Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности
материал по экономике
Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности разработана для учащихся 10-11 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx | 169.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Танзыбейская средняя школа»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)
на 2021 / 2022 учебный год
Курс по выбору «Основы финансовой грамотности»
Уровень реализации программы базовый (универсальный профиль)
Класс ___10-11__
Учитель _Кайнова Оксана Анатольевна_
(Ф.И.О.)
п. Танзыбей, 2021 г.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:
- ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:
- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);
- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);
- Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Танзыбейская СШ»;
- Учебный план МБОУ «Танзыбейская СШ»;
- Календарный учебный график МБОУ «Танзыбейская СШ» на 2021-2022 уч.г.
Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:
1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019 г
2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019;
Цель:
научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.
Задачи:
- формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
- формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
- формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
- формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
- освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
Формы организации учебного процесса: Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.
Содержание учебного предмета ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.
В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.
Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.
В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов - стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.
Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты тестирования.
Общая характеристика учебного предмета
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения тестирования.
Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»
На изучение курса ОФГ в 10-11 классах отводится по 34 часа (один час в неделю) (за два года 68 часов).
Планируемые результаты
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:
- принимать рациональные финансовые решения в сфере управления личными финансами;
- ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
- планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
- основам взаимодействия с кредитными организациями;
- основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
- основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
- выбирать страховые продукты и страховые компании;
- принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
- составлять личный финансовый план.
Ученик получит возможность научиться:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;
понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
понимать права и обязанности в сфере финансов;
анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;
определять задачи в области управления личными финансами;
находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;
Содержание учебного предмета
Личное финансовое планирование
Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.
Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.
Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.
Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.
Депозит
Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.
Кредит
Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.
Расчетно-кассовые операции
Банковская система Банковская ячейка.Онлайн-банк. Дорожные чеки.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.
Страхование
Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.
Инвестиции
Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.
Пенсии.
Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.
Налоги
Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ. НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.
Финансовые махинации.
Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.
Содержание учебного предмета
Основы финансовой грамотности 10 -11 класс (68 часов) | ||
Содержание учебного предмета по разделам (10 класс) | ||
1. | Ведение | 1 час |
2. | Личное финансовое планирование | 8 |
3. | Депозит | 6 |
4. | Кредит | 8 |
5. | Расчетно-кассовые операции | 4 |
6. | Страхование | 7 |
11 класс | ||
7. | Инвестиции | 12 |
8. | Пенсии | 7 |
9. | Налоги | 4 |
10. | Финансовые махинации | 8 |
11. | Резерв по курсу 11 класса | 3 |
Итого | 68 |
Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы финансовой грамотности» в 10 классе.
Название раздела | Тема урока | Формы контроля | Кол-во часов | Дата проведения |
Введение | 1.Знакомство с новым курсом. | Проблемная беседа работа с учебником | 1 | 01.09 |
