Авторская программа курса по выбору: «Флористика и фитодизайн»
элективный курс по биологии (9 класс) по теме
Программа курса по выбору «Флористика и фитодизайн» предназначена для учащихся 9-х классов, объём программы - 17 часов.
Программа курса по выбору состоит из разделов учебной программы: пояснительной записки, целей и задач курса, содержания курса, развёрнутого учебно – тематического планирования, ожидаемых результатов обучения, списка литературы для учителя и учащихся, приложений, включающих иллюстративный материал.
Основной концептуальной идеей курса является региональный компонент к изучаемому материалу и использование межпредметных связей, а также возможность овладения учащимися навыками выбора будущей профессии, формирования экономического мышления, художественно-эстетического вкуса.
Предусмотрены разнообразные формы проведения занятий, которые носят практико-ориентированный характер. Такие занятия способны вовлечь учеников в исследовательскую, поисковую деятельность и раскрыть их творческие способности, развить навыки приёмов работы фитодизайнера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kurs_po_vyboru.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Татарстан
МБОУ «Утяшкинская основная общеобразовательная школа Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ:
на заседании ММО УО ЗМР Директор школы: _______________
«________» __________________ 2012 г. «________» ______________________ 2012 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО протокол № ___________
от «________» _______________ 2012 г.
Руководитель ШМО __________
Курс по выбору: «Флористика и фитодизайн»
(программа для учащихся 9-х классов, 17 часов)
Авторская программа
Учитель биологии
МБОУ «Утяшкинская ООШ
Зеленодольского муниципального
района Республики Татарстан»
Мухаметзянова Рузалия Равильевна
с. Утяшки
2012г.
Пояснительная записка
Все самое прекрасное в жизни сравнивают с цветами. Они сопутствуют нам во всех знаменательных моментах нашей жизни, окружают нас дома, на работе, на улице, в саду… Цветы не только приятно ласкают глаз, но и облагораживают человека, пробуждая в нем чувство прекрасного, вселяют веру в свои силы, вызывая восхищение своей жизнестойкостью и приспособлениями к экологическим условиям.
Современные дети растут в условиях интенсивно формирующейся рыночной экономики страны. Для них стали необходимыми знаниями таких областей наук, как экономика, маркетинг, управление, потому что профессии, которые они получат на основе этих знаний, будут не только престижны, но и высоко оплачиваемы.
В сознании выпускников школы понятия биологии и экономики (т.е. возможность использовать биологические знания для получения определенной экономической прибыли) чаще всего несовместимы, хотя любой старшеклассник знает об открытиях во многих перспективных областях биологии (фармакологии, биотехнологии и т.д.), применение которых во много раз окупает затраты на их разработку.
Программа курса по выбору «Флористика и фитодизайн» предназначена для учащихся 9 классов, рассчитана на 17 часов.
Данный курс позволяет реализовать связь теоретических и практических знаний предметов естественного цикла, при его изучении реализуются межпредметные связи с такими предметами как биология, химия, экология, черчение, информатика, физика, геометрия, экономика. Среди предметов художественно-эстетического цикла флористика и фитодизайн занимают огромное место, так как именно они призваны украсить дом, сад, загородные поместья, общественные здания искусными композициями из цветов, которые радуют человеческий глаз своим совершенством.
Развиваются умения сравнивать, анализировать, сопоставлять, познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности, самостоятельность в приобретении новых знаний. Для активизации познавательного интереса используются экспериментальные исследования, использование информационных технологий, создание творческих проектов.
В процессе изучения данного курса учащиеся готовятся к практической деятельности, они смогут профессионально самоопределиться и выбрать свою будущую профессию, связанную с растениями, оформлением интерьера. В любом случае, знания и умения, приобретенные на занятиях, всегда пригодятся в жизни.
Цели курса:
1. Освоение знаний об основных видах цветочно-декоративных растений, основах флористики и фитодизайна.
2. Развитие творческих способностей, навыков самостоятельного поиска нужной информации.
3. Воспитание позитивного ценностного отношения к природе, биологическим законам.
4. Помочь ученику сориентироваться в выборе профиля (в частности, естественного) в мире современных профессий, связанных с биологическими знаниями.
