

55-56

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Влияние рекламы на торговлю.

подача но-вого материала

беседа

57-60

Проект «Реклама продукта»

проект

защита проекта

61-63

Учимся грамотно покупать и разумно тратить.

комбиниро-ванное

беседа

64-65

Практическая работа «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

исследование

презента-ция

66-69

Без расчёта жить – себя губить.

Бюджет семьи.

комбиниро-ванное

практикум

70-73

Мини-проект «Расходы семьи»

проект

защита проекта

74-79

Семья и государство.

комбиниро-ванное

практикум

80-83

Доход не живет без хлопот.

Услуги финансовых организаций (кредитование).  

комбиниро-ванное

практикум

84-86

Услуги финансовых организаций (инвестирование).  

комбиниро-ванное

практикум

87-88

Ролевая игра «Мы - инвесторы»

ролевая игра

игра

89-92

Услуги финансовых организаций (страхование).

комбиниро-ванное

практикум

93-95

Практическая работа «Составление семейного и личного бюджета»

проект

защита проекта

96-99

Польза и риски банковских карт

комбиниро-ванное

беседа

100-101

Финансовое мошенничество.

подача но-вого материала

беседа

102-103

Что может происходить с деньгами?

подача но-вого материала

беседа

104-106

Решение экономических задач.

практикум

тест

107-109

Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто.

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная.

подача но-вого материала

беседа

110-115

Распределение обязанностей в семье. Экономия и бережливость.

комбиниро-ванное

практикум

116-118

Все работы хороши - выбирай на вкус. Рынок труда.

комбиниро-ванное

анализ таблиц, диаграмм

119-122

Безработица.

комбиниро-ванное

анализ таблиц, диаграмм

123-126

Что такое фирма? Предпринимательство и его виды.

комбиниро-ванное

практикум

127-129

Условия создания успешного бизнеса.

комбиниро-ванное

беседа

130-134

Как создать своё дело?

комбиниро-ванное

защита бизнес-плана

135-137

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

комбиниро-ванное

беседа

138-140

Решение экономических задач.

практикум

тест

141-142

Не деньги богатство — бережливость да разум.

Конкурс «Экономика для всех»

игра

тест

143-144

Деловая игра «Юные взрослые».

игра

защита проектов

Учебно-тематический план

 

Тема

Кол-во часов

Всего

Тео-рия

Прак-тика

I

Что нам нужно для жизни?

6

3

3

1.1.

Потребности — это всё то, что требуется для жизни

2

1

1.2.

Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания

1

1

1.3.

Дискуссия на тему: «Что я возьму с собой на необитаемый остров?».

1

II

У кого много остатку, тот не боится недостатку. 

14

8

6

2.1

Экономика и наши потребности

1

1

2.2

Я – потребитель. Я – производитель.

1

1

2.3

Какие бывают расходы?

1

1

2.4

Спрос и предложение.  Рыночное равновесие.

2

2.5

Товары и  услуги.  

2

1

2.6

Экономическая викторина.

1

2.7

Почему важно развивать свою  финансовую грамотность?

1

1

III

Денежка без ног, но весь свет обойдет.

14

9

5

3.1.

Как появились деньги. Монеты и купюры.

2

1

3.2.

Что такое валюта?

2

1

3.3

Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте?

1

1

3.4

Игра-путешествие «История денег. Денежные единицы разных стран»

2

3.5

Современные деньга: наличные и безналичные.

2

3.6

Что такое биржа?

2

IV

У всякого товара есть цена

14

4

10

4.1.

Деньги — средство для оплаты товаров и услуг

1

4.2.

О чём может рассказать чек?

1

2

4.3.

Практическая работа  «От чего зависит цена товара»

2

4.4

Распродажи, лотереи, розыгрыши призов. Торговые уловки.

2

1

4.5

Торгово-экономическая викторина

2

4.6

Занимательные финансы

3

V

Что нужно знать, чтобы товары покупать?

