Авторская программа (курс по выбору) на тему “Азбука бизнеса”
элективный курс по экономике (9 класс)

Авторская программа (курс по выбору)

на тему “Азбука бизнеса”

Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,

МБОУ "Балтасинская СОШ"

 

 

Пояснительная записка.

 

    В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

   Бизнес -  это часть экономики. Бизнес в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место. У учеников ощутимо растет интерес профессиям в данной области.

   Название программы элективного курса: «Азбука бизнеса!».

   Программа предназначена для учащихся 9 кл. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.

   Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономике в том числе и по бизнесу, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.

   Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)

    Принципами отбора содержания материала программы являются:

   - системность;

   - научность;

   - доступность;

   - возможность практического применения полученных знаний;

   - реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.   

     Цели курса:

- развивать интеллектуальные и практические умения  учеников в области бизнеса;

- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;

- познакомить учеников с проблемами в области бизнеса;

- научить навыкам правильного решения задач;

- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

   Задачи курса:

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

- способствовать развитию самостоятельной работы;

- развивать логическое мышление;

- способствовать развитию коллективной работы;

Ожидаемые результаты:

     В конце курса ученики должны:

 - уметь применять экономические знания в жизни;

 - уметь анализировать нужную информацию;

 - уметь правильно составлять некоторые документы, которые нужны для организации любой фирмы   (устав фирмы, учредительный договор фирмы и  т. д.);

 - уметь приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах.

 - знать экономические термины и понятия;

 - знать характерных черт преуспевающих предпринимателей;

 -  знать правила составления основных документов для организации любой фирмы;

 -  знать как организуется фирма и какие проблемы могут возникнут и т. д. 

  - владеть  основными экономическими терминами и понятиями;

  - владеть информации о разных формах фирм;

  - владеть представлением об организации и управлении фирмой.

 

        Методы:

   - мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);

   - энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);

   - групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);

   - тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);

   - выполнение разных задании.

 

Содержание программы:

1 зан.: “Что такое бизнес?” - Что такое экономика? Факторы производства. Что такое бизнес? Условия развития препринимательской деятельности.

2 зан.: “Кто становится бизнесменом?” – Кто это бизнесмен? Характерные черты преуспевающих предпринимателей. Кто становится бизнесменом? Стратегии, используемые бизнесменами.

3 зан.: “Как начать свое дело?” - Нужные документы для открытия фирмы: устав фирмы, учредительный договор о создании фирмы. Какие бывают фирмы?

4 зан.: “Фирма в системе бизнеса.” – Основные экономические вопросы: Что? Сколько? Как? Как сделать бизнес эффективным?

5 зан.: “Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.” – Элементы управления. Менеджмент. Виды деятельности в менеджменте. Менеджер. Главные общие цели. Частные цели. Программа и планы фирмы.

6 зан.: “Контроль. Организация управления.” – Что контролируется? Формы контроля. Организационная структура. Проблемы в управлении.

7 зан.: “Деньги и финансы. Источники финансирования.” – Источники финансирования: внутренние и внешние. Проблема запасов.

8 зан.: “Сделки в бизнесе и баланс фирмы.” – Сделки в бизнесе.Баланс фирмы: актив и пассив.Амортизация.

9 зан.: “Люди в бизнесе.” Почему люди ходят на работу? Люди в коллективе. Коммуникации в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы. Лидер в коллективе. Авторитет.

10 зан.: “Мотивация.” – Вознаграждения. Стимулы. Идеальный работник кто это? Оплата труда.

11 зан.: “Что такое маркетинг и для чего он нужен?” – Маркетинг. Задачи, которые решает система маркетинга. Поведение покупателя на рынке. Изучение рынка – мероприятия.

12 зан.: “Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.” – Установление цены на товар. Каналы распределения. Реклама. Стимулирование сбыта.

13 зан.: “Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” – Исторические корни государственного регулирования. Экономические функции государства. Сущность финансовой политики государства. Финансовая политика государства.

14 зан.: “Бюджетная политика.” – Доходы и расходы бюджета. Регулирование доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Курсовая и внешнеэкономическая политика.

15 зан.: “Помощь предпринимательству.”  - Помощ новым фирмам. Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Нефинансовые формы помощи.

16 зан.: “Экскурсия.”

17 зан.: “Защита рефератов.” Темы рефератов:

                                                   1.  “Управление в фирме”;

                                                 2.  “Роль рекламы в фирмы”;

                                                 3.  “Какие рекламы бывают” ;

                                                   4.   Интервью с одним из бизнесменов.

  Формы контроля:

 - тестирование;

 - вопросы – ответы;

 - интеллектуальные игры;

 - интересные задания разного типа;

 - анкетирование;

 - собеседование по предлагаемой теме.

Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Е. Г. Фирсов  Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.

4. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

5. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

6. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

 

Литература для учеников:

1. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

2. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

3. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

Календарьно – тематический план.

 

Темы.

Методы и формы проведения.

Оборудование

Время на изу.

1

Что такое бизнес?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

Карточки, таблица.

1

2

Кто становится бизнесменом?

Информационно-репро- дуктивный, беседа.

Тест, схема.

1

3

Как начать свое дело?

Информационно-репро- дуктивный.

Карточки.

 

4

Фирма в системе бизнеса.

 Как сделать бизнес эффективным?

Объяснительно -  иллюстративный.

Схема.

1

5

Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.

Информационно-репро дуктивный; мини лекция.

Схемы.

1

6

Контроль. Организация управле - ния.

Лекция с элементами беседы.

Схемы.

1

7

Деньги и финансы. Источники финансирования.

 

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

 

1

8

Сделки в бизнесе и баланс фирмы.

Лекция с элементами беседы.

Иллюстрации.

1

9

Люди в бизнесе.

Диктант по терминам, ролевая игра, мозг. штурм.

Таблица, карточки.

1

10

Мотивация

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция

Схема.

1

11

Что такое маркетинг и для чего он нужен?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция.

Мини лекция, работа со схемами

1

12

Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, ролевая игра.

Схема.

1

13

Почему государство должно вмешиваться в бизнес?

Лекция с элементами беседы.

Схемы

1

14

Бюджетная политика.

Лекция с элементами беседы.

Схема, таблица.

1

15

Помощь предпринимательству.

Лекция с элементами беседы, мозг. штурм, беседа.

 

1

16

Экскурсия.

Частично – исследова – тельский; беседа.

 

1

17

 Защита рефератов.

Темы рефератов:

  1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

Исследовательский, защита рефератов.

Беседа.

1

    Термины: Экономика, бизнес, фирма, акционерное общество, менеджер, менеджмент, коммуникация, мотивация, бюджет, баланс, амортизация.

     Темы рефератов:

   1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9_kl._azbuka_biznesa.doc178.06 КБ

Предварительный просмотр:

                   

Авторская программа (курс по выбору)

на тему “Азбука бизнеса” 

Составитель: учитель истории и обществознания Шайхетдинова Люция Рашидовна, высшей квалификационной категории,

МБОУ "Балтасинская СОШ"

Пояснительная записка.

    В настоящее время все актуальнее становится экономика в жизни каждого человека. Экономика - это наука об использовании людьми ресурсов для производства различных товаров и услуг, их распределения, обмена и потребления. В понятие экономики входит и возникающая при этом совокупность общественных отношений. Экономическая наука изучает прежде всего экономические потребности и способы их удовлетворения. Никакое общество не может существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей. Для этого надо производить материальную продукцию и оказывать услуги населении. Всем этим и занят сложнейший механизм, который изучает экономическая наука.

   Бизнес -  это часть экономики. Бизнес в нашей стране постепенно занимает подобающее ему место. У учеников ощутимо растет интерес профессиям в данной области.

   Название программы элективного курса: «Азбука бизнеса!».

   Программа предназначена для учащихся 9 кл. Продолжительность курса 17 часов. Содержание учебного материала соответствует целям и содержит элементы новизны.

   Курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по экономике в том числе и по бизнесу, необходимыми для понимания основных направлений развития современного мира.

   Данный курс может иметь существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания и может быть рекомендован для изучения учащимися разных профилей. (нап.: «Социально – гуманитарный», «Филологический»)

    Принципами отбора содержания материала программы являются:

   - системность;

   - научность;

   - доступность;

   - возможность практического применения полученных знаний;

   - реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.    

     Цели курса:

- развивать интеллектуальные и практические умения  учеников в области бизнеса;

- научить учеников овладеть экономическими терминами и понятиями;

- познакомить учеников с проблемами в области бизнеса;

- научить навыкам правильного решения задач;

- научить учеников правильно применять теоретические знания в жизни.

   Задачи курса:

- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;

- способствовать развитию самостоятельной работы;

- развивать логическое мышление;

- способствовать развитию коллективной работы;

Ожидаемые результаты:

     В конце курса ученики должны:

 - уметь применять экономические знания в жизни;

 - уметь анализировать нужную информацию;

 - уметь правильно составлять некоторые документы, которые нужны для организации любой фирмы   (устав фирмы, учредительный договор фирмы и  т. д.);

 - уметь приводить примеры, участвовать в обсуждении вопросов, предложенных учителем, аргументировать свою точку зрения, работать в группах.

 - знать экономические термины и понятия;

 - знать характерных черт преуспевающих предпринимателей;

 -  знать правила составления основных документов для организации любой фирмы;

 -  знать как организуется фирма и какие проблемы могут возникнут и т. д.  

  - владеть  основными экономическими терминами и понятиями;

  - владеть информации о разных формах фирм;

  - владеть представлением об организации и управлении фирмой.

 

        Методы:

   - мозговые штурмы (включить в работу всех членов группы; определение уровня знаний и основных интересов участников; активизировать творческого потенциала участников);

   - энергизаторы (позволяют продемонстрировать и почувствовать взаимную поддержку участников группы; способствуют формированию навыков невербальной коммуникации, тренировки концентрации внимания, быстроты реакции; служат для разрядки, снятия напряжения, повышения энергетического потенциала группы; позволяют легко и непринужденно поделиться на группы);

   - групповые работы (КО – это метод решения общих задач посредством взаимодействия небольшой группы участников);

   - тесты (являются исключительно объективным способом контроля результатов обучения; тесты обладают высокими обучающими возможностями);

   - выполнение разных задании.

Содержание программы:

1 зан.: “Что такое бизнес?” - Что такое экономика? Факторы производства. Что такое бизнес? Условия развития препринимательской деятельности.

2 зан.: “Кто становится бизнесменом?” – Кто это бизнесмен? Характерные черты преуспевающих предпринимателей. Кто становится бизнесменом? Стратегии, используемые бизнесменами.

3 зан.: “Как начать свое дело?” - Нужные документы для открытия фирмы: устав фирмы, учредительный договор о создании фирмы. Какие бывают фирмы?

4 зан.: “Фирма в системе бизнеса.” – Основные экономические вопросы: Что? Сколько? Как? Как сделать бизнес эффективным?

5 зан.: “Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.” – Элементы управления. Менеджмент. Виды деятельности в менеджменте. Менеджер. Главные общие цели. Частные цели. Программа и планы фирмы.

6 зан.: “Контроль. Организация управления.” – Что контролируется? Формы контроля. Организационная структура. Проблемы в управлении.

7 зан.: “Деньги и финансы. Источники финансирования.” – Источники финансирования: внутренние и внешние. Проблема запасов.

8 зан.: “Сделки в бизнесе и баланс фирмы.” – Сделки в бизнесе.Баланс фирмы: актив и пассив.Амортизация.

9 зан.: “Люди в бизнесе.” Почему люди ходят на работу? Люди в коллективе. Коммуникации в коллективе. Начальники и подчиненные. Проблемы. Лидер в коллективе. Авторитет.

10 зан.: “Мотивация.” – Вознаграждения. Стимулы. Идеальный работник кто это? Оплата труда.

11 зан.: “Что такое маркетинг и для чего он нужен?” – Маркетинг. Задачи, которые решает система маркетинга. Поведение покупателя на рынке. Изучение рынка – мероприятия.

12 зан.: “Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.” – Установление цены на товар. Каналы распределения. Реклама. Стимулирование сбыта.

13 зан.: “Почему государство должно вмешиваться в бизнес?” – Исторические корни государственного регулирования. Экономические функции государства. Сущность финансовой политики государства. Финансовая политика государства.

14 зан.: “Бюджетная политика.” – Доходы и расходы бюджета. Регулирование доходов и расходов бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг. Курсовая и внешнеэкономическая политика.

15 зан.: “Помощь предпринимательству.”  - Помощ новым фирмам. Субсидии, государственные закупки и государственные заказы. Нефинансовые формы помощи.

16 зан.: “Экскурсия.”

17 зан.: “Защита рефератов.” Темы рефератов:

                                                   1.  “Управление в фирме”;

                                                 2.  “Роль рекламы в фирмы”;

                                                 3.  “Какие рекламы бывают” ;

                                                   4.   Интервью с одним из бизнесменов.

  Формы контроля:

 - тестирование;

 - вопросы – ответы;

 - интеллектуальные игры;

 - интересные задания разного типа;

 - анкетирование;

 - собеседование по предлагаемой теме.

Использованная литература для учителей:

1. Прикладная экономика - (учебное пособие); М.; Артель – Сервиз; 2003 г.

2. Прикладная экономика - (сборник заданий); М; Артель – Сервиз; 2003 г.

3. Е. Г. Фирсов  Экономика – интеллектуальные игры для школьников – Ярославль; «Академия развития»; 1998 г.

4. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

5. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

6. Н. И. Ильина сборник тестовых заданий и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

Литература для учеников:

1. Е. Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес» М.; Начала – Пресс; 1995 г.;

2. Н. И. Ильина сборник тестовых задач и упражнений по экономике; НП «Центр экономики и права»; К.; 2004 г.

3. М. И. Скаржинский, В. В. Чекмарев  Рыночная экономика – 20 уроков; к.; 1998 г.;

Календарьно – тематический план.

Темы.

Методы и формы проведения.

Оборудование

Время на изу.

1

Что такое бизнес?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

Карточки, таблица.

1

2

Кто становится бизнесменом?

Информационно-репро- дуктивный, беседа.

Тест, схема.

1

3

Как начать свое дело?

Информационно-репро- дуктивный.

Карточки.

4

Фирма в системе бизнеса.

 Как сделать бизнес эффективным?

Объяснительно -  иллюстративный.

Схема.

1

5

Что такое управление и почему оно необходимо? Цели и планирование.

Информационно-репро дуктивный; мини лекция.

Схемы.

1

6

Контроль. Организация управле - ния.

Лекция с элементами беседы.

Схемы.

1

7

Деньги и финансы. Источники финансирования.

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, моз. штурм.

1

8

Сделки в бизнесе и баланс фирмы.

Лекция с элементами беседы.

Иллюстрации.

1

9

Люди в бизнесе.

Диктант по терминам, ролевая игра, мозг. штурм.

Таблица, карточки.

1

10

Мотивация

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция

Схема.

1

11

Что такое маркетинг и для чего он нужен?

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция.

Мини лекция, работа со схемами

1

12

Маркетинг в действии - сбыт. Реклама.

Информационно-репро- дуктивный, мини лекция, ролевая игра.

Схема.

1

13

Почему государство должно вмешиваться в бизнес?

Лекция с элементами беседы.

Схемы

1

14

Бюджетная политика.

Лекция с элементами беседы.

Схема, таблица.

1

15

Помощь предпринимательству.

Лекция с элементами беседы, мозг. штурм, беседа.

1

16

Экскурсия.

Частично – исследова – тельский; беседа.

1

17

 Защита рефератов.

Темы рефератов:

  1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

Исследовательский, защита рефератов.

Беседа.

1

    Термины: Экономика, бизнес, фирма, акционерное общество, менеджер, менеджмент, коммуникация, мотивация, бюджет, баланс, амортизация.

     Темы рефератов:

   1.  “Управление в фирме”;

2. “Роль рекламы в фирмы”;

3. “Какие рекламы бывают” ;

4. Интервью с одним из бизнесменов.

Приложение

Материалы по теме: “Как начать свое дело?”

Нужные документы для того чтобы зарегистрировать фирму:

- Документ, определяющий отношения между будущей фирмой и обществом, а также отношения между работниками и служащими внутри самой фирмы ( Устав фирмы).

- Документ, определяющий отношения между самими учредителями фирмы (Учредительный договор).

Устав фирмы...

Раздел I. Общие положения.

                - владельцы фирмы;

                   - юридический статус фирмы;

                   - адрес фирмы.

Раздел II. Предмет деятельности фирмы:

                - цель создания фирмы;

                   - какие товары и услуги производит фирма.

Раздел III. Уставный капитал фирмы:

                 - размер уставного капитала фирмы;

                    - доли учредителей в уставном капитале.

Раздел IV. Права и обязанности владельцев фирмы.

Раздел V.   Порядок распределения прибыли фирмы.

Раздел VI.  Органы управления фирмы.

Раздел VII. Порядок принятия новых учредителей и выхода старых.

Раздел VIII. Порядок прекращения деятельности фирмы.

Учредительный договор о создании фирмы…

Раздел I.   Общие положения:

                 - владельцы фирмы;

                    - юридический статус фирмы;

                    - адрес фирмы.

Раздел II.  Учредители фирмы.

Раздел III. Уставный капитал фирмы:

                 - размер уставного капитала фирмы;

                    - доли учредителей в уставном капитале;

                    - порядок формирования уставного капитала фирмы.

Раздел IV. Права и обязанности учредителей фирмы.

Формы владения собственностью.

- Индивидуальная (или семейная) частная фирма. Создать такую фирму, предприниматель использует свои собственные средства или средства своей семьи.

- Товарищество. В товарищество могут объединиться несколько человек или фирм.

- Акционерное общество открытого типа. Ак. общ., как и товар., может создано несколькими людьми или фирмами.

- Государственные и муниципальные фирмы. Эти фирмы принадлежать не одному или нескольким людям, а государству, городу или району.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса по выбору 8-9 кл.

Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 кл. и называется "Простые шаги к счастью"...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»

Данная авторская программа   разработана   для   учащихся   9-х   классов    основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...

Авторская программа курса по выбору: «Флористика и фитодизайн»

Программа  курса по выбору «Флористика и фитодизайн» предназначена для учащихся 9-х классов, объём программы - 17 часов....

Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.

Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...

Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс

Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....

Авторская программа курса по выбору "Немецкая литература 20 века"

Курс по выбору  "Немецкая литература 20 века" (Учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов, 17 часов)...

Авторская программа курсов по выбору Давлетшиной Г. Г. "Инсафлының теле саф"

Татарстан Республикасы Апас муниципаль районы “Апас урта гомуми белем бирү аерым фәннәрне тирәнтен өйрәнү мәктәбе” гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесенең татар теле һәм әдәбияты ук...