Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности
материал по экономике

Кайнова Оксана Анатольевна

Рабочая программа курса по выбору по основам финансовой грамотности разработана для учащихся 10-11 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_osnovy_finansovoy_gramotnosti.docx169.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Танзыбейская средняя  школа»

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\печать на программы 2021-2022 уч год.jpg

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС)

на 2021 / 2022 учебный год

Курс по выбору  «Основы финансовой грамотности»

Уровень реализации программы  базовый (универсальный профиль)

Класс  ___10-11__

Учитель _Кайнова Оксана Анатольевна_

                                                   (Ф.И.О.)

п. Танзыбей, 2021 г.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа по основам финансовой грамотности составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897) с изменениями, утверждёнными приказами Министерства образования и науки РФ:

- от 29.12.2014 № 1644 (зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2015 г. N 35915);

- от 31.12.2015 N 1577 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 N 40937);

  1. Образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  2. Учебный план МБОУ «Танзыбейская СШ»;
  3. Календарный учебный график МБОУ «Танзыбейская СШ» на 2021-2022 уч.г.

Для реализации данной программы используется учебно-методический комплекс:

1. Учебник: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019 г

2. Методическое пособие: В.В. Чумаченко, А.П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. «Просвещение», 2019;

Цель:

научить школьников использовать свои активы наилучшим образом, планировать и контролировать доходы и расходы, применять финансовые инструменты в разных жизненных ситуациях.

Задачи:

  • формирование финансовой грамотности и инвестиционной культуры школьников;
  • формирование основ экономического мышления и навыков в принятии самостоятельных решений в различных жизненных ситуациях;
  • формирование социально-экономической компетентности на уровне готовности к сознательному участию в экономической жизни общества;
  • формирование практических навыков использования финансовых инструментов и навыков построения личного финансового плана.
  • освоение системы знаний о финансовых институтах современного общества, овладение  умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

Формы организации учебного процесса: Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщение, урок - деловая игра, творческая работа.

Содержание учебного предмета  ОФГ способствует реализации программы развития универсальных учебных действий обучающихся образовательной программы школы.

В рабочей программе спланированы уроки, на которых осуществляется проектная и учебно-исследовательская деятельность обучающихся, а также другие нестандартные уроки, направленные на формирование УУД.

Содержание учебного предмета ОФГ способствует дальнейшему формированию ИКТ-компетентности обучающихся и освоению стратегий смыслового чтения и работы с текстом.

В календарно-тематическое планирование включена система учёта и контроля планируемых (метапредметных и предметных) результатов. Основными формами контроля являются: для оценки предметных результатов - тесты, контрольные и самостоятельные работы, выполнение карточек; для оценки метапредметных результатов -  стандартизированные письменные и устные работы, творческие работы.

Промежуточная аттестация по предмету проводится в форме защиты тестирования.

Общая характеристика учебного предмета

Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект «Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники программы покажут степень готовности принимать решения в области управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных финансовых инструментов.

При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения тестирования.

Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

На изучение курса ОФГ в 10-11  классах  отводится по 34 часа (один час в неделю) (за два года 68 часов).

Планируемые результаты

Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету ученик научится:

  • принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;
  • ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;
  • планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;
  • основам взаимодействия с кредитными организациями;
  • основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;
  • основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;
  • выбирать страховые продукты и страховые компании;
  • принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;
  • составлять личный финансовый план.

Ученик  получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

понимать права и обязанности в сфере финансов;

анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

определять задачи в области управления личными финансами;

находить источники информации для решения финансовых задач; решать финансовые задачи;

Содержание учебного предмета

Личное финансовое планирование

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека.Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Депозит

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Кредит

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита. Процентная ставка и комиссия по кредиту.

Расчетно-кассовые операции

Банковская система Банковская ячейка.Онлайн-банк. Дорожные чеки.Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания.

Страхование

Страховые кампании и участники страхования. Виды страхования. Страховой полис. Типичные ошибки при страховании. Реализация права на страховую выплату.

Инвестиции

Что такое инвестиции и как они работают. Инвестиции в человека и бизнес. Виды доходов по инвестированию .Финансовые посредники и инвестиционный портфель. Типичные ошибки при инвестировании.

Пенсии.

Понятие «пенсия», виды пенсий. Пенсионная система в РФ. Корпоративные пенсионные программы. Как приумножить пенсию.

Налоги

Необходимость уплаты налогов. Виды налогов в РФ.  НДФЛ. Налоговые вычеты. Федеральные, региональные и местные налоги.

Финансовые махинации.

Как защитить банковские карты. Махинации с кредитами. Как защитить себя от мошенников. Финансовые пирамиды.

Содержание учебного предмета

Основы финансовой грамотности    10 -11  класс  (68 часов)

Содержание учебного предмета по разделам (10 класс)

1.

Ведение

1 час

2.

Личное финансовое планирование

8

3.

Депозит

6

4.

Кредит

8

5.

Расчетно-кассовые операции

4

6.

Страхование

7

11 класс

7.

Инвестиции

12

8.

Пенсии

7

9.

Налоги

4

10.

Финансовые махинации

8

11.

Резерв по курсу 11 класса

3

Итого

68

Календарно-тематическое планирование по курсу «Основы финансовой грамотности» в 10 классе.

Название раздела

Тема урока

Формы контроля

Кол-во часов

Дата проведения

Введение

1.Знакомство с новым курсом.

