Рабочая программа по основам финансовой грамотности для 5 - 9 классов
рабочая программа по экономике
Рабочая программа внеурочное деятельности для специальных (коррекционых) школ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost.docx | 270.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г..
- СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденным постановлением Главного
- государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 года №26;
- Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15.04.2011 № 75-37-0541/11
Методическое письмо «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся вспомогательных школ» от 13 августа 1981 года №241-М//Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. – 1982. - №4. – с.17 – 23
- Примерный учебный план образовательных организаций РФ, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего, основного общего образования для обучающихся с легкой умственной отсталостью.
- Адаптированная основная образовательная программа ГОКУ «Специальная (коррекционная) школа-интернат № 6 г. Нижнеудинска» на 2015/2024 учебный год.
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения. Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами. Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью. Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, школах – интернатах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса. Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов, школ - интернатов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи. В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр. Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Цель:
- формирование основ финансовой грамотности среди учащихся посредством освоения базовых финансово-экономических понятий, отражающих важнейшие сферы финансовых отношений, а также умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
Задачи:
- удовлетворение познавательных потребностей обучающихся в области финансов, формирование активной жизненной позиции, основанной на приобретённых знаниях, умениях и способах финансово грамотного поведения;
- приобретение опыта в сфере финансовых отношений в семье; применение полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи; развитие собственной финансовой грамотности и выработка экономически грамотного поведения, а также способов поиска и изучения информации в этой области;
- воспитание интереса учащихся к дальнейшему получению знаний в сфере финансовой грамотности, к учебно-исследовательской и проектной деятельности в области экономики семьи.
Место курса в учебном плане
Настоящая программа по изучению учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в 5 - 9 классах составлена на 34 часов в соответствии с учебным планом школы, является программой начального уровня обучения.
Планируемые результаты обучения
Личностные:
– понимание, откуда берутся деньги;
– умение:
· различать краткосрочные и долгосрочные потребности,
· определять приоритетные траты и понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
– осознание личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
– понимание необходимости получения достойного образования как способа преуспеть в жизни; – уяснение своих прав и обязанностей в сфере финансов.
Интеллектуальные (метапредметные):
— владение умением решать практические финансовые задачи:
· анализировать практическую ситуацию в сфере финансов;
· ставить цели финансовой деятельности;
· планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы;
· оценивать альтернативные способы достижения целей;
— владение коммуникативными компетенциями:
· вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
· анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
– владение умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заёмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, потребителя страховых услуг и др.);
– владение умением осуществлять рефлексию своей учебной и практической деятельности.
Предметные:
– владение базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, финансовый риск, финансовое мошенничество);
– владение знаниями (правилами поведения) в определённых финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба и др.);
– понимание принципов функционирования финансовой системы России.
Содержание курса
Особенностью содержания курса «Финансовая грамотность» является то, что оно имеет как предметную, так и метапредметную, т. е. деятельностную, составляющую. Предметное содержание охватывает базовые понятия сферы финансов и предметные умения (например, как выбрать подходящий тип договора с банком). Метапредметное содержание охватывает метапредметные умения, т. е. такие умения, которые используются для решения не только конкретной узкой задачи, но и класса подобных задач, решаемых в других условиях (например, умение планировать достижение целей). Поэтому в перечне дидактических единиц, т. е. того, что осваивают учащиеся в каждом блок-модуле, содержится перечень понятий и знаний, а также характеристика деятельности, осуществляемой на данных занятиях. Каждая тема имеет содержательно законченный вид. Темы изучаются отдельно. В тематическом плане они представлены в определённой последовательности. Но учитель может преподавать их и в другом порядке или давать не все темы. Всё зависит от времени, которым располагает учитель. В тематическом плане указано количество аудиторных часов, необходимое для освоения данной темы, а также формы занятий, в которых может осуществляться обучение.