Задачи курса:
Научить:
- выбирать растения для озеленения,
- основным приемам аранжировки цветов, составления букетов и цветочных композиций,
- создавать собственные творческие композиции,
- элементам декоративного оформления внутренних помещений,
- приемам устройства и содержания цветника,
- использовать литературу, информационные технологии, творческие проекты,
- практическому применению умений и навыков,
- проявлять наблюдательность, эрудицию, фантазию,
- овладеть навыком работы в одном из конкретных направлений в области флористики и фитодизайна.
Содержание курса
1. Вводное занятие (1ч)
История развития фитодизайна и флористики. Виды фитодизайна. История зарождения искусства составления икебаны. Дать понятие таких терминов как: аранжировка, флористика, фитодизайн. Учебные дисциплины, входящие в этот предмет. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов творческих специальностей.
2. Букеты и композиции. (1ч)
Основы составления букетов и композиций. Композиция и семь признаков правильного составления композиции. История возникновения букета. Гармоничное сочетание размера, цвета, формы, размещения букетов и композиций. Разновидности букетов и композиций. Из заповедей икебаны.
Практическое занятие№1: «Составление букета, композиции»
3. Срезка и сохранность срезанных цветов. (1ч)
Сроки срезки. Обработка стебля. Требования к воде, воздуху, свету. Биологическая совместимость и несовместимость цветов.
Практическое занятие№2: «Срезка растений. Обработка стебля»
4. Умение дарить цветы. (1ч)
Правила дарения цветов. Соответствие повода и букета. Символика и язык цветов. Выбор цветов для букета, уход за букетом.
5. Праздничная флористика. (1ч)
Полевые цветы и травы, сухоцветы, отбор и сушка фотоматериала. Глицерин. Правила и принципы изготовления композиций из сухих и искусственных цветов.
Букеты и композиции с ягодами и фруктами, натюрморт. Упаковка и открытка. Цветочная игрушка.
Практическое занятие №3: композиция из сухоцветов, праздничная композиция, флористическое дерево, флористическая открытка, оформление подарка (на выбор).
6. Зимняя композиция. (1ч)
Разнообразие и подготовка материала для зимней композиции. Составление новогодних композиций и букетов.
Практическое занятие №4: «Оформление новогодней композиции»
7. Итоговая работа по флористике. (1ч)
Защита композиции.
8. Технология выращивания растений. (1ч)
Условия содержания растений. Требования к почве. Выбор посуды. Транспортировка растений. Требования к температуре, влажности. Болезни и вредители растений.
9. Растения в интерьере помещений. (1ч)
Сказания старины глубокой. Краткая история цветоводства. Классификация комнатных растений. Выбор растений для каждой комнаты. Как лучше разместить комнатные растения. Композиции из горшечных растений.
10. Особенности ухода за комнатными растениями. (1ч)
Полив. Подкормка. Рыхление почвы. Пересадка и перевалка.
Практическое занятие №5: «Уход за комнатными растениями»
11. Размножение растений. (1ч)
Семенное и вегетативное размножение растений. Вегетативное размножение: деление, прививка, черенкование, отводки. Проращивание семян. Уход за рассадой. Сбор и хранение семян.
Практическое занятие №6: «Вегетативное размножение комнатных растений»
12. Многообразие комнатных растений. (1ч)
Виды комнатных растений и их особенности. Комнатные растения в интерьере помещений. Фрагментарное, комплексное, временное озеленение.
Практическое занятие №7: Составление проекта «Моя комната»
13. Растения в вашем саду. (1ч)
Как устроить и содержать цветник. Ассортимент цветочно-декоративных травянистых растений открытого грунта. Использование растений в клумбах, выбор растений. Рабатки, газоны, бордюры.
Практическое занятие №8: «Проект озеленения травянистыми растениями пришкольного участка»
14. Зеленые вертикали. (1ч)
Лианы в декоративном озеленении. Выбор растений, уход и размножение. Как озеленить веранду, балкон, беседку.
Практическое занятие №9: Составление проекта «Беседка»
15. Уход за травянистыми растениями открытого грунта. (1ч)
Закаливание. Полив. Прореживание. Рыхление почвы. Пасынкование. Прищипка. Мульчирование. Подокучивание.
