Математик - бизнесмен
план-конспект занятия по экономике (10, 11 класс)
Игра "Математик - бизнесмен" для учащихся 10- 11 классов. Использование социоигровых технологий в урочной и внеурочной деятильности способствует развитию познавательного интереса обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра "Математик - бизнесмен" для обучающихся 10 - 11 классов | 118.6 КБ |
презентация Мастер - класс "Математик - бизнесмен" | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «школа-интернат среднего общего образования села Уэлен»
МАСТЕР – КЛАСС по теме: «Математик – бизнесмен»
для учащихся 10-11 классов
составитель: учитель математики Фаустова Вера Алексеевна
с. Уэлен
Цель: Пробудить у учащихся интерес к изучению математики и финансовой грамотности, расширить их кругозор; 2) Объединить элементы двух наук – математики и экономики; 3) Добиться усвоения учащимися понятий капитал, стоимость, банк; 4) Научить их мыслить логически, распределять «капитал» соответствии со своими знаниями по курсу экономики; 5)Научить элементарным практическим умениям.
Ход занятия: Перед началом занятия составляются две команды учащихся.
Вступление. Вы – финансово – кредитные учреждения, которые осуществляют денежные расчёты и наращивают «капитал». Вы – банки. (Дадим им названия). Ваша задача: решая экономические вопросы, связанные с деньгами, прибылью, доходами, увеличить свой первоначальный капитал. У вас есть акционеры, которые отвечая на вопросы, тоже будут приносить вам прибыль.
Правила: 1. Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу. 2. Стартовый капитал каждого банка 1000 евро. 3. Каждому банку предлагается по очереди бросать кубик с цифрами: 1,2,3,4,5,6 и делать свой ход. 4. Если выпадет «ЗАДАЧИ», то банк покупает задачу стоимостью от 50 до 200 евро. 5. Если команда, представляющая данный банк, даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания. 6. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается а) на 50% стоимости задания, если другой также не сможет ответить верно; б) на 100% стоимости задания, если другой банк также даёт правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания. 7. Команда может продать своё задание банку по взаимному согласию, при решении задания её капитал увеличится на стоимость задания.
8. Время на обдумывание задания представляется в зависимости от его сложности:
Стоимость задания, евро | 50 | 100 | 150 | 200 |
Время | 1 мин | 1 мин 30 сек | 2 мин | 2 мин 30 сек |
9. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 евро.
10. Если выпадет «Сюрприз» или «Извещение», то банк выполняет задание, которое указывается в данном «Сюрпризе» или «Извещении».
11. Победителем считается тот банк, у которого больше «денег».
Вопросы стоимостью 50 евро:
- Мастерица связала свитер и продала его за 1000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 100 руб. (Ответ: 300 руб.).
- Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 млн. руб., а его расходы составили 3 млн. руб. Другой наторговал на 1 млн. руб. меньше, но и затратил своих денег всего на 2 млн. руб. Кто выиграл спор? (Ответ: никто).
- Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т. е. 1 доллар =5,5 (Ответ: 605 франков).
- Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 30 руб. за газету и стали продавать их по 50 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? (Ответ: 2 000 руб.).
- Один отец дал своему сыну 1500 руб., а другому своему – 1000 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 1500руб. Чем это объяснить? (Ответ: всего их было трое: дед, сын, внук. Дед дал сыну 1500 руб., сын дал своему сыну (внуку) 1000 руб., у сына 500 руб., а вместе 1500 руб.)
- Лиса купила у пчёл 100 кг мёда за 1000 руб., а на рынке стала продавать его по 1200 руб за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд? (Ответ: 2000 руб.).
Вопросы стоимостью 100 евро:
- Коля печёт пирожки и продаёт их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 100 руб. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? (Ответ: в первый день).
- Бизнесмен положил в банк 100000 руб. Через год он забрал из банка 1500000 руб. Какая процентная ставка в этом банке? (Ответ: 150%).
- Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50000 руб. При этом было израсходовано:
На сырьё 20 тыс. руб.;
На топливо 1,5 тыс. руб.;
Заработная плата 14,5 тыс. руб.;
Кредиты, налоги 4,5 тыс. руб.
Итого: 40,5 тыс. руб.
Какова прибыль предприятия и его рентабельность?
(Ответ: прибыль 9,5 тыс. руб.; рентабельность 9,5:40,5∙100%=23,5%).
- Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 руб. и купили его за 300 руб. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка слишком дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 руб. Мальчик подумал: «А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 руб., а себе возьму 20 руб.». Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 руб., т. е. все вместе они отдали 270 руб., 20 руб. осталось у мальчика, т. е. 290 руб. Куда делись 10 руб.? (Ответ: складывать доходы и расходы нельзя. Доходы равны расходам).