17

8

9

5.1

Свойства товаров и услуг. Правила обмена и возврата товаров

4

2

5.2

Реклама как источник информации о различных товарах и услугах. Влияние рекламы на торговлю.

2

5.3

Проект «Реклама продукта»

4

5.4

Учимся грамотно покупать и разумно тратить.

2

1

5.5

Практическая работа «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»

2

VI

Без расчёта жить – себя губить.

14

7

      7

6.1

Бюджет семьи.

3

1

6.2

Мини-проект «Расходы семьи»

4

6.3

Семья и государство.

4

2

VII

Доход не живет без хлопот.

27

15

12

7.1

Услуги финансовых организаций (кредитование).  

3

1

7.2

Услуги финансовых организаций (инвестирование).  

2

1

7.3

Ролевая игра «Мы - инвесторы»

2

7.4

Услуги финансовых организаций (страхование).

3

1

7.5

Практическая работа «Составление семейного и личного бюджета»

1

2

7.6

Польза и риски банковских карт

2

2

7.7

Финансовое мошенничество.

2

7.8

Что может происходить с деньгами?

2

7.9

Решение экономических задач.

3

VIII

Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто.

34

20

14

8.1

Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная.

3

8.2

Распределение обязанностей в семье. Экономия и бережливость.

3

3

8.3

Все работы хороши - выбирай на вкус. Рынок труда.

2

1

8.4

Безработица.

3

1

8.5

Что такое фирма? Предпринимательство и его виды.

3

1

8.6

Условия создания успешного бизнеса.

2

1

8.7

Как создать своё дело?

2

3

8.8

Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления

2

1

8.9

Решение экономических задач.

3

IX

Не деньги богатство — бережливость да разум.

4

0

4

9.1

Конкурс «Экономика для всех»

2

9.2

Деловая игра «Юные взрослые».

2

Всего

144

74

70

Содержание учебно – тематического плана программы

Что нам нужно для жизни (6 ч)

Теория. Инструктаж по технике безопасности. Цель: Формировать знания и представления учащихся о правилах занятий, подвижных игр, о правилах безопасного поведения. Потребности. Формирование потребностей. Иерархия потребностей, «пирамиды потребностей» известного американского социолога А. Маслоу.  Желания как первый шаг появления культурных потребностей, усилия человека, направленные на их достижение. Безграничность человеческих желаний и невозможность исполнить все желания. Желания (потребности) членов семьи, которые удовлетворяются в первую очередь. Ценность желаний, направленных на других людей (из таких желаний рождаются открытия и изобретения).

Практическая и игровая деятельность:

- дискуссия на тему «Что я возьму с собой на необитаемый остров»

У кого много остатку, тот не боится недостатку (14 ч)

Теория. Экономика. Рыночная экономика. Потребитель, производство, производитель – понятия. Формы, этапы производства. Знакомство с профессиями.

Товары и услуги. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги.

Коммунальные услуги.  Важность школы и образовательных услуг в жизни человека. Какие мечты и желания человека помогает исполнить образование.  Спрос и предложение. Зависимость спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Практическая и игровая деятельность: экономическая викторина; дискуссия.

Денежка без ног, но весь свет обойдет (14 ч)

Теория . Натуральное хозяйство.  Необходимость обмена. Бартер. Как появились деньги. металлические деньги. Две стороны монет: аверс - лицевая сторона монеты, реверс- оборотная. Купюры - бумажные деньги. Рубли и копейки - деньги России. Валюта - иностранные деньги. Доллар - валюта США, евро - валюта стран Евросоюза. Курс валюты показывает, сколько рублей стоит доллар, евро.  Сбережения. Наличный и безналичный расчёт. Биржа.

Практическая и игровая деятельность:

- рисование денег страны Экономики;

- игра-путешествие «История денег. Денежные единицы разных стран»

У всякого товара есть цена (14 ч)

Теория. Деньги - средство для оплаты товаров и услуг. Цена товара показывает, сколько денег нужно заплатить, чтобы товар приобрести. Сдача - это разница между деньгами, которыми расплатился покупатель, и ценой купленного товара. Как расплачиваться на кассе.  Чек товара. Торговые уловки.