Практическое занятие №10: Уход за травянистыми растениями открытого грунта.
16. Профессии, связанные с фитодизайном. (1ч)
Сведения о профессиях, связанных с фитодизайном, флористикой; типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области. Трудоустройство и востребованность флористов и фитодизайнеров. Фитодизайнер – учёный, художник или экономист?
17. Заключительное занятие. (1ч)
Защита проектов.
Учебно – тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Тип занятия | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Использование ИКТ | Методы и формы | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
План. | Факт. | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Вводное занятие. | 1ч | Занятие по формированию новых знаний | История развития фитодизайна и флористики. Виды фитодизайна. История зарождения искусства составления икебаны. Дать понятие таких терминов как: аранжировка, флористика, фитодизайн. Учебные дисциплины, входящие в этот предмет. Учебные заведения, занимающиеся подготовкой специалистов творческих специальностей. | Компьютерная презентация | Обзорная лекция, рассказ-беседа | Знать историю развития фитодизайна и флористики. Виды фитодизайна. | ||
2 | Букеты и композиции. Практическое занятие №1: «Составление букета, композиции» | 1ч | Комбинированное занятие | Основы составления букетов и композиций. Композиция и семь признаков правильного составления композиции. История возникновения букета. Гармоничное сочетание размера, цвета, формы, размещения букетов и композиций. Разновидности букетов и композиций. Из заповедей икебаны. | Компьютерная презентация | Рассказ, практикум | Знать основы составления букетов и композиций. Уметь составлять букеты и композиции, использовать информационные технологии, литературу. | ||
3 | Срезка и сохранность срезанных цветов. Практическое занятие №2: «Срезка растений. Обработка стебля» | 1ч | Комбинированное занятие | Сроки срезки. Обработка стебля. Требования к воде, воздуху, свету. Биологическая совместимость и несовместимость цветов. | Рассказ, практикум | Знать, как производить срезку и сохранить срезанные цветы. Уметь срезать растения и обрабатывать стебель. | |||
4 | Умение дарить цветы. | 1ч | Комбинированное занятие | Правила дарения цветов. Соответствие повода и букета. Символика и язык цветов. Выбор цветов для букета, уход за букетом. | Рассказ-беседа, ролевая игра | Знать правила дарения цветов. Уметь использовать информационные технологии, литературу. | |||
5 | Праздничная флористика. Практическое занятие №3: композиция из сухоцветов, праздничная композиция, флористическое дерево, флористическая открытка, оформление подарка (на выбор). | 1ч | Комбинированное занятие | Полевые цветы и травы, сухоцветы, отбор и сушка фотоматериала. Глицерин. Правила и принципы изготовления композиций из сухих и искусственных цветов. Букеты и композиции с ягодами и фруктами, натюрморт. Упаковка и открытка. Цветочная игрушка. | Компьютерная презентация | Рассказ-демонстрация, практикум | Знать правила и принципы изготовления композиций из сухих и искусственных цветов. Уметь составлять праздничную композицию, использовать информационные технологии, литературу. | ||
6 | Зимняя композиция. Практическое занятие №4: «Оформление новогодней композиции» | 1ч | Комбинированное занятие | Разнообразие и подготовка материала для зимней композиции. Составление новогодних композиций из букетов. | Компьютерная презентация | Рассказ, практикум | Уметь составлять новогоднии композиции из букетов, использовать информационные технологии, литературу. | ||
7 | Итоговая работа по флористике. | 1ч | Занятие по обобщению, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Защита композиций. | Защита композиции, выставка работ | Уметь создавать собственные творческие композиции, проекты. Проявлять наблюдательность, эрудицию, фантазию. | |||
8 | Технология выращивания растений. | 1ч | Занятие по формированию новых знаний | Условия содержания растений. Требования к почве. Выбор посуды. Транспортировка растений. Требования к температуре, влажности. Болезни и вредители растений. | Беседа на основе самонаблюдений и предшествующих знаний | Знать технологию выращивания растений и уметь применять полученные знания на практике. | |||