Календарно – тематический план финансовая грамотность
5 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | Что такое финансовая грамотность | 1 | |
2 | Как появились деньги и какими они бывают | 11 | |
2.1 | Как появились деньги | 1 | |
2.2 | Какие бывают деньги | 1 | |
2.3 | История монет | 1 | |
2.4 | Бумажные деньги | 1 | |
2.5 | История российских денег | 1 | |
2.6 | Безналичные деньги и платежи | 1 | |
2.7 | Банки, банкоматы и банковские карты | 1 | |
2.8 | Что такое валюта? | 1 | |
2.9 | Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок | 1 | |
2.10 | Как правильно тратить деньги? | 1 | |
2.11 | Викторина по теме «Деньги» | 1 | |
3 | Из чего складываются доходы в семье | 11 | |
3.1 | Откуда в семье берутся деньги | 1 | |
3.3 | На что семья тратит деньги (что такое расходы) | 1 | |
3.4 | Важные расходы. Вредные покупки. | 1 | |
3.5 | Почему семьям часто не хватает денег на жизнь и как этого избежать | 1 | |
3.6 | Как планировать семейный бюджет | 1 | |
3.7 | Правила составления семейного бюджета | 1 | |
3.8 | Учимся составлять семейный бюджет | 1 | |
3.9 | Зачем семье делать сбережения. | 1 | |
3.10 | Карманные деньги. Как ими распоряжаться. | 1 | |
3.11 | Попрошайничество, как низкий способ приобретения денег. | 1 | |
3.12 | Воровство, как преступный способ добывания денег. | 1 | |
4 | Потребности | 4 | |
4.1 | Что такое потребности? | 1 | |
4.2 | Что необходимо человеку? | 1 | |
4.3 | Потребности семьи | 1 | |
4.4 | Что мне нужно? | 1 | |
5 | Труд | 3 | |
5.1 | Почему все взрослые работают? | 1 | |
5.2 | Путешествие в Страну профессий | 1 | |
5.3 | Всякому делу учиться надо | 1 | |
6 | На что тратятся деньги | 4 | |
6.1 | Обмен денег на товары и услуги | 1 | |
6.2 | Расходы. Продукты. Коммунальные услуги. | 1 | |
6.3 | Обязательные и необязательные расходы. | 1 | |
6.4 | Аукцион знаний, или «Как накопить на любимую игрушку» | 2 | |
Всего часов | 34 |
6 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | Введение в курс «Финансовая грамотность» | 4 | |
1.1 | Почему важно развивать свою финансовую грамотность | 1 | |
1.2 | От чего зависит благосостояние семьи | 1 | |
1.3 | Учимся оценивать финансовое поведение людей | 1 | |
1.4 | Учимся оценивать своё финансовое поведение | 1 | |
2 | Доходы и расходы семьи | 9 | |
2.1 | Деньги: что это такое | 1 | |
2.2 | Из чего складываются доходы семьи | 1 | |
2.3 | Учимся считать семейные доходы | 1 | |
2.4 | Исследуем доходы семьи | 1 | |
2.5 | Как стать экономным | 1 | |
2.6 | Наследство. Выигрыш в лотерею. Клад. | 1 | |
2.7 | Как появляются расходы семьи | 1 | |
2.8 | Учимся считать семейные расходы | 1 | |
2.9 | Как сформировать семейный бюджет | 1 | |
3 | Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься | 6 | |
3.1 | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 1 | |
3.2 | Что такое страхование и для чего оно необходимо | 1 | |
3.3 | Что и как можно страховать | 1 | |
3.4 | Ролевая игра «Страхование» | 1 | |
3.5 | Как определить надёжность страховых компаний | 1 | |
3.6 | Как работает страховая компания | 1 | |
4 | Банки и их роль в жизни семьи | 4 | |
4.1 | Что такое банк и чем он может быть вам полезен | 1 | |
4.2 | Польза и риски банковских карт | 1 | |
4.3 | Попрошайничество, как низкий способ приобретения денег. | 1 | |
4.4 | Воровство, как преступный способ добывания денег. | 1 | |
5 | Товар | 6 | |
4.1 | Что такое товар? | 1 | |
4.2 | Откуда берутся товары в магазине? | 1 | |
4.3 | Что такое стоимость товара? | 1 | |
4.4 | Обмен и покупка товаров | 1 | |
4.5 | Что такое цена? | 1 | |
4.6 | Ярмарка | 1 | |
6 | Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата | 5 | |
6.1 | Что такое налоги и почему их нужно платить | 1 | |
6.2 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | |
6.3 | Как платить налоги | 1 | |
6.4 | Какова ответственность за неуплату налогов | 1 | |
6.5 | Решение практических задач и тестов | 2 | |
Всего часов | 34 |
7 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | «Азбука финансов» (вводное занятие) | 1 | |
2 | Источники денежных средств семьи | 4 | |
2.1 | Структура доходов семьи | 1 | |
2.2 | Зарплата как источник дохода | 1 | |
2.3 | Роль профсоюзов в борьбе наёмных работников за более выгодные условия труда | 1 | |