Проблемная беседа работа с учебником

1

01.09

Личное финансовое планирование

2.Человеческий капитал

Фронтальный опрос,

выполнение инд. заданий

1

07.09

3-4.Принятие решений

Работа в группе представление результатов

2

14.09

21.09

5-6.Домашняя бухгалтерия.

 Практикум «Составление домашнего бюджета»

работа с дополнительными материалами

2

28.09

05.10

7-8.Составление личного финансового плана.

Кейс «Использование SWOT-анализа для выбора карьеры»

выполнение  инд.заданий

2

12.10

19.10

9.Обобщение темы «Личное финансовое планирование

Проблемная беседа тест

1

26.10 каникулы

Депозит

10.Накопления  и инфляция.

Эффективная лекция, самоконтроль

1

09.11

11.Что такое депозит и какова его природа?

Беседа

1

16.11

12-13.Условия депозита.

Практикум «Как выбрать надежный банк»

проблемная беседа выполнение инд. заданий

2

23.11

30.11

14.Управление рисками по депозиту

Фронтальный опрос

1

07.12

15. Обобщение темы «Депозит»

Составление таблицы

1

14.12

Кредит

16.Что такое кредит?

выполнение  инд. заданий

1

21.12

17.Основные характеристики кредита

работа в группе

1

28.12 каникулы

18-19.Как выбрать наиболее выгодный кредит. Практикум «Кредитный договор»

работа в группе

2

11.01

18.01

20.Как уменьшить стоимость кредита

Фронтальный опрос, выполнение  инд. заданий

1

25.01

21.Типичные ошибки при использовании кредита

проблемная беседа, работа в парах

1

01.02

22.Кейс « Покупка машины»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

08.02

23. Обобщение темы «Кредит»

Дискуссия по заявленным вопросам

1

16.02

Расчетно-кассовые операции

23-24.Хранение, обмен и перевод денег.

Практикум « Перевод денег»

Фронтальный опрос

Практическая работа с дополнительным материалом

1

22.02

25.Различные виды платежных средств

Эффективная лекция

1

01.03

26.Формы дистанционного банковского обслуживания. Электронные деньги.

Составление схемы

1

15.03 каникулы

27. Обобщение темы «Расчетно-кассовые операции»

Фронтальный опрос тест

1

29.03

Страхование

28.Что такое страхование? Страховые кампании.

Эффективная лекция

1

05.04

29.Виды страхования

Составление таблицы

1

12.04

30-31.Как использовать страхование в повседневной жизни?

Практикум «Выбор страховой кампании»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

19.04

26.04

32.Кейс «Страхование жизни»

Практическая работа с дополнительным материалом

1

17.05

33 Обобщение темы «Страхование»

Дискуссия по теме

1

24.05

34.Проект «Личный финансовый план»

Защита проекта

1

26.05

Календарно-тематическое планирование в 11 классе

Инвестиции

35.Что такое инвестиции?

Эффективная лекция

2

36.Как выбирать активы.

Практическая работа с дополнительным материалом

2

37-38.Как делать инвестиции.

Практикум «Мой инвестиционный портфель»

работа в парах

2

39.Денежный рынок и рынок капиталов.

Выполнение инд. заданий

2

40.Кейс «Куда вложить деньги»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

41.Обобщение темы «Инвестиции»

Деловая игра

2

Пенсии

42-43.Пенсионная система.

Практикум « Пенсионные системы в разных странах.

Составление таблицы, работа в группе

2

44.Корпоративные пенсионные программы и негосударственные пенсионные фонды.

Эффективная лекция

2

46.Как сформировать частную пенсию

Выполнение инд. заданий

2

47. Обобщение темы «Пенсии»

Мини-дискуссия

1

Налоги

48.Налоги. Виды налогов

Составление схемы

2

 49-50.НДФЛ.

Практикум «Как рассчитать НДФЛ№

Выполнение инд заданий

2

Финансовые махинации

51.Махинации с банковскими картами, защита карты от махинаций.

Проблемная беседа

2

52-53.Махинации с кредитами.

Практикум «Способы защиты от махинаций»

Практическая работа с дополнительным материалом

2

54.Махинации с инвестициями

Выполнение инд заданий

2

55.Кейс «Заманчивое предложение»

Выполнение инд заданий

2

Резерв

Обобщение курса 10-11 классов

Защита инд. проектов

3

Электронные ресурсы:

https://fmc.hse.ru/methbank 

http://финграмотностьвшколе.рф/projects/ 

http://niu.ranepa.ru/dopolnitelnoe-obrazovanie/finansovaya-gramotnost/bank-metodicheskikh-razrabotok/ 

https://www.maam.ru/detskijsad/metodicheskaja-razrabotka-po-finansovoi-gramotnosti-igra-brein-ring-finansy-yeto-interesno-i-uvlekatelno.html 

http://вашифинансы.рф/week/materials/lessons/ 

https://www.uchportal.ru/load/136-1-0-13432 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "В мире финансовой грамотности"(направление личностного развития),7 класс

«В мире финансовой грамотности» является прикладным курсом, реализую­щим интересы обучающихся 7 классов в сфере экономики семьи.Основные содержательные линии курса:-...

КТП элективного курса в 10 классе «Основы финансовой грамотности»

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных за...

Рабочая программа курса по выбору «Основы финансовой грамотности» В 10 классе

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет наза...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5 КЛАСС "ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ"...

Рабочая программа курса по выбору «Секреты грамотного письма»

Курс по выбору «Секреты грамотного письма» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с треб...

Рабочая программа курсов по выбору "Основы финансовой грамотности" для 7,8 классов

Рабочая программа.Курсы по выбору.Основы финансовой грамотности. 7-8 класс...