Личное финансовое планирование | 2.Человеческий капитал | Фронтальный опрос, выполнение инд. заданий | 1 | 07.09 |
3-4.Принятие решений | Работа в группе представление результатов | 2 | 14.09 21.09 | |
5-6.Домашняя бухгалтерия. Практикум «Составление домашнего бюджета» | работа с дополнительными материалами | 2 | 28.09 05.10 | |
7-8.Составление личного финансового плана. Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры» | выполнение инд.заданий | 2 | 12.10 19.10 | |
9.Обобщение темы «Личное финансовое планирование | Проблемная беседа тест | 1 | 26.10 каникулы | |
Депозит | 10.Накопления и инфляция. | Эффективная лекция, самоконтроль | 1 | 09.11 |
11.Что такое депозит и какова его природа? | Беседа | 1 | 16.11 | |
12-13.Условия депозита. Практикум «Как выбрать надежный банк» | проблемная беседа выполнение инд. заданий | 2 | 23.11 30.11 | |
14.Управление рисками по депозиту | Фронтальный опрос | 1 | 07.12 | |
15. Обобщение темы «Депозит» | Составление таблицы | 1 | 14.12 | |
Кредит | 16.Что такое кредит? | выполнение инд. заданий | 1 | 21.12 |
17.Основные характеристики кредита | работа в группе | 1 | 28.12 каникулы | |
18-19.Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор» | работа в группе | 2 | 11.01 18.01 | |
20.Как уменьшить стоимость кредита | Фронтальный опрос, выполнение инд. заданий | 1 | 25.01 | |
21.Типичные ошибки при использовании кредита | проблемная беседа, работа в парах | 1 | 01.02 | |
22.Кейс « Покупка машины» | Практическая работа с дополнительным материалом | 1 | 08.02 | |
23. Обобщение темы «Кредит» | Дискуссия по заявленным вопросам | 1 | 16.02 | |
Расчетно-кассовые операции | 23-24.Хранение, обмен и перевод денег. Практикум « Перевод денег» | Фронтальный опрос Практическая работа с дополнительным материалом | 1 | 22.02 |
25.Различные виды платежных средств | Эффективная лекция | 1 | 01.03 | |
26.Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги. | Составление схемы | 1 | 15.03 каникулы | |
27. Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции» | Фронтальный опрос тест | 1 | 29.03 | |
Страхование | 28.Что такое страхование? Страховые кампании. | Эффективная лекция | 1 | 05.04 |
29.Виды страхования | Составление таблицы | 1 | 12.04 | |
30-31.Как использовать страхование в повседневной жизни? Практикум «Выбор страховой кампании» | Практическая работа с дополнительным материалом | 2 | 19.04 26.04 | |
32.Кейс «Страхование жизни» | Практическая работа с дополнительным материалом | 1 | 17.05 | |
33 Обобщение темы «Страхование» | Дискуссия по теме | 1 | 24.05 | |
34.Проект «Личный финансовый план» | Защита проекта | 1 | 26.05 | |
Календарно-тематическое планирование в 11 классе | ||||
Инвестиции | 35.Что такое инвестиции? | Эффективная лекция | 2 | |
36.Как выбирать активы. | Практическая работа с дополнительным материалом | 2 | ||
37-38.Как делать инвестиции. Практикум «Мой инвестиционный портфель» | работа в парах | 2 | ||
39.Денежный рынок и рынок капиталов. | Выполнение инд. заданий | 2 | ||
40.Кейс «Куда вложить деньги» | Практическая работа с дополнительным материалом | 2 | ||
41.Обобщение темы «Инвестиции» | Деловая игра | 2 | ||
Пенсии | 42-43.Пенсионная система. Практикум « Пенсионные системы в разных странах. | Составление таблицы, работа в группе | 2 | |
44.Корпоративные пенсионные программы и негосударственные пенсионные фонды. | Эффективная лекция | 2 | ||
46.Как сформировать частную пенсию | Выполнение инд. заданий | 2 | ||
47. Обобщение темы «Пенсии» | Мини-дискуссия | 1 | ||
Налоги | 48.Налоги. Виды налогов | Составление схемы | 2 | |
49-50.НДФЛ. Практикум «Как рассчитать НДФЛ№ | Выполнение инд заданий | 2 | ||
Финансовые махинации | 51.Махинации с банковскими картами, защита карты от махинаций. | Проблемная беседа | 2 | |
52-53.Махинации с кредитами. Практикум «Способы защиты от махинаций» | Практическая работа с дополнительным материалом | 2 | ||
54.Махинации с инвестициями | Выполнение инд заданий | 2 | ||
55.Кейс «Заманчивое предложение» | Выполнение инд заданий | 2 | ||
Резерв | Обобщение курса 10-11 классов | Защита инд. проектов | 3 |
Электронные ресурсы:
http://финграмотностьвшколе.рф/projects/
http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/
https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс
«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...
КТП элективного курса в 10 классе «Основы финансовой грамотности»
Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных за...
Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...
Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»
Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...
Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов
Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...
Программа модульного элективного курса "История Новосибирской области.Основы финансовой грамотности"
Программа рассчитана для работы в 7-8 классах...