- Два мальчика решили купить книгу. Одному не хватило 50 руб., а второму – 10 руб. Они сложили деньги, но их всё равно не хватило. Сколько стоила книга? (Ответ: 50 руб).
Вопросы стоимостью 150 евро:
- Отец обещал сыну за каждую правильно решённую задачу опускать копилку по 1000 руб., а за каждую неправильно решённую задачу сын должен возвращать отцу по 500 руб. После того, как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 8000 руб. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно? (Ответ: 12 задач правильно, 8 - неправильно).
- Вы продаёте лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 руб. По цене 60 руб. можно реализовать 13 стаканов в день, а по цене 50 руб. – 20 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? (Ответ: 50 руб. за стакан).
- Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы остался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд отнимает разное время:
10 мин. – мытьё овощей,
10 мин. – их резка,
10 мин. – чистка картофеля,
30 мин. – его варка,
10 мин. – приготовление пюре,
10 мин. – приготовление котлет из фарша,
30 мин. – жарение котлет,
10 мин. – накрывание на стол.
Итого: 2 часа.
Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы? (Ответ: 1. Чистка картофеля; 2. Варка картофеля, в это же время: а) приготовление котлет, б) жарение котлет, в) мытьё овощей и резка; 3. Приготовление пюре. За оставшиеся 10 минут накрыть на стол).
- У четырёх братьев 450 руб. Если деньги первого увеличить на 20 руб., а деньги второго уменьшить на 20 руб., у третьего увеличить двое, а у четвёртого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого? (Ответ: у 1-го-80 руб., у 2 –го- 120 руб., у 3 – го – 50 руб., у 4 –го -200 руб.) Вопросы стоимостью 200 евро:
- У вашего банка есть несколько вариантов использования денег.
а) Вложить 800 руб. и получить 1000 руб.;
б) Вложить 2000 руб. и получить 3000 руб.;
в) Вложить 1000 руб. и получить 1400 руб.
Какой вариант вы выберете и почему?
(Ответ: второй).
- В ваш банк положили 500000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? (Ответ: 525 000 руб.)
- В ваш банк положили 500000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через 5 лет? (Ответ: около 805 000 руб.)
- Фермер продаёт лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 10 руб, за второй – 20 руб, за третий 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
(Ответ: 635 350 руб.)
Вопросы акционерам:
- Продолжи пары слов:
Дорого - дёшево
Оптом – в розницу
Доход -
Прибыль -
Поставщик -
Продавец -
- Судно по озеру плывёт и тяжёлый груз везёт, но стоит букву изменить, так можешь акции купить (баржа - биржа).
- Угадай, кто как зовётся, что за деньги продаётся. Это не чудесный дар, а просто – напросто …(товар).
- Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово ход. Получишь то, о чём мечтает любой, кто бизнес начинает (доход).
- Тимофей носки связал и на рынке их продал. Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни … (убытки).
- Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять, чтобы вкусно есть и пить, надо всё это … (купить).
- Как вы помните, Карабас – Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буквы А, Г, Д.
ДСАОГБДСДТГВАЕАННАГОДГСГТЬ
(Собственность)
Догадайтесь, что здесь зашифровано.
Отгадывание ребусов: Дивиденд, маркетинг, демпинг, заработок, налог, валюта, деньги, собственность, кредит.
Подведение итогов.
Выигравшей считается та команда, которая имеет больше денег в своём банке. Победитель награждается.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Предмет математики настолько серьёзен, что надо не упускать случая сделать его занимательным». Б.Паскаль
Использование социоигровых технологий в урочной и внеурочной деятельности Конкурс математических газет Конференция «Великие ученые – математики» Игра «Математик - бизнесмен» КВН «Квадратные уравнения. Теорема Виета» Интеллектуальная игра «Бой эрудитов» Урок –сказка «Решение уравнений»
Игра «Математик - бизнесмен» для учащихся 10-11 классов Совещание акционеров банка Игровое поле участников игры
Правила игры: 1. Выбрать управляющих банков, которые имеют право принимать окончательное решение по данному вопросу. 2. Стартовый капитал каждого банка 1000 евро. 3. Каждому игроку банка предлагается по очереди бросать кубик с цифрами: от 1 - 6 и делать свой ход. 4. Если выпадет «ЗАДАЧИ», то банк покупает задачу стоимостью от 50 до 200 евро; 5. Если команда, представляющая данный банк, даёт правильный ответ, то её капитал увеличивается на стоимость задания; 6. Если ответ неправильный, то капитал уменьшается а) на 50% стоимости задания, если другой также не сможет ответить верно; б) на 100% стоимости задания, если другой банк также даёт правильный ответ, а команда, представляющая этот банк, получает прибавку к своему капиталу, равную 100% стоимости задания. 7. Команда может продать своё задание банку по взаимному согласию, при решении задания её капитал увеличится на стоимость задания. 8. Время на обдумывание задания представляется в зависимости от его сложности: от 1 мин до 2,5 мин. 9. Каждый акционер может помочь своему банку: за дополнительный правильный ответ капитал банка увеличивается на 50 евро. 10. Если выпадет «Сюрприз» или «Извещение», то банк выполняет задание, которое указывается в данном «Сюрпризе» или «Извещении». 11. Победителем считается тот банк, у которого больше «денег».