Практическая и игровая деятельность:

- торгово-экономическая викторина

- игра «Магазин» и другие сюжетно-ролевые игры на тему предприятий сферы услуг.

Что нужно знать, чтобы товары покупать? (17 ч)

Теория. Свойства товаров: цена и качество. Зависимость цены от качества товара, от затрат на его производство, доставку. Права потребителя.  Реклама как источник информации о различных товарах и услугах.  Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка. Выбор товара в зависимости от его цены и качества, от его необходимости для удовлетворения потребностей семьи или её членов.

Практическая, игровая и исследовательская деятельность:

- создание проекта «Реклама продукта»;

- исследования: «От чего зависит цена молока», «От чего зависит цена табурета», «Цена и качество товара в различных магазинах», «Где выгоднее покупать», «О чём нам говорит реклама: правда и вымысел»;.

Без расчёта жить – себя губить  (14 ч)

Теория. Доходы семьи . Заработная плата, пенсия, стипендия, пособие. Расходы семьи. Бюджет семьи. Виды семейного бюджета: сбалансированный,  профицитный и дефицитный. Учёт доходов и расходов.  Взаимосвязь между государством и семьёй. Что такое налоги и почему их надо платить.

Практическая и игровая деятельность:  составление семейного бюджета, составление личного бюджета; упражнение «Какие налоги платим мы»; экскурсия в отделение сбербанка.

Доход не живет без хлопот (27)

Теория. Финансовые организации.  Банк как место сбережения и накопления денег. Депозит.

Кредит. Расчёт кредита. Процентная ставка. Залог.  Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Страхование.  Банковские карты. Кэшбэк.  Инфляция.

Практическая и игровая деятельность: ролевая игра «Мы - инвесторы»;  решение и анализ  экономических  задач, диаграмм, таблиц.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме — пусто (34 ч)

Теория. Семейное хозяйство. Собственность личная и семейная. Потребности семьи. Распределение обязанностей в семье. Вклад каждого члена семьи в домашнее хозяйство. Экономия и бережливость.  Способы экономии.  Понятие предпринимательства. Кто такой предприниматель. Права и обязанности предпринимателя.  Выбор сферы своей деятельности (сегмент рынка). Ориентация  на вид товара, его ассортимент, номенклатуру, категорию потребителей.. Планирование бизнеса  Аукцион экономических знаний.

Практика. Мои бизнес-идеи. Что можно посоветовать Мише для расширения бизнеса.

Не деньги богатство — бережливость да разум (4ч)

Практическая и игровая деятельность: деловая  игра «Мы - инвесторы»;  решение и анализ  экономических  задач, диаграмм, таблиц.

1.4. Планируемые  результаты

Мониторинг результатов обучения учащегося – оценка индивидуального прогресса учащегося через уровень успешности освоения дополнительной общеразвивающей программы, развития личностных качеств и уровень социализации на конкретном временном этапе учебно-воспитательного процесса. Значение мониторинга:

- систематическое отслеживания уровня предметных и метапредметных знаний, умений  навыков, личностных качеств, социализации учащихся;

- обеспечение информационной открытости, долгосрочности и объективности контроля;

- усовершенствование образовательного процесса на основе результатов мониторинга.

С целью развития у учащихся умений и навыков самоанализа и адекватной самооценки, результаты учебной деятельности демонстрируются на открытых итоговых занятиях, которые проводятся в виде презентации работ.

В результате освоения программы учащийся должен знать:

- некоторые элементарные базовые экономические понятия;

- принципы формирование семейного бюджета;

уметь:

- формировать свои основные потребности;

- объяснять некоторые доступные для этого возраста экономические взаимосвязи, складывающиеся в непосредственном окружении учащихся;

- наблюдать и объяснять события своей повседневной жизни с экономической точки зрения;

- приводить примеры распределения обязанностей в семье и объяснять выгоды, получаемые от распределения обязанностей.