2.4 | Безработица: почему она возникает и какой бывает. Как получить пособие по безработице и кому оно полагается в России | 1 | |
3 | Контроль семейных расходов | 2 | |
3.1 | Структура семейных расходов | ||
3.2 | Контроль семейных расходов | 1 | |
4 | Построение семейного бюджета | 2 | |
4.1 | Что такое семейный бюджет | 1 | |
4.2 | Составление, исполнение и анализ семейного бюджета | 1 | |
5 | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | |
5.1 | Ценные бумаги и их виды. Законодательство о ценных бумагах. Отличие акций от облигаций | 1 | |
5.2 | Финансовые организации, предоставляющие услуги гражданам | 1 | |
6 | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния семьи | 2 | |
6.1 | Как составить финансовый план семьи – семейный бюджет | 1 | |
6.2 | Исполнение финансового плана семьи | 1 | |
7 | Риски в мире денег | 3 | |
7.1 | Что такое финансовое мошенничество | 1 | |
7.2 | Фальшивые деньги | 1 | |
7.3 | Финансовые риски при расчётах за товары и услуги | 1 | |
8 | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 3 | |
8.1 | Что такое пенсия | 1 | |
8.2 | Пенсионное законодательство Российской Федерации. Как определить размер будущей пенсии | 1 | |
8.3 | Возможности для увеличения размера будущей пенсии | 1 | |
9 | Банки и их роль в жизни семьи | 5 | |
9.1 | Банки и их функции | 1 | |
9.2 | Договор банковского вклада и банковского счёта | 1 | |
9.3 | Банковский вклад | 1 | |
9.4 | Банковский кредит и условия его предоставления | 1 | |
9.5 | Договор займа, заключённый гражданами | 1 | |
10 | Собственный бизнес | 6 | |
10.1 | Что такое предпринимательская деятельность | 1 | |
10.2 | Ответственность за незаконное предпринимательство | 1 | |
10.3 | Формы организации своего бизнеса. Разница между своей организацией и регистрацией в качестве индивидуального предпринимателя | 1 | |
10.4 | Создание юридического лица и государственная регистрация | 1 | |
10.5 | Что такое малый бизнес и чем он отличается от среднего и крупного бизнеса. Законы, регулирующие деятельность малого бизнеса. Что такое крестьянское фермерское хозяйство и как его создать | 1 | |
10.6 | Банкротство – один из финансовых рисков собственного бизнеса | 1 | |
11 | Правовая защита гражданина в мире денег и финансов | 2 | |
11.1 | Правовая защита сбережений в банках | 1 | |
11.2 | Защита прав потребителя | 1 | |
12 | Страхование как способ сокращения финансовых потерь | 2 | |
12.1 | Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние | 1 | |
12.2 | Здоровье и жизнь — высшие блага: поговорим о личном страховании | 2 | |
Всего часов | 34 |
8 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | «Азбука финансов» (вводное занятие) | 1 | |
I | Происхождение денег | 2 | |
2 | Деньги: что это такое? | 1 | |
3 | Что может происходить с деньгами и как это влияет на финансы нашей семьи | 1 | |
II | Источники денежных средств семьи | 2 | |
4 | Какие бывают источники доходов | 1 | |
5 | От чего зависят личные и семейные доходы | 1 | |
III | Контроль семейных расходов | 1 | |
6 | Как контролировать семейные расходы и зачем это делать | 1 | |
IV | Построение семейного бюджета | 2 | |
7 | Что такое семейный бюджет и как его построить | 1 | |
8 | Как оптимизировать семейный бюджет | 1 | |
V | Способы увеличения семейных доходов с использованием услуг финансовых организаций | 2 | |
9 | Для чего нужны финансовые организации | 1 | |
10 | Как увеличить семейные расходы с использованием финансовых организаций | 1 | |
VI | Финансовое планирование как способ повышения благосостояния | 3 | |
11 | Для чего нужно осуществлять финансовое планирование | 1 | |
12 | Как осуществлять финансовое планирование на разных жизненных этапах | 1 | |
13 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | |
VII | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться | 2 | |
14 | ОЖС: рождение ребёнка, потеря кормильца | ||
15 | ОЖС: болезнь, потеря работы, природные и техногенные катастрофы | 2 | |
16 | Чем поможет страхование | 2 | |
IIX | Риски в мире денег | 3 | |
17 | Какие бывают финансовые риски | 1 | |
18 | Что такое финансовые пирамиды | 1 | |
19 | Выполнение тренировочных заданий | 1 | |
IX | Пенсионное обеспечение и финансовое благополучие в старости | 2 | |
20 | Что такое пенсия | 2 | |
21 | Как сделать пенсию её достойной | 2 | |
X | Собственный бизнес | 2 | |
22 | Что такое бизнес | 1 | |