9 | Растения в интерьере помещений. | 1ч | Комбинированное занятие | Сказания старины глубокой. Краткая история цветоводства. Классификация комнатных растений. Выбор растений для каждой комнаты. Как лучше разместить комнатные растения. Композиции из горшечных растений. | Работа в Интернете | Лекция, музей комнатных растений | Научиться элементам декоративного оформления внутренних помещений. Уметь использовать информационные технологии, литературу. | ||
10 | Особенности ухода за комнатными растениями. Практическое занятие №5: «Уход за комнатными растениями» | 1ч | Комбинированное занятие | Полив. Подкормка. Рыхление почвы. Пересадка и перевалка. | Беседа на основе самонаблюдений и предшествующих знаний, практикум | Знать особенности ухода за комнатными растениями. Уметь применять полученные знания на практике. | |||
11 | Размножение растений. Практическое занятие №6: «Вегетативное размножение комнатных растений» | 1ч | Комбинированное занятие | Семенное и вегетативное размножение растений. Вегетативное размножение: деление, прививка, черенкование, отводки. Проращивание семян. Уход за рассадой. Сбор и хранение семян. | Беседа, фронтальный опрос, практикум | Знать способы вегетативного размножения. Семенное размножение. Уметь применять полученные знания на практике. | |||
12 | Многообразие комнатных растений. Практическое занятие №7: Составление проекта «Моя комната» | 1ч | Комбинированное занятие | Виды комнатных растений и их особенности. Комнатные растения в интерьере помещений. Фрагментарное, комплексное, временное озеленение. | Компьютерная презентация | Рассказ-беседа, практикум | Уметь выбирать растения для озеленения помещений, применять полученные знания на практике. | ||
13 | Растения в вашем саду. Практическое занятие №8: «Проект озеленения травянистыми растениями пришкольного участка» | 1ч | Комбинированное занятие | Как устроить и содержать цветник. Ассортимент цветочно-декоративных травянистых растений открытого грунта. Использование растений в клумбах, выбор растений. Рабатки, газоны, бордюры. | Семинар - мозговой штурм, создание плана цветника, практикум | Уметь выбирать растения для озеленения сада. Овладеть приеми устройства и содержания цветника. Уметь применять полученные знания на практике. | |||
14 | Зеленые вертикали. Практическое занятие №9: Составление проекта «Беседка» | 1ч | Комбинированное занятие | Лианы в декоративном озеленении. Выбор растений, уход и размножение. Как озеленить веранду, балкон, беседку. | Демонстрация фотографий и слайдов | Лекция, беседа, практикум | Уметь выбирать растения для озеленения веранды, беседки, балкона, применять полученные знания на практике. Проявлять эрудицию, фантазию. | ||
15 | Уход за травянистыми растениями открытого грунта. Практическое занятие №10: Уход за травянистыми растениями открытого грунта. | 1ч | Комбинированное занятие | Закаливание. Полив. Прореживание. Рыхление почвы. Пасынкование. Прищипка. Мульчирование. Подокучивание. | Рассказ-беседа, практикум | Знать правила ухода за травянистыми растениями открытого грунта. Уметь применять полученные знания на практике. | |||
16 | Профессии, связанные с фитодизайном. | 1ч | Комбинированное занятие | Сведения о профессиях, связанных с фитодизайном, флористикой; типичные виды деятельности; учреждения, готовящие специалистов в этой области. Трудоустройство и востребованность флористов и фитодизайнеров. Фитодизайнер – учёный, художник или экономист? | Мозговой штурм, ролевая игра | Знать о профессиях, связанных с фитодизайном, флористикой; учреждения, готовящие специалистов в этой области. Овладеть навыком работы в одном из конкретных направлений в области флористики и фитодизайна. | |||
17 | Заключительное занятие. | 1ч | Занятие по обобщению, систематизации и коррекции знаний по изученным темам. | Защита проектов. | Защита проектов, выставка работ | Уметь создавать собственные творческие композиции. Проявлять наблюдательность, эрудицию, фантазию. |
Ожидаемые результаты:
В результате изучения курса по выбору «Флористика и фитодизайн» учащиеся должны
знать:
1. историю развития флористики и фитодизайна;
2. основные композиционные элементы флористики и фитодизайна;
3. основные виды цветочно-декоративных растений;
4. экологические группы растений;
5. способы размножения растений;
6. приемы аранжировки цветов, составления букетов и оформления цветочных композиций;
7. приемы систематического и периодического ухода за комнатными растениями;
8. правила составления проектов.