Ожидаемыми результатами реализации данной программы будут являться:

- приобретение и практическое использование знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства;

- приобретение уверенности в будущем жизнеустройстве;

- искоренение иждивенческих наклонностей;

- расширение круга социальных коммуникаций;

-  приобретение умения адекватно оценивать результаты труда.

Оценка результатов освоения программы производится в форме включенного педагогического наблюдения на занятиях.

Подведение итогов программы производится в форме игры-конкурса «Mini Boss» и коллективного обсуждения «Чему мы научились», которые проходят в конце смены.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1 Условия реализации программы.

Преобладающая форма занятий – групповая.

Тип занятий - учебно-тренировочный.

Формы обучения детей по программе очень разнообразны. Это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные формы: особенно эффективны видео-уроки по экономическим знаниям и задачи по основам экономики.          

В программе предлагаются следующие формы работы:

групповые практические занятия;

теоретическое осмысление элементарных основ экономики;

игровые занятия;

индивидуальные занятия.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:

1. Словесный метод: рассказ, беседа, обсуждение;  инструктирование;

словесные оценки (работы в подгруппах, тренировочные и зачетные работы).

2. Метод наглядности: наглядные пособия и иллюстрации.

3. Практический метод: тренировочные упражнения;  практические работы.

4. Объяснительно-иллюстративный: сообщение готовой информации.
5. Частично-поисковый метод: выполнение частичных заданий для достижения главной цели.

6. Метод индивидуальных проектов: поиск новых приемов работы с материалом.


2.2. Условия реализации программы

Одним из важнейших условий реализации образовательной программы является материально-техническое обеспечение,  которое должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям и включать в себя необходимое оборудование, инструменты и материалы. Ученик должен иметь возможность изучать курс дополнительного образования в дистанционном формате

Кадровое обеспечение. Программу реализует педагог дополнительного образования Кудрякова Светлана Алексеевна, имеющая высшее педагогическое  образование  

2.3 Формы аттестации

Работа по данной программе предполагает без отметочную систему учета успеваемости. Отслеживание качества и результативности образовательно-воспитательного процесса осуществляется в два этапа:

входной и итоговой диагностики.

Для фиксации достижений предполагается использование диагностической карты.

Диагностические средства: собеседование, опрос, тест, диалог.

Мониторинг достижений учащихся должен включать в себя комплекс процедур, способствующих выявлению уровня готовности к тому или иному виду образовательной деятельности, а также систему замеров, достигнутого уровня, производимых с целью корректировки разницы между реальным и запланированным уровнем.

2.4 Оценочные материалы.

Результативность обучения проверяется в формах текущего контроля и на итоговых занятиях после изучения той или иной темы.

Постоянное участие всех учеников в учебном процессе. Критерии оценки:

1) Стартовая: - результаты первичной диагностики ЗУН;

2) Промежуточная: - мониторинг освоения знаний, умений и навыков; - наблюдения результатов практических занятий;

3) Итоговая: -  презентация творческого проекта.

2.5 Информационно-методическое обеспечение

Занятия  проходят в каникулярное  время, в неофициальной обстановке.

В ходе занятий предусмотрены различные формы работы с обучающимися: беседа, диспут, лекция, практическое занятие, ролевая игра, дебаты, тренинги, работа со справочной литературой, словарями.

Занятия построены так, чтобы каждый участник мог реализоваться, повысить свою инициативность, активность. Разнообразие позволяет поддерживать интерес детей. Большое значение  в реализации программы имеют групповые формы работы:

-тренинговые занятия, направленные на освоение и развитие навыков, необходимых для успешного взаимодействия;

-игры (ситуативные, ролевые, деловые), позволяющие моделировать деятельность партнеров в определенной ситуации;

Диагностика проходит на каждом занятии, что позволяет изучить, выявить уровень сформированности личностных и коллективных качеств, своевременно корректировать работу. Для диагностики используются формы:

-тестирование;

-анкетирование;

-опрос;

-наблюдение

На вводном занятии проводится анкетирование. На выходе участники могут обрести целостную, смысловую картину современного мира и осознать ценность своего я в этом мире. Познать и проявить собственную индивидуальность.