23 | Как создать свое дело | 2 | |
XI | Валюта в современном мире | 2 | |
24 | Что такое валютный рынок и как он устроен | 2 | |
25 | Можно ли выиграть, размещая сбережения в валюте | 2 | |
XII | Налоги и их роль в жизни семьи | 2 | |
33 | Что такое налоги и зачем их платить | 2 | |
34 | Какие налоги мы платим | 1 | |
Всего часов | 34 |
9 класс (1ч. в неделю)
№ | Название темы, раздела | Количество часов | |
1 | «Азбука финансов» (вводное занятие) | 1 | |
I | Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни | 7 | |
2 | Управление личными финансами и выбор банка | 1 | |
3 | Как сберечь накопления с помощью депозитов | 1 | |
4 | Проценты по вкладу: большие и маленькие | 1 | |
5 | Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах | 1 | |
6 | Кредит: зачем он нужен и где его получить | 1 | |
7 | Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть | 1 | |
8 | Как управлять деньгами с помощью банковской карты | 1 | |
II | Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов | 4 | |
9 | Финансовые риски и стратегии инвестирования | 1 | |
10 | Что такое ценные бумаги и какими они бывают | 1 | |
11 | Граждане на рынке ценных бумаг | 1 | |
12 | Зачем нужны паевые инвестиционные фонды | 1 | |
III | Налоги: почему их надо платить | 3 | |
13 | Что такое налоги | 1 | |
14 | Виды налогов, уплачиваемых физическими лицами в России | 1 | |
15 | Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет | 1 | |
IV | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 5 | |
16 | Страховой рынок России: коротко о главном | 1 | |
17 | Страхование имущества: как защитить нажитое состояние | 1 | |
18 | Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании | 1 | |
19 | Если нанесён ущерб третьим лицам | 1 | |
20 | Доверяй, но проверяй: несколько советов по выбору страховщика | 1 | |
IV | Собственный бизнес: как создать и не потерять | 5 | |
21 | Создание собственного бизнеса: с чего нужно начать | 1 | |
22 | Пишем бизнес-план | 1 | |
23 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 | |
24 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 | |
25 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 | |
V | Финансовые мошенничества: как распознать и не стать жертвой | 3 | |
26 | Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников | 1 | |
27 | Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет | 1 | |
28 | Сюжетно-ролевая обучающая игра. Ток-шоу «Все слышат» | 1 | |
VI | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 4 | |
29 | Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия | 2 | |
30 | Как распорядиться своими пенсионными накоплениями | 2 | |
31 | Как выбрать негосударственный пенсионный фонд | 1 | |
32 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 | |
33 | Занятия – презентации учебных достижений | 2 | |
34 | Итоговое занятие. | 1 | |
Всего часов | 34 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Нормативная и правовая литература
Конституция Российской Федерации (последняя редакция)
Уголовный кодекс Российской Федерации
Федеральные законы «Об образовании», «О гражданской обороне», «О радиационной безопасности населения», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О противодействии терроризму»
Закон «Об образовании РФ» №273 – ФЗ от 29.12.2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс
Рабочая программа по основам финансовой грамотности 8 класс...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" 10 класс в рамках дополнительного образования ( внеурочная деятельность)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности " 10 класс в рамках внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС....
Рабочая программа по Основам финансовой грамотности 11 класс
Рабочая программа по Основам финансовой грамотности 11 класс...
Рабочая программа по основам финансовой грамотности с нарушениями интеллекта для 5 - 7 классов
Курс основы финансовой грамотности является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся с нарушением интеллекта в сфере экономики семьи....
Рабочая программа кружк "Основы финансовой грамотности" 10-11 класс
Программа «Основы финансовой грамотности» для учащихся 9-11 класса для создания развивающего пространства, способствующего формированию универсальных учебных действий школьников на экономи...
- Мне нравится (2)