Рабочая программа курса "основы финансовой грамотности" в 6 классе.
рабочая программа (6 класс)
Рабочая программа курса "Основы финансовой грамотности" в 6 классе в соответствии с ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
finansovaya_gramotnost_v_6_klasse.docx | 31.01 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» 6 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования с опорой на следующие документы:
- Федеральный закон « Об образовании в Российской федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- ФГОС основного общего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897);
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
- Учебного плана МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
- Положения о рабочей программе педагога МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды.
- Календарно-учебного графика МБОУ ВСОШ№9 им.В.И.Сагайды на 2020-2021 учебный год.
- Авторская программа Е. Вигдорчик, И. Липсица, Ю. Корлюговой «Финансовая грамотность 5-7 класс». Изд. «Вита-Пресс», 2018г.
Для 6 класса предусматривается за год 35 часов для изучения курса «Финансовая грамотность», в неделю – 1 час (35 недель)
В соответствии с календарным учебным графиком школы и расписанием учебных занятий на 2020-2021 учебный год данная рабочая программа будет реализована в полном объёме.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Задачи:
- показать реальные возможности по повышению личной финансовой защищенности и росту уровня материального благополучия семьи;
- способствовать формированию у школьников нового типа мышления, содержащего установки на активное экономическое поведение, соответствующее их финансовым возможностям;
- научить школьников основам личного финансового планирования и формирования сбалансированных семейных бюджетов, позволяющим повышать свою финансовую независимость и материальное благосостояние на основе оптимального использования личных средств и внутренних резервов семейного потребления.
- Планируемые результаты
Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
Познавательные:
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации
• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
• составление текстов в устной и письменной формах;
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
• понимание и правильное использование экономических терминов;
• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.
• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
Ученик научится:
- различать виды денег;
- понимать функции денег;
- понимать, из чего формируется доход семьи;
- пониманию происхождения доходов, пониманию того, что деньги зарабатываются трудом, а не берутся из ниоткуда.
- понимать виды потребностей; виды расходов семьи. Статьи расходов городских и деревенских семей.
- различать виды источников денежных поступлений в семье: заработная плата, прибыль, процент, рента; социальные пособия.
- понимать, как составляется семейный бюджет;
- пониманию полезности регулярного контроля расходов семьи и личных расходов.
- понимать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
- рассчитывать расходы.
- составлять личный бюджет и оценивать способы его изменения для более полного удовлетворения своих потребностей.
- понимать необходимость аккумулировать сбережения для будущих трат;
- осознавать возможности возникновения в жизни особенно сложных ситуаций (рождение ребенка, внезапная смерть кормильца, форс-мажорные ситуации), которые могут привести к снижению благосостояния.
- понимать основные задачи и принципы страхования.
- понимать, что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита;
- понимать суть налога и его роли в жизни общества;
- различать прямые и косвенные налоги;
- понимать, что социальные пособия – это помощь государства гражданам в определенных сложных жизненных ситуациях.
- понимать, как работают банки;
- понимать рискованность занятия бизнесом.
- понимать причины существования различных валют.
- различать российские деньги и иностранную валюту
Ученик получит возможность научиться:
- соотносить вид дохода и фактор производства, от которого получается этот доход; рассчитывать личные доходы и доходы семьи.
- различать виды денежных поступлений. Различать регулярные и нерегулярные источники доходов, строить план доходов; иметь навыки финансовой и технологической безопасности при пользовании деньгами.
- анализировать структуру личных затрат.
- понимать, как и почему меняется стоимость денег;
- решать задачи по избеганию дефицита семейного бюджета; замечать в жизни семьи возможности для сокращения расходов и увеличения доходов;
- оценивать свой уровень жизни и планировать финансовые доходы и расходы в соответствии с прожиточным уровнем.
- представлению о рациональных схемах инвестирования семейных сбережений.
- пониманию возможных рисков при сбережении и инвестировании.
- отличать инвестиции от сбережений
- находить актуальную информацию в сети интернет.
- как действовать в случаях финансового мошенничества;
- сосчитать сумму налога (например подоходного);
- проверить на сайте налоговой службы наличие налоговой задолженности членов семьи.
- устанавливать причинно-следственные связи между уплатой налогов и созданием общественных благ обществом.
- анализировать информацию в системе государство и личность.
- понимать основное правило инвестирования: чем выше доходность, тем выше риск.
- отличать инвестирование от сбережения и кредитования
- анализировать информацию о валютах разных стран.
Формы и виды деятельности на внеурочном занятии.
- урок-беседа
- урок-практикум
- урок-игра
- урок-исследование
- урок проектной деятельности
III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Раздел 1. Доходы и расходы семьи
1.1. Деньги и их функции
Базовые понятия: Деньги, виды денег, товарные деньги, символические деньги, инфляция
1.2. Доходы семьи
Базовые понятия: Доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы
1.3. Расходы семьи
Базовые понятия: Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция
1.4. Семейный бюджет
Базовые понятия: Семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
1.5. Уровень жизни и прожиточный минимум
Базовые понятия: Уровень жизни, прожиточный минимум
1.6. Планирование семейного бюджета
Финансовые цели и определение их в порядке приоритета, составление личного финансового плана достижения этих целей.
Базовые понятия: финансовое планирование, норма сбережения
1.7. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи
Базовые понятия: Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии
Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься
2.1. Особые жизненные ситуации и как с ними справиться
Базовые понятия: Особая жизненная ситуация
2.2. Вклады. Страхование вкладов
Базовые понятия: Страхование
2.3. Инвестиции
Инвестиционные методы, как депозитные счета, ценные бумаги и т. д., краткосрочные и долгосрочные последствия различных денежных вложений.