Итогом усвоения программного материала детьми, является презентация в формате КТД.

Средства обеспечения освоения дисциплины:
Таблицы, рисунки, учебные фильмы.

3. Список литературы

3.1. Список литературы для педагога:

1. Кнышова, Л.В. Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом / Л.В. Кнышова, О.И. Меньшикова, Т.Л. Попова. – М. : Педагогика-Пресс, 1996. – 125 с.

2. Новожилова, Н.В. Экономика: моя семья: Учебное пособие для 5 класса. / Н.В. Новожилова – М. : Вита-пресс, 2009. – 128 с.

3. Протасова, Е.Ю. Что почём? Экономика для малышей. / Е.Ю. Протасова. – М. : Карапуз, 2002.- 19 с.

4. Репина, Н.А. Чуродейство, или Экономика в картинках: Аудиоуроки для детей от 9 лет и старше: Учебно-методическое пособие, развлекательно-познавательные уроки для младших школьников, их учителей и родителей. [Электронный ресурс] / Евгений и Надежда Репины. Терминомика. - Режим доступа: http://www.terminomika.ru/data/library/authors/e_v_kart.html

5. Сасова, И.А. Методическое пособие по курсу «Экономика семьи» / И.А. Сасова, Е.Н. Землянская, Н.В. Новожилова - М. : Вита-пресс, 2012. – 64 с.

3.2. Интернет-источники

https://www.rbc.ru — информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг».

https://ria.ru — информационное агентство «РИА Новости».

www.7budget.ru — сайт журнала «Семейный бюджет».

www.banki.ru — сайт «Финансовый информационный портал».

www.bs-life.ru — портал «Деловая жизнь».

www.casemethod.ru — сайт, посвященный методике ситуационного обучения с использованием кейсов.

www.cbr.ru — Центральный банк Российской Федерации.

www.finagram.com — портал финансовой грамотности.

www.fin-site.ru — портал «Финансы и бизнес для начинающих предпринимателей».

www.fmc.hse.ru — Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования.

www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики.

www.kcbux.ru — портал «Краткий справочник бухгалтера».

www.kolesovgb.ru — сайт «Школа жизни. Пенсионное и финансовое планирование жизни».

www.koshelek.org — портал «Семейный бюджет».

www.muzey-factov.ru — сайт «Интересные факты обо всём на свете. Музей фактов».

www.o-strahovanie.ru — сайт «Всё о страховании».

www.rasxodam.net — сайт об экономии денег в повседневной жизни.

www.smb.gov.ru — портал малого и среднего предпринимательства.

www.subsidii.net — портал «Всё о пособиях».

www.taxru.com — сайт «Налоги России».

www.zarplata-i-rabota.ru — сайт журнала «Работа и зарплата».

www.znanium.com — электронная библиотечная система Znanium.com

вашифинансы.рф — проект Минфина России «Дружи с финансами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа,домашнее обучение.5 кл.,математика,Мордкович

Основные особенности этой рабочей программы в 5 классеПрограмма рассчитана в 5 классе - на 7 часов в неделю, 245 часов за учебный год; однако, согласно учебному плану, программа сокращена за сче...

Рабочая программа. Домашнее обучение. Изобразительное искусство 8 класс

Рабочая программа по изобразительному искусству разработана для работы с учениками находящимися на домашнем обучении....

рабочие программы Домашнее обучение 1 час в неделю. 7,8,9,10,11 классы

программы с учетом: 1 час самостоятельного изучения -34 часа, 1час консультаций-34 часа...

Рабочая программа домашнего обучения 8 класс Spotlight

Рабочая программа домашнего обучения 8 класс Spotlight...

Рабочая программа домашнего обучения 7 класс Spotlight

Рабочая программа домашнего обучения 7 класс Spotlight...