ЗАДАЧИ : Вопросы стоимостью 50 евро: 1. Мастерица связала свитер и продала его за 1000 рублей. Какую прибыль она получила, если на свитер пошло три мотка шерсти по 200 руб. за моток, а на украшение свитера понадобился бисер, стоимостью 100 руб. 2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли. Один выручил от продажи своих товаров 5 млн. руб., а его расходы составили 3 млн. руб. Другой наторговал на 1 млн. руб. меньше, но и затратил своих денег всего на 2 млн. руб. Кто выиграл спор? 3. Костюм стоит 110 долларов. Сколько франков надо заплатить за этот костюм, если курс франка по отношению к доллару составляет 5,5? Т. е. 1 доллар =5,5 4. Два друга решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по 30 руб. за газету и стали продавать их по 50 руб. за штуку. Какой доход получат ребята, когда продадут все газеты? 5. Один отец дал своему сыну 1500 руб., а другому своему – 1000 руб. Оказалось, однако, что оба сына вместе увеличили капитал только на 1500руб. Чем это объяснить? 6. Лиса купила у пчёл 100 кг мёда за 1000 руб., а на рынке стала продавать его по 1200 руб. за килограмм. Какой доход получит лиса, когда продаст весь мёд?
ЗАДАЧИ: Вопросы стоимостью 100 евро: 1.Коля печёт пирожки и продаёт их на рынке. В первый день он продал 100 пирожков по цене 100 руб. за один пирожок. На следующий день он снизил цену на 10% и продал 110 пирожков. В какой день он заработал больше денег? 2.Бизнесмен положил в банк 100000 руб. Через год он забрал из банка 1500000 руб. Какая процентная ставка в этом банке? 3.Допустим, что выручка от продажи продукции, выпускаемой неким предприятием, составила 50000 руб. При этом было израсходовано: На сырьё 20 тыс. руб.; На топливо 1,5 тыс. руб.; Заработная плата 14,5 тыс. руб.; Кредиты, налоги 4,5 тыс. руб. Итого: 40,5 тыс. руб. Какова прибыль предприятия и его рентабельность? 4. Бабуля продавала на рынке щенка. Мимо шли три парня, собрали по 100 руб. и купили его за 300 руб. Парни ушли, а бабуля подумала, что продала щенка слишком дорого. Она попросила мальчика догнать парней и вернуть им 50 руб. Мальчик подумал: «А как же парни разделят между собой эти деньги? Отдам я им 30 руб., а себе возьму 20 руб.». Так он и сделал. Получилось, что каждый парень заплатил по 90 руб., т. е. все вместе они отдали 270 руб., 20 руб. осталось у мальчика, т. е. 290 руб. Куда делись 10 руб.? 5. Два мальчика решили купить книгу. Одному не хватило 50 руб., а второму – 10 руб. Они сложили деньги, но их всё равно не хватило. Сколько стоила книга?
ЗАДАЧИ : Вопросы стоимостью 150 евро: 1. Отец обещал сыну за каждую правильно решённую задачу опускать копилку по 1000 руб., а за каждую неправильно решённую задачу сын должен возвращать отцу по 500 руб. После того, как было решено 20 задач, у сына в копилке оказалось 8000 руб. Сколько задач сын решил правильно, а сколько неправильно? 2. Вы продаёте лимонад. Затраты на производство и реализацию 1 стакана лимонада составляют 30 руб. По цене 60 руб. можно реализовать 13 стаканов в день, а по цене 50 руб. – 20 стаканов. Какую цену вы должны назначить, если хотите получить больше прибыли? 3. Девочка решила помочь маме, приготовив ужин: сделать салат, картофельное пюре и котлеты. До прихода мамы остался 1 час. Девочка знала, что приготовление блюд отнимает разное время: 10 мин . – мытьё овощей, 10 мин. – их резка, 10 мин. – чистка картофеля, 30 мин. – его варка, 10 мин. – приготовление пюре, 10 мин. – приготовление котлет из фарша, 30 мин. – жарение котлет, 10 мин. – накрывание на стол. Итого: 2 часа. Но у девочки был всего 1 час. В какой последовательности она должна готовить, чтобы ужин был готов к приходу мамы? 4. У четырёх братьев 450 руб. Если деньги первого увеличить на 20 руб., а деньги второго уменьшить на 20 руб., у третьего увеличить двое, а у четвёртого уменьшить вдвое, то у всех братьев денег окажется поровну. Сколько денег у каждого?
ЗАДАЧИ: Вопросы стоимостью 200 евро: 1. У вашего банка есть несколько вариантов использования денег. а) Вложить 800 руб. и получить 1000 руб.; б) Вложить 2000 руб. и получить 3000 руб.; в) Вложить 1000 руб. и получить 1400 руб. Какой вариант вы выберете и почему? 2. В ваш банк положили 500000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через полгода? 3. В ваш банк положили 500000 руб. под 10% годовых. Какую сумму денег вы сможете отдать обратно через 5 лет? 4. Фермер продаёт лошадь по числу подковных гвоздей, которых у неё 16. За первый гвоздь он просит 10 руб., за второй – 20 руб., за третий 40 руб. и т.д., т.е. за каждый следующий вдвое больше, чем за предыдущий. Спрашивается, во сколько фермер оценивает лошадь?
Игровое поле
Ребусы для акционеров
Вопросы акционерам: 1 . Продолжи пары слов-антонимов: Дорого - дёшево Оптом – в розницу Доход - Прибыль - Поставщик - Продавец - 2. Судно по озеру плывёт и тяжёлый груз везёт, но стоит букву изменить, так можешь акции купить. 3. Угадай, кто как зовётся, что за деньги продаётся. Это не чудесный дар, а просто – напросто ... 4. Возьми ты первую из нот, и к ней прибавь ты слово «ход». Получишь то, о чём мечтает любой, кто бизнес начинает. 5. Тимофей носки связал и на рынке их продал. Дешевле, чем стоили нитки. Получил одни ... 6. Чтоб продукты потреблять, в платьях ярких щеголять, чтобы вкусно есть и пить, надо всё это … 7. Как вы помните, Карабас – Барабас был хозяином театра. Как на языке экономики можно назвать театр? Найдите ответ в строке, вычеркнув буквы А, Г, Д.
Фраза, которую говорят многие состоятельные люди : « Материальный достаток- это не ежемесячные миллионные заработки, а всего лишь умение грамотно и правильно распоряжаться своими средствами. Только так вы придёте к лучшей жизни и более высокому доходу»
Вывод: Безусловно, игра способствует не только повышению интереса к математике, но и развивает социальные качества личности, формирует коммуникативную культуру обучающихся. И поэтому многие выпускники нашей школы связывают свою дальнейшую жизнь с экономикой, приобретая профессии менеджеров, бухгалтеров, экономистов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Математик-бизнесмен (внеклассное мероприяние по математике, 6 класс)
Математическая игра. План проведения игры: 1.Вступительная часть. 2.Правила игры. 3.Конкурс команд (банков). 4.Конкурс капитанов (банкиров). 5.Задачи со спичками. 6.Вопросы болельщикам (акционер...
План-конспект внеклассного мероприятия по математике в 10 классе «Математик-бизнесмен»
Внекласное мероприятие по математике для учащихся 10 классов. Проводится в форме деловой игры, основной целью которой является пробуждение и развитие устойчивого интереса к математике и её приложениям...
Игра по математике для 5 класса "МАТЕМАТИК - БИЗНЕСМЕН" с применением ИКТ.
Внеклассное мероприятие по математике для 5 класса с применением ИКТ в виде презентации с элементами теста....
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен"
Методическая разработка представляет собой подробный план- конспект внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов "Математик - бизнесмен". Целью мероприятия является развитие познавательной активн...
Внеклассное мероприятие по математике "Математик-бизнесмен"
Данное мероприятие проводилось для учащихся 6 классов во время декады естественно-математического цикла в нашей школе. Оно направлено на укрепление интереса учащихся к математике, развитие сообразител...
"Математик-бизнесмен" (презентация к уроку-игре по математике)
Презентация к матемптической игре-викторине...
Внеклассное мероприятие по математике 10-11 класс "Математик бизнесмен"
Игра "Математик бизнесмен" знакомит обучающихся с понятиями финансово-кредитных учреждений, в ходе решения финансо-экономических задач различной номинальной стоимости можно увелить свой перв...