Базовые понятия: Инвестиции, депозитные счета, ценные бумаги и т. д
2.4. Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
Что такое кредит, права и обязанности кредитополучателя, преимущества и недостатки использования кредита, кредитная история.
Юридические и финансовые обязательства возникающие в случае покупки, обслуживания, страхования купленного объекта в кредит, детальное представление о денежных затратах, связанных покупкой в кредит
Базовые понятия: Потребительское кредитование. Ипотечный кредит
2.5. Ролевая игра «Семейный бюджет»
Базовые понятия: Семейный бюджет, доходы семьи, источник семейных доходов, факторы производства, социальные пособия, личные доходы, Расходы семьи, потребности, благо, структура расходов, долги, инфляция, дефицит семейного бюджета, сбережения, долги
Раздел 3. Взаимодействие человека и государства
3.1. Понятие о налогах и их типах.
Система налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков
Базовые понятия: Налоги, налоговые льготы, общественные блага
3.2. Социальные услуги государства.
Базовые понятия: Социальное пособие
3.3. Проект «Государство — это мы!»
Раздел 4. Финансовый бизнес
4.1. Банковские услуги
Банковские услуги, включая открытие вкладов, использование банкоматов, снятие наличных и использование онлайн-банкинга
Базовые понятия: Банк; виды вкладов, инвестиционный фонд, доходность, сбережения
4.2. Собственный бизнес
Базовые понятия: Бизнес
4.3. Валюта в современном мире
Базовые понятия: Валюта, валютный курс
Итоговое занятие –1 час.
Итоговая работа по курсу: итоговая диагностика
IV.Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятия | Дата проведения | ||
план | факт | |||
1. | Введение. Как исполнить свои мечты. | 1.09 | ||
Доходы и расходы семьи | ||||
2. | Как появились деньги. Виды денег. | 8.09 | ||
3. | Деньги. Функции денег. | 15.09 | ||
4. | Инфляция. | 22.09 | ||
5. | Доходы семьи. | 29.09 | ||
6. | Расходы семьи. | 6.10 | ||
7. | Семейный бюджет и его виды. | 13.10 | ||
8. | Ресурсосберегающие технологии в бюджете семьи. | 20.10 | ||
9. | Планирование семейного бюджета. | 27.10 | ||
10. | Составление семейного бюджета. | 10.11 | ||
11. | Уровень жизни и прожиточный минимум. | 17.11 | ||
12. | Личный бюджет. | 24.11 | ||
13 | Ролевая игра «Семейный бюджет». | 1.12 | ||
Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься- | ||||
14. | Особые жизненные ситуации и как с ними справиться. | 8.12 | ||
15. | Вклады. Сбережения. | 15.12 | ||
16. | Страхование как способ защитить свои деньги. | 22.12 | ||
17. | Виды страхования. | 29.12 | ||
18. | Инвестиции. Как «выращивать» деньги? | 12.01 | ||
19. | Возможные риски при сбережениях и инвестировании. | 19.01 | ||
20. | Потребительский кредит. Его плюсы и минусы. | 26.01 | ||
21. | Права и обязанности кредитополучателя. Ипотечный кредит. | 2.02 | ||
22. | Как спасти деньги от «ловушек»? Финансовое мошенничество. | 9.02 | ||
23. | Финансовое мошенничество. | 16.02 | ||
Взаимодействие человека и государства | ||||
24. | Что такое налоги? | 2.03 | ||
25. | Типы и виды налогов. | 9.03 | ||
26. | Права и обязанности налогоплательщика. | 16.03 | ||
27. | Социальные услуги государства. | 30.03 | ||
28. | Пенсия. | 6.04 | ||
29. | Проект «государство- это мы» | 13.04 | ||
30. | Появление банков. Виды банков. | 20.04 | ||
31. | Как банк работает. Банковские услуги. | 27.04 | ||
32. | Бизнес. Виды бизнеса. | 4.05 | ||
33. | Черты предпринимателя. | 11.05 | ||
34. | Валюта. | 18.05 | ||
35. | Итоговый повторительно-обобщающий урок по курсу «Финансовой грамотности». | 25.05 |
Рассмотрено Протокол заседания ШМО МБОУ ВСОШ №9 им. В.И.Сагайды от «____» ___________ 2020г. № ________ Руководитель МО ___________________/ / | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/__________________/
«____» ___________ 2020 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа кружка "Финансовая грамотность" 7 класс
Программа рассчитана на 1 час в неделю для 7 классов...
Рабочая программа курса Финансовая грамотность 11 класс
Главная цель образовательной школы воспитание гармоничной личности, а гармоничная личность должна быть всесторонне развитой, т.е. владеть различными знаниями, умениями и навыками, обладать...
Рабочая программа по финансовой грамотности. 7 класс 2018 г.
РП по финграмотности 2018 7 кл....
Рабочая программа по "Финансовой грамотности" для 6-7 классов
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Основы финансовой грамотности", 6-7 классы, составлена на основе авторской программы по финансовой грамотности «Спецпроект Российской...
Рабочая программа по финансовой грамотности 5-9 классы
Рабочая программа по курсу "Финансовая грамотность для основной школы....
Рабочая программа спецкурса «Финансовая грамотность» ФГОС, 7 класс
Основное общее образование...
Рабочая программа по финансовой грамотности для 7-8 классов
Рабочая программа пофинансовой грамотности составлена для обучающихся 7-8 классов....
- Мне нравится (1)