уметь:
1. создать цветник;
2. выбирать растения для озеленения;
3. составить букет;
4. размножать растения;
5. составлять ассортимент растений для объекта озеленения с учетом их биологии и декоративности, а также природно-климатических условий района;
6. представлять результаты работы в виде сводных таблиц, планов проектов, презентаций, фотоальбомов;
7. работать с Интернетом
использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни;
убедиться в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования природных ресурсов.
Список литературы:
Для учителя:
1.Клинковская Н.И. Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М.: Просвещение,1986. 2.Ломонос П.Н. Зеленые вертикали. – Мн.: Полымя, 1990 3.Николаенко Н.П. Справочник цветовода. М.: Колос, 1990 4.Ипполитова, Н.Я. Декоративное оформление участка. – М., 1992. 5.Кудрявец Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,1993. 6.Кудрявец, Д.Б., Петренко, Н.А. Как вырастить цветы. – М.,1993. 7. Бабина Наталья. 600 практических советов. Домашнее цветоводство. М.: ТИД «КОНТИНЕНТ».2000. 8.Храмова Т.А. Цветы в вашем доме. Кострома,: РИО, 2001. 9. Комнатные растения: Справочник / Мария Тереза Дела Беффа; Перевод с итал. Н.Сухановой – М.: ООО « Издательство АСТ» : ООО « Издательство Астрель» , 2002. 10.Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов. – М.: Кладезь-Букс, 2003. 11.Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях. – М.: Кладезь-Букс, 2003. 12. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать. – М.: Кладезь-Букс, 2003. 13. Хессайон Д.Г. Все о цветах в вашем саду. – М.: Кладезь-Букс, 2003
Для учащихся:
1. Никитинский, Ю.М., Тавлинова, Г.К. Приемы цветочного оформления. – М.: Россельхозиздат,1985. 2.Бибикова, Е.П. Цветоводство. – Минск: Высшая школа, 1992. 3. Кудрявец, Д.Б., Петренко Н.А. Как вырастить цветы: книга для учащихся. – М.: Просвещение,1993. 4. Аксенов, Е.С. Декоративные растения. Т.2\Травянистые растения. – М.: ИздательствоАСТ,2000 5.Петер Асманн «Современная флористика» 6. Детлеф Клатт «Флористические работы» 7. Нона Суханова «Букеты из вашего сада. Сад флориста» 8. Аманда Пеннант «Флористика и фитодизайн: обучение для неопытных» 9. Роземи Штробель-Шульце «Флористика. Букеты и композиции из засушенных цветов»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа курса по выбору 8-9 кл.
Данная программа рассчитана на учащихся 8-9 кл. и называется "Простые шаги к счастью"...
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору «Избранные вопросы математики»
Данная авторская программа разработана для учащихся 9-х классов основной общеобразовательной школы. Программа составлена н...
Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов.
Всякий подросток является личностью и несет в себе нечто уникальное, непохожее на других детей. Но, под воздействием современной т.н. «молодежной культуры» и из-за отсутствия необходимого внимания со ...
Авторская программа курса по выбору " Практика делового письма" 9 класс
Программа курса «Практика делового письма» составлена на основе материала первоисточников ведущих специалистов по вопросу: официально-деловая письменная речь....
Авторская программа курса по выбору "Немецкая литература 20 века"
Курс по выбору "Немецкая литература 20 века" (Учебный курс предпрофильного обучения для учащихся 9-х классов, 17 часов)...
Авторская программа курсов по выбору Давлетшиной Г. Г. "Инсафлының теле саф"
Татарстан Республикасы Апас муниципаль районы “Апас урта гомуми белем бирү аерым фәннәрне тирәнтен өйрәнү мәктәбе” гомуми белем муниципаль бюджет учреждениесенең татар теле һәм әдәбияты ук...
Авторская программа курса по выбору «ОСНОВЫ НРАВСТВЕННОЙ ЖИЗНИ» Для учащихся 8-9 классов
Важным моментом в воспитании подростков является и то, что часто из хороших и добрых побуждений мы стараемся как можно быстрее приобщить их к высшим нравственным идеалам. Но при этом не всегда